65 1 ГК РФ

(Утратила силу с 1 сентября 2014 года — Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)

Комментарий к статье 123 ГК РФ

1. Вошедшие в состав ассоциации (союза) члены сохраняют свою самостоятельность. Конкретные же права и обязанности членов в каждой ассоциации (союзе) регулируются соответствующими учредительными документами и в первую очередь учредительным договором. Комментируемая статья определяет лишь основные, имеющие принципиальное значение права и обязанности членов, входящих в состав ассоциации (союза).

В п. 1 комментируемой статьи установлено право членов ассоциации (союза) безвозмездно пользоваться ее услугами. Понятие «услуги» в данном случае следует рассматривать в широком смысле, а именно как результат или один из результатов деятельности ассоциации (союза). Поэтому услуги, которыми вправе безвозмездно пользоваться члены ассоциации (союза), могут являться результатом предпринимательской деятельности, не относящейся к основной целевой деятельности ассоциации (союза) и осуществляемой в пределах, предусмотренных законом, но услугами можно считать и многие действия некоммерческого характера, соответствующие целям и задачам ассоциации (союза).

В п. 1 комментируемой статьи установлено право членов ассоциации (союза) пользоваться безвозмездно услугами ассоциации (союза), но не закреплена обязанность ассоциации (союза) предоставлять своим членам все услуги безвозмездно. Поэтому данный вопрос должен быть урегулирован в уставе и учредительном договоре, на основе которых создается ассоциация (союз).

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает право выхода из ассоциации (союза). Устанавливаются два случая выхода члена ассоциации (союза) из ее состава: а) по своему усмотрению и б) в результате исключения из ассоциации (союза).

Выход из ассоциации (союза) по своему усмотрению не может быть обусловлен согласием других участников. Единственным условием выхода из ассоциации (союза) является срок — окончание финансового года. Порядок выхода из ассоциации (союза) не установлен, в результате чего могут возникнуть споры, например, с какого момента следует считать выход из ассоциации (союза) состоявшимся. Данный вопрос относится к числу тех вопросов, которые в обязательном порядке должны быть урегулированы в учредительных документах при создании ассоциации (союза).

В случае исключения из ассоциации необходимо решение остающихся участников ассоциации (союза). Вопрос о том, какие условия необходимы для исключения из ассоциации (союза), в каком порядке осуществляется такое исключение из ассоциации (союза), также должен решаться в учредительных документах.

Выход из ассоциации (союза) обусловлен субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза). При этом норма, записанная в п. 2 комментируемой статьи, предусматривает эту ответственность в размере, пропорциональном своему взносу, в течение 2 лет с момента выхода из ассоциации (союза). Из данной нормы следует, что члены ассоциации (союза) обязаны своими взносами участвовать в формировании имущества ассоциации (союза) в целях создания централизованного фонда для использования его в интересах всех входящих в нее членов.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает возможность вступления юридических лиц в ассоциацию (союз) после ее создания. Для этого требуется согласие членов ассоциации (союза), но не определено, какое количество членов ассоциации (союза) должно дать согласие на вхождение в нее нового члена ассоциации (союза), а также в каком порядке это осуществляется. Данный вопрос подлежит разработке в учредительных документах.

В п. 3 комментируемой статьи также установлено, что вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления. Поскольку формулировка данной нормы не носит обязательного характера, решение войти в ассоциацию (союз) при указанном условии должно приниматься потенциальным новым участником. Таким образом, принцип добровольности вхождения в ассоциацию (союз) нового участника не нарушается. В то же время порядок вступления нового участника при данных условиях также требует дополнительной конкретизации в учредительных документах. Важным условием вступления в ассоциацию (союз) нового участника является принятие последним положений, записанных в уставе и учредительном договоре ассоциации (союза). После вступления нового участника в ассоциацию (союз) на него распространяются все положения, предусмотренные в учредительных документах.

  • ЧАСТЬ I. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
      • Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель