0 401 10 130

С 1 января 2017 г. вступают в силу изменения, согласно которым номер счета плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений независимо от его экономического содержания в разрядах с 1 по 4 включает код раздела, код подраздела расходов бюджета. Ранее в этих разрядах указывались нули. В статье эксперты 1С рассматривают порядок формирования классификационных признаков счетов (КПС), статей Плана финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (редакций 1 и 2).

С 1 января 2017 г. вступает в силу п. 21.1 (введен приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н) Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н, согласно которому номер счета плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений независимо от его экономического содержания в разрядах с 1 по 4 включает в себя код раздела, код подраздела расходов бюджета.

Напомним, что с 01.01.2016 номера счетов рабочего плана счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений в зависимости от их экономического содержания также должны содержать в 15 — 17 разрядах аналитический код вида поступлений — доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) (далее — поступления) или аналитический код вида выбытий — расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований (далее — выбытия), соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов). В 5 — 14 разрядах могут указываться нули, если иное не установлено Учетной политикой субъекта учета.

Содержание

Формирование классификационных признаков счетов

Для формирования номеров счетов с такой структурой в справочнике Классификационные признаки счетов (КПС) программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (редакция 1 – версия 1.0.44 и выше (далее – БГУ1), редакция 2 – версия 2.0.48 и выше (далее – БГУ2)) предусмотрен новый вид классификационного признака счета – «АУ и БУ», а также реквизит «Уточнение показателя», позволяющий уточнить вид справочника для определения типа последних трех разрядов КПС (разряды 15 — 17). Уточняющий показатель может принимать одно из значений: КРБ, КДБ, КИФ или гКБК.

В разрядах 1-4 КПС вида «АУ и БУ» указывается код раздела, код подраздела расходов бюджета.

В разрядах 5 – 14 может указываться код из произвольного классификатора «Аналитический код КПС», который применяется для ведения аналитики в соответствии с Учетной политикой учреждения. Если дополнительные аналитические коды в учреждении не применяются, реквизит «Аналитический код КПС» можно не заполнять.

В соответствии с уточняющим показателем (КРБ, КДБ, КИФ) в разрядах 15-17 КПС указывается код вида расходов, код аналитической группы подвида доходов бюджетов или код аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации.

Рис. 1

При записи КПС ему присваивается код, сформированный из составных частей, заданных в группе реквизитов Состав классификационного признака формы КПС.

Напомним, что в форме КПС в обязательном порядке следует указывать дату начала действия КПС. Для КПС вида «АУ и БУ» следует указать «01.01.2017».

Формирование статей Плана ФХД на 2017 год

С целью отражения плановых назначений по доходам и расходам бюджетные и автономные учреждения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» вводят статьи плана ФХД в справочник «Статьи плана поступлений (выбытий)».

В элементах справочника «Статьи плана поступлений (выбытий)» для статей вида КРБ достаточно указать коды раздела и подраздела, вида расходов и КОСГУ. При необходимости можно указать код из произвольного классификатора «Аналитический код КПС», который применяется для ведения аналитики в соответствии с Учетной политикой учреждения.

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н, в ред. от 29.08.2016 № 142н (далее — Требования к Плану ФХД), не содержат требования отражать в Плане ФХД доходы и источники по аналитическим кодам подвидов доходов и источников. Согласно пункту 8.1 Требований к Плану ФХД в графе 3 Таблицы 2 по строкам 110 — 180, 300 — 420 указываются коды классификации операций сектора государственного управления, по строкам 210 — 280 указываются коды видов расходов бюджетов.

Для отражения плановых показателей на счетах бухгалтерского учета в элементах справочника «Статьи плана поступлений (выбытий)» для статей вида КДБ (КИФ) помимо кода раздела и подраздела классификации расходов необходимо указать коды аналитической группы подвида доходов (источников) и КОСГУ.

Рис. 2

При необходимости можно указать код из произвольного классификатора «Аналитический код КПС», который применяется для ведения аналитики в соответствии с Учетной политикой учреждения.

Примеры создания КПС и статей Плана ФХД для разных счетов приведены в статье «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». Формирование рабочего плана счетов бюджетных и автономных учреждений в 2017 г., публикуемой в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

Изменение структуры Рабочего плана счетов учреждения

Для формирования в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» номеров счетов с новой структурой в Учетной политике бюджетного (автономного) учреждения на дату «01.01.2017» следует указать новую Структуру Рабочего плана счетов (реквизит Структура РПС формы Учетная политика учреждения), в которой для каждого КФО должен быть установлен тип КПС – «Классификация АУ и БУ».

Рис. 3

Затем на 1 января 2017 г. необходимо перенести остатки на КПС, включающие в разрядах 1-4 код раздела, код подраздела расходов бюджета.

Перенос остатков по КПС на 01.01.2017

С 01.01.2017 должны применяться новые КПС во всех номерах счетов Рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Следовательно, на 01.01.2017 необходимо выполнить перенос остатков по КПС по всем счетам Рабочего плана счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений.

