Алкоголь с 23 до 8

kasto / .com

Снижение употребления алкоголя среди россиян – одно из приоритетных направлений федерального проекта, разрабатываемого экспертным сообществом совместно с ОНФ. Именно с этой целью планируется ввести запрет на продажу алкогольной продукции в торговых точках и точках общественного питания, располагающихся в жилых домах.

Меры, направленные на снижение употребления алкогольной продукции, как отметили главный внештатный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн и заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, член Центрального штаба ОНФ, заслуженный врач РФ Николай Говорин на состоявшейся пресс-конференции «Национальной Службы Новостей», должны быть системными и комплексными. Например, осуществляться по разным направлениям деятельности и включать в себя разного рода ограничения и запреты.

В качестве примера Евгений Брюн назвал некоторые действующие ограничения на продажу и употребление алкогольной продукции: ценовые, возрастные и временные (п. 5 ст. 11, подп. 11 п. 2, п. 9 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Николай Говорин в свою очередь отметил, что необходимо:

  • эффективнее осуществлять государственный контроль за оборотом алкогольной продукции и ее качеством;
  • достигать снижения уровня спроса на алкогольную продукцию, особенно среди молодежи;
  • формировать ответственное отношение граждан к своему здоровью;
  • придерживаться рекомендаций ВОЗ по снижению употребления алкоголя;
  • увеличивать количество соответствующей социальной рекламы;
  • снижать плотность точек реализации алкогольной продукции на уровне муниципальных образований. Эксперт констатировал, что количество точек продаж алкоголя, расположенных на сегодняшний день в нежилых помещениях жилых многоквартирных домов чрезвычайно велико и необходимо постепенно эту ситуацию менять.

По словам представителя Минздрава России Евгения Брюна, еще около трех лет назад министерством проводился опрос, по результатам которого большинство опрошенных высказались за то, чтобы вывести продажу алкогольной продукции в специализированные магазины, находящиеся на некотором удалении от жилых домов. Подобная инициатива уже была реализована на региональном уровне в Республике Саха (Якутия) с 1 января 2015 года (ч. 1 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1248-З № 51-V «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)»).

Представителем Госдумы были обозначены проблемы, которыми продиктована разработка обсуждаемого проекта:

  • снижение рождаемости. Так, по его словам, в 2017 году в России родилось на 203 тыс. детей меньше, чем в 2015 году;
  • «сверхсмертность» среди трудоспособного населения, особенно среди мужчин и в частности среди тех из них, кто проживает в сельской местности. Эксперт отметил, что мужчины живут в среднем на 10-12 лет меньше, чем женщины;
  • мужское бесплодие – 4 млн мужчин, достигших репродуктивного возраста, бесплодны;
  • смертность от причин, прямо или косвенно, связанных с употреблением алкоголя – около 500 тыс. человек в год;
  • высокие затраты учреждений системы здравоохранения на оказание медицинской помощи пациентам, которые обратились в больницу из-за причин, связанных с употреблением алкоголя (отравление, бытовые травмы и т. д.) – они тратят на это примерно 10-15% средств своего бюджета.

Список проблем, касающихся оборота и употребления алкоголя, дополнил президент Гильдии маркетологов Игорь Березин:

  • употребление спиртосодержащих жидкостей, которые для этого в принципе не предназначены (технические жидкости, аптечные препараты и пр.);
  • продажа контрафактной алкогольной продукции – по разным оценкам такая продукция составляет от 1/4 до 1/2 всего соответствующего рынка;
  • неисполнение существующих нормативных запретов и ограничений в сфере оборота и употребления алкогольной продукции.

Игорь Березин согласился с тем, что введение запрета на продажу алкогольной продукции в торговых точках и точках общественного питания, располагающихся в жилых домах, может быть полезным, но в то же время указал на опасность роста нелегальной торговли алкоголем при резком сокращении количества точек. Он считает, что введение запрета может нанести ущерб розничной торговле, в том числе торговле так называемыми товарами социального назначения (хлеб, молоко, крупы и пр.) и спровоцировать рост цен на последние. В связи с этим эксперт заключил, что акцент следует делать на борьбе с нелегальной торговлей алкогольной продукцией и указал на необходимость взвешенного подхода к разработке законопроекта.

Напомним, что за незаконную торговлю алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией для физлиц и ИП специально предусмотрены меры административной (с 30 июля 2017 года) и уголовной (с 26 августа 2017 года) ответственности (ст. 14.17.1 КоАП, ст. 171.3-171.4 Уголовного кодекса). Для юрлиц, осуществляющих торговлю алкоголем без лицензии или с нарушением ее требований, ст. 14.17 КоАП РФ также предусмотрены штрафные санкции.

Стоит отметить, что речь в проекте идет о запрете реализации алкогольной продукции в точках продаж, которые располагаются в нежилых помещениях жилых многоквартирных домов, а не в жилых районах в принципе, на что обратил внимание Евгений Брюн. Проект нацелен на то, чтобы вывести торговлю алкоголем из непосредственной близости к жилым домам и перевести ее в специализированные магазины, которые по мнению экспертов не должны располагаться на первых этажах многоквартирных домов или в пристроенных к домам сооружениях. Правда, где в таких случаях их можно было бы разместить, пока неясно. На строительство отдельно стоящих зданий потребуются большие финансовые затраты со стороны бизнеса, которым они вряд ли будут рады, тем более, что не так давно по стране прокатилась волна сноса одиночно расположенных построек. Коснется ли запрет абсолютно всех точек реализации алкоголя или, например, для сетевых супермаркетов, расположенных в жилых домах, будет сделано исключение, также пока под вопросом. При этом на данном этапе разработки проекта о каких-либо территориальных ограничениях действия запрета в зависимости от конкретного района города речи не идет.

Евгений Брюн неоднократно подчеркнул, что введение запрета в действие должно быть постепенным для того, чтобы и население, и бизнес могли адаптироваться к новым реалиям. По его словам сейчас среди молодого поколения уже наблюдается тенденция к отказу от употребления алкогольной или табачной продукции, а также наркотиков. Так, по данным Минздрава России за последние 8 лет употребление алкоголя на душу населения сократилось с 18 до 10,3 л в год.

Как заметил Николай Говорин, при подготовке законопроекта нужно будет определиться с плотностью точек продаж и установить административную ответственность за нарушение запрета, например такую, как лишение лицензии на продажу алкогольной продукции.

Евгений Брюн не назвал конкретных сроков реализации инициативы, но подчеркнул, что для качественной подготовки законопроекта потребуется его проработка представителями общественности, специалистами, экспертами и депутатским корпусом.

В связи с коронавирусом COVID-19 время продажи алкоголя может изменяться

Запрет на продажу алкогольных напитков в ночное время – мера государственного уровня для борьбы с пагубной привычкой. Время продажи алкоголя в Москве и других городах Российской Федерации регулируется законодательством страны актуальным в текущем году. Авторы законы уверяют, что данная мера оказывает положительно влияние на уровень преступности и уровень потребления спиртного на одного человека. Несмотря на положительную сторону закона о регулировании производства и продажи спиртосодержащей продукции, временные ограничения на продажу алкоголя в Москве и других городах Росси, варьируются и приносят неудобства населению страны.

Закон о времени запрете продажи алкогольных напитков

Согласно пятому пункту ст. 15 Федерального законодательства продажа спиртосодержащей продукции запрещена в ночной период времени. Установленные временные рамки составляют девять часов запрета с 23 часов вечера до 8 часов утра. Органы государственной власти вправе ввести изменения в установленный закон, увеличив время продажи алкоголя в столице и других городах России. Проблема заключается в установлении различного периода времени до скольки и со скольки продают алкоголь в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Новороссийске. Закон также указывает места, где запрещается или разрешается продавать спиртные напитки в период позднего вечера. Согласно закону, запрет на продажу алкоголя в Москве не распространяется на заведения общественного питания, которым позволяется осуществлять оборот алкогольной продукции в часы работы государственного заведения. Закон устанавливает не только временные рамки, со скольки продают алкоголь, но и список разрешенных к продаже спиртосодержащих напитков.

Время продажи в Москве

Столица подвергалась регулярным изменениям времени продажи алкоголя. В 2010 году реализовывать продажу алкогольных напитков разрешалось с 10 часов утра до 22 часов вечера. В 2011 году время продажи алкоголя в Москве уменьшилось на три часа. Временные рамки, со скольки не продают алкоголь на сегодня составляют с 23 часов вечера до 8 часов утра для жителей Москвы. Для жители Московской области действуют более жесткие рамки: продажа разрешена с 11 утра до 9 часов вечера и соответственно запрещена с 21.00 до 11.00. На период 2016 года временные рамки, со скольки продают алкоголь в Москве и Московской области, составляют с 08.00 до 23.00.

