290 ФЗ ст 8

Главная → Статьи → Освобождение от онлайн-касс до 2019 года распространяется на организации, оказывающие услуги связи

Освобождение от онлайн-касс до 2019 года распространяется на организации, оказывающие услуги связи

Организация оказывает населению услуги связи. Организация не применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. В отдельных случаях с использованием бланков строкой отчетности организация принимает платежи в виде абонентской платы (на бланках по бывшей типовой форме для услуг связи № 47) и за работы мастера по прокладке кабеля и т.п. работы в квартирах абонентов (на бланках по бывшей типовой форме БО-1). В перечисленных случаях денежные средства принимаются от абонентов на дому. В офисах осуществляется прием платежей с использованием онлайн-ККТ.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 290-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 337-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 01.07.2019.
Имеет ли право организация воспользоваться указанной льготой и применять бланки строгой отчетности до 01.07.2019?

Применение контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ).
С 15 июля 2016 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ), которым предусмотрен переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде (далее – онлайн-касса). При этом для некоторых лиц Законом № 290-ФЗ предусмотрена отсрочка перехода на онлайн-кассы.

Так, при осуществлении расчетов могут не применять ККТ следующие лица:

1. До 1 июля 2018 года:

1.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (далее – ПСН), а также организации и ИП, которые перешли на уплату ЕНВД, при осуществлении всех видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в том числе и при оказании бытовых услуг (пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ)).

Данные субъекты (ИП на ПСН или организации и ИП, уплачивающие ЕНВД) могут не применять ККТ только при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ)) (ч. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

1.2. Организации или ИП, которые в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) вправе были не применять ККТ (ч. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

1.3. Организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов (ч. 11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

2. До 1 июля 2019 года:

2.1. Организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры (далее – наемных работников) (ч. 11.1 ст. 7 Закона № 290-ФЗ в редакции Закона № 337-ФЗ).

2.2 Организации и ИП, которые перешли на уплату ЕНВД или ИП, которые применяют ПСН, при соблюдении следующих условий (ч. 7.1 ст. 7 Закона № 290-ФЗ в редакции Закона № 337-ФЗ):
1) указанные лица осуществляют виды деятельности, предусмотренные в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, за исключением осуществления розничной торговли и услуг общественного питания;
2) ИП, которые осуществляют розничную торговлю или оказывают услуги общественного питания самостоятельно (т.е. указанные ИП не имеют наемных работников);
3) ИП, применяющие ПСН, осуществляют виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1-15, 18-28, 30-44, 49-58, 60-63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;
4) ИП, применяющие ПСН, осуществляют виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 45-48, 60-63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, самостоятельно (т.е. указанные ИП не имеют наемных работников).

Данные субъекты (ИП на ПСН или организации и ИП, уплачивающие ЕНВД) могут не применять ККТ только при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) (ч. 7.2 ст. 7 Закона № 290-ФЗ в редакции Закона № 337-ФЗ).

2.3 Организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и ИП, оказывающих услуги общественного питания, и имеющих наемных работников).

Данные лица вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее – БСО) в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ в редакции Закона № 337-ФЗ).

Таким образом, организация, оказывающая услуги населению, до 1 июля 2019 года вправе не применять ККТ, в следующих случаях:
– она применяет систему налогообложения в виде ЕНВД при оказании услуг, указанных в распоряжении Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р, – при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) (ч. 7.2 ст. 7 Закона № 290-ФЗ в редакции Закона № 337-ФЗ);
– она не применяет систему налогообложения в виде ЕНВД, но при расчетах с населением за выполненные работы, оказанные услуги (о перечне таких услуг смотрите ниже) вместо применения ККТ выдает БСО в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ (в редакции Закона № 337-ФЗ)). Обращаем внимание, что указанное право (БСО вместо применения ККТ) распространяется на организации, которые не применяют систему налогообложения в виде ЕНВД при оказании услуг населению.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации Ваша организация имеет право не применять ККТ (до 01.07.2019 года) при соблюдении двух условий:
– рассматриваемые работы (услуги) оказываются населению;
– при расчете выдается соответствующий БСО в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ).