По технологии, реализованной в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», для ведения учета в новом финансовом году в соответствии с кодами бюджетной классификации, установленными на 2017 год, и требованиями к формированию номеров счетов в 2017 году необходимо выполнить перенос остатков на новые КПС датой «31 декабря 2016 года».

До этого момента в программу должны быть введены все операции 2016 года, которые должны найти отражение в отчете за 2016 год.

Для переноса остатков по КПС в БГУ1 применяются следующие документы (меню Сервис — Служебные — Документы переноса остатков по КПС главного меню программы, интерфейс Полный)):

· Перенос остатков по КПС;

· Перенос остатков по КПС для счетов авансов и расчетов с поставщиками;

· Перенос остатков по КПС для счетов учета номенклатуры;

· Перенос остатков по КПС для счетов учета ОС;

· Перенос остатков по КПС для счетов расчетов с покупателями.

Рекомендуем для ввода документов воспользоваться Помощником «Перенос остатков по КПС» (меню Сервис — Служебные — Перенос остатков по КПС).

В БГУ2 применяется универсальный документ «Перенос остатков по КПС» (раздел Учет и отчетность, команда панели навигации Перенос остатков группы команд Регламентные операции).

Предварительно следует создать КПС в части:

· доходов,

· расходов,

· источников финансирования.

Подробнее о переносе остатков с неактуальных КПС в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» можно прочитать в ресурсах ИТС-бюджет, статьях подразделов «Перенос остатков по КПС» методической поддержки БГУ1 и БГУ2.

Для БГУ1 — статья «Практические рекомендации по переносу остатков с неактуальных КПС в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8″»; для БГУ2 — статья «Практические рекомендации по переносу остатков с неактуальных КПС в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2″».

Отражение операций 2017 года

Следует отметить, что при применении КПС вида «Классификация АУ и БУ», также как и прежде при применении КПС вида «Бюджетная классификация», все операции 2017 года следует отражать согласно приложению 2 «Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета» к Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (в ред. Приказа № 209н), с учетом положений пункта 2.1 Инструкции № 174н, пункта 3 Инструкции 183н в ред. Приказа № 209н.

Синтетический учет – это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведётся на синтетических счетах бухгалтерского учёта.

Основная особенность синтетического учёта заключается в его обобщённости, отсутствии разделения на конкретные характеристики средств.

Синтетическими счетами называются счета бухгалтерского учёта, по которым ведётся учет имущества, обязательств и хозяйственных процессов в самом обобщенном виде. Такие показатели содержатся в счетах синтетического учёта и необходимы для общего представления о наличии и движении средств и их источников (основных средств, сырья, материалов, топлива, затрат на производство, денежных средств в кассе предприятия и на счетах в банке, уставного фонда и т. п.).

Примерами синтетических счетов бухгалтерского учёта служат: 01 – «Основные средства», 04 – «Нематериальные активы», 10 – «Материалы» и др.

Отметим, что синтетический учёт ведётся исключительно в денежном выражении.

Данные синтетического учёта находят своё развитие (детализацию) в аналитическом учёте. Таким образом, можно сказать что, синтетический учёт – обобщённое отображение информации о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, их источников и хозяйственных процессов в денежном измерении.

Ведётся синтетический учёт на основе синтетических счетов бухгалтерского учёта.

Регистры синтетического учёта

Отражая операции в бухгалтерском учете, компания фиксирует их в регистрах синтетического и аналитического учета. Собственно эти два составляющих – синтетический и аналитический учет, – дополняя друг друга, и образуют конечную систему бухучета на предприятии.

Регистрами синтетического учёта являются: главная книга, книга «Журнал-Главная», журналы-ордера.

Каким образом ведется синтетический учет

Синтетический учет ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н). Приведенный в Плане счетов бухгалтерский счет является инструментом ведения синтетического счета, который показывает обобщенную информацию об объектах учета.

Каждая операция фиксируется в учете компании с помощью двойной записи, то есть по дебету и кредиту сразу двух счетов.

Остаток, сформировавшийся в результате такой записи по тому или иному счету, используемому согласно плану счетов бухучета для отражения определенных действий или событий, и есть элемент синтетического учета. Это всегда общая информация, показывающая стоимостной эквивалент конкретного показателя. Например, счет 10 «Материалы» отражает движение ТМЦ, принадлежащих компании. Дебетовое сальдо по этому счету показывает остаток таких ценностей на определенную дату. К данному счету могут использоваться субсчета, распределяющие все материалы по видам: сырье и материалы, комплектующие изделия, топливо, запчасти, инвентарь, спецодежда и прочие. В то же время все перечисленные ТМЦ могут находиться на разных складах, принадлежащих одной компании, и это также будет отражено в учете. Данная детальная информация видна в аналитике счета 10.

