Административный регламент проведения государственной экологической экспертизы

Описание последовательности действий при исполнении государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня
20. Юридическим фактом, являющимся основанием для исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, является регистрация письменного обращения (сопроводительного письма) в Ростехнадзоре (территориальном органе Ростехнадзора), с приложением всех необходимых для проведения государственной экологической экспертизы материалов в соответствии с пунктами 11, 12 и 13 настоящего административного регламента.
21. Сопроводительное письмо к материалам, подлежащим государственной экологической экспертизе, регистрируется в подразделении, специализирующимся в области проведения государственной экологической экспертизы (далее — экспертном подразделении) в порядке, установленном для учета объектов государственной экологической экспертизы.
22. Объект государственной экологической экспертизы представляется в экспертное подразделение в 2 экземплярах, другие материалы — в 1 экземпляре.
23. Ответственным за организацию и проведение государственной экологической экспертизы является руководитель экспертного подразделения Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) (далее — ответственное должностное лицо).
23.1. Ответственное должностное лицо определяет ответственного исполнителя и передает ему полученные материалы для организации и проведения государственной экологической экспертизы.
24. К организационным мероприятиям относится:
рассмотрение представленных материалов на предмет их соответствия объектам государственной экологической экспертизы, установленным соответственно статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»;
проверка комплектности материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу;
подготовка сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы;
направление заказчику извещения о некомплектности материалов, о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы, о сроках ее проведения;
подбор экспертов для проведения государственной экологической экспертизы, подготовка проекта приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
25. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком в полном объеме и в установленном порядке.
26. После определения соответствия представленных материалов требованиям ответственный исполнитель в срок не более 7 дней, а в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и пункте 13 настоящего административного регламента, в течение 1 дня со дня регистрации сопроводительного письма направляет Заказчику уведомление о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней, а в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и пункте 13 настоящего административного регламента, в течение 3 дней со дня получения уведомления. К указанному уведомлению прилагается смета и счет на оплату проведения государственной экологической экспертизы (приложения 6, 7, 8 к настоящему административному регламенту).

27. Смета расходов на проведение государственной экологической экспертизы оформляется экспертным подразделением Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), которая согласовывается с руководителем экспертного подразделения.
28. При отсутствии оплаты счета на проведение государственной экологической экспертизы в течение 30 дней, а в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и пункте 13 настоящего административного регламента, в течение 3 дней со дня получения заказчиком документации уведомления о необходимости оплаты, представленные на государственную экологическую экспертизу материалы возвращаются с уведомлением заказчику без проведения государственной экологической экспертизы (образец уведомления приведен в приложении 4 к настоящему административному регламенту).
29. При обнаружении несоответствия представленных материалов установленным требованиям настоящего административного регламента ответственный исполнитель в течение 7 дней со дня регистрации сопроводительного письма направляет в адрес заказчика уведомление о некомплектности материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу с исчерпывающим списком документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, а также информацию о сроках представления материалов в полном объеме (приложение 3 к настоящему административному регламенту).
29.1. При непредставлении в 30-дневный срок запрашиваемых документов представленные на государственную экологическую экспертизу материалы возвращаются с уведомлением заказчику без проведения государственной экологической экспертизы (образец уведомления приведен в приложении 5 к настоящему административному регламенту).
29.2. При представлении запрошенных документов в установленный срок ответственный исполнитель в срок не более 7 дней, а в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и пункте 13 настоящего административного регламента, в течение 1 дня со дня регистрации сопроводительного письма направляет Заказчику уведомление о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней, а в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и пункте 13 настоящего административного регламента, в течение 3 дней со дня получения уведомления. К указанному уведомлению прилагается смета и счет на оплату проведения государственной экологической экспертизы.
30. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц, а в отношении объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и пункте 13 настоящего административного регламента, не позднее чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют требованиям пунктов 11, 12, 13 и 25 настоящего административного регламента. В течение этого срока экспертное подразделение:
подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения государственной экологической экспертизы;
с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы (приложения 9, 10, 13 к настоящему административному регламенту);
подготавливает проект приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы и направляет его руководству Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) (приложения 11, 12, 13 к настоящему административному регламенту).
Процедура проведения государственной экологической экспертизы
31. Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников экспертного подразделения (обычно — это ранее назначенный ответственный исполнитель).
В ряде случаев, при проведении государственной экологической экспертизы сложных объектов, назначают двух ответственных секретарей.
32. Число членов экспертной комиссии, помимо руководителя и ответственного секретаря(-ей), должно быть нечетным и не менее либо равное трем человекам.
33. Ростехнадзор и его территориальные органы образуют экспертные комиссии государственной экологической экспертизы (далее — экспертная комиссия) по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы (далее — объект экспертизы) как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора).
34. Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии), сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) (приложения 11, 12, 13 к настоящему административному регламенту).
Приказ об организации и проведении государственной экологической экспертизы визируется ответственным исполнителем, представителем юридического подразделения и руководителем экспертного подразделения Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора).
35. Ответственный секретарь экспертной комиссии в течение трех рабочих дней с момента издания приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы подготавливает и направляет в подразделение, осуществляющее связь с общественностью для размещения на официальном сайте Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) в сети Интернет уведомление о начале работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, содержащее информацию о времени и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
36. Ответственный секретарь по телефону либо посредством телефонограммы уведомляет заказчика о дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Представители иных заинтересованных сторон (органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации и другие) уведомляются о дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при наличии письменного запроса об участии в заседании.
37. В процессе проведения государственной экологической экспертизы экспертная комиссия определяет:
— соответствие документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду;
— полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;
— достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности.
37.1. В процессе проведения государственной экологической экспертизы проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором руководитель экспертной комиссии подписывает задания руководителям групп и членам экспертной комиссии.
37.2. На организационном заседании ответственный секретарь:
информирует участников заседания о начале работы экспертной комиссии, образованной в соответствии с приказом об организации и проведении государственной экологической экспертизы;
подписывает подготовленные в двух экземплярах индивидуальные договора на возмездное оказание работ (услуг) с руководителем экспертной комиссии и всеми членами экспертной комиссии. Один экземпляр договора выдается руководителю и членам экспертной комиссии;
передает членам экспертной комиссии индивидуальные задания, утвержденные руководителем комиссии, и документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе.
37.3. В процессе проведения организационного заседания ответственный секретарь согласовывает с руководителем и членами экспертной комиссии проект календарного плана работы экспертной комиссии, в котором определяются сроки (даты) (приложение 16 к настоящему административному регламенту);
подготовки вопросов к заказчику государственной экологической экспертизы;
проведения промежуточных заседаний экспертной комиссии;
подготовки индивидуальных (групповых) экспертных заключений;
подготовки сводного заключения экспертной комиссии (приложение 19 к настоящему административному регламенту).
37.4. В случае необходимости может быть организован выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации и проведения выездных заседаний экспертной комиссии. Командирование группы экспертов оформляется приказом.
37.5. Для разъяснения проектных решений на заседания экспертной комиссии могут приглашаться представители заказчика. В этом случае ответственный секретарь заблаговременно направляет письмо/телефонограмму заказчику о командировании его представителей (приложение 15 к настоящему административному регламенту).
37.6. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении экспертизы может заявлять Ростехнадзору (территориальному органу Ростехнадзора) о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.