Перечень работ и услуг населению

До 01.01.2017 перечень работ и услуг населению определялся в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163. В связи с отменой ОКУН с 01.01.2017 перечень работ и услуг населению определяется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденными приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (смотрите письмо Минфина России от 10.02.2017 № 03-01-15/7511).

В новых классификаторах ОКВЭД 2 и ОКПД 2 услуги населению отдельно не выделены. Минэкономразвития России подготовило переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим (данные ключи размещены на сайте Минэкономразвития России: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/).

Кроме этого, можно воспользоваться приказом Росстата от 23.05.2016 № 244 «Об утверждении собирательных классификационных группировок «Платные услуги населению” на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и «Платные услуги населению” на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)”.

В указанном документе присутствуют, например, следующие услуги связи:

1. Телекоммуникационные услуги (код ОКВЭД2 61), в частности:
– деятельность в области связи на базе проводных технологий (код 61.10);
– деятельность в области связи на базе беспроводных технологий (61.20);
– деятельность в области телекоммуникаций прочая (61.90).

Таким образом, возможность вместо применения онлайн-касс выдавать при расчетах БСО (до 01.07.2019), поставлена в зависимость от фактически осуществляемой деятельности. И если данная деятельность связана с выполнением работ и (или) оказанием услуг непосредственно населению, то организация вправе до 1 июля 2019 г. не применять ККТ при проведении расчетов за данные услуги, оформляя БСО в порядке, утвержденном Постановлением № 359.

Отметим, что в письме Минфина России от 08.10.2012 № 03-01-15/8-213 отмечено, что БСО можно применять при оказании услуг населению, хотя прямо и не поименованных в ОКУН, но являющихся по своему характеру услугами населению, близкими к виду услуг, названных в ОКУН, и что использование БСО, не поименованных в ОКУН, не противоречит законодательству РФ в случае, если эти услуги могут быть классифицированы в соответствии с ОКУН в качестве услуг населению.

Таким образом, сегодня применять БСО можно при выполнении работ, оказании услуг физическим лицам, как поименованных в ОКВЭД 2 или ОКПД 2, так и прямо не поименованных в них, но являющихся по своему характеру услугами населению.

Порядок оформления БСО

Обращаем внимание, что, как указывалось в письме Минфина России от 26.01.2009 № 03-01-15/1-27, форма бланка БО-1, утвержденная письмом Минфина России от 20.04.1995 № 16-00-30-33 в качестве документа строгой отчетности, с 1 декабря 2008 года для целей осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники использоваться не может (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 01.04.2008 № 22-12/33435, постановление Двадцатого ААС от 21.10.2015 № 20АП-5790/15).

При применении бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), необходимо руководствоваться упоминаемым выше Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359, далее – Положение) (письма Минфина России от 27.12.2016 № 03-01-15/78348, от 28.09.2017 № 03-01-15/63178).

Данное Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков (п. 1 Положения).

Если иное не предусмотрено п.п. 5-6 Положения, организация, оказывающая услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минфином России, не требуется (письма Минфина России от 20.01.2016 № 03-11-06/2/1651, от 07.12.2015 № 03-11-11/71377, от 29.06.2015 № 03-01-15/37230).

Иными словами, организация при выполнении работ, оказании услуг населению (в том числе и услуг связи) вправе при осуществлении наличных денежных расчетов не применять ККТ, а использовать самостоятельно разработанный бланк БСО, в котором должны содержаться обязательные реквизиты, установленные п. 3 Положения (письма Минфина России от 29.01.2013 № 03-01-15/1-14, от 16.12.2010 № 03-01-15/9-259, от 10.12.2008 № 03-01-15/12-374, УФНС России по г. Москве от 09.12.2010 № 17-15/129849).

В соответствии с п. 4 Положения бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Необходимо иметь в виду, что при выдаче БСО, сформированных без соблюдения требований, предусмотренных Положением, или при отсутствии обязательных реквизитов такая выдача расценивается судами как отсутствие выдачи БСО (постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2009 № А44-1652/2009 и от 29.04.2009 № А32-18480/2008-56/286-13АЖ).

