65 н

В целях обеспечения единообразного применения классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации направляет информацию об изменениях и особенностях её применения с 2019 года.

Приложение на 10 листах.

A.M. Лавров

Приложение
к письму Минфина России
от 10.08.2018 г. № 02-05-11/56735

Изменения и особенности применения классификации расходов бюджетов с 2019 года

8 июня 2018 года Министерством финансов Российской Федерации утвержден приказ N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»1 (далее — Приказ, Порядок N 132н).

Пунктом 2 Приказа установлено, что Порядок N 132н применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2019 год (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов).

В связи с изданием Порядка N 132н с 1 января 2019 года приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (Указания N 65н) будет признан утратившим силу.

Решение об отмене Указаний N 65н и издании нового приказа, регламентирующего порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации, связано с обособлением Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, который утвержден отдельным приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее — Порядок N 209н), и неактуальностью наличия в приказе приложения, увязывающего виды расходов классификации расходов бюджетов со статьями (подстатьями) классификации операций сектора государственного управления.

Одновременно с Порядком N 132н Министерством финансов Российской Федерации разработаны таблицы по изменениям бюджетной классификации Российской Федерации, в том числе применяющиеся при составлении проектов бюджетов на 2019 год (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов):

— Таблица соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации»;

— Сопоставительная таблица изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов на 2019 год;

— Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2019 года;

— Сопоставительная таблица порядка применения классификации операций сектора государственного управления, установленного приказом Минфина России от 01.07.2013 г. N 65н (2018 г.), и порядка применения классификации операций сектора государственного управления, установленного приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н(2019 г.);

— иные сопоставительные и переходные таблицы.

Порядок N 132н, Порядок N 209н, а также вышеуказанные таблицы, размещены на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) в рубрике «Бюджет», разделе «Бюджетная классификация Российской Федерации» (подразделы «Бюджетная классификация Российской Федерации» и «Методический кабинет»).

Разделы и подразделы классификации расходов бюджетов

Порядком N 132н предусмотрено изменение описания подраздела 1004 «Охрана семьи и детства», которое представлено в следующем виде:

«По подразделу 1004 «Охрана семьи и детства» подлежат отражению, в том числе расходы на:

— социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя;

— предоставление мер социальной поддержки гражданам в связи с рождением и воспитанием детей (включая государственные пособия гражданам, имеющим детей, предусмотренные Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ, ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей, осуществляемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», пособия по опеке и попечительству, выплату единовременного денежного поощрения при награждении орденом «Родительская слава», выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

— перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений;

— предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений».

2.2. Особенности применения разделов и подразделов

Бюджетные ассигнования подлежат распределению по соответствующим разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями пункта 17 раздела III «Классификация расходов бюджетов» Порядка N 132н, с учетом Таблицы соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 17.1 Порядка на 2019 год отнесение расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на разделы и подразделы классификации расходов бюджетов осуществляется с учетом особенностей, в числе которых:

— отнесение расходов на бюджетные инвестиции в объекты строительства, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение, а также на приобретение объектов государственной собственности Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы в соответствии с отраслевой принадлежностью;

— отнесение расходов на осуществление главным распорядителем централизованных закупок товаров в целях:

обеспечения нужд государственного (муниципального) органа, в том числе в целях обеспечения выполнения возложенных на него функций с учетом территориальных органов и подведомственных ему казенных учреждений, на разделы и подразделы классификации расходов бюджетов, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение функционирования данного государственного (муниципального) органа;

— обеспечения нужд территориальных органов и (или) подведомственных государственному (муниципальному) органу государственных (муниципальных) учреждений на отраслевые (функциональные) разделы (подразделы) классификации расходов бюджетов, соответствующие выполняемым данными органами, учреждениями функциям;

— отнесение расходов на выплаты уволенным государственным гражданским служащим (работникам) среднего месячного заработка на период трудоустройства, в случае их увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации на разделы и подразделы, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение функционирования организации — работодателя (нанимателя);

