271 ФЗ о рынках

1. Комментируемая статья в законодательном порядке закрепляет определение деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и обязанности организаторов торговли. Более развернуто обязанности и требования к организаторам торговли на фондовом рынке устанавливаются подзаконными актами — постановлениями и распоряжениями ФКЦБ РФ (с 2004 г. — ФСФР РФ).
С 01.01.2005 г. вступило в силу Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР РФ от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н (ред. от 22.06.2005). Установлено, что организаторы торговли (в том числе фондовые биржи) в срок до 15.07.2005 г. должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями нового Положения. Порядок регистрации документов профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих клиринговую деятельность и деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержден Приказом ФСФР РФ от 20.04.2005 N 05-14/пз-н.
2. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг — это предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Такую деятельность могут осуществлять только юридические лица, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи.
3. Организатор торговли обязан зарегистрировать в ФСФР РФ следующие документы: правила допуска к участию в торгах (права и обязанности всех категорий участников торгов); правила допуска к торгам ценных бумаг; правила проведения торгов. Кроме того, организатор торговли должен уведомить ФСФР РФ о включении (об исключении) ценных бумаг в список (из списка) ценных бумаг, допущенных к торгам, не позднее следующего дня с даты принятия соответствующего решения.
4. Участниками торгов у организатора торговли могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции через организатора торговли исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов у организатора торговли.
Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только брокеры, дилеры и управляющие, являющиеся членами такой биржи.
5. Организатор торговли осуществляет регистрацию (аккредитацию) участников торгов и его клиентов. При регистрации (аккредитации) организатор торговли присваивает каждому участнику торгов и всем его клиентам коды и информирует об этом участников торгов. Каждому участнику торгов и каждому клиенту участника торгов может быть присвоен, как правило, только один код.
6. К торгам у организатора торговли могут быть допущены эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в процессе их выдачи и обращения. Допуск ценных бумаг к торгам у организатора торговли осуществляется путем их включения в список ценных бумаг, допущенных к торгам.
Допуск ценных бумаг к торгам у организатора торговли осуществляется при соблюдении следующих требований:
— осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг (правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом);
— осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента (за исключением размещения ценных бумаг на торгах у организатора торговли);
— эмитентом ценных бумаг соблюдаются требования законодательства РФ о ценных бумагах и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
7. О каждой сделке любому заинтересованному лицу должна быть представлена следующая информация: о дате и времени заключения сделки, государственном регистрационном номере выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а также о цене и количестве ценных бумаг.
8. Функции организатора торговли сводятся к определению круга лиц, являющихся участниками торговли, требований к этим лицам и ценным бумагам, допущенным к обращению у данного организатора торговли, правил заключения, сверки, регистрации и исполнения сделок, перечня и некоторых стандартов сделок, которые можно заключить через данного организатора торговли.
Организатор торговли выступает в качестве лица, обеспечивающего необходимые организационные и технические условия совершения сделок (компьютерные программные системы, позволяющие участникам направлять заявки друг другу). Организатор торговли может сам являться стороной таких сделок, а также принимать на себя функции поручителя надлежащего исполнения сделки участниками.

Закон разработан в целях обеспечения защиты прав потребителей, поддержки отечественных товаропроизводителей, создания условий для реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и в личных подсобных хозяйствах, а также упорядочения торговой деятельности на розничных рынках.

Под розничным рынком понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные. При этом под специализированными рынками понимаются розничные рынки, на которых 80% и более торговых мест предназначено для осуществления продажи товаров одного класса.

Розничный рынок может быть организован только юридическим лицом, которому принадлежат объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (управляющая компания). Разрешение на организацию рынка выдается органом местного самоуправления муниципального образования. Определен порядок выдачи разрешений на организацию розничных рынков, основания отказа в выдаче разрешения и его аннулирования, порядок ведения реестра рынков.

Установлены требования к обустройству, оборудованию и содержанию розничных рынков, регламентирован порядок предоставления торговых мест. Предусмотрены меры по защите интересов отечественных товаропроизводителей. На сельскохозяйственных рынках им должно быть отведено не менее 50% торговых мест от общего количества. Также должны быть предусмотрены торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств.

