76 статья налогового кодекса

Налоговая инспекция может приостанавливать операции по банковским счетам организации только в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Содержание

Право на блокировку счета

Заблокировать банковский счет налоговая инспекция вправе, если организация в установленные сроки:

  • не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
  • не представила налоговую декларацию;
  • не представила расчет по форме 6-НДФЛ;
  • не отправила в налоговую инспекцию электронную квитанцию о приеме направленных инспекцией требований или уведомлений.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2, 3 и 3.2 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Если организация не представила или несвоевременно представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую (финансовую отчетность), оснований для приостановления операций по банковскому счету у инспекции не возникает (письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).

Блокировка за неуплату налогов

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 3 и 4 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6.

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Блокировка за непредставление деклараций

Если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, решение о приостановлении операций может быть принято не раньше чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Такое право сохраняется за инспекцией в течение трех лет. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ речь идет именно о налоговых декларациях, за несвоевременное представление налоговых расчетов заблокировать счет организации инспекция не вправе. Например, инспекция не может приостановить операции по банковскому счету налогового агента, который не сдал расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогах. Но если налоговый агент (в т. ч. на спецрежиме) не отчитается о суммах удержанного НДС (не сдаст раздел II декларации по НДС), то у инспекции будут основания для приостановки операций по расчетному счету. Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663 и от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция вынести решение о приостановлении операций по банковским счетам организации, если организация вовремя не представила расчет по авансовым платежам (иные документы, служащие основанием для расчета и уплаты налогов)?

Нет, не имеет.

Налоговая инспекция вправе заблокировать банковские счета организации, если организация опоздала с подачей налоговой декларации. Счет может быть заблокирован после того, как истекли 10 рабочих дней с последнего срока подачи декларации по тому или иному налогу. Инспекция может принять такое решение в течение трех лет с момента неподачи декларации. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что блокировать счет можно только за неподачу налоговой декларации, то налоговая инспекция не вправе приостанавливать операции по счетам, если организация опоздала с подачей расчета по авансовым платежам.

Аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663, Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324.

Блокировка за непредставление формы 6-НДФЛ

С 2016 года инспекция вправе блокировать банковские счета налоговых агентов, которые вовремя не сдают расчеты по форме 6-НДФЛ. Решение о блокировке инспекция может принять в течение 10 рабочих дней с того момента, когда срок для подачи формы 6-НДФЛ истек.

Такой порядок установлен пунктом 3.2 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Блокировка за нарушение правил электронного документооборота

С 2015 года организации и предприниматели, которые должны сдавать отчетность в электронном виде, обязаны обеспечить прием и подтверждение приема электронных документов, направленных налоговыми инспекциями. К таким документам относятся требования о представлении документов (пояснений), а также уведомления о вызове в инспекцию. Подтверждение приема документов сводится к отправке в инспекцию электронных квитанций о получении таких требований и уведомлений. Отправить квитанцию о приеме документов нужно в течение шести рабочих дней с даты получения. Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Если в шестидневный срок организация (предприниматель) не подтердила прием документов, то в течение следующих 10 рабочих дней инспекция вправе заблокировать расчетный счет налогоплательщика (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Ситуация: как отказаться от приема электронного требования из налоговой инспекции?

Отправьте в инспекцию электронное уведомление об отказе.

Отказаться от приема электронного требования из налоговой инспекции можно в трех случаях:

  • требование адресовано другому налогоплательщику и поступило в организацию ошибочно;
  • требование не соответствует утвержденному формату;
  • в требовании отсутствует квалифицированная электронная подпись должностного лица налоговой инспекции.

Такие основания для отказа предусмотрены пунктом 14 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. Правда, на практике возможен лишь первый случай – ошибка с адресатом. Поскольку электронные требования формируются автоматически и несоответствия в формате самого документа или электронной подписи практически исключены.

Итак, если вы получили электронное требование ошибочно, то нужно направить в налоговую инспекцию уведомление об отказе (п. 17 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Уведомление сформируйте автоматически в электронном виде с помощью программы, обеспечивающей электронный документооборот. В текстовом формате электронное уведомление будет выглядеть так.

Важно: уведомление нужно отправить не позднее следующего рабочего дня после отправки документа налоговой инспекцией (п. 16 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168). Правда, за нарушение этого срока санкций не предусмотрено. Но вот если в течение шести рабочих дней инспекция не получит ни квитанцию о приеме, ни уведомление об отказе, она может заблокировать ваш расчетный счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Блокировка как противодействие сокрытию имущества

Кроме перечисленных случаев, блокировка счета допускается, если у налоговой инспекции есть основания полагать, что организация может скрыть свое имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности перед бюджетом. Если по результатам выездной проверки организации начислены налоги, пени, штрафы, налоговая инспекция имеет право вынести решение о запрете на отчуждение (передачу в залог) некоторых видов имущества организации (недвижимости, транспортных средств и т. д.) без ее согласия (п. 10 ст. 101 НК РФ). После этого инспекция может заблокировать деньги в банках на сумму начисленной задолженности, которая не покрыта стоимостью указанного имущества (абз. 3 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Порядок блокировки в этом случае соответствует порядку, установленному статьей 76 Налогового кодекса РФ (абз. 1 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Блокировка при реорганизации

Если инспекция своим решением заблокировала счет организации, прекратившей свою деятельность в связи с реорганизацией, действие этого решения распространяется и на счета ее правопреемников. Об этом сказано в письме Минфина России от 24 июля 2012 г. № 03-02-07/1-187.

Ограничения блокировки

Несмотря на то что блокировка счета ограничивает возможности организации в использовании денежных средств, некоторые виды платежей все же можно провести.

Блокировка счета не распространяется:

  • на платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
  • на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Первое ограничение означает, что даже после блокировки счета действующая организация может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов, страховых взносов. Банк обязан исполнять эти поручения (письма Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-266, от 4 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-495). Кроме того, банк обязан списывать с заблокированного счета организации суммы налогов и взносов по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей (письмо Минфина России от 1 августа 2011 г. № 03-02-07/1-270).

А вот, например, обязанность по перечислению таможенных пошлин (сборов) организация исполнить не сможет: эти суммы не относятся к налогам (сборам) и иным платежам, указанным в пункте 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-265).

При применении второго ограничения необходимо учитывать, что у действующих организаций платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:

  • в первую очередь – по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам;
  • в четвертую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в пятую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности (в т. ч. по платежным поручениям организаций на перечисление текущих налогов, сборов, страховых взносов).

Об этом сказано в пункте 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.

Взыскание налогов по требованию инспекций относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно. Даже если счет организации заблокирован.

Если средств на расчетном счете организации недостаточно, платежи по требованиям, относящимся к одной очереди, производятся в порядке календарной очередности поступления документов. Например, в действующих организациях как перечисление зарплаты, так и взыскание недоимок по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов относится к одной – третьей – очереди. Поэтому сначала банк будет исполнять те платежные поручения, которые поступили раньше. Это правило применяется и в том случае, если счет организации заблокирован. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955, от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537, от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225.

Другой порядок действует, если организация ликвидируется. В этом случае применяется очередность платежей, установленная пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсациях:

  • морального вреда;
  • сверх возмещения вреда, причиненного разрушением, повреждением объекта капитального строительства;
  • сверх возмещения вреда, причиненного нарушением требований безопасности при строительстве;
  • сверх возмещения вреда, причиненного нарушениями требований безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и зарплаты сотрудников, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Таким образом, ликвидируемая организация вправе расходовать денежные средства на платежи первой и второй очереди (например, на выплату зарплаты), даже если расчетный счет организации заблокирован, а обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды не перечислены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-112.

Ситуация: можно ли перечислить зарплату сотрудникам действующей организации с расчетного счета, заблокированного налоговой инспекцией?

Да, можно.

При блокировке счета банк прекращает все расходные операции по нему (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ). При этом приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность которых предшествует очередности расчетов с бюджетом (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ).

Перечисление зарплаты работающим сотрудникам относится к платежам третьей очереди (п. 2 ст. 855 ГК РФ). К этой же очереди относятся платежи в бюджет, которые взыскиваются по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов.

Если расходные операции приостанавливаются из-за того, что в установленный срок организация не сдала налоговую декларацию, то блокируются все денежные средства, находящиеся на расчетном счете. Однако никаких требований на взыскание задолженности по налогам инспекция в банк не направляет. Если в это время организация передаст в банк платежные документы на перечисление зарплаты, то очевидно, что очередность исполнения этих документов будет предшествовать очередности расчетов с бюджетом – ведь никаких налоговых обязательств (т. е. других платежей третьей очереди) у организации нет. И если средств на расчетном счете достаточно, банк обязан перечислить зарплату сотрудникам организации в полном объеме, без ограничений. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 5 марта 2014 г. № 03-02-07/1/9526 и от 9 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-285.

Если расходные операции приостанавливаются из-за того, что организация не исполнила требование об уплате налога (пеней, штрафа), действует другой порядок. В этом случае налоговая инспекция или внебюджетный фонд выставляет требование об уплате налогов или страховых взносов, а у организации возникают платежные обязательства, которые должны исполняться в третью очередь. Если в это время организация передаст в банк платежные документы на перечисление зарплаты, то исполнять их банк будет в порядке календарной очередности. На практике возможны следующие варианты:

  • платежное поручение на перечисление зарплаты поступило в банк раньше, чем инспекция заблокировала счет;
  • платежное поручение на перечисление зарплаты поступило в банк после блокировки счета.

В первом случае банк сначала исполнит платежное поручение на перечисление зарплаты. Если денежных средств на счете недостаточно, то в картотеке платежка на выплату зарплаты будет первоочередной. Поэтому при поступлении денег на счет в первую очередь банк направит их на перечисление зарплаты.

Пример перечисления зарплаты с расчетного счета, заблокированного за неисполненное требование об уплате налогов. Платежное поручение на выплату зарплаты поступило в банк раньше, чем счет был заблокирован

15 апреля организация отправила в банк платежные поручения на перечисление зарплаты пяти сотрудникам:
– поручение № 101 – 80 000 руб.;
– поручение № 102 – 90 000 руб.;
– поручение № 103 – 40 000 руб.;
– поручение № 104 – 60 000 руб.;
– поручение № 105 – 25 000 руб.

Остаток средств на расчетном счете по состоянию на 15 апреля – 0 руб. Поэтому данные платежные поручения поставлены в очередь неисполненных платежей.

16 апреля налоговая инспекция заблокировала расчетный счет организации за неисполненное требование об уплате налогов на сумму 200 000 руб.

17 апреля на счет организации поступила оплата от покупателя в сумме 210 000 руб. Несмотря на блокировку счета, вся эта сумма была направлена на погашение задолженности по платежным поручениям №№ 101, 102 и 103.

Во втором случае действует другой порядок. Дело в том, что при блокировке за неисполненное требование об уплате налогов расчетный счет блокируется не полностью, а только в пределах той суммы, которая указана в требовании налоговой инспекции. Следовательно, если у организации достаточно незаблокированных средств на счете, то банк обязан исполнить платежное поручение на перечисление зарплаты.

Пример перечисления зарплаты с расчетного счета, заблокированного за неисполненное требование об уплате налогов. Платежное поручение на выплату зарплаты поступило в банк, когда счет уже был заблокирован

По состоянию на 15 апреля остаток средств на расчетном счете организации – 1 000 000 руб. В этот же день налоговая инспекция приостановила расходные операции по счету на сумму 150 000 руб.

16 апреля организация направила в банк платежное поручение на перечисление зарплаты (с указанием очередности платежа «3») на сумму 300 000 руб. Несмотря на блокировку счета, банк обязан провести этот платеж, поскольку «свободных» средств на счете – 850 000 руб. (1 000 000 руб. – 150 000 руб.) – достаточно для перечисления зарплаты.

Если же «свободных» денег на счете не хватит, то организация вынуждена будет сначала погасить задолженность по налоговому требованию и лишь затем сможет выплатить зарплату.

Такой вывод следует из письма Минфина России от 6 марта 2014 г. № 03-02-07/1/9689.

Решение о блокировке

Форма решения о приостановлении операций на счетах в банке утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Принимает такое решение руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции (п. 2, 3, 3.2 ст. 76 НК РФ).

Решение о блокировке счета передается в банк в электронной форме. Копия решения вручается представителю организации под расписку или способом, который позволяет установить дату получения копии организацией. Об этом сказано в пункте 4 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция может вынести несколько решений о приостановлении операций по банковскому счету организации. В этом случае банк обязан заблокировать счет на общую сумму, указанную в этих решениях (письмо Минфина России от 24 июля 2009 г. № 03-02-07/1-384).

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. При этом решение о блокировке счета не распространяется на платежные поручения, проведенные банком в тот же день, когда поступило решение, но раньше по времени (письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-02-07/1-169).

Банк, получив из налоговой инспекции документ о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если счет заблокирован неправомерно (п. 6 ст. 76 НК РФ). Никаких претензий к банку организация предъявить не сможет, так как банк не несет ответственности за убытки, понесенные ею из-за блокировки счета (п. 10 ст. 76 НК РФ). Кроме того, банк приостановит операции по счетам, даже если после принятия инспекцией решения о блокировке счета организация сменит свое название и реквизиты счета. Об этом говорится в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Открыть новый счет (вклад, депозит) в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке. Такой порядок установлен пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ. В настоящее время налоговая служба разрабатывает специальный интернет-сервис, через который банки смогут оперативно получать сведения об организациях, чьи счета заблокированы налоговыми инспекциями. На этом же ресурсе будет размещаться информация об отмене блокировки. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738.

Заявление об отмене блокировки

Если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.

Заявление составьте в произвольной форме. В нем укажите:

  • номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности;
  • номера банковских счетов, которые следует разблокировать.

К заявлению приложите документы, подтверждающие наличие денежных средств, достаточных для погашения задолженности. Такими документами могут быть справки из банков об остатках денежных средств на заблокированных счетах.

Это следует из положений пункта 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Отмена решения о блокировке

Решение о приостановлении операций по счетам, указанным в заявлении, отменяется:

  • в течение двух рабочих дней со дня получения от организации заявления об отмене блокировки (если организация приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 2 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • в течение двух рабочих дней со дня получения из банка сведений об остатках денежных средств на заблокированных счетах организации (если организация не приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 4 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Решение о приостановлении операций в отношении всех остальных счетов отменяется:

  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации, – если счет был заблокирован в связи с несвоевременным представлением организацией налоговой декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления расчета по форме 6-НДФЛ, – если счет был заблокирован в связи с несвоевременным представлением такого расчета (п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем передачи электронной квитанции о приеме требований и уведомлений либо за днем представления самих документов, пояснений, явки в инспекцию (подп. 2 п. 3.1 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Для разблокировки счетов направьте в инспекцию заявление;
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа), – если счет был заблокирован в связи с неисполнением организацией требования налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа) (п. 8 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • в день принятия решения об отмене (замене) обеспечительных мер, если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Основанием для разблокировки счета могут стать и иные условия, не поименованные в Налоговом кодексе РФ. Такие условия могут быть установлены отдельными федеральными законами. Например, все ограничения по распоряжению имуществом (в т. ч. денежными средствами) автоматически снимаются, если в рамках процедуры банкротства вводится процедура наблюдения или открывается конкурсное производство (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 126 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Если отмена приостановления операций по счетам организации осуществляется по таким дополнительным основаниям, наличие решения инспекции об отмене блокировки не требуется. Об этом говорится в пункте 9.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Проценты за нарушение срока разблокировки

Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки (неправомерного приостановления операций по счетам). Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом. Например, если решение о блокировке было получено банком по окончании операционного дня.

Сумму процентов, причитающихся организации, можно рассчитать по формуле:

Проценты за нарушение срока разблокировки счета (или за неправомерную блокировку счета) = Сумма, на которую приостановлены операции по счету × Количество календарных дней нарушения срока разблокировки счета (или неправомерной блокировки счета) × Ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета) : Количество календарных дней в году

Иногда организации неожиданно обнаруживают, что налоговая инспекция заблокировала счет в банке и провести платежи по счету невозможно. Посмотрим, что может стать причиной приостановления операций по счетам и как сделать разблокировку счета в налоговой.

Случаи приостановления операций по счетам

Налоговая инспекция может заблокировать банковский счет организации в следующих ситуациях (п.п. 1, 3, 3.2 ст. 76 НК РФ):

  • непредставление в ИФНС налоговой декларации или расчета 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока подачи этой декларации (расчета);
  • неисполнение обязанности по обеспечению получения от ИФНС документов в электронной форме по ТКС (когда это обязательно) или обязанности по передаче ИФНС квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений или о вызове в ИФНС;
  • неисполнение требования ИФНС об уплате налога, пени, штрафа, если вынесено решение о взыскании недоимки.

При обнаружении указанных выше фактов инспекция принимает Решение о приостановлении операций по счетам.

Информирование организации о приостановлении операций по счету не предусмотрено. Поэтому налогоплательщик может узнать о блокировке, только когда не сможет провести платежи в банке.

Также информацию о принятых в отношении организации решениях о приостановлении операций по счетам в банке можно посмотреть на сайте ФНС.

Отмена приостановлений операций по счетам

ИФНС должна самостоятельно принять решение об отмене приостановления операций по счетам после того, как будут устранены основания для блокировки.

Срок разблокировки расчетного счета

НК устанавливает довольно жесткий срок для принятия налоговой инспекцией решения о разблокировке счета. Как правило, это один рабочий день после того дня, как будет устранено основание для блокировки (ст. 76 НК РФ), то есть организация:

  • представит налоговую декларацию или расчет по форме 6-НДФЛ;
  • представит доказательства того, что она уже сдала необходимую налоговую отчетность;
  • заплатит взыскиваемые инспекцией суммы;
  • направит в инспекцию электронную квитанцию о приеме документов по ТКС и т.д.

Вместе с тем, инспекция порой нарушает этот срок. Как ускорить разблокировку счета? Можно подвезти необходимые подтверждающие документы непосредственно в ИФНС (например, отвезти в налоговую выписку с расчетного счета и копию платежного документа, подтверждающие уплату необходимых сумм).

Если же инспекция все равно не реагирует и не отменяет приостановление операций по счетам, следует подать Письмо о разблокировке расчетного счета в налоговую инспекцию.

Разблокировка счета: письмо (образец)

Письмо в ИФНС о разблокировке счета составляется в произвольной форме. В нем необходимо указать, почему вы считаете блокировку счета незаконной или что сделано для устранения причин для приостановления операций по счетам.

Кстати, без такого Письма о разблокировке счета в банке не обойтись в ситуации, когда налоговая инспекция заблокировала счет за непредставление декларации, которую организация в принципе не обязана подавать. Приведем образец письма о разблокировке расчетного счета для случая, когда у организации не было с начала календарного года выплат физлицам и она на законных основаниях не подавала расчет по форме 6-НДФЛ, но инспекция все равно заблокировала расчетный счет в банке:

Пред. / След. Образец заявления на разблокировку счета: скачать пустой бланк Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

«Мертвый» счет. Об изменении ст.76 Налогового Кодекса РФ

ЭЖ-юрист, N 49, 2008 год

В.Егоров,
газета «эж-ЮРИСТ»

«Мертвый» счет

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ законодатели в авральном режиме внесли поправки в Налоговый кодекс РФ, чтобы в период финансового кризиса облегчить жизнь бизнесу. Для этого они пожертвовали даже частью получаемых налогов. Однако можно поправлять финансовое положение предприятий и без денежных жертв. Для этого достаточно навести порядок в практике применения отдельных статей НК РФ. Одной из таких проблемных статей является ст.76 НК РФ, согласно положениям которой для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора применяется приостановление операций по счетам в банке.

Сумма не имеет значения

Первая проблема заключается в том, что законодатель не установил минимальную задолженность, при которой должна применяться данная мера. Автору известен случай, когда счет был закрыт из-за задолженности в 77 коп.
При этом если в решении о приостановлении операций по счетам в банке указано одновременно несколько счетов организации, то банк должен приостановить расходные операции в пределах обозначенной суммы по каждому счету. В Письме от 10.11.2008 N03-02-07/1-459 Минфин России особо подчеркнул, что самостоятельно принять решение о приостановлении расходных операций только по одному (или нескольким) из указанных счетов, остатка (суммарного остатка) денежных средств на котором достаточно для исполнения решения о взыскании налога банк не имеет права.
С принятием поправок в НК РФ ситуация для налогоплательщиков стала еще хуже. Если раньше операции по счетам приостанавливались при наличии задолженности по налогам и сборам, то к основаниям для блокирования прибавилась еще и задолженность по пеням и (или) штрафам.

О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации

Проект N 323173-5

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации

Принят
Государственной Думой
19 октября 2010 года

Статья 1

1) первое предложение пункта 5 статьи 76 изложить в следующей редакции: «Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.»;

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Д.Медведев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 76 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
В связи с неплатежеспособностью значительного количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обусловленной мировым финансовым кризисом, за последний год участились случаи принятия налоговыми органами решений о приостановления операций по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — Решения), которые банки ежедневно получают в большом количестве.
Кроме Решений в банки поступают запросы налоговых органов о предоставлении справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в рамках осуществления мероприятий налогового контроля. Также банки получают соответствующие акты о наложении ареста на денежные средства клиентов либо снятии такого ареста и об отмене приостановления операций по счетам клиентов, а также запросы иных органов об операциях и счетах клиентов.

Так, например, в средний региональный банк, имеющий несколько филиалов, за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 поступило:
— решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков — 49857;
— решений налоговых органов об отмене решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков — 36164;
— запросов налоговых органов — 12648;
— постановлений судебных приставов-исполнителей о наложении ареста на денежные средства должника — 781;
— постановлений судебных приставов-исполнителей о снятии ареста с денежных средств должника — 753.
Всего за 2009 год в банк поступило 100203 документа. Учитывая, что в 2009 году количество рабочих дней составляло 249, в банк каждый рабочий день в среднем поступало 402 запроса.
В головной офис другого регионального банка, относящегося к мелким банкам, только за период с 04.09.2009 по 12.10.2009 поступило 983 Решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков. Указанный период составляет 27 рабочих дней, в каждый из которых в среднем в банк поступило по 36 Решений, не считая других запросов и актов налоговых и иных органов.
Исполнение требований, содержащихся в указанных актах и запросах, сопровождается рядом определенных последовательных действий сотрудников банков, требующих временных затрат. Так, каждый из вышеуказанных документов подлежит регистрации, доведению до уполномоченных сотрудников банка, которые проверяют наличие остатка денежных средств на счете, составляют справку, подлежащую в дальнейшем подписанию у руководства, регистрации и отправке по назначению. Указанные действия совершаются разными сотрудниками банка, работающими в разных структурных подразделениях.
В этой связи при оформлении справок об остатках на счетах клиентов банки сталкиваются со значительными трудностями по соблюдению срока, установленного пунктом 5 статьи 76 НК РФ.
При этом на основании статьи 135.1 НК РФ установлена ответственность банков за непредставление или за нарушение сроков представления такой информации в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 86 НК РФ установлен более длительный срок для представления банками в налоговые органы справок об остатках денежных средств на счетах клиентов, который составляет пять дней со дня получения запроса налогового органа.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ содержит два разных и значительно отличающихся друг от друга срока представления налоговым органам одной и той же информации.
Такое отличие указанных сроков очевидно обусловлено разными целями и основаниями получения налоговыми органами информации об остатках на счетах налогоплательщика. Однако банк, в котором открыт счет этого налогоплательщика, в обоих случаях производит идентичные действия по оформлению и доведению до налогового органа этой информации.
В целях установления реальных сроков предоставления банками в налоговые органы справок об остатках на счетах клиентов при получения решения о приостановлении операций по этим счетам, а также учитывая цели получения данной информации, Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 5 статьи 76 НК РФ, предусматривающее продление срока предоставления банком в налоговый орган информации об остатках денежных средств налогоплательщика при приостановлении операций по этому счету до трех дней.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ на проект федерального закона N 323173-5 «О внесении изменения в статью 76 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный депутатом Государственной Думы П.А.Медведевым

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается внести в пункт 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) изменение, согласно которому срок, в течение которого банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, увеличивается с одного до трех дней после дня получения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Исходя из положения пункта 5 статьи 76 Кодекса информация об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке представляется банком после того, как операции по этим счетам налогоплательщика-организации уже приостановлены.
Увеличение срока представления банком в налоговый орган упомянутой информации не влечет изменение порядка взыскания налоговым органом налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации и не приведет к злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации представленный законопроект поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс” и сверен по:
рассылка

ЦБ уточнит признаки, из-за которых банки могут посчитать действия клиентов подозрительными. Вопросы могут вызвать снятие наличных с корпоративных карт, операции с виртуальными активами и использование исполнительных документов Читать в полной версии Фото: Андрей Любимов / РБК

Банк России намерен существенно скорректировать практику банков в сфере «антиотмывочного» законодательства. ЦБ опубликовал поправки в положение 375-П, которые касаются признаков сомнительных операций. Перечень таких признаков сейчас содержит больше 100 позиций: если действия клиента подпадают под некоторые пункты, у банка есть основания приостановить или отказать в проведении транзакций, а в крайнем случае расторгнуть договор с таким клиентом.

Перечень критериев необычных операций «не обновлялся на протяжении последних восьми лет», то есть с момента появления положения в 2012 году, обращает внимание представитель ЦБ. Регулятор совместно с Росфинмониторингом год разрабатывал эти признаки, чтобы «исключить устаревшие и добавить новые схемы совершения необычных операций с учетом современного развития финансового рынка и общей цифровизации технологий предоставления банковских услуг», сказал он РБК.

Пока документ проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. О том, что некоторые признаки сомнительных операций, на которые приходится обращать внимание банкам, уже устарели, глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила еще год назад. Она отмечала, что при новом подходе число оснований для отказа в проведении операций должно существенно сократиться.

Новый перечень «не является исчерпывающим», сказал РБК представитель ЦБ: «Кредитные организации вправе дополнить его своими критериями, характерными именно для них, с учетом масштаба, специфики и характера деятельности кредитной организации, характера совершаемых клиентами операций и связанного с ними уровня риска легализации (отмывания) преступных доходов».

Сколько денег обналичивают в России

На прошлой неделе ЦБ отчитался, что объем обналичивания денежных средств в банковском секторе России в 2019 году сократился в 1,9 раза — со 176 млрд руб. до 95 млрд руб. Как сообщил зампред Банка России Дмитрий Скобелкин, объем вывода денежных средств за рубеж клиентами кредитных организаций сократился незначительно, на 2%, но тем не менее остается на исторически низком уровне — около 64 млрд руб.

Что хочет изменить ЦБ

  • Банк России готов обновить даже общие подходы к определению сомнительности банковских операций. Например, ЦБ предлагает не считать подозрительными ситуации, когда клиент проводит операцию, несмотря на высокие комиссии или заградительные тарифы (признак 1108). Регулятор также убрал пункт о «нестандартных и сложных» расчетах: даже если операции отличаются от обычной практики клиента, их нельзя сразу относить к сомнительным, следует из документа. Тем не менее, если транзакции «не соответствуют общепринятой рыночной практике», это повод для повышенного контроля.
  • Правила взаимодействия банков с клиентами, которые привыкли сворачивать свою деятельность при возникновении подозрений у кредитной организации, также могут уточнить. Если клиент отказывается от разовой операции или просит закрыть счет и выдать деньги после вопросов со стороны банка, это должно считаться признаками сомнительности, следует из документа.
  • При этом ЦБ считает, что банкам не стоит ориентироваться на формальные обстоятельства, при которых клиент проводит операции, следует из документа. В частности, на связь транзакций с деятельностью компании, исходя из содержания ее учредительных документов (в указании 2012 года такое уточнение есть, в новом проекте регулятор его убрал).
  • Банк России внес в отдельный пункт случаи, когда клиент требует от банка проведений операции по исполнительному документу. Он намерен дать кредитным организациям право отказа, если есть подозрения, что транзакция направлена на отмывание денег или обналичивание. Ранее Росфинмониторинг указывал на всплеск обналичивания с помощью нотариальных подписей, которые имеют статус исполнительных документов. Банки в свою очередь жаловались на рост сомнительных операций с документами КТС.
  • ЦБ предлагает добавить в перечень сомнительных регулярные операции по снятию наличных физлицами, если деньги на счет поступают от юрлица или индивидуального предпринимателя. Исключение — экономически обоснованные операции вроде перечисления зарплаты, дивидендов, алиментов, пенсий и страховых возмещений.
  • Сомнительными считаются дистанционные операции, которые совершаются с одного устройства (телефон, ноутбук и т.п.) или с одной группы IP-адресов по счетам разных компаний, зарегистрированных в разных странах или принадлежащих разным собственникам, а также по счетам разных физических лиц, которые не являются родственниками. ЦБ еще в апреле 2018 года обязал банки учитывать при оценке риска клиента анализ устройств, с помощью которых клиенты переводят деньги: у каждого устройства есть идентификационный номер, и если номера совпадают у разных клиентов, то банк относит их к клиентам с повышенным уровнем риска.
  • В список признаков сомнительных операций впервые вошли операции, связанные с приобретением или продажей виртуальных активов, хотя основной закон о цифровых финансовых активах, который должен регулировать эту отрасль, до сих пор не принят. При этом предметом законопроекта являются не виртуальные активы, а цифровые финансовые активы, под которыми в последней версии проекта понимаются цифровые аналоги долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале.
  • Регулятор убрал некоторые признаки сомнительности, которые касались зачисления средств на счета юрлиц и переводов. Но ЦБ по-прежнему намерен считать подозрительными частое поступление крупных сумм на счета или существенное увеличение внесения наличных. Вопросы у банков должны вызывать и ситуации, если поступления на счет компании существенно ниже ее трат. В новой версии документа также появились пункты о компаниях, которые занимаются покупкой металлолома, совершают почтовые денежные переводы физлицам, переводы платежным агентам или рассчитываются наличными за транспортные, туристические или медицинские услуги. Среди других важных дополнений — снятие наличных с корпоративных карт, сделки с неликвидными ценными бумагами, сделки с товарно-сырьевыми биржами ЕАЭС, отмечает партнер юридической фирмы «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов.

К чему приведут изменения

Новый список более актуален и детален по сравнению с перечнем, утвержденным в 2012 году, отмечает заместитель гендиректора по правовым вопросам НЮС «Амулекс» Юлия Галуева. Обновленный список «чем-то упростит работу банков», но не клиентов, полагает она: им придется «более ответственно подходить к документообороту и выбору контрагентов».

В проекте поправок много дополнений, говорит Ефремов: «Многие признаки уже использовались банками в рамках локальных правил внутреннего контроля, поэтому существенных изменений в практике их применения произойти не должно. Но, с другой стороны, теперь бизнесу будет проще понять, какие операции относятся к категории повышенного риска».

Однако «большие опасения» вызывает появление признака, который позволит относить к сомнительным операциям действия по списанию со счетов на основании исполнительных документов, считает эксперт. «Во-первых, не ясно, каким образом службы банка будут определять такие исполнительные документы. Во-вторых, это идет вразрез с действующим регулированием порядка исполнения судебных решений».