— отнесение расходов на финансовое обеспечение выполнения функций (услуг) государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в форме субсидий, осуществляется по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, исходя из осуществляемых указанными учреждениями функций (услуг). При реализации учреждением (в том числе его структурными подразделениями) различных функций (услуг, относящихся к отдельным функциям) (например, в сфере высшего образования и оказания стационарной медицинской помощи населению) расходы на обеспечение деятельности (функций) указанного учреждения (его подразделений) отражаются по соответствующим разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов;

— расходы на предоставление субсидий бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — государственное задание) в части затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее — имущество учреждения), и затрат на содержание имущества учреждения, не учитываемых при расчете нормативных затрат на оказание государственных услуг (нормативных затрат (затрат) на выполнение работ) в соответствии с государственным заданием, которые не представляется возможным отнести к деятельности учреждения, связанной с оказанием конкретных государственных услуг (выполнением конкретных работ) в соответствии с государственным заданием, следует отражать в рамках того подраздела бюджетной классификации, по которому планируется наибольший объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидии учреждению на финансовое обеспечение оказания конкретной государственной услуги (выполнения конкретной работы) в соответствии с государственным заданием в общем объеме бюджетных ассигнований на предоставление субсидии учреждению на финансовое обеспечение выполнения им государственного задания;

— расходы на общехозяйственные нужды казенного учреждения, в отношении которого не принято решение о применении нормативных затрат при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, которые не представляется возможным отнести к конкретной функции учреждения, либо структурного подразделения, оказывающего функционально различные виды услуг (заработная плата административно-хозяйственного персонала (руководителя, бухгалтеров и т.п.), коммунальные услуги, в случае если указанные подразделения обеспечиваются ими с использованием единых приборов учета, а также иные аналогичные (с точки зрения охвата обособленных функций), следует отражать по тому подразделу, по которому планируется наибольший объем бюджетных ассигнований в общем объеме бюджетных ассигнований на обеспечение функционирования такого учреждения (либо наибольший объем бюджетных ассигнований на оплату труда);

— расходы на предоставление субсидий бюджетному или автономному учреждению на иную цель на оказание услуг (выполнение работ) различной отраслевой (функциональной) направленности указанными учреждениями осуществляется по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, исходя из осуществляемых функций (услуг).

В целях корректного применения разделов и подразделов классификации расходов бюджетов при отражении бюджетных ассигнований на образовательные мероприятия необходимо учитывать следующее.

Пунктом 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании» (далее — Закон N 273-ФЗ) определено, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

При этом в пунктах 4 и 5 статьи 76 Закона N 273-ФЗ определены направления дополнительных профессиональных программ, а именно:

— программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

— программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, согласно пункту 15 статьи 76 Закона N 273-ФЗ выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При этом решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования могут содержать дополнительные критерии принадлежности к мероприятиям по повышению квалификации

Например, таким критерием на федеральном уровне, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации» является срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих, который не может быть менее 16 часов.

Таким образом, бюджетные ассигнования на образовательные мероприятия отражаются по подразделу 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» только при соблюдении следующих условий:

— обучение проводится организациями дополнительного профессионального образования;

— повышение квалификации осуществляется по соответствующим программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

— лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке;

— и иных дополнительных (устанавливающих, например почасовые нормы).

При отсутствии у образовательного мероприятия совокупности этих условий для применения подраздела 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» нет оснований.

Бюджетные ассигнования на мероприятия по обучению, осуществляемые в рамках выполнения функций государственного (муниципального) органа, не относящиеся к программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки следует отразить в рамках подраздела, по которому отражаются бюджетные ассигнования на обеспечение его функционирования.

В целях обеспечения единообразного подхода к применению разделов и подразделов при распределении бюджетных ассигнований на образовательные мероприятия вышеуказанные критерии их применения следует распространить на подведомственные государственному (муниципальному) органу казенные учреждения.

