559 указ президента

Ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, подписанная от имени Российской Федерации в Мексике 9 декабря 2003 года.

Конвенция детально регламентирует процедуры оказания взаимной правовой помощи, выдачи лиц, совершивших коррупционные преступления, предусматривает международное сотрудничество правоохранительных органов, включая обмен информацией и опытом, совместное проведение расследований, подготовку и повышение квалификации кадров, взаимодействие в материально-техническом обеспечении правоохранительной деятельности.

С финансово-экономической точки зрения ратификация данной Конвенции выгодна для РФ как страны, из которой активы незаконного происхождения в основном выводятся. Возможность использования всех эффективных мер предупреждения и борьбы с этим явлением, заложенных в Конвенции, создает условия для возвращения незаконно оказавшегося за рубежом капитала.

К моменту ратификации Конвенцию подписали 120 государств, ратифицировали — 22, в том числе Алжир, Белоруссия, Египет, Венгрия, Мексика, Перу, Румыния, Южная Африка.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

а) Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

б) (Утратил силу с 1 января 2015 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

в) (Утратил силу с 1 января 2015 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

г) (Утратил силу с 1 января 2015 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

д) (Утратил силу с 1 января 2015 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

2. Установить, что федеральные государственные служащие, замещающие должности федеральной государственной службы в федеральных государственных органах, сведения о сотрудниках которых относятся к государственной тайне, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с утвержденным настоящим Указом Положением и по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, а также с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 — вступает в силу с 1 января 2015 г.)

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

4. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 20, ст. 2239);

Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 1998 г. № 227 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 10, ст. 1160);

подпункт «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 1999 г. № 680 «Об утверждении Положения об Управлении кадров Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 23, ст. 2818);

пункт 21 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 г. № 1358 «О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3252).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Д.Медведев

Москва, Кремль

18 мая 2009 года

№ 559

УТВЕРЖДЕНО

Указом Президента

Российской Федерации

от 18 мая 2009 г.

№ 559

ПОЛОЖЕНИЕ
о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Настоящим Положением определяется порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы (далее — должности государственной службы), и федеральными государственными служащими сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

2. Обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами возлагается:

а) на гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы (далее — гражданин);

б) на федерального государственного служащего, замещавшего по состоянию на 31 декабря отчетного года должность государственной службы, предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 (далее — государственный служащий);

в) на федерального государственного служащего, замещающего должность государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, и претендующего на замещение должности государственной службы, предусмотренной этим перечнем (далее — кандидат на должность, предусмотренную перечнем).

(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364)

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 — вступает в силу с 1 января 2015 г.)

а) гражданами — при поступлении на федеральную государственную службу; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364)

а1) кандидатами на должности, предусмотренные перечнем, — при назначении на должности государственной службы, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557; (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364)

б) государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, — ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364)

в) государственными служащими, замещающими должности государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, — ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364)

4. Гражданин при назначении на должность государственной службы представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату);

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату).

41. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем, представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения. (Дополнено — Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364)

5. Государственный служащий представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

6. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364)

7. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также представляемые государственными служащими, замещающими указанные должности государственной службы, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309; от 03.12.2013 № 878)

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, а также представляемые государственными служащими, замещающими указанные должности государственной службы, направляются кадровой службой федерального государственного органа в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными служащими, указанными в абзацах втором и третьем настоящего пункта, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для их представления в кадровую службу федерального государственного органа. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 19.09.2017 № 431)

8. В случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением.

Гражданин может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем, может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом «а1» пункта 3 настоящего Положения. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в подпункте «б» или «в» пункта 3 настоящего Положения. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364)

Уточненные сведения, представленные гражданами и государственными служащими, указанными в абзацах втором и третьем пункта 7 настоящего Положения, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, в течение пяти дней после их представления в соответствующую кадровую службу. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364)

81. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (Дополнено — Указ Президента Российской Федерации от 15.01.2020 № 13, вступает в силу с 1 июля 2020 г.)

