Акцизы на авиационный керосин

Акциз на бензин — 2018: кто является его плательщиком? Какие ставки установлены на 2018 год? Когда необходимо представлять декларацию и оплачивать акциз на бензин? Подробно расскажем об этом в нашей статье.

Общее понятие акциза

Акциз — это один из видов косвенных налогов, применяемых к товарам массового потребления, который включается в стоимость товара. Акциз, как правило, устанавливается на высокодоходные товары с целью регулирования спроса на них.

Бензин относится к группе высокодоходных товаров и является подакцизным. Акцизные сборы по нему — один из источников формирования доходов госбюджета.

О других видах подакцизных товаров читайте в материале «Что относится к подакцизным товарам — перечень 2018?».

Налогоплательщики акциза на бензин

Плательщиками акциза на бензин признаются предприятия и индивидуальные предприниматели, производящие бензин и осуществляющие его переработку, при его непосредственной реализации, а также в иных случаях, установленных ст. 182 НК РФ. Важно отметить, что плательщиками акциза на бензин являются его производители и переработчики. В случае, когда лицо осуществляет оптово-розничную или розничную продажу бензина, оно не будет налогоплательщиком.

Акциз на бензин: размер ставок в 2018 году

Ставки акцизов на бензин на 2018 год установлены ст. 193 НК РФ. Они различаются в зависимости от класса бензина:

В 2018 году по сравнению с 2017 годом ставки налога на прямогонный и автомобильный бензин, не соответствующий 5-му классу, не изменились, а для бензина 5-го класса ставки акциза были повышены, причем дважды — с 01.01.2018 и с 01.07.2018. В следующие два года также предусмотрен рост ставок акциза для бензина 5-го класса: 12 314 руб. за тонну в 2019 году и 12 752 руб. за тонну в 2020 году.

О ставках акцизов в 2018 году читайте в материале «Какие ставки акцизов установлены на 2018 год?».

Сроки уплаты акциза и представление налоговой декларации

Оплачивать акциз на бензин и представлять декларацию в налоговый орган необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Следует помнить, что уплата акциза на бензин должна осуществляться по месту фактического производства или переработки бензина (п. 4 ст. 204 НК РФ). Декларация подается в налоговый орган по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (п. 5 ст. 204 НК РФ).

Об особенностях заполнения декларации по бензину читайте в материале «Пример заполнения налоговой декларации по акцизам».

Итоги

Бензин — сверхприбыльный товар, что делает его весьма привлекательным с точки зрения налогообложения. Ставки акцизов на бензин достаточно часто пересматриваются. Хотя на 2018 год по прямогонному и автомобильному бензину, не относящемуся к 5-му классу, они сохранены в тех же значениях, которые действовали в 2017 году, для бензина 5-го класса ставки акциза в 2018 года повышаются дважды — с января и июля 2018 года.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Вопрос:

Вправе ли организация возмещать акциз с авиационного керосина приобретенного у производителей, а также у различных торговых компаний, у которых по идее должна быть лицензия на торговлю?

Компании продавцы предоставляют сертификат на топливо.

Организация-приобретатель состоит в реестре эксплуатантов гражданской авиации. В первичных документах акциз не выделен.

Ответ:

Согласно налоговому законодательству авиационный керосин является подакцизным товаром.

При приобретении его в собственность организацией, состоящей в реестре эксплуатантов гражданской авиации возникает объект для начисления акциза. Вычеты и возмещение возможно применять при наличии всех указанных в налоговом кодексе подтверждающих документов, при использовании организацией топлива для нужд хозяйственной деятельности. При этом возмещение возможно при превышении суммы вычетов над суммой начисленного акциза. В поступающих документах, согласно разъяснениям, акциз не выделяется.

Обоснование:

Как указано в Письме ФНС России от 16.05.2018 N СД-4-3/9268 «О направлении письма Минфина России» порядок возмещения акциза отдельным категориям налогоплательщиков (до завершения камеральной проверки декларации) предусмотрен ст. 203.1 НК РФ.

