318 таможенный союз

«Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции» (Заключено в г. Москве 09.12.2010)

основываясь на Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года,

Соглашение от 09.12.2010 «О порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

основываясь на Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года, Соглашении о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9 декабря 2010 года, Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года,

<Письмо> ФТС РФ от 16.07.2010 N 01-11/35110 «О порядке перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов»

На основании пункта 2 статьи 6 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года «О Таможенном союзе», Соглашения от 20 января 1995 г. «О Таможенном союзе» между Правительством Республики Беларусь, Российской Федерацией и Республики Казахстан и пункта 2 статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза денежные средства и денежные инструменты не подлежат декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через внутренние границы государств — членов Таможенного союза. Таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при принятии решения о контроле соблюдения вышеуказанных требований должны руководствоваться информацией о маршруте следования физического лица.

«Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий» (Заключено в г. Москве 09.12.2010)

основываясь на Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года,

Соглашение от 09.12.2010 «О создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала»

основываясь на Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года,

«Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики» (Заключено в г. Москве 09.12.2010)

основываясь на Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года,

Постановление Правительства РФ от 30.12.1996 N 1590 (ред. от 14.02.2009) «О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спирта этилового и водки»

3. Во исполнение межправительственных соглашений о Таможенном союзе между Российской Федерацией, Республикой Белоруссией, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой соответственно от 6 января, 20 января 1995 года и 29 марта 1996 года Министерству Российской Федерации по сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей Российской Федерации, Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и Государственному таможенному комитету Российской Федерации в месячный срок закончить переговоры с государствами — участниками указанного Таможенного союза о введении лицензирования импорта спирта этилового и водки, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также на территории государств, входящих в Таможенный союз.

Соглашение от 09.12.2010 «О согласованной макроэкономической политике»

основываясь на Соглашении о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашении о таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года,

«Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики» (Заключено в г. Москве 09.12.2010)

основываясь на Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, Соглашении о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9 декабря 2010 года, содействуя дальнейшему развитию взаимовыгодных экономических отношений,

Соглашение Правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества от 30.03.2002 (с изм. от 24.03.2005) «О Таможенном и налоговом контроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции на территориях государств — членов ЕврАзЭс»

основываясь на соглашениях о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года и учитывая положения Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года,

СТ 2 ТК ТС

1. Единую таможенную территорию таможенного союза (далее — таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

2. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза (далее — таможенная граница).

3. В соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств — членов таможенного союза.

Комментарий к Ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Образование Таможенного союза предполагает реализацию установленных им правовых предписаний на определенной территории. Поскольку сам Союз представляет собой объединение нескольких государств, то и его территория состоит из государственных территорий его членов. Единство требований и правового регулирования предполагает формирование единой таможенной территории в рамках Союза. Положения комментируемой статьи 2 ТК ТС призваны регламентировать образование единой территории и основные требования к ней. Единая территория представляет собой территории государств — членов Союза, на которых действуют единые правила ввоза-вывоза товаров, в частности не применяются таможенные пошлины и иные экономические ограничения. Положения ч. 1 комментируемой статьи 2 призваны детализировать структуру единой таможенной территории. В ее состав входят территории государств — участников Союза, а именно Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Кроме того, к государственной территории РФ относится континентальный шельф и экономическая зона. Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории РФ или на расстоянии 200 миль от берега. Исключительная экономическая зона — это морское пространство шириной до 200 миль от берега. В этих пределах прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов.

Статья 9 Конституции Республики Беларусь определяет, что территория данного государства является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа. Она включает в себя пространство, определяемое государственной границей, а именно представляет собой линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы территории Республики Беларусь — суши, вод, недр и воздушного пространства.

Территория любого государства определяется по нескольким основным элементам:

— сухопутная территория — материк, острова и (в некоторых странах) анклавы — часть сухопутной территории государства, охваченная сухопутной территорией другого государства и не имеющая морского берега;

— водная территория — бассейны рек, озер, проливов или искусственных водохранилищ и водных путей (каналов), полностью расположенных в пределах границ государства, а также территориальных вод, омывающих побережье государства;

— воздушная территория — пространство, расположенное над сухопутной и водной территорией РФ в пределах высоты до 100 км.

В соответствии с международными нормами и требованиями не являются территорией какого-либо государства открытое море, Арктика, Антарктида, воздушное пространство над ними. Указанное пространство вместе с космическим представляет собой достояние всех народов, а порядок их использования регламентируется нормами международного права.

Кодекс ограничивает единую таможенную территорию лишь территориями государств-участников. Однако структура Таможенного союза является неоднородной. Так, ряд стран отнесены в настоящее время к категории признанных или частично признанных стран Таможенного союза, в частности, Приднестровская Молдавская Республика, лидер которой заявил о возможности присоединения к Евразийскому таможенному союзу, основанному Россией. К данной же категории относится и Южная Осетия, которая не может быть признана полноправным членом Союза, т.к. ее независимость не признается Беларусью и Казахстаном. Однако республика поддерживает дипломатические отношения с Россией и заключила с ней соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере и отмене пошлин во взаимной торговле за исключением пошлин на алкогольную, табачную и сельскохозяйственную продукцию. До момента юридического признания указанных государств членами Таможенного союза они не могут рассматриваться в данном качестве, а соответственно их территория не подпадает под признаки единой таможенной территории.

В этой связи единство таможенных требований, установленных комментируемым Кодексом, указывает на его реализацию лишь в отношении трех государств, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи 2 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В то же время закон расширительно толкует понятие единой таможенной территории, включая в нее находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Указанные объекты хотя и не являются государственной территорией государств — участников Союза, но подпадают под их исключительную юрисдикцию, т.е. указанные страны вправе осуществлять на указанной территории разрешенные виды деятельности. Исключительность юрисдикции стран свидетельствует о возможности распространения на искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты единства таможенной территории, в том числе отмену таможенных пошлин и иных экономических ограничений.

2. Положения ч. 2 комментируемой статьи вводят еще одно новое понятие — таможенная граница, рассматривая ее как пределы таможенной территории Таможенного союза. В большинстве случаев таможенная граница совпадает с государственной границей одной из стран-участниц. Равно как и государственная, таможенная граница указывает на территориальное окончание действия специального режима — единой таможенной территории, т.е. за пределами таможенной границы действуют все установленные международными требованиями и законодательством отдельных государств экономические ограничения в части ввоза-вывоза товаров с их территории.

Таким образом, именно таможенная граница определяет территориально прекращение действия специального таможенного режима, установленного комментируемым Кодексом. Фактическое и юридическое значение такой границы свидетельствует о необходимости ее детализации на местности в целях обеспечения законного таможенного режима на приграничной территории. В этой связи положения комментируемой статьи следует применять в совокупности с учетом действия таможенных правил, установленных комментируемым актом.

3. Специальные правила определения таможенной границы предусмотрены ч. 3 комментируемой ст. 2 ТК ТС, указывающей на исключительную возможность расширения единой таможенной территории. Основанием для ее расширения выступают международные договоры стран — участниц Таможенного союза. Несмотря на то что такие договора заключаются не самим Союзом, а лишь одним или несколькими его участниками, их международный характер позволяет устанавливать специальный таможенный режим на более широкой территории. В таком случае в качестве таможенной границы может выступать государственная граница участника международного договора или иная территория, подпадающая под действие международного договора.

В частности, специальный таможенный режим реализуется на территории Южной Осетии, которая не является членом Союза, т.к. Казахстан и Белоруссия не признают ее независимость. В то же время республика поддерживает дипломатические отношения с Россией и заключила с ней соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере и отмене пошлин во взаимной торговле за исключением пошлин на алкогольную, табачную и сельскохозяйственную продукцию, в частности Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах <1>, 31 мая 2013 года Украина заключила меморандум о сотрудничестве с Таможенным союзом и т.п.
———————————
<1> armenia.kavkaz-uzel.ru/articles/196128/

В соответствии с п. 1 ст. 2 таможенного кодекса РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.

Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 таможенного кодекса РФ). Единая таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 таможенного кодекса РФ). Также на таможенной территории РФ в законном порядке могут создаваться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся за пределами таможенной зоны РФ, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ТК РФ и иными законодательными актами в таможенной сфере.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 2003 г. № 5003-Й «О таможенном тарифе»). Это значит, что на таможенной территории, как и на государственной территории, в правовом регулировании преобладающим является государственный суверенитет.

Из статьи 74 Конституции РФ можно выделить следующее: на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Понятие «таможенная территория» и понятие «государственная территория» не совпадают в связи с тем, что в некоторых случаях отдельные части, находящиеся вне пределов государственной территории, возможно включить в состав таможенной территории и аналогично вывести из ее состава.

Пределы таможенной территории РФ наряду с территориями свободных таможенных зон называются таможенной границей.

Таможенная граница – это условная линия, которая ограничивает таможенную территорию РФ. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ (п. 4 ст. 2 таможенного кодекса РФ). Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать, но сами понятия «таможенная граница» и «государственная граница» никогда совпадать не могут, так как государственная граница представляет собой настоящую линию, проходящую через местность и обусловленную специальными обозначениями, устанавливающую предел действия суверенитета государства, в то время как таможенная граница обусловливается линией воображаемой, т. е. условной, ограничивающей действие лишь экономического суверенитета государства.