Активы бюджетного учреждения

Энциклопедия решений. Балансовая стоимость активов бюджетного и автономного учреждениий в целях определения размера крупной сделки

Балансовая стоимость активов бюджетного (автономного) учреждения в целях определения размера крупной сделки

В целях признания сделки крупной должностные лица должны сравнивать цену сделки или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества с определенной долей балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; далее — Закон N 7-ФЗ; ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон N 174-ФЗ).

Из содержания письма Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679 следует, что балансовая стоимость активов должна определяться исходя из показателей строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), то есть исходя из итоговой строки Актива Баланса (ф. 0503730).

На первый взгляд, предлагаемый специалистами финансового ведомства порядок расчета, вполне логичен, а его применение не влечет каких-либо негативных последствий для бюджетных и автономных учреждений.

Однако практика показывает, что подобные правила существенно затрудняют работу многих учреждений, особенно муниципальных. Дело в том, что итоговый показатель Актива Баланса (строка 410) уменьшается на чистую (остаточную) стоимость имущества, которым бюджетное (автономное) учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно и не отвечает по своим обязательствам (показатель счета 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем»). К такому имуществу относится:

— соответствующее недвижимое имущество;

— особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждениями учредителем или приобретенное ими за счет средств, выделенных учредителем.

В ряде публично-правовых образований практически все нефинансовые активы «выведены» из самостоятельного распоряжения бюджетных, автономных учреждений, а величина финансовых активов (денежных средств, дебиторской задолженности по доходам и расходам) на конец года крайне незначительна. В результате в отдельных учреждениях нижняя граница крупной сделки стремится к нулю и, следовательно, такие учреждения вынуждены согласовывать практически каждую, пусть даже и самую незначительную сделку.

В результате многие специалисты задаются вопросами:

1) Насколько обоснованно мнение, согласно которому «балансовую стоимость активов» следует определять исходя из значения итоговой строки Актива Баланса?

2) Может ли учредитель установить порядок расчета стоимости активов при определении величины крупной сделки, отличающийся от порядка, описанного в письме Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679?

3) Насколько согласование всех (почти всех) сделок учреждения в качестве крупных соответствует смыслу положений п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ и ст. ст. 14, 15 Закона N 174-ФЗ?

Дать однозначные ответы на перечисленные выше вопросы достаточно сложно — нормативные правовые акты, которые позволили бы решить проблему, в настоящее время отсутствуют, а судебная практика еще не сложилась.

В то же время уже сейчас мы можем указать на некоторые «опорные точки», которые помогут должностным лицам бюджетных и автономных учреждений сформулировать свою позицию и отстаивать ее в ходе контрольных мероприятий.

Во-первых, нормы п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ и ст. 14 Закона N 174-ФЗ прямо указывают на то, что в расчет должны приниматься данные о балансовой стоимости активов учреждения, определяемые на основании показателей бухгалтерской отчетности. Применяемые в настоящее время стандарты формирования бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений приведены в Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н. При этом иных показателей бухгалтерской отчетности, кроме строки 410 Баланса (ф. 0503730), отражающих общую стоимость активов учреждения, данной Инструкцией не предусмотрено.

Таким образом, в расчет необходимо принимать или итоговую строку Актива Баланса, или определять балансовую стоимость активов по какой-либо специальной методике. При этом соответствующей методики, утвержденной каким-либо нормативным правовым актом, в настоящее время попросту не существует.

Во-вторых, действующее в настоящее время законодательство не позволяет однозначно отнести вопрос утверждения порядка (методики) определения величины крупной сделки к компетенции органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, или бюджетного (автономного) учреждения. И напротив, учитывая положения ст. 165 БК РФ, данный вопрос находится в компетенции Минфина России, который подтверждает необходимость применения положений письма Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679 (смотрите письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/296).

В-третьих, понятие «крупная сделка» новое только для государственного сектора — в негосударственном секторе экономики уже сформировалась практика применения аналогичных норм. Так, например, согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» величина крупной сделки определяется исходя из балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату. При этом уполномоченные органы указывают на то, что под балансовой стоимостью активов общества в целях признания сделки в качестве крупной следует понимать валюту баланса общества (смотрите, например, Информационное письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.10.2001 N ИК-07/7003). А Президиум ВАС РФ в п. 3 Информационного письма от 13.03.2001 N 62 поясняет, что в ст. 78 Закона об акционерных обществах устанавливаются критерии определения крупных сделок исходя из соотношения суммы сделки и балансовой стоимости активов общества в целом, а не стоимости чистых активов общества.

