Аск НДС 2 3

Организация находится на общей системе налогообложения, является плательщиком НДС, ежеквартально предоставляет декларацию по НДС. У налогоплательщика имеются счета-фактуры, договоры с контрагентами, проводится проверка контрагента на добросовестность (по выписке ЕГРЮЛ).
Со спорным контрагентом был заключен договор поставки товаров. Товар получен. Контрагент не сдал декларацию по НДС. Налоговая инспекция требует сдать уточненную декларацию, убрать суммы НДС к вычету по контрагенту, не предоставившему декларацию. На какие нормативные документы (статьи НК РФ, письма) нужно ссылаться, чтобы защитить свои права, ведь у организации все первичные документы, дающие право на вычет НДС, есть? Каков порядок защиты своих прав на вычет по НДС?

2 апреля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Непредставление контрагентом налоговой декларации по НДС само по себе не является основанием для отказа в вычете НДС. Это следует из положений ст. 54.1 НК РФ и подтверждается судебной практикой.
В случае принятия налоговым органом решения о привлечении к ответственности по данному эпизоду организация вправе обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Для применения налогоплательщиком вычета НДС по приобретенным на территории РФ товарам необходимо одновременное соблюдение требований, предусмотренных п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ:
— товары предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС;
— товары приняты к учету на основании правильно оформленных первичных документов;
— имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (либо иные документы в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ) (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Иных требований либо ограничений для получения права на налоговые вычеты (в частности, при приобретении на территории РФ товаров) НК РФ не содержит (смотрите также постановление Седьмого ААС от 14.09.2017 N 07АП-7011/17).
При этом на практике налоговая служба уделяет особое внимание правовой чистоте хозяйственных взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами, принимая меры к выявлению недобросовестных налогоплательщиков, которые для получения различных льгот, возможности возмещения налога, уменьшения суммы налога к уплате оформляют хозяйственные отношения с несуществующими либо недобросовестными контрагентами.
В письме ФНС России от 31.12.2015 N ЕД-4-2/23367@ указано, что отказ в вычетах по НДС возможен в том случае, если налоговым органом доказан факт осуществления действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, и (или) непроявления должной осмотрительности при выборе контрагента (смотрите дополнительно постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 N 15658/09).
Какие обстоятельства могут свидетельствовать либо, наоборот, не свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой при разрешении налоговых споров, разъясняется в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее — Постановление N 53). Здесь же поясняется, что под налоговой выгодой для целей Постановления N 53 понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (второй абзац п. 1 Постановления N 53).
Причем обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы (п. 2 Постановления N 53). Указанные доказательства базируются на основании фактов, установленных в ходе мероприятий налогового контроля, а также собранных доказательств по данным фактам. Смотрите также письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@.
Таким образом, каждое обстоятельство получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами (смотрите также письма ФНС России от 23.01.2013 N АС-4-2/710@, от 17.10.2012 N АС-4-2/17710, УФНС России по г. Москве от 08.11.2011 N 16-15/107610@).
Согласно п. 1 Постановления N 53 судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09).
Специалисты финансового ведомства также отмечают, что исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное (письма Минфина России от 26.08.2013 N 03-02-07/1/35024, от 16.04.2010 N 03-02-08/25).
В п. 10 Постановления N 53 сказано, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Об этом же сказано и в письмах от 23.01.2013 N АС-4-2/710@, от 17.10.2012 N АС-4-2/1771 и др.
Таким образом, не во всяком случае недобросовестность контрагента приводит к получению необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком (в частности, при использовании вычета НДС). Однако налогоплательщику для признания налоговой выгоды обоснованной следует действовать с должной осмотрительностью.
Подобная точка зрения неоднократно высказывалась судьями.