Другой пример: по расчетам за приобретение товаров, услуг или работ организацией синтетический учет ведется по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Тут, как следует из самого названия счета, компания отражает собственные обязательства перед контрагентом или же, напротив, его обязательства перед компанией. Аналитический учет в данном случае будет представлять из себя записи в разрезе каждого конкретного контрагента, отражение перечисленных авансов и окончательных сумм оплаты, а также сами факты получения товаров, работ или услуг.

Взаимосвязь синтетического и аналитического учета

Так как данные аналитического учета раскрывают и детализируют информацию, отраженную на синтетическом счете, то суммированные аналитические данные должны быть равны итоговому показателю синтетического счета. То есть, данные аналитического учёта должны соответствовать данным соответствующего синтетического счета: оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта. В этом и заключается их взаимосвязь.

Эта взаимосвязь объясняется тем, что:

  • по своей структуре и синтетические, и аналитические счета состоят из двух частей – дебета и кредита счета. И по этим счетам отражаются остатки (сальдо) счета и обороты по счету;

  • итоги оборотов и сальдо по аналитическим счетам всегда равны оборотам и сальдо по синтетическому счету, который объединяет эти аналитические счета;

  • все хозяйственные операции отображаются на этих аналитических счетах на основании одних и тех же первичных документов и по такой же стороне счета, по которой отражена запись на синтетическом счете;

  • на аналитических счетах отражаются такие же качественно однородные объекты учета, что и на синтетических счетах, но по более детализированным экономическим признакам;

  • если на синтетическом счете показываются активы (имущество, дебиторская задолженность и т.д.), то и на относящихся к этому синтетическому счету аналитических счетах отражаются те же активы; и наоборот: если на синтетическом счете показаны капитал и обязательства, то и на детализирующих его аналитических счетах отражаются аналогичные объекты бухгалтерского учета;

  • аналитические счета не участвуют в корреспонденции с другими счетами. Корреспонденция счетов проявляется только через синтетический счет, объединяющий аналитические счета.

Итак, поскольку информация аналитического учета, в конечном счете, формирует данные синтетического учета, то вполне очевидна их взаимосвязь: суммы показателей по данным аналитики всегда соответствует общим показателям синтетического учета. Исключений из этого правила быть не может.

И наоборот, если остатки по аналитическим и синтетическим счетам оказались по какой-то причине не равны, то этот факт будет свидетельствовать о допущенной ошибке в учете.

Таким образом, требование о безусловном соответствии данных синтетического и аналитического учета может, в том числе, играть роль и проверочного инструмента в вопросе правильности ведения бухгалтерского учета в организации в целом.

Пример:

Равенство данных синтетического и аналитического учета можно показать на примере счета 70.

Кредитовое сальдо счета 70 по данным бухгалтерского учета организации на 31.12.2018 составляет 500 000 рублей.

Данные аналитического учета по счету 70 на эту же дату следующие:

Работник

Сумма (руб.)

Работник №1 200 000
Работник №2 100 000
Работник №3 200 000
Итого: 500 000

Как видно из Таблицы, итоговая сумма данных аналитического учета соответствует сальдо синтетического счета (500 000 руб.).

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел запрос и сообщает.

1. Положения пункта 21 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н) устанавливают, что аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражают:

в 1-17 разрядах — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

в 18 разряде — код вида финансового обеспечения (деятельности);

19-21 разряд — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;

22-23 разряд — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;

24-26 разряд — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

При этом, пунктом 21.2 установлено, что при ведении бюджетными и автономными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания отражаются на счетах утвержденного в рамках формирования учетной политики бюджетным и автономным учреждением Рабочего плана счетов, содержащих в структуре номера счета:

в 15-17 разрядах — аналитический код вида поступлений — доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) (далее — поступления) или аналитический код вида выбытий — расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований (далее — выбытия), соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).

Вместе с этим пункт 2.1 приложения N 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н) устанавливает, что при ведении бюджетными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции на счетах Рабочего плана счетов, утвержденного бюджетным учреждением в рамках формирования учетной политики, отражаются:

в 1-4 разрядах номера счета — аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;

в 5-14 разрядах номера счета — отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;

в 15-17 разрядах номера счета — аналитический код вида поступлений от доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) (далее — поступления) или аналитический код вида выбытий по расходам, иным выплатам, в том числе по погашению заимствований (далее — выбытия), соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов);

в 24-26 разрядах номера счета — коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Дополнительно обращаем внимание, что положения пункта 2.1 Инструкции N 174н не устанавливают особого порядка отражения показателей в 15-17 разрядах номера счета по счетам аналитического учета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов».

Учитывая изложенное при отражении корреспонденции по счету 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» следует руководствоваться общими положениями Инструкции N 174н.

2. В соответствии с пунктом 2 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 258н (далее — СГС «Аренда»), СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

Принятие субъектом учета обязательств по содержанию имущества, полученного по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования, является обязательным условием для классификации объектов учета аренды (пункт 11 СГС «Аренда»).

Пунктом 68 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н, установлено, что в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» план финансово-хозяйственной деятельности является обязательным документом финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой государственным (муниципальным) учреждением, который составляется и утверждается в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее — Требования).