Законом регулируются права и обязанности управляющей компании и продавцов. Деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места. Управляющая компания обязана осуществлять контроль за соблюдением продавцами допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений о допустимой доле иностранных работников, используемых на рынках, которые вступают в силу с 15 января 2007 года.

Деятельность существующих розничных рынков должна быть приведена в соответствие с данным Федеральным законом не позднее 60 дней со дня его вступления в силу. Предусмотренные законом требования к оборудованию и застройке рынков будут применяться с 1 января 2010 года. При этом с 2010 года управляющие компании вправе использовать для организации рынков только капитальные здания, строения, сооружения. В отношении сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков указанные требования будут применяться с 1 января 2012 года.

Айрапетян Н. А., Кузнецов А. А., Пасько А. О.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ИНТЕРНЕТЕ

10.15. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ИНТЕРНЕТЕ

Айрапетян Нарек Артёмович, магистрант кафедры гражданско-правовых дисциплин Место учебы: Российский государственный социальный университет

Кузнецов Андрей Александрович, магистрант кафедры гражданско-правовых дисциплин Место учебы: Российский государственный социальный университет

Пасько Андрей Олегович, магистрант кафедры гражданско-правовых дисциплин Место учебы: Российский государственный социальный университет

Аннотация: В статье рассмотрены регулирование правоотношений в торговле и сфере оказания услуг, в сети интернет.

Ключевые слова: сеть Интернет, право, регулирование товаров и услуг в сети Интернет.

CIVIL-LAW REGULATION OF GOODS AND SERVICES ON THE

Pas’ko Andrey O., undergraduate of the Department of civil law disciplines Study place: Russian state social University

Меньше чем за столетие человечество претерпело серьезные изменения, которые затронули все аспекты жизни человека. Мы вошли в новую эпоху, где одним из катализаторов качественных изменений стало появление сети Интернет в широкие массы. На сегодняшний день по данным Международного союза электросвязи (МСЭ) количество пользователей Интернета в мире составляет 3,5 миллиарда человек .

Рассматривать положительные стороны данного явления нецелесообразно, необходимо признать его наличие как факт и адаптироваться в стремительно меняющемся мире.

Появившись в 1960-х годах сеть Интернет использовалась в научно-исследовательских и оборонных целях (носит закрытый характер). В 1984-1990 начали появляться первые частные интернет-сервисы (начинает широко использоваться в коммерческой деятельности), а во второй половине 1990-х гг. сеть Интернет переходит в современный этап, где одну из главных ролей в формировании и распространении контента начинают играть пользователи (развитие происходит экспоненциально).

В.В. Архипов в своем учебнике по интернет-праву отмечает 5 факторов, определяющих значение сети Ин-

тернет, а именно:

— объем (глобальный интернет-трафик достигает показателя в 1,1 зеттабайт информации),

— скорость (скорость распространения информации геометрической прогрессией),

— доступность (доступность информации для пользователя в смысле сравнительной простоты обнаружения),

— простота (распространение информации среди огромной аудитории не требует серьезных усилий),

— глобальность (доступ к интернет-ресурсам возможен практически из любой точки земного шара).

Исходя из вышеуказанных факторов, становится очевидным, по каким причинам сеть Интернет проникла во все сферы деятельности человека и в связи с чем, вызваны проблемы законодательного регулирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если говорить об основных началах правового регулирования отношений в сети Интернет, то роль законодательной власти сводится преимущественно к установлению либо системы предельно общих правил, либо, напротив, детального регулирования предельно узких областей общественных отношений, связанных с сетью Интернет .

На всех этапах развития общества и экономики всегда будут присутствовать разнообразные виды услуг, в том

числе предоставление услуг в сети Интернет. Мы часто это слово слышим, пользуемся услугами третьих лиц и, наверное, будет интересно рассматриваемая в этой статье тема: понятие «Услуга», нормативно-правовые акты, сопровождающие юридический термин «Оказание услуг», основные признаки «Услуги», гражданско-правовое определение понятия «Услуга».

Количество предоставляемых услуг, в современном обществе, разнообразны и практически не ограничены в связи с постоянно терпящим изменения обществом. Начнем с того, что услуги предоставляются как физическим, так и юридическим лицам. Услуга, что это? Если обратиться к словарям, то «Услуга» это действие, приносящее какой либо эффект, помощь кому либо; удобства, предоставляемые какому либо участнику отношений.