Например, в постановлении АС Дальневосточного округа от 07.08.2015 N Ф03-3074/15 говорится, что, помимо формальных требований, установленных ст.ст. 171, 172 НК РФ, условием признания налоговой выгоды обоснованной являются реальность хозяйственной операции, а также проявление налогоплательщиком должной степени осмотрительности при выборе контрагента. Смотрите также постановления АС Уральского округа от 09.10.2015 N Ф09-7015/15, АС Центрального округа от 11.08.2015 N Ф10-2432/15, Восемнадцатого ААС от 13.10.2015 N 18АП-11125/15, Двенадцатого ААС от 06.10.2015 N 12АП-9486/15, Семнадцатого ААС от 13.07.2015 N 17АП-7289/15, Седьмого ААС от 14.05.2015 N 07АП-2472/15.
19 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ (далее — Закон N 163-ФЗ), согласно которому часть первая НК РФ дополнена ст. 54.1.
Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
В п. 2 ст. 54.1 НК РФ указано, что при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 данной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:
— основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
— обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону. Смотрите также письмо ФНС России от 04.10.2017 N СД-4-3/20003@.
Причем не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным такие обстоятельства, как:
— подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
— нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;
— наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) (п. 3 ст. 54.1 НК РФ).
При этом в письме ФНС России от 19.01.2018 N ЕД-4-2/889 представители налогового ведомства разъясняли, что ст. 54.1 НК РФ не является кодификацией (упорядочиванием) правил, сформулированных в Постановлении N 53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.
Здесь же поясняется, что понятия, отраженные в Постановлении N 53, включая понятия «добросовестность» или «недобросовестность», и развитые в сложившейся судебной практике, сформированной до вступления в силу ст. 54.1 НК РФ, не используются в рамках проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков, представленных в налоговые органы после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ.
Рекомендации по применению положений ст. 54.1 НК РФ даны ФНС России налоговым органам письмом от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ (смотрите также письмо Минфина России от 20.12.2017 N 03-07-11/85028).
Заметим, что суды считают ст. 54.1 НК РФ новеллой российского налогового законодательства и рассматривают введение данной статьи как легальное закрепление выработанных судебной практикой (в том числе и Постановлением N 53) правовых позиций, а также систематического толкования всех положений рассматриваемой нормы в их совокупности (смотрите, например, постановления АС Уральского округа от 02.03.2018 N Ф09-171/18, от 15.01.2018 N Ф09-8180/17).
В любом случае, как следует из ст. 54.1 НК РФ, так и из п. 10 Постановления N 53, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, в частности непредставление контрагентом в установленный НК РФ срок декларации по НДС, само по себе не является основанием для отказа в вычете НДС.
В письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ также подтверждается, что п. 3 ст. 54.1 НК РФ предусматривает несколько критериев, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий, в том числе нарушение контрагентом налогового законодательства. Также здесь указывается, что данные критерии закреплены в статье 54.1 НК РФ для того, чтобы исключить возможность предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам.
В вычете может быть отказано в случае, если налоговые органы докажут, что в результате сделки с данным контрагентом налогоплательщик умышленно (целенаправленно) создает условия, направленные исключительно на получение налоговой выгоды, либо то, что основной целью совершения сделки (операции) является неуплата (неполная уплата), зачет (возврат) налога (сбора), либо то, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента.
Иными словами, в оценке необоснованности налоговой выгоды на первый план выходит доказывание направленности действий налогоплательщика на получение налоговой выгоды в отсутствие реальной экономической цели хозяйственных операций или исполнение сделки не заявленным контрагентом.
При этом, как отмечают специалисты налоговых органов, об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности, и т.п. (письма ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@, от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@).
Таким образом, если в данной ситуации сделка имеет реальный характер, основной целью ее совершения не является зачет (возврат НДС), обязательство по сделке исполнено именно вашим поставщиком, выполнены все условия для получения права на вычет НДС (ст.ст. 171, 172 НК РФ), можно говорить о том, что организация приняла к вычету НДС, предъявленный поставщиком товара, на законных основаниях.
Отметим, что судебную практику по применению ст. 54.1 НК РФ в отношении сделок, произведенных после вступления в силу положений ст. 54.1 НК РФ, обнаружить не удалось.
При этом, рассматривая вопросы законности принятия НДС к вычету после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ, суды основываются как на положениях ст. 54.1 НК РФ, так и на положениях Постановления N 53.
