Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего



В России на сегодняшний день более 30 миллионов детей, т. е. 19 % от общей численности населения . Будущее любой нации напрямую зависит от здоровья детей и подростков. Здоровье детей формируется в основном в семье. На организм ребенка влияет множество факторов, которые могут либо ухудшать состояние здоровья, либо улучшать его. С возрастом роль биологических факторов уменьшается. Если на первом году жизни доля влияния биологических факторов составляет 74,9 %, на втором — 41,3 %, то на третьем всего 15,9 % . Затем ведущую роль занимают социально бытовые факторы, которые оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья детей. Дети из неполных семей, из неблагополучных семей, в которых отмечается алкоголизм, асоциальное поведение, дети из семей проживающий в неблагоприятных социально-гигиенических условиях в большей степени подвержены риску заболеть, чаще имеют дисгармоничное физическое развитие, нарушения в психическом здоровье. Поэтому тема исследования является крайне актуальной.

Ключевые слова: социально-бытовые условия, семьи медико-демографического риска, неполная семья, внебрачные дети.

Keywords: social conditions, family health and demographic risk, single-parent families, children born out of wedlock.

К семьям медико-демографического риска относятся неполные, многодетные, семьи юных и старородящих матерей . Начиная с 1991 по 2000 год произошло достоверное снижение числа полных семей . Данная тенденция сохраняется и в настоящее время. На данный момент наряду с разводами, вследствие которых образуются неполные семьи, растет число незарегистрированных браков. Это приводит к рождению внебрачных детей . Внебрачные дети рождаются чаще у женщин в возрасте до 19 или в возрасте 40–44 лет. Не информированность о методах контрацепции и ранее вступление в половую жизнь являются основными причинами рождения внебрачных детей у девушек в возрасте 15–19 лет. После 40 лет ведущая причина — удовлетворение потребности в материнстве.

Здоровье внебрачных детей значительно хуже, чем у детей, рожденных в браке. Внебрачные дети чаще рождаются недоношенными, позже начинают разговаривать, ходить, чаще болеют острыми и хроническими заболеваниями. Заболеваемость на первом году жизни у рожденных вне брака детей выше, чем из полных семей, и составляет 4726,0 ‰, (в полных семьях 4189,3 ‰). Болезни органов дыхания встречаются у детей рождённые вне брака 2674,1 %, в полных семьях 2504,8 % . На втором месте в структуре заболеваемости детей данной категории занимают болезни нервной системы (666,3 % и 508,6 %).

В полных семьях здоровых детей гораздо больше, чем в неполных. Заболеваемость в первые 3 года жизни в неполных семьях выше. Это связано с тем, что в неполных семьях (чаще матери) из-за материальных затруднений вынуждены выходить на работу раньше положенного по законодательству срока. Ребёнок, соответственно, вынужден посещать детские дошкольные учреждения раньше, чем дети из полных семей, или тех неполных семей, где с ребёнком остаются родственники (бабушки, тёти). Это способствует повышению заболеваемости детей из неполных семей. Кроме того, немаловажным является тот факт, что доля часто болеющих семей (среди детей первых трёх лет) в неполных семьях значительно выше и составляет 20 %. Из них 16,4 % были госпитализированы в связи с заболеванием. В 1/3 случаев госпитализация длилась 15–30 дней, а в остальных более 30 дней . При этом большинство детей проживают в благоприятных жилищных условиях. Результатом недостаточного внимания к ребёнку в неполных семьях является возникновение душевного конфликта у ребёнка, который влияет на психику. Нарушается психическое развитие, снижается интеллект, память.

Дети из неполных семей составляют группу риска и требуют пристального внимания, более тщательного медицинского наблюдения. В целом доля детей, воспитывающихся в условиях психологического дискомфорта, составляет 14,2 %. 12,5 % среди обеспеченных материально семей, 16,8 % в малообеспеченных и бедных семьях .

В доперестроечный период наблюдалась однородность показателей здоровья из различных социальных групп. Она была обусловлена политическим стремлением обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи, обеспечение равного отдыха летом и бесплатным посещением учреждений дополнительного образования. В результате проведённых реформ в России появилось резкое расслоение слоёв населения по уровню жизни. В настоящий момент40 % семей имеют низкий и ниже среднего уровень жизни, 56 % — средний, и только 5 % семей имеют материальные возможности выше среднего и высокие. Наименьшим платёжеспособным потенциалом обладают семьи, в которых взрослые не имеют работы или работают в учреждениях бюджетных / семья при этом имеет уровень жизни ниже среднего и даже низкий) . Среднемесячный подушевой доход в неполной семье был на 1/3 меньше, чем в полных семьях, причём 69,8 % семей медико-демографического риска имели доходы ниже минимального прожиточного уровня . Также отмечается тенденция к увеличению числа неработающих.

Кроме того, семьи с низким уровнем доходов имеют худшие жилищные условия, чаще отмечается низкий уровень образования родителей, чаще приходилось сталкиваться с проблемами психологического характера и злоупотреблением алкоголя в семье . Среди бедных семей только 3 % детей имеют отличное здоровье, в обеспеченных семьях доля детей с отличным здоровьем в 5 раз выше . Отмечается высокий уровень смертности от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости и длительность госпитализации. С падением уровня жизни семьи появляются предпосылки к развитию хронических заболеваний ребёнка. Если среди семей с низким уровнем жизни хронические болезни обнаружены у 50 % детей, то с высоким уровнем в гораздо меньшей степени. Финансовые проблемы в семье сказываются на эмоциональном фоне родителей. Они становятся неуравновешенными, раздражительными, что сказывается на состоянии здоровья ребёнка. Отмечается рост невротических расстройств по мере ухудшения материального положения в семье. Кожные болезни встречаются в 3,3 раза чаще детей из бедных семей, чем у детей из состоятельных. Это связано с недостаточным гигиеническим уходом за ребёнком.

Бесконтрольное внедрение платной медицинской помощи, рост цен на лекарственные препараты, снижение платёжеспособности населения — снижает доступность медицины для населения. Для семей, у которых отец является безработным более 40 % не имеют средств платить за медицинские услуги своего ребёнка .Рост цен на продукты питания, коммунальные услуги, транспорт сопровождается ухудшением материального положения семьи, поэтому происходит сокращение доли расходов на питание. Не получают полноценного питания 65,8 % детей из малообеспеченных и бедных семей м 35 % детей из семей со средним достатком . Недоедание приводит к повышенной утомляемости, повышенной возбудимости, нарушению осанки.

В основном семьи проживают в удовлетворительных жилищных условиях: имеют свой дом, 1, 2, 3х-комнатную квартиру — около 80 % семей. 20 % проживают в коммунальной квартире, общежитии. Жилая площадь (m2) на 1 человека составляет от 7,7 до 9,0 . Жилище в большинстве семей тёплое, сухое, светлое, но 25,71±3,24 из 100 семей проживали в холодном помещении, у 8,85±1,51 из 100 жилище было очень тесным (менее 3м2 на 1 человека), у 29,43±2,43 из 100 семей на 1 члена приходилось 4–5м2 . По общей оценке, жилища с учётом гигиенической характеристики и благоустройства хорошие условия имеют 40 % семей, 60 % — неблагоприятные. В последнее время отмечается большого количества синтетических материалов, используемых для внутренней отделки помещений, что может негативно отразиться на состоянии здоровья подрастающего поколения.

В настоящее время состояние здоровья детей из социально неблагополучных семей остаётся малоизученным . Это связано с низкой обращаемостью родителей при заболевании ребёнка в поликлинику (53 % родителей), нерегулярным прохождением медицинских осмотров, проводимых в школе. Неблагополучная семья имеет следующие характеристики. Это неполные, многодетные семьи, матери в которых рожали в возрасте до 19 и после 35 лет. Каждая 5-я семья многодетна, в каждой 10-ой семье мать родила ребёнка до 19 лет. Среднее число абортов у матерей данной группы — 6,7 . Образование родителей в таких семьях неполное среднее ил среднее в 90 % случаев. Каждый десятый является безработным. В большинстве случаев дети проживают в неудовлетворительных жилищных условиях, жилая площадь при этом чаще менее 4м2 на человека. Материальная обеспеченность оценивается как низкая крайне. За чертой бедности живут 70,7 % таких семей . Поэтому дети питаются 1–2 раза в день, фактически голодают.

Только 46,9 % новорождённых детей из неблагополучных по алкоголизму семей имели нормальное физическое развитие, остальные 53,1 % были с дефицитом массы тела I-II степени у детей выявлена задержка развития двигательных функций — они начинали держать голову, сидеть, стоять, ходить с опозданием. Как правило, дети из неблагополучных семей часто и длительно болеют, нуждаются в диспансеризации. Частота хроническим заболеваний и морфофункциональных отклонений в 1,84 раза выше, чем среди детей из семей социального благополучия (при углублённом медицинском осмотре). Поэтому треть детей имеют III-IV группы здоровья, т. е. имеющие хронические заболевания с различной степенью компенсации . Дети склонны к беспризорности, социальной дезадаптации, плохо учатся, не посещают школу, склонны к нарушениям поведения и антисоциальным поступкам. У них в 3 раза чаще встречаются психические нарушения и расстройства поведения . В подростковом возрасте курение, употребление алкогольных напитков встречается в 72,9 % .

Семья является основой здоровья и благополучия детей и подростков. Нравственное и интеллектуальное воспитание, физическое и психическое развитие, а также уровень здоровья подрастающего поколения формируются в семье и зависят от социально-бытовых условий. Поэтому важной задачей медицинских работников является выявление групп риска с целью проведения профилактических мероприятий.