9. В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

10. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Положением гражданином и государственным служащим, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с настоящим Положением гражданином и государственным служащим, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Эти сведения предоставляются руководителю федерального государственного органа и другим должностным лицам федерального государственного органа, наделенным полномочиями назначать на должность и освобождать от должности государственных служащих, а также иным должностным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.

12. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с порядком, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613, размещаются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа, а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа — предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 743)

13. Федеральные государственные служащие, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, виновные в их разглашении или использовании в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в соответствии с настоящим Положением гражданином или кандидатом на должность, предусмотренную перечнем, а также представляемые государственным служащим ежегодно, и информация о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений приобщаются к личному делу государственного служащего. Указанные сведения также могут храниться в электронном виде.

В случае если гражданин или кандидат на должность, предусмотренную перечнем, представившие в кадровую службу федерального государственного органа справки о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не были назначены на должность государственной службы, такие справки возвращаются указанным лицам по их письменному заявлению вместе с другими документами.

(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2020 № 13, вступает в силу с 1 июля 2020 г.)

15. В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Российской Федерации

от 18 мая 2009 г.

№ 559

В ____________________________________________________________

(указывается наименование кадрового подразделения федерального государственного органа)

СПРАВКА
о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы

(Утратила силу с 1 января 2015 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Российской Федерации

от 18 мая 2009 г.

№ 559

В ____________________________________________________________

СПРАВКА
о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы1

(Утратила силу с 1 января 2015 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Российской Федерации

от 18 мая 2009 г.

№ 559

В ______________________________________________________________ (указывается наименование кадрового подразделения федерального государственного органа)

СПРАВКА
о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего

(Утратила силу с 1 января 2015 г. — Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Российской Федерации

от 18 мая 2009 г.

№ 559

В _____________________________________________________________ (указывается наименование кадрового подразделения федерального государственного органа)

Бородин Виктор Васильевич профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист РФ.

Одну из ведущих ролей в реформировании и развитии государственной и муниципальной службы играет разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции.

Коррупция и ее проявления в системе государственной и муниципальной службы в настоящее время представляют собой одну из наиболее серьезных угроз развитию российской государственности, ее конституционному строю, правам и свободам граждан. Особую актуальность данная проблематика приобретает в периоды крупных социальных потрясений, поскольку приводит к дестабилизации систем управления, ослаблению режима законности, росту административного произвола чиновничества.

В этой связи представляется весьма важной задача формирования эффективных механизмов и правовых инструментариев противодействия коррупции и коррупционному поведению публичных служащих, как на федеральном, так и на региональном уровнях.1

Разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции находит свое выражение в ряде правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований,

Федеральным законом «О противодействии коррупции»2 и Указом Президента РФ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы»3.

Указом Президента РФ от 13.03.2012 № 297 утвержден «Национальный план противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы», который дополняет и развивает требования Федерального закона «О противодействии коррупции» и предписывает федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов выполнение конкретных мероприятий в пределах их полномочий.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в сфере противодействия коррупции действуют следующие правовые акты: Закон Санкт-Петербурга от 29.10.2008 № 674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге», Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.12.2011 № 1717 «О Плане противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2012 – 2013 годы», Областной закон Ленинградской области от 17.06.2011 № 44-оз «О противодействии коррупции в Ленинградской области».

Среди актов местного уровня можно отметить Постановление главы администрации МО Сертолово от 16.06.2011 № 146, утвердившее Долгосрочную целевую программу «Профилактика и противодействие коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 2011-2013 г.г.» и др.

В числе основных направлений в области противодействия коррупции можно выделить:

— проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

— введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции;

— совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

— совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

— повышение ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции, совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией и др.

Приведем некоторые данные об итогах реализации плана мероприятий по борьбе с коррупционными проявлениями, опубликованные на официальном интернет-сайте Следственного комитета РФ — одного из государственных органов России, уполномоченных на реализацию антикоррупционной политики4.

