Аренда земли у муниципалитета НДС

Источник: Журнал «НДС проблемы и решения»

Казалось бы, вопросы, связанные с обложением НДС услуг по аренде государственного имущества, давно решены, разъяснены и вообще могут возникнуть лишь у людей, слабо знакомых с российским налоговым законодательством. В самом деле, ведь достаточно прочитать п. 3 ст. 161 НК РФ и сразу же все станет ясно и понятно… Как бы не так.

Вот и у одного крымского бухгалтера возник вопрос: а должна ли уплачивать в бюджет НДС организация, арендующая земельный участок, находящийся в государственной собственности? Увы, ответить на него однозначно не представляется возможным, и вот почему…

Итак, одной из ситуаций, в которой у хозяйствующего субъекта могут возникнуть обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС в качестве налогового агента, является аренда или покупка госимущества. В каком случае это происходит?

📌 Реклама Отключить

Что касается аренды, то исходя из положений п. 3 ст. 161 НК РФ арендуемое имущество, во‑первых, должно находиться в федеральной, муниципальной собственности либо в собственности субъектов РФ, а во‑вторых, в качестве арендодателя должен выступать орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления) непосредственно либо совместно с балансодержателем сдаваемого в аренду имущества, не являющимся органом госвласти. В последнем случае между собственником имущества в лице органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления (арендодателя), балансодержателем имущества (например, унитарным предприятием) и арендатором должен быть заключен трехсторонний договор. Ведь если арендодателем является балансодержатель имущества, который не относится к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления или казенным учреждениям, то речь уже идет о договоре субаренды. Таким образом, обязанностей налогового агента у арендатора (то есть фактически субарендатора) не возникает: он перечисляет всю сумму арендной платы, включая НДС, арендодателю-балансодержателю, который должен самостоятельно уплатить названный налог в бюджет. Разъяснения по этому поводу содержатся, в частности, в письмах финансистов, к подобному выводу пришел КС РФ, аналогичного мнения придерживаются и арбитры.

📌 Реклама Отключить

Если же в качестве арендодателя выступает казенное учреждение, то в силу пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ оказываемые им услуги, включая услуги по аренде, не создают объекта обложения НДС и, следовательно, у арендатора обязанностей налогового агента не возникает. Данный вывод также подтвержден компетентными органами.

Содержание

Об объекте налогообложения

Вроде бы все понятно, земля ведь тоже имущество, следовательно, к ее аренде должны применяться общие правила налогообложения. Или нет? Ведь, например, операции по реализации земли, независимо от ее собственника, объектом обложения НДС не признаются на основании пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ, и если орган госвласти решит продать принадлежащий ему земельный участок, у его покупателя обязанностей налогового агента не возникнет, несмотря на положения абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ. А вот прямых норм, выводящих из‑под обложения НДС или освобождающих от обложения им операции по предоставлению земли в аренду, налоговое законодательство не содержит. 📌 Реклама Отключить

Однако существует пп. 4 п. 2 ст. 146, согласно которому не признается объектом обложения НДС оказание услуг органами, входящими в систему органов госвласти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность оказания таких услуг установлена законодательством РФ, субъектов РФ либо актами органов местного самоуправления.

Каким образом указанная норма относится к рассматриваемой нами проблеме? Да самым непосредственным. Предоставление имущества в аренду в целях применения налогового законодательства относится к услугам. Это первое. Второе: в соответствии с п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ органы госвласти и органы местного самоуправления могут осуществлять имущественные права в рамках своей компетенции. Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФимущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным… законодательством, а в силу ст. 29 ЗК РФпредоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

📌 Реклама Отключить

Чаще всего в качестве арендодателя – органа госвласти выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице своих территориальных органов, а в качестве органа местного самоуправления – соответствующая структура по управлению муниципальным имуществом. Так, Рос­имущество уполномочено, в частности, приниматьв установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также заключать договоры аренды и купли-продажи земельных участков, и порядок оказания данной услуги регламентирован приказами Минэкономразвития. То есть именно Росимущество и его территориальные органы, составляя систему органов госвласти, осуществляют свои функции, возложенные на них Земельным кодексом, в части земельных отношений. Ну а дальше – по отработанной схеме: в соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. При отсутствии объекта налогообложения не возникает ни обязанностей налогоплательщика, ни, соответственно, обязанностей налогового агента – полная аналогия с применением положений пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ в трактовке Минфина и ФНС.

📌 Реклама Отключить

Однако почему‑то нормы пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ на отношения по аренде госземель распространять не принято… Есть, правда, старые письма налоговиков, в которых названный подход применялся, но применялся исключительно к услугам по предоставлению права заключения договора аренды земли. Но ведь указанное право приобретается арендатором по результатам торгов (конкурса или аукциона), организуемых органами госвласти или местного самоуправления только в определенных случаях (то есть не всегда), и платой за его предоставление, по сути, можно считать задаток, вносимый на счет организатора торгов для участия в них, который либо возвращается проигравшим участникам, либо засчитывается в счет арендной платы. А согласно административным регламентам об оказании государственных услуг наименование услуги такое: «предоставление земельных участков», оказывается она без взимания каких‑либо платежей и пошлин, правда, результатом ее оказания считается заключение договора купли-продажи, аренды либо безвозмездного срочного пользования земельным участком… Не это ли причина игнорирования положений пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ в рассматриваемом случае? Или возникают сомнения в исключительности полномочий того же территориального органа Росимущества? Или в установлении обязательности оказания такой услуги? У автора нет ответов на эти вопросы…

📌 Реклама Отключить

Об освобождении от обложения

Согласно разъяснениям Минфина, надо признаться достаточно туманным, не облагается НДС арендная плата за пользование земельным участком на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ. Но финансисты особо подчеркивают, что не подлежит обложению только плата, взимаемая с хозяйствующих субъектов, заключивших с органами государственной власти и управления (органами местного самоуправления) договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности РФ (субъектов РФ, муниципалитетов), которая относится к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками. Очевидно, это следует понимать так, что в иных случаях (вопрос – в каких?) арендная плата за землю НДС облагается. Попробуем разобраться с применением этой нормы. 📌 Реклама Отключить

В соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, если читать его буквально, освобождаются от обложения НДС пошлины и сборы, взимаемые государственными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами.