Данный порядок возмещения акциза схож с заявительным порядком возмещения НДС. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 203.1 НК РФ специальным порядком возмещения акциза могут воспользоваться налогоплательщики, включенные в Реестр эксплуатантов гражданской авиации РФ и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

В соответствии с п. 2 ст. 203.1 НК РФ налогоплательщики реализуют право на возмещение (зачет, возврат) путем подачи не позднее пяти дней со дня подачи декларации заявления о возмещении налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

Одновременно вместе с указанным заявлением налогоплательщик представляет банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных законодательством.

В силу п. 5 ст. 203.1 НК РФ в течение пяти дней со дня подачи заявления о возмещении налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком определенных требований и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

Положения ст. 203.1 НК РФ, не обязывают налогоплательщика подать заявление о возмещении с использованием банковской гарантии полной суммы акциза, указанной в декларации. Налоговый орган подтверждает право на возмещение или отказывает в возмещении суммы акциза, указанной налогоплательщиком в заявлении.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации операции по получению авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта признается объектом налогообложения. Получением авиационного керосина признается приобретение авиационного керосина в собственность по договору с российской организацией.

Согласно пункту 21 статьи 200 Кодекса суммы акциза, начисленные при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, подлежат вычетам с применением коэффициентов, установленных данным пунктом, и при представлении документов в соответствии с пунктом 21 статьи 201 Кодекса.

Объект налогообложения и право на вычет уплаченных сумм акциза на авиационный керосин возникают только при поставках авиационного керосина на территории Российской Федерации.

Как указано в Письме Минфина России от 12.12.2016 N 03-13-08/73831 в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации согласно абзацу 9 пункта 2 статьи 195 Кодекса датой получения авиационного керосина признается день его получения лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 183 Кодекса освобождаются от налогообложения акцизами операции по реализации или передаче авиационного керосина, предусмотренные подпунктами 1, 6 — 13 пункта 1 статьи 182 Кодекса.

Учитывая изложенное, объект налогообложения акцизами авиационного керосина возникает при приобретении всего объема авиационного керосина в собственность эксплуатанта, имеющего вышеуказанный сертификат.

В Письме Минфина России от 15.01.2016 N 03-07-06/775 даны следующие разъяснения:

«Согласно пункту 21 статьи 200 Кодекса суммы акциза, начисленные при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, подлежат вычетам при использовании полученного авиационного керосина самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком с применением коэффициентов, установленных данным пунктом.

Таким образом, из буквального толкования подпункта 28 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса однозначно следует, что установленный в данной норме объект налогообложения возникает при приобретении авиационного керосина в собственность самого эксплуатанта».

Из анализа приведенных положений следует, что обязательными условиями, при которых возникает объект налогообложения, являются: приобретение авиационного керосина именно в собственность и по договору именно с российской организацией; авиационный керосин получен лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Авиационный керосин признается подакцизным товаром на основании пп. 13 п. 1 ст. 181 НК РФ. В целях гл. 22 НК РФ авиационным керосином признаются жидкие топлива, используемые в авиационных двигателях, соответствующие требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и (или) международных договоров РФ, а также смеси таких топлив.

Налоговая ставка по акцизу на данный подакцизный товар на период с 1 января 2018г. установлена в размере 2800 руб. за 1 тонну (п. 1 ст. 193 НК РФ).

Налоговая база по данному объекту налогообложения определяется как объем полученного авиационного керосина в натуральном выражении (п. 10 ст. 187 НК РФ). При этом датой получения авиационного керосина признается день его получения лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации РФ и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 2 ст. 195 НК РФ).

Подпунктом 5 п. 4 ст. 199 НК РФ определено, что при совершении операций с авиационным керосином, указанных в пп. 28 п. 1 ст. 182 НК РФ, сумма акциза в стоимость получаемого авиационного керосина не включается.

В соответствии с п. 21 ст. 200 НК РФ умноженные на коэффициент, установленный данным пунктом, суммы акциза, начисленные при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации РФ и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, подлежат вычету при использовании полученного авиационного керосина самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор об оказании услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком.

При использовании полученного авиационного керосина самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком, коэффициент применяется в следующих размерах:

с 1 января 2017 года — 2,08.

В иных случаях выбытия (использования) полученного авиационного керосина коэффициент принимается равным 1.

Налоговые вычеты, указанные в пункте 21 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:

  • копии сертификата (свидетельства) эксплуатанта;
  • копии договора поставки (купли-продажи) авиационного керосина налогоплательщика с российской организацией — поставщиком авиационного керосина;
  • реестра счетов-фактур, выставленных налогоплательщику поставщиком авиационного керосина, подтверждающего получение налогоплательщиком авиационного керосина, в отношении которого начислена сумма акциза, предъявленная к вычету в налоговом периоде. Форма и порядок заполнения указанного реестра счетов-фактур, порядок его представления в налоговые органы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  • при использовании полученного авиационного керосина для заправки воздушных судов самим налогоплательщиком — реестра расходных накладных (требований, ордеров) на заправку воздушных судов, подтверждающих факт заправки воздушных судов авиационным керосином самим налогоплательщиком. Указанный реестр должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, дату и номер расходной накладной (требования, ордера), место заправки (аэропорт), вид топлива, количество заправленного топлива в килограммах и литрах, тип воздушного судна, номер рейса;
  • при использовании полученного авиационного керосина для заправки воздушных судов лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком, авиационным керосином:
  • копии договора на оказание налогоплательщику услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, заключенного с лицом, осуществляющим заправку воздушных судов авиационным керосином;
  • реестра расходных накладных (требований, ордеров) на заправку воздушных судов, подтверждающих факт заправки воздушных судов авиационным керосином лицом, осуществляющим заправку воздушных судов авиационным керосином по договору, заключенному с налогоплательщиком. Указанный реестр должен включать в себя следующие сведения: наименование документа, наименование лица, оказывающего услуги по заправке воздушных судов, дату и номер расходной накладной (требования, ордера), место заправки (аэропорт), вид топлива, количество заправленного топлива в килограммах и литрах, тип воздушного судна, номер рейса.

Судебная практика:

По данному вопросу судебной практики мало. Однако, из анализа видно, что суд рассматривает подобные вопросы в пользу налогового органа с привлечением к ответственности налогоплательщика.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 N 09АП-49160/2017 по делу N А40-96182/17 отказано налогоплательщику в споре об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и отказано в возмещении полностью суммы акциза, поскольку факт нарушения налогоплательщиком срока предоставления налоговой декларации подтверждается материалами дела, сумма акциза в установленный срок также не уплачена.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.03.2018 N Ф05-2753/2018 данное постановление оставлено без изменения.

Возможное решение по ситуации:

  • Использовать топливо в том же налоговом периоде и применять вычеты, с учетом сбора всех необходимых документов.
  • Использовать агентскую схему, согласно которой топливо приобретает в собственность агент который оказывает услуги по заправке воздушных судов организации и право собственности к организации на топливо не переходит.
  • Приобретать керосин не на территории РФ, чтобы не возникал объект налогообложения. Подобные разъяснения приведены в письме ФНС России от 16.05.2018 N СД-4-3/9268.

Налоговый консалт, налоговый консалт цены, заказать аудит, заказать аудиторскую проверку и уточнить все вопросы по телефону 8(495)90-272-90.

Аудит консалтинг, аудит в Москве, аудит в России – являются специализацией наших аудиторов, юристов и налоговых консультантов. Чтобы заказать обязательный аудит и провести аудит, обратитесь на наш официальный сайт по аудиту, и Вы получите всесторонний налоговый аудит, цена которого будет доступна вплоть до малых и вновь созданных компаний. Обязательный аудит является востребованной услугой нашей компании, закажите аудит в Москве у нас! Также можно заказать услуги обязательного аудита в Москве, написав заявку или письмо на почту.

Заказать налоговый консалт, заказать обязательный аудит, провести аудит

24 апреля. FINMARKET.RU — Параметры корректировки демпфирующего механизма и источники компенсации выпадающих за счет этого доходов бюджета, определенные в протоколе совещания о рынке нефти и нефтепродуктов, актуальны только на 2019 год, заявил Минфин РФ. В 2019 году по таким параметрам компенсация нефтяным компаниям из Фонда национального благосостояния (ФНБ) составит 400-450 млрд рублей, подсчитало министерство.

