Абхазия входит в таможенный союз

Список стран-участников Таможенного союза в 2020 году

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

Члены

В 2020 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Россия Казахстан Беларусь Кыргызстан Армения
85,33% 7,11% 4,55% 1,9% 1,11%

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС. Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Анализ деятельности

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

Ужесточение для ввоза машин: с Абхазией и Южной Осетией нужно по-другому

В России последовательно ужесточают условия временного ввоза автомобилей из Армении, Южной Осетии и Абхазии. За последние годы сложился нелегальный рынок автомобилей, в основном из стран Восточной Азии. Благодаря разнице в стоимости машин в этих странах и России за счет условий растаможивания. Но сейчас проблема шире, так как последствия ужесточения временного ввоза автомобилей ощущают рядовые автовладельцы, передвигающиеся через границы на своем транспорте и не планирующие его перепродавать. Особенно остро стоит эта проблема в Южной Осетии.

Достаточно беглого осмотра популярных российских досок объявлений, чтобы найти, в основном в южных регионах, предложения о приобретении японских автомобилей прошлого и начала нынешнего десятилетий по очень привлекательным ценам — процентов на 30−40, а то и вполовину дешевле средних по рынку. Иногда владелец сообщает, а иногда нет об одной проблеме таких машин — на них регистрационные знаки, как правило, одной из трех кавказских стран — Абхазии, Южной Осетии или Армении.

Но товар интересный. Приобретенные на аукционах на Дальнем Востоке автомобили, несмотря на возраст, как правило, в отличном состоянии, у них «неубиваемая» электроника и прекрасный салон. В основном продаются машины 2005−2012 годов выпуска. Цены начинаются от 200 тысяч, примерно столько будет стоить, например, Honda Fit второй половины прошлого десятилетия. В Сухуме или Цхинвале купить ее можно еще дешевле — за 130−170 тысяч рублей. На российском рынке в сопоставимой ценовой категории только потрепанные довольно-таки «Нивы Шевроле» и прочий российский автопром либо же немецкая классика 90-х и начала нулевых — автомобили, которые часто старше их владельцев.

В любой из трех кавказских стран цена растаможки такого автомобиля в рублях будет варьироваться в пределах 15−20 тысяч рублей. Соответственно, конечно же, эти машины заполонили абхазские, армянские и осетинские дороги. Нередко туристы отмечают приличный уровень машин, которые катаются, скажем, по абхазским дорогам. Связано это не с высоким уровнем жизни населения, а с доступностью качественного автопрома.

И, конечно, ценовая разница не могла не стать причиной формирования нелегального рынка поддержанных японских, реже европейских машин в России, в основном в южных регионах. Надо сказать, рынок этот вполне так и не сформировался, но по данным Федеральной таможенной службы России, до семи тысяч автомобилей «испарились» на российских просторах, так и не вернувшись туда, откуда приехали.

Но мы знаем, однако, что на протяжении последних десятилетий, российские власти исповедуют весьма нелиберальную политику поддержки отечественного автомобилестроения. Выражается она в том числе в очень высоких ставках таможенных пошлин на ввоз иномарок. Цена растаможки может достигать стоимости автомобиля.

Таким образом возникло «окно возможностей» для ввоза и продажи зарегистрированных в Абхазии, Южной Осетии и Армении иномарок в Россию. Но это же «окно возможностей» оказалось большой проблемой для автовладельцев из этих республик, каждого из которых российская таможня подозревает в готовности продать свой автомобиль на российских авторынках.

Сейчас самые большие проблемы у жителей Южной Осетии. И на их проблемах мы чуть ниже остановимся детально.

Пока в целом о том, как устроен был этот рынок продажи машин с абхазскими, осетинскими и армянскими номерами.

Разумеется, любое иностранное транспортное средство может въехать на территорию России. Автомобили из стран ЕврАзЭС получают временный ввоз сроком на один год, после которого должны покинуть территорию России. В течение этого срока владельцам таких машин было необходимо еще зарегистрироваться в региональном управлении ФТС России в том регионе, где автомобиль пребывает большую часть времени в период нахождения в РФ.

Никаких действий по продаже машины с иностранными регистрационными знаками предпринять нельзя, пока она не растаможена. Невозможно дать доверенность на управление автомобилем другому лицу, ездить на ней по России имеет право только владелец.

Но есть пара лазеек. Основная форма скрытой продажи такой машины, это оформление автомобиля на юридическое лицо в стране, где он зарегистрирован. Создается юридическое лицо, либо фактический покупатель машины оформляется на работу в существующую организацию. И получает доверенность на управление автомобилем для рабочих поездок по территории России. Достаточно было раз в год пересечь границу, причем не обязательно с той страной, откуда машина — доехать можно до границы с ДНР либо ЛНР, где выехать и тут же въехать назад в Россию.

Но несмотря даже на такие довольно либеральные условия временного ввоза автотранспорта, тысячи машин, въехав в РФ, спустя год временный ввоз не обновили. Долги по уплате таможенной пошлины и налогов от нерастаможенных транспортных средств превысили миллиард рублей.

ФТС решила бороться. Правовая база основывается на законодательстве Евразийского союза, которым руководствуются таможенники. Но у них есть много возможностей вносить изменения в практику таможенного оформления транспортных средств. Причем, как мы сейчас видим, эти практики на российско-абхазской и российско-югоосетинской границах разнятся.

На границе России и Абхазии распоряжением начальника таможенного поста в этом году сократили сроки временного ввоза с одного года до трех месяцев. Кстати, ранее, несколько лет назад, напротив — сроки временного ввоза были увеличены с полугода до года.

Сокращение сроков временного ввоза уже радикально повлияло на растущий было рынок продаж машин с абхазской регистрацией в России. С таким коротким сроком временного ввоза дешевый, но хороший автомобиль из Японии доступен разве что сочинцам и краснодарцам.

Но это не все. Таможенники принялись детально изучать историю передвижений каждого автомобиля с абхазскими регистрационными знаками, в основном тех, которые подолгу находятся в России. Эта практика действительно помогла выявить некоторые злоупотребления. Например, была практика, когда новые владельцы даже не утруждали себя выездами к границе. Достаточно было привезти документы, показать их таможенникам — практики осмотра каждой машины не было. Машина получала таким образом новый временный ввоз «заочно». Сейчас есть уголовные дела, возбужденные в связи с подобными фактами.

Но как это всегда и бывает, пострадали от ужесточения условий рядовые автовладельцы, на российско-абхазской границе теперь постоянные очереди перед окнами, где оформляют временный ввоз.

Но реальный общественный протест против ужесточения режима ввоза машин в Россию сложился в Северной Осетии. И ситуация там более сложная, но которая, кстати, показывает разность ограничительных практик на разных участках государственной границы РФ.

«Согласно правилам Таможенной службы России, лица с двойным гражданством для оформления вывоза машин в Россию должны внести залог, равный растаможке», — сообщали накануне СМИ.

Это значит, что те, у кого есть гражданство России и Южной Осетии, а это почти все население республики, должны при въезде на территорию РФ на своей машине оставить на границе залог в суммах, исчисляющихся сотнями тысяч рублей.

На год из Южной Осетии в Россию машину могут ввозить только те, у кого нет российского гражданства. Здесь так же, как и на границе с Абхазией, сотрудники таможни детально интересуются машинами, которые подолгу находятся в России. Но есть и совсем странные практики. Например, «в случае, если физическое лицо преимущественно проживает на территории иностранного государства, временный ввоз транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, возможен без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов», говорится в сообщении пресс-службы Северо-Кавказского таможенного управления ФТС РФ. На практике это поле для злоупотреблений и самоуправства таможни.

15 и 16 сентября автовладельцы пикетировали во Владикавказе Северо-Осетинскую таможню, представители которой утверждают, что все их действия находятся в рамках законодательства. Это подчеркивают и эксперты. Действия таможни находятся в рамках законодательства Евразийского Союза, в состав которого входят, помимо России, еще четыре страны, что делает очень сложной перспективу изменения существующей правовой базы. В рамках которой можно проводить любую политику — как лояльную к автомобилям с регистрационными номерными знаками соседних стран, так и наоборот.

Дело в том, что норма об обеспечительном залоге для транспортных средств, ввозимых на территорию Евразийского союза, есть в главе 37 Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС. Но фактически она не применялась до последнего времени.
Сейчас, очевидно, таможня «прессует» владельцев машин с осетинскими, абхазскими и армянскими номерами вполне целенаправленно. Например, в Северной Осетии дополнительно ко всем мерам давления, введены минимальные сроки нахождения автомобиля за пределами России после выезда из страны. То есть для того, чтобы машина тут же не вернулась в РФ, она должна находиться за границей 20 дней. Причем в отдельных случаях этот срок увеличивается.

Сотни автовладельцев за последнее время получили отказ во ввозе их транспортных средств в Россию.

В этой ситуации выигрывают те автовладельцы, которые не являются гражданами России. Поэтому проблема менее остро стоит для армянских автовладельцев, у них есть возможность годового въезда в РФ. Проблемы у них начнутся чуть позже, когда массе выехавших из страны автомобилей не дадут вернуться назад. И самые острые проблемы у осетин, где почти все граждане России, теперь вынужденные платить залог, равный подчас стоимости машины.

Проблема сейчас по сути в том, что российская таможня пытается на границе и за счет законопослушных автолюбителей решить задачу пресечь нелегальный авторынок машин с номерами соседних стран. Но практика должна быть иной. Существуют возможности оперативной деятельности в координации с другими правоохранительными органами для пресечения незаконной перепродажи машин в России. Тяготы, связанные с этим, не должны ложиться на плечи людей, едущих на своих автомобилях по своим делам в Россию.

Комплексным решением проблемы для Абхазии и Южной Осетии сейчас видятся возможности, вытекающие из межгосударственных договоров, которые были заключены Россией с Абхазией и Южной Осетией в 2015 году. В этих договорах предусмотрен «порядок интеграции таможенных органов Республики Южная Осетия с таможенными органами Российской Федерации». Определяется он «отдельным соглашением, которое договаривающиеся стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего договора». Но до сих пор этого отдельного соглашения нет.

Абхазия форсирует присоединение к ЕАЭС

Сегодня вопрос о присоединении к ЕАЭС частично признанной Абхазии не рассматривается. Но нельзя исключить, что в дальнейшем – в условиях быстро меняющегося глобального контекста — он может быть поставлен, например, новым абхазским президентом.
Абхазия хотела бы присоединиться к Евразийскому экономическому союзу. Но пока осуществлению этого желания препятствует отсутствие ее признания со стороны партнеров России по ЕАЭС – Белоруссии и Казахстана. Об этом “Вести Экономика“ заявил и.о. президента Республики Абхазия, спикер Народного собрания Валерий Бганба. Пару лет назад, упомянул он, в Сухуми приезжали белорусские парламентарии, с которыми проводились соответствующие консультации, но дальше этого дело не продвинулось. Разумеется, при активном содействии российской стороны и МИД РФ работа в данном направлении продолжается. Ее дальнейшим продвижением, очевидно, займется и новоизбранный президент Абхазии, подчеркнул Бганба.
Напомним, в условиях обострившегося противостояния с местной оппозицией прежний президент Абхазии Александр Анкваб 1 июня в обращении к народу объявил, что подает в отставку – “в целях сохранения стабильности в стране”. Внеочередные президентские выборы назначены на 24 августа. При этом Валерий Бганба уведомил, что не намерен выдвигаться на президентский пост.
По его словам, присоединение к Евразийскому экономическому и Таможенному союзам помогло бы активизировать приток туристов из стран-участниц ЕАЭС в Абхазию. Что дало бы импульс для более динамичного развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. Наряду с прочим, это поспособствовало бы привлечению иностранных инвестиций, в которых нуждается абхазская республика. Хотя многие здешние проблемы уже успешно решаются, благодаря финансовому содействию России, с которой у Абхазии заключены десятки соглашений о сотрудничестве в различных сферах, констатировал и.о. президента Абхазии.
Как рассказала член Коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая, до сих пор из Абхазии не поступало обращение о приеме в ЕАЭС. Пока с соответствующим запросом обратились два государства – Армения и Киргизия. Завершить работу над договором с армянской стороной президенты поручили к 1 июля, а с киргизской – продолжается доработка соответствующей “дорожной карты“. Впрочем, участники союза не стремятся расширять его состав, ради самого расширения. Главное, чтобы присоединение новых членов отвечало их собственным экономическим интересам и обеспечивало практические выгоды для стран-участниц ЕАЭС. При этом вопрос о приеме новых стран должен решаться на основе консенсуса – с согласия всех партнеров по союзу, разъяснила Валовая.
Но если, в данном случае, определяющим становится фактор экономической целесообразности, быть может, Абхазии следовало бы форсировать события, направив запрос о приеме в ЕАЭС? Чтобы, таким образом, также подтолкнуть решение проблемы признания республики, в том числе, со стороны Белоруссии и Казахстана?
Однако, подобный шаг, вряд ли, приведет к каким-то реальным подвижкам, считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. По его словам, в ближайшее время Белоруссия и Казахстан, скорее всего, воздержатся от каких-либо новых шагов в указанном направлении – из-за угрозы санкций, созвучных уже введенным Западом в отношении России, в связи с последними событиями в Крыму и на Украине. К тому же, складывается впечатление, что нынешнее не блестящее состояние абхазской экономики обусловлено не столько статусными препонами, сколько не достаточно эффективным управлением и рациональным использованием средств, которые, в том числе, выделяются Россией, уточнил Жарихин.
В последние годы средние темпы роста ВВП в Абхазии составляли около 11%. Но в пересчете на душу населения, насчитывающего порядка 240 тыс, доля местного валового продукта по-прежнему невелика.
Вдобавок, темпы его роста весьма неравномерны: так, за 2010 г. местная экономика приросла на 21,7%, а за 2011 г. – всего на 2,5%, сообщил руководитель отдела внешнеэкономических связей минэкономики республики Адгур Ардзинба. По его словам, итоговые показатели за прошлый год управление госстатистики обнародует в середине июня. В 2014 году прогнозировался экономический рост на уровне 7-10%. Но многое будет зависеть от результатов третьего квартала, которые, в значительной мере, определяется потоком туристов. Их количество — на фоне последних политических событий – поначалу стало сокращаться, но затем начало восстанавливаться, рассказал Ардзинба.
Одной из главных проблем абхазской экономики он назвал дефицит финансовых средств, который, в свою очередь, обусловлен недостатком финансов, в условиях преобладания экспорта над импортом. Так, в 2013 г. при внешнеторговом обороте в 17,9 млрд руб., порядка 15,2 млрд руб. приходилось на импорт и всего 2,7 млрд – на экспорт. Сейчас местные власти активно работают над повышением качества туристических услуг, развитием экспортного производства и процессов импортозамещения внутри страны, а также привлечением иностранных инвестиций.
В принципе, ответил координатор партнерства “Абхазские проекты” Кирилл Базилевский, туристический, аграрный и промышленный комплексы в республике могут стать вполне привлекательными для вложения средств. С этой целью, в частности, следует улучшить инвестиционное законодательство, в большей степени, ориентированное на поддержку инвестиций в госсектор. Также важно завершить составление кадастра недвижимости и сформировать условия для аренды земельных участков и, в целом, обеспечить более рациональное управление имеющимися ресурсами. Пока же здесь допускают строительство молокозавода — в отсутствие необходимого сырья. А также сворачивают чайные плантации, при том, что здешний чай по качеству лучше краснодарского и оборудование для его производства уже было закуплено ранее. Лучше считать и сделать более прозрачными соответствующие расходы также поможет абхазское казначейства, которое планируется запустить с 2015 г., перечислил Базилевский.
Конечно, признал он, участие в ЕАЭС посодействовало бы увеличению притока инвестиций в Абхазию. И, наверное, новое руководство республики активизирует усилия в этом направлении. Другое дело, насколько успешными они окажутся в сегодняшних политических реалиях. Не исключено, что в ближайшей перспективе подобным планам суждено остаться в мечтах, так же, к примеру, как и глобальным проектам по реконструкции Военно-сухумской дороги и модернизации Очамчирского порта, с целью превращения его в международный транспортный узел, сформулировал координатор партнерства “Абхазские проекты”.
Так или иначе, очевидно, что в результате динамичного изменения глобального контекста, обусловленного, в том числе, новым статусом Крыма, десятилетиями прозябавшего до сих пор на украинской окраине, способны обострит общественное внимание к другим непризнанным или частично признанным, подобно Абхазии, гособразованиям. И по идее, после проведения намеченных референдумов об отделении Каталонии и Шотландии дискуссии о дальнейшей судьбе непризнанных, утратившие былую драматичность, могут быть переведены в сугубо практическую плоскость. А если так, то почему, в самом деле, новому президенту Абхазии не поставить вопрос о присоединении республики к ЕАЭС?
Наталья Приходко