Заметим, что, принимая решения, суды исходят из конкретных обстоятельств рассматриваемых сделок.
Например, в постановлении АС Уральского округа от 15.01.2018 N Ф09-8180/17 суд поддержал право на вычет НДС при наличии следующих обстоятельств:
— реальность выполнения хозяйственных операций подтверждается представленными в дело документами (договором, счетами-фактурами, товарными накладными, регистрами бухгалтерского учета), оприходованием спорной продукции;
— товар в адрес общества фактически поставлен, материалы камеральной налоговой проверки доказательств обратного не содержат, факт приобретения обществом товара налоговым органом не опровергнут; инспекцией не доказано, что товар поставлен обществу не спорным контрагентом, а иными лицами;
— налогоплательщиком проявлена необходимая осмотрительность при заключении спорного договора со спорным контрагентом, а именно: до заключения договора спорный контрагент проверен по информационным базам Контур и официальному сайту ФНС, сведений о сомнительности организации, о том, что она имеет признаки «фирмы-однодневки» указанные ресурсы не содержали. Кроме того, общество запросило у контрагента пакет документов, подтверждающий его правоспособность, а именно: Устав, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговый орган.
В постановлении АС Уральского округа от 17.01.2018 N Ф09-8684/17, оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, судами установлено и сделан вывод о наличии реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с поставщиком. При этом налоговый орган в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 101 НК РФ не представил достоверно подтверждающих доказательств информированности налогоплательщика о «номинальности» руководителей контрагента, а также того, что спорные суммы НДС не отражены в счетах-фактурах, выставленных в адрес налогоплательщика, что спорный контрагент отсутствует по адресу его регистрации и договоры от его имени, счета-фактуры и первичные документы подписаны не установленными лицами. Доказательства совершения налогоплательщиком и спорным контрагентом лишенных экономического содержания согласованных действий, направленных на искусственное, без реальной хозяйственной цели, создание условий для незаконного применения налоговых вычетов по НДС, в материалах дела также отсутствуют.
Смотрите также постановления АС Уральского округа от 02.03.2018 N Ф09-171/18, от 25.01.2018 N Ф09-8761/17, АС Северо-Кавказского округа от 26.01.2017 N Ф08-10184/16, АС Северо-Кавказского округа от 25.05.2016 N Ф08-3167/16, АС Поволжского округа от 02.02.2016 N Ф06-5096/15, АС Северо-Кавказского округа от 17.11.2016 N Ф08-8663/16, ФАС Поволжского округа от 26.09.2012 N Ф06-6402/12, постановление Семнадцатого ААС от 30.11.2017 N 17АП-16028/17. Как указывают судьи, нарушение контрагентом своих налоговых обязательств может влечь негативные последствия для налогоплательщика только в случае, когда сам налогоплательщик мог и должен был знать о том, что вступает в правоотношения с хозяйствующим субъектом, не исполняющим налоговых обязательств.
При этом в постановлении АС Северо-Западного округа от 07.12.2017 N Ф07-12082/17 указано, что наличие у общества товара и использование его в хозяйственной деятельности само по себе не может служить бесспорным основанием для получения налоговых вычетов по НДС, поскольку, предъявляя к вычету НДС по операциям с контрагентом, налогоплательщик должен доказать не только факт реального приобретения товара, но и то, что товар приобретен непосредственно у того контрагента, который заявлен в представленных в налоговый орган документах. Отметим, что в этом случае было доказано, что товар у спорного контрагента не приобретался. В связи с чем в вычете НДС налогоплательщику было отказано.
В постановлении АС Северо-Западного округа от 08.02.2018 N Ф07-174/18 суд установил, что предъявляя к вычету НДС по операциям с контрагентом, налогоплательщик должен доказать как факт реального приобретения товара, так и то, что товар приобретен непосредственно у того контрагента, который заявлен в представленных в налоговый орган документах. Поскольку предприниматель утверждает о приобретении товара у заявленных контрагентов, то именно он в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ должен представить доказательства, подтверждающие действительное исполнение поставщиками обязательств по поставке товара. При этом из материалов дела усматривается, что налогоплательщик не опроверг представленные инспекцией доказательства, подтверждающие отсутствие у спорных поставщиков объективных условий и реальной возможности поставки товара.
В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 30.01.2018 N Ф04-6116/17 суд указал, что, оценивая доводы налогового органа и налогоплательщика, касающиеся проявления должной осмотрительности, необходимо иметь в виду, что по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта. Наличие сведений о спорных контрагентах в ЕГРЮЛ и получение копий учредительных документов этих контрагентов не свидетельствуют о проявлении обществом должной осмотрительности при их выборе при отсутствии обоснования данного выбора.
Существуют и иные примеры судебной практики по вопросу правомерности вычета НДС, принятые в пользу налогового органа в зависимости от конкретных ситуаций. Смотрите, например, определение ВС РФ от 14.08.2017 N 304-КГ17-8676, постановления АС Северо-Кавказского округа от 26.02.2018 N Ф08-309/18, АС Волго-Вятского округа от 24.01.2018 N Ф01-6073/1, АС Уральского округа от 15.11.2017 N Ф09-6508/17, АС Северо-Западного округа от 26.10.2017 NФ07-11559/17, АС Северо-Кавказского округа от 26.01.2017 NФ08-10184/16, Восьмого ААС от 30.11.2017 N 08АП-13121/17, Пятнадцатого ААС от 04.10.2017 N 15АП-12429/17, Девятого ААС от 29.09.2017 N 09АП-42300/17, апелляционное определение СК по административным делам Омского областного суда от 26.02.2015 по делу N 33-1203/2015.
Таким образом, если организация уверена в своей правоте, она вправе не следовать рекомендациям налогового органа и не подавать уточненную декларацию с уменьшением вычетов НДС по спорному контрагенту. Если же по результатам налоговой проверки будет отказано в вычете НДС, составлен Акт налоговой проверки и вынесено соответствующее решение (ст. 101 НК РФ), то можно обжаловать решение налогового органа в установленном НК РФ порядке.
Напомним, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц. Реализовать свое право лицо может, если, по его мнению, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст. 137 и пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Установленный главами 19-20 НК РФ порядок обжалования предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования практически всех налоговых споров. Это означает, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Решение о привлечении к ответственности может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган до вступления его в силу (путем подачи апелляционной жалобы) и после (путем подачи жалобы) (п. 1 ст. 138, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Порядок и сроки подачи жалобы и апелляционной жалобы установлены, соответственно, ст.ст. 139, 139.1 НК РФ.
Обжалование организациями в судебном порядке решений о привлечении к ответственности производится в порядке, предусмотренном АПК РФ (п. 4 ст. 138 НК РФ).
Обратите внимание, что подача апелляционной жалобы отодвигает срок вступления в силу решения о привлечении к ответственности (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ) и, как следствие, процедуру взыскания недоимки, пени, штрафа. А подача жалобы на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, не приостанавливает исполнение вступившего в силу решения о привлечении к ответственности.
При этом до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).
В случае обжалования организацией решения о привлечении к ответственности в судебном порядке его исполнение может быть приостановлено судом в порядке, предусмотренном АПК РФ, то есть по ходатайству организации (абзац второй п. 4 ст. 138 НК РФ, ч. 3 ст. 199 АПК РФ, смотрите также Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»). Сам по себе факт судебного обжалования решения о привлечении к ответственности не приостанавливает его исполнения.
Таким образом, если в рассматриваемом случае по итогам налоговой проверки будет быть вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, организация вправе обжаловать такое решение в порядке, предусмотренном названными номами НК РФ.
Напомним также, что согласно п. 1.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Смотрите в этой связи: Энциклопедия решений. Период получения налогового вычета по НДС (вычет в более позднем периоде).
Возможно, что налоговый орган, рекомендуя представить уточненную декларацию, одновременно предлагает организации применить вычет НДС в более позднем периоде. Однако нет уверенности в том, что вычет НДС по счету-фактуре этого же контрагента не вызовет отказа в вычете налога и в будущих налоговых периодах.
Кроме того, как мы полагаем, в случае заявления в уточненной декларации вычета НДС в меньшем размере по сравнению с первичной декларацией, у организации возникнет недоплата НДС в бюджет. В этом случае возможно привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ. Поэтому, принимая решение пойти навстречу проверяющим, надо помнить, что согласно пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Запрос у контрагента документов в целях минимизации налоговых рисков;
— Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
— Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц;
— Энциклопедия решений. Схема рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение по налоговой проверке;
— Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
— Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