«Применение таких параметров в 2020 году при высоких ценах на нефть приведет к выплатам компенсации нефтяным компаниям из ФНБ в размере 1,7 трлн рублей. Поэтому договоренности по демпферу на 2020 год пока не достигнуты», — заявила пресс-служба Минфина. Россия с 1 января 2019 года перешла на новую систему налогообложения нефтяной отрасли. Она предусматривает продолжение «налогового маневра», введение понижающего коэффициента 0,833 к экспортной пошлине на нефть и пропорционального повышающего коэффициента 428 к НДПИ. Чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение их дефицита, маневр предусматривает введение принципиально новой системы обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой, которая позволит снизить влияние мировых цен на нефть на внутренний рынок топлива. Обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии, а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента. Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки. Она рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом цена экспортной альтернативы рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. А внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно. Главным условием демпфера является неповышение на 10% цен на топливо от уровней, установленных государством. Первоначально средняя оптовая цена на бензин Аи-92 была установлена в размере 56 тыс. рублей за тонну в 2019 году, на дизельное топливо (ДТ) — 50 тыс. рублей. При этом в формуле демпфера были две переменные: фиксированные надбавки в 5600 рублей за тонну по бензину и 5000 рублей по дизельному топливу. Эти переменные препятствовали обнулению демпфера, если цена внутреннего рынка будет ниже, чем цена экспортной альтернативы. В январе и феврале из-за низких цен на бензин в Европе обратный акциз на нефть с демпфером по бензину стал прямым акцизом. Нефтяные компании вынуждены были заплатить в бюджет 10,2 млрд рублей по бензину. Правда, из бюджета они получили 10,7 млрд рублей по обратному акцизу с демпфером на дизельное топливо. В феврале выплаты нефтяникам по демпферу составили 10-15 млрд рублей. По оценкам Минфина, совокупные выплаты в 2019 году в текущих ценах на нефть составят 300 млрд рублей. Тем не менее, по итогам серий совещаний было решено скорректировать демпфер. В частности, было решено отказаться от использования фиксированных надбавок в 5600 рублей за тонну по бензину и 5000 рублей по ДТ, которые появлялись, если цена экспортной альтернативы превышала целевую, при этом сами целевые цены были снижены на бензин до 51 тыс. рублей за тонну, на дизель — до 46 тыс. рублей за тонну. Почти месяц ведомства искали способ компенсации выпадающих доходов бюджета от корректировки демпфера в размере 120-190 млрд рублей. Среди прорабатываемых вариантов: повышение НДПИ, против которого выступало Минэнерго, увеличение пошлины на средние дистилляты и субсидии из ФНБ, против которых был Минфин. Наконец, в среду правительство опубликовало протокол совместного совещания у первого вице-премьера, министра финансов РФ Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака. Участники совещания договорились о введении надбавки к НДПИ и акциза на средние дистилляты, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета от корректировки обратного акциза на нефть с демпфером. Акциз будет введен по ставке дизельного топлива на все неподакцизные жидкие нефтепродукты: «суррогаты» средних дистиллятов, вакуумный газойль, мазут. При этом будут предусмотрены вычеты для тех нефтепродуктов, которые используются при бункеровке судов, дальнейшей переработке, производстве тепла и электроэнергии. Фиксированная надбавка к НДПИ составит 75 руб./т при мировых ценах на нефть в диапазоне от $55-57 до $80 за баррель. При ценах на нефть от $80 за баррель и выше предусмотрено равномерное увеличение надбавки по формуле с 75 руб./т до 204 руб./т. В протоколе также отмечается, что нефтяные компании взяли обязательство на фоне сезонного роста спроса снизить цены на дизтопливо до уровня октября 2018 года, «с учетом инфляции и увеличения ставки НДС».

Максим Назаров

МОСКВА (Рейтер) — Правительство РФ рассчитывает на дополнительные доходы для бюджета в рамках завершающего этапа налогового маневра для нефтяной отрасли, однако несколько компонентов расчёта, которые могут повлиять на конечный результат, правительство пока не определило.

Кабинет министров утвердил законопроект в четверг.

ADVERTISEMENT

«Были проведены согласования, встречи с представителями отрасли, сегодня обсудим доработанный документ, чтобы в ближайшее время внести в Госдуму», — сказал журналистам отвечающий в правительстве за энергетический комплекс вице-премьер Дмитрий Козак.