Согласно представленной информации, за 2008 год возбуждено 10100 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности; в 2009 году эта цифра составляла 15708 уголовных дел; в 2010 году — 13,5 тыс.; за 11 месяцев 2011 года принято почти 12 тыс. решений о возбуждении уголовных дел коррупционной направленности; в суд направлено более 4,5 тыс. уголовных дел в отношении 5165 обвиняемых — все это должностные лица, совершившие коррупционные преступления.

Наибольшее количество возбужденных дел приходится на Москву – в 2011 году возбуждено 478 дел о должностных преступлениях. Связано это не только с численностью населения, но и с большим количеством чиновников. В других крупных центрах ситуация не намного лучше. Так, в Московской области возбуждено 302 дела, в Санкт-Петербурге — 324, в Нижегородской области — 328, в Челябинской и Свердловской по 327 дел коррупционной направленности.

С 2008 года уголовному преследованию подвергнуты более 2700 лиц, обладающих, так называемым, «особым правовым статусом», в том числе: 1800 выборных глав муниципальных образований и депутатов органов местного самоуправления, 320 руководителей и следователей органов предварительного следствия в системе МВД России, 60 следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета России, 60 работников прокуратуры, около 40 руководителей и следователей органов наркоконтроля, 50 членов избирательных комиссий, 20 судей. В 2011 году из чем 5 тыс. обвиняемых, в отношении которых уголовные дела были направлены в суд, 1,5 тыс. — сотрудники органов внутренних дел, 700 — военнослужащие, 500 — работники Минюста, в том числе 280 — сотрудники ФСИН, 350 — работники Министерства здравоохранения и социального развития5.

Представленные данные подтверждают своевременность включения мероприятий по противодействию коррупции в программы реформирования и развития государственной и муниципальной службы. Вместе с тем приведенные цифры говорят о значительной коррумпированности органов государственной власти и местного самоуправления, что крайне негативно отражается на их деятельности.

В этой связи стоит согласиться с мнением профессора Н. С. Бондаря, что проблема коррупции продолжает оставаться исключительно острой, результатов борьбы с которой общество пока не ощущает. прямо признал, говоря о борьбе коррупцией6.

Для минимизации (а в идеале – исключения) подобных негативных фактов необходимо проведение дальнейшей работы по реализации мероприятий, направленных на противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе.

Следует добавить, что Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»7 с 1 января 2013 г. в качестве одной из мер противодействия коррупции на государственной гражданской службе и повышения ее эффективности предусмотрена ротация кадров. Ее цель — противодействие коррупции путем назначения государственных служащих на иные должности в том же или ином госоргане.

Федеральный закон раскрывает механизм ротации, сроки ее проведения, дополнительные гарантии и компенсации государственным служащим. Ротация осуществляется в пределах одной группы должностей с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа работы лица. Срок замещения должности гражданской службы в порядке ротации от 3 до 5 лет. Размер должностного оклада по новой должности не должен быть ниже, чем по ранее замещаемой должности.

При назначении на работу в другую местность государственному служащему и членам его семьи компенсируются расходы на переезд. Предусмотрено также обеспечение служебным жильем, а при его отсутствии – возмещение расходов на его наем. При этом за государственным служащим сохраняется жилье, которое он занимал по договору социального найма по прежнему месту работы.

Предусмотрено право отказаться от ротации по уважительной причине (наличие медицинских противопоказаний или невозможность проживания членов семьи по состоянию здоровья в новой местности). В этом случае государственному служащему должна быть предложена иная должность в том же либо ином органе. При отказе ее занимать государственный служащий подлежит увольнению, с выплатой денежного содержания за 4 месяца (выходное пособие не полагается).

Программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)» предусматривает проведение запланированных мероприятий в 2 этапа: 2009 – 2010 годы, 2011 – 2013 годы. Отсюда следует, что в настоящее время Программа находится на втором этапе, одно из основных мероприятий которого — мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

На Федеральном портале управленческих кадров 27.01.2012 приведены результаты опроса пользователей портала на тему: «Какие мероприятия, по Вашему мнению, в первую очередь будут способствовать повышению эффективности государственной службы?».8 Респондентам предлагались следующие варианты ответов:

1) антикоррупционная политика государства,

2) использование информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления,

3) оптимизация численности кадрового состава государственных органов,

4) оптимизация структуры государственных органов и более четкая регламентация их деятельности,

5) ни один из предложенных вариантов ответа.

