238 ГК

Новая редакция Ст. 243 ГК РФ

1. В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация).

2. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Комментарий к Ст. 243 ГК РФ

1. В уголовном праве России в настоящее время конфискация имущества как вид наказания за совершенное преступление не предусмотрена.

2. Как санкция за гражданское правонарушение конфискация предусмотрена ст. ст. 169, 179 ГК.

3. В качестве наказания за административное правонарушение конфискация предусмотрена ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако конфискация как мера ответственности за административные правонарушения может быть применена также только судом. В связи с этим конфискацию разграничивают с процессуальными мерами принудительного изъятия имущества.

Судебная практика.

Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, обязаны при наличии оснований для применения конфискации имущества обращаться в суд. Этим не затрагиваются полномочия таможенных органов по применению превентивных мер обеспечительного характера, а также мер по распоряжению изъятыми у правонарушителя предметами, запрещенными к обороту, либо такими, отказ от которых в пользу государства оформлен в установленном порядке. Защита права собственности посредством последующего судебного контроля осуществляется в административном производстве в отношении применения административными органами именно таких мер (Определение КС РФ от 13.01.2000 N 21-О).

Другой комментарий к Ст. 243 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Конфискация — это принудительное безвозмездное изъятие государством имущества, принадлежащего нарушителю, совершившему преступление или иное правонарушение. Следствием конфискации является прекращение права собственности.

Принудительное изъятие имущества с иными целями (в качестве вещественных доказательств, для обеспечения иска) не влечет прекращения права собственности.

Комментируемая статья определенно разграничивает те случаи, когда конфискация осуществляется по решению суда в качестве санкции за уголовное преступление или иное правонарушение (п. 1) и когда она осуществляется в административном порядке. В этом случае решение о конфискации может быть обжаловано в суд.

2. Примером конфискации, предусмотренной гражданским законодательством, являются случаи, указанные в ст. ст. 169, 179 ГК. Необходимо заметить, что и в этих случаях конфискация может последовать за осуждением нарушителя в порядке уголовного или административного производства, поскольку действия, указанные в ст. ст. 169, 179, могут быть и публично-правовыми деликтами, в том числе преступлениями.

3. Право на конфискацию, предусмотренное п. 2 ст. 243, было предметом обсуждения с точки зрения соответствия ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей исключительно судебный порядок лишения права собственности.

Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 20 мая 1997 г. N 8-П (СЗ РФ. 1997. N 21. Ст. 2542), от 11 марта 1998 г. N 8-П (СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1458), Определении от 13 января 2000 г. N 21-О (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1427) признал, что конфискация, применяемая таможенными органами как превентивная мера, не влечет сама по себе прекращения права собственности и потому не противоречит Конституции. Но если конфискация применяется как санкция за совершенное правонарушение, то необходимо судебное решение.

Таким образом, решение о конфискации, принятое не судом, а другим органом, может быть обжаловано по изложенным основаниям.

4. В том случае, если конфискация осуществлена на основании судебного решения, она может быть обжалована только путем обжалования самого судебного акта (полностью или частично, в части конфискации).

Если конфисковано имущество, принадлежащее не правонарушителю, а третьему лицу, последнее вправе добиваться отмены соответствующего судебного акта в части конфискации, ссылаясь на это основание.

2. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Комментарии к ст. 242 ГК РФ

1. Реквизиция предусматривает возможность принудительного изъятия имущества в административном порядке. Это объясняется тем, что изъятие производится в чрезвычайной ситуации, когда требуется принятие срочных мер, что делает невозможным осуществление изъятия на основании решения суда. При реквизиции допускается определенное ущемление интересов собственника для обеспечения и защиты интересов общества и государства. Изъятое имущество должно быть использовано по назначению в связи с чрезвычайными ситуациями, указанными в п. 1 статьи. В противном случае изъятие считается противоправным и действия административного органа могут быть обжалованы в судебном порядке. Одновременно может быть предъявлено требование о возврате неправомерно изъятого имущества и возмещении убытков (ст. ст. 13, 16 Кодекса).

2. Комментируемая статья гарантирует, что изъятие при реквизиции производится возмездно, с выплатой собственнику компенсации. При этом следует обратить внимание, что законодательство предусматривает выплату компенсации стоимости имущества, а не полное возмещение убытков. Гражданский кодекс не определяет размер компенсации. Вместе с тем ЗК устанавливает, что в случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка (п. 3 ст. 51). Оценка по рыночной стоимости является оценкой, производимой по умолчанию, если законом или договором не установлено иное (ч. 1 ст. 7 ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Оценка изъятого имущества может быть оспорена собственником в суде.

3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества. Гражданский кодекс не регулирует вопрос о судьбе компенсации, полученной собственником при изъятии вещи. Пункт 2 ст. 8 ФЗ от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» прямо предусматривает в подобных случаях обязанность возвратить полученную сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. Хотя для иных случаев подобной нормы не предусмотрено, представляется, что при возврате имущества должна быть возвращена полученная компенсация. Данная сумма может быть уменьшена в случае, если в результате использования в период чрезвычайной ситуации стоимость реквизированного имущества снизилась. Подобное решение проблемы согласуется с общими правилами о неосновательном обогащении (ст. 1102 ГК).

1. Конфискация имущества имеет основной целью не смену собственника имущества, а возникновение негативных последствий в виде изъятия имущества как санкции за совершенное правонарушение. По общему правилу, конфискация осуществляется на основании решения суда. Основания для применения конфискации имущества четко определяются законом. Так, в уголовном праве конфискация рассматривается в качестве иной меры уголовно-правового характера. Глава 15.1 УК устанавливает виды имущества, которые могут быть изъяты у правонарушителя. Конфискация имущества назначается в обязательном порядке во всех случаях причинения имущественного ущерба либо неправомерного извлечения доходов при совершении преступлений, перечисленных в ст. 104.1 УК. КоАП предусматривает административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7). Применение конфискации предусматривается и иными нормативными правовыми актами. Поскольку конфискация выступает в качестве санкции за совершение правонарушения, она не предполагает выплаты возмещения стоимости изъятых вещей, вещи изымаются безвозмездно.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность применения конфискации в административном порядке, но только в случаях, прямо предусмотренных законом. При этом существует возможность судебного обжалования решения о конфискации. Действующее законодательство предусматривает административный порядок конфискации вещей, добытых в результате противоправных действий. Например, незаконно заготовленной древесины и иных лесных ресурсов (ст. 99.1 ЛК), наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 47 ФЗ от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах») и др.

3. Хотя в специальных нормативных правовых актах конфискацией именуется и изъятие имущества, приобретенного незаконно, в данных случаях у лица, завладевшего имуществом, права собственности не возникает, соответственно, такую конфискацию нельзя рассматривать как основание прекращения права собственности.