120 воздушного кодекса РФ

Статья 1.

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, ст. 3291; 2007, N 21 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 246, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, ст. 6244, ст. 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N2 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, ст. 2023, ст. 2024, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351) следующие изменения:
1) в статье 107:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки груза грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку».
б) дополнить пунктами 3, 4, 5, 6 в следующей редакции:
«3. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктами 1, 2, 3, 4, 5, 7 пункта 1 настоящей статьи, за исключением случая, когда состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма с удержанием сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов и неустойки, размер которой не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.
4. Если стоимость воздушной перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности, в случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктами 1 , 2, 3, 4, 5, 7 пункта 1 настоящей статьи, за исключением случая, когда состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, уплаченная за воздушную перевозку сумма не возвращается, за исключением сборов, по которым пассажиром фактически не использованы услуги.
5. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с тем, что состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку.
6. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктом б пункта 1 настоящей статьи, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру воздушного судна не возвращается».
2) статью 108 изложить в следующей редакции:
«Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира воздушного судна действия договора воздушной перевозки пассажира
1. В случае отказа пассажира воздушного судна от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму, за исключением сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При отказе пассажира воздушного судна от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете, но позднее установленного в соответствии с настоящим пунктом срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов и неустойки, размер которой не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
2. В случае если стоимость воздушной перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности, уплаченная за воздушную перевозку сумма при отказе пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, не возвращается, за исключением сборов, по которым пассажиром до отказа от воздушной перевозки фактически не использованы услуги.
Сборы, по которым пассажиром до отказа от воздушной перевозки фактически не использованы услуги, подлежат возврату пассажиру.
Перевозчик вправе устанавливать не более 30 процентов тарифов, имеющих условие об их невозвратности, от установленных им на маршруте воздушной перевозки тарифов.
3. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с внезапной болезнью пассажира либо болезнью или смертью члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными действиями (бездействием) перевозчика, предусмотренными федеральными авиационными правилами, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма.
4. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязано информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы, до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы устанавливается федеральными авиационными правилами».
Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение пункта 3 Протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту и связи от 15 декабря 2010 г. N 7, предусматривающего подготовку предложений по внесению в Воздушный кодекс Российской Федерации изменений, устанавливающих порядок и условия возврата, а также отказа в возврате авиакомпанией денежных средств, уплаченных пассажиром за воздушную перевозку, при его отказе от полета, в целях создания условий для снижения стоимости воздушных перевозок для пассажиров.
В целях совершенствования порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки законопроектом предусмотрены следующие изменения в ст. 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с действующей статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и исходя из основных начал гражданского законодательства, базирующихся на принципах добросовестности, разумности и справедливости, предусмотренных статьями 1, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, пассажир вправе отказаться от услуги по перевозке до момента ее оказания.
При этом оказание пассажиру услуги по перевозке возможно, если он зарегистрировался на рейс до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете.
В этой связи законопроектом предусматривается, что возврат уплаченных за воздушную перевозку сумм осуществляется в случае отказа пассажира от полета до истечения установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете. Согласно действующей ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации при отказе пассажира от полета более чем за 24 часа до отправления воздушного судна перевозчик не имеет права на возмещение расходов на бронирование и оформление перевозочных документов, фактически понесенных им до отказа пассажира от перевозки, что является экономически необоснованным и нарушает принципы равенства сторон и справедливости, предусмотренные статьями 1, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, отсутствие у перевозчика правовых оснований для возмещения фактически понесенных им расходов на бронирование и оформление перевозочных документов препятствует корректному формированию цен на авиаперевозки и влечет увеличение их стоимости для пассажиров, поскольку указанные риски включаются в стоимость перевозки и оплачиваются пассажиром независимо от того отказывается он от перевозки или нет.
В целях создания правовых условий для экономически обоснованного формирования цен на авиаперевозки законопроектом предусмотрено, что сборы за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов, фактически использованные пассажиром до отказа от перевозки удерживаются перевозчиком из возвращаемой пассажиру суммы.
Реализация указанных положений законопроекта будет осуществляться в соответствии со ст. 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которой плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками на основе тарифов и сборов. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «0 защите прав потребителей» (далее — Закон «О защите прав потребителей») потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
При этом статьей 39 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие главы 3 данного закона, могут определяться другими законами.
Согласно статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.
При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Таким образом, ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность авиакомпаний по возврату пассажирам провозной платы в случае отказа от перевозки независимо от условий заключенного договора воздушной перевозки пассажира.
При этом общепринятая международная практика, успешно используемая иностранными авиакомпаниями, предусматривает заключение договоров воздушной перевозки на различных условиях:
с гибкими условиями, по которым возврат уплаченной за воздушную перевозку суммы или изменение даты и времени вылета возможны в любое время;
с ограничениями по возможности изменения даты и времени вылета;
с условием о том, что провозная плата при отказе пассажира от перевозки не возвращается (далее — невозвратные тарифы).