В соответствии с п. 8 Положения при заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:
а) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в п.п. 5 и 6 Положения, установлен иной порядок заполнения бланка документа;
б) все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;
в) все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.

Если используемый организацией БСО отвечает указанным требованиям, он может до 1 июля 2019 года выдаваться при расчетах взамен применения ККТ организацией, выполняющей работы, оказывающей услуги населению.

К сведению:
Некоторыми специалистами высказывается мнение, что в случае регистрации онлайн-кассы лицом, который в силу переходных положений ст. 7 Закона № 290-ФЗ, может не применять ККТ при условии, в частности, выдачи покупателю БСО в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), такое лицо обязано все расчеты осуществлять с применением ККТ. То есть нельзя одновременно выписывать БСО (например, при осуществлении расчетов вне офиса), и использовать онлайн-кассу (при осуществлении расчетов в офисе).

При этом указанное мнение специалистов основывается на ч. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ. Напомним, что в соответствии с указанной нормой организации и ИП, обратившиеся с 1 февраля 2017 года с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, за исключением осуществления расчетов в отдаленных от сетей местностях (в силу п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

По нашему мнению, учитывая положения ч. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ в ч. 4 данной статьи речь идет о том, что после указанной в ней даты (01.02.2017) регистрация ККТ возможна только при условии заключения договора с ОФД и передачи фискальных данных в электронной форме. До 01.02.2017 можно было зарегистрировать ККТ старого формата (т.е. не обеспечивающую передачу данных по Интернету).

Положения Закона № 54-ФЗ и Закона № 290-ФЗ не содержат запрета на применение БСО в случае, если организация использует для расчетов в офисе онлайн-кассу. Таким образом, до 1 июля 2019 года неприменение контрольно-кассовой техники при условии выдачи соответствующих БСО является правом, а не обязанностью организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы, оказывающих услуги населению. При этом одновременное использование ККТ и БСО нормативными правовыми актами не запрещено (смотрите ответ Службы правового консалтинга ГАРАНТ на вопрос: Может ли учреждение в период с 01.01.2018 до 01.07.2018 совмещать применение бланков строгой отчетности (приходный ордер формы по ОКУД 0700002) и контрольно-кассовой техники? Или же учреждение после регистрации ККТ в налоговой инспекции обязано работать только на ККТ, без применения бланков строгой отчетности (с указанием ссылки на статью закона)?).

Ответ подготовил: Ткач Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Мельникова Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос 04.06.2019

Вопрос:

Прошу разъяснить следующий момент: наша организация выдает сотруднику займ, например, для приобретения строительных материалов или автомобиля для собственных нужд. Денежные средства перечислены сотруднику на его банковский расчетный счет с последующим ежемесячным удержанием из заработной платы сотрудника определенной суммы для погашения этого займа. Нужно ли нашей организации использовать с 01.07.2019г. ККТ (он-лайн кассы) для проведения данных операций (по закону 54-ФЗ)?

Ответ:

Вопрос о применении с 01.07.2019 ККТ при выдаче и погашении займа в ситуации, когда заимодавец не реализует заемщику товары (работы, услуги), непосредственно в Законе о ККТ не урегулирован. Из существующих разъяснений Минфина и ФНС следует, что если организация предоставляет займ своему работнику, однако не реализует ему товары (работы, услуги), в связи с чем такой займ не является отсрочкой или рассрочкой по оплате таких товаров (работ, услуг), ККТ применять не нужно. При этом займ может быть целевым и использоваться работником для приобретения товаров (работ, услуг) у третьих лиц.

