2 аудит 2015

Нормативно-правовое регулирование аудита операций с основными средствами

Регулирование аудиторской деятельности в целом определяется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №307, на основании которого определяется деятельность аудиторов, спектр, предоставляемых ими услуг, а также неотъемлемые правила проведения процедур и оформления результатов проверок.

Аудиторская проверка основных средств осуществляется на базе следующих нормативных документов.

— Гражданский кодекс;

— Налоговый кодекс;

— Закон о бухгалтерском учете;

— О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №;

— О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072;

— Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений» (ПБУ 21/2008);

— Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н. Данное положение устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы ;

— Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 №160;

— Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н;

— Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91 н;

— Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н;

— Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02″, утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N114н;

— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49;

— План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий и инструкций по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94 н;

— Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов ;

— Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

Согласно ПБУ 6/01 Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем .

При принятии основного средства к учету, на основании классификатора, утвержденного постановлением Правительства определяют к какой амортизационной группе будет относиться тот или иной актив, эти данные фиксируют в инвентарной карточке. Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, устанавливается порядок и способ начисления амортизации, содержание и восстановление основных средств, а также их выбытие. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 устанавливает, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация .

Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.

Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях:

· продажи;

· списания в случае морального и физического износа;

· ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

· передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;

· передачи по договорам мены, дарения;

· передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

· недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

· частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

· в иных случаях.

Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств .

Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях.

Об особенностях составления аудиторских заключений при проведении аудита в условиях эпидемии коронавируса читайте обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6–9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10–12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13–14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельности описано в ст. 15–22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

Несколько слов о МСА

Правительство РФ постановлением от 11.06.2015 № 576 ввело положение «О признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации». Согласно ему ряд документов, регулирующих деятельность аудиторов, заменено международными стандартами аудита (МСА). ФПСАД прекратили свое действие с 01.01.2018. Минфин РФ утвердил 48 Международных стандартов аудита, которые вступили в силу с 01.01.2017. Эти акты регулируют деятельность аудиторов в несколько иной плоскости, нежели действовавшие прежде документы. Много внимания уделяется вопросам взаимодействия участников процесса, правилам оценки документов. Подробнее о международных стандартах можно узнать, прочитав нашу статью Международные стандарты аудиторской деятельности.

***

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.

Говоря о системе нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Международные стандарты аудита, Кеворкова Ж.А., 2014.
Рассмотрены теоретические положения международных стандартов аудита, возможности их сопряжения с Федеральными стандартами аудиторской деятельности. Приведена классификация международных стандартов аудита, определены их роль и значение в аудиторской деятельности. Дана характеристика международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
Для студентов высших учебных заведений и специалистов, интересующихся данной проблемой.

Соответствие состава и принципов разработки Федеральных стандартов аудиторской деятельности международным.
Процесс сближения российского бухгалтерского законодательства с MCA и МСФО продолжается и активизируется, что способствует более эффективной работе российских аудиторов, а также укреплению позиций российских организаций на внутреннем и внешних рынках.
Международные стандарты аудита — это сборник документов, объединенных идеей, которая определяет направленность всей системы MCA. Такой идеей, или ключевым понятием, является необходимость в ходе проведения аудиторских проверок обеспечения определенного уровня уверенности. Уверенность — тот общий критерий, который в соответствии с MCA лежит в основе выбора того или иного типа проверки, а вслед за этим и уровня ответственности за ее результаты.
В отличие от российских правил (стандартов) аудита в MCA более четко закреплены цели аудита, а не его задачи и содержание. Следует отметить, что цели эти сформулированы в значительной мере с учетом целей международных стандартов бухгалтерского учета, а именно повышения прозрачности финансовой отчетности под страхом потери деловой репутации.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
— pdf — Яндекс.Диск.Дата публикации: 22.08.2018 11:00 UTC
учебник по финансам :: финансы :: Кеворкова