Литература:

Приложение

УТВЕРЖДЕНА

приказом Министерства
образования и науки РФ
от 29 декабря 2014 г. N 1642

Форма

Бланк органа опеки и попечительства
Дата составления акта

Акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей Ф.И.О. несовершеннолетнего подопечного (далее — подопечный) ___________ _______________________________________________________________________ Дата рождения _________________________________________________________ Сведения о родителях: мать (фамилия, имя, отчество (при наличии) ____________________________ отец (фамилия, имя, отчество (при наличии) ____________________________ Причины отсутствия родительского попечения ____________________________ Реквизиты документа о передаче ребенка на воспитание в семью или под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ____________________________________________________________ Опекун (попечитель) или руководитель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (фамилия, имя, отчество) _______________________________________________________________________ Родственные отношения с подопечным ____________________ семейное положение _________ Место работы, специальность __________________________________________ Адрес места фактического проживания ________ телефон (при наличии) ____ _______________________________________________________________________ Адрес постоянной регистрации подопечного ______________________________ Наличие регистрации по месту пребывания у опекуна или в организации ___ _______________________________________________________________________ Ф.И.О. специалиста, проводившего проверку _____________________________ Дата проведения проверки ______________________________________________ Дата проведения предыдущей проверки ___________________________________ Период проведения следующей проверки __________________________________ Выводы и рекомендации, полученные в результате проведения предыдущей проверки, информация об их исполнении _________________________________ 1. Проверка условий жизни подопечного: 1.1. Состояние здоровья (сведения о состоянии здоровья ребенка по результатам проведения ежегодной диспансеризации, в том числе сведения о физическом развитии, росте, весе ребенка, группе состояния здоровья) _______________________________________________________________________ 1.2. Внешний вид подопечного (соблюдение норм личной гигиены, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу подопечного и так далее) ______________________________ 1.3. Основной уход (удовлетворение базовых потребностей подопечного — в пище, жилье, гигиене, обеспечение одеждой, предоставление медицинской помощи) _______________________________________________________________ 1.4. Обеспечение безопасности подопечного в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту) _______________________________________________________________________ 1.5. Социальная адаптация (взаимоотношения подопечного со сверстниками, в коллективе, в семье опекуна (попечителя), коммуникабельность; отношение подопечного к замечаниям и запретам, принятым в обществе правилам и нормам поведения, соблюдение режима дня) ___________________ 1.6. Навыки самообслуживания в соответствии с возрастом и физическим развитием подопечного _________________________________________________ 1.7. Сведения о лицах или сотрудниках организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих уход и надзор за ребенком ___________________________________________________________ 1.8. Жилищно-бытовые условия подопечного (площадь и благоустройство помещения, количество человек, проживающих в жилом помещении, наличие у подопечного рабочего, спального места, места для игр; наличие личных вещей (игрушек, книг и других) в соответствии с возрастом подопечного) _______________________________________________________________________ 2. Соблюдение прав и законных интересов подопечного: 2.1. Образование подопечного (наименование организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, которую(ые) посещает подопечный, форма и успешность освоения образовательных программ, в том числе дополнительных) _________________________________________________ 2.2. Обеспечение потребностей в развитии подопечного (увлечения и способности подопечного, участие опекуна (попечителя) в развитии способностей подопечного, посещение кружков, музыкальные занятия, спорт и так далее) _______________________________________________________________________ 2.3. Возможности опекуна (попечителя) или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить потребности развития подопечного _______________________________________________________________________ 2.4. Сведения о социальных связях подопечного (отношения с родственниками, общение подопечного с друзьями, участие в праздниках и общественных мероприятиях, наличие интересов, организация повседневных занятий подопечного и так далее) _______________________________________________________________________ 2.5. Сведения об организации отдыха и оздоровления подопечного (время, наименование места, периодичность) ___________________________________ 2.6. Сведения о взаимодействии опекуна или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с органами опеки и попечительства, организациями, осуществляющими сопровождение замещающих семей, иными организациями, оказывающими помощь опекуну и (или) подопечному; удовлетворенность таким взаимодействием __________________ 3. Обеспечение сохранности имущества подопечного (недвижимое и движимое): 3.1. Сведения о доходах подопечного (алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, иные доходы, ежемесячная величина доходов) _______________________________________________________________________ Выполнение требования о расходовании полученных доходов в целях обеспечения прав и интересов подопечного ______________________________ 3.2. Реализация мер по сохранности имущества подопечного, эффективного его использования Меры, предпринятые опекуном или организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также органом опеки и попечительства для обеспечения сохранности недвижимого и движимого имущества подопечного _________________________________________________ 4. Выводы и заключения проверки: 4.1. оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества (соблюдаются/ не соблюдаются/ частично соблюдаются) _________________________________________________ 4.2. оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации _____________________________________________________________ 5. Выявленные нарушения и рекомендации по их устранению: 5.1. перечень выявленных нарушений и сроки их устранения (при необходимости) ________________________________________________________ 5.2. рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей (при необходимости) _______________________________________________________________________ 5.3. предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости) ____________ 6. Дополнительная информация __________________________________________ подпись специалиста органа опеки и попечительства, проводившего обследование __________________________________________________________ в присутствии _________________________________________________________

24.12.2019 09:28

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10.01.2019 № 4 утверждены Порядок отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, а также Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей.

В соответствии с Порядком Обследования обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях.

Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение 3-х дней со дня получения сведений.

По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.