Согласно Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения плановые назначения по поступлениям и выплатам учреждения указываются в разрезе источников финансового обеспечения.

Таким образом, право пользования активом, являющееся объектом учета операционной аренды, отражается пользователем объекта имущества в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета (счет 0 111 00 000 «Права пользования активами») с использованием кода вида финансового обеспечения (деятельности), по которому осуществляется содержание указанного объекта.

3. Согласно пунктам 15 и 16 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 69н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — http://www.minfin.ru в разделе Бюджет/Бюджетная классификация Российской Федерации) в положения пунктов 13.6 и 14.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 N 209н (далее — Порядок), вносятся изменения исключающие детализацию статей 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» и 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности» классификации операций сектора государственного управления в отношении расчетов по доходам (поступлениям) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от уплаты налогов, государственных пошлин, сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, обязательных платежей, предусмотренных таможенным законодательством; платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование; взносов, взимаемых в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц; поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов; недоимки, пени и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам, а также иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации.

При этом указанный в Запросе случай не относится к исключениям, вносимым изменениями в Порядок.

Учитывая изложенное, бухгалтерские операции по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» отражаются согласно Инструкции N 174н с учетом положений Порядка.

4. Согласно пункту 197 Инструкции N 157н, Счет 20500 «Расчеты по доходам» предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат.

При этом пунктом 220 Инструкции N 157н предусмотрено, что счет 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по суммам предварительных оплат не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Дополнительно обращаем внимание, что Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений предусмотрен счет 20574 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами».

Учитывая изложенное начисление доходов от реализации материальных запасов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов и т.п.) подлежат отражению на счете 20574 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами».

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

С 1 января 2020 года начал действовать федеральный стандарт «Запасы» (далее — СГС «Запасы»). Он разделил материальные запасы на основные группы, ввел новые понятия и правила учета. Как по-новому учитывать материальные запасы читайте в статье.

К материальным запасам бюджетные организации в первую очередь относят имущество, которое служит меньше 12 месяцев. При этом стоимость этого имущества значения не имеет.

Все изменения для бухгалтера с 1 января 2020 года: справочная таблицаСкачайте справочникВсе изменения в Трудовом кодексе с 1 января 2020 годаСкачайте справочникВсе изменения в Налоговом кодексе с 1 января 2020 годаСкачайте справочникПоследние новости о зарплате бюджетниковКогда проиндексируют зарплату бюджетников

Что изменить в учете матзапасов с новым стандартом

С 1 января 2020 года разделите материальные запасы на основные группы:

  • материалы,
  • готовая продукция, биологическая продукция,
  • товары,
  • иные материальные запасы.

Скачать Федеральный стандарт «Запасы»Приказ Минфина от 07.12.2018 года № 256нМетодические рекомендации по применению федерального стандарта «Запасы»письмо Минфина от 1 августа 2019 г. № 02-07-07/58075 Шпаргалка: что изменить в учете матзапасов по новому стандартуС 1 января вы должны работать по стандарту «Запасы». Но изменения в инструкции чиновники пока не внесли. Прочтите, как сейчас работать по новому стандарту.

Для материальных запасов, которые используете дольше 12 месяцев, установите срок полезного использования. Например, для штор, спецодежды, посуды.

Активы принимайте на бухгалтерский учет по первоначальной стоимости (п. 19 СГС «Запасы»). В зависимости от операции первоначальной стоимостью признают:

  • фактическую стоимость,
  • справедливую стоимость,
  • остаточную стоимость,
  • условную оценку: один объект – 1 руб.,
  • стоимость по передаточным документам,
  • нормативно-плановую стоимость.

Из-за нового стандарта «Запасы» в вашу учетную политику нужно внести изменения, например, определить порядок, по которому будете определять срок полезного использования запасов, применяемых в деятельности учреждения более 12 месяцев. В статье – чек-лист со всеми положениями, которые должны быть в учетке, и разъяснения, как выбрать тот или иной метод учета.

Счет 105 Материальные запасы в бюджетном учреждении

Согласно п.98, п.99 и п.117 Инструкции 157н, материальные запасы в учреждениях госсектора экономики учитываются на счете 105 00 и в соответствии с аналитическим кодом вида объекта учета (позиция 23 в 26-значном номере счета) подразделяются на следующие виды:

  • 105 01 – медикаменты и перевязочные средства;
  • 105 02 – продукты питания;
  • 105 03 – ГСМ;
  • 105 04 – строительные материалы;
  • 105 05 – мягкий инвентарь;
  • 105 06 – прочие МЗ;
  • 105 07 – товары;
  • 105 08 – готовая продукция;
  • 105 09 – наценка на товары.

Шпаргалка: учет на счете 105 «Материальные запасы»Подготовлена экспертами Актион Госфинансы

Код группы объекта учета (позиция 22 в номере счета) может принимать следующие значения:

  • 2 – для особо ценного имущества;
  • 3 – для прочего движимого имущества.