Применение невозвратных тарифов позволяет иностранным авиакомпаниям продавать значительное количество мест даже на самые востребованные даты и направления по сниженным ценам. Пассажиры, для которых цена авиабилета является определяющим фактором, в первую очередь социально незащищенные слои населения, имеют возможность забронировать свою перевозку заранее по сниженной цене. При этом нивелируется риск того, что пассажир откажется от перевозки и авиакомпания понесет убытки в связи с тем, что авиабилет не будет продан.
За счет заключения договоров воздушной перевозки на различных условиях (чем выше тариф, тем гибче условия договора воздушной перевозки) иностранные авиаперевозчики сегментируют пассажиропоток и имеют возможность предложить перевозку, как пассажирам с высокой платежеспособностью, так и с низкой.
Анализ статистических данных авиакомпаний «Аэрофлот — российские авиалинии», «Авиакомпания «Трансаэро», ГТК «России», «Сибирь», «ЮТэйр», выполняющих 70 процентов пассажирских перевозок, показывает, что сумма возвратов, осуществляемых в связи с отказом пассажиров от перевозки, включая отказы пассажира от перевозки более чем за сутки и менее чем за сутки, с учетом процентного количества повторной продажи билета после отказа пассажира от перевозки, составляет в среднем 8 процентов от выручки по продажам услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами.
Учитывая, что суммарная выручка от продажи услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами по отрасли за 2010 год составила 284,1 млрд. рублей, 8 процентов от этой суммы составляет 22,7 млрд. рублей.
Соответственно риски отказа пассажиров от перевозки, учитываемые российскими авиакомпаниями при формировании тарифов, приводят к суммарному увеличению стоимости перевозки на 22,7 млрд. рублей.
Таким образом, добросовестные пассажиры, выполняющие условия договора воздушной перевозки, покупая авиабилеты «переплачивают» в год сумму в размере 22,7 млрд. рублей.
Также необходимо отметить, что согласно ст. 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных авиакомпаний, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.
Учитывая, что соглашения о воздушном сообщении не регулируют вопрос возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки, возврат провозной платы иностранными авиакомпаниями осуществляется согласно статьям 1210, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством иностранного перевозчика.
Таким образом, иностранные авиакомпании, продающие на территории Российской Федерации услуги по воздушной перевозке, применяют невозвратные тарифы, что позволяет им предлагать пассажирам более низкие тарифы, что, в свою очередь, создает условия для оттока пассажиров с российских авиакомпаний и их привлечения на рейсы иностранных авиакомпаний.
При этом предоставление указанных конкурентных преимуществ иностранным авиакомпаниям и создание неравных конкурентных условий для российских авиакомпаний нарушает п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г . N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
С учетом изложенного, содержащийся в ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации запрет на применение авиакомпаниями невозвратных тарифов приводит:
— к ограничению доступности услуг воздушного транспорта для граждан Российской Федерации, в связи с их высокой стоимостью;
— к созданию для российских авиакомпаний неравных конкурентных условий с иностранными авиакомпаниями.
Установление права российских авиакомпаний на применение невозвратных тарифов с сохранением возможности выбора пассажиром условий договоров, предусматривающих возврат провозной платы при отказе от перевозки, позволит суммарно снизить уровень тарифов, имеющих условие об их невозвратности, на 6,8 млрд. рублей (30% от суммы рисков, связанных с отказом пассажира от перевозки, учитываемых российскими авиакомпаниями при формировании тарифов).
Для сравнения объем субсидирования авиакомпаний, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N2 1095 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» в 2010 году составил 2,5 млрд. рублей, что позволило предложить перевозку пассажирам по сниженным ценам. При этом рост объема пассажирских перевозок на субсидируемых направлениях в 2010 году составил 24,7 процента.
Таким образом, наделение авиакомпаний и пассажиров правом заключать договора воздушной перевозки на различных условиях, предусматривающих в случае отказа пассажира от перевозки как полный возврат провозной платы или возврат с удержанием неустойки, так и невозвратные тарифы:
позволит российским авиакомпаниям дополнить тарифную сетку экономичными невозвратными тарифами и предложить пассажирам определенное количество авиабилетов на различные направления по существенно сниженной цене;
позволит пользоваться услугами воздушного транспорта как пассажирам с высокой платежеспособностью, так и с низкой;
приведет к увеличению подвижности населения;
увеличит пассажирооборот российских авиакомпаний;
увеличит налоговые отчисления российских авиакомпаний в федеральный бюджет;
окажет позитивное влияние на экономику в целом.
С учетом изложенного законопроектом предусматриваются изменения в ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которым в качестве основного правила устанавливается, что в случае отказа пассажира от перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма, за исключением сборов за бронирование воздушной перевозки и оформление перевозочных документов.
В проекте сохраняется положение действующей статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации о том, что при отказе пассажира от перевозки позднее установленного срока с пассажира удерживается сумма, в размере не более 25 процентов от уплаченной за перевозку суммы.
Исключением из основного правила согласно законопроекту является случай, когда стоимость перевозки при заключении договора воздушной перевозки пассажира рассчитывалась на основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности. В этом случае уплаченная за воздушную перевозку сумма при отказе пассажира от полета не возвращается, за исключением сборов за фактически неиспользованные пассажиром до отказа от перевозки услуги по договору воздушной перевозки, которые подлежат возврату пассажиру.
При этом перевозчик или уполномоченное им лицо обязано предоставить пассажиру информацию об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы, отказа в возврате уплаченной за воздушную перевозку суммы до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
В целях гарантирования прав пассажиров на выбор условий заключаемых договоров законопроектом предусматривается, что перевозчик вправе устанавливать не более 30 процентов тарифов, имеющих условие об их невозвратности, от установленных перевозчиком на маршруте воздушной перевозки тарифов.
Согласно законопроекту положения п. 1 и 2 ст. 108 в редакции законопроекта об уведомлении за 24 часа об отказе от перевозки, об удержании неустойки и о невозвратных тарифах не распространяются на случаи вынужденного отказа пассажира от перевозки в связи с болезнью пассажира, либо в связи с задержкой или отменой отправления воздушного судна, иными действиями перевозчика, предусмотренными пунктом 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82.
Согласно законопроекту в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки пассажиру должна быть возвращена уплаченная за воздушную перевозку сумма.
В целях исключения противоречий законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок возврата пассажиру уплаченных за воздушную перевозку сумм в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с нарушениями со стороны пассажира, аналогичный порядку, предусмотренному ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта.