Виды расходов

Бюджетные ассигнования подлежат распределению по соответствующим видам расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями пунктов 47-51 Порядка N 132н год, с учетом Сопоставительной таблицы изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов на 2019 год, а также Таблицы соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

3.1. Изменения видов расходов

Порядком на 2019 год предусмотрены следующие изменения видов расходов классификации расходов бюджетов:

Сопоставление видов расходов
2018 2019
632 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления 632 Субсидии (гранты в форме субсидий), подлежащие казначейскому сопровождению
633 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления 633 Субсидии (гранты в форме субсидий), не подлежащие казначейскому сопровождению
634 Иные субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) 634 Гранты иным некоммерческим организациям
812 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления 812 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, подлежащие казначейскому сопровождению
813 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления 813 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению
814 Иные субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг 814 Гранты юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям

3.2.1. Бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ (услуг)

1) По элементам видов расходов подгруппы 210 «Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества» отражаются бюджетные ассигнования за закупку товаров, работ и услуг, перечень которых определяется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

2) Бюджетные ассигнования на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с положениями главы 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» Гражданского кодекса Российской Федерации независимо от сферы (области, тематики и цели) проведения работ — по виду расходов 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы».

3) Бюджетные ассигнования на оказание услуг по проведению экспертизы по проверке предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям государственного контракта, независимо от сферы и цели его заключения, следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

3.2.2. Иные особенности применения видов расходов

1) Порядком N 132н предусмотрено, что по виду расходов 523 «Консолидированные субсидии» подлежат отражению расходы на предоставление бюджетам бюджетной системы Российской Федерации консолидированных субсидий, в том числе консолидированных субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), предусматривающих расходы на комплекс мероприятий, включающих как мероприятия по капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности, так и мероприятия, не относящихся к капитальным вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Таким образом, бюджетные ассигнования на предоставление из бюджетов бюджетной системы субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности отражаются по видам расходов:

522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» — в части субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;

523 «Консолидированные субсидии» — в части консолидированных субсидий на софинансирование расходов комплекса мероприятий, включающих, в том числе капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

При этом отражение расходов на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности вместе с софинансированием мероприятий, не относящихся к капитальным вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности, по виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» недопустимо;

2) Перечисление в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» оператору установленной указанным постановлением платы отражается по виду расходов 853 «Уплата иных платежей»;

3) Обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за пределами территории Российской Федерации, в иностранной валюте (налоги и сборы, уплачиваемые в бюджетную систему страны пребывания (иностранного государства) отражается по виду расходов 853 «Уплата иных платежей»;

4) Согласно Порядку на 2019 год по виду расходов 870 «Резервные средства» отражаются бюджетные ассигнования, подлежащие перераспределению в ходе исполнения бюджетов на соответствующие группы, подгруппы и элементы. Таким образом, осуществление кассовых расходов за счет зарезервированных по указанному виду расходов бюджетных ассигнований не допускается.

5) При применении вида расходов 880 «Специальные расходы» необходимо учитывать требования Порядка 132н, согласно которому по данной подгруппе отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные на реализацию отдельных мероприятий, распределение которых по соответствующим группам, подгруппам и элементам не представляется возможным в силу специфики соответствующих расходных обязательств бюджетов.

Актуализация методических материалов

Распределение бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов (разделам, подразделам, и видам расходов) следует осуществлять с учетом таблиц, размещенных на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в рубрике «Бюджет», разделе «Бюджетная классификация Российской Федерации», подразделе «Методический кабинет», применяемых при составлении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2019 год (на 2019 годи на плановый период 2020 и 2021 годов).

Внесение в таблицы изменений осуществляется Департаментом бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России, в том числе на основании обоснованных предложений финансовых органов субъектов Российской Федерации. Указанные предложения должны содержать:

— наименование расходного полномочия субъекта Российской Федерации, в рамках которого осуществляются расходы на соответствующие цели;

— нормативные правовые акты, определяющие расходные обязательства; обоснование позиции необходимости внесении изменений в соответствующую таблицу.

1 В настоящее время находится на государственной регистрации в Минюсте России.

Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Согласно положениям ФСБУ «Доходы» (Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора) доходы от собственности являются подгруппой, относящейся к учетной группе «доходы от обменных операций». Какие доходы относятся к доходам от собственности? Каковы особенности учета отдельных видов доходов, включенных в данную подгруппу?

В соответствии с п. 44 ФСБУ «Доходы» к доходам от собственности относятся, в частности:

1) доходы в виде платы за переданное в возмездное пользование государственное и муниципальное имущество (доходы от аренды);

2) доходы в виде процентов по остаткам денежных средств на счетах;

3) доходы от передачи государственного и муниципального имущества в доверительное управление;

4) доходы от предоставления бюджетных кредитов, займов;

5) иные предусмотренные законодательством РФ доходы от использования активов в виде государственного или муниципального имущества.

В деятельности автономных учреждений наиболее распространенными видами доходов от собственности являются первые два вида.

Доходы от аренды

Порядок признания и оценки доходов, возникающих по договорам аренды (имущественного найма), а также по договорам безвозмездного пользования, регулируется ФСБУ «Аренда» (Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н).

К сведению: ФСБУ «Доходы» не распространяется на доходы от предоставления (получения) материальных ценностей по договору безвозмездного пользования (п. 4 ФСБУ «Доходы»).

Потому далее рассмотрим особенности учета доходов в виде платы за переданное в возмездное пользование имущество с учетом названных федеральных стандартов.

Учет доходов от аренды различается в зависимости от объекта учета аренды. В соответствии с п. 11 ФСБУ «Аренда» данные объекты подразделяются на два вида:

1) объекты учета операционной аренды;

2) объекты учета неоперационной (финансовой) аренды.

Критерии отнесения объектов к операционной и неоперационной (финансовой) аренде установлены в п. 12, 13 ФСБУ «Аренда».

Особенности учета доходов от операционной аренды

В бухгалтерском учете передача объекта учета операционной аренды арендатору отражается у правообладателя (арендодателя) как внутреннее перемещение нефинансового актива на дату классификации объекта аренды без отражения его выбытия. При этом начисление амортизации на объект основных средств, признанный объектом учета операционной аренды, осуществляется в общем порядке.

Информация о передаче имущества в рамках операционной аренды отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) и на забалансовом счете. Одновременно при отражении данной информации показываются расчеты по доходам от собственности в сумме дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора в корреспонденции со счетами учета предстоящих доходов от аренды (доходов будущих периодов).

Доходы будущих периодов от аренды признаются в сумме арендных платежей за весь срок пользования объектом учета аренды.

В дальнейшем доходы будущих периодов от аренды признаются доходами текущего финансового года в составе доходов от собственности путем уменьшения предстоящих доходов равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом учета аренды либо в соответствии с установленным договором аренды графиком получения арендных платежей.

Доходы по условным арендным платежам, в том числе доходы от возмещения расходов на страхование, техническое обслуживание имущества, иных аналогичных расходов, признаются доходами текущего финансового периода в составе доходов от возмещения затрат, обособляемых на соответствующих счетах рабочего плана счетов, в тех отчетных периодах, в которых они возникают.

Затраты арендодателя на содержание переданного им объекта учета операционной аренды, возмещаемые в составе арендных платежей (условных арендных платежей), признаются расходами текущего периода.

При досрочном прекращении договора аренды остаток предстоящих доходов от предоставления права пользования активом сторнируется в уменьшение дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора. При этом убыток (доход) на счетах учета финансового результата не отражается.

Поступление денежных средств (их эквивалентов), иных финансовых (нефинансовых) активов в счет уплаты арендных платежей (условных арендных платежей) отражается как уменьшение дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора) в корреспонденции со счетами учета денежных средств (финансовых активов).

Доходы от операционной аренды (при планировании и отражении в бухгалтерском учете) относятся на статью аналитической группы подвида доходов 120 «Доходы от собственности» (п. 12.1.2 Порядка № 132н). Применение кода КОСГУ зависит от конкретной операции (в рамках операционной аренды):

– по подстатье 121 «Доходы от операционной аренды» отражаются доходы от арендных платежей (за исключением доходов от условных арендных платежей), являющиеся платой за право пользования арендованным имуществом (арендной платой), за исключением земель, признаваемых для целей бухгалтерского учета объектом операционной аренды (п. 9.2.1 Порядка № 209н);
– по подстатье 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами» – доходы от платежей за пользование природными ресурсами, в том числе водными объектами, лесами, земельными участками и т. п. (п. 9.2.3 Порядка № 209н);
– по подстатье 129 «Иные доходы от собственности» – доходы от платы за наем жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, договорам найма специализированных жилых помещений (п. 9.2.9 Порядка № 209н).

