381 закон

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! Стоимость документа 150 тенге

Получить полный доступ к документу

Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ
Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.12.2018 г.)

Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

Глава 1. Общие положения

(статьи 1 — 7)

Глава 2. Требования к организации и осуществлению торговой деятельности

(статьи 8 — 12)

Глава 3. Антимонопольное регулирование, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности

(статьи 13 — 16)

Глава 4. Меры по развитию торговой деятельности

(статьи 17 — 20)

Глава 5. Заключительные положения

(статьи 21 — 22)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее — торговая деятельность).

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее — хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее — хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;

4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

1) внешнеторговой деятельности;

2) деятельности по проведению организованных торгов;

3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

Проект Закона Республики Узбекистан «О торговле» вынесен на общественное обсуждение

Проект Закона Республики Узбекистан «О торговле» вынесен на общественное обсуждение

13/08/2020 10:18

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — В целях последовательного продолжения комплексных реформ в Республике была принята Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики».

В рамках Государственной программы также предусмотрена разработка проекта Закона Республики Узбекистан «О торговле», в качестве необходимых условий подразумевающего внедрение торговой системы, отвечающей требованиям современной рыночной экономики, равную защиту интересов участников торгового рынка, определение прав и обязанностей через правовую основу, а также создание свободной конкурентной среды.

Законопроект был разработан рабочей группой, состоящей из представителей Министерства экономического развития и сокращения бедности, ответственных министерств и ведомств. Также, 3 июля текущего года была проведена видеоконференция по обсуждению проекта Закона Республики Узбекистан «О торговле». В дискуссии приняли участие представители Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства финансов, Министерства инвестиций и внешней торговли, Государственного налогового комитета, Торгово-промышленной палаты, Антимонопольного комитета, Ассоциации экспортеров Узбекистана и частного сектора.

В ходе обсуждений были подробно рассмотрены пункты законопроекта, наряду с чем обсуждены предложения и возражения. Отмечалось, что данный закон направлен послужить правовым критерием для определения прав и обязанностей участников торгового рынка, сокращения доли неформального сектора, регулирования правовых норм торговли, ограничения неоправданного вмешательства государственных органов, обеспечения развития торговли через спрос и предложение.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики. И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.

Новый закон о торговле

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей. Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

  • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
  • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
  • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
  • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.

Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

  • Внешней торговли;
  • Организации торгов;
  • Сбыта продукции на рынках в розницу;
  • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.

В дополнение предлагаем изучить нормы ФЗ 208 об акционерных обществах. Последняя редакция

Основные понятия

В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

  • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
  • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
  • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
  • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
  • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
  • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
  • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
  • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.

Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:

Поправки в закон о торговле

Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

  • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
  • Неправомерно завышать или занижать цены;
  • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
  • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.

Отсрочка платежа по закону о торговле

Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:

  • Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
  • Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
  • Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.

В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.

Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.

Выездная торговля

Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

С 01.01.2017 года начинают действовать изменения, принятые ФЗ №273 от 03.07.2016 года, касающиеся регулирования торговой деятельности в РФ.

Данный закон вносит правки в действующий с 2009 года ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и КоАП РФ.

Согласно изменениям, антимонопольные правила, требования и запреты распространены не только на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставку продовольствия, но и на лиц, входящих с ними в одну группу в соответствии с Законом о защите конкуренции.

В связи с этим уточнено понятие «торговая сеть». Ею признается также совокупность 2 и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, образующим одну группу лиц.

Дано определение услугам по продвижению товаров.

Ограничен совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети поставщиком за приобретение у него определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг. Он составляет не более 5% от цены приобретенных товаров (ранее ограничивался только размер вознаграждения — не более 10%). При этом в расчет указанного совокупного размера не включаются НДС и акциз.

Сокращена максимальная отсрочка оплаты торговыми сетями полученного от поставщиков продовольствия: с 10 до 8  рабочих дней с даты фактического получения продукции — для товаров со сроком годности менее 10  дней; с 30 до 25 — от 10 до 30; с 45 до 40 — свыше 30 и для российской алкогольной продукции. При этом поставщик обязан передать торговой сети документы, связанные с поставкой товаров, не позднее 3  рабочих дней с даты фактического получения продовольствия.

Торговым сетям и поставщикам, в частности, запрещено заключать между собой договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на товар, в том числе договор комиссии, поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров. Исключение — если они заключаются внутри одной группы лиц и (или) между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть.

С 2 месяцев до 1  года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о госрегулировании торговой деятельности. Уточнены составы правонарушений и санкции за их совершение.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования. Условия ранее заключенных договоров поставки и иных соглашений должны быть приведены в соответствие с внесенными поправками до 1 января 2017 г.

ФАС России напоминает, что условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных ранее дня вступления изменений в силу, должны быть приведены в соответствие с Законом о торговле (в редакции Закона N 273-ФЗ) до 1 января 2017 года. В противном случае после этой даты условия договоров, противоречащие Закону о торговле, признаются утратившими силу.

Исполнение сторонами договоров, заключенных до 15.07.2016, денежных обязательств, возникших до 01.01.2017, в связи с фактической поставкой продовольственных товаров или оказанием услуг в период до 31.12.2016 включительно производится в порядке и в сроки, установленные такими договорами.

Таким образом, если обязательство по оплате возникло до 01.01.2017 из договора, заключенного до 15.07.2016, оно должно быть исполнено надлежащим образом даже при наступлении срока его исполнения в 2017 году.

Внесение рассматриваемых изменений накладывает, на наш взгляд, на многих субъектов СМП новую нагрузку.

Во-первых, согласно новой трактовке понятия «торговая сеть» под этот критерий попадают даже маленькие торговые точки, работающие под одним названием, либо принадлежащие одной группе лиц, а именно мужу, жене, брату, сестре и.т.д. Сюда же попадают и собственные точки товаропроизводителей. То есть практически все торговые точки, имеющие несколько мест продажи товара.

Ранее понятие торговой сети предполагало совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Во-вторых, в новой редакции части 1 статьи 9 закона о торговле предусмотрено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». То есть, практически каждый предприниматель, имеющий несколько торговых объектов, попадающих под новую трактовку понятия «торговая сеть», должен иметь сайт в Интернете и размещать на нем информацию, предусмотренную законом.

Также, согласно части 2 статьи 9 Закона о торговле хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». То есть каждый производитель товара либо лицо, осуществляющее поставки товара от имени производителя, также обязано иметь сайт в Интернете и размещать на нем предусмотренную законом информацию.

Следует обратить внимание, что в новой редакции указанных положений предусмотрено предоставление доступа к информации о порядке отбора контрагентов и о существенных условиях договоров поставки только путем размещения информации на сайте хозяйствующего субъекта в сети Интернет. Из указанных положений исключена альтернативная возможность предоставления такой информации в виде ответа безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Кроме того, за неисполнение вышеуказанных требований предусмотрена довольная жесткая санкция в виде штрафов, установленных КоАП РФ, а именно, статьей 14.41. КоАП РФ предусмотрено, что за нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности, установлены следующие штрафные санкции:

1. Непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора и информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Перечисленные санкции являются очень существенными для лиц, относящихся к СМП.

Бюро по защите прав предпринимателей Владимирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» направило свои предложения по необходимости внести соответствующие изменения в законодательство по освобождению размещения информации на собственных сайтах поставщиков, включить альтернативную возможность предоставления такой информации в виде ответа безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса, а также дать дать комментарии относительно трактовки понятия «торговая сеть» в рамках отнесения к данному понятию субъектов СМП.

В действующем сейчас случае, предприниматели, имеющие несколько торговых точек, а также практически все производители попадают под действие вышеперечисленных требований, и обязаны будут создавать сайты в сети Интернет и размещать на нем информацию, что приведет к дополнительным тратам. Кроме того, не все предприниматели Владимирской области имеют такую возможность, поскольку доступ к сети Интернет в некоторых районах является весьма проблематичным вопросом.

На основании вышеизложенного, уважаемые предприниматели, настоятельно рекомендуем предпринять меры к выполнению указанных выше требований законодательства до внесения каких-либо изменений или направления разъяснений по указанному вопросу во избежание наложения штрафов со стороны антимонопольных органов.

Дата публикации: 14.12.2016 г.

Свежие новости: