91 счет бухгалтерского учета

Нередко в хозяйственной жизни компании проявляется потребность в совершении операций, не связанных с основными видами деятельности. Причем доходы, полученные от таких операций, а также затраты, направленные на выполнение прочих видов деятельности, нельзя отнести в состав основных доходов и расходов, они подлежат отдельному отражению в учете. О том, как правильно учитывать прочие доходы и расходы, расскажем в нашей статье.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы»

Доходные поступления от реализации и расходные операции, связанные с основным видом деятельности предприятия, подлежат отражению на бухсчете 90 «Продажи». А вот поступления и траты от прочих видов деятельности отражать на бухсчете продаж нельзя. В соответствии с Приказом Минфина № 94н, такие операции следует аккумулировать на специальном счете 91 в бухгалтерском учете.

Напомним, что к прочим относят следующие виды операций:

Доходы

Расходы

  • поступления от реализации активов, кроме денежных средств (основные средства, товары, продукция, материалы, НМА);
  • проценты, полученные за предоставление заемных средств во временное пользование третьим лицам;
  • проценты от размещения денежных средств на депозитных банковских счетах;
  • штрафы и неустойки, полученные от поставщиков за нарушение условий договоров;
  • курсовые разницы, возникшие при пересчете валютных операций в российские рубли;
  • иные доходы, поименованные в п. 15-16 ПБУ 9/99.
  • выбытия, связанные с реализацией активов предприятия, кроме денежных средств;
  • переоценка стоимости имущественных активов, основных фондов;
  • оплата услуг кредитных организаций за предоставление заемных капиталов во временное пользование;
  • штрафы, пени и неустойки, предъявленные за нарушение условий контрактов и договоров;
  • возмещение убытков третьим лицам, понесенных от действий организации;
  • курсовые разницы при конвертации валют;
  • иные расходы, поименованные в п. 16-19 ПБУ 10/99.

91 счет бухгалтерского учета предназначен для отражения доходных поступлений от иных видов деятельности по кредиту и расходных хозопераций по дебету.

Детализация бухсчета 91

Для дополнительной детализации аналитического учета по хозоперациям от прочих видов деятельности предусмотрено открытие специальных субсчетов:

  • 91-1 «Прочие доходы» (ПД);
  • 91-2 «Прочие расходы» (ПР);
  • 91-3 «НДС»;
  • 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Отметим, что с учетом специфики деятельности компании могут быть открыты дополнительные субсчета. Так, например, можно дополнительно детализировать счет 91-2 по видам прочих расходов. Однако такое решение необходимо закрепить в учетной политике организации.

Типовые проводки по бухсчету 91

Рассмотрим основные бухгалтерские проводки по отражению хозопераций с прочими доходами и расходами:

Дебет

Кредит

Поступление ПД на расчетные СЧ или в кассу компании

Отражены ПД по расчетам с покупателями

Учтены ПД по расчетам с разными дебиторами и кредиторами

По прочим операциям начислен налог на добавленную стоимость

Отражены ПР при выбытии основных средств

Учтены ПР при выбытии материальных запасов или сырья

Приняты к учеты ПР по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Отражены выбытия с расчетных СЧ компании по операциям ПР

Отметим, что бухсчет 91 на конец отчетного месяца не должен иметь остатков, то есть данный бухсчет следует закрыть.

Как закрывается счет 91

На конец отчетного месяца счет прочие расходы (счет 91) не должен иметь сальдо ни по дебету, ни по кредиту. Следовательно, последним днем отчетного месяца следует сформировать бухгалтерскую проводку, закрывающую бухсчет 91, с отнесением разницы по хозоперациям на бухсчет прибылей и убытков.

Бухгалтерская проводка, как закрыть 91 счет:

  1. Если по прочим операциям сформировался прибыльный (положительный) остаток, составляется проводка Дт 91-9 Кт 99.
  2. Если по оборотам счета за месяц выявлен убыточный (отрицательный) остаток, то бухгалтер должен отразить проводку Дт 99 Кт 91-9.

На конец финансового года перед составлением бухгалтерской отчетности необходимо проверить закрытие всех субсчетов 91 бухсчета.

Какие расходы относятся к прочим в бухучете

Все затраты любой организации можно упрощенно разделить на те, которые связаны с ее основной деятельностью, и прочие расходы. Формировать необходимые данные о прочих расходах в бухгалтерском учете нужно на основании гл. 3 ПБУ 10/99.

Согласно п. 11 данного нормативного акта, к прочим относят расходы, возникающие:

  • при сдаче во временное пользование активов организации;
  • при передаче прав пользования интеллектуальной собственностью;
  • от участия в уставных капиталах других организаций;
  • при выбытии основных средств и других активов, за исключением денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, услуг;
  • за пользование кредитами и займами;
  • при использовании услуг кредитных организаций;
  • в связи с созданием резервных фондов;
  • в виде штрафов за несоблюдение условий договора;
  • как убытки прошлых лет, признанные в данном году;
  • из-за невозможности взыскания дебиторской задолженности за давностью лет;
  • в виде курсовой разницы;
  • в результате уценки активов;
  • при выплате на различные благотворительные и культурно-развлекательные мероприятия;
  • прочие расходы.

Для прочих расходов в бухгалтерском учете этот перечень является открытым.

Для коммерческой фирмы прочие расходы, как и затраты, связанные с ее основным видом деятельности, — это важная часть учетной системы, так как данная информация влияет на принятие правильных управленческих решений.

К расходам в бухучете предъявляются следующие требования:

  • они должны быть осуществлены на основании какого-либо договора или в соответствии с законодательством;
  • расходы точно определены в денежном эквиваленте;
  • нет сомнения, что расходная операция приведет к уменьшению экономической выгоды.

Чтобы узнать больше об отражении результатов, не связанных с основной деятельностью, читайте статью «Бухгалтерский учет прочих доходов и расходов (нюансы)».

Проводки для учета прочих расходов

Отражаются операции по прочим расходам на счете 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету которого фиксируют расходы, а по кредиту — доходы. Для удобства учета рекомендуется использовать субсчета:

91-1 «Прочие доходы»;

91-2 «Прочие расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Счет 91 в конце каждого месяца не имеет остатка — просчитываются обороты по дебету и кредиту, выводится их общее сальдо и записывается на субсчете 91-9 в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Проводки будут выглядеть так:

Дт 91-9 Кт 99 — получена прибыль;

Дт 99 Кт 91-9 — получены убытки.

Аналитический учет прочих расходов на счете 91 рекомендуется вести отдельно по каждой из операций, чтобы иметь перед глазами полную картину их влияния на результат работы компании.

Общий остаток на счете 91 в последний день месяца получается нулевой, но на его субсчетах с начала года аккумулируются суммы по дебету и кредиту. В конце декабря на субсчет 91-9 переносятся суммы с субсчетов 91-1 и 91-2, собранные за год внутренними проводками:

Дт 91-1 Кт 91-9 — перенос сальдо прочих доходов.

Дт 91-9 Кт 91-2 — перенос сальдо прочих расходов.

В бухгалтерской отчетности прочие расходы указываются в отчете о финансовых результатах по строке 2350.

Прочие расходы в налоговом учете – это…

В практике каждого бухгалтера имеются такие случаи, когда производятся затраты, не связанные с основной коммерческой деятельностью. Тогда возникает вопрос: можно ли отражать эти расходы при ведении налогового учета? Чтобы ответить на него, нужно обратиться к ст. 265 «Внереализационные расходы» НК РФ, в которой указан список обоснованных для уменьшения налогооблагаемой базы трат, не относящихся к основной деятельности.

В реальности часто существуют такие траты организации, которые принимаются в бухгалтерском учете, но не могут быть учтены в налоговом учете. Бухгалтер должен их хорошо знать.

К ним, в частности, относятся:

  • штрафы и пени по налогам и платежам в государственный бюджет;
  • расходы на благотворительные и культурно-развлекательные мероприятия и др.

Не все отраженные в бухучете затраты организации можно учесть при ведении налогового учета. Это создает временные разницы, которые необходимо учитывать в соответствии с ПБУ 18/02.

ПБУ 18/02 — 2020: варианты проводок с 2020 года. Рекомендации от «КонсультантПлюс»:
Первый вариант — проводки делаем так же, как и до 2020 г. Начисляем на счет 68 налог, рассчитанный из бухгалтерской прибыли, — УРНП, ОНО или ОНА и постоянные налоговые расходы — ПНР (бывшие ПНО). Второй вариант — новый. .

Налоговый кодекс: прочие расходы при налогообложении

Чтобы правильно сформировать полученную прибыль для расчета налога, необходимо руководствоваться специальным списком внереализационных расходов, который содержит ст. 265 НК РФ. Этот перечень включает:

  • затраты на содержание сданного в аренду имущества;
  • проценты, выплачиваемые за взятые займы;
  • отрицательные курсовые разницы;
  • расходы по выбытию основных средств;
  • судебные сборы и пошлины;
  • содержание неиспользуемого имущества;
  • штрафы за нарушение договорных условий.

К внереализационным расходам относят также убытки от стихийных бедствий, безнадежные долги, порчу материальных ценностей при отсутствии виновного лица и др.

Перечень таких расходов открыт. К нему могут быть отнесены другие траты предприятия, не относящиеся к производству и реализации. Главным при этом является то, что необходимо соблюдать условие, указанное в п. 1 ст. 252 НК, — затраты нужны для полноценной деятельности организации и должны быть оформлены документально надлежащим образом и со всеми необходимыми реквизитами.

Момент признания расхода для расчета налогов также оговорен в НК РФ. Если согласно учетной политике организации применяется метод начисления, то нужно пользоваться указаниями п. 7 ст. 272 НК РФ. При кассовом методе для списания внереализационных расходов необходимо руководствоваться п. 3 ст. 273 НК РФ.

Что говорит Налоговый кодекс о внереализационных расходах, вы узнаете из статьи «Ст. 265 НК РФ: вопросы и ответы».

Итоги

Достоверное отражение прочих расходов в бухгалтерском и налоговом учете помогает не только избавить компанию от претензий контролеров, но и получить информацию для принятия стратегических решений. Поэтому бухгалтеру важно правильно идентифицировать расходную хозяйственную операцию, оперируя нормами бухгалтерского и налогового законодательства.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.