23 НК

Глава 23 НК РФ Налог на доходы физических лиц

НК РФ НДФЛ — налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является самым древним инструментом взимания податей в казну, берущим начало во времена царствования династии Рюриковичей. В настоящее время этот вид налогообложения практикуется во всех развитых странах. В России налоги этой категории регламентируются главой 23 Налогового Кодекса, в которой даны все определения и расписаны все основные процедуры.

Кто должен платить НДФЛ

Как утверждает НК РФ, НДФЛ, плательщиками этого налога являются, как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, получающие доходы на территории России. Если получающий доходы гражданин любого государства находится на территории нашей страны более 183 дней в течение 12 месяцев, следующих друг за другом, он автоматически становится налоговым резидентом, который обязан уплачивать НДФЛ. Отдельно стоит указать, что при описанных временных условиях лица без гражданства также должны уплачивать данный налог.

Когда нужно заплатить налог на доходы

Срок уплаты НДФЛ напрямую зависит от субъекта, который делает отчисления и сдаёт отчётность в налоговые органы. Это может быть как физическое лицо, непосредственно получившее доход, так и работодатель, ответственный за удерживание и перечисление данного налога из заработной платы сотрудников. Если речь идёт о наёмных работниках, то налог должен быть уплачен в течение следующего дня, следующего за днём выдачи зарплаты. Срок самостоятельной подачи декларации за прошедший налоговый период – до 2 мая. За себя физическое лицо может уплатить НДФЛ до 15 июля текущего года. Оплатить данный налог в режиме онлайн можно на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы России.

Как рассчитывается НДФЛ

Согласно статье 224 НК РФ НДФЛ работающих лиц рассчитывается по ставке 13%, которая удерживаться с основного дохода (заработной платы). Отдельная ставка в 35% введена для следующих видов доходов граждан:

  • лотерейный выигрыш (выигрышные ставки в букмекерских конторах) свыше 4000 рублей в календарный год;
  • начисление банковских процентов на личные вклады;
  • прибыль, получаемая за счёт временного пользования кооперативными денежными средствами;
  • косвенный доход, полученный в результате снижения процентных ставок ипотечного кредита;
  • доходы учредителя (дольщика, акционера) любых обществ и компаний

Налог с доходов физических лиц не взимается при следующих операциях:

  • реализация объектов недвижимости, которые находятся в собственности более 3-х лет;
  • сделки по наследованию или дарению;
  • продажа автомобиля, находившего в собственности более трёх лет;
  • при продаже собственности, продажная стоимость которой равна или меньше получаемой от реализации суммы (документальное подтверждение)

НДФЛ для иностранных граждан, реализующих любую недвижимость на территории России, составляет 30% от оценочной стоимости объекта.

Вычеты из налога на доходы физических лиц

Имущественный вычет из налога на доходы физических лиц может применяться в случае реализации недвижимости стоимостью до 1 млн. рублей, если таковая находилась в собственности менее 3-х лет. Срок исчисляется от даты государственной регистрации недвижимого объекта, проставленной в свидетельстве. При продаже иного имущества, находившегося в собственности менее 3-х лет, применяется налоговый вычет размером в 250 000 рублей. Физические лица также вправе применять так называемые «детские» вычеты для граждан, имеющих детей, профессиональные и социальные вычеты.

Согласно последним изменения в НК РФ НДФЛ в 2017 году будет рассчитывать так же, как и в предыдущие периоды. А вот срок уплаты НДФЛ изменился в пользу налогоплательщиков – с 2017 года уведомить налоговый орган о своих доходах физические лица могут до 2 мая.

Законопроект № 76436-4

Изменения главы 21 НК РФ вызваны тем, что действующим налоговым законодательством не установлен ряд особенностей налогообложения при реорганизации юридических лиц. В связи с этим основная цель законопроекта № 76436-4 заключается в устранении указанных пробелов и установлении особенностей налогообложения при реорганизации организаций. Причем предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с обложением налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) реорганизуемых и вновь возникающих организаций. Конечно, речь идет о реорганизации юридических лиц.

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, основной задачей этого документа является внесение изменений в НК РФ, детализирующих принцип, из которого следует, что осуществление реорганизуемыми организациями операций, связанных с передачей прав и обязанностей в порядке правопреемства, не должно приводить к возникновению необоснованных налоговых обязательств или двойному налогообложению как реорганизуемых, так вновь создаваемых (возникающих) компаний.