Интересно будет познакомиться с высказываниями и определениями понятия «Услуга» некоторых экономистов, каждый своего времени и эпохи. Таким образом сравнить отношение к этому понятию в связи с изменением самого общества и самих общественных отношений. Так, К. Маркс рассматривает понятие Услуга как «… есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости — товара ли, труда ли». В то время как М.Б. Россинский, констатирует, что «услуга -специальная потребительная стоимость в форме трудовой деятельности и специфическая форма отношений, предполагающих наличие производителя и потребителя услуг. Р.Р. Ленковская, дает более четкое определение: «Услуга — это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека» .

Таким образом, первые научные изыскания понятия «Услуга» были известны еще в исследованиях экономистов прошлых веков. Если обратиться к истории, то следует сказать, что понятие «Услуга» входило в качестве неотъемлемой части в состав древнеримского частного права и называлось договором найма. Это был особый договорной вид, включавший в себя три разновидности договоров, в котором основным признаком выступало наличие или отсутствие овеществленного результата .

Из вышеперечисленного следует, что в современности не сложилось единого мнения между учеными по определению понятия «Услуга» .

На настоящем этапе законодательное определение «Услуга» содержится в п.5 ст.38 Налогового кодекса РФ (ч.1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: «Услуга для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности». Если обратиться к определению понятия «Услуги» НК Российской Федерации, можно отметить 4 основных признака Услуги:

а) услуга является деятельностью, т.е. совокупностью целенаправленных действий, направленных на достижение определенной цели;

б) услуга всегда имеет определенный результат (полезный эффект), составляющий основную имущественную (потребительскую) ценность в услуге;

в) результат (полезный эффект) услуги не имеет материального выражения;

г) результат услуги потребляется в процессе оказания услуги и тем самым сразу же теряет свою ценность, именно, поэтому он не может обращаться на рынке и

выступать самостоятельным объектом гражданско-правовых сделок, а реализуется в процессе оказания услуги .

В законодательстве о культуре понятие «Услуга» означает «…отношения, возникающие между организациями культуры, с одной стороны, и иными организациями (юридическими лицами), а также гражданами (физическими лицами), с другой, при удовлетворении последними культурных потребностей . При этом данные услуги носят гражданско-правовой характер, в то время как институт публичных услуг связан с реализацией компетенции органов государственной и муниципальной власти» .

Из анализа нормативно-правовых актов, мы видим, прежде всего, это то, что понятие «Услуга» трактуется законодателями по-разному. Так Гражданский Кодекс РФ не вносит ясности в определение понятие «Услуги». В рамках настоящего исследования основных подходов к дефиниции Услуги можно сделать такие выводы, что дефиниция «Услуга» содержит некоторые особенности:

1. услуга это специальная форма экономических отношений;

2. услуга является деятельностью, т.е. совокупностью целенаправленных действий, направленных на достижение определенной цели;

3. услуга удовлетворяет потребности человека;

4. услуга является полезным действием;

5. услуга может иметь творческую, эксклюзивную направленность;

6. услуга не имеет вещественного воплощения и неотделима от личности исполнителя;

7. услуга имеет моментальную потребляемость, не-формализованность качества .

Абонент освобождается от обязанности по оплате оказанных услуг связи, если установлено, что оператор связи не обеспечил защиту средств связи ответчика от несанкционированного доступа к ним, не доказал факт оказания услуг именно абоненту.

Оператор связи обратился с иском к обществу (пользователю) о взыскании стоимости услуг доступа к международной информационной сети Интернет.

Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены со ссылкой на доказанность факта оказания услуг и отсутствие вины оператора связи в несанкционированном доступе.

Отменяя решение суда и отказывая в иске, апелляционный суд исходил из того, что из содержания пунктов 14, 28 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 (далее — Правила) следует, что обязанность по защите абонентского терминала от воздействия вредоносного программного обеспечения возложена как на абонента, так и на оператора связи.

Кроме того, пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» на операторов связи возложена обязанность обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.

Заключенный между сторонами договор не предусматривал авторизации подключения ответчика к сети Интернет посредством логина и пароля. Согласно заключению судебной экспертизы несанкционированный доступ имел место путем подключения удаленного пользователя с использованием 1Р-адресов, предоставленных ответчику оператором связи по договору.

Судом установлено, что оператор связи располагал по-

Айрапетян Н. А., Кузнецов А. А., Пасько А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ИНТЕРНЕТЕ

казаниями сертифицированного оборудования связи о значительно возросшем потреблении абонентом трафика, однако не потребовал доказательств того, что услуги принимаются данным обществом или управомоченным им лицом. В силу статьи 312 ГК РФ оператор связи несет риск последствий непредъявления такого требования.

Сделав вывод о том, что истец, являющийся оператором связи, не обеспечил защиту средств связи ответчика от несанкционированного доступа к ним, не доказал факт оказания услуг в спорный период именно ответчику, не подтвердил надлежащими доказательствами объем оказанных услуг, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного иска.

Если проанализировать соотношения понятий «Услуга» и «Работа», то приходим к таким умозаключениям как:

а) отличие между работой и услугой наблюдается через направленность деятельности: цель работы состоит в воспроизведении новой или обновленной (переработанной) вещи и ее последующей передаче, а в услугах деятельность не является причиной к оказанию услуг, она неотделима от положительного эффекта;

б) вещь может существовать и отдельно от своего источника, т.е. производителя, услуга же проявляется только в эффекте, который воспринимается на уровне чувств;

в) толкование терминов «услуга» и «работа» приводит к тому, что они соотносятся между собой как род и вид (услуга — это род, работа — вид);

г) услуги и работы являются действиями, составляющими самостоятельный предмет обязательства, имеющий собственную имущественную ценность .

Итак, подводя итоги всему вышеизложенному, необходимо сделать вывод — что же такое «Услуга». Услуга -это целесообразное действие одного лица, «Услугодате-ля» (юридического или физического лица), направленное на удовлетворение нематериальных потребностей, благ другого лица, «услугополучателя», и реализующееся в процессе оказания услуги, результат которого имеет определенную ценность. Перейдем к проблеме товара, что же такое товар по законодательству Российской Федерации.

Определение товара содержит в себе ГОСТ Р51303-2013. Согласно ему товар это объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или любого другого введения в оборот. Определение также присутствует в Таможенном кодексе Таможенного Союза, по которому товар — это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Правовое регулирование товаров в РФ осуществляется с помощью ряда нормативно-правовых актов, но все же по нашему мнению следует уделить больше внимания данному объекту.

Итак, непосредственно с помощью Конституции РФ осуществляется регулирование так как, оно содержит в себе основные права и гарантии, среди которых можно выделить ст. 8, которая гарантирует единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности в Российской Федерации и гарантирующая права и свободы человека и гражданина и их защиту.

ГК РФ содержит нормы, допускающие возможность за-

ключения сделок с помощью способа электронного обмена данными, а также дающие возможность с помощью электронной технологии совершать безналичные расчёты в кредитно-банковской сфере.

Потому как, электронная торговля, безусловно, относится к дистанционному способу продажи товаров , защита прав потребителей осуществляется в соответствии со ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которая устанавливает, что продавец перед заключением сделки должен сообщить следующую информацию: основные потребительские свойства товара, место его изготовления, полное фирменное наименование продавца (изготовителя), цену, условия приобретения и доставки, срок службы и гарантийный, порядок оплаты, срок заключения договора .

По закону потребитель имеет право отказаться от товара в любое время до его приобретения, а после его приобретения — в течение семи дней без объяснения причин. Данная информация должна быть донесена до покупателя письменно именно в момент доставки, иначе срок законного возврата увеличивается с 7 дней до трёх месяцев. Данное правило действует лишь при дистанционной торговле, когда покупатель не имеет возможности «вживую» оценить габариты, цвет и запах товара .

Таким образом, нельзя не признавать факт того что многие люди пользуются интернет услугами, магазинами и другими площадками данной сети для повседневной жизни и считаем что необходимо создать справедливое правовое поле в котором будут существовать субъекты правоотношений. В нашем современном государстве, многие моменты правового аспекта жизни интернета и граждан не урегулированы должным образом, но отметим факт того что подвижки в этом наблюдается, потому что невозможно игнорировать такую значимую сферу как интернет, который со временем охватит собой всю территорию и население нашей страны.