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» не повлечет изменения расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Для реализации федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» потребуется утверждение приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации».
Срок подготовки указанного приказа Минтранса России — 1 месяц со дня вступления в силу федерального закона «О внесении изменений в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации».
Головным исполнителем по разработке приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» является Минтранс России.

Прим. ред.: Законопроект опубликован на сайте Минэкономразвития РФ.

Под федеральными государственными нуждами понимаются потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ. Поставки такой продукции обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Федеральные государственные нужды и объемы их финансирования предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

Определены основные цели и принципы поставки продукции для федеральных государственных нужд.

Потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ, определяются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с общими принципами и положениями Закона. Поставки такой продукции обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

Закреплен порядок формирования заказов и размещения поставок продукции для федеральных государственных нужд. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Заказы размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (расположенных в РФ; независимо от форм собственности) посредством заключения государственных контрактов. По обязательствам государственного заказчика Правительство РФ предоставляет гарантии в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях.

Определены меры ответственности за неисполнение государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года и постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года признаны утратившими силу.

Знаете какой самый маленький штраф в РФ и за что он предусмотрен? Если, нет то раскрою Вам, а заодно и законодателям-запретителям глаза, ведь эта услуга, которой пользуется большинство россиян. Итак, внимание, штраф в размере 25 (двадцать пять) рублей предусмотрен за один час задержки перевозки пассажира и (или) его багажа воздушным транспортом. Уже даже не смешно, кодгда бутылка воды в аэропорту стоит не меньше 80 рублей. А еще грустнее становится, когда тебя держат на борту без информации. В таких ситуациях судиться бесполезно и я привлекаю на помощь телевидение, жалуясь через скайп прямо с борта самолета.

такая правовая регламентация меня не устраивает, так как не отвечает интересам защиты прав потребителей и я предлагаю законодателям внести изменения в статью 120 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Полагаю, что размер данного штрафа должен быть приведен в соответствие с экономическими реалиями, поскольку практика применения ст.120 ВК РФ, выглядит посмешкой над пассажирами и правосудием, когда уже даже за час неправильной парковки штрафуют в 100 раз больше!


не действует Редакция от 17.03.1997 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.94 N 60-ФЗ (ред. от 17.03.97) «О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф
Номер документа 60-ФЗ
Дата принятия 21.12.1994
Дата редакции 17.03.1997
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 13.12.94 — «Российская газета», N 247, 21.12.94,
  • «Собрание законодательства РФ», 19.12.94, N 34, ст. 3540)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.94 N 60-ФЗ (ред. от 17.03.97) «О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД»

13 декабря 1994 года N 60-ФЗ

Принят
Государственной Думой
10 ноября 1994 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее — продукция) для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории Российской Федерации.

Статья 1. Поставки продукции для федеральных государственных нужд

1. Федеральные государственные нужды — это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее — федеральные целевые программы).

Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ, инициатором которых является Президент Российской Федерации.

2. Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

реализации федеральных целевых программ.

3. Потребности субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами и положениями настоящего Федерального закона.

Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

Федеральные целевые программы, в которые включены межрегиональные и региональные целевые программы, финансируются за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет привлечения внебюджетных источников.

4. Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются специальным законом.

Статья 2. Основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ

1. Разработка федеральных целевых программ организуется федеральными органами исполнительной власти.

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определяется Правительством Российской Федерации.

2. При разработке федеральных целевых программ необходимо предусматривать:

решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;

согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;

комплексность и экономическую безопасность разрабатываемых мероприятий;

согласованность решения федеральных и региональных задач;

достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.

Статья 3. Формирование заказов и размещение поставок продукции для федеральных государственных нужд

1. Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков.

Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение.

Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.

Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых Правительством Российской Федерации при утверждении государственных заказчиков.

2. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд.

Правительство Российской Федерации предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

3. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта.

Государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

По решению Правительства Российской Федерации государственный заказчик может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекращать действие государственного контракта при условии возмещения им убытков поставщикам в соответствии с действующим законодательством.

4. Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом.

К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.

Не допускается приобретение при выполнении государственного контракта продукции иностранного производства, за исключением случаев, когда производство аналогичных видов продукции в Российской Федерации невозможно или экономически нецелесообразно.

Поставляемая по государственным контрактам продукция, подлежащая в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации, должна иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом.

5. Государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.

6. Порядок закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

7. Для федеральных казенных предприятий Правительство Российской Федерации может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

(в ред. Федерального закона от 19.06.95 N 89-ФЗ)

Статья 4. Стимулирование выполнения поставок продукции для федеральных государственных нужд

1. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях.

Порядок предоставления экономических и иных льгот устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

2. В целях экономического стимулирования поставщиков, осуществляющих поставки продукции для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, по важнейшим видам материально-технических ресурсов предприятиям — изготовителям этих ресурсов могут устанавливаться специальные квоты (государственное бронирование) по обязательной продаже указанных ресурсов государственным заказчикам и поставщикам.

Порядок определения перечня и объемов материально-технических ресурсов, подлежащих государственному бронированию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Ответственность за неисполнение государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд

1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона:

возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки;

несет иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и государственным контрактом.

2. Поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.

При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена настоящим Федеральным законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.

3. В случае невыполнения в установленный срок государственного контракта по объему продукции поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50 процентов от стоимости недопоставленной продукции. Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательств с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки. При невыполнении обязательств по государственному контракту кроме уплаты неустойки поставщики возмещают также понесенные покупателем убытки.

Продукция, не соответствующая требованиям, указанным в пункте 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также некомплектная считается непоставленной.

4. Государственный заказчик вправе отказаться (полностью или частично):

от продукции, произведенной по государственному контракту, при условии полного возмещения им поставщику понесенных убытков в соответствии с действующим законодательством;

от оплаты продукции, не соответствующей требованиям, установленным законодательством для определения качества продукции или государственным контрактом.

5. Споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.

(в ред. Федерального закона от 17.03.97 N 58-ФЗ)

Статья 6. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

1. Ввести в действие настоящий Федеральный закон со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1558) и постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1559).

3. Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок:

привести в соответствие с настоящим Федеральным законом принятые им нормативные правовые акты;

обеспечить отмену министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти их нормативных актов, противоречащих настоящему Федеральному закону.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.