Депутаты Н.В. Бурыкина и Н.Н. Гончар полагают, что принятие предложенного ими законопроекта позволит не допустить повышения тарифов на услуги реформируемых естественных монополий вследствие необоснованного увеличения налогового бремени. Снимая риск возникновения экономически необоснованных налоговых потерь для реорганизуемых хозяйственных субъектов, законопроект одновременно снижает риск подрыва финансовой устойчивости реорганизованных и вновь возникших юридических лиц. В целях устранения пробелов налогового законодательства законопроектом предусматривается включение в главу 21 НК РФ новой ст. 162.1, устанавливающей особенности налогообложения при реорганизации организаций. Благодаря нормам этой статьи законопроект регламентирует налогообложение при реорганизации в различных хозяйственных ситуациях. В частности, авторы законопроекта в пояснительной записке к нему обращают внимание на четыре ситуации.

1. Существующая редакция главы 21 НК РФ позволяет требовать исчисления НДС при передаче имущественных прав при реорганизации. Такая трактовка противоречит принципу, вытекающему из положений первой части НК РФ, освобождающей подобные операции от налогообложения, поскольку подп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ предусмотрено, что передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества при реорганизации не является реализацией и не облагается налогом.

Для решения вышеуказанной проблемы в ст. 162.1 НК РФ содержится норма, устанавливающая, что передача имущественных прав правопреемнику (возникшему при реорганизации юридическому лицу) также не является объектом налогообложения. 2. Действующая редакция ст. 169, 171 и 172 НК РФ создает проблемы по НДС при принятии правопреемниками (возникшими при реорганизации юридическими лицами) к вычету сумм налога:
— полученного ими вместе с неоплаченной кредиторской задолженностью, в случаях, когда актив был использован реорганизуемым обществом или же передан на баланс правопреемника вместе с неоплаченным НДС;
— оплаченного реорганизуемым обществом и переданного правопреемникам (возникшим при реорганизации юридическим лицам) на баланс вместе с активом;
— уплаченного реорганизуемым обществом с сумм полученных авансов.

Вышеуказанные проблемы вызваны тем, что в настоящий момент НК РФ для применения вычетов НДС, помимо прочего, требует также следующее:
1) наличия счетов-фактур, выставленных на имя покупателя;
2) наличия документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога налогоплательщиком.

Никакие особенности применения вычетов НДС при реорганизации предприятий не предусмотрены НК РФ. Отсутствие ясных положений приводит к трактовке действующей редакции главы 21 НК РФ таким образом, что вышеуказанные суммы НДС не подлежат вычету у правопреемника (возникшего при реорганизации юридического лица), что приводит к необоснованному увеличению затрат.

Отсутствие возможности вычета НДС при том, что все условия для применения вычета выполнены в совокупности реорганизуемым лицом и правопреемником, не соответствует принципам исчисления НДС.

Предлагаемые в ст. 162.1 законопроекта пункты 2 — 6 и 8 позволят избежать при реорганизации необоснованного увеличения затрат правопреемников и предъявлять к вычету соответствующие суммы НДС.

3. Действующая редакция ст. 167 НК РФ может трактоваться таким образом, что сторона, исчисляющая НДС по мере поступления оплаты и передающая при реорганизации право требования (дебиторскую задолженность) правопреемникам (возникшим при реорганизации юридическим лицам), обязана исчислить НДС к уплате в бюджет в момент такой передачи права требования.

Вышеуказанная трактовка ст. 167 НК РФ при реорганизации приводит к возникновению дополнительных чрезмерных затрат для стороны, передающей право требования, в результате преждевременной уплаты НДС в бюджет до момента получения фактической оплаты реализованных товаров (работ, услуг). Данные затраты не являются экономически обоснованными, поскольку фактическая оплата по передаваемым правам требования будет поступать после реорганизации новому юридическому лицу.

Кроме того, существующая неопределенность в порядке определения момента признания оплаты при передаче прав требования в порядке правопреемства при реорганизации приводит к нарушению принципа однократности налогообложения, так как одна сделка по реализации товаров (работ, услуг) может облагаться НДС дважды:
1) реорганизуемым обществом в момент передачи прав требования;
2) возникшим при реорганизации юридическим лицом в момент поступления оплаты по полученному праву требования.

В целях устранения указанного пробела законопроектом предполагается внесение соответствующих поправок в ст. 167 и принятие новой ст. 162.1 НК РФ.

4. Существующая редакция ст. 170 и 171 НК РФ не исключает трактовки ее положений таким образом, что сторона, передающая активы при реорганизации, обязана восстановить и уплатить в бюджет НДС со стоимости всех передаваемых активов. Такая трактовка ст. 170 НК РФ при передаче активов при реорганизации приводит к возникновению дополнительных чрезмерных затрат (в сумме НДС по передаваемым активам). Данные затраты не являются экономически обоснованными, поскольку передаваемые объекты используются для производственной деятельности и после передачи новым юридическим лицам (правопреемникам).

