144 признака однодневных фирм

В предыдущей статье мы рассмотрели внутренние и внешние признаки, по которым законопослушная компания может вычислить фирму-однодневку. Теперь разберемся, как устроена призрачная деятельность такого бизнеса и к каким опасным схемам он прибегает, чтобы уйти от налогов.

Содержание

Налоговики против фирм-однодневок

В 2012 году остро встал вопрос доказательства реальности сделки по налогу на прибыль организаций. Это привело к налоговым проверкам, которые осуществлялись с нарушениями, и, как следствие, доначислению налогов только по формальным основаниям.

Ст. 54.1 НК РФ, которая вступила в силу в августе 2017 года, должна была решить несколько проблем: подвести итоги судебной практики и защитить добросовестных налогоплательщиков от формальных претензий, повысить качество налоговых проверок и помочь налоговым органам правильно определять конечного приобретателя выгоды.

Теперь налоговые органы при сборе доказательной базы не употребляют такие термины, как необоснованная налоговая выгода, должная осмотрительность, фирма-однодневка. Вместо них используются понятия «получение налоговой экономии» и «агрессивные механизмы налоговой оптимизации».

Ст. 54.1 НК РФ в качестве основных критериев законности сделки определяет следующее:

  • Основная цель сделки — это не неуплата налога.
  • Сведения о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения не искажаются.
  • Обязательство по сделке исполнено лицом, с которым налогоплательщик заключил договор.

Следовательно, чтобы признать сделку незаконной, налоговый орган должен доказать:

  • Нереальность сделки. Нужно продемонстрировать, что сделка исполнена самим налогоплательщиком либо не тем лицом, которое заявлено в первичных документах.
  • Присутствие умысла.
  • Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).

Как образуется зона для налоговой выгоды

Начинается все с того, что заказчик сам или через подставных лиц создает фирму-однодневку. Нередко такие предприятия регистрируются по утерянным паспортам или с помощью опытных мошенников.

У заказчика есть реквизиты расчетного счета, куда нужно перевести деньги. Деньги перегоняются через ряд однодневок — от шести и больше — и либо возвращаются на расчетный счет проверяемой фирмы, либо обналичиваются и возвращаются заказчику.

В то же время готовятся первичные документы — счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, договоры с налогоплательщиком, путевые листы, акты выполненных работ и оказанных услуг. Движение товаров осуществляется только на бумаге, сама сделка нереальна, так как ее никто не исполняет.

Объект налогообложения возникает у фирмы-однодневки формально. Она что-то продала или поставила заказчику и с этой суммы должна доначислить НДС и налог на прибыль к уплате в бюджет.

Фирма-однодневка заявляет, как правило, минимальные суммы налога к уплате. Чаще всего ее расходы составляют до 99 % в налоговой отчетности, она не исполняет обязательства перед бюджетом, заказчик минимизирует расходы и вычеты по НДС, удваивает или искусственно создает расходы по налогу на прибыль организаций.

Такая схема используется несколько десятков лет. Первое определение ее было дано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, где вводились косвенное понятие фирмы-однодневки и понятия должной осмотрительности и необоснованной налоговой выгоды.

Постепенно схема усложнилась. Сейчас налогоплательщики указывают на то, что отсутствие трудовых ресурсов и материально-производственных мощностей можно компенсировать арендой транспорта и помещения, а также привлечением подрядчиков, что не является поводом для отказа в вычетах.

В качестве примеров искажения сведений о фактах хозяйственной жизни можно назвать:

  • схемы дробления бизнеса;
  • неправомерное применение пониженных ставок и льгот;
  • неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • нереальность исполнения сделки;
  • неотражение дохода от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц;
  • недостоверное ведение регистров бухгалтерского и налогового учета.

Формальность документооборота, фиктивность и подконтрольность подразумевают операции с фирмами-однодневками. Такие сделки считаются незаконными и неблагонадежными и приводят к негативным имущественным и репутационным последствиям.

Штрафные санкции, которые действуют в этих случаях, указаны в ст. 122 НК РФ: 20 % от суммы неуплаченных налогов (сборов, страховых взносов), а при доказывании умысла — 40 %.

Как доказывается умысел?

Теперь умысел доказывают не следственные органы и органы внутренних дел, а налоговые органы.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (п.2 ст. 100 НК РФ).

Важно, участвовали ли должностные лица в сделке с участием фирмы-однодневки. В этом случае вероятность получить повышенный штраф возрастает в разы.

Согласно Письму ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ (содержит методические рекомендации, разработанные совместно со Следственным комитетом), критериями умысла можно считать:

  • Согласованность действий группы лиц (в том числе и юридических).

Для этого нужно доказать, что денежные средства, расходуемые на совершение сделки, вернулись к проверяемому налогоплательщику.

  • Подконтрольность фирмы-однодневки (использование техники и работников проверяемого налогоплательщика, совпадение IP-адресов).

Совпадение IP-адресов и подконтрольность становится очевидной, когда отчетность фирм-однодневок и проверяемого налогоплательщика отправляется с одного и того же IP-адреса и директор однодневки является сотрудником проверяемой фирмы.

  • Обнаружение печатей и документации фирмы-однодневки в помещении проверяемого налогоплательщика, обналичивание денежных средств.
  • Ведение черной бухгалтерии (очень важная улика).

Имитация реальной экономической деятельности подставных лиц и создание искусственных договорных отношений — пример умышленного налогового правонарушения, которое влечет взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Следственные и налоговые органы обязаны бросить все силы на доказательство умысла и определить круг должностных лиц (Постановление ФАС ПО от 01.06.12 №А-12-16620/2011) – директора, главного бухгалтера либо бухгалтера, исполняющего обязанности директора.