Согласно документу, копия которого есть у Рейтер, к 2024 году власти планируют поэтапное обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и зеркальное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) такими же темпами и на такую же величину. Рейтер пока не удалось подтвердить, является ли копия законопроекта окончательной версией документа.

Поскольку обнуление экспортной пошлины сократит маржу НПЗ, а также грозит значительным повышением внутренних цен на топливо из-за роста экспортного паритета, законопроект предусматривает субсидию для нефтепереработки в виде отрицательного акциза на нефть и дополнительную демпфирующую надбавку к нему, сглаживающую влияние мировых цен на внутренний рынок.

Согласно законопроекту, основным условием предоставления отрицательного акциза на нефть является наличие у компании перерабатывающих мощностей и выполнение требования о производстве и поставке на рынок РФ автобензина класса Евро-5 в количестве более 10 процентов от объема переработки нефти.

Безусловное право на получение отрицательного акциза получают НПЗ компаний, против которых действуют иностранные санкции.

Также его смогут получить НПЗ, завершающие модернизацию.

ADVERTISEMENT

«Предусмотрено предоставление отрицательного акциза тем компаниям, которые осуществляют модернизацию нефтеперерабатывающих производств, которые возьмут на себя обязательства, кто не успел в предыдущий период завершить модернизацию, в течение трёх лет модернизировать производство», — сказал Козак журналистам.

Федеральный бюджет в ходе реализации заключительного этапа налогового маневра, по словам Козака, в течение шести лет дополнительно получит 1,3-1,6 триллиона рублей.

Однако предусмотренная законопроектом демпфирующая надбавка к возвратному акцизу, призванная защищать внутренний рынок от резких скачков мировых цен, потребует дополнительных расходов из госбюджета. Объём её применения оценить заранее невозможно, поскольку он зависит от колебаний мировых цен а сама формула будет уточнена, как предполагается, ко второму чтению законопроекта в Госдуме.

Другой неопределённый компонент расчётов — повышающий коэффициент к отрицательному акцизу в размере 1-1,6 в зависимости от удаленности НПЗ от рынков сбыта. Он должен компенсировать заводам логистические издержки при экспорте. По словам Козака, Минфин и Минэнерго планируют внести его в документ ко второму чтению в Думе.

ЗАЩИТА ОТ САНКЦИЙ

Условие, позволяющее получить возвратный акциз — если в компании-заявителе по состоянию на 1 января 2018 года «прямо и (или) косвенно участвуют российские организации, которые на указанную дату подпадали под действие введенных иностранными государствами… в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации запретительных, ограничительных и (или) иных аналогичных мер», говорится в законопроекте.

ADVERTISEMENT

При этом совокупная доля участия санкционных компаний должна составлять не менее 50 процентов.

Из российских переработчиков под это условие подпадают Роснефть и Новатэк. Причём Новатэк сможет воспользоваться отрицательным акцизом для своего завода в Усть-Луге, поставляющем продукцию исключительно на экспорт, а не на внутренний рынок, где применяются акцизные сборы.

ЭКСПОРТНАЯ ПОШЛИНА

Законопроект предусматривает, что экспортная пошлина будет равномерно уменьшаться на 1/6 ежегодно с 2019 года. Для этого к действующей формуле экспортной пошлины вводится корректирующий коэффициент — 0,833 в 2019 году, 0,666 в 2020 году и так далее, до 0 в 2024 году.

В четверг на брифинге Козак сообщил журналистам, что законопроект предусматривает возможность для правительства временно устанавливать повышенную экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты для защиты в внутреннего рынка.

«Предусмотрена возможность правительства введения на временной основе, в случае форс-мажорных обстоятельств, чтобы не допустить галопирующий рост цен на моторное топливо, вводить (повышенные) экспортные пошлины на нефтепродукты и на нефть», — сказал Козак.

ADVERTISEMENT

Ранее сообщалось, что верхняя граница временных заградительных пошлин на нефтепродукты сможет достигать 90 процентов от пошлины на нефть.

Пошлина на нефть в 2018 году, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть марки Urals, составляет $124,7 за тонну, пошлина на корзину нефтепродуктов из тонны нефти по общим выходам НПЗ РФ в 2018 году — $63,1 за тонну.

НДПИ

Законопроект дополняет формулу расчёта НДПИ новым слагаемым, которое в точности повторяет формулу экспортной пошлины в рублевом выражении (умноженную на средний за месяц курс доллара) с корректирующим коэффициентом, который в 2019 году устанавливается в размере 1/6, ежегодно увеличивается на 1/6 до 1 (единицы) в 2024 году.

Сумма прироста НДПИ за 2019-2024 годы, по расчётам Рейтер, составит 9,4 триллиона рублей. Расчёт экстраполирует объём добычи в 2017 году нефти, не подпадающей под льготную ставку, и сложившиеся в 2018 году средние значения цены Urals и курса доллара к рублю.

ПОДДЕРЖКА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ

ADVERTISEMENT

Сумма экспортных пошлин на корзину выпускаемых заводами нефтепродуктов сейчас в среднем вдвое меньше экспортной пошлины на объем нефти, из которой они были получены. Эта разница многие годы обеспечивала значительную маржу НПЗ, которую владельцы заводов, как предполагалось, направят на модернизацию для повышения глубины переработки и увеличения выпуска высококачественного топлива.

Поэтапное снижение и обнуление в итоге экспортной пошлины на нефть и зависящих от нее пошлин на нефтепродукты и одновременное удорожание сырья за счет роста НДПИ существенно снизит маржу НПЗ, а для заводов с простой схемой переработки окончательно сделает ее убыточной.

Манёвр предоставит самим себе мини-НПЗ, давно вызывавшие раздражение и властей, и нефтяных компаний, но крупные НПЗ, которые производят в том числе качественное моторное топливо для внутреннего рынка, государство решило поддержать отрицательным акцизом, который будет примерно соответствовать существующему диспаритету экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Введение обратного акциза на нефть для переработчиков потребовало бы от государства выплатить 3,4 триллиона рублей в 2019-2024 годах, показали расчёты Рейтер для объема переработки по итогам 2017 года и при сложившихся за январь-июнь 2018 года средней цене Urals и курсе доллара.

Предложенная в законопроекте формула акциза на нефть содержит ту же формулу экспортной пошлины и корректирующий коэффициент, возрастающий на 1/6 в год, как и в расчёте НДПИ, а также ещё один коэффициент (обозначенный как «Спю»), который рассчитывается исходя из объемов производства нефтепродуктов: нафты (в формуле обозначается «пб»), светлых нефтепродуктов («св»), включая масла и подакцизную ароматику, кокса («кс») и темных нефтепродуктов («т»), соотнесенных с объёмом сырья («нс»).

Документ приводит следующую формулу расчёта коэффициента:

ADVERTISEMENT

Спю = (Vнс − 0,55×Vпб − 0,3×Vсв − 0,065×Vкс − Vт)/ Vнс

Чтобы исключить занижение значений в числителе формулы, законопроект содержит условие, согласно которому сумма использованных в формуле весов нефтепродуктов должна составлять не менее 0,8 от переработанного нефтяного сырья.

Наибольший эффект от введения отрицательного акциза могут получить НПЗ, выпускающие моторное топливо 5 класса (Евро-5) и светлые нефтепродукты, то есть или хорошо оснащённые, или перерабатывающие газоконденсат, практически не содержащий тёмных фракций.

Представленная в законопроекте формула дает среднее значение акциза на нефть для НПЗ РФ в 2019 году — 610 рублей за тонну при текущих значениях средней цены на нефть, курсе доллара и показателях производства, а к 2024 году, по мере роста корректирующего коэффициента — 3.640 рублей за тонну. Примерно столько же составляет разность пошлин на нефть и нефтепродукты, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть.

Для хорошо оснащенных НПЗ: ТАНЕКО Татнефти, Новойл, Уфанефтехим Роснефти, ПермНОС, Волгоградского НПЗ Лукойла, а также газоконденсатных Сургутского ЗСК и Астраханского ГПЗ Газпрома расчётное значение отрицательного акциза на нефть в 2024 году составляет около 4.500 рублей за тонну и больше.