В опросе приняли участие 1091 человек, преимущественно незарегистрированные пользователи портала (95,2%). Участники опроса не смогли однозначно дифференцировать рассмотренные группы мероприятий, как в наибольшей степени влияющих на эффективность государственной службы.

Согласно результатам опроса, практически равные доли респондентов в качестве приоритетных выделили меры по реализации антикоррупционной политики государства (25,3%), а также необходимость расширения использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления (25,6%).

Примерно треть участников опроса (29,5%) придает большое значение оптимизации структуры государственных органов и более четкой регламентации их деятельности.

Деятельность по оптимизации численности кадрового состава государственных органов представляется участникам опроса наименее перспективной с точки зрения воздействия на повышение эффективности государственной службы (6, 0%).

В то же время, не видят целесообразности в предложенных вариантах мероприятий 13,7% опрошенных. Данная группа участников опроса считает, что никакие из вышеперечисленных мер не смогут в достаточной степени повлиять на повышение эффективности государственной службы.

Необходимо отметить, что подавляющим большинством участников опроса наиболее приоритетными признаны меры, направленные в целом на оптимизацию деятельности государственной службы, причем как содержательную, так и функциональную, ­– более 80%9.

Подводя итог, сделаем следующий вывод: основными направлениями развития государственной и муниципальной службы являются:

— совершенствование законодательства в сфере государственной и муниципальной службы;

— создание механизмов взаимодействия институтов гражданского общества, государственной и муниципальной службы, обеспечение взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

— создание правовых и организационных основ единой системы управления государственной службой;

— организации методической помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям в развитии государственной гражданской службы субъектов России и муниципальной службы;

— разработка и внедрение механизмов противодействия коррупции;

— формирование кадрового потенциала государственной и муниципальной службы, повышение ее престижа и авторитета;

— внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.

Пути решения данных вопросов заложены в федеральных и региональных программах реформирования и развития государственной и муниципальной службы, которые призваны обеспечить их дальнейшее эффективное функционирование

2 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»//СЗ РФ.2008.№ 52(ч.1). Ст.6228.

3 Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы»// СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.

5 См.Приложение: Рисунок. 1.

6-Бондарь Н. С. Аксиология судебного конституционализма: конституционные ценности в теории и практике конституционного правосудия .М.: Юрист, 2013.176с.

7 Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (вступает в силу с 01.01.2013)// Рос. газета. 2011. 6 декабря.

8 Федеральный портал управленческих кадров// http://www.rezerv.gov.ru.