Но позвольте, платежи, пошлины, сборы вообще не являются объектами обложения НДС, если, конечно, принимать во внимание п. 1 ст. 146 НК РФ. Согласно указанной норме к объектам обложения можно отнести операции по реализации услуг, но не плату за них! Если же допустить, что в формулировке пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ законодателем допущена неточность и понимать его следует в том смысле, что освобождаются от обложения все‑таки услуги по предоставлению прав пользования природными ресурсами, оплата которых подлежит перечислению в бюджет, то получается, что он в чем‑то дублирует положения вышеприведенного пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ: те же услуги, оказываемые уполномоченными органами, пусть и не обязательно входящими в систему органов госвласти и без исключительности полномочий… Ясности все равно от этого не прибавляется.

📌 Реклама Отключить

Сторонники освобождения от обложения НДС любых операций по аренде госземель на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ приводят в поддержку своей позиции следующие доводы. В российском законодательстве земля определена как природный ресурс (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, п. 3 ст. 129 ГК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским и земельным законодательством (п. 1 ст. 607 ГК РФ, п. 2 ст. 22 ЗК РФ). Договор аренды подразумевает передачу имущества во временное владение и пользование или временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Плата за аренду земельного участка – это платеж за пользование им (п. 1 ст. 614 ГК РФ, п. 1, 3 ст. 65 ЗК РФ). Кроме того, доходы в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества относятся согласно нормам Бюджетного кодекса к неналоговым доходам бюджетов (ст. 42, 51, 57, 62), что, по мнению некоторых чиновников и экспертов, является дополнительным аргументом в пользу того, что оснований для обложения НДС арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не имеется, следовательно, у арендатора этих участков не возникает обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога.

📌 Реклама Отключить

Все это здорово, особенно если не принимать во внимание тот факт, что и Земельный и Гражданский кодексы определяют землю не только в качестве природного ресурса, но и одновременно в качестве недвижимого имущества и объекта права собственности и иных прав на него (п. 1 ст. 130 ГК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Более того, в п. 1 ст. 6 ЗК РФ сказано о разделении объектов земельных отношений на землю (природный объект и природный ресурс) и земельные участки и их части. Правда, ст. 607 ГК РФ земельные участки приравниваются к отдельным природным объектам, но все‑таки в соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендная плата является платежом за пользование имуществом…

Что касается ссылок на положения БК РФ, то ведь к неналоговым доходам бюджетов относятся и поступления от сдачи в аренду иных объектов имущества, кроме земли, и от реализации этих объектов, в том числе земли… Почему же тогда в одних случаях арендатор (покупатель) может признаваться налоговым агентом по НДС, а в других – нет?

📌 Реклама Отключить

Попробуем подойти к решению вопроса об отнесении арендной платы к платежам за пользование природными ресурсами с другой стороны.

Платежи за пользование федеральным и муниципальным имуществом направляются арендатором напрямую в соответствующий бюджет. На основании ст.18 БК РФдля составления и исполнения бюджетов, а также для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления используется бюджетная классификация и ее составным частям присваиваются коды (КБК). Одной из составных частей классификации доходов бюджета является код вида доходов, включающий в себя, в частности, группу и подгруппу дохода. Так вот, группа 100 «Налоговые и неналоговые доходы» содержит, в частности, подгруппы 111 «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» и 112 «Платежи при пользовании природными ресурсами». И хотя доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, группируются отдельно от доходов, получаемых от аренды иного госимущества, относятся они все же к подгруппе 111. К платежам же за использование природных ресурсов (из арендных платежей) относятся лишь плата за использование лесов, плата за пользование водными объектами да доходы в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка. То есть, если пользоваться бюджетной классификацией, арендную плату за пользование земельными участками к платежам за право пользования природными ресурсами отнести нельзя, формулировки же «платеж за право пользования земельным участком» бюджетная классификация вообще не содержит.

📌 Реклама Отключить

Как можно видеть, сомнения в правомерности применения положений пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ к отношениям по аренде государственной земли имеются. Обоснованы ли они? Ведь еще в методичке по применению норм НК РФ налоговикам на местах и налогоплательщикам было рекомендовано учитывать, что не подлежат налогообложению услуги, оказываемые уполномоченными на то органами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав(в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, включая земельные участки). Правда, о том, что указанной преференцией может пользоваться налоговый агент, в приведенном документе не было сказано, но ведь это само собой разумеется. Или нет?

Арбитражная практика

Обратимся к арбитражной практике. Она не столь объемна, но все же существует, и, следовательно, споры по рассматриваемому нами вопросу возникают. 📌 Реклама Отключить

Например, самарские налоговики в далеком уже 2003 году доначислили НДС организации, арендующей земельные участки, принадлежащие муниципальному образованию, и уплачивающей арендные платежи в бюджет последнего, указав, что, будучи налоговым агентом, она была обязана исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. ФАС ПО в Постановлении от 03.06.2004 по делу № А55-12122/03-6 не поддержал контролеров, обосновав свою позицию следующим образом: арендные платежи за право пользования землей, уплачиваемые непосредственно в муниципальный бюджет, размер которых устанавливается не по договоренности сторон в ее гражданско-правовом смысле, а в публично-правовом порядке уполномоченным на то органом, следует относить к разряду обязательных платежей, которые согласно пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС. Что касается точки зрения налоговиков относительно возникновения у хозяйствующего субъекта обязанностей налогового агента, арендующего муниципальное имущество, то, по мнению арбитров, она является ошибочной, ибо правовой анализ законодательных актов в их совокупности позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что понятие «имущество», приведенное в диспозиции п. 3 ст. 161 НК РФ, не содержит в себе таких понятий, как «природные ресурсы», а следовательно, и «земля».

📌 Реклама Отключить

Оригинальное суждение: обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм НДС у арендатора не возникает не потому, что операция освобождена от налогообложения, а потому, что земля не имущество…

Аналогичным образом поступили и челябинские контролеры с предпринимателем, арендовавшим муниципальную землю. Только вот решение судьями (Постановление ФАС УО от 22.01.2007 № Ф09-11365/06‑С2 по делу № А76-8016/06) было принято прямо противоположное. Причем арбитрами был отклонен довод налогоплательщика о том, что операции по аренде земельных участков у органов местного самоуправления освобождены от обложения НДС в силу пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, так как основан он, по мнению уральских служителей Фемиды, на ошибочном толковании указанной нормы права.