В данном случае ответственный секретарь готовит письмо в адрес заказчика с уведомлением о необходимости представления дополнительных материалов (приложение 20 к настоящему административному регламенту).
37.7. Вопросы экспертной комиссии оформляются в письменном виде за подписью руководителя экспертной комиссии и являются приложением к указанному письму.
37.8. Ответы на вопросы экспертной комиссии и дополнительная документация, поступившая от заказчика и иных заинтересованных сторон, регистрируются в установленном порядке и передаются для использования в работе экспертной комиссии ответственному секретарю.
38. В процессе работы экспертной комиссии:
проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;
подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии (приложения 17, 18 к настоящему административному регламенту);
составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений (приложение 19 к настоящему административному регламенту);
обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экспертной комиссии. <*>
———————————
<*> Пункт 16 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698.
38.1. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемыми руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии (приложения 21, 21а, 21б, 21в, 22 к настоящему административному регламенту).
38.2. На заключительном заседании экспертной комиссии:
обсуждается проект сводного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения;
подписывается всеми членами списочного состава экспертной комиссии государственной экологической экспертизы сводное заключение государственной экологической экспертизы в двух экземплярах;
руководитель и члены экспертной комиссии подписывают акты приемки выполненных работ.
38.3. При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.
38.4. Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы подписывается в двух экземплярах и не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.
39. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам (приложение 23 к настоящему административному регламенту).
40. В случае невозможности по объективным причинам подписания подготовленного экспертной комиссией заключения отдельными членами комиссии (руководителем экспертной комиссией, ответственным секретарем и другими экспертами) данный факт отражается в протоколе заключительного заседания экспертной комиссии и напротив фамилии члена экспертной комиссии ответственным секретарем ставится пометка «подпись невозможна по объективным причинам». Документ, содержащий обоснование объективных причин невозможности подписания отдельными членами комиссии подготовленного экспертной комиссией заключения, подшивается в дело государственной экологической экспертизы по конкретному объекту.
41. Заключение государственной экологической экспертизы по объекту государственной экологической экспертизы, утверждаемое органами государственной власти Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
41.1. Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду;
о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;
о возможности реализации объекта экспертизы.
41.2. Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
42. Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается приказом Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора).
43. Заключение государственной экологической экспертизы по проектам нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, должно содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных положений указанного проекта нормативно-технического и инструктивно-методического документа в области охраны окружающей среды законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
44. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комиссии передаются в экспертное подразделение для подготовки проекта приказа об утверждении этого заключения.
45. Датой оформления заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы является дата подписания заключения членами экспертной комиссии в полном составе.
46. Приказ об утверждении заключения государственной экологической экспертизы должен быть утвержден в срок, установленный приказом об организации и проведении государственной экологической экспертизы. К проекту приказа об утверждении заключения государственной экологической экспертизы может прикладываться справка о соблюдении организационно-правовых требований проведения государственной экологической экспертизы (образец справки о соблюдении требований законодательства об экологической экспертизе приведен в приложении 27 к настоящему административному регламенту).
47. В случае неодобрения заключения квалифицированным большинством членов комиссии, а также при наличии особого мнения или подписании заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляющими более одной трети списочного состава комиссии, руководитель комиссии совместно с руководителем экспертного подразделения докладывают руководству Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) о невозможности принятия комиссией в существующем составе решения по заключению государственной экологической экспертизы, необходимости продления срока ее проведения и дополнительном включении экспертов в состав комиссии (приложение 14 к настоящему административному регламенту).
47.1. В случае, если заключение экспертной комиссии не одобрено квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.
48. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения.
49. Руководство Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) не должно утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:
нарушения процедуры проведения государственной экологической экспертизы;
несоответствия выводов содержанию заключения государственной экологической экспертизы.
50. После утверждения заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы ответственный секретарь направляет подписанные соответствующим должностным лицом Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) акты приемки выполненных экспертами работ, а также договора на возмездное оказание работ (услуг) руководителем и членами экспертной комиссии, в подразделение, ответственное за финансовую отчетность для оплаты оказанных работ (услуг).
51. Ответственный секретарь экспертной комиссии направляет заказчику заключение государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом в течение 5 дней со дня его утверждения (приложения 24, 25, 26 к настоящему административному регламенту).
52. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, — банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы. <*>
———————————
<*> Пункт 6 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
53. В случае наличия письменных запросов представителей общественности, средств массовой информации ответственный исполнитель в срок до 5 дней направляет письма с информацией о результатах проведения государственной экологической экспертизы.
54. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их доработки с учетом замечаний, изложенных в этом заключении.
55. Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды;
реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы. <*>
———————————
<*> Пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
56. Ответственный секретарь экспертной комиссии в течение пяти рабочих дней с момента издания приказа об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы подготавливает и направляет в подразделение, осуществляющее связь с общественностью для размещения на официальном сайте Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) в сети Интернет информацию о результатах проведения государственной экологической экспертизы.
57. Один экземпляр материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, после ее завершения остается в экспертном подразделении, остальные материалы возвращаются заказчику.
58. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы при условии переработки материалов с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении, а также на основании решения суда или арбитражного суда.
59. Повторная государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, как правило, в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе и образуется тем же органом в области экологической экспертизы.

Уважаемый коллега, !

Сегодняшняя лекция посвящена важному правовому институту — экологической экспертизе, которая позволяет оценить потенциальную экологическую опасность проекта намечаемой деятельности еще до ее реализации (в отличии от экологического контроля).