Иногда директору фирмы удается доказать, что он был введен в заблуждение. Такой случай описывается в Постановлении ФАС Поволжского округа 2012 года, когда директору удалось доказать, что его ввел в заблуждение менеджер организации, и ему отменили доначисление налога согласно п. 3 ст. 122 НК РФ.

Примеры судебных решений

Налоговые органы исходят не из формальных претензий к контрагентам, а из выявленных фактов, опровергающих реальность совершения спорных сделок.

Ниже рассматриваются два дела, в которых хорошо раскрыты критерии доказывания умысла. В обоих случаях речь идет о крупных оспариваемых суммах, обе налоговые проверки были завершены в переходный период, оба налогоплательщика получили штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога.

Дело № 1: оспариваемая сумма — более 211 млн руб.

Документ — Постановление АС МО от 12.02.2019 по делу №А40-48726/2018.

Предмет сделки — поставка химических реагентов и выполнение услуг по сопровождению буровых растворов. Налогоплательщик работал непосредственно с крупными организациями. Заказчиками были Лукойл-Западная Сибирь и Лукойл-Пермь.

Какие доказательства принял суд

  • Контрагенты имели признаки, характерные для организаций, не осуществляющих реальную деятельность.

В совокупности доказательной базы суд принял не в пользу налогоплательщика среднесписочную численность, обналичивание денежных средств, транзитный характер, минимальные суммы налогов к уплате.

  • Установлены реальные поставщики товаров/факт выполнения работ иными лицами либо самим налогоплательщиком.

С помощью товарно-денежного баланса и через запросы генеральным поставщикам было доказано, что химические реагенты поставляли иные лица, а буровые растворы сопровождал еще и сам налогоплательщик.

  • Установлена взаимосвязь и подконтрольность налогоплательщика и его контрагентов.

Одним из подрядчиков был проверяемый налогоплательщик. Цепочка субподрядных организаций должна была согласовываться с генеральным заказчиком, но сами Лукойл-Западная Сибирь и Лукойл-Пермь не подтвердили факт согласования и допуск к работам в качестве субподрядных однодневок.

  • В ходе выемки обнаружены документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности контрагентов, и ежедневники с описанием схем уклонения от налогообложения.

Среди документов были папки с копиями уставов, трудовая книжка одного из директоров однодневки в здании проверяемого налогоплательщика, ежедневники с описанием схем уклонения от налогов, полностью проработанная цепочка движения денежных средств.

  • Вывод денежных средств на счета руководителя либо сотрудников проверяемого налогоплательщика и совпадение IP-адреса спорных контрагентов и проверяемого налогоплательщика.

Было видно, что денежные средства вернулись на расчетный счет руководителя, либо выводились через сотрудников проверяемого налогоплательщика. Совпали IP-адреса спорных контрагентов и проверяемого налогоплательщика. Вся отчетность отправлялась из одной точки.

  • Представители контрагентов — сотрудники проверяемой организации.
  • Первичные документы подписывались неуполномоченным лицом.

Дело № 2: оспариваемая сумма — более 135 млн руб.

Документ — Постановление АС ВВО от 23.10.2018 по делу № А28-3393/2017.

Дело касается поставок угля и щебня.

  • Неполное представление документов (отсутствие товарно-транспортных накладных, сертификатов качества).
  • У контрагентов признаки, характерные для организаций, не осуществляющих реальную деятельность.
  • Установлена взаимозависимость и подконтрольность налогоплательщика и его контрагентов (совпадение IP-адресов, руководители контрагентов подчинялись по должностному положению проверяемому налогоплательщику либо его отцу, обналичивание денежных средств через сотрудника взаимозависимой организации).
  • Установлен факт поставки товара самим налогоплательщиком.
  • Обналичивание не через сотрудников проверяемого налогоплательщика, а через сотрудников взаимозависимой организации.

К чему приводит выездная проверка и доначисление значительных сумм

Выявление агрессивных схем налоговой оптимизации может привести к серьезным последствиям. В частности, к возбуждению уголовного дела.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения по результатам выездной или камеральной проверки можно обжаловать. Если оно вступает в силу, у налогового органа есть 20 дней на то, чтобы направить вам требование об уплате недоимки (ст. 70 НК РФ). Если не выплатить эту сумму в течение двух месяцев, налоговые органы обязаны направить материалы проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела в течение 10 рабочих дней (ст. 32 НК РФ).

Налоговые преступления определяются исходя из суммы неуплаченных налогов, без учета пени и штрафов (ст. 198-199 УК РФ).

Последствия за уклонение от уплаты налогов в крупном размере

Для юридических лиц Для физических лиц
  • штраф от 100 до 300 000 руб. либо в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы на срок до 2-х лет;
  • лишение свободы на срок до 2-х лет;
  • арест до 6 месяцев.
  • штраф в размере от 100 до 300 000 руб. или в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы на срок до 1 года;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 1 года.
Крупным размером считается сумма более 5 млн руб. за три финансовых года с долей неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 25 % или больше 15 млн руб. без учета доли. Крупным размером считается сумма до 900 000 руб. за три финансовых года с долей неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 10 % или более 2,7 млн руб. без учета доли.

Последствия за уклонение от уплаты налогов по сговору в особо крупном размере

Для юридических лиц Для физических лиц
  • штраф от 200 до 500 000 руб. либо в размере зарплаты за 1-3 года;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 6 лет.
  • штраф в размере от 200 до 500 000 руб. или в размере зарплаты за 1,5-3 года
  • принудительные работы на срок до 3 лет
  • лишение свободы до 3 лет
Особо крупным размером считается сумма более 15 млн руб. за три финансовых года с долей неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 50 % или более 45 млн руб. Особо крупным размером считается сумма более 4,5 млн руб. за три финансовых года с долей неоплаченных налогов, сборов, страховых взносов более 20 % или более 30 млн руб. без учета доли.

Под физическими лицами подразумеваются не только ИП, но и обычные физлица. Если параллельно будут установлены факты незаконного применения предпринимательской деятельности, если налоговые органы докажут умысел и найдут в офисе печати фирм-однодневок, налогоплательщика также могут привлечь по ст. 327 УК РФ, связанной с подделкой документов.

Как избежать уголовного дела

Если вас оштрафовали и возбудили в отношении вас уголовное дело, вы обязаны возмещать ущерб бюджетной системе РФ, выплачивая пени и штрафы в полном размере. В этом случае иск подает прокуратура РФ, а налоговые органы выступают третьей стороной.

Согласно поправкам 2017 года, есть шанс избежать уголовного дела, если оно заводится впервые и вы успеете до первого заседания суда полностью уплатить недоимку по налогам, пеням и штрафам.

Чтобы избежать претензий от налоговых органов, нужно правильно проверять контрагентов. То есть перед заключением сделки или при знакомстве с контрагентом собрать о нем информацию в общедоступных электронных сервисах и запросить документы или заверенные копии.

Документы, которые нужно запросить у контрагента

  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с датой запроса
  • устав и (или) учредительный договор в полном объеме и в актуальной редакции
  • копия свидетельства о госрегистрации (свидетельство ОГРН)
  • копия свидетельства ИНН
  • копия протокола о назначении генерального директора
  • копия доверенности, если договор подписывает лицо, действующее на основании доверенности
  • копия лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности
  • бухгалтерская отчетность за год, предшествующий году заключения сделки
  • копия свидетельства о допуске к работам, членство в СРО (при необходимости)
  • копия документов, подтверждающих право на нахождение по месту регистрации юрлица или по месту фактического адреса (свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН, договор аренды или субаренды)
  • копия паспорта (разворот, прописка), заверенная основной печатью и подписью

В предоставлении некоторых документов вам могут отказать, так как они содержат персональные данные, которые можно связать с коммерческой и налоговой тайной. Но зато при необходимости вы сможете показать налоговой, что пытались их запросить и проверить.

Доказывание умысла

Налоговики руководствуются методическими рекомендациями, которые сформулировали в Письме ФНС РФ от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@.

При проверке руководителям и сотрудникам могут задавать такие вопросы:

  • Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе?
  • Одобрение того или иного контрагента — единоличное или коллегиальное решение?
  • Существуют ли в организации какие-либо регламентирующие документы по документообороту?
  • Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

Предпринимателю нужно определить механизм поиска контрагентов, назначить соответствующих должностных лиц и закрепить процесс регламентирующими документами. Для этого ему понадобятся внутренние локальные нормативные акты:

  • положение о договорной работе;
  • положение о проверке и мониторинге контрагентов;
  • должностные инструкции сотрудников;
  • запрос потенциальному контрагенту о представлении документов;
  • карточка контрагента.

Обратите внимание на то, что положение о проверке и мониторинге контрагентов должно закреплять не только ответственных лиц и порядок процесса проверки и мониторинга, но и комплекс мер и действий, оформление результатов и внесение их в учетную систему, список используемых интернет-сервисов, перечень документов, подлежащих запросу у юридических лиц и ИП, перечень документов и фактов, доказывающих ведение контрагентом хозяйственной деятельности, а также отчет о проведении переговоров.

Транскрипт

1 СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ФНС РОССИИ Однодневки в системе получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды Учебные материалы

2 Содержание 1. Понятие организаций-однодневок и их роль в получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды Признаки и способы идентификации организаций-однодневок… 7 Вопросы для самоконтроля:

3 1. Понятие организаций-однодневок и их роль в получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды Под «фирмой-однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, созданное в целях обслуживания незаконной предпринимательской деятельности других лиц на ограниченный срок, в течение которого возникают минимальные риски возможных потерь у них из-за действий контролирующих и правоохранительных органов и, как правило, без намерения осуществлять законную самостоятельную предпринимательскую деятельность. Наиболее частыми причинами создания фирм-однодневок является использование их в целях уклонения от уплаты налогов (таможенных платежей) другими лицами, незаконного возмещения НДС, хищения денежных средств из бюджетной системы, незаконный вывоз из страны валютных ценностей, а также снижение финансовых рисков. Фактически реальную деятельность данные организации не осуществляют. Как правило, они не имеют имущества и трудовых ресурсов, необходимых для реального ведения деятельности, представляют налоговую (бухгалтерскую) отчетность с фиктивными данными, либо не представляют ее совсем. Должностные лица таких компаний (руководитель, главный бухгалтер и др.), а также учредители не имеют отношения к деятельности этих юридических лиц и могут отрицать деятельность (участие), либо свидетельствовать о формальной деятельности (участии), либо вообще не могут быть опрошены, поскольку находятся в розыске, либо являются недееспособными или умершими лицам и т.п. Кроме официальных учредителей (руководителей) «фирма-однодневка» имеет и реальных «теневых», которые руководят юридическим лицом и обладают необходимыми материальными ресурсами. Таким образом, «фирму-однодневку» можно назвать инструментом, который используют некоторые предприниматели в процессе реализации незаконного умысла. Основное содержание необоснованной налоговой выгоды, которое позволяют получать фирмы однодневки, заключается в следующем: 1. «Однодневки» позволяют создавать фиктивные расходы, понижающие налог на прибыль, и получать вычеты по косвенным налогам без соответствующего движения товара (работ, услуг). В данном случае организация, желающая получить необоснованную налоговую выгоду, заключает хозяйственные договоры с подконтрольной «однодневкой», не исполняющей свои налоговые обязательства, и перечисляет ей определенную договором сумму (в том числе сумму НДС). Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. Таким образом, соблюдаются 3

4 формальные требования к документальному подтверждению произведенных расходов и принятию к вычету сумм НДС. 2. «Однодневки» позволяют переносить налоговую нагрузку налогоплательщика на лица, не исполняющие налоговые обязательства. Обычно это происходит путем включения посредника (перепродавца) между производителем (оптовиком) и конечным продавцом. Эта схема характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость, когда производитель (оптовик) реализует продукцию «фирме-однодневке» с минимальной наценкой (исходя из которой и платит налоги). Далее «фирма-однодневка» реализует тот же товар лицу, осуществляющему сбыт конечным потребителям, но уже с существенной наценкой (что позволяет последнему значительно увеличить расходы и размер налоговых вычетов по НДС). Получается, что производитель (оптовик) и конечный продавец платят налоги по минимуму, а основная налоговая нагрузка приходится на «однодневку», налоги не уплачивающую. Таким образом, противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольных ему «фирмоднодневок», которая является формально обособленной от налогоплательщика, но фактически не соответствует действительности. При этом, проведение расчетов через фирмы-однодневки является одним из важных показателей, свидетельствующем о недобросовестности налогоплательщика. Необходимо отметить, что реальные «теневые» хозяева фирм-однодневок знает о том, что они создают фирмы не для реальной деятельности еще до этапа государственной регистрации юридического лица. В связи с этим, перед налоговыми органами стоит задача по возможности распознать и пресечь данный незаконный замысел через отказ в государственной регистрации, либо отказ во внесении изменений в ЕГРЮЛ. С 2012 г. в законодательство было внесено изменение в отношении регистрации компаний через подставных лиц и принят соответствующий Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Данным Законом введена ответственность за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц. При этом под подставными понимаются лица, являющиеся учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица, путем введения в заблуждение которых было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо. Кроме того, предусматривается уголовная ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица, например, в случае, если компания была зарегистрирована по поддельному паспорту или по утерянному документу. 4

5 В случае если все-таки фирма-однодневка была зарегистрирована, то налоговым органам в ходе проведения контрольных мероприятий необходимо выявить факты использования ее для возможного уклонения от уплаты налогов. С 1 января 2016 г. появился новый вид контроля налоговики будут проверять уже зарегистрированные фирмы на предмет того, какие сведения у них содержатся в Госреестре. Если у налогового инспектора возникают сомнения по поводу того, что список учредителей фирмы, содержащийся в ЕГРЮЛ, достоверен, он направляет в адрес организации, учредителей и руководителей уведомление о необходимости подтвердить сведения. Компания должна представить документы, подтверждающие информацию в ЕГРЮЛ, или добровольно внести изменения в этот реестр. Причем сделать это нужно будет в течение 30 дней с момента направления налоговым органом названного выше уведомления (п. 6 ст. 11 Федерального закона от ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2016 г.). С 1 января 2016 г. те граждане, которые в прошлом были учредителями той или иной организации, смогут уведомлять налоговиков о том, что больше таковыми не являются. Получив подобную информацию, сотрудники налоговой инспекции будут проверять, внесла ли фирма соответствующие изменения в Госреестр. И если нет будут обращаться в организацию с требованиями внести правки. С целью выявления подставных организаций, и, как следствие, обнаружения фактов получения проверяемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, рекомендуется при проведении камеральных налоговых проверок, при подготовке предпроверочного анализа, а впоследствии при проведении выездной налоговой проверки в первую очередь анализировать информацию о контрагентах. Такой анализ должен быть системным, непрерывным и проводиться с использованием информационных ресурсов. Кроме того, при проведении проверок может быть запрошена информация об операциях по банковским счетам фирм-однодневок, что позволит установить круг лиц возможных выгодоприобретателей. В настоящее время имеется обширная судебная практика в части использования фирм-однодневок для доказывания необоснованной налоговой выгоды и незаконного возмещения НДС. Например, в основу разрешения споров о получении необоснованной налоговой выгоды поставлен факт реальности сделки: если налоговый орган не мог доказать, что товары (работы, услуги) налогоплательщиком фактически не приобретались, то решение налоговых органов отменялось (см. Постановление Президиума ВАС РФ от г /09 и Постановление Президиума ВАС РФ от /09). 5

6 Однако, Президиум ВАС РФ по делу ОАО «Камский завод железобетонных изделий и конструкций» вынес прецедентное Постановление от /12, которое в очередной раз изменило судебную практику рассмотрения налоговых споров по фирмам-однодневкам (необоснованной налоговой выгоде). ВАС РФ считает, что если налоговой службой была установлена недостоверность представленных налогоплательщиком документов, и есть основания предполагать наличие в его действиях умысла на получение необоснованной налоговой выгоды либо непроявления должной осмотрительности при выборе контрагента, реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам. Таким образом, ВАС РФ предлагает налоговым органам, в случае, если они считают контрагента фирмой-однодневкой (подставной организацией, недобросовестным налогоплательщиком), но не могут доказать отсутствие товаров (работ, услуг) по договору с данным контрагентом, исчислять налоги на основании сложившихся цен на идентичные (однородные) товары (работы, услуги). 6