А вот в спорах, ставших предметом разбирательства ФАС СЗО (Постановление от 02.11.2005 по делу № А56-11276/2005) и ФАС ДВО (Постановление от 14.09.2005 по делу № Ф03‑А51/05-2/2560), налоговики доначислили организациям НДС в связи с неправомерным предъявлением ими к вычету сумм налога, ошибочно уплаченных ими в качестве налоговых агентов в связи с арендой земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. По мнению контролеров, в силу п. 3 ст. 161 и пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ хозяйствующие субъекты в указанном случае не являются налоговым агентом, поэтому не имеют права на налоговые вычеты, применение которых приводит к возникновению недоимки по НДС.

📌 Реклама Отключить

Суды согласились с доводами, что при аренде земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, арендатор согласно пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не является налоговым агентом. Однако действия организаций, ошибочно исполнявших обязанности налогового агента, не привели к образованию недоимки, поскольку суммы налога, необоснованно принимавшиеся ими к вычету, ранее также ошибочно вносились ими же в бюджет. Следовательно, оснований для доначисления налога нет.

Судьи же ФАС МО (Постановление от 02.05.2007 № КА-А41/3222-07 по делу № А41‑К2-16399/06) вообще заявили, что предприниматель не имел права удерживать и перечислять в бюджет НДС с платы за аренду муниципального земельного участка.

О том, что арендные платежи за право пользования государственными земельными участками НДС не облагаются именно на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, не раз заявляли и ростовские арбитры (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 № 15АП-11673/2009 по делу № А53-15353/2009, от 05.11.2009 № 15АП-4469/2009 по делу № А53-1204/2009), а в споре между организацией и городской администрацией, касающемся в том числе размера платы за предоставление земельного участка в аренду (Постановление от 05.02.2013 по делу № А53-7083/2010), сославшись на ту же норму, согласились с доводами организации о неправомерном расчете размера арендной платы на основе рыночной оценки стоимости аренды, включающей НДС.

📌 Реклама Отключить

К иному выводу пришел ВАС РФ (Определение от 16.05.2012 № ВАС-4646/12 по делу № А41-23303/10): приравнивание платежей за пользование земельными ресурсами к подлежащей взысканию сумме платы за пользование земельным участком ошибочно в силу п. 3 ст. 161 НК РФ, поскольку при предоставлении органами государственной власти и управления в аренду федерального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом названного налога. Однако необходимо отметить, что в данном случае речь шла о сумме неосновательного обогащения за пользование земельным участком, рассчитанной как размер не полученной за время неправомерного пользования участком арендной платы.

Даже из представленного обзора видно, что и у арбитров нет единого мнения по поводу необходимости исполнения арендатором госземель обязанностей налогового агента по НДС при оплате стоимости аренды, хотя решений, принимаемых в пользу хозяйствующих субъектов, все же больше.

📌 Реклама Отключить

* * *

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Однозначного ответа на вопрос, признается ли налоговым агентом по НДС арендатор государственной земли у органов госвласти (местного самоуправления), мы не нашли.

Конечно, прежде всего следует исходить из условий договора аренды. Тем более что согласно п. 6 ст. 41 БК РФдоговоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

По мнению автора, если в договоре не содержится упоминания об НДС, обязанности по исчислению, удержанию и уплате в бюджет суммы налога у арендатора не возникает. В качестве обоснования этого разумнее руководствоваться положениями пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ. У контролеров могут возникнуть претензии (хотя вовсе не факт), но шанс отстоять свою позицию в суде весьма высок.

📌 Реклама Отключить

Однако следует помнить, что обязанности налогового агента не ограничиваются вышеуказанными. Так, согласно пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Одним из таких документов является налоговая декларация, которую на основании п. 5 ст. 174 НК РФ агент представляет в сроки, установленные для налогоплательщика (с 2015 года – не позднее 25‑го числа месяца, следующего за истекшим кварталом).

Поскольку сумма налога не исчисляется, разд. 2 декларации заполнять не нужно. Заполнению подлежат титульный лист и разд. 7, в графе 1 которого следует указать код операции – 1010251, а в графе 3 «Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС (руб.)» по строке 010 ­– сумму арендной платы. Аналогичные разъяснения относительно отражения в старых формах декларации операций по аренде госземель приводили московские налоговики в письмах от 27.03.2007 № 19-11/28227 и от 05.10.2006 № 19-11/87962.

📌 Реклама Отключить

Возможно, весьма соблазнительным покажется применение в рассматриваемом случае положений пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, поскольку, как уже упоминалось, при получении услуги, не образующей объекта налогообложения, не возникает никаких обязанностей налогового агента. Даже декларацию представлять не нужно, ведь порядком ее заполнения предусмотрено, что операции, не признаваемые объектом налогообложения, отражаются в разд. 7 только продавцом товара (работы, услуги), а арендатор‑то – покупатель…Сколь бы обоснованным не казался автору такой подход, применять его все же не стоит. Слишком не предсказуемы последствия.

См., например, письма Минфина России от 28.12.2012 № 03‑07‑14/121, от 23.07.2012 № 03‑07‑15/87, от 10.05.2012 № 03‑07‑11/140 и др. 📌 Реклама Отключить

Определение КС РФ от 02.10.2003 № 384‑О.

О некоторых нюансах применения данной нормы читайте в статье Т. М. Медведевой «Системный подход к освобождению от обложения НДС», № 1, 2015.

📌 Реклама Отключить

Пункт 5.35(1) Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

Пункт 5.36.5 Постановления Правительства РФ № 432.

См., например, Приказ Минэкономразвития России от 03.10.2013 № 572 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, не связанных со строительством» и др.

Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

📌 Реклама Отключить

См. ссылку № 9.

См., например, письма Минфина России от 18.10.2012 № 03‑07‑11/436, от 15.01.2010 № 03‑07‑11/05.

См., например, письма УФНС по г. Москве от 27.03.2007 № 19-11/28227, от 05.10.2006 № 19-11/87962.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

Приложение 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Имеется в виду Приказ МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации», утративший силу с 01.01.2006 в связи с изданием Приказа ФНС России от 12.12.2005 № САЭ-3-03/665@.

📌 Реклама Отключить

Все приведенные постановления апелляционной инстанции не были в дальнейшем оспорены.

Начиная с подачи отчетности за I квартал 2015 года применяется новая форма декларации, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Пункт 44.4 приложения 2 к Приказу № ММВ-7-3/558@.

Пункт 44.2 приложения 2 к Приказу № ММВ-7-3/558@.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам применения налога на добавленную стоимость при аренде земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, а также при передаче в субаренду этого земельного участка сообщает.

Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления арендаторы такого имущества обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Таким образом, данный порядок уплаты налога на добавленную стоимость применяется только в случае предоставления в аренду имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. Поэтому при передаче в субаренду имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, организациями, которые арендуют такое имущество у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, уплату в бюджет налога на добавленную стоимость должны осуществлять данные организации.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость пошлины и сборы, взимаемые государственными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами. Поэтому если арендная плата, взимаемая с организаций, заключивших с органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками, то указанная арендная плата не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Что касается передачи указанными организациями земельных участков в субаренду, то в таких случаях, по нашему мнению, данные организации должны осуществлять уплату налога на добавленную стоимость в бюджет в общеустановленном порядке.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

НДС при аренде офиса

Если организация арендует государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (письмо Минфина от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87). При аренде на территории РФ федерального имущества (собственности субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов и уплачивать в бюджет НДС.

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:

  • если сумма НДС не выделена, и в контракте сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18 процентов. Органу власти арендная плата перечисляется в размере, определенном в договоре;
  • если НДС выделен, а в соглашении сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то он рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;
  • если НДС выделен, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Ведомству, сдавшему метры во временное пользование, арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Примеры расчета налога приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Расчет НДС. Организация арендует два помещения: одно у муниципалитета, а другое – у субъекта РФ

Договор заключен Цена одного месяца аренды по договору Дополнительные условия договора об НДС Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет Сумма арендной платы за месяц, подлежащая перечислению арендодателю
с муниципалитетом 100 000 рублей Арендатор уплачивает НДС самостоятельно 18 000 рублей (100 000 рублей × 18%) 100 000 рублей
с субъектом РФ 118 000 рублей, включая НДС НДС включен в сумму арендной платы 18 000 рублей (118 000 рублей × 18 : 118) 100 000 рублей (118 000 рублей – 18 000 рублей)

При исчислении сумм налога налоговый агент должен составить счет-фактуру. Срок ее формирования Налоговым кодексом не установлен, однако ФНС рекомендует применять норму, устанавливающую срок выставления счетов-фактур налогоплательщиками НДС, – 5 календарных дней.

Счет-фактура в одном экземпляре составляется в соответствии с Правилами заполнения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137, при этом продавцом является арендодатель, указанный в договоре аренды, а подписывает счет-фактуру налоговый агент. Составленный документ указывается в книге продаж в том периоде, в котором возникла обязанность удержать НДС (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

НДС с арендной платы следует перечислять в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ): или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (письмо ФНС от 13 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14814@), или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда.

При этом в платежном поручении должен быть указан статус плательщика 02 (налоговый агент). Это правило касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

Уплаченную в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС aрендатор имеет право принять к вычету на основании документов, подтверждающих уплату налога (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно абзацу 3 пункту 3 статьи 171 Налогового кодекса применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены фирмой для осуществления облагаемых налогом на добавленную стоимость операций, и при их приобретении она удержал и уплатила НДС. Таким образом, в квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, компания принимает НДС к вычету (письма Минфина от 26 января 2015 г. № 03-07-11/2136, ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@), регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы.

Налог на прибыль при аренде офиса

Сумма ежемесячно начисляемой арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ПРИМЕР

Организация арендует офис, находящий в государственной собственности. Стоимость имущества составляет 1 500 000 рублей.

Ежемесячная сумма арендной платы – 590 000 рублей, в том числе НДС – 90 000 рублей.

В учете организации операцию по аренде следует отразить следующим образом:

На дату получения имущества в аренду:

ДЕБЕТ 001 – 1 500 000 рублей – стоимость арендованного имущества отражена на забалансовом счете.

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды:

ДЕБЕТ 26 (44)   КРЕДИТ 76 – 500 000 рублей – отражена плата за аренду помещений без учета НДС (590 000 – 90 000);

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 76 – 90 000 рублей – отражен НДС с суммы арендной платы;

ДЕБЕТ 76   КРЕДИТ 68/НДС – 90 000 рублей – начислен к уплате в бюджет НДС, удержанный с дохода арендодателя;

ДЕБЕТ 76   КРЕДИТ 51 – 500 000 рублей – перечислена арендная плата без НДС;

ДЕБЕТ 68/НДС   КРЕДИТ 51 – 90 000 рублей – перечислен в бюджет НДС, исчисленный и удержанный с арендной платы организацией;

ДЕБЕТ 68/НДС   КРЕДИТ 19 – 90 000 рублей – принят к вычету НДС, уплаченный в бюджет налоговым агентом;

КРЕДИТ 001 – 1 500 000 рублей – списана стоимость возвращенного арендодателю имущества.

УСН

Фирма на УСН, даже не будучи плательщиком НДС, тем не менее должна исчислить налог, удержать его из арендной платы и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина от 24 сентября 2015 г. № 03-07-11/54577). На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС необходимо составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

В квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, уплаченный в бюджет НДС учитывается организацией в расходах при УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» и указывается в книге доходов и расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Книга продаж и декларация по НДС

Организация на УСН, не являющаяся налогоплательщиком НДС, но являющаяся налоговым агентом по НДС в связи с арендой госимущества, обязана вести книгу продаж и раздел 9 налоговой декларации по НДС. Налоговый агент – организация на УСН обязана представить в ИФНС России по месту своего нахождения декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была оплачена аренда госимущества (п. 3 ст. 161, п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация может быть представлена на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, пп. 2 п. 5 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, письма ФНС России от 30 января 2015 г. № ОА-4-17/1350@, от 8 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5880@).

Аренда земельных участков

Теперь поговорим об учете земельных участков. По общему правилу траты по аренде такой собственности учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Аналогичная позиция представлена в письме Минфина России от 2 декабря 2011 года № 14-06-19/310-19.

Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю по договору за текущий месяц, независимо от даты фактического перечисления арендной платы (п. п. 6, 6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).

Обратите внимание

Из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета. А платежи в бюджеты за право пользования такими ресурсами не облагаются НДС.

Плата за аренду участка, предоставляемого на период проектирования и строительства здания, включается в состав прочих работ и затрат по строительству, формирующих сметную стоимость здания (п. 1.7 Приложения № 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, п. п. 4.78, 4.85 Методики).

Затраты, формирующие сметную стоимость, не являются расходами организации, а рассматриваются как долгосрочные инвестиции, которые формируют первоначальную цену здания как объекта ОС. Следовательно, арендная плата формирует первоначальную стоимость будущего сооружения. После окончания строительства и принятия построенного объекта в состав ОС расходы по аренде земельного участка учитываются как траты по обычным видам деятельности.

НДС при аренде участка

По общему правилу, исходя из нормы пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса, арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю-муниципалитету, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Однако из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ, п. 3 ст. 41, ст. 42, 62 Бюджетного кодекса РФ). Платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДС на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ. У организации не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных пунктом 3 статьи 161 НК РФ.

Налог на прибыль организаций при аренде участка

В общем случае платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом, если арендованный земельный участок используется для строительства объекта основных средств, который будет учтен в качестве амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ), то расходы по арендной плате за участок, осуществляемые в период подготовки и ведения строительства, должны рассматриваться как траты, непосредственно связанные со строительством ОС.

Такие расходы прямо в целях налогообложения не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), а формируют первоначальную стоимость строящегося объекта (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ), которая в дальнейшем подлежит списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ (см., например, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-00-08/65). Имеются судебные акты, поддерживающие данную позицию (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2013 г. по делу № А27-21660/2012).

ПРИМЕР

Организация арендует земельный участок. Он используется в основной производственной деятельности. Согласно договору аренды ежемесячная плата за землю составляет 100 000 рублей, расчетные документы выставляются арендодателем ежемесячно. Фирма применяет метод начисления учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли. В учете компании операции по аренде участка, находящегося в муниципальной собственности, следует отразить следующим образом:

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды:

ДЕБЕТ 20 (44)   КРЕДИТ 76 – 100 000 рублей – отражена в составе расходов арендная плата за текущий месяц;

ДЕБЕТ 76   КРЕДИТ 41 – 100 000 рублей – перечислена арендная плата по договору аренды.

ПРИМЕР

И еще один пример. Фирма арендует земельный участок у муниципалитета. Участок, согласно сметной документации, предназначен для строительства собственными силами объекта недвижимости. Согласно договору арендная плата уплачивается ежемесячно в размере 100 000 рублей, расчетные документы выставляются арендодателем ежемесячно. Для целей налогообложения прибыли компания для учета доходов и расходов применяет метод начисления. В учете плату за аренду следует отразить следующим образом:

Ежемесячно в течение срока проектирования и строительства объекта недвижимости:

ДЕБЕТ 08-3 «Строительство объектов основных средств»   КРЕДИТ 76 – 100 000 рублей – включена в состав капитальных вложений арендная плата за текущий месяц в части земельного участка, занятого под строительство;

ДЕБЕТ 76   КРЕДИТ 51 – 100 000 рублей – перечислена арендная плата.

Ежемесячно после окончания строительства и принятия здания в состав ОС:

ДЕБЕТ 20 (44)   КРЕДИТ 76 – 100 000 рублей – отражена в составе расходов арендная плата за текущий месяц;

ДЕБЕТ 76   КРЕДИТ 41 – 100 000 рублей – перечислена арендная плата по договору аренды.

Когда и как облагается НДС аренда земельного участка

Об аренде государственной земли и НДС

Налоговый учет Налог на добавленную стоимость (НДС) Арендная плата облагается НДС на основании п. 1 статьи 146 НК в случае, если право собственности на земельный участок принадлежит физическому или юридическому лицу.Согласно п. 5 статьи 155 НК при передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база определяется в порядке, предусмотренном статьей 154 НК.

Ну а дальше — по отработанной схеме: При отсутствии объекта налогообложения не возникает ни обязанностей налогоплательщика, облагается ли НДС земельные участки при аренде, соответственно, обязанностей налогового агента — полная аналогия с применением положений пп.

Но ведь указанное право приобретается арендатором по результатам торгов конкурса или аукционаорганизуемых органами госвласти или местного самоуправления только в определенных случаях то есть не всегдаи платой за его предоставление, по сути, можно считать задаток, вносимый на счет организатора торгов для участия в них, который либо возвращается проигравшим участникам, либо засчитывается в счет арендной платы .

Но финансисты особо подчеркивают, что не подлежит обложению только плата, взимаемая с хозяйствующих облагается ли НДС земельные участки при аренде, заключивших с органами государственной власти и управления органами местного самоуправления договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности РФ субъектов РФ, муниципалитетовкоторая относится к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками .

Очевидно, это следует понимать так, что в иных случаях вопрос — в каких? Попробуем разобраться с применением этой нормы.

В соответствии с пп. Но позвольте, платежи, пошлины, сборы вообще не являются объектами обложения НДС, если, конечно, принимать во внимание п. Согласно указанной норме к объектам обложения можно отнести операции по реализации услуг, но не плату за них! Если же допустить, что в формулировке пп. Сторонники освобождения от обложения НДС любых операций по аренде госземель на основании пп.

  1. Письмо Минфина России от 30.
  2. Как можно видеть, сомнения в правомерности применения положений пп. У контролеров могут возникнуть претензии хотя вовсе не факт , но шанс отстоять свою позицию в суде весьма высок.
  3. Поэтому если Вы арендуете землю у государства, то обязанности налогового агента Вам исполнять не нужно. А согласно административным регламентам об оказании государственных услуг наименование услуги такое.
  4. Аренда оформлена трехсторонним договором, согласно которого.. Чаще всего в качестве арендодателя — органа госвласти выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Росимущество в лице своих территориальных органов, а в качестве органа местного самоуправления — соответствующая структура по управлению муниципальным имуществом.

В российском законодательстве земля определена как природный ресурс ч. Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским и земельным законодательством п.

Договор аренды подразумевает передачу имущества во временное владение и пользование или временное пользование ст. Плата за аренду земельного участка — это платеж за пользование им п.

Кроме того, доходы в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества относятся согласно нормам Бюджетного кодекса к неналоговым доходам бюджетов ст. Все это здорово, особенно если не принимать во внимание тот факт, что и Земельный и Гражданский кодексы определяют землю не только в качестве природного ресурса, но и одновременно в качестве недвижимого имущества и объекта права собственности иных прав на него п.

Платежи за пользование федеральным и муниципальным имуществом направляются арендатором напрямую в соответствующий бюджет. Одной из составных частей классификации доходов бюджета является код вида доходов, включающий в себя, в частности, группу и подгруппу дохода .