С сегодняшнего дня в лекциях мной будут использоваться иллюстрации. Пожалуйста, напишите мне, понравилось ли Вам это нововведение или Вы считаете, что рисунки только утяжеляют рассылку и увеличают трафик.

Ваши мнения, предложения, рекомендации, замечания можно направлять на мой адрес: law.ecolpravo-owner@subscribe.ru

1. Понятие и предмет, виды, объекты экологической экспертизы

Понятие экологическое экспертизы. Предмет экологической экспертизы.

Экологическую экспертизу можно рассматривать как «превентивный контроль», то есть процедуру, предотвращающую инвестирование и реализацию заведомо вредных для окружающей среды проектов.

Определение понятию «экологическая экспертиза» дается в статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Рис. 1. Предмет экологической экспертизы.

На рис.1 схематично представлен предмет экологической экспертизы как установления соответствия между проектом намечаемой деятельности(1) в связи с реализацией объекта экспертизы и экологическими требованиями(2), установленными законодательством или техническими регламентами. Экспертиза проводится с целью предотвращения негативного воздействия намечаемой деятельности (в случае ее реализации) на окружающую среду. Оговорка «в связи с реализацией объекта экспертизы» не случайна, так как не всякая намечаемая хозяйственная и иная деятельность является объектом экологической экспертизы (что, по мнению автора, нарушает принцип презумпции экологической опасности).

В действующей редакции, вступившей в силу с 01 января 2007 года, понятие «экологическая экспертиза» охватывает более узкий предмет. Ранее (до 01.01.2007) экспертизе подлежала «намечаемая хозяйственная и иная деятельность», помимо соответствия экологическим требованиям устанавливалась также допустимость данной деятельности, экологические требования не ограничивались требованиями, закрепленными в законодательстве и технических регламентах (соответственно, эксперт мог ссылаться также и на данные научных исследований). Кроме того, прежняя редакция в качестве цели экологической экспертизы рассматривала не только предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, но и связанных с таким воздействия социальных, экономических и иных последствий. Таким образом, можно заключить, что в предыдущей редакции понятие «экологическая экспертизы» в большей степени соответствовало принципу презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и принципу научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

Виды экологической экспертизы.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено проведение экологической экспертизы двух видов:

1. государственной;

2. общественной.

Различают экологическую экспертизу федерального и регионального уровней в зависимости от объектов экологической экспертизы. Объекты экологической экспертизы федерального уровня определены в статье 11 названного Федерального закона, а регионального уровня — в статье 12.

Государственная экологическая экспертиза федерального уровня проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящий момент такие полномочия есть у Федеральной службы по экологического, технологическому и атомному надзору — Ростехнадзор России).

Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Рис. 2. Виды экологической экспертизы.

Объекты экологической экспертизы.

Как уже отмечалось выше, объекты экологической экспертизы указаны в статьях 11, 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». После внесения изменений в указанный Закон, с 01 января 2007 года количество объектов экологической экспертизы существенно сократилось, причем перечни объектов стали исчерпывающими, то есть не предполагают возможность их расширительного толкования. В действовавшей ранее редакции перечни объектов экспертизы не только были значительно шире, но и носили открытый характер, так как содержали формулировки: «иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации». Таким образом, значимость института экологической экспертизы значительно уменьшилась.

Объекты экологической экспертизы федерального уровня (статья 11) включают:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
  • проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • проекты соглашений о разделе продукции;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности.

Объекты экологической экспертизы регионального уровня (статья 12) включают:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, являющихся объектами экологической экспертизы федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, объекты экологической экспертизы, в основном, связаны с экспертизой отдельных правовых актов (нормативно-технических и инструктивно-методических документов, целевых программ), с обеспечением экологической безопасности (техническая документация на новые технику, технологию, вещества — например, наноматериалы, обоснование некоторых лицензий, проекты размещения и обезвреживания отходов), с особо охраняемыми природными территориями, зонами экологического бедствия, а также с некоторыми видами природных ресурсов (расположенными на континентальном шельфе, соглашения о разделе продукции — могут заключаться при получении лицензии на недропользование).