Где разрешена и запрещена продажа

Власти внесли уточнения в закон, согласно которому некоторые заведения общественного питания могут осуществлять продажу алкоголя. Главным условием продажи является наличие лицензии. К таким заведениям относятся:

  • кафе;
  • бары;
  • рестораны
  • магазины беспошлиной торговли;
  • ночные клубы.

Гражданам Российской Федерации разрешается употреблять алкогольные напитки исключительно на территории заведений. Согласно закону о разрешенном времени продажи алкоголя в Москве, к заведениям, которым запрещено продавать спиртные напитки, относятся:

  • киоски, магазины, супермаркеты;
  • образовательные учреждения;
  • спортивные и культурно-досуговые заведения.

Последствия закона

За период существования и действия закона, значительных изменений в количестве продаж спиртосодержащих напитков нет, жители Российской Федерации продолжают покупать алкоголь в разрешенное время.

Правительство страны наделяет власти областей полномочиями устанавливать полный запрет на продажу алкогольных напитков определенной крепости, исключая продажу продукции превышающей разрешенный показатель. На прилавках магазинов некоторых областей или городов могут остаться только вина и пиво. Данные изменения имели место во Владимирской области, где запрет продержался около десяти дней, так как жители области пришли в негодование от установленного закона.

Продажа алкоголя в запрещенное время карается штрафом от 50 000 до 100 000 рублей для продавца и от 5 000 до 10 000 рублей для руководителя.

Лица купившие алкоголь ответственности не несут.

Вступили в силу изменения в Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2006 года № 287-41 «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге», утвержденные Законом Санкт-Петербурга от 25 октября 2013 №548-97 «О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга и признании утратившими силу некоторых законов Санкт-Петербурга по вопросам оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции»:

  1. Статьи 1 и 2 изложены в следующей редакции:

«Статья 1. Сфера действия настоящего Закона Санкт-Петербурга Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон) определяет полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливает дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге.

«Статья 2. Полномочия Правительства Санкт-Петербурга в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции:

Правительство Санкт-Петербурга осуществляет следующие полномочия в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции:

1) выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;

2) прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением;

  1. осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;
  2. внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  3. определение мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  4. ведение реестра объектов и территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции;

7) осуществление иных полномочий в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом, иными федеральными законами»

  1. Статья 4 исключена.
  2. Статья 6 изложена в следующей редакции:

«Статья 6. Ограничения розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге

1. Запрещается розничная продажа алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга с 22 часов до 11часов, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

  1. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны обеспечить покупателей информацией об ограничениях розничной продажи алкогольной продукции в наглядной и доступной форме.
  2. Запрещается розничная продажа алкогольной продукции:

в местах проведения культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, определяемых в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга;

в местах, ограниченных окружностью с радиусом 15 метров с центром на оси входа (выхода) для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором находится детская, образовательная, медицинская организация или объект спорта, объект военного назначения, а при наличии обособленной территории у указанных зданий (строений, сооружений) — на оси входа (выхода) для посетителей на обособленную территорию;

в местах, ограниченных окружностью с радиусом 15 метров с центром на оси входа (выхода) для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором находится оптовый или розничный рынок, вокзал, аэропорт, иное место массового скопления граждан или место нахождения источников повышенной опасности, а при наличии обособленной территории у указанных зданий (строений, сооружений) – с центром на оси входа (выхода) для посетителей на обособленную территорию.

Объект, осуществляющий розничную продажу алкогольной продукции, считается размещенным в месте, ограниченном окружностью с радиусом 15 метров, если вход (выход) для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположен указанный объект, находится в пределах окружности с радиусом 15 метров.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции, установленный в абзаце четвертом настоящего пункта, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания».

СТ 14.16 КоАП РФ

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Утратила силу.

Комментарий к Ст. 14.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Предметом правонарушения являются правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данные правила регламентированы Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», а также иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими правила продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

2. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 1) выражается в розничной продаже этилового спирта, в том числе этилового спирта по фармакопейным статьям, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

3. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 2) выражается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

4. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 2.1) выражается в розничной продаже несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

5. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 3) выражается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

6. Субъектами административных правонарушений по ч. ч. 1, 2, 3 комментируемой статьи являются должностные и юридические лица, а по ч. 2.1, помимо указанных лиц, также индивидуальные предприниматели.

7. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом и неосторожностью.

8. Протоколы по ч. ч. 1, 2 комментируемой статьи составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции); органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 1, п. п. 1, 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

9. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ); по ч. ч. 2.1 и 3 — должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50 КоАП РФ); должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ), судьи суда общей юрисдикции (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).