В-четвертых, согласование всех (почти всех) сделок учреждения в качестве крупных, конечно же, не в полной мере соответствует смыслу положений п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ и ст. ст. 14, 15 Закона N 174-ФЗ — в подобных ситуациях у уполномоченных органов отсутствует возможность сосредоточить внимание на ключевых направлениях деятельности учреждения (в данном случае — на сделках, которые могут оказать существенное влияние на всю дальнейшую деятельность учреждения). Однако, как следует из приведенной выше информации, исчисление размера крупной сделки не на основании балансовой стоимости активов согласно итоговой строке Актива Баланса, а с учетом какого-либо иного показателя — верный повод для претензий со стороны контролирующих органов.

Впрочем, в распоряжении учреждения остается достаточно инструментов, с помощью которых можно существенно повлиять на нижнюю границу крупной сделки. Так, для увеличения этого показателя достаточно, чтобы по состоянию на 1 января текущего года в Балансе (ф. 0503730) числился значительный остаток любых активов, в том числе и финансовых, а к финансовым активам относятся и денежные средства, и дебиторская задолженность подотчетных лиц.

Бюджетные учреждения при ведении финансово-хозяйственной деятельности обязаны учитывать различные ограничения, связанные с отчуждением или приобретением имущества, возникновением или прекращением различных обязательств. Одним из таких ограничений является необходимость обязательного согласования с соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, возможности совершения «крупных сделок».

Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя.

Под крупной сделкой понимается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), с его передачей в пользование или залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Напомним, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). В силу ст. 154 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух (двусторонняя сделка) либо трех сторон или более (многосторонняя сделка).

📌 Реклама Отключить

Исходя из ч. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним названный лицом или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему указанным лицом на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом.

Остальным имуществом (особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности, и иным движимым имуществом) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Однако, как мы отмечали выше, если стоимость данного имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, сделка по его отчуждению, передаче в пользование (например, в аренду) или залог подлежит обязательному согласованию с учредителем.

В соответствии с п. 2 Инструкции № 157н бюджетные учреждения должны вести бухгалтерский учет согласно требованиям Бюджетного кодекса, Закона о бухгалтерском учете, Инструкции № 157н и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих названный учет.

📌 Реклама Отключить

В силу п. 4 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается исходя из бюджетного законодательства РФ.

Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н), определен соответствующий порядок, предусматривающий представление в составе годовой отчетности баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730)). Согласно п. 13 Инструкции № 33н баланс (ф. 0503730) формируется учреждением (его обособленными структурными подразделениями (филиалами), ведущими бухгалтерский учет) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

📌 Реклама Отключить

Исходя из п. 14 Инструкции № 33н показатели отражаются в балансе (ф. 0503730) в разрезе:

1) видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения:

  • субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (графы 3, 7). Напомним, что ранее по данным графам отражались субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции;
  • субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (графы 4, 8). Ранее в этих графах указывались субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, собственные доходы учреждения, средства по обязательному медицинскому страхованию. Изменения вступают в силу с отчетности за 2015 год;
  • собственных доходов учреждения, в том числе доходов от оказания услуг (работ), средств по обязательному медицинскому страхованию, средств во временном распоряжении (графы 5, 9). Ранее здесь отражались средства во временном распоряжении. Изменения вступают в силу с отчетности за 2015 год;

2) показателей на начало года (графы 3, 4, 5), на конец отчетного периода (графы 7, 8, 9) и итоговых показателей на начало и конец отчетного периода (графы 6 (сумма граф 3, 4, 5) и 10 (сумма граф 7, 8, 9)). 📌 Реклама Отключить

В графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать информации граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года сведений о реорганизации (в случае ее проведения) или изменения типа учреждения в целях создания бюджетного (автономного) учреждения, иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством РФ случаях.

В графах «На конец отчетного периода» отражается информация о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета.

📌 Реклама Отключить

В комментируемом Письме от 14.05.2014 № 02-07-07/27504 «Об определении размера балансовой стоимости активов для определения размера крупной сделки бюджетными и автономными учреждениями в 2015 году» Минфин отмечает, что к активам учреждения относится в том числе дебиторская задолженность (задолженность перед учреждением, включая задолженность по компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений, возврату ранее произведенных платежей, в том числе в бюджеты, ожидаемые поступления от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними).

Инструкцией № 33н с учетом изменений внесенных Приказом № 172н, предусмотрено отражение дебиторской задолженности по расчетам по платежам в бюджеты в активе баланса (ф. 0503730), а кредиторской задолженности по доходам, по расчетам с подотчетными лицами – в пассиве баланса (ф. 0503730) начиная с отчетности за 2015 год.