Иногда трудно определить, к какой категории отнести имущество: к основным средствам или материальным запасам. Вроде бы и срок полезного использования больше 12 месяцев, но и на основное средство не очень похоже. Например, это степлеры, дыроколы, ножницы. Между собой бухгалтеры такие объекты называют проблемными. Как учитывать подобное имущество и как при необходимости поменять учетную категорию, читайте в инструкции.

Учреждения приобретают или создают активы, чтобы в дальнейшем использовать их в процессе своей деятельности. Такие активы называют материальными запасами. Примеры материальных запасов по группам и их определение по стандарту в таблице 1.

Таблица 1. Примеры материальных запасов по группам и их определение по стандарту

Группа

Определение по стандарту

Примеры

На каком аналитическом счете учитывать

Материалы

— активы, которые учреждение использует в текущей деятельности не более 12 месяцев;

— средства реабилитации, лекарственные препараты, медицинские изделия и другие предметы, предназначенные для обеспечения граждан или юрлиц

— стройматериалы;

— моющие средства;

— продукты питания;

— лекарства;

— ГСМ и др.

105 01

105 02

105 03

105 04

105 06

Продукция:

готовая

ценности, которые учреждение изготовило самостоятельно для продажи

печатные и периодические издания, мебель, и т. д.;

изделия, изготовленные в учреждениях ФСИН заключенными;

заготовленная донорская кровь в станциях переливания крови

105 07

биологическая

сельскохозяйственная и иная продукция, полученная от биологических активов учреждения в результате процессов роста, размножения и вырождения живых организмов

зерновые, бобовые, мясо, молоко, латекс, древесина и т. д.

Товары

ценности, которые учреждение приобрело для продажи

предметы, которые купили или получили для перепродажи, например мебель, сувениры

105 08

105 09

Иные материальные запасы

материальные запасы, которые не относятся к другим группам, в том числе те, которые определены как иные комиссией по учету активов в соответствии с НПА, регулирующими учет и отчетность

постельное белье и принадлежности, другой мягкий инвентарь;

одежда и обувь: специальная, форменная, спортивная, а также вещевое имущество;

посуда;

тара для хранения ценностей;

предметы для выдачи напрокат;

молодняк животных и животные на откорме: птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, приплод молодняка, подопытные животные;

посадочный материал для многолетних насаждений;

орудия лова: тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова;

бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос;

временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет: передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки;

сезонные и временные дороги, лесные дороги, которые подлежат рекультивации;

специнструменты и приспособления для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа;

сменное оборудование;

приспособления к основным средствам, используемые многократно;

временные сооружения, приспособления и устройства, затраты на которые относятся на стоимость строительно-монтажных работ;

готовые к установке строительные конструкции и детали, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;

драгоценные и другие металлы для протезирования;

спецоборудование для НИОКР, приобретенное по договорам с заказчиками;

матценности специального назначения

105 04

105 05

105 06

В казенном учреждении особо ценного имущества нет. В бюджетных и автономных организациях перечень материальных запасов, относящихся к категории особо ценных, определяется на основании ПП РФ № 538 от 26.07.2010 года. Распоряжаться такими МЗ можно только по согласованию с учредителем. В Инструкции 174н и 183н для учета, например, мягкого инвентаря предусмотрены счета 105 25 и 105 35, а в Инструкции 162н – только 105 35.

Смотрите типовые проводки по учету и списанию материальных запасов:

Типовые проводки по учету и списанию материальных запасовдля бюджетных учреждений Типовые проводки по учету и списанию материальных запасовдля казенных учреждений Типовые проводки по учету и списанию материальных запасовдля автономных учреждений

Обратите внимание, с 01.01.2019 года детализированы статьи КОСГУ 340 440 (24-26 позиция балансового счета), которые отражают движение МЗ. На основании приказа Минфина 209н применяются следующие подстатьи:

Наименование

Увеличение стоимости

Уменьшение стоимости

Препараты лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях

Продукты питания

ГСМ

Строительные материалы

Мягкий инвентарь

Прочие МЗ

МЗ, предназначенные для капитальных вложений

Прочие МЗ однократного применения

Хозяйственные или строительные материалы: как определить >>После детализации статей 340 и 440 бухгалтера стали часто путать отнесение хозяйственных и строительных материалов. Строительные материалы учитывают по подстатье КОСГУ 344, а хозяйственные по КОСГУ 346. Как определить вид материалов, смотрите в перечнях.

Учет поступления материалов в бюджетном учреждении

Материальные запасы принимайте на учет на основании первичных документов. Поступили активы от других организаций – запросите у них документы на поставку (счета-фактуры, накладные и т.д.). Изготовили собственными силами – оформите первичку. Акт приемки материалов (ф. 0504220) составляйте, если обнаружите ошибки в ассортименте, количестве, цене, или не будет хватать сопроводительных документов.