2. Вопрос о применении ККТ в случае возмещения работником стоимости спецодежды, не возвращенной при увольнении, имеет различные толкования. Если следовать по аналогии с разъяснениями Минфина о возмещением стоимости форменной одеждой, то ККТ применяется, поскольку товар фактически переходит в собственность сотрудника. Вместе с тем если рассматривать такое возмещение как взыскание материального ущерба, причиненного работодателю, ККТ применяться не должна, поскольку возмещение материального ущерба не подпадает под понятие расчетов в смысле Закона N 54-ФЗ. Если расчетов за спецодежду вообще не производится (спецодежда остается у работника без какого либо возмещения), ККТ не применяется.

Обоснование:

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом.

На основании ст.1.1 Закона N 54-ФЗ расчеты — это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях названного Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, при получении, удержании денежных средств за товары (оборудование), в том числе от (с) работников организации, организация обязана применять ККТ.

Согласно п.4 ст.4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа) вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019.

Вместе с тем по разъяснениям Минфина учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона N 54-ФЗ, ККТ применяется лицом, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги и которое формирует и передает (направляет) кассовый чек покупателю (клиенту) (Письмо Минфина России от 01.10.2018 N 03-01-15/70143).

ФНС поясняет, что в целях Федерального закона N 54-ФЗ под предоставлением займов для оплаты товаров, работ или услуг следует понимать предоставление организацией (индивидуальным предпринимателем) покупателю (клиенту) отсрочки или рассрочки по оплате за товары, работы или услуги. К предоставлению займов для оплаты товаров, работ или услуг в смысле Федерального закона N 54-ФЗ применимы положения о коммерческом и товарном кредите, установленные гражданским законодательством Российской Федерации (Письма ФНС России от 25.10.2018 N ЕД-3-20/7645@, от 19.10.2018 N ЕД-4-20/20518@).

Иными словами, предоставление/погашение займов относится к ККТ-расчетам лишь тогда, когда является формой встречного предоставления за товары, работы, услуги. То есть когда между заимодавцем и заемщиком заключен еще какой-то договор на передачу товаров (работ, услуг), для оплаты которых и предоставляется заем.

Таким образом, если организация предоставляет займ своему работнику, однако не реализует ему товары (работы, услуги), в связи с чем такой займ не является отсрочкой или рассрочкой по оплате таких товаров (работ, услуг), ККТ применять не нужно. При этом займ может быть целевым и использоваться работником для приобретения товаров (работ, услуг) у третьих лиц.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

Вопрос: О применении ККТ, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Письмо Минфина России от 03.03.2017 N 03-01-15/12207

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

В соответствии с новым порядком применения ККТ передача данных о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов будет направляться в режиме реального времени (online), что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств.

При этом принятые изменения создадут условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Кроме того, новый порядок применения ККТ позволит вовлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС России.

При этом Федеральным законом N 290-ФЗ определены отдельные виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых расчеты могут производиться без применения ККТ.

Также отмечаем, что в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона N 18416-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017 — 2019 годов», которым вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс), предусматривающие возможность получения индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, налогового вычета на расходы по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

При этом размер указанных расходов ограничивается суммой в 18 000 рублей на единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчета с покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении ККТ.

Возможность получения такого налогового вычета позволит снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения указанной ККТ и обязательностью ее применения при осуществлении расчета с покупателем (клиентом) после 01.07.2018.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе ККТ, с помощью которой осуществляется передача фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и которая используется пользователями при оказании услуг, а также пользователями, применяющими упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, пользователями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, пользователями, являющимися налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, составляет не менее 36 месяцев со дня регистрации в налоговых органах ККТ, в фискальном накопителе которой используется указанный ключ фискального признака.

При этом согласно информации, предоставленной производителями ККТ, минимальная стоимость нового порядка применения ККТ составит не более 25 тысяч рублей, которая включает в себя приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тысяч рублей, включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ составит порядка 4 — 6 тысяч рублей.

Также отмечаем, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что также исключает дополнительные затраты. Ежемесячные затраты за пользование Интернетом, по имеющимся данным, не превысят 50 рублей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети Интернет вышеуказанный перечень, а также внесенные в него изменения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

При этом приказом Минкомсвязи России от 05.12.2016 N 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 N 45053) установлено, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей данного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.

Дополнительно обращаем внимание, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.