📌 Реклама Отключить

При формировании баланса (ф. 0503730) в составе отчетности за 2015 год отражение дебиторской задолженности по платежам в бюджеты (счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты») в активе баланса (ф. 0503730), кредиторской задолженности по доходам (счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам») и расчетам с подотчетными лицами (счет 0208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами») приведет к изменению показателей вступительного баланса на начало отчетного периода (2015 года).

Согласно положениям п. 72 Инструкции № 33н данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения (относительно баланса, представленного за предшествующий отчетный год) отражаются в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

📌 Реклама Отключить

Исходя из вышеизложенного в случаях изменения валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773). То есть для целей определения размера крупной сделки на 2015 год необходимо сформировать указанные формы отчетов за 2015 год.

В соответствии с ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка, совершенная с нарушением этих требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

📌 Реклама Отключить

Напомним, что согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от подобного признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и обладает данным статусом с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).

📌 Реклама Отключить

Однако надо учитывать, что руководитель бюджетного учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли такая сделка признана недействительной (ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем указанные доходы.

📌 Реклама Отключить

Необходимо отметить, что, поскольку полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (ст. 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с данным лицом положение о полной материальной ответственности (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).

Напомним, что порядок предварительного согласования совершения федеральными бюджетными учреждениями крупных сделок определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетной организации (п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения»). Для примера рассмотрим Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Минздравсоцразвития РФ, крупных сделок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1123н (далее – Порядок № 1123н).

📌 Реклама Отключить

В силу п. 4 Порядка № 1123н в целях предварительного согласования совершения крупной сделки учреждение направляет в Департамент имущественного комплекса Минздрава следующие документы:

  • обращение на бланке учреждения о предварительном согласовании совершения им подобной сделки;
  • технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, необходимости ее совершения, соответствии уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, условиях ее оплаты и о других существенных условиях ее заключения;
  • мотивированное обоснование выбора контрагента;
  • проект соответствующего договора, содержащий условия совершения крупной сделки;
  • подготовленный согласно законодательству РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, по которому предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета, за исключением случаев приобретения федерального имущества;
  • сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и отражением статуса данных задолженностей (текущие или просроченные).

Обращение о предварительном согласовании совершения крупной сделки должно быть в установленном порядке подписано руководителем учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности. Прилагаемые к обращению документы должны быть подписаны, а копии документов – заверены подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью учреждения. 📌 Реклама Отключить

В представленных документах исправления, подчистки и помарки не допускаются.

Департамент имущественного комплекса Минздрава в течение одного месяца со дня получения обращения о предварительном согласовании совершения учреждением крупной сделки:

а) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к обращению;

б) изучает основания целесообразности совершения данной сделки;

в) подготавливает проект решения о предварительном согласовании совершения указанной сделки или мотивированного решения об отказе в таком согласовании.

Решение об отказе в предварительном согласовании совершения крупной сделки может быть принято в следующих случаях:

  • в представленном обращении или прилагаемых к нему документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения;
  • в результате совершения названной сделки осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет значительно затруднено или невозможно.

Для муниципальных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ порядок согласования крупной сделки (в том числе срок и форму согласования сделки) должен установить орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Например, порядок предварительного согласования санкт-петербургским государственным бюджетным учреждением совершения подобных сделок установлен Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2012 № 48-р. 📌 Реклама Отключить Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Приказ Минфина РФ от 29.12.2014 № 172н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н».

📌 Реклама Отключить

Что такое балансовая стоимость активов и как ее рассчитать

Стоимость активов по балансу — это что?

Балансовая стоимость активов — это строка баланса, которая демонстрирует количественную оценку того или иного обязательства, фонда в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Сумма активов бухгалтерского баланса — это совокупная величина всех имеющихся в организации оборотных и внеоборотных средств.

В бухгалтерском балансе обязательства отражаются следующим образом:

  • ВА — строка 1100 раздела I ББ;
  • ОА — строка 1200 раздела II ББ;
  • суммарная величина ОА и ВА — строка 1600.

ВА (ОС и НМА) указываются в бухгалтерской отчетности по их остаточной стоимости, то есть с учетом износа и амортизационных отчислений.

ОА задействованы в производственном цикле в течение всего года или иного отчетного периода. К ним относятся:

  • МПЗ;
  • денежные средства, краткосрочные финансовые инвестиции, дебиторская задолженность;
  • НДС по купленному организацией имуществу и прочие обязательства и вложения.