7 2. Признаки и способы идентификации организаций-однодневок К критериям фирм однодневок относятся две группы показателей показатели статуса юридического лица и показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Среди показателей статуса юридического лица можно выделить: наличие у участника организации, его руководителя или учредителя недействительного паспорта, отсутствие реального юридического лица по адресу, указанному в документации как место регистрации, частая миграция юридического лица, наличие отказа от руководства, участия, учреждения в письменном виде, наличие массового участника, учредителя, руководителя или многих адресов, где зарегистрировано юридическое лицо, неисполнение требований сотрудников налогового органа о предоставлении документации или информации в ходе налоговой проверки. Кроме того, верным сигналом того, что организация является фирмой-однодневкой, выступает факт того, что руководитель, учредитель или участник не мог практически осуществлять руководство, или того, что руководитель оказался дисквалифицированным лицом, а также наличие решения о признании государственной регистрации юридического лица при его создании недействительным. Среди показателей результатов финансово-хозяйственной деятельности фирмы-однодневки выступают критерии, определяющие ее, как непропорциональное увеличение дебиторской задолженности и выручки от реализации товаров, работ, услуг, наличие сделок только по купле-продаже товаров с низкой рентабельностью, отсутствие наемных сотрудников по договорам гражданско-правового характера, расчетных счетов или основных средств, а также непредставление налоговой отчетности или представление нулевой бухгалтерской отчетности. Для определения принадлежности налогоплательщиков к «фирмеоднодневке» необходимо использовать ЭОД местного уровня, а также информационные ресурсы регионального и федерального уровня, сведения из внешних источников: Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) для анализа выписок, содержащих учетные сведения юридических лиц и информацию об учредителях и должностных лицах, а также формирования выборок на предмет участия физических лиц в других организациях (критерии «массовый учредитель» и «массовый руководитель» и др.); «Сведения о доходах физических лиц» для получения сведений о численности персонала организации, а также для получения справок по форме 7

8 2-НДФЛ для установления реального места работы физического лица, сумм полученного дохода и т.д.; «Банковские счета» при необходимости уточнения информации при направлении запросов в банки в соответствии со ст. 86 НК РФ о представлении выписок по операциям на счетах в банке проверяемых налогоплательщиков и проверки всех имеющихся расчетных счетов контрагентов проверяемого налогоплательщика; ИР «Расчеты с бюджетом» (РСБ) для получения информации по контрагенту проверяемого налогоплательщика о суммах начисленных и уплаченных платежей, а также задолженности в разрезе налогов и отчетных периодов; ИР «Однодневка» — для получения информации о наличии у организации признаков подставной организации и др.; «Ограничения», «Справочник ФНС России «Физические лица, в отношении которых имеются вступившие в силу постановления судов о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо приговоры судов о назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью», утвержденный приказом ФНС России от для выявления организаций, участниками и руководителями которых являются физические лица, в отношении которых вступили в силу постановления судов о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо приговоры судов о назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, а также от которых в налоговые органы поступили заявления о неправомерности использования другими лицами их паспортных данных для регистрации на них организаций. Это позволяет выявить с определенной уверенностью подставную организацию из числа всех контрагентов проверяемого налогоплательщика уже на стадии анализа имеющейся информации и еще до получения сведений в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 93.1 НК РФ (на которое требуется некоторое время), и организовать соответствующие контрольные мероприятия для сбора доказательственной базы; ПИК «НДС» для получения информации о налогоплательщиках в части подтверждения правомерности возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость (НДС), в том числе при экспорте товаров, их контрагентах, экспортируемых товарах и др.; ПИК «Таможня-Ф» для получения информации об экспорте и импорте товаров, работ, услуг из комплекса задач «Таможня» регионального и местного уровня; «Справочник КО» для уточнения актуальных сведений о реквизитах, адресах и телефонах действующих банков, а также находящихся в стадиях внешнего управления, реорганизации или ликвидации при направлении запросов в банки о представлении выписок по счетам; 8

9 ПК «ВАИ» позволяет визуально определить взаимоотношения проверяемого налогоплательщика с юридическими и физическими лицами, а также установить их взаимозависимость; ПК «Поиск сведений» позволяет производить поиск сведений о субъектах и объектах налогообложения сразу по всем подключенным информационным ресурсам; ПИК Суды, Консультант плюс, Гарант для получения информации о наличии судебных актов в отношении проверяемого налогоплательщика, его контрагентов и др.; Иные информационные ресурсы (ПК Таможенный союз — обмен, ПК ККТ и т.д.); Интернет-сайты, средства массовой информации и т.д. Для выявления «фирм-однодневок» также необходимо использовать информацию о допросах свидетелей, поступающую из других регионов (имеющуюся в налоговых органах региона). В каждом конкретном случае своя собственная совокупность признаков позволяет отнести фирму к «однодневкам». При отнесении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) к «фирме-однодневки» налоговым органам необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства: 1) прямые: непредставление контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности; отказ физических лиц от руководства (учреждения, участия) организацией (контрагентом); нахождение руководителя (участника, учредителя) организации — контрагента в розыске (руководитель не является на вызовы в налоговую инспекцию, не проживает по адресу регистрации, его телефон заблокирован); контрагент не отвечает на запросы о предоставлении информации; «массовый» (10 и более случаев) участник (заявитель, учредитель, руководитель) организации — контрагента; неоднократное изменение места нахождения юридического лица — контрагента; отсутствие у контрагента трудовых ресурсов; место нахождения контрагента совпадает с адресом «массовой регистрации»; место нахождения организации и место нахождения (место жительства) ее участников (учредителей, должностных лиц) располагаются в различных субъектах Российской Федерации; контрагент имеет один банковский счет, открытый не по месту его нахождения (в другом регионе, городе); 2) косвенные: 9

10 представление «нулевой» налоговой и бухгалтерской отчетности; минимальная численность работников (1 2 человека); отсутствие налогоплательщика по указанному в Едином государственном реестре юридических лиц адресу (месту нахождения); отсутствие в собственности основных средств, иного имущества; отсутствие платежей по банковскому счету на цели обеспечения ведения финансово хозяйственной деятельности (за аренду имущества, коммунальные услуги, электроэнергию и т.д.); незначительность показателей налоговой и бухгалтерской отчетности по сравнению с оборотами по банковскому счету; низкий показатель среднеотраслевой налоговой нагрузки; идентичность сумм, поступивших на счет и списанных со счета (с учетом списания средств, за обслуживание счета); перечисление и списание денежных средств со счета организации осуществляется в течение 1 3 рабочих дней; счета проверяемого налогоплательщика и его контрагента открыты в одном банке; обналичивание поступивших на счет контрагента денежных средств; покупателем продукции (работ, услуг) у организации является только проверяемый налогоплательщик либо узкий круг лиц; государственная регистрация контрагента осуществлена непосредственно перед осуществлением сделок с проверяемым налогоплательщиком; недостоверные паспортные данные участников (учредителей, должностных лиц) при государственной регистрации контрагента, в том числе регистрация с указанием данных ранее утраченного паспорта; осуществление финансово-хозяйственной деятельности не более одного года, реже двух лет; отсутствие реального производственного процесса, организация существует только на бумаге либо деятельность ведется с убытком; не обращает внимания на ошибки в первичных документах и актах сверки; не ликвидируется официально. Перечень вышеуказанных обстоятельств не является исчерпывающим и может изменяться и дополняться с учетом конкретных обстоятельств, изменения законодательства и сложившейся на определенный момент арбитражной практики. 10

11 Вопросы для самоконтроля: 1. Что понимается под «фирмой-однодневкой»? 2. Критерии «фирм однодневок». 3. Прямые обстоятельства отнесения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) к «фирме-однодневке» налоговым органом. 4. Косвенные обстоятельства отнесения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) к «фирме-однодневке» налоговым органом. ТЕСТ по теме «Однодневки в системе получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды» 11

С ними сражаются налоговые инспектора, их опасаются добросовестные плательщики НДС, но их услугами продолжают пользоваться и они по-прежнему процветают. Живущие от силы пару лет, они успевают «ограбить» бюджет на миллионные суммы неуплаченных налогов и исчезнуть практически бесследно. Почти мифические существа российского делового мира – компании-однодневки.

Основные признаки фирмы-однодневки

Компании, созданные исключительно для сокрытия налогов, на самом деле довольно легко выделить и отличить от других организаций. Существуют определенные признаки, по которым можно это сделать.

• Фирма-однодневка не платит налоги и не сдает отчетность. Либо делает видимость – уплачивает налоги в символическом размере, совершенно не соответствующие оборотам по расчетному счету. И отчеты представляет такие же символические, совершенно недостоверные и неактуальные.

• Регистрируется такая компания на номинальное лицо, чаще всего даже не знающее, что он учредитель. Нередко это бомж или алкоголик. Найти такого директора и привлечь его к ответственности за неуплату налогов практически невозможно.

• Фирма-однодневка не отягощает себя ни офисом, ни сотрудниками. Отсутствие контактных данных позволяет долгое время игнорировать запросы налоговых органов.

• Подобная фирма живет всего год или два. Потом ее бросают или нелегально ликвидируют.

Как работает фирма однодневка?

Фирма-однодневка создается чаще всего для одной крупной сделки. Довольно распространены одноразовые компании во внешнеэкономической деятельности. Получив доход и сняв со счетов денежные средства, создатели такой компании бросают ее еще до наступления срока по уплате налогов. Поскольку учредитель и директор – фиктивные, найти какие-то следы бывает невозможно.

Есть и регулярно использующиеся компании-однодневки. После того, как их срок жизни подошел к концу, они заменяются новыми. Документы таких фирм применяются для подтверждения расходов и вычетов по НДС. Надо сказать, что налоговой проверки документация от фирмы-однодневки чаще всего не выдерживает.

Чем грозит обычному предпринимателю встреча с однодневкой?

Даже если вы честно оплачиваете налоги и ведете достоверный учет, не прибегая к услугам сомнительных компаний, ваши контрагенты могут работать через однодневку. Если это покупатели, то ваш риск минимален, хотя все-таки существует. Вряд ли такое случится, но проверяющие могут посчитать, что это вы – хозяин однодневки и с ее помощью занижаете свою выручку, не доплачивая в бюджет налог на прибыль и НДС.

Дело будет серьезнее, если ваш поставщик окажется однодневкой. В таком случае инспектора уберут из ваших расчетов расходы, доначислят налог на прибыль, а также уберут вычеты по НДС и потребуют сделать доплату в бюджет. Доказать правоту можно попробовать, обратившись в суд, но это будет довольно сложный процесс, который вряд ли кончится однозначно в вашу пользу.

Как выявить фирму-однодневку?

«Почуяв» неладное, лучше защитить свой бизнес и отказаться от работы с однодневкой. Как ее выявить? Выше мы привели некоторые признаки таких компаний. Сочетание одного-двух не обязательно означает, что перед вами ненадежный контрагент, но одновременное присутствие трех, четырех и более признаков должно вас насторожить.

Вообще, заключая новый договор, обратите внимание, удалось ли вам пообщаться с директором, есть ли офис у компании, в каком банке открыт расчетный счет, нет в нем чего-то подозрительного. А также насколько трепетно в новой компании относятся к получаемым от вас документам – замечают ли ошибки, просят ли их исправить.