И хотя доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, группируются отдельно от доходов, получаемых от аренды иного госимущества, относятся они все же к подгруппе 111. К платежам же за использование природных ресурсов из арендных платежей относятся лишь плата за использование лесов, плата за пользование водными объектами да доходы в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка .

  • Ведь если арендодателем является балансодержатель имущества, который не относится к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления или казенным учреждениям, то речь уже идет о договоре субаренды;
  • Как с 1-го июля 2019 года выдавать ККТ подотчетным лицам?
  • Платежи за пользование федеральным и муниципальным имуществом направляются арендатором напрямую в соответствующий бюджет;
  • При покупке получении государственного или муниципального имущества вы будете налоговым агентом только при одновременном соблюдении следующих условий абз;
  • Однако следует помнить, что обязанности налогового агента не ограничиваются вышеуказанными.

Правда, о том, что указанной преференцией может пользоваться налоговый агент, в приведенном документе не было сказано, но ведь это само собой разумеется.

  1. На физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, обязанности налоговых агентов не возлагаются.
  2. Данный вывод также подтвержден компетентными органами .
  3. Следовательно, оснований для доначисления налога нет. Аналогичным образом поступили и челябинские контролеры с предпринимателем, арендовавшим муниципальную землю.
  4. Более того, в п. Следовательно, оснований для доначисления налога нет.

Аналогичным образом поступили и челябинские контролеры с предпринимателем, арендовавшим муниципальную землю. Причем арбитрами был отклонен довод налогоплательщика о том, что операции по аренде земельных участков у органов местного самоуправления освобождены от обложения НДС в силу пп.

Конечно, прежде всего следует исходить из условий договора аренды. Тем более что согласно п. 6 ст. 41 БК РФдоговоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

По общему правилу организации-арендаторы, получившие в аренду на территории РФ государственное и муниципальное имущество от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, признаются налоговыми агентами по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Возникает вопрос – должен ли в рассматриваемом случае арендатор земельного участка исполнять обязанности налогового агента?

В то же время необходимо учитывать, что на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по оказанию услуг уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

Реализация земельных участков НДС: бухучет

Согласно письму Минфина от 03.10.2005 №03-03-04/1/238В, если на арендуемом земельном участке организация осуществляет строительство, арендная плата в период строительства должна включаться в первоначальную стоимость объекта основных средств. Расходы по оплате стоимости права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств.

Таким образом, арендная плата за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, НДС не облагается. Аналогичной точки зрения придерживаются Минфин России и налоговые органы (см., например, Письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-07-11/436, ФНС России от 30.11.2006 N ШТ-6-03/ ). По данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Основным условием является отсутствие оформления сделки, что исключает уплату НДС новым пользователем. Арендатор по сути работает на чужой земле, но при этом платит только фиксированную плату.

Внимание

Внимание

  • реализация в России любых товаров, а также услуг, выполнение работ;
  • выполнение каких-либо работ для нужд организации;
  • передача права собственности физическим и юридическим лицам безвозмездно;
  • передача любых товаров для собственного использования, затраты на которые не уменьшают базу по налогу на прибыль;
  • ввоз продукции на территорию государства для последующей продажи.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

Недавно до Верховного суда дошел спор: компания удержала с муниципальных властей НДС, исчисленный исходя из цены недвижимости, прописанной в договоре, а инспекция доначислила налог сверх цены договора. И Верховный суд решил: если из отчета оценщика и договора купли-продажи видно, что цена объекта сформирована без НДС, то покупатель муниципальной недвижимости не может принять за налоговую базу цену договора — это значит уменьшить ее на сумму НДС уже после того, как сделка состояласьОпределение ВС от 24.11.

2014 № 307-ЭС14-162. В обсуждаемом случае в отчете оценщика была указана цена недвижимости и без налога, и с налогом. За начальную цену аукциона была принята цена без НДС, и на то, что продажная цена объекта определена без учета налога, было указано в договоре. Покупатель согласился уплатить цену сделки без разногласий относительно рыночной стоимости приобретаемого объекта недвижимости.

Допустим, цена договора 100 000 руб. без учета НДС. Тогда налоговую базу рассчитаем как 100 000 руб. (100 000 руб. х 18%) = 118 000 руб. А НДС к уплате в бюджет исчислим как 118 000 руб. х 18/118 = 18 000 руб.

Разрешая хозяйственные споры, судьи ВАС уже говорили, что гражданское законодательство не предусматривает возможности уменьшения на сумму НДС ранее согласованной сторонами и определенной оценщиком договорной цены имущества, в которую налог не включалсяПостановление Президиума ВАС от 17.03.2011 № 13661/10.

Хотя раньше арбитры иногда приходили к такому выводу: тот факт, что в договоре продавец указал стоимость имущества «без НДС», не изменяет порядка определения покупателем — налоговым агентом размера налоговой базы. Налоговый агент не должен увеличивать цену сделки по договору на сумму НДС. Налог нужно исчислить расчетным методом и удержать его из выплачиваемого продавцу доходаПостановления ФАС СЗО от 03.04.2014 № А26-5213/2013; ФАС ПО от 30.07.2013 № А12-22639/2012.

На основании какой статьи аренда земельных участков не облагается ндс

НДС – налог на надбавленную стоимость. Согласно ст. 149 гл. 21 НК РФ налогом не облагается реализация услуг, которые оказываются специальными органами, с предусмотренной госпошлиной. Сюда же относятся все сборы и пошлины, взимаемые государственными структурами, муниципальными властями, организациями и физическими лицами, обладающими уполномоченным правом.

Закон в полной мере распространяется на использование земель и природных ресурсов. Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) Однако, на основании ст. 65 Земельного кодекса становится ясно, что использование земель осуществляется на платной основе. Для этого предусматривается земельный налог и арендная плата, если недвижимость находится не в собственности.

Статья 65.Аналогичной точки зрения придерживаются Минфин России и налоговые органы (см., например, Письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-07-11/436, ФНС России от 30.11.2006 N ШТ-6-03/). По данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по НДС. Соответственно, у организации в отношении указанной арендной платы не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных п. 3 ст. 161 НК РФ.

Налог на прибыль организаций Арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, на последнее число отчетного (налогового) периода независимо от факта оплаты (пп. 10 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В самом деле, ведь достаточно прочитать п. Вот и у одного крымского бухгалтера возник вопрос: Увы, ответить на него однозначно не представляется возможным, и вот почему…. Итак, одной из ситуаций, в которой у хозяйствующего облагается ли НДС земельные участки при аренде могут возникнуть обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС в качестве налогового агента, является аренда или покупка госимущества.

В каком случае это происходит?

Ведь если арендодателем является балансодержатель имущества, облагается ли НДС земельные участки при аренде не относится к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления или казенным учреждениям, то речь уже идет о договоре субаренды.

Таким образом, обязанностей налогового агента у арендатора то есть фактически субарендатора не возникает: Разъяснения по этому поводу содержатся, в частности, в письмах финансистов к подобному выводу пришел КС РФ аналогичного мнения придерживаются и арбитры .

  • Более того, в п;
  • Если Вы заключили договор аренды с Росимуществом напрямую, то обязанность по уплате НДС возлагается на Вас как на налогового агента;
  • В российском законодательстве земля определена как природный ресурс ч;
  • Чаще всего в качестве арендодателя — органа госвласти выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Росимущество в лице своих территориальных органов, а в качестве органа местного самоуправления — соответствующая структура по управлению муниципальным имуществом.

Об объекте налогообложения Вроде бы все понятно, земля ведь тоже имущество, следовательно, к ее аренде должны применяться общие правила налогообложения. Ведь, например, операции по реализации земли, независимо от ее собственника, объектом обложения НДС не признаются на основании пп. Каким образом указанная норма относится к рассматриваемой нами проблеме? Предоставление имущества в аренду в целях применения налогового законодательства относится к услугам.

Закон в полной мере распространяется на использование земель и природных ресурсов. Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) Однако, на основании ст. 65 Земельного кодекса становится ясно, что использование земель осуществляется на платной основе. Для этого предусматривается земельный налог

1180 юристов сейчас на сайте

  1. Категории

  2. Налоговое право

Необходимо ли подавать декларацию по НДС в качестве налогового агента, если мы арендуем земельный участок у Администрации городского округа?

20 Мая 2014, 18:44, вопрос №455116МАрия, г. Иваново

    НДС при лизинге, аренда земли у администрации

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Задать вопрос

  • Юрист, г. Москва

    Общаться в чате

    Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет5. Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
    Другой вопрос, что у аренда зу у администрации (если арендодатель точно указан в вопросе) вообще то не облагается НДС. И это всем давно известно.

    Письмо ФНС России от 30.11.2006 N ШТ-6-03/ «О налогообложении налогом на добавленную стоимость с 1 января 2006 года арендной платы за пользование земельными участками» (вместе с Письмом Минфина России от 30.10.2006 N 03-04-15/198)Разъяснено, что арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, НДС не облагается.
    Постановление ФАС Московского округа от 02.05.2007 N КА-А41/3222-07 по делу N А41-К2-16399/06Суд пришел к выводу, что предприниматель на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ правомерно не перечислял НДС в бюджет с платы за аренду земельного участка у администрации города.
    Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.09.2005 N Ф03-А51/05-2/2560Суд признал, что арендная плата за пользование землями, находящимися в государственной собственности, освобождена от НДС на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ.

    Но декларацию подавать придется. Как и что делать в этой ситуации не входит в объем моих бесплатных ответов на сайте.

    20 Мая 2014, 22:13

    Ответ юриста был полезен?

    Свернуть

Гарантия лучшей цены – мы договариваемсяс юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы

  • Действует ли договор аренды земельного участка?
    05 Октября 2016, 14:34, вопрос №1397977
    6 ответов
  • Является ли договор аренды земельного участка мнимым и притворным?
    20 Сентября 2017, 08:03, вопрос №1756517
    3 ответа
  • Дает ли договор аренды земельного участка право на собственность?
    12 Апреля 2017, 18:40, вопрос №1606421
    1 ответ
  • Можно ли продлить аренду земельного участка?
    09 Мая 2017, 11:35, вопрос №1631818
    3 ответа
  • Договор аренды земельного участка
    29 Октября 2014, 17:22, вопрос №600255
    1 ответ

Аренда земли и оформление с

Вопрос: Нужно ли при аренде земельных участков у государственных и муниципальных органов выписывать счет-фактуру? Ведь сдача в аренду земельных участков НДС не облагается. Начисляется ли НДС на сумму арендной платы, если с согласия арендодателя земельный участок передается в субаренду?

Рассматриваем: Облагается ли земля ндс — сегодня обновлено.

А это значит, что продажа земельных участок будет облагаться НДС. Таким образом, при выкупе земли НДС платить нужно. Операции по аренде земли, находящейся в муниципальной собственности, НДС не облагаются. Столкнулась с ситуацией, когда фирма, основной вид деятельности которой — деят. У нас есть здание. В общем случае передача имущественных прав облагается НДС. Земля в соответствии со ст.9 Конституции РФ, п.

Облагается ли НДС сдача в аренду части земельного участка на котором в настоящее время ведется строительство складов?

Согласно пункта 2 статьи 249 НК РК передача права владения и (или) пользования, и (или) распоряжения земельным участком, и (или) аренда земельного участка, в том числе субаренда, освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Ответ: В соответствии с пп.17 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ платежи за право пользования природными ресурсами не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

18 Удмуртская Республика

Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав. В том числе, при взимании платежей в бюджеты за право пользования природными ресурсами.

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ, пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ земля относится к природным ресурсам.

Принимая во внимание указанные положения, арендная плата, взимаемая с организаций, заключивших с уполномоченными органами договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, освобождается от налогообложения НДС на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Являясь налоговым агентом, организация – арендатор представляет в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС. Однако, учитывая, что арендная плата за право пользования земельным участком в соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождена от налогообложения НДС, налоговые агенты по данной операции заполняют раздел 7 декларации «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения);

операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев». Раздел 2 декларации по данной операции не заполняется. Декларация заполняется в соответствии с Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н

«Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения»

Дополнительно сообщаем, что в случае уплаты арендной платы за право пользования земельным участком до 1 января 2014 года налоговый агент (арендатор) выписывает счет-фактуру с пометкой «Без налога (НДС)». Начиная с 1 января 2014 года, составлять счет-фактуру по освобождаемой от НДС операции, в отношении которой налоговый агент налог не исчисляет, необязательно. Соответствующие изменения внесены в пункт 5 статьи 168 и пункт 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ, из которых

Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ

исключена содержавшаяся до 1 января 2014 года норма о необходимости выставления счетов-фактур по операциям, освобождаемым от НДС.

Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации

Отсылка к закону

Существует несколько мнений по поводу того, облагается ли налоговыми сборами аренда земли. Чтобы понять суть и найти истину, необходимо внимательно подходить к вопросу.

Земли относятся к природным ресурсам страны и являются собственностью государства. Также некоторые части земель могут быть в

аренде

или находиться в собственности у частных лиц.

Подходя к вопросу о налогообложении, то необходимо учитывать главное – у кого конкретно осуществляется аренда. Если это государство (муниципалитет), то надбавочной стоимостью данный вид сделки не облагается. Присутствует только необходимость в уплате земельного налога и установленной арендной платы.

Основанием служит пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, в котором четко прописаны критерии земельных ресурсов и отсутствие уплаты НДС при сотрудничестве с государственными органами.

Несмотря на вполне понятную ситуацию, споры все-таки могут возникать. Это касается аренды и

субаренды государственных земель

. К примеру, человек арендует участок 5 га у муниципальных властей. В таком случае он освобождается от уплаты налога на надбавочную стоимость.

При этом он имеет право сдать часть участка в субаренду (2 га). Новый арендатор 2 га в таком случае обязан оплатить НДС, потому что он арендует землю у частного лица. Даже несмотря на то, что по факту участок находится в собственности государства. Это подтверждается письмом Минфина России от 18.10.2012 N 03-07-11/436.

Земли относятся к природным ресурсам страны и являются собственностью государства. Также некоторые части земель могут быть в

аренде

Несмотря на вполне понятную ситуацию, споры все-таки могут возникать. Это касается аренды и

субаренды государственных земель

. К примеру, человек арендует участок 5 га у муниципальных властей. В таком случае он освобождается от уплаты налога на надбавочную стоимость.

Основными законодательными документами, регулирующие, арендные и налоговые выплаты в сфере рынка земли, являются НК и Земельный кодекс Российской Федерации. Порядок начисления и выплаты арендной платы со стороны арендатора расписан в статье 39.7 Земельного кодекса, а налог на землю регулируется профильным кодексом Российской Федерации, статьями от 387 до 398.

аренде

Многие могут пользоваться таким моментом, что арендуя землю у муниципалитета, сдают ее в пользование за завышенную плату другим арендаторам. Основным условием является отсутствие оформления сделки, что исключает уплату НДС новым пользователем. Арендатор по сути работает на чужой земле, но при этом платит только фиксированную плату.

Общие правила

На основании Налогового кодекса все услуги по аренде имущества облагаются НДС.

К ним относятся:

  • недвижимое – любые строения, здания, дома и постройки, обладающие статусом недвижимости и соответствующими документами;
  • движимое имущество – любой вид транспорта (автомобили, лодки, катера, мотоциклы), оборудование для производства, компьютерная техника;
  • земельные участки.

Объяснения, облагается ли НДС аренда земельного участка

Если с арендой земель у частных лиц все предельно понятно, то при приеме земель во временное пользование у госструктур необходимы некоторые пояснения.

К примеру, частное лицо оформляет субаренду на земельный участок у арендодателя, который в свое время взял недвижимость в пользование у государства. По закону НДС должен оплачивать субарендатор, но на практике может применяться иная схема.

Она заключается в повышении арендной платы на необходимую сумму налога. И по факту НДС выплачивает арендодатель, но только не за свой участок, а за тот который сдается. По факту нарушения тут нет, налоги уплачиваются исправно и в полном объеме. Выгода в том, что субарендатору такая система более удобна, а арендодатель таким способом обеспечивает себе поток клиентов на основе выгодных условий.

Первый вариант предусматривает фиксированную стоимость за использование земли, а сумма отображается в договоре. При этом арендатора не должно касаться количество потраченных ресурсов и прочие моменты – он платит за использование земли и все, что с ней связано.

Переменная аренда плата включает в себя фиксированную стоимость, а в дополнение идет оплата коммунальных услуг, которые подведены к участку: электричество, водоснабжение, водоотведение. Арендатор может согласиться на такие условия или осуществлять плату, которая включает в себя все необходимые затраты.

Договор

необходимо составить соответствующим образом.

Как правило, постоянная плата подразумевает уже все будущие траты на ресурсы, поэтому сумма в несколько раз превышает ту, в которой счет за коммунальные услуги вынесен отдельной строкой и оплачивается по факту. Какой вариант выбрать — каждый решает для себя сам.

Переменная аренда плата включает в себя фиксированную стоимость, а в дополнение идет оплата коммунальных услуг, которые подведены к участку: электричество, водоснабжение, водоотведение. Арендатор может согласиться на такие условия или осуществлять плату, которая включает в себя все необходимые затраты.

Договор

необходимо составить соответствующим образом.

Договор

Действуют ли в этом случае льготы

Как таковых льгот не предусматривается, поскольку освобождение от уплаты НДС при аренде земли у государства уже само по себе льгота. Существует другая спорная ситуация, когда люди думают, что если нет налога, то и счет-фактуру заполнять не обязательно. Это глубокое заблуждение.

В первом случае графа заполняется с учетом имеющегося налога. Во втором – в графе налога необходимо ставить «без НДС». В противном случае нарушителю грозит штраф до 10000 рублей.

  • частное лицо или организация, которая арендует землю у государства, выступает в роли налогового агента (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • на основе ст. 146 НК РФ все услуги с арендой подвергаются налогообложению;
  • пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ – исключает уплату НДС при аренде земли у государства, что само по себе является льготой;
  • счет-фактура выписывается в обязательном порядке;
  • при условии, что используется так называемая льгота, то в специальной графе ставится пометка «без НДС».

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

Статья 146. Объект налогообложения

Оговорки насчёт муниципальной и госсобственности

Самый простой и безопасный способ аренды земли без НДС – заключение договора напрямую с государством. В таком случае арендатор освобождается от налога на надбавочную стоимость.

Случаются такие моменты, когда будущий арендатор хочет получить участок в пользование от местных властей. Ситуация может развиваться по-разному. Если земля находится в собственности муниципалитета, то проблем возникнуть не должно.

Облагается ли НДС аренда или продажа земельного участка – частый вопрос, который задают граждане, работающие с землей. Однако, постановка самого вопроса просто некорректна, поскольку сравниваются два различных понятия.

Вопрос: Организация арендует земельный участок у комитета по управлению имуществом муниципального образования г.