9 См.Приложение: Рисунок 2

<p>УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы. 2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов обеспечить в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы, утвержденным настоящим Указом (далее — Национальный план), реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение до 1 сентября 2018 г. соответствующих изменений в планы противодействия коррупции федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов. 3. Рекомендовать: а) Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в планы противодействия коррупции этих федеральных государственных органов; б) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 4. Доклады о результатах исполнения пункта 3 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции), представить до 1 октября 2018 г. 5. Установить, что доклады о результатах исполнения настоящего Указа и выполнения Национального плана (далее — доклады) представляются: а) Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, — Президенту Российской Федерации; б) федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами и публично-правовыми компаниями, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, — в Правительство Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов; в) иными федеральными государственными органами и организациями — Президенту Российской Федерации; г) высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации — полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов; д) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах на основании сводных докладов должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации подготавливают свои сводные доклады и представляют их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов; е) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, — руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов; ж) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, — руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются в Правительство Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Правительство Российской Федерации на основании сводных докладов руководителей этих федеральных органов исполнительной власти подготавливает свои сводные доклады и представляет их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов; з) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед иными федеральными государственными органами, — руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. 6. Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции: а) образовать рабочую группу по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы; б) рассматривать ежегодно доклад рабочей группы, названной в подпункте «а» настоящего пункта, о реализации за отчетный период мероприятий, предусмотренных Национальным планом. 7. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций. 8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 29 июня 2018 года № 378 _________________ УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы Мероприятия, предусмотренные настоящим Национальным планом, направлены на решение следующих основных задач: совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; совершенствование предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц; систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции; повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России. I. Совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции 1. Правительству Российской Федерации: а) до 1 октября 2018 г. разработать и утвердить: методику оценки планов противодействия коррупции федеральных государственных органов и эффективности реализации этих планов, а также установить порядок определения должностных лиц федеральных государственных органов, ответственных за разработку и реализацию политики в области противодействия коррупции; методику проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации; б) до 1 ноября 2018 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих: распространение на работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; совершенствование антикоррупционных стандартов для работников, замещающих должности в государственных корпорациях (компаниях), государственных внебюджетных фондах и публично-правовых компаниях, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также введение антикоррупционных стандартов для работников хозяйственных обществ, учреждаемых и (или) контролируемых государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями; совершенствование мер ответственности в отношении лиц, замещающих в порядке назначения государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, за несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; совершенствование в целях противодействия коррупции порядка получения подарков отдельными категориями лиц; в) до 1 февраля 2019 г. представить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением; г) до 1 марта 2019 г. разработать критерии, согласно которым несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, будет относиться к правонарушениям, влекущим за собой увольнение со службы или с работы, либо к малозначительным правонарушениям, а также представить предложения по определению обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за несоблюдение указанных запретов, ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при применении взыскания. 2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации ежегодно, до 1 марта, информировать председателя президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о результатах деятельности, осуществляемой правоохранительными органами, по борьбе с преступлениями коррупционной направленности. 3. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить: а) ежегодное проведение социологических исследований на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до 1 февраля; б) повышение эффективности деятельности органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до 1 марта; в) рассмотрение на заседаниях комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации вопроса о повышении самостоятельности органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе путем их преобразования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации в самостоятельные государственные органы, подчиненные непосредственно высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 декабря 2018 г.; г) проведение общественных обсуждений (с привлечением экспертного сообщества) проектов планов противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы органов государственной власти субъектов Российской Федерации; д) ежегодное рассмотрение отчета о выполнении региональной антикоррупционной программы (плана противодействия коррупции) в субъекте Российской Федерации и до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, размещение такого отчета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в разделе «Противодействие коррупции». II. Обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов 4. Правительству Российской Федерации проводить мониторинг реализации лицами, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, обязанности принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов и в случае необходимости предпринимать действия по совершенствованию механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 сентября 2020 г. 5. Правительству Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации до 1 октября 2018 г. рассмотреть вопрос о целесообразности законодательного установления дополнительных мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, принимаемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. 6. Правительству Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации: а) рассмотреть вопрос о целесообразности введения административной ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября 2019 г.; б) подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, изменений, касающихся указания в ней сведений о супругах своих братьев и сестер и о братьях и сестрах своих супругов, в целях выявления возможного конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 марта 2019 г. 7. Рекомендовать палатам Федерального Собрания Российской Федерации до 1 декабря 2018 г. рассмотреть вопрос об установлении и законодательном закреплении порядка привлечения к ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. 8. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации подготовить предложения по совершенствованию порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, возникающего при исполнении судьями своих полномочий, в том числе при рассмотрении дел с участием граждан и юридических лиц, с которыми судья, его близкие родственники или свойственники связаны финансовыми или иными обязательствами. Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 июля 2019 г. 9. Генеральной прокуратуре Российской Федерации представить Президенту Российской Федерации информацию о результатах проверок соблюдения лицами, замещающими должности в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 сентября 2020 г. 10. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации до 1 августа 2018 г. разработать методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. 11. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечивать каждые шесть месяцев подготовку обзора практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в части, касающейся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и распространение этого обзора с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной</p>