При этом восстановление НДС в вышеуказанных случаях находится в противоречии с тем фактом, что передаваемые активы используются и реорганизуемым обществом, и возникшим при реорганизации лицом для деятельности, облагаемой НДС. Кроме того, возникновение дополнительных затрат у реорганизуемого лица не соответствует общей концепции косвенных налогов как налогов, уплачиваемых конечным потребителем. Для решения вышеуказанной проблемы необходимые поправки внесены в ст. 162.1, в подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ и ст. 171 НК РФ.

С точки зрения налогоплательщиков важное значение имеет то обстоятельство, что законопроект № 76436-4 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года. Принятие такой нормы обусловлено тремя следующими факторами: во-первых, принятие документа не потребует расходов из федерального бюджета; во-вторых, вносимые в НК РФ коррективы направлены на детализацию, уточнение действующих положений и устранение двойного налогообложения реорганизуемых и возникающих в результате реорганизации юридических лиц, что не приводит к уменьшению их налоговых обязательств; в-третьих, придание обратной силы нормам данного закона допускается п. 4 ст. 5 НК РФ.

«Зеленую дорогу» по парламентскому марафону законопроекту в определенной мере обеспечило положительное заключение Правительства РФ. Хотя следует отметить, в этом заключении от лица Правительства РФ в адрес законопроекта был высказан ряд замечаний, которые Государственная Дума учла в процессе работы над документом.

Законопроект № 76443-4

Законопроекта № 76443-4 о внесении изменения в ст. 217 НК РФ направлен на устранение пробелов НК РФ, касающихся особенностей налогообложения акций, полученных физическими лицами при реорганизации организаций.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается следующее. Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с распределением акций (долей, паев) создаваемых организаций среди акционеров (участников, пайщиков) реорганизуемых организаций и (или) конвертацией (обменом) акций (долей, паев) реорганизуемой организации в акции (доли, паи) создаваемой организации либо организации, к которой осуществляется присоединение.

В частности, при реорганизации юридических лиц акционеры реорганизуемой организации получают акции создаваемой организации путем конвертации принадлежащих им акций реорганизуемой организации либо путем распределения акций создаваемой организации. Глава 23 НК РФ не содержит норм, напрямую указывающих на отсутствие налогооблагаемого дохода при конвертации или распределении акций в рамках реорганизации юридического лица. В то же время нет и норм, позволяющих утверждать, что в результате конвертации или распределения у акционеров реорганизуемого юридического лица может возникнуть доход, который подлежит налогообложению.

При этом в соответствии с действующим законодательством существуют основания рассматривать акции, полученные в ходе реорганизации, как доход, полученный в натуральной форме или в виде материальной выгоды (ст. 211 и 212 НК РФ). Однако данная трактовка является экономически необоснованной по следующим причинам:

1) акции по своей экономической и правовой природе удостоверяют права акционеров на долю в активах общества, а также на получение части прибыли общества. При осуществлении реорганизации юридического лица, уставный капитал создаваемых организаций формируется полностью за счет имущества реорганизуемой организации, передаваемого в порядке правопреемства. То есть в связи с реорганизацией не происходит изменения стоимости совокупных активов и возникновения дополнительной прибыли у реорганизованной организации и создаваемой организации. Таким образом, как распределение, так и конвертация акций при реорганизации организации не влечет для акционеров какой-либо дополнительной экономической выгоды;

2) в соответствии с п. 3 ст. 277 главы 25 НК РФ при реорганизации организации, независимо от формы реорганизации, у налогоплательщиков-акционеров (юридических лиц) налогооблагаемого дохода при распределении акций не возникает. Принимая во внимание наличие такой нормы в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, руководствуясь принципом всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), а также конституционным принципом универсальности воли законодателя, у физических лиц-акционеров так же, как у юридических лиц-акционеров не должен возникать налогооблагаемый доход при распределении или конвертации акций в ходе реорганизации. В противном случае имела бы место неконституционная дискриминация физических лиц по сравнению с юридическими лицами в порядке налогообложения одинаковых операций.

Исходя из изложенного, в п. 19 ст. 217 НК РФ вносятся изменения, согласно которым получение акционерами акций в результате распределения или конвертации в процессе реорганизации не приводит к образованию каких-либо доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц.

Рассмотрев законопроект, о котором идет речь, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отметил следующее. В соответствии с п. 19 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы физических лиц, полученные от акционерных обществ или других организаций акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных ими акций или иных имущественных долей, распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале.

Авторы законопроекта № 76443-4 предложили распространить порядок освобождения от налогообложения, предусмотренный п. 19 ст. 217 НК РФ, на доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций акционерами акционерных обществ или участниками других организаций при реорганизации, предусматривающей распределение акций (долей, паев) создаваемых организаций среди акционеров (участников, пайщиков) реорганизуемых организаций и (или) конвертацию (обмен) акций (долей, паев) реорганизуемой организации в акции (доли, паи) создаваемой организации либо организации, к которой осуществляется присоединение, в виде дополнительно и (или) взамен полученных акций (долей, паев).

Думский комитет поддержал позицию авторов законопроекта, согласно которой принятие предлагаемого изменения необходимо с целью устранения неопределенности в вопросе о налогообложении доходов физических лиц в указанной ситуации, поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит конкретных норм, напрямую указывающих на отсутствие либо наличие налогооблагаемого дохода при конвертации или распределении акций в рамках реорганизации юридического лица.

При этом следует отметить, что в отношении налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков), являющихся юридическими лицами, законодательство о налогах и сборах содержит норму (п. 3 ст. 277 НК РФ), в соответствии с которой при реорганизации организации, независимо от формы реорганизации, у налогоплательщиков-акционеров налогооблагаемого дохода при распределении акций не возникает (поскольку в связи с реорганизацией не происходит изменения стоимости совокупных активов и возникновения дополнительной прибыли у реорганизованной организации и создаваемой организации).

По мнению Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, нормы, предложенные в законопроекте, позволят устранить имеющиеся неопределенности в вопросе о налогообложении доходов физических лиц в случаях реорганизации организаций.

Имущественные налоговые вычеты, в том числе при приобретении жилья, предусмотрены ст. 220 Налогового кодекса РФ.

Имущественный вычет предоставляется в случае, если налогоплательщик имел доходы, облагаемые по ставке 13%.

Вычет предусматривается в размере фактически произведенных расходов на строительство или покупку жилья (пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ), но не более максимальной суммы.

Максимальная сумма налогового вычета, на который может быть уменьшен доход при приобретении жилья, составляет 2 млн руб. (пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ).

Таким образом, при покупке квартиры стоимостью, например, 3 млн руб., возврат составит 13% от 2 млн руб. или 260 тыс. руб. ранее уплаченного подоходного налога.

При приобретении имущества после 1 января 2014 г. предельный размер вычета применяется к расходам, понесенным на приобретение как одного, так и нескольких объектов недвижимости.

Налоговый вычет при приобретении жилья не предоставляется (п. 5 ст. 220 НК РФ):

— в части расходов, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, а также за счет бюджетных средств;

— если сделка купли-продажи заключена с гражданином, являющимся по отношению к налогоплательщику взаимозависимым.

В соответствии со ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами, в частности, признаются: физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Для получения вычета необходимо подать в налоговую инспекцию заявление и декларацию 3-НДФЛ с подтверждающими документами.

Если декларация подается только для получения налоговых вычетов, без декларирования доходов, с которых необходимо удержать подоходный налог, ее можно подать до конца года.

При декларировании доходов для удержания подоходного налога срок подачи декларации ограничивается 30 апреля (п. 1 ст. 229 НК РФ).

По общему правилу декларации для получения налоговых вычетов могут быть поданы за три года (п. 7 ст. 78 НК РФ). Соответственно, в 2019 году можно подать декларации за 2016, 2017, 2018 годы.

У налогоплательщиков, получающих пенсии, вычеты на приобретение жилья могут быть перенесены на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, непосредственно предшествующих налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных налоговых вычетов (п. 10 ст. 220 НК РФ).

К декларации необходимо приложить:

— справку 2-НДФЛ о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год (выдается работодателем);

— копию договора о приобретении квартиры и документы, подтверждающие право собственности на имущество;

— документы, подтверждающие произведенные расходы;

— копию свидетельства о браке (если имущество приобретено в общую собственность), иные документы в зависимости от ситуации (п. 6 ст. 220 НК РФ).

Для заполнения декларации 3-НДФЛ удобно использовать компьютерную программу «Декларация», расположенную на официальном сайте ФНС России.

При регистрации в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС России декларацию 3-НДФЛ можно заполнить в интерактивном режиме. Сервис позволяет сформировать декларацию, подписать ее усиленной неквалифицированной электронной подписью (формируется бесплатно) и направить в электронном виде с пакетом документов в налоговую инспекцию.