В статье 497 ГК РФ описывается такой способ продажи товара как дистанционный. В пункте 2 данной статьи установлено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя — юридического лица. Если иное не предусмотрено законом, до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения любого указанного в пункте 3 настоящей статьи договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора .

Есть интересная судебная практика по проблематике

дистанционной покупки: К примеру доказательствами покупки товара, приобретенного дистанционным путем, могут служить выписка с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итоги дебетовых и кредитовых операций, а также иные документы, подтверждающие перевод денежных средств (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Исходя из пункта 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, статьи 493 ГК РФ отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, чека безналичной оплаты услуг либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

При дистанционных способах продажи товаров (заказа работ, услуг), когда используются средства удаленной связи (в частности, такие, как почта, Интернет, телефон), а оплата товара (работ, услуг) осуществляется потребителем посредством электронных или безналичных расчетов, в том числе с использованием банковских карт и (или) иных установленных законом средств платежа, включая электронные средства платежа, факт покупки может быть подтвержден выпиской с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т.п., а также иными документами, подтверждающими перевод денежных средств (например, подтверждением об исполнении распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств, выдаваемым клиенту оператором электронных денежных средств)…»

Список литературы:

2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от

28.11.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.11.1992, №46, ст. 2615.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от

4. Архипов В.В. Интернет-право : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт, 2016. — 249 с.

5. Волкова М.А. Сетевое право, как отрасль российского права // Актуальные вопросы юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 96-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Международные договоры в сфере защиты прав потребителей // Актуальные проблемы российского законодательства.

2015.№12. С.70-78.

7. Гриднева О.В. О некоторых способах защиты и восстановления нарушенных прав потребителей. В сборнике: Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 37-40.

2016. — 172 с.

9. Ленковская Р.Р. К вопросу о содержании договора возмездного оказания гостиничных услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 9. С. 56-65.

10. Ленковская Р.Р. Односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного образовательных услуг // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 2. С. 140-144.

11. Ситдикова Л.Б. Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания публичных услуг // Российская юстиция. 2015. № 2. С. 14-17

13. Ситдикова Л.Б. Специальные договорные конструкции, применяемые субъектами гражданских правоотношений, применительно к отдельным видам договоров // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 5. С. 196199.

14. Услуги социально-культурной сферы:теоретические

РЕЦЕНЗИЯ

В представленной статье рассматриваются как общетеоретические, так и практические вопросы правового регулирования в торговли сфере оказания услуг в сети интернет в Российской Федерации. Анализируется его понятие и значение в сфере предпринимательской деятельности, а также для развития экономики в целом. Отмечается, что использование такой уникальной площадки как интернет для приобретения товаров и оказания услуг стало неотъемлемой частью жизни каждого субъекта правоотношений. Проанализирована система правового регулирования торговли и оказания услуг, в сети интернет в РФ.

Освещены основные факторы в сфере оказания услуг и торговли в сети интернет, среди которых в первую очередь выделяются принципы — Законности, принцип свободы договора, принцип свободного перемещения товара, принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты. В то же время не отрицается продолжающееся влияние основных (классических) принципов. Даются понятия таких категорий как услуга, товар, интернет, а так же их регулирование в правовом поле РФ.

Рассмотрена судебная практика в отношении правового регулирования торговли и оказания услуг, показана его особенность. Подробно изложены выводы авторов о влиянии сети интернет на гражданско-правовые отношения. Приводятся примеры практического применения правозащитных механизмов гражданами для отстаивания своих прав в сети интернет.

Исследованы также проблемы в определении статуса услуги, отмечена проблематика в предоставлении доказательств приобретения дистанционным способом товаров. Указаны отдельные позитивные моменты для покупателя связанные с увеличением срока возврата товара.

В целом статья Айрапетяна Н.А., Кузнецова А.А., Пасько А.О. отражает современные тенденции правового регулирования торговли и оказания услуг в сети Интернет.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Доцент кафедры административного, финансового и международного права ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», канд. юрид. наук

Маслова Е.Ю.