Фирма-однодневка не ведет достоверный учет и ей будет совершенно все равно, какого качества документы она получает.

Связываться с фирмой однодневкой для добросовестного налогоплательщика – вызывать на свою голову серьезные неприятности. Проверяющие давно уже знают наперечет все признаки таких компаний и схемы их работы. Мы никому не советуем использовать фирму-однодневку, потому что это – прямая дорога к конфликтам с налоговой, доначислениям, штрафам, а, самое главное, к испорченной репутации!

Мезенцева Василиса

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

При проведении налоговых проверок инспекторы, как правило, больше внимания уделяют обоснованности заявленных налогоплательщиками затрат, нежели полноте отражения ими выручки. В этой связи предприниматели уже давно запасаются доказательствами проявления ими «должной осмотрительности» при выборе поставщиков, сведениями об обладании контрагентом ресурсами, необходимыми для сделки и, в принципе, доказательствами реальности самой сделки. В противном случае и при наличии у поставщика признаков «фирмы-однодневки» в правомерности вычетов по НДС и, возможно, расходов по налогу на прибыль будет отказано1.

Однако, на сегодняшний день претензии налоговых органов могут быть связаны с «проблемностью» любого контрагента налогоплательщика, в том числе и покупателя. Оформление продаж через подконтрольных покупателей, оставляющих на себе большую часть наценки налогоплательщика и тем самым занижающих его налоговые обязательства — давно и хорошо известный инспекторам способ агрессивной налоговой оптимизации.

Чем это грозит?

Если речь идет о применении налоговой ставки по НДС в 0% при экспорте, или когда товар продается взаимозависимым организациям по заведомо заниженным ценам, для которых нет никаких разумных объяснений, то ответ очевиден: соответственно, цены пересчитают, доначислят НДС и налоги с доходов.

Иногда ФНС использует несколько «креативных» методов, которые без пересчета цен и признания сделок недействительными позволяют доначислить налог на прибыль, а в некоторых случаях и НДС.

Как правило, возможных вариантов развития событий три:

Первый. Признание «схемы», созданной в целях занизить выручку у налогоплательщика-поставщика.

Это наиболее распространенный вариант действий налоговых органов.

В этом случае деятельность и отношения с «однодневкой» признаются притворными, прикрывающими взаимоотношения продавца с конечным покупателем.

Например, продавец использует посредников, в том числе применяющих «спецрежимы» (УСН и ЕНВД), которые и реализуют товар конечному покупателю. Если в этом случае ФНС установит и сможет доказать, что посредник — это фиктивная организация, а поставщик осуществлял все взаимоотношения непосредственно с конечным покупателем, то рисковый контрагент будет исключен из цепочки реализации товара. В итоге налогоплательщику доначислят НДС и налог на прибыль со всей суммы продажи конечному покупателю2.

Второй вариант. Доначисление налога на прибыль в связи с исключением расходов по спорной сделке.

В данном случае налоговые органы исходят из того, что раз покупатель — фиктивное лицо, то и поставки не было. В результате этого налоговая инспекция отказывает в признании расходов, связанных с приобретением товара, проданного «дефектному» контрагенту. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 272 и ст. 318 и 320 НК РФ данные затраты можно будет учесть только при реализации товара. Нет реализации — нет расходов.

Например: товар закуплен, покупатель на него найден, деньги получены. Налогоплательщик-поставщик товар отгрузил и смело учел затраты на его приобретение. Но вдруг оказалось, что покупатель — «пустышка». Соответственно поставка была «в никуда» и реализацией не является. А значит, нет оснований для принятия к учету расходов на товар при налогообложении прибыли.

Так в деле №А51-24827/2017 суд установил, что фактически поставки от налогоплательщика фирмам-«однодневкам» не было: нефтепродукты физически никуда не перемещались3. Налогоплательщик не смог документально подтвердить факт передачи товара покупателю. В результате ему было отказано в принятии сумм расходов на закупку товара, что привело к доначислению налога на прибыль, пеней и штрафа почти на 10 млн. рублей.

Вариант третий. Самый креативный. Доначисление налога на внереализационный доход.

На сегодня ФНС все реже и реже прибегает к подобному обоснованию, однако упомянем его.

В некоторых ситуациях, не оспаривая факта реализации в целом, ФНС заявляет о том, что в рамках сделки с «однодневкой» поставки не было — товар получил кто-то другой. Соответственно, деньги являются безвозмездно полученными и к договору поставки отношения не имеют. Они, по мнению налогового органа, должны быть учтены как внереализационный доход, с которого необходимо дополнительно начислить налог на прибыль4.

Любой из вариантов крайне нежелателен. Чтобы избежать таких последствий рекомендуем обращать внимание на следующие обстоятельства:

1) Реальность поставки товара.

Договор поставки должен быть исполнен в реальности и в интересах именно того контрагента, который указан в договоре. То есть имущество должно фактически выбыть из собственности продавца и перейти в собственность покупателя. Как правило, это сопровождается перемещением товара, но иногда встречаются исключения. Так в деле №А14-13965/2014 суд указал, что «практика купли-продажи нефтепродуктов в месте хранения без ее фактического перемещения является общепринятой».

Тем не менее поставщик всегда должен иметь документальное подтверждение реальности поставки (транспортные накладные, путевые листы, акты приема-передачи и т.д.).

2) Реальность коммерческих отношений как между поставщиком и посредником, так и между посредником и конечным покупателем.

