26 п 2018

Конституционный Суд РФ защитил право гражданского персонала воинских частей на повышенную оплату за работу в выходные и праздники.
Конституционный Суд РФ проверил одно из положений Трудового кодекса РФ применительно к вопросу о размере оплаты, полагающейся гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ за работу в выходной или праздник сверх месячной нормы рабочего времени.
Положение признано не противоречащим Конституции РФ, поскольку оно предполагает следующее.
Наряду с тарифной частью зарплаты, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы), оплата должна включать все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для указанных лиц системой оплаты труда. Это касается случаев, когда такая работа не компенсировалась предоставлением другого дня отдыха.
Как подчеркнул суд, из Трудового кодекса РФ однозначно следует, что работа в выходной или праздник должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа в обычный рабочий день.

Документ

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 26-П

Согласно ч. 1 ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
  • работникам, получающим оклад (должностной оклад) – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

В ст. 153 ТК РФ используются понятия оклада и тарифной ставки, а не заработной платы. Эти понятия определены в ст. 129 ТК РФ.

Так, тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4 ст. 129 ТК РФ).

Заработная плата состоит из основной части (оклад, тарифная ставка), компенсационных выплат (доплаты и надбавки) и стимулирующих выплат (премии, поощрения и т.д.) (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). Таким образом, доплаты, надбавки и стимулирующие выплаты входят в состав заработной платы наряду с окладом (тарифной ставкой).

Поскольку ст. 153 ТК РФ предусматривает двойную оплату в выходные и праздничные дни исходя из оклада (тарифной ставки), работодатели не включали в эту оплату полагающиеся сотруднику надбавки (за вредность, стаж, сложность работы и т.д.) и премии. Такой подход ранее поддерживали суды (см. апелляционные определения Приморского краевого суда от 13.02.2018 № 33-1254/2018, от 18.07.2017 № 33-7106/2017, Московского городского суда от 20.04.2018 № 33-17107/2018).

Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу военнослужащих на выплату заработной платы за работу в выходные дни в неполном объеме (без учета полагающихся надбавок и премий) и пришел к следующему выводу. Оплата за работу в нерабочие (праздничные) дни должна рассчитываться с учетом компенсационных или стимулирующих выплат. По мнению суда, такой порядок расчета гарантирует справедливую оплату труда работника, поскольку работа в выходной день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа в обычный рабочий день. Оплата на основании размера оклада (тарифной ставки) без учета стимулирующих выплат может быть меньше оплаты в рабочий день с учетом таких выплат, что является нарушением прав работника.

Учитывая позицию Конституционного Суда РФ, до внесения изменений в ч. 1 ст. 153 ТК РФ (если таковые будут внесены) работодатели могут:

  • рассчитывать плату за работу в выходные исключительно на основании оклада (тарифной ставки) или
  • платить исходя из оклада (тарифной ставки) и других компенсационных надбавок после внесения соответствующих изменений в локальные нормативные акты.

Оба варианта несут для работодателя определенные риски. В первом случае работники, ссылаясь на вышеуказанное постановление Конституционного Суда РФ, могут обратиться в суд с требованием о доплате заработной платы с учетом всех премий и надбавок. Во втором случае у налоговой инспекции могут возникнуть вопросы по обоснованности расходов на выплату заработной платы в повышенном размере, не предусмотренном ТК РФ. В споре с налоговиками можно сослаться на упомянутое выше постановление КС РФ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других»

Конституционный Суд РФ признал часть первую статьи 153 Трудового кодекса РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку она предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.

Часть первая статьи 153 Трудового кодекса РФ, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы — оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым — к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату. Более того, вопреки конституционному принципу равенства, который в сфере оплаты труда означает не только необходимость обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, но и недопустимость применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении, работники, выполнявшие работу в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполнял аналогичную работу в обычный рабочий день (т.е. в нормальных условиях), при этом работники, системы оплаты труда которых не ограничиваются установлением лишь тарифной части заработной платы (оклада, должностного оклада), при выполнении работы в выходной или нерабочий праздничный день фактически приравнивались бы с точки зрения оплаты их труда к лицам, чей труд оплачивается исключительно путем выплаты фиксированного оклада (должностного оклада).

Федеральный законодатель, принимая во внимание отсутствие его явно выраженной воли относительно порядка учета выплат, входящих в состав заработной платы, при исчислении оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день вправе с учетом выраженных в настоящем постановлении правовых позиций уточнить положения статьи 153 Трудового кодекса РФ, в том числе путем установления иного конкретного способа определения размера повышенной оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, с тем чтобы обеспечить такую оплату в большем размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день, учитывая при этом, что она представляет собой не только оплату затраченного работником труда, но и компенсацию утраченного им дня отдыха.