Порядок государственной экологической экспертизы

Порядок государственной экологической экспертизы закреплен в Главе III Федерального закона «Об экологической экспертизе» (порядок ее проведения — статья 14, положения, касающиеся экспертной комиссии, экспертов и заключения государственной экологической экспертизы — в статьях 15-18), а также в целом ряде подзаконных правовых актов:

  • Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. №698;
  • приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 г. №283 «Об утверждении Административного регламента по исполнению федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня».
  • приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 г. N 238 «Об утверждении положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации».

Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем виде включает в себя следующие этапы:

1. Заказчик экологической экспертизы направляет в уполномоченный орган материалы. Для этого заказчик направляет сопроводительное письмо (письменное обращение) с приложением необходимых материалов в уполномоченный орган. Документация, являющаяся объектом экологической экспертизы, представляется в 2-х экземплярах.

Заказчик экологической экспертизы — физическое или юридическое лицо, орган государственной власти, в интересах которого оформляется документация, являющаяся объектом экологической экспертизы. Уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти или орган государственной власти субъекта РФ, наделенный полномочиями по организации и проведению государственной экологической экспертизы (соответственно — федерального или регионального уровня).

Представляемые на экологическую материалы включают:

  • документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе;
  • материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  • положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  • материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Для отдельных объектов экологической экспертизы (проектная документация для объектов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также для некоторых объектов на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, для олимпийских объектов в Сочи) установлены особенности состава представляемых на экспертизу материалов.

2. В случае, если представленные материалы являются неполными, заказчику направляется письмо о некомплектности представленных материалов. В письме о некомплектности должен быть исчерпывающий перечень недостающих материалов, которые необходимо представить, а также указаны сроки, в которые необходимо исполнить данное требование. Если в 30-дневный срок дополнительные материалы не представлены, то заказчику возвращаются его материалы без проведения экологической экспертизы.

3. При комплектности материалов заказчику направляется извещение о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы, смета, счет, сообщается срок проведения экспертизы.

Срок государственной экологической экспертизы составляет:

— для простых объектов государственной экологической экспертизы — до 30 дней;

— для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности — до 60 дней;

— для сложных объектов государственной экологической экспертизы — от 60 до 120 дней.

4. После получения оплаты уполномоченный орган:

  • подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения государственной экологической экспертизы;
  • с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;
  • подготавливает проект приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.

5. Издается приказ об организации и проведении государственной экологической экспертизы.

В приказе указываются:

  • cостав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии);
  • сроки;
  • задание на проведение государственной экологической экспертизы.

6. Проводится организационное заседание экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

С экспертами подписываются индивидуальные договоры на возмездное оказание работ (услуг) с руководителем экспертной комиссии и всеми членами экспертной комиссии. Экспертам выдаются индивидуальные задания, утвержденные руководителем комиссии, и документация, подлежащая экспертизе.

Ответственный секретарь согласовывает с руководителем и членами экспертной комиссии проект календарного плана работы экспертной комиссии.

7. Подготавливаются индивидуальные и групповые заключения экспертов, проводятся заседания экспертной комиссии, на которых обсуждается проект сводного заключения. Руководитель экспертной комиссии подготавливает проект сводного заключения.

8. Заключительное заседание экспертной комиссии и подписание сводного заключения (заключения государственной экологической экспертизе).

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

Обсуждается проект сводного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения.

Руководитель и члены экспертной комиссии подписывают акты приемки выполненных работ.

При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе.

При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.

9. Приказ об утверждении заключения государственной экологической экспертизы.

Схематично основные функции заказчика, уполномоченного органа и экспертной комиссии изображены на рис. 3.

Заключение государственной экологической экспертизы:

  • может быть положительным (представленная на экспертизу документация соответствует экологическим требованиям, содержащимся в законодательстве и технических регламентах) или отрицательным (НЕ соответствует экологическим требованиям);
  • должно быть одобрено не менее чем 2/3 состава экспертной комиссии;
  • утверждается федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • теряет юридическую силу в случае:
    • доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
    • реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Права и обязанности экспертов экологической экспертизы

Правовой статус экспертов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы закреплен в статье 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Эксперт государственной экологической экспертизы — специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в установленном порядке к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Правовые гарантии независимости эксперта государственной экологической экспертизы содержатся в части 2 статьи 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и сводятся к тому, что экспертом не может быть лицо, каким-либо образом связанное с заказчиком или разработчиком документации, подлежащей экологической экспертизе.

Права эксперта:

  • заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
  • формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Обязанности эксперта:

  • осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;
  • соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;
  • соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
  • участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  • обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза — одна из форм участия граждан, общественных объединений в принятии экологически значимых решений, в экологическом управлении.

С инициативой проведения общественной экологической экспертизы могут выступать (субъекты инициативы проведения общественной экологической экспертизы):

  • граждане;
  • общественные организации (объединения);
  • органы местного самоуправления.

Общественную экологическую экспертизу могут проводить (субъекты организации и проведения общественной экологической экспертизы): общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты общественной экологической экспертизы: те же, что и государственной экологической экспертизы. Иными словами, нельзя провести общественную экологическую экспертизу документации, которая не подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

Сроки проведения общественной экологической экспертизы: общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой. На практике проведение общественной экспертизы до государственной мало вероятно в связи с тем, что общественности, как правило, о намечаемой деятельности становится известно в связи с проведением государственной экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Нормативные акты можно посмотреть здесь: http://sites.google.com/site/ecolpravo/home/zakonodatelstvo

Вопросы, жалобы и предложения, пожалуйста, направляйте на адрес tutor@ecolpravo.tk

Ежедневные новости экологического права смотрите на сайте www.ecolpravo.tk

Полное наименование (в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня

Описание услуги:

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, организуемой и проводимой Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, определен ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ.

Положительное заключение должно содержать выводы:

  • о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды;
  • о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение может содержать выводы двух видов:

  • о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в сводном заключении;
  • о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

Получение результата:

Лично, по почте

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

  • Физические либо юридические лица, планирующие осуществлять хозяйственную и иную деятельность, способную оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, а также органы государственной власти Санкт-Петербурга, представляющие в соответствии с законодательством материалы на государственную экологическую экспертизу.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Получатели государственной услуги, указанные в п.I;
  2. Руководители юридических лиц, действующие на основании учредительных документов;
  3. Лица, уполномоченные на представление интересов заявителей в Комитете соответствующей доверенностью с правом подачи и получения документов, составленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. Полномочия доверенного лица заявителя могут быть подтверждены договором, содержащим указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при получении государственной услуги, решением собрания.

Результат предоставления услуги

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы на бумажном носителе, утвержденное распоряжением Комитета.

Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается распоряжением Комитета.

Срок предоставления услуги

Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать три месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика.

Срок для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга не установлен.

Стоимость

  1. Определение стоимости проведения государственной экологической экспертизы регионального уровня осуществляется в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.09.2013 N 404 «Об утверждении Порядка оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы» и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2014 N 205 «Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы».

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
  2. Подает заявление по форме и документы;
  3. Получает копию заявления с регистрационным номером и датой принятия;
  4. Предоставляет дополнительные материалы, по запросу Комитета
  5. Получает уведомление о необходимости оплаты сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, с приложением сметы и счета;
  6. Оплачивает сбор за проведение государственной экологической экспертизы в течение 30 дней с момента получения уведомления и счета;
  7. В случае неоплаты сбора в установленные сроки либо непредставления дополнительных материалов – заявитель получает уведомление о возврате материалов по форме;
  8. В случае принятия Комитетом решения о предоставлении государственной услуги – получает уведомление о начале работы экспертной комиссии, содержащее информацию о дате, времени и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии;
  9. По приглашению Комитета принимает участие в заседании экспертной комиссии;
  10. По требованию членов экспертной комиссии – предоставляет дополнительные материалы для всесторонней и объективной оценки объекта государственной экологической экспертизы;
  11. Получает заключение государственной экологической экспертизы по форме с сопроводительным письмом (уведомлением) о завершении государственной экологической экспертизы.

Основание для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • Отсутствие заявления по форме.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  1. Предоставление для проведения государственной экологической экспертизы документации, не относящейся к объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня;
  2. Неоплата государственной экологической экспертизы по истечении 30 дней, со дня получения заявителем уведомления о необходимости оплаты;
  3. Непредставление материалов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, по истечении срока, установленного в уведомления о несоответствии (некомплектности) ранее представленных материалов установленным требованиям;
  4. Письменный запрос заявителя о возвращении документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы.

Порядок действий уполномоченной организации

Начальник сектора государственной экологической экспертизы Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности:

  1. Назначает ответственного исполнителя из числа сотрудников Сектора и передает ему полученные материалы экспертизы;

Специалист сектора государственной экологической экспертизы Комитета:

1. Устанавливает принадлежность представленных материалов к числу объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», производит проверку материалов на комплектность;

2. В течение одного рабочего дня с момента поступления заявления и материалов в Сектор готовит и направляет межведомственные запросы (в случае необходимости);

3. В случае необходимости предоставления дополнительных материалов, готовит и направляет заявителю в порядке, установленном правилами делопроизводства, уведомление о необходимости предоставления дополнительных материалов с указанием срока их предоставления;

4. При соответствии представленных материалов установленным требованиям, в срок не более семи дней со дня регистрации заявления (в течение одного дня после предоставления заявителем дополнительных материалов в случае необходимости) готовит и направляет заявителю в порядке, установленном правилами делопроизводства, уведомление о необходимости оплаты сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы в течение тридцати дней (с приложением счета и сметы);

5. В случае неоплаты заявителем сбора за проведение государственной экологической экспертизы либо непредставления дополнительных материалов в установленный срок , готовит и направляет заявителю уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги и возврате материалов по форме;

6. Не позднее чем через пятнадцать дней, а в отношении объектов, указанных в подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», — не позднее чем через три дня после оплаты сбора и приемки комплекта необходимых материалов заявителя в полном объеме, подготавливает :

  • предложения по кандидатуре руководителя экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
  • с участием руководителя экспертной комиссии предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;

7.Подготавливает проект распоряжения Комитета о проведении государственной экологической экспертизы, которым утверждаются: состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии), срок проведения и задание на проведение государственной экологической экспертизы;

Ответственный секретарь экспертной комиссии, назначенный распоряжением Комитета о проведении государственной экологической экспертизы:

  1. После издания распоряжения Комитета о проведении государственной экологической экспертизы, в течение трех рабочих дней обеспечивает информирование населения об объекте государственной экологической экспертизы и сроках ее проведения путем размещения в Интернет разделе Комитета на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга;
  2. В течение одного рабочего дня после издания распоряжения Комитета об организации и проведении государственной экологической экспертизы подготавливает и направляет заявителю уведомление о начале работы экспертной комиссии, содержащее информацию о дате, времени и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии.
  3. Организует проведение заседаний экспертной комиссии и координирует работу экспертов. Каждое заседание экспертной комиссии оформляет протоколом и явочным листом, которые подписывает руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии;
  4. При необходимости заблаговременно направляет заявителю уведомление о приглашении его представителей на заседания экспертной комиссии;
  5. Оформляет необходимые документы (договоры с членами экспертной комиссии, протоколы заседаний, акты, явочные листы, календарный план и т.п.);
  6. В случае необходимости организует проведение выездных заседаний экспертной комиссии, выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации;
  7. После подписания сводного заключения экспертной комиссии готовит проект распоряжения об утверждении заключения государственной экологической экспертизы;
  8. После издания распоряжения Комитета об утверждении заключения государственной экологической экспертизы, направляет заявителю уведомление о завершении государственной экологической экспертизы и направлении заключения государственной экологической экспертизы;
  9. В течение трех рабочих дней после издания распоряжения об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обеспечивает информирование населения о результатах проведения государственной экологической экспертизы путем размещения в Интернет разделе Комитета на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга;
  10. Для осуществления контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется органам исполнительной власти Санкт-Петербурга и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, — кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Руководитель экспертной комиссии:

  1. Согласовывает состав экспертной комиссии и задания экспертам – членам экспертной комиссии;
  2. Осуществляет руководство экспертной комиссией;
  3. Обеспечивает качественное проведение государственной экологической экспертизы;
  4. Формирует запрос дополнительных материалов на основании запросов экспертов (в случае необходимости);
  5. Организует подготовку сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных экспертных заключений и групповых экспертных заключений в соответствии с требованиями законодательства в области экологической экспертизы.