Скачать бланк формы ОКУД 0504220Акт приемки материалов Образец заполнения формы 0504220Образец заполнения акта приемки материалов при поступлении продуктов питания

Стоимость активов формируйте на счете 106 04, а затем перенесите ее на счет 105 00. В учете это будет выглядеть так:

Дебет

Кредит

Купили по одному договору:

– от поставщика по безналичному расчету;

0 105 ХХ 34Х

0 302 34 73Х

– от подотчетника

0 208 34 667

Купили по отдельным договорам купли-продажи, поставки и другим услугам, связанным с приобретением:

при безналичном расчете:

– расходы по договору поставки;

0 106 X4 34Х

0 302 34 73Х

– другие расходы, например на доставку, упаковку;

0 302 XX 73Х

– пошлины

0 303 05 731

при расчетах через подотчетника:

– расходы на приобретение материальных запасов;

0 106 X4 34Х

0 208 34 667

– другие расходы, например на доставку, упаковку

0 208 XX 667

Приняты к учету материальные запасы по сформированной стоимости

0 105 XX 34Х

0 106 X4 34Х

Если материальные запасы поступили от поставщика в счет аванса? Отразите так:

ДТ 0 105 XX 34Х КТ 0 302 34 73Х

— поступили материальные запасы от поставщика;

ДТ 0 302 34 83Х КТ 0 206 34 66Х

— зачтен перечисленный поставщику аванс.

Бланочную продукцию учитывайте на счете 105.06. При оплате поставщику используйте КВР 244. Бланки строгой отчетности отразите по подстатье 349 КОСГУ, другие бланки (формы первичных документов, регистров и т. д.) — по подстатье КОСГУ 346. При поступлении бланочной продукции в учете сделайте запись:

ДТ 0 105 X6 346 КТ 0 302 34 73Х

— принята к учету бланочная продукция.

Материальные запасы ставьте на учет по первоначальной стоимости (п. 13 СГС «Запасы»). Как сформировать стоимость, зависит от того, как матзапасы поступили в учреждение. Так при покупке и изготовлении матзапасов их стоимость формируйте в сумме фактических вложений. Какие затраты учитывать в этом случае в налоговом и бухгалтерском учете смотрите в таблице.

В бухучете материальные запасы, которые получили безвозмездно, учитывайте на счете 105 00. Делайте проводки через счет 304 04 при внутриведомственной передаче или между головным учреждением и подразделениями. Счет 401 10 применяйте в остальных случаях. В 24–26-м разрядах счета 401 10 укажите соответствующие подстатьи статьи КОСГУ 190:

— 191 — сектор госуправления или организации госсектора;

— 192 — другие российские организации: коммерческие и некоммерческие, ИП, физлица – производители товаров, работ и услуг;

— 193 — граждане, в том числе нерезиденты;

— 194 — организации-нерезиденты.

Материальные запасы, которые поступили безвозмездно, оформите по первичным документам от поставщика. Если первичных документов нет, составьте Приходный ордер (ф. 0504207), который подтвердит, что получили материалы. Если материалы поступают безвозмездно, с передающей стороной заключите договор дарения. Если материалы поступают безвозмездно от организаций госсектора, например при внутриведомственном или межведомственном перемещении, получите от них извещение (ф. 0504805).

В учете делайте проводки:

Дебет

Кредит

Отражено безвозмездное поступление материальных запасов:

в рамках движения объектов между головным учреждением, обособленным подразделением (на основании Извещения ф. 0504805 и первички);

0 105 3X 34Х

0 304 04 34Х

от сектора госуправления или организации госсектора;

4 401 10 191

от негосударственных российских организаций, ИП, физлиц – производителей товаров, работ, услуг;

2 401 10 192

от граждан, в том числе нерезидентов;

2 401 10 193

от организаций-нерезидентов

2 401 10 194

Если есть сопутствующие расходы:

отражена стоимость имущества, которое получили безвозмездно;

0 106 X4 34Х

0 304 04 34Х

0 401 10 19Х

сопутствующие расходы: на доставку, погрузку-разгрузку и др.;

0 106 X4 34Х

0 302 ХХ 73Х

приняты учету материальные запасы

0 105 XX 34Х

0 106 X4 34Х

Материальные запасы, которые учреждение изготавливает собственными силами, передавайте на склад или в другое место хранения по требованию-накладной (ф. 0504204).

Скачать бланк формы ОКУД 0504204Требование-накладная

В учете отразите:

ДТ 0 105 XX 34Х КТ 0 106 X4 34Х

— оприходованы материальные запасы, изготовленные собственными силами (хозяйственным способом).

Материальные запасы, которые получили при ликвидации основных средств, примите к учету по требованию-накладной (ф. 0504204). Первоначальную стоимость определите по справедливой стоимости на дату принятия к бухучету (п. 10, 23 СГС «Запасы», подп. 3 п. 4.1.2 Методички по СГС «Запасы»). В учете отразите:

ДТ 0 105 XХ 34Х КТ 0 401 10 172

— поступили материальные запасы от разборки и ликвидации основных средств – комплектующие, запасные части, ветошь, дрова, макулатура, металлолом и т. п.

Примите на учет материалы по требованию-накладной (ф. 0504204), если их можно использовать в дальнейшем после ремонта, в том числе после демонтажа:

ДТ 0 105 33 343 (0 105 36 346) КТ 0 401 10 199

— оприходованы матзапасы – комплектующие, запасные части, ветошь, дрова, макулатура, металлолом, которые остались в учреждении для хознужд после ремонта, в том числе демонтажа нефинансовых активов.

Планируете использовать матзапасы, которые остались при разукомплектации основных средств? Оприходуйте их по требованию-накладной (ф. 0504204) и в учете отразите проводками:

ДТ 0 105 XX 34Х КТ 0 401 10 172

— оприходованы материальные запасы, которые остались после разукомплектации имущества.

Иногда на балансе числятся матзапасы, которые для учреждения уже не представляют ценности или использовать по назначению не получится. Что с ними делать: оставить на балансе, перевести на забалансовый счет или вообще списать с учета? Минфин разъяснений по данному поводу не выпускал. Но мы разобрались в этом вопросе и предлагаем вам алгоритм действий

Учет списания материалов в бюджетном учреждении

От причины списания, по которой выбывают материальные запасы, зависит и состав документов, которые нужно оформить. Например, при выдаче продуктов питания оформите — меню-требование (ф. 0504202), чтобы списать топливо — путевой лист, при безвозмездной передаче другим организациям — накладную на отпуск материалов, материальных ценностей, на сторону (ф. 0504205) и акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), при недостаче — акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) или акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

Скачайте формы:

Меню-требование Накладная на отпуск материалов на сторону Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов Акт о списании материальных запасов Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря

Образцы заполнения форм

Стоимость, по которой нужно списать материальные запасы, определите по таблице 2. Она зависит от причины, по которой выбывают материалы.

Таблица 2. По какой стоимости списать материальные запасы

Причина выбытия

Стоимость списания

Выдача в эксплуатацию, использование в деятельности

Передача сотрудникам в пользование

Потери в объеме норм естественной убыли

По стоимости каждой единицы или по средней стоимости.

Способ выберите для каждой группы матзапасов и закрепите в учетной политике. Выбранный способ применяйте в течение финансового года непрерывно.

(п. 108 Инструкции № 157н, п. 42 СГС «Запасы»)

Хищения, недостачи, гибель, уничтожение

по балансовой стоимости (п. 38 СГС «Запасы»)

Отчуждение организациям госсектора: продажа, обмен, безвозмездная передача

Отчуждение гражданам и другим организациям, не из госсектора: продажа, обмен, распространение, безвозмездная передача

балансовую стоимость переоцените до справедливой стоимости (п. 28 Инструкции № 157н, п. 29 СГС «Запасы»)

Бюджетное учреждение вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Исключение – особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) и если сделку признают крупной или при ее совершении имеется заинтересованность. В этих случаях, чтобы продать матзапасы, нужно получить согласие учредителя или собственника. Доходы от таких операций поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Поэтому при продаже активов делайте проводки:

ДТ 0 401 10 172 КТ 0 105 ХХ 44Х

— списаны реализованные материальные запасы;

ДТ 0 401 20 22Х КТ 0 302 2Х 73Х

— отражены расходы, связанные с реализацией материальных запасов: оценка, транспортировка;

ДТ 0 401 10 172 КТ 0 401 20 22Х

— списаны расходы, связанные с реализацией материальных запасов;

ДТ 0 205 74 56Х КТ 0 401 10 172

— начислен доход за реализуемые материальные запасы, в том числе НДС;

ДТ 0 201 11 510 КТ 0 205 74 66Х

— поступила оплата за реализованные материальные запасы на счет учреждения. Одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 440, КОСГУ 44Х).

Чтобы упорядочить работу по учету и списанию материальных запасов в учреждении, разработайте положение:

Образец положения об учете и списании материальных запасовУкажите в положении основные моменты организации работы по учету и списанию материалов.

Внутреннее перемещение материальных запасов в бюджетных учреждениях

Внутреннее перемещение МЗ – операция, которая выполняется в бюджетных учреждениях в различных ситуациях:

  • при выдаче материалов со склада в подразделения в подотчет материально-ответственных лиц;
  • при смене МОЛ в связи с уходом в отпуск, на больничный или увольнением;
  • при передаче МЗ по распоряжению руководителя из одного подразделения в другое;
  • в иных случаях.

Оформляется внутреннее перемещение требованием-накладной ф.0504204, которая подписывается передающей и принимающей стороной. В проводке, выполненной бухгалтером на основании этого документа, по дебету и кредиту будут одинаковые счета 0 105 хх 34х, однако в аналитике изменятся такие показатели, как «МОЛ» и, возможно, «подразделение».

Требование-накладная Образец заполнения формы 0504204Образец заполнения требования-накладной при внутреннем перемещении

Отразите в учете выдачу материальных запасов в эксплуатацию проводками:

ДТ 0 105 ХХ 34Х КТ 0 105 ХХ 34Х

— переданы материальные запасы между сотрудниками (со склада для использования);

ДТ 0 401 20 272 КТ 0 105 ХХ 44Х

— списаны израсходованные материальные запасы, потерь в пределах норм естественной убыли, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря;

ДТ 0 106 ХХ 300 КТ 0 105 ХХ 44Х

— списаны материальные запасы, переданных для изготовления нефинансовых активов, кроме готовой продукции.

Когда передаете материальные запасы сотрудникам в пользование, чтобы они выполняли свои служебные обязанности, спишите их с баланса. Дальнейший контроль таких активов ведите на забалансовом счете 27 (п. 385 Инструкции № 157н). Например, специальной или форменной одежде. В учете отразите:

ДТ 0 109 ХХ 272 КТ 0 105 2Х 44Х (0 105 3Х 44Х)

— выданы в пользование сотрудникам материальные запасы, которые включены в состав ОЦДИ (иного движимого имущества). Одновременно увеличение забалансового счета 27.

Передача материальных запасов между учреждениями

Помимо безвозмездного получения, порядок которого рассмотрен выше, бюджетные учреждения могут передавать МЗ головной организации, учредителю, обособленным подразделениям, различным государственным и коммерческим организациям. При внутриведомственных передачах используется извещение ф.0504805, в других случаях – акты о приеме-передаче НФА, накладная на отпуск материалов на сторону.

Передаете запасы безвозмездно – спишите их с баланса. Если передаете объекты внутри сектора государственного управления, а также другим организациям, которые созданы на базе государственного и муниципального имущества, отразите по балансовой стоимости. При передаче материальных запасов другим организациям и гражданам, переоцените стоимость до справедливой по методу рыночных цен. В учете отразите:

ДТ 0 304 04 34Х КТ 0 105 ХХ 44Х

— передача между головным учреждением, обособленным подразделением;

ДТ 0 401 20 25Х КТ 0 105 ХХ 44Х

— межбюджетная передача материальных запасов;

ДТ 0 401 20 24Х КТ 0 105 ХХ 44Х

— передача другим организациям и предпринимателям.

Инвентаризация материальных запасов в бюджетных учреждениях

Инвентаризация материальных запасов в бюджетных учреждениях является важнейшим элементом учета, так как при ее проведении определяется фактическое наличие МЗ и сравнивается с данными бухгалтерии. Назначенная приказом руководителя постоянно действующая комиссия во время проверки оценивает состояние объектов учета, условия их хранения и использования. В соответствии с 402-ФЗ обязательная инвентаризация МЗ производится перед составлением годовой отчетности. В Учетной политике могут быть предусмотрены дополнительные проверки для всех запасов или отдельных групп. На основании Постановления Правительства РФ № 731 от 28.09.2000 года ежегодно по состоянию на 1 января нужно проводить инвентаризацию драгоценных металлов, камней и изделий из них.

Порядок проведения инвентаризации материальных запасов

Материальные запасы проверяйте по каждому материально ответственному лицу (МОЛ) и по местам хранения. Сравните фактическое наличие материальных запасов с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации зафиксируйте в инвентаризационных описях ф.0504087. После того, как закроете описи, составьте акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Если есть излишки и недостача, дополнительно составьте ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Оприходуйте излишки актом приемки материалов ф.0504220, а недостачу спишите актом списания материальных запасов ф.0504230 и актом списания мягкого и хозяйственного инвентаря ф.0504143. Скачайте бланки:

Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов Акт о результатах инвентаризации Ведомость расхождений по результатам инвентаризации Акт приемки материалов Акт о списании материальных запасов Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря

Излишки материальных запасов примите к учету по справедливой стоимости. В учете отразите:

ДТ 0 105 XX 34Х КТ 0 401 10 199

— оприходованы излишки.

Недостачу материальных запасов спишите проводками:

ДТ 0 109 ХХ 272 КТ 0 105 ХХ 44Х

— списана недостача в пределах норм естественной убыли;

ДТ 0 401 20 273 КТ 0 105 ХХ 44Х

— списана недостача из-за стихийных бедствий, других природных явлений и катастроф;

ДТ 0 209 74 567 КТ 0 401 10 172

— начислена задолженность виновного лица по недостачам;

В зависимости от того как сотрудник возмещает недостачу, сделайте проводки:

ДТ 0 201 34 510 КТ 0 209 ХХ 667

— поступили деньги в кассу в возмещение ущерба от недостачи материальных запасов. Одновременно увеличение забалансового счета 17;

ДТ 0 304 03 837 КТ 0 209 ХХ 667

— удержана задолженность из зарплаты, других выплат в возмещение ущерба от недостачи материальных запасов.

Если виновное лицо возмещает ущерб в натуральной форме, примите от него имущество к учету по справедливой стоимости. Рассчитайте ее методом рыночных цен. С виновника задолженность спишите (п. 38 СГС «Запасы»).