Как считать

БСА может быть исчислена как для всех фондов предприятия, так и в разрезе структуры активов для отдельно взятого обязательства.

Формула расчета БСА будет такой:

Стр. 1100 + Стр. 1200 ББ.

Средняя стоимость активов (среднегодовая) — это среднее арифметическое анализируемых фондов на начало и конец отчетного периода — года. ССА устанавливают для более детального анализа финансово-хозяйственного состояния учреждения.

Формула расчета:

ССА = (Ан + Ак) / 2. Строка ББ — 1600.

Чем вызвана необходимость расчета

Показатель БСА необходим аналитикам для проведения исследования на предмет эффективности функционирования и ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Рассчитанное значение БСА применяется при вычислении таких показателей, как рентабельность и коэффициент оборачиваемости. Эти величины иллюстрируют, насколько продуктивно используются фонды и обязательства, имеющиеся у организации.

Также она рассчитывается при проведении сделок — для детерминации величины проводимой сделки. Также для установления крупности сделки исчисляют цену имущества.

В том случае если величина реализуемых активов свыше 25 % цены всех фондов, отраженных в балансе организации, то такая сделка именуется крупной. Для ее проведения и реализации такого имущества необходимо получить положительное решение собрания акционеров, а также корректно определить ценность всего имущества и средств предприятия. Если БСА не установлена или же представлена с ошибками, то проводимая сделка признается недействительной.

Классификация активов предприятия в 2020 году

Под активами предприятия понимается совокупность материальных и нематериальных ресурсов, сгруппированных по источникам получения, финансовым показателям, направлениям и способам использования. Благодаря активам, можно проследить степень эффективности управления бизнесом, результативность принятия решений и продуктивность инвестиционной деятельности за отдельно взятый отчетный период.

Главным критерием измерения активов предприятия является показатель ликвидности, то есть обращаемость имущественных ценностей организации в денежные средства. Поэтому каждый актив измеряется способностью приносить владельцам доход.

Какие бывают

Виды активов группируются по-разному. Общепринятая классификация подразделяет имущество организации следующим образом:

  1. Вариант один — реальные или материальные. Реальные активы — это те, которые обозначаются определяющими их физическими характеристиками. Их можно полностью измерить или посчитать. Пример — здания и сооружения, оборудование и материалы, запасы и сырье.
  2. Вариант два — нематериальные активы. К ним относятся немонетарные ценности, у которых отсутствует конкретная физическая форма и рыночная цена (лицензии, патенты, деловая репутация).
  3. Вариант три — финансовые активы. Этот вид составляют наличные и безналичные деньги, принадлежащие предприятию. К ним также относят средства на валютных и электронных счетах организации.

Существует множество подвидов, группирующих ценности организации по различным признакам. Представим классификацию в таблице:

Наименование группировки Активы предприятия Характеристика
Уровень ликвидности Наиболее ликвидные Высокая скорость обращения в деньги. К ним относятся наличные, безналичные, валютные средства.
Быстро реализуемые Высокая степень обращения в денежные средства. Пример — дебиторская задолженность (до 12 месяцев), краткосрочные финансовые вложения.
Медленно реализуемые Фонды, реализуемые в период свыше 1 года. НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность (более 12 месяцев).
Труднореализуемые Использование в течение длительного времени. Не могут быть реализованы самостоятельно. Участие в долгосрочных финансовых вложениях, расходы будущих периодов.
Скорость оборачиваемости Оборотные активы Имущество, одномоментно используемое в текущей деятельности. Денежные средства, материалы.
Внеоборотные активы Фонды, используемые более 1 года. Основные средства.
Характер владения Принадлежащие предприятию, собственные Находятся в собственности организации.
Взятые в аренду Используются на правах аренды.
Полученные на безвозмездной основе Безвозмездно переданы в собственность.
Источник формирования Общие валовые (суммарные совокупные) Итоговый показатель раздела «Активы» бухгалтерского баланса.
Чистые Рассчитываются на основании собственных средств предприятия.
Вид налоговых расчетов Отложенные активы (счет 09) Применяются в случае использования нормативов ПБУ 18/02 для снижения налоговой базы по налогу на прибыль.
Отложенные налоговые обязательства (счет 77)
Использование производных фининструментов Базовый актив Является основанием для производного финансового инструмента. Ценные бумаги.
Привлечение средств Инвестиционный актив Фонды, полученные за счет кредитных и заемных денег и ссудных договоров. ОС, приобретенные в кредит.
Уровень использования Основные активы

Ценности, непосредственно используемые в производстве, срок службы — более 1 года. Земля, здания и сооружения.

Прочие активы Прочие активы — это ценности, не имеющие особой важности в деятельности организации. Расходы будущих периодов. Оборудование к монтажу и установке — это также прочие активы.
Редкие виды Резервные активы Ценности, находящиеся под контролем государства.
Проблемные активы Фонды с обременением. ОС с наложенным арестом.
Информационный актив Материальный, нематериальный объект, содержащий информационные данные.

Напоминаем, что вы можете подписаться на mail-рассылку и получать самые свежие и актуальные новости бухгалтерского и налогового учета на электронную почту.

Понятие финансовых активов

Финансовые активы — это любые активы, являющиеся либо денежными средствами, либо правом требования денежных средств или другого финансового актива по договору от другой компании.

Финансовые активы — это наиболее ликвидная часть активов, которые почти незамедлительно обращаются в деньги и позволяют оценить возможность организации своевременно погасить свои срочные обязательства.

Однако дебиторская задолженность не может быть в полной мере отнесена к ликвидным оборотным средствам, так как она является ликвидной лишь в той мере, в которой возможно ее погашение за разумный (заранее оговоренный) период.

К финансовым активам бюджетного учреждения относятся денежные средства на банковских счетах, в кассе, денежные документы, финансовые вложения, а также все виды дебиторской задолженности в расчетах с дебиторами по доходам, по выданным авансам, с подотчетными лицами и по недостачам.

Сущность денег проявляется в функциях, которые они выполняют в экономике. Функция денег как меры стоимости — это измерение и приравнивание стоимости всех товаров к определенному количеству денег. Денежное выражение стоимости товара является его ценой.

Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают в качестве посредника при обмене товаров. Из процесса товарного обращения возникает и функция денег как средства платежа, т.е. когда продажа товара осуществляется с отсрочкой его оплаты наличными деньгами или в кредит.

Полноценные деньги могут выполнять функцию накопления, иначе говоря, это свойство денег проявляется в их способности в любое время претендовать на приобретение товаров, работ и услуг.

Каждая хозяйственная операция представляет собой возникновение, изменение и прекращение обязательств. Согласно ГК РФ обязательством является обязанность должника совершить в пользу кредитора определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Следовательно, дебиторская задолженность — это имущественные требования учреждения к другим лицам, являющимся его должниками.

Дебиторская задолженность возникает в результате договорных отношений в момент перехода права собственности на товары, работы, услуги или в результате предварительной оплаты в счет получения в будущем товаров, работ, услуг при условии, если передача материальных ценностей и уплата денежных средств не совпадают по времени. Кроме того, бывает задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы.

Дебиторская задолженность не всегда погашается денежными средствами или иными активами. В случае невозможности ее взыскания она может быть признана безнадежной. В этом случае дебиторская задолженность списывается с баланса и прекращает свое существование в качестве актива.

К финансовым вложениям относятся государственные и муниципальные ценные бумаги; ценные бумаги организаций; вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций; предоставленные другим организациям займы; депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

Бюджетный учет финансовых активов учреждений представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации, группировки и обобщения информации в денежном выражении о состоянии и движении финансовых активов. Отчетная информация помогает контролировать как целевую направленность расходование средств, так и результативность их использования.

Основные задачи бюджетного учета финансовых активов:

точный, полный и своевременный учет средств и операций по их движению;

контроль за правильностью документального оформления и законностью операций с денежными средствами, расчетных операций;

контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;

обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений;

своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов, обеспечение изыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности в установленные сроки;

контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;

выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 г. № 25н.

Учет денежных средств организации осуществляется в разделе «Финансовые активы» на сч. 200 «Финансовые активы», который состоит из следующих синтетических счетов:

  • 201 «Денежные средства учреждения»;
  • 202 «Средства на счетах бюджетов»;
  • 203 «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»;
  • 204 «Финансовые вложения»;
  • 205 «Расчеты с дебиторами по доходам»;
  • 206 «Расчеты по выданным авансам»;
  • 207 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам»;
  • 208 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 209 «Расчеты по недостачам»;
  • 210 «Расчеты с прочими дебиторами»;
  • 211 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»;
  • 212 «Внутренние расчеты по выбытиям из бюджета».

При организации и ведении учета денежных средств следует руководствоваться общими правилами учета наличных и безналичных денежных средств, устанавливаемыми нормативными документами ЦБ РФ, БК РФ, Минфина России, регулирующими обращение денежных средств через систему органов Федерального казначейства.