Эксперт:

  1. При проведении экспертизы может заявлять о необходимости представления заказчиком дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
  2. Вопросы экспертной комиссии оформляется в письменном виде за подписью руководителя экспертной комиссии;
  3. По результатам рассмотрения материалов готовит индивидуальное заключение в соответствии с заданием эксперту;
  4. Подписывает сводное заключение экспертной комиссии;
  5. В случае несогласия с выводами сводного заключения экспертной комиссии, эксперт в праве представить «особое мнение» с указанием конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Экспертная комиссия:

  1. В состав экспертной комиссии могут включаться внештатные эксперты, по согласованию с ними, в случаях, определенных законодательством, штатные сотрудники Комитета и штатные сотрудники органов государственной власти Санкт-Петербурга;
  2. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, формирование экспертной комиссии при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляется Комитетом;
  3. По отдельным направлениям рассматриваемой документации (при необходимости) могут создаваться экспертные группы;
  4. Решение о необходимости продления срока проведения государственной экологической экспертизы по заявлению заказчика и включении дополнительных экспертов в состав экспертной комиссии оформляется распоряжением Комитета.
  5. На заключительном заседании экспертной комиссии члены экспертной комиссии в полном составе подписывают сводное заключение государственной экологической экспертизы. «Особое мнение» (в случае наличия) является неотъемлемой частью сводного заключения.
  6. Принятие решения о подписании сводного заключения принимается на основании голосования членов экспертной комиссии.

Документы

Документы, представляемые заявителем для получения государственной услуги

I. В случае личного обращения получателя государственной услуги, представляются:

  1. Заявление по форме;
  2. Документация, подлежащая государственной экологической экспертизе в соответствии со ст. 12 и 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» содержащая материалы оценки воздействия намечаемой и иной деятельности на окружающую среду в двух экземплярах на бумажном и электронном носителях.

II. В случае обращения представителя получателя государственной услуги, дополнительно представляются:

  1. Доверенность, составленная в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации, содержащая полномочия поверенного представлять интересы заявителя в Комитете с правом подачи и получения документов, или договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при получении государственной услуги, или решение собрания.

III. Заявитель вправе представить по собственной инициативе.

  1. Заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  2. Заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.
  3. Заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

Документы, выдаваемые/направляемые заявителю

  1. Копия заявления с регистрационным номером и датой принятия;
  2. Уведомление о необходимости оплаты сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы;
  3. Уведомление о возврате материалов по форме;
  4. Уведомление о начале работы экспертной комиссии, содержащее информацию о дате, времени и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии;
  5. Уведомление о представлении дополнительных материалов (при необходимости);
  6. Заключение государственной экологической экспертизы по форме;
  7. Копия распоряжения Комитета об утверждении заключения государственной экологической экспертизы;
  8. Сопроводительное письмо-уведомления о завершении государственной экологической экспертизы.

Организации, участвующие в предоставлении услуги

Организации, принимающие документы

  • Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

  • Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Организации, выдающие конечные документы

  • Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Другие организации, участвующие в предоставлении услуги

  • нет

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными гражданскими служащими, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • Нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;
  • Нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • Требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • Отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • Отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • Затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • Отказ Комитета, должностного лица Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока указанных в настоящем абзаце исправлений. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме в Комитет.

Жалоба может быть направлена заявителем в Комитет в письменной форме на бумажном носителе при личном приеме в Комитете; по почте; через МФЦ; в электронной форме, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Администрации Санкт-Петербурга раздела Комитета (подраздел «Обращения граждан» — «Электронная приемная», http://gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/obrasheniya-grazhdan/feedback/), федерального Портала, Портала.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • Удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
  • Отказывает в удовлетворении жалобы.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
  • В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
  • В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящею пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (Смольный, Санкт-Петербург, 191060, телефон: (812) 576-46-74), в Правительство Санкт-Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме в Комитете.

Информацию о подаче жалобы и для записи на личный прием к председателю Комитета можно получить по телефону: 8(812)417-59-02. Адрес для направления письменных обращений: ул. Чайковского, д.20, лит.В, Санкт-Петербург, 191123. Адрес электронной почты для приема обращений заявителей: dep@kpoos.gov. spb.ru.

Законодательство

Федеральное законодательство

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
  • Федеральный закон от 29.12.2004 №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы»
  • Приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»

Региональное законодательство

  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 N 127 «О мерах по совершенствованию государственного управления в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга»
  • Закон Санкт-Петербурга от 29.06.2016 N 455-88 «Экологический кодекс Санкт-Петербурга»

Административный регламент

  • Распоряжение Комитета по природопользованию от 07.07.2017 № 176-р Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня»

Уникальный реестровый номер