Конечные покупатели должны подтвердить, что общались только с представителями посредника. Если же конечный покупатель укажет, что контактировал с первоначальным поставщиком-налогоплательщиком, то для последнего шансов избежать доначислений налога станет намного меньше.

Например, в одном из дел5против налогоплательщика сыграли следующие обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии реальности хозяйственных операций:

  • конечный грузополучатель сотрудничал непосредственно с самим налогоплательщиком, а не с посредниками;

  • ненадлежащее оформление части первичной документации: нет подписи руководителей контрагентов , заявок на отгрузку, неправильное оформление доверенностей на получение товара и пр.

3) Взаимозависимость поставщика и покупателя.

В случаях, когда ФНС удается доказать факт аффилированности с недобросовестным покупателем-посредником, суды встают на сторону налоговых органов6. В таких условиях вся неуплата налога контрагентами, которые признаны недобросовестными субъектами хозяйственных отношений («однодневками»), становится необоснованной налоговой выгодой поставщика.

Если же налоговая инспекция не может доказать взаимозависимость (подконтрольность) продавца и покупателя, то суды, как правило, признают решения налоговых органов недействительными даже при наличии у контрагента всех признаков «фирмы-однодневки»7.

4) Полнота исполнения покупателем налоговых обязательств

В деле № А40-151286/2015 суды установили зависимость и подконтрольность покупателя, а также то, что «организации-«однодневки», которые реализуя приобретенный у налогоплательщика товар со значительной наценкой, не несут соответствующее налоговое бремя, что свидетельствует о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды»8. В результате, с продавца взыскали более 29 млн. налога на прибыль и 56 млн. рублей НДС.

Зачастую действия ФНС носят неоднозначный характер. В сентябре 2018 года при рассмотрении дела в Верховном Суде была обнаружена интересная ситуация: по результатам двух налоговых проверок проведенных разными инспекциями, налоги были начислены как поставщику «фирмы-однодневки», так и конечному покупателю9.

В итоге за использование «дефектного» контрагента налоги доначислили обеим сторонам сделки. Верховный суд решения судов отменил, велев разобраться, кто в действительности виновен в появлении недобросовестного посредника.

5) Надлежащее оформление всех первичных документов.

Необходимо тщательно следить за тем, чтобы в транспортно-сопроводительной и приемо-передаточной документаций заполнялись все реквизиты, содержались достоверные сведения и были подписи уполномоченных и установленных лиц.

Во многих делах10 правильное оформление «первички» стало одним из аргументов в пользу реальности отношений с посредником, что позволило судам вынести решение в пользу налогоплательщика.

6) Выбор контрагента.

Необходимо избегать взаимодействий с фиктивными контрагентами («фирмами-однодневками»). То есть надо проявлять осмотрительность не только в отношении своих поставщиков, но и покупателей с учетом указанных выше обстоятельств. Безусловно, мы не можем советовать отказаться от выгодной сделки из-за возможного риска. Однако, при взаимодействии с подобными организациями всегда нужно учитывать вероятность возникновения претензий со стороны ФНС. Тем не менее, минимизировать риски возможно. Для этого потребуется:

  • тщательно контролировать и сохранять переписку с покупателями;

  • следить за надлежащим оформлением всех документов: договоров, актов, накладных и т.д. На всех документах должны быть подписи уполномоченных лиц.

  • не допускать прямых контактов с контрагентами (конечным потребителем) такого покупателя. И тем более не оформлять с ними каких-либо совместных документов.

  • избегать даже намека на аффилированность.

Также обращаем ваше внимание и на предпринимательский нюанс. Первым, кто пострадает от фирм-«однодневок» будет конечный потребитель. Именно к нему, в первую очередь, будут предъявлены претензии, поскольку доход от реализованной в его адрес продукции является его расходом, который он учтет для целей своего налогового учета.

И если продавец экономил на налогах только с разницы цен, с которой инспектору связываться довольно хлопотно, то, проверяя конечного покупателя, в рамках выездной проверки ему могут отказать в вычетах по НДС со всей стоимости реализации. Напомним, что современный подход, закрепленный в ст.54.1 НК РФ, позволяет доначислить НДС и налог на прибыль на том лишь основании, что в действительности поставщиком являлось иное лицо, нежели указано в договоре.

В итоге это может привести к тому, что за реальным продавцом закрепится репутация ненадежного поставщика, что, в свою очередь, может привести к потери покупателей.

Пожалуй, в данной ситуации меньше всего пострадает сама «однодневка» — ее просто исключат из реестра.

Сноски:

1. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2018 г. N Ф05-2212/18 по делу № А40-8712/2017

2. См., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2018 г. № 09АП-41461/18 по делу № А40-206610/2017;

3. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2018 №05АП-2188/2018 по делу №А51-24827/2017

4. См., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2013 г. № 09АП-17254/13 по делу № А40-10616/13, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2012 г. № 09АП-25911/12 по делу № А40-38402/12 (Оставлено в силу Постановлением ФАС Московского округа от 22.01.2013 г.) и др.

5. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2016 № Ф05-938/2015 по делу № А40-46670/14

6. См., например, Постановление Пятого арбитражного суда от 27.04.2018 №05-АП-2188/2018 по делу №А51-24827/2017

7. См., например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.07.2015 № Ф01-2415/2015 по делу №А11-4673/2014

8. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2016 N Ф05-14755/2016 по делу № А40-151286/2015

9. Определение ВС РФ № 305-КГ18-7133 от 27.09.2018 по делу №А40-32793/2017.

10. См. например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2017 г. № 15АП-7378/17 по делу № А53-28264/2016, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2016 г. № 19АП-3195/16 по делу № А14-13965/2014 и др.