АСК НДС – автоматизированная система контроля за возмещением НДС из бюджета.

Как образуется сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета

Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС).

Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.

Как работает система контроля за возмещением НДС из бюджета

Система автоматизирует налоговые процедуры и позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.

Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС из бюджета.

Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев.

При этом налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов, свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС при образовании налогового разрыва по НДС.

В случае расхождения моментально отправляется письмо с просьбой разъяснить причину несоответствия.

Риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС

Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:

  • высокий уровень риска – налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.

  • cредний уровень риска – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;

  • низкий уровень риска налоговых правонарушений – налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов.

Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.

Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС с использованием системы АСК НДС стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.

Налоговый разрыв по НДС

Налоговый разрыв – это разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме после получения от налогоплательщиков деклараций за очередной отчетный период.

Цель поиска таких разрывов заключается в обнаружении фирм-однодневок и отнесении налогоплательщиков к соответствующим «группам риска».

АСК НДС выявляет следующие расхождения:

1. Расхождение вида «разрыв»:

  • непредставление налоговой декларации организациями;

  • представление организациями декларации с «нулевым показателем»;

  • отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;

  • значительное искажение данных.

2. Расхождение вида «НДС»:

  • превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком – покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом — продавцом с операций по реализации.

Итак, если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).

Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают – системой автоматически формируется автотребования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Автотребования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.

Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка

В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой автотребований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». То есть система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры — иначе «технические фирмы» или «фирмы-однодневки». Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизованно направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв, для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/выгодополучателей.

При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:

  • о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;

  • о среднесписочной численности;

  • о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;

  • о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;

  • о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;

  • о дисквалифицированных лицах;

  • о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;

  • об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;

  • об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;

  • о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;

  • о дате постановки на учет (возрасте организаций);

  • о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;

  • о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;

  • об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;

  • о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;

  • и т.п. в зависимости от глубины контроля.

На практике контролирующие органы применяют новые способы отслеживания денежных потоков, мониторят расчеты между юридическими лицами, определяют виды операций на предмет того, являются ли они фиктивными, техническими или носят основной характер по деятельности той или иной фирмы. В результате у налоговых органов появилась программа «АСК НДС» — система, которая отслеживает движение денежных средств, выстраивает цепочки взаимодействия контрагентов, устанавливает признаки фиктивности совершенных операций и сделок, выявляет расхождения в налоговой отчетности, не допускает неправомерных вычетов по НДС.

Система контроля за возмещением НДС из бюджета в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму.

В ближайшее время ФНС России планирует ввести систему АСК НДС-3. На данный момент программа находится в тестовом режиме.

Напомним, что в 2015 году была введена программа АСК НДС, направленная на сопоставление декларации по НДС с выписками по счетам, для определения уплаты НДС с проведенной сделки.

АСК НДС-3 — это новая версия информационной системы, контролирующая движение денежных средств между счетами юридических и физических лиц и уплаты НДС, осуществляющая синхронизацию книг покупок и продаж с расчетными счетами налогоплательщиков. Благодаря такой системе выявление разрывов цепочек НДС, определение взаимозависимости лиц и устанавление, кто из субъектов бизнеса получил необоснованную налоговую выгоду, – для сотрудников ИФНС будет еще проще и быстрее.

Основные отличия АСК НДС-3 от предыдущих версий:

1) Она позволяет выявлять схемы с участием фирм-однодневок, посредством использования информации, полученной от расчетного центра Центрального банка РФ. Благодаря этому, инспекторы могут сравнивать вычеты НДС не только с начисленным налогом, но и с платежами по банку.

2) Теперь базы данных ФТС РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу – Росфинмониторинга объединены в единую систему, доступную для АСК НДС-3.

3) Новая АСК НДС-3 анализирует цепочку связей не только между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но и физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Теперь у налоговых органов есть возможность видеть информацию о наличии и движении денежных средств физических лиц, а также связи между юридическими и физическими лицами.

4) Новая версия ПК обладает функцией отслеживания соответствия данных, полученных с контрольно-кассовой техники, и данных книг продаж.

5) При работе с новой АСК НДС-3 применяется отраслевой подход. По результатам проверки выводятся из тени не отдельные компании или группы компаний, а целые отрасли. Контрольная работа ведется через отраслевые объединения участников рынка. Такая система уже опробована на фармацевтической, ювелирной, электронной и рыбной отраслях, торговых сетях, экспортерах зерна, производителях алкоголя и зарекомендовала себя наилучшим образом.

Таким образом, программа мониторит весь путь прохождения товаров (работ, услуг), налоговых деклараций, счетов-фактур, а также доходов и расходов налогоплательщиков по банковским счетам, выявляет не внесенные в бюджетную систему РФ суммы НДС и взаимозависимых лиц, т.е. обладает фантастическими возможностями по пресечению схем налоговой минимизации и изысканию дополнительных средств для пополнения бюджета.

Новость о внедрении АСК «НДС-3″ должна стать для налогоплательщиком поводом быть более внимательными при проведении той или иной сделки, поскольку налоговым органам теперь не нужны будут ни следственные мероприятия, ни дополнительные проверки контрагентов. Поскольку, если система обнаружит признаки применения схемы ухода от налогообложения, то автоматически сформирует отчет, который может послужить достаточным основанием для возбуждения уголовного дела, но, только в случае, если сумма неуплаченного НДС превышает размер, установленный Уголовным кодексом РФ.

Как не оказаться в чёрном списке АСК НДС 3:

  • Проверить контрагента. При совершении операций с новым контрагентом необходимо попросить у официального лица, выступающего от этой организации, предъявить свои документы при подписании договоров.
  • Проверить бухгалтерские данные, активы организации. Необходимо проверить наличие почтового и юридического адреса у потенциального контрагента.
  • Проверить банк данных судебных приставов.

Тщательная проверка будущих партнеров поможет не только избежать встречи с мошенниками, но и убережет от попадания в «черный» список системы АСК НДС-3.

С 1 января 2019 года ставка налога на добавленную стоимость (НДС) вырастет с 18% до 20%. Давайте разберемся, как Федеральная налоговая служба контролирует уплату налога с помощью программы АСК НДС-3, как перестроиться на новую ставку, а также как обеспечить прозрачность бухучета.

1. Что такое АСК НДС

2. АСК НДС-2: принцип работы

3. Для чего налоговая служба использует АСК НДС 3

4. Какие риски несет АСК НДС

5. Экстерриториальный контроль и АСК НДС

6. НДС 20% в 2019 году

7. Как автоматизировать бухучет в торговле

Что такое АСК НДС?

Федеральная налоговая служба (ФНС) проверяет уплату НДС с помощью автоматизированной системы контроля, которая называется АСК НДС.

Программный комплекс АСК НДС анализирует данные, указанные налогоплательщиками в налоговых декларациях, и следит за соответствием информации у всех контрагентов. Задача программы — определить, уплачен ли НДС с каждой проведенной сделки, и выявить компании, которые незаконно используют налоговые вычеты по НДС (фирмы-«однодневки”).

Функции программы:

· анализ деклараций;

· сверка данных компаньонов и контрагентов;

· автоматический поиск расхождений.

Налоговая служба применяет АСК НДС с 2013 года. В 2015 году была внедрена усовершенствованная версия автоматизированной системы контроля — АСК НДС-2. Некоторые плательщики задаются вопросом, когда и как заработает программа АСК НДС-3. Как сообщает ФНС, новая версия уже используется в тестовом режиме с 1 февраля 2018 года. Многих предпринимателей волнует вопрос, какие риски могут быть связаны с новым механизмом налоговых проверок и как обойти АСК НДС 2 и АСК НДС 3. Разберемся в этом подробнее.

Узнать больше

АСК НДС-2: принцип работы

Программа АСК НДС-2 сравнивает сведения из отчетности налогоплательщика, его поставщиков и покупателей. Если в цепочке обнаруживаются расхождения, АСК НДС автоматически направляет уведомление налогоплательщику. В течение 5 дней ему нужно предоставить пояснения, иначе налоговая инспекция может провести проверку или доначислить налог.

Программа фиксирует 2 типа расхождений:

  • несовпадение суммы — если сделка отражена в декларациях обоих контрагентов, но суммы налога указаны разные;

  • разрыв — если сделка не отражена одним из контрагентов (он сдал нулевую декларацию, вовсе не сдал отчетность или его нет в ЕГРЮЛ).

АСК НДС-2 выявляет подозрительные данные и направляет запросы налогоплательщикам автоматически, без участия налогового инспектора. Это позволяет ФНС эффективнее контролировать уплату налогов.

Получить консультацию

Для чего налоговая использует АСК НДС-3

Как отмечено выше, АСК НДС-3 – новый сервис ФНС, применяемый в тестовом режиме с 1 февраля 2018 года. Новая версия программы позволяет отслеживать движение денежных потоков по счетам как организаций, так и физлиц.

Обратите внимание, что с 2018 года банки тоже включили в работу АСК НДС-3, поэтому налоговая служба получает информацию с банковских счетов налогоплательщиков. С практической стороны это означает, что поиск взаимозависимых организаций и связанных с ними гражданских лиц перестал быть проблемой для ФНС.

Какие риски несет АСК НДС для предпринимателей

С 1 февраля 2018 года АСК НДС-3 автоматически формирует отчеты о расхождениях в налоговой отчетности (если они не устранены в 5-дневный срок). Отчет АСК НДС-3 является достаточным основанием для заведения уголовного дела о неуплате налогов.

Ранее, чтобы возбудить уголовное дело, Следственный комитет проводил доследственную проверку: запрашивал документацию контрагентов, проводил встречную сверку и анализировал данные.

Теперь порядок упростился — образно говоря, инспектору достаточно нажать одну кнопку в программе и получить отчет. Если программа заподозрит уклонение от уплаты налога по любой схеме (создание фирм-однодневок, цепочек посредников и т.д.), то распечатки из программы АСК НДС-3 будет достаточно для заведения уголовного дела.

Важно! Сотрудники налоговой службы могут запретить применение налогового вычета по НДС на том основании, что поставщик услуг обладает признаками компании-однодневки.

Узнать больше

Экстерриториальный контроль и АСК НДС

Итак, мы разобрались, что такое АСК НДС 3 и как работает программа. Кроме того, следует отметить, что у налоговой службы появился новый механизм контроля — экстерриториальные проверки. Проверять данные, предоставленные плательщиком, будут сотрудники «чужой» районной налоговой инспекции. В результате исключается возможность «договориться» с налоговым инспектором.

НДС 20% в 2019 году

Обратите внимание, что с 1 января 2019 года основная ставка НДС увеличится — с 18% до 20%. Новая ставка действует только для товаров, поступивших в магазины в 2019 году, согласно 303-ФЗ.

В связи с налоговыми изменениями магазинам придется доработать свою кассовую технику, чтобы указывать в чеках правильную ставку НДС. Порядок действий зависит от используемой техники. Так, владельцам большинства кнопочных (автономных) касс придется вручную менять настройки или обращаться в центры технического обслуживания.

Куда проще обстоят дела с «умными” онлайн-кассами — смарт-терминалами. Благодаря облачным технологиям, кассы сами загрузят обновление, и предприниматели смогут с 1 января 2019 года использовать новую ставку НДС. Например, именно таким способом будет происходить обновление онлайн-касс LiteBox (Лайтбокс).

Узнайте заранее, как установить ставку НДС в вашей кассе, чтобы не нарушать закон и избежать штрафов!

Выбрать онлайн-кассу

Как автоматизировать бухучет в торговле

Чтобы обеспечить прозрачность вашего бизнеса для налоговиков, используйте решения для автоматизации бухгалтерского учета (например, 1С или Контур). Если у вас подключена товароучетная программа, вы можете настроить обмен данными. Например, товароучетный сервис LiteBox (Лайтбокс) интегрируется с 1С и программой «Контур.Эльба” через файловый обмен или либо по API.

Обмен данными позволяет упростить работу бухгалтера: синхронизировать справочники номенклатуры и контрагентов, операции со счетами. Отчеты в бухгалтерской программе формируются на основании данных товароучета. Например, после приемки товара выгрузка в 1С происходит в разрезе номенклатуры, количества, наименования поставщика. Дальнейшие проводки осуществляются в 1С в требуемой унифицированной форме.

Автоматизация бухучета и товароучета помогает бухгалтеру оперативно получать данные о товарных остатках, денежном обороте и поставщиках, делать выгрузку данных в Excel. В результате ведение бухгалтерской отчетности становится удобнее и проще, уменьшается риск ошибок и налоговых проверок.