Содержание
Нормативно-правовое регулирование аудита операций с основными средствами
Регулирование аудиторской деятельности в целом определяется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №307, на основании которого определяется деятельность аудиторов, спектр, предоставляемых ими услуг, а также неотъемлемые правила проведения процедур и оформления результатов проверок.
Аудиторская проверка основных средств осуществляется на базе следующих нормативных документов.
— Гражданский кодекс;
— Налоговый кодекс;
— Закон о бухгалтерском учете;
— О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №;
— О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072;
— Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений» (ПБУ 21/2008);
— Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н. Данное положение устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы ;
— Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 №160;
— Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н;
— Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91 н;
— Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н;
— Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02″, утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N114н;
— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49;
— План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий и инструкций по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94 н;
— Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов ;
— Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.
Согласно ПБУ 6/01 Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем .
При принятии основного средства к учету, на основании классификатора, утвержденного постановлением Правительства определяют к какой амортизационной группе будет относиться тот или иной актив, эти данные фиксируют в инвентарной карточке. Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, устанавливается порядок и способ начисления амортизации, содержание и восстановление основных средств, а также их выбытие. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 устанавливает, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация .
Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.
Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях:
· продажи;
· списания в случае морального и физического износа;
· ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
· передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;
· передачи по договорам мены, дарения;
· передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;
· недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;
· частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
· в иных случаях.
Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств .
Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности
Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Так, например, данное подразделение Минфина ведет:
- нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
- реестр аудиторов и их СРО и т. д.
Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.
Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.
В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).
Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях.
Об особенностях составления аудиторских заключений при проведении аудита в условиях эпидемии коронавируса читайте обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ
Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:
- Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
- Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
- 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
- Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
- Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.
Основные положения закона об аудиторской деятельности
Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.
Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:
- Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
- После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6–9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
- Ст. 10–12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
- В ст. 13–14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
- Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельности описано в ст. 15–22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
- Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.
Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.
Несколько слов о МСА
Правительство РФ постановлением от 11.06.2015 № 576 ввело положение «О признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации». Согласно ему ряд документов, регулирующих деятельность аудиторов, заменено международными стандартами аудита (МСА). ФПСАД прекратили свое действие с 01.01.2018. Минфин РФ утвердил 48 Международных стандартов аудита, которые вступили в силу с 01.01.2017. Эти акты регулируют деятельность аудиторов в несколько иной плоскости, нежели действовавшие прежде документы. Много внимания уделяется вопросам взаимодействия участников процесса, правилам оценки документов. Подробнее о международных стандартах можно узнать, прочитав нашу статью Международные стандарты аудиторской деятельности.
***
Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.
Говоря о системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.
Международные стандарты аудита, Кеворкова Ж.А., 2014.
Рассмотрены теоретические положения международных стандартов аудита, возможности их сопряжения с Федеральными стандартами аудиторской деятельности. Приведена классификация международных стандартов аудита, определены их роль и значение в аудиторской деятельности. Дана характеристика международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
Для студентов высших учебных заведений и специалистов, интересующихся данной проблемой.
Соответствие состава и принципов разработки Федеральных стандартов аудиторской деятельности международным.
Процесс сближения российского бухгалтерского законодательства с MCA и МСФО продолжается и активизируется, что способствует более эффективной работе российских аудиторов, а также укреплению позиций российских организаций на внутреннем и внешних рынках.
Международные стандарты аудита — это сборник документов, объединенных идеей, которая определяет направленность всей системы MCA. Такой идеей, или ключевым понятием, является необходимость в ходе проведения аудиторских проверок обеспечения определенного уровня уверенности. Уверенность — тот общий критерий, который в соответствии с MCA лежит в основе выбора того или иного типа проверки, а вслед за этим и уровня ответственности за ее результаты.
В отличие от российских правил (стандартов) аудита в MCA более четко закреплены цели аудита, а не его задачи и содержание. Следует отметить, что цели эти сформулированы в значительной мере с учетом целей международных стандартов бухгалтерского учета, а именно повышения прозрачности финансовой отчетности под страхом потери деловой репутации.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
— pdf — Яндекс.Диск.Дата публикации: 22.08.2018 11:00 UTC
учебник по финансам :: финансы :: Кеворкова