Доходы от возмещения затрат на содержание имущества, находящегося в аренде (возмещение стоимости коммунальных услуг, а также услуг по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию арендуемого здания (помещения)), отражаются по статье аналитической группы подвида доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» (п. 12.1.3 Порядка № 132н) и по подстатье 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ (п. 9.3.5 Порядка № 209н).

Для отражения в бухгалтерском учете автономных учреждений объектов учета, возникающих в рамках операционной аренды у передающей стороны, используются следующие счета:

Объекты учета, возникающие в рамках операционной аренды у передающей стороны

Балансовый (забалансовый) счет

Информация об объектах имущества, переданных в аренду*

25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»

Расчеты по арендным платежам с пользователем имущества (в рамках операционной аренды)

2 205 21 000 «Расчеты по доходам от операционной аренды»

Расчеты по арендным платежам при пользовании природными ресурсами (в том числе земельными участками)

2 205 23 000 «Расчеты по доходам при пользовании природными ресурсами»

Расчеты по договорам имущественного найма

2 205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности»

Расчеты по условным арендным платежам, возникающие на дату определения их величины (ежемесячно, по графику)

2 205 35 000 «Расчеты по доходам по условным арендным платежам»

Ожидаемый доход от арендных платежей, рассчитанный за весь срок пользования имуществом, предусмотренный на дату заключения договора (контракта)

– 2 401 40 121 «Доходы будущих периодов от операционной аренды»;
– 2 401 40 123 «Доходы будущих периодов от пользования природными ресурсами»;
– 2 401 40 129 «Доходы будущих периодов по иным доходам от собственности»

Доходы по условным арендным платежам

2 401 10 135 «Доходы текущего финансового года по условным арендным платежам»

* Одновременно делаются записи по внутреннему перемещению объекта на балансовых счетах.

Таким образом, у учреждения при сдаче имущества в аренду возникают доходы от арендных (условных арендных) платежей и расчеты по ним с арендатором.

Пример 1.

Автономное учреждение предоставило в аренду коммерческой организации помещение с 01.02.2019 по 31.05.2019. По договору аренды ежемесячная плата – 25 000 руб. По договору на возмещение стоимости коммунальных услуг (расходы на электроэнергию) оплата производится ежемесячно на основании выставленного счета (по фактическим показаниям счетчика). Допустим, расходы на электроэнергию составили 2 000 руб. ежемесячно.

В бухгалтерском учете учреждения отражены следующие операции:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Передано помещение арендатору

Забалансовый счет 25

1 (в условной оценке)

Начислены предстоящие доходы от операционной аренды (на основании договора аренды, на дату передачи помещения) (25 000 руб. x 4 мес.)

2 205 21 564

2 401 40 121

100 000

Ежемесячно (в рамках осуществления операций по данному договору)

Отражено признание доходов текущего финансового года (на основании акта об оказании услуг)

2 401 40 121

2 401 10 121

25 000

Начислены условные арендные платежи (на основании акта о фактических расходах на электроэнергию за сентябрь)

2 205 35 564

2 401 10 135

2 000

Поступила на лицевой счет арендная плата

2 201 11 510
Забалансовый счет 17
(код 121 КОСГУ)

2 205 21 664

25 000

Поступили на лицевой счет денежные средства в виде условного арендного платежа (компенсация расходов за электроэнергию за сентябрь)

2 201 11 510
Забалансовый счет 17
(код 135 КОСГУ)

2 205 35 664

2 000

При досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма), в соответствии с которым были переданы объекты учета операционной аренды, сумма остатка доходов будущих периодов от аренды (на момент расторжения договора) отражается арендодателем методом «красное сторно» (п. 186 Инструкции № 183н):

  • Дебет счета 2 205 2х 564

  • Кредит счета 2 401 40 12х

Особенности учета доходов от неоперационной (финансовой) аренды

Заключение автономным учреждением договоров пользования имуществом (договоров аренды), квалифицируемых как финансовая (неоперационная) аренда, возможно при соблюдении ограничений в отношении прав учреждений по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.

