001 счет бухгалтерского учета

Бухгалтерский счет учета 01 «Основные средства» используется для учета основных средств организации.

К основным средствам относят:

  • здания;
  • оборудование;
  • земельные участки и др.

ОС — это часть внеоборотных активов предприятия, используемая для производства товаров (услуг), создания дохода в будущем, и не предназначенная для перепродажи.

Счет 01 — активный.

Субсчета 01 счета:

  • 01.01 — Основные средства в организации
  • 01.08 — Объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы
  • 01.09 — Выбытие основных средств

Типовые корреспонденции счета:

Отличие основных средств от номенклатуры и товаров

К категории ОС относят имущество предприятия, которое отвечает определенным условиям:

  1. предназначено приносить доход в процессе использования;
  2. срок использования больше 12 месяцев;
  3. предназначены для производства, а не для реализации, и др.

Основные проводки по ОС

Пример поступления ОС

При поступлении ОС всегда используется 08 счет «Вложения во внеоборотные активы».

Организация «Альфа» приобретает у ООО «РУМ-Сервис» сканер Epson GT-2500 A4. Стоимость сканера — 50000 рублей, включая НДС 18% — 7627 рублей.

ОС принимается на 01 счет по первоначальной стоимости.

Типовые записи:

Дт Кт Описание операции Сумма Документ
08 60 Поступление от поставщика 50000 Накладная
01 08 Сканер принят к учету как объект ОС 50000 Акт ОС-1

Списание ОС — проводки на примерах

При списании ОС из-за негодности используется форма Акт ОС-4 (ОС-4б — групповое списание, ОС-4а — списание автотранспорта).

При выбытии объекта (продажа, дарение или вклад в уставный капитал) оформляется Акт приема-передачи ОС-1 (ОС-1а).

Организация списывает основное средство Прожектор-1 35мм, синхронный по причине износа. Списание производится по остаточной стоимости объекта.

Дт Кт Описание операции Сумма Документ
01(выбытие) 01 Списана первоначальная стоимость прожектора 200000 ОС-4
02 01(выбытие) Списана накопленная амортизация 160000 ОС-4
91.2 01(выбытие) Списана остаточная стоимость прожектора 40000 ОС-4

Проводки по модернизации ОС

Модернизация отличается от ремонта ОС тем, что улучшает первоначальные характеристики объекта. В результате модернизации могут измениться назначение объекта, сроки использования и др.

ООО «Глобал» решило модернизировать станок для повышения точности обработки деталей. Был заключен договор с подрядной организацией «СтройСервис-М», стоимость работ по модернизации равна 47200 рублей, включая НДС 7200 рублей. Стоимость станка на момент проведения модернизации составляет 500000 рублей, начисленная амортизация равна 140000 рублей.

Проводки:

Дт Кт Описание операции Сумма Документ
08 60 Стоимость затрат на модернизацию 40000 Акт
19 60 НДС 7200 Счет-фактура
68 19 НДС принят к вычету 7200 Книга покупок
01 08 Увеличение первоначальной стоимости станка 40000 Бухгалтерская справка
60 51 Оплата подрядчику работ по модернизации 47200 Платежное поручение

Консервация ОС

Под консервацией объекта ОС понимается изъятие его из эксплуатации на определенный срок. В течение срока консервации не производится начисление амортизации на этот объект.

Консервация производится путем перевода объекта с субсчета 01(ОС в эксплуатации) на субсчет 01 (ОС на консервации). Для перевода на консервацию издается соответствующий приказ.

Переоценка ОС

Переоценка ОС не является обязанностью организации. Но в случае ее применения, эта операция производится ежегодно на последний день года. Результаты уценки отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Дт Кт Описание операции Сумма Документ
91.2 01 Отражена сумма уценки объекта ОС Бухгалтерская справка
02 91.1 Отражена корректировка амортизации в результате уценки Бухгалтерская справка

Дооценка отражается на счете 83 «Добавочный капитал»

Дт Кт Описание операций Сумма Документ
01 83 Отражена сумма дооценки Бухгалтерская справка
83 02 Отражена корректировка амортизации в результате дооценки Бухгалтерская справка

Отражение ОС в балансе

В бухгалтерском балансе предприятия ОС показываются в разделе активов, Раздел 1 «Внеоборотные активы».

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами (ч. 3 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). Различают планы счетов:

  • план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (общий);
  • план счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях;
  • план счетов бюджетного учета (для организаций госсектора).

Счет бухгалтерского учета — способ группировки и текущего учета однородных по экономическому содержанию объектов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета (п. 5 ст. 3 Закона № 402-ФЗ). Ранее действовавшая ст. 2 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяла план счетов как систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. Также приводились понятия аналитического и синтетического учета. Закон № 402-ФЗ этих определений не содержит. Однако это не означает, что экономические субъекты откажутся от применения аналитического (синтетического) учета.

План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения устанавливаются федеральным стандартом (пп. 5 ч. 3 ст. 21 Закона № 402-ФЗ). На сегодняшний день такой федеральный стандарт не разработан, поэтому до его принятия экономические субъекты применяют План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее — План счетов) и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). По этому Плану счетов бухгалтерский учет должны вести организации (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущие учет методом двойной записи. Страховые организации применяют общий план счетов с дополнительно введенными счетами.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Построение Плана счетов обеспечивает согласованность учетных показателей с показателями бухгалтерской отчетности.

План счетов бухгалтерского учета не является документом нормативно-правового характера (см. письмо Минфина России от 15.03.2001 № 16-00-13/05), он устанавливает только единые подходы к применению бухгалтерских счетов и отражению хозяйственных операций на счетах. Принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, операций и др., в т.ч. их признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

Предложенные Планом счетов корреспонденции проводок не являются строго обязательными. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по применению Плана счетов (см. также письмо Минфина России от 06.10.2015 № 07-01-06/56934).

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (общий) состоит из восьми разделов, включающих 99 синтетических счетов, часть из которых зарезервирована, и 11 забалансовых счетов:

Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении экономического субъекта (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет указанных объектов на забалансовых счетах ведется по простой системе (без двойной записи).

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению экономический субъект утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Отметим, что в учете по МСФО нет единого плана счетов с нумерацией и корреспонденций счетов. Каждый экономический субъект сам разрабатывает план счетов, сообразуясь с требованиями отражения информации в отчете о финансовом положении (бухгалтерском балансе) и отчете о финансовых результатах.

Последняя актуализация: 1 апреля 2016 г.

Замечание 1

«Анализ счета» является отчетом, по которому можно проверить начальное и конечное сальдо по счету учета, а также обороты в корреспонденции со счетами. В качестве дополнения в данном отчете можно детализировать данные по субсчетам и субконто, а также сформировать промежуточные итоги по выбранной периодичности.

Анализ строится по указанному счету бухгалтерского учета для определенной организации. Отчет можно привести в компактный вид. Для этого в меню «Действия» нажмите на кнопку «Заголовок», при этом заголовок отчета будет скрыт. Кнопки «Сохранить» и «Восстановить» сохраняют настройки отчета, для дальнейшего их использования.

При нажатии на кнопку «Настройка» программа откроет форму настройки отчета. В этой форме можно задавать различные параметры отчета. Форма отчета состоит из 4 вкладок.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Во вкладку «Общие» вносится информация о анализируемом счете, дате начала и конца периода отчета, организации, данные бухгалтерского учета.

Во вкладке «Детализация счета» устанавливаются правила по детализации анализируемого счета.

Во вкладке «Детализация кор. счетов» устанавливаются правила детализации кор. счетов по субконто. Запуск установленных правил происходит после того как на вкладке будет установлена галочка напротив пункта «По кор. субсчетам и субконто».

Таблица состоит из нескольких столбцов.

Закладка «Отбор» отвечает за включение и/или отключение отдельных элементов отбора без удаления и добавления элементов.

На закладках «Поле», «Вид», «Значение» отображаются условия отбора.

Оформление отчета «Анализ счета» в 1С

Данный отчет расположен в меню «Справочники и настройки учета» в разделе «Стандартные отчеты» документ «Анализ счета». Этот отчет так же можно найти в меню «Учет налоги отчетность» в разделе «Стандартные отчеты» документ «Анализ счета».

При переходе по гиперссылке отчета откроется форма, в которой нужно заполнить информацию о периоде, счете, по которому будет формироваться регистр.

Затем нажмите на кнопку «Показать настройки» и во вкладке «Показатели» отметьте галочкой пункт «Развернутое сальдо». На вкладке «Группировка» выставите галочку «По субсчетам», в поле «Периодичность» из выпадающего списка выберите нужный временной период. Установите галочку в поле «Виды платежей в бюджет (фонды)».

После заполнения отчета нажмите на кнопку «Сформировать» и программа создаст отчет, который будет показывать развернутое сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Отличие отчета «Анализ счета» от других отчетов бухгалтерского учета

Все стандартные отчеты вы можете, найди в меню «Учет, налоги, отчетность» в разделе «Стандартные отчеты».

Отчет «Оборотно-сальдовая ведомость» предназначен для просмотра оборотов за определенный период, начального и конечного сальдо по всем счетам бухгалтерского учета. Данный отчет позволяет сформировать основные регистры учета. Для формирования нужно два раза нажать левой кнопкой мыши по счету.

Отчеты «ОСВ по счету», «Карточка счета», «Анализ счета» предназначены для просмотра оборотов по конкретному счету бухгалтерского учета.

«Карточка счета по счету» показывает начальное, конечное сальдо и хронологическое движение всех фактов хозяйственной жизни, которые были учтены в регистре за отчетный период.

Отличие: «Анализ счета» показывает как начальный и конечный счет, так и обороты в разрезе корреспонденции по счетам.

Использование отчета «Анализ счета»

Данный отчет используется для анализа счетов бухгалтерского учета, по которым остальные отчеты не отражают общие суммы оборота в разбивке по другим счетам бухгалтерского учета. Например, по счетам 50, 51, 68, 90, 91, 99 и т.д.

Предприятия, которые пользуются кредитами, каждый квартал предоставляют банку регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для анализа деятельности предприятия.

Данный регистр также запрашивают налоговые инспекции, которые анализируют доходы, расходы периода, движения денежных средств по счету, состав расходов и т.д.