Для справки: согласно ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Доходы от неоперационной (финансовой) аренды (при планировании и отражении в бухгалтерском учете) отражаются по статье аналитической группы подвида доходов 120 «Доходы от собственности» (п. 12.1.2 Порядка № 132н) и по подстатье 122 «Доходы от финансовой аренды» КОСГУ.

Доходы по условным арендным платежам отражаются аналогично доходам по условным платежам при операционной аренде.

Объектами учета в рамках неоперационной (финансовой) аренды являются:

  • расчеты по арендным платежам (счет 0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды»);

  • ожидаемый доход от нефинансовой аренды (счет 0 401 40 122 «Доходы будущих периодов от финансовой аренды»);

  • доход по условным арендным платежам (счета 0 205 35 000, 0 401 10 135);

  • доходы будущих периодов по процентным платежам (счет 0 401 40 122).

При ведении бухгалтерского учета объектов неоперационной (финансовой) аренды необходимо иметь в виду положения ФСБУ «Аренда».

В силу данного федерального стандарта передача объектов учета неоперационной (финансовой) аренды отражается в учете как выбытие объекта нефинансового актива с одновременным отражением на балансовых счетах расчетов по доходам от собственности дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора в корреспонденции со счетами учета предстоящих доходов от предоставления права пользования активом.

Дебиторская задолженность по арендным обязательствам арендатора признается в сумме дисконтированной стоимости арендных платежей.

Доходы от предоставления права пользования активом уменьшаются на сумму первоначальных прямых затрат на заключение договора.

При этом процентные доходы, входящие в состав арендных платежей, рассчитанные с применением процентной ставки, заложенной в арендных платежах, отражаются в составе доходов текущего финансового года в составе процентных доходов от собственности на соответствующих счетах рабочего плана счетов в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора).

Признание процентных доходов осуществляется ежемесячно по мере принятия денежного обязательства по их уплате.

Доходы по условным арендным платежам признаются в составе доходов текущего финансового периода в тех отчетных периодах, в которых они возникают.

Доходы от финансовой аренды ежемесячно отражаются в составе доходов текущего финансового года (доходов от собственности) на соответствующих счетах рабочего плана счетов с одновременным уменьшением доходов будущих периодов от предоставления права пользования активом.

При досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования, в соответствии с которым были приняты объекты учета операционной аренды, остаток предстоящих доходов от предоставления права пользования активом сторнируется в уменьшение дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора. При этом убыток (доход) на счетах учета финансового результата не отражается.

Поступление денежных средств (их эквивалентов) в счет уплаты арендных платежей (условных арендных платежей) отражается как уменьшение дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора в корреспонденции со счетами учета денежных средств (финансовых активов).

Учет доходов в виде процентов, начисленных на остаток по счету

Доходы в виде процентов, начисленных на остаток по счету, возникают в случае, если у автономного учреждения открыт расчетный счет в кредитной организации и договором на расчетно-кассовое обслуживание предусмотрены начисление и выплата процентов на остаток денежных средств на счете. Такие доходы признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода в оценке, предусмотренной условиями договоров в тех отчетных периодах, в которых они возникают (как правило, ежемесячно).

В соответствии с п. 12.1.2 Порядка № 132н и п. 9.2.4 Порядка № 209н такие доходы относятся на статью аналитической группы подвида доходов 120 «Доходы от собственности» и подстатью 124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств» КОСГУ.

Операции по начислению и поступлению доходов в виде процентов по остаткам средств на счетах в кредитных организациях отражаются с применением счетов:

  • 2 205 24 000 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»;

  • 2 401 10 124 «Доходы текущего финансового года от процентов по депозитам, остаткам денежных средств».

Пример 2.

У автономного учреждения открыт расчетный счет в коммерческом банке. На основании выписки из расчетного счета и в соответствии с условиями договора с банком на расчетно-кассовое обслуживание 31.03.2019 на счет поступили денежные средства (начислены проценты на остаток) в сумме 856 руб.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции: