Аудит консолидированной отчетности

Содержание

Какие организации подлежат обязательному аудиту

Аудит подразделяется на обязательный и инициативный (добровольный). Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской отчетности. Какие организации подлежат обязательному аудиту зависит от нескольких критериев, которые определяет ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Организационно-правовая форма

Если организация имеет следующую организационно-правовую форму, она обязана проводить ежегодно обязательный аудит:

  1. Акционерное общество;
  2. Фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов);
  3. Государственная корпорация;
  4. Государственная компания.

Вид деятельности

В зависимости от вида деятельности к организациям, подлежащим аудиту относятся:

  1. Организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг;
  2. Кредитные организации;
  3. Бюро кредитных историй;
  4. Страховая организация;
  5. Клиринговая организация;
  6. Общество взаимного страхования;
  7. Организатор торговли;
  8. Негосударственный пенсионный или иной фонд;
  9. Акционерный инвестиционный фонд;
  10. Управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  11. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Финансовые показатели:

В зависимости от финансовых показателей, аудиту подлежат:

  • Организации, у которых объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей;
  • Организации, у которых сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

За исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

Сводная отчетность

И еще одно условие для проведения обязательного аудита:

  • Организация, которая представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения).

Полный перечень случаев обязательного аудита за 2015 год можно посмотреть в информационной таблице Минфина.

Представление аудиторского заключения

Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, поэтому сдавать в налоговую инспекцию его не нужно, но обязательно нужно представить в статистику. Сроки сдачи:

  • одновременно с бухгалтерской отчетностью;
  • если отдельно, то не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения.

Но в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Штрафы за несдачу аудиторского заключения (бухгалтерской отчетности) в статистику или сдачу с опозданием грозит штрафами:

  • на должностных лиц от 300 до 500 руб.;
  • на организацию от 3 000 до 5 000 руб.

Публикация аудиторского заключения

Аудиторское заключение публикуется в том случае, если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется.

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Итоги

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

  • «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
  • «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте .

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Пример

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2019 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2019 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год в таблице от Минфина России вы можете скачать .

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте .

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте .

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Обязательный аудит: критерии 2017

Актуально на: 18 апреля 2017 г.

Аудит – это проводимая для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта независимая проверка этой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Аудит может проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. В первом случае мы говорим об инициативном аудите, во втором – об обязательном. Обязанность проведения аудита накладывается на организацию законом. О критериях проведения обязательного аудита в 2017 году расскажем в нашей консультации.

Когда проведение аудита — обязанность

Критерии обязательного аудита в 2017 году содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Основные критерии обязательного аудита – критерии юридические и стоимостные. В первом случае обязательность аудита возникает в случае принадлежности организации к определенной организационно-правовой форме (к примеру, компания является акционерным обществом) или в случае ведения определенных видов деятельности, а во втором – в случае превышения выручки или величины активов определенных ограничений.

Приведем в таблице для обязательного аудита критерии 2017 года для ООО и организаций иных форм. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий проведение аудита является обязательным.

Обязательный аудит за 2017 год: критерии

Критерий Условие
Организационно-правовая форма или вид деятельности — акционерное общество;
— кредитная организация;
— бюро кредитных историй;
— профессиональный участник РЦБ;
— страховая организация;
— клиринговая организация;
— общество взаимного страхования;
— организатор торговли;
— негосударственный пенсионный или иной фонд;
— акционерный инвестиционный фонд;
— управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов)
Обращение ценных бумаг допущены к организованным торгам
Выручка от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуг) за 2016 год* превышает 400 миллионов рублей
Сумма активов организации на 31.12.2016 по данным бухгалтерского баланса* превышает 60 миллионов рублей
Представление (раскрытие) организацией годовой сводной (консолидированной) отчетности** представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

* За исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

** За исключением органа госвласти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Прочие критерии обязательного аудита

Представим некоторые иные случаи обязательного проведения аудита, не поименованные выше и предусмотренные отдельными Федеральными законами.

Так, аудит обязаны проводить, в частности:

Отправить по почте

ИНФОРМАЦИЯ

о практике применения Федерального закона

«О консолидированной финансовой отчетности»

в 2015-2018 гг.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» российские организации обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность (далее – КФО) в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Нормативно-правовая база КФО

Для составления КФО применяются МСФО и Разъяснения МСФО (далее также – документы МСФО), признанные в порядке, определенном Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107 по согласованию с Банком России. Согласно этому Положению решение о введении документа МСФО в действие на территории Российской Федерации принимается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России на основе заключения экспертного органа, осуществившего экспертизу применимости документа МСФО на территории Российской Федерации. Экспертным органом является некоммерческая организация «Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд «НСФО»).

Документы МСФО введены в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н, от 27 июня 2016 г. № 98н, от 11 июля 2016 г. № 111н, от 14 сентября 2016 г. № 156н, от 23 ноября 2016 г. № 215н, от 30 марта 2017 г. № 50н, от 20 июля 2017 г. № 117н, от 12 декабря 2017 г. № 225н, от 27 марта 2018 г. № 56н, от 4 июня 2018 г. № 125н, от 12 июля 2018 г. № 153н, от 30 октября 2018 г. № 220н, от 22 января 2019 г. № 11н.

Круг экономических субъектов, которые обязаны составлять, представлять и раскрывать КФО, включает:

1) кредитные организации, за исключением банков с базовой лицензией, не создающих группу в смысле МСФО;

2) страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования;

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее –управляющие компании);

5) клиринговые организации;

6) федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации;

7) открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации;

8) иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов (далее также – эмитенты).

Согласно Федеральному закону «О консолидированной финансовой отчетности» годовая КФО подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной КФО.

В целях обобщения практики применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» и иных нормативных правовых актов по вопросам применения МСФО, а также анализа государственной политики в сфере применения МСФО на территории Российской Федерации и подготовки на их основе соответствующих рекомендаций приказом Минфина России от 30 марта 2012 г. № 148 образована Межведомственная рабочая группа по применению МСФО (далее – МРГ). В состав этой рабочей группы входят представители Минфина России, Банка России, Фонда «НСФО», аудиторского сообщества.

Минфином России осуществляется систематический контроль деятельности Фонда «НСФО», связанной с проведением экспертизы применимости документов МСФО на территории Российской Федерации. Цель контроля – обеспечение полезности и результативности процедуры проведения экспертизы. В частности, в 2016 г. проведен углубленный анализ практики проведения экспертизы. По результатам анализа подтверждено соответствие данного направления деятельности Фонда «НСФО» задачам экспертизы. Вместе с тем даны рекомендации по совершенствованию порядка экспертизы. Среди них –организация мониторинга практики применения документов МСФО на территории Российской Федерации после их введения в действие с целью последующей оценки их применимости на территории Российской Федерации; уточнение отчетности экспертного органа. На основе рекомендаций внесены изменения в документы, регулирующие порядок проведения экспертизы.

Развитие законодательства о КФО

В 2016-2018 гг. реализован комплекс мер по совершенствованию законодательства о КФО. Так, в 2016 г. введено требование представления и раскрытия промежуточной КФО, а также подтверждения ее достоверности. Установлены дополнительные требования к раскрытию КФО, в частности, обязанность составителя обеспечивать доступность отчетности в течение трех лет с даты раскрытия, обязанность кредитных организаций и эмитентов-головных организаций банковских холдингов предоставлять сведения о раскрытии КФО в Банк России. Уточнен порядок представления КФО в Банк России, а также круг лиц, полномочных подписывать КФО.

В 2017 г. для целей КФО ряду организаций предоставлено право определять отчетный год, отличным от календарного года. Предусмотрены особенности исчисления первого отчетного года для годовой КФО и составления этой отчетности, а также исчисления отчетного периода для промежуточной КФО.

В 2018 г. предусмотрена возможность представления КФО пользователям на иностранном языке в валюте, отличной от рубля (в случаях, предусмотренных законодательством, например, Федеральным законом «О международных компаниях»). Уточнена сфера действия Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности».

Надзор за представлением и публикацией годовой КФО

В соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» годовая КФО организации после ее обязательного аудита должна представляться участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, а также в Банк России (за исключением организаций, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации, и эмитентов, не являющихся головными организациями банковских холдингов).

Банк России осуществляет надзор за представлением и раскрытием КФО организациями (за исключением организаций, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации).

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» годовая КФО представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность. Сроки представления годовой КФО в Банк России устанавливаются Банком России. Нарушение сроков представления годовой КФО в Банк России признается административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Для юридических лиц размер указанного штрафа составляет от 500 до 700 тысяч рублей.

Представление КФО в Банк России осуществляется в порядке, определяемом указаниями Банка России:

от 8 октября 2018 г. № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»;

от 14 декабря 2017 г. № 4645-У «О порядке и сроках раскрытия головными кредитными организациями банковских групп консолидированной финансовой отчетности»;

от 27 ноября 2017 г. № 4619-У «О порядке и сроках раскрытия и представления банковскими холдингами консолидированной финансовой отчетности»;

от 2 марта 2015 г. № 3580-У «О представлении кредитными организациями финансовой отчетности»;

от 21 января 2019 г. № 5063-У «О порядке и сроках представления в Банк России годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пунктах 2 — 5 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Анализ исполнения

Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

Сводная информация об исполнении Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» кредитными и некредитными финансовыми организациями в 2015-2018 гг., сформированная по данным Банка России, представлена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Исполнение Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» кредитными организациями в 2015-2018 гг.

№ п/п Показатели 2015 2016 2017 2018

Количество организаций, обязанных составлять КФО по состоянию на 31 декабря (кредитные организации, являющиеся головными организациями банковских групп, и кредитные организации, не являющиеся участниками банковских групп)

Количество организаций, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций после отчетного года

Количество организаций, представивших КФО
за год

из них с аудиторским заключением

из них с заключением аудиторской
организации «Большой Четверки»

Количество организаций, не представивших КФО за год

Количество организаций, к которым применены меры воздействия по результатам рассмотрения КФО за год

х

Таблица 2

Исполнение Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

некредитными финансовыми организациями в 2015-2018 гг.

№ п/п Показатели Страховые организации Эмитенты Негосударственные пенсионные фонды Клиринговые организации Управляющие компании
2015 2016 2017 2018 2015 2015 2016 2017 2018 2015 2016 2017 2018 2015 2016 2017 2018

Количество организаций, обязанных составлять КФО по состоянию на 31 декабря

из них количество организаций, обязанных
представлять КФО в Банк России

Количество организаций, представивших КФО за год

из них с аудиторским заключением

из них с заключением аудиторской организации «Большой Четверки»

Количество организаций, представивших КФО с нарушением срока представления за год

Количество организаций, не представивших КФО в Банк России, из числа обязанных ее представлять за год

Количество организаций, к которым применены меры воздействия по результатам рассмотрения КФО за год

в том числе:

привлечены к административной ответственности

выданы предписания

Количество организаций, обязанных составлять КФО, по состоянию на 31 декабря 2018 г., снизилось по сравнению с 31 декабря 2015 г. на 43 %. Данное снижение имело место во всех секторах, организации которых обязаны составлять КФО, за исключением клиринговых организаций (таблица 3).

Таблица 3

Изменение количества организаций, обязанных составлять КФО,

за 2015-2018 гг.

Количество организаций, представивших КФО за 2018 г., существенно сократилось по сравнению с количеством организаций, представивших КФО за 2015 г. (таблица 4). Это сокращение обусловлено, главным образом, сокращением числа организаций, обязанных составлять КФО, освобождением ряда организаций от обязанности представлять КФО. Доля организаций, представивших КФО, в общем количестве организаций, обязанных ее составлять, существенно сократилась во всех секторах, за исключением кредитных организаций, и в целом составила 76 %.

Таблица 4

Изменение количества организаций, представивших КФО,

за 2015-2018 гг.

Практически все организации (за исключением двух управляющих компаний) представили КФО с аудиторским заключением.

За 2015-2018 гг. доля аудиторских заключений «Большой Четверки» среди всех аудиторских заключений по КФО выросла на 2,5 процентных пункта, что связано, главным образом, с сокращением количества организаций, выпускающих КФО, а также освобождением ряда организаций от обязанности составлять такую отчетность (таблица 5). Доля аудиторских заключений «Большой Четверки» по КФО кредитных и страховых организаций колеблется от 19 до 31 %. Среди аудиторских заключений негосударственных пенсионных фондов эта доля с 2015 г. по 2018 г. увеличилась на 13 %. Среди управляющих компаний доля аудиторских заключений «Большой Четверки» за тот же период снизилась на 21 %. Аудит КФО клиринговых организаций организациями «Большой Четверки» в рассматриваемом периоде не проводился.

Таблица 5

Изменение доли аудиторских заключений «Большой Четверки» в общем количестве аудиторских заключений по КФО за 2015-2018 гг.

Доля аудиторских заключений «Большой Четверки» в общем количестве аудиторских заключений по КФО, % Изменение доли, процентные пункты

2015 г.

2018 г.

Кредитные организации

20,5

31,1

10,6

Страховые организации

19,3

26,4

7,1

Негосударственные пенсионные фонды

8,5

21,6

13,1

Клиринговые организации

0,0

0,0

0,0

Управляющие компании

26,6

5,4

— 21,2

Всего

20,9

23,4

2,5

В 0,2 % случаев (1 организация) был нарушен установленный срок представления КФО за 2018 г. (3 % организаций – отчетность за 2015 г.). Существенно (с 32 до 1) сократилось количество управляющих компаний, представивших КФО с нарушением срока (таблица 6).

Таблица 6

Изменение количества организаций, представивших КФО с нарушением срока представления, за 2015-2018 гг.

КФО за 2018 г. не была представлена только управляющими компаниями (9 организаций) (таблица 7). По причине отзыва лицензии КФО не представили 19 кредитных организаций.

Таблица 7

Изменение количества организаций, не представивших КФО,

за 2015-2018 гг.

За рассматриваемый период существенно сократилось количество представивших КФО организаций, к которым применены меры воздействия. По результатам рассмотрения КФО за 2018 г. количество организаций, к которым были применены меры воздействия, уменьшилось по сравнению с отчетностью за 2015 г. с 76 до одной (таблица 8).

Таблица 8

Изменение количества организаций, к которым применены меры воздействия по результатам рассмотрения КФО, за 2015-2018 гг.

Рассмотрение вопросов, выявленных в процессе анализа практики применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

Анализ практики применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» является одним из инструментов для выявления вопросов применения МСФО на территории Российской Федерации, требующих решения. Эта работа осуществляется МРГ и направлена на обеспечение последовательного и единообразного применения МСФО, и тем самым, на повышение качества отчетности организаций, составленной в соответствии с этими стандартами.

За период с 2015 г. по 2018 г. МРГ было принято к рассмотрению 15 вопросов применения МСФО, требующих решения (2015 г. – 6 вопросов, 2016 г. – 3, 2017 г. – 5, 2018 г. – 1). В результате рассмотрения указанных вопросов МРГ осуществляет подготовку рекомендаций, которые ежегодно издаются в форме обзоров практики применения МСФО. С 2015 г. по 2018 г. издано 7 таких обзоров (2015 г. – 2 обзора, 2016 г. – 2, 2017 г. – 2, 2018 г. – 1). В указанных обзорах даны рекомендации МРГ по таким вопросам как:

представление в КФО облигаций, срок погашения которых не установлен или является сверхдлинным и по которым эмитент имеет право в одностороннем порядке отказаться от выплаты процентов (купона);

составление КФО в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, в случае создания в группе новой контролирующей (материнской) организации, составление КФО организации, возникшей в результате реорганизации в форме слияния или присоединения;

осуществление актуарных расчетов для целей МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»;

проверка промежуточной КФО, проводимой аудиторской организацией;

действие подпункта «а» пункта 4 МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» для эмитентов, ценные бумаги которых не допущены к организованным торгам, при составлении ими КФО в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»;

первый отчетный год для КФО впервые созданного экономического субъекта;

включение несущественных данных о дочерних организациях в КФО;

обязанность представления и публикации КФО организациями, ценные бумаги которых исключены из котировального списка;

особенности составления КФО управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов;

аудит КФО, составляемой и публикуемой инициативно.

Кроме того, МРГ в 2017-2018 гг. проведен анализ реализации государственной политики по следующим вопросам:

готовность банковского сектора к переходу на применение МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» с 1 января 2018 г.;

готовность страховых организаций к переходу на применение МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» с 1 января 2021 г.

По итогам проведенного анализа МРГ подготовлены информационно-методические документы «Вопросы применения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» банками и другими кредитными организациями» и «Вопросы применения МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» страховыми организациями». Указанные документы опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России, направлены в Банк России и в соответствующие профессиональные объединения.

За период 2015-2018 гг. МРГ неоднократно рассматривались вопросы перевода документов МСФО на русский язык, обеспечения его качества, устойчивости и финансовой независимости системы перевода. Среди прочего, в 2017 г. МРГ проанализирован международный опыт организации и финансирования работ по переводу документов МСФО на национальные языки.

В 2018 г. МРГ изучена проблематика организации и осуществления контроля соблюдения МСФО в отчетности, подготавливаемой российскими организациями. По результатам этого изучения подготовлен и опубликован на официальном Интернет-сайте Минфина России документ «Анализ практики независимой проверки финансовой отчетности эмитентов на предмет ее соответствия стандартам финансовой отчетности». В нем, в частности, обращено особое внимание на значение контроля соблюдения МСФО при составлении КФО публичными компаниями для надлежащего последовательного применения МСФО в Российской Федерации.

Дальнейшее совершенствование законодательства и практики применения КФО

С целью дальнейшего совершенствования законодательства о КФО планируются такие мероприятия, как:

уточнение круга организаций, обязанных составлять КФО, исходя из баланса значимости информации, содержащейся в отчетности по МСФО, и затрат на ее составление;

активизация выпуска федеральных стандартов бухгалтерского учета, разрабатываемых на основе МСФО, способствующих качественному улучшению практики применения МСФО;

уточнение отдельных положений Федерального закона
«О консолидированной финансовой отчетности», в применении которых выявляются проблемы.

Кроме того, анализ опыта применения МСФО в Российской Федерации выявил ряд проблем, на решение которых должны быть направлены усилия заинтересованных сторон. Среди них:

1) низкая вовлеченность российского делового, профессионального и научного сообщества в общественное обсуждение проектов документов МСФО (изменений в МСФО, новых стандартов), организуемое и проводимое Фондом МСФО;

2) недостаточная активность российской стороны в формировании повестки Комитета по разъяснениям Фонда МСФО и Группы развивающихся экономик Совета по МСФО и, как следствие, слабое использование потенциала этих площадок для обсуждения вопросов применения МСФО, возникающих в российской практике;

3) отсутствие процедуры введения в действие для применения в Российской Федерации практических руководств (practical statement) «Комментарии руководства» и «Суждение о существенности», выпускаемых Фондом МСФО;

4) слабость институциональной основы перевода МСФО на русский язык;

5) отсутствие механизма своевременного перевода и публикации решений Комитета по разъяснениям Фонда МСФО;

6) отсутствие полноценной системы контроля соблюдения МСФО при составлении КФО публичными компаниями, включающей соответствующие институты, механизмы, законодательство, полномочия, ресурсы;

7) недостаточная вовлеченность комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) соответствующих организаций в обеспечение высокого качества составления КФО;

8) отсутствие практики оценки применения документов МСФО на территории Российской Федерации после их введения в действие;

9) разобщенность обучения бухгалтерскому учету по российским правилам и по МСФО.

Без банков с базовой лицензией, которые освобождены от составления КФО.

Включая одну кредитную организацию, в отношении которой осуществлена санация

Информация отсутствует.

Кроме кредитных и страховых организаций.

Без организаций, утративших обязанность представлять КФО в Банк России после отчетного года в связи с отзывом лицензии на осуществление страховой деятельности.

Ряд организаций представил КФО при отсутствии такой обязанности.

Меры надзорного характера не применялись в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности».

Составлены протоколы об административном правонарушении.

Составлены мотивированные заключения о выявлении признаков административного правонарушения, направленные в территориальные учреждения Банка России.

Без учета кредитных организаций.

COVID-19: сроки раскрытия консолидированной финансовой отчетности в 2020 году; Внутренний аудит и публичный режим ПАО

06.04.2020
Илья Болотнов Анастасия Нерчинская

Юридическая компания Пепеляев Групп сообщает об ожидаемых к принятию изменениях в ряд положений законодательства, регулирующих отдельные аспекты деятельности ПАО, порядок и сроки представления и раскрытия консолидированной финансовой отчетности, на фоне пандемии коронавируса COVID-19

1 апреля 2020 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации» («Закон»). В данный момент закон находится на рассмотрении Совета Федерации, в ближайшее время ожидается его одобрение верхней палатой парламента и его подписание Президентом РФ.

1. Вопросы деятельности совета директоров и организация внутреннего аудита в ПАО

Законом вводится норма о продлении сроков вступления в силу следующих положений Закона об АО (срок вступления в силу указанных положений перенесен с 1 июля 2020 года на 1 января 2021 года):

  • положения о необходимости формирования советом директоров (наблюдательным советом) ПАО комитета по аудиту для целей: (1) контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ПАО; (2) оценки независимости аудитора ПАО и отсутствия у него конфликта интересов; (3) оценки качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО;
  • положения, предусматривающие: (1) обязанность ПАО осуществлять внутренний аудит; (2) требование об утверждении советом директоров (наблюдательным советом) ПАО внутренних документов, определяющих политику ПАО в области организации и осуществления внутреннего аудита; (3) порядок назначения на должность лица, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита ПАО; (4) иные вопросы организации и осуществления такого аудита в ПАО.

Таким образом, обязанности ПАО по реализации указанных выше требований возникают с 1 января 2021 года.

2. Продление срока для принятия АО решения о публичном режиме

В соответствии с требованиями действующего законодательства в случае, если по состоянию на 1 июля 2015 года устав и наименование АО, созданного до 1 сентября 2014 года, содержали указание на то, что такое АО является публичным (то есть, фирменное наименование содержало аббревиатуру ПАО), но которые фактически не имели признаков публичности, предусмотренных законодательством, то до 1 июля 2020 года такие АО должны были определиться с выбором режима деятельности АО (публичный или непубличный).

В частности, если АО пожелает осуществлять деятельность в качестве непубличного АО, оно обязано внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования указания на статус публичного общества. Если же АО намерено стать публичным, ему до указанного выше срока необходимо обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого АО.

Положения нового Закона продлевают срок для совершения АО, соответствующими описанным выше признакам, предусмотренных законом действий по подтверждению публичного статуса или отказу от такового с 1 июля 2020 года до 1 января 2021 года.

Таким образом, соответствующим компаниям предоставляется дополнительный полугодичный срок для принятия решения о публичном режиме деятельности или об отказе от него и сохранении непубличного режима.

3. Продление сроков представления и раскрытия консолидированной финансовой отчетности

Законом установлены новые (продленные) сроки представления и раскрытия консолидированной финансовой отчетности (как годовой, так и промежуточной) в 2020 году организациями, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны составлять и раскрывать такую отчетность.

Согласно новым правилам:

— Годовая консолидированная финансовая отчетность в 2020 году представляется в срок не позднее 180 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность*.

* согласно текущим требованиям законодательства такая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность

— Промежуточная консолидированная финансовая отчетность в 2020 году представляется в срок не позднее 150 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность*.

* согласно текущим требованиям законодательства такая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность

— Раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления в соответствии с указанными выше новыми сроками представления такой отчетности.

— Эмитенты, которые обязаны раскрывать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг, согласно новым правилам раскрывают:

  • годовую консолидированную финансовую отчетность или годовую финансовую отчетность эмитента за 2019 год вместе с аудиторским заключением в отношении такой отчетности, в течение трех дней, следующих за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 210 дней после даты окончания указанного отчетного года*;

* согласно действующим правилам такая годовая отчетность раскрывается в течение трех дней, следующих за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания соответствующего отчетного года

  • промежуточную консолидированную финансовую отчетность или промежуточную финансовую отчетность эмитента за шесть месяцев 2020 года вместе с аудиторским заключением или иным документом, составляемым по результатам проверки такой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности в отношении такой отчетности, в течение трех дней, следующих за датой составления указанного аудиторского заключения или иного документа, но не позднее 180 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена такая отчетность*.

* согласно действующим правилам такая промежуточная отчетность раскрывается в течение трех дней, следующих за датой составления указанных аудиторского заключения или иного документа, но не позднее 60 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена такая отчетность

В связи с установлением более продолжительных сроков в отношении представления и составления организациями консолидированной финансовой отчетности Закон до 31 декабря 2020 года приостанавливает действие положений законодательства РФ, предусматривающих более длительные сроки представления и раскрытия соответствующей отчетности, которые действуют в настоящее время.

4. Сроки раскрытия информации организациями финансового сектора

Обращаем Ваше внимание, что в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций в 2020 году решением Совета директоров Банка России могут быть установлены иные сроки раскрытия информации и представления отчетности.

Согласно положениям нового Закона в 2020 году Банк России может устанавливать для кредитных и некредитных финансовых организаций:

  • сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, списков аффилированных лиц;
  • сроки (и порядок) составления и представления отчетности;
  • сроки составления и представления другой предусмотренной федеральными законами информации,

превышающие сроки раскрытия, составления и представления соответствующих отчетности и информации, установленные нормативными актами Банка России. Такие решения Совета директоров Банка России подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в течение 10 дней со дня принятия этих решений. Данные правила введены новым Законом в соответствии с ранее анонсированными Банком России мерами поддержки деятельности кредитных организаций на период пандемии коронавируса COVID-19.

О чем подумать, что сделать

В текущих условиях компаниям, зарегистрированным в форме ПАО, рекомендуется при осуществлении хозяйственной деятельности, планировании бизнес-процессов и операций, осуществлении корпоративных процедур, руководствоваться более продолжительными сроками, установленными Законом, в отношении совершения соответствующих действий. В случае, если внутренние документы, регламенты или локальные акты организации предусматривают конкретные сроки подготовки и раскрытия консолидированной финансовой отчетности, создания системы внутреннего аудита и т.п., определенные в соответствии с правилами о сроках, которые действуют в настоящее время до вступления с Закона в силу, рекомендуется внести в такие документы соответствующие изменения с учетом продленных сроков.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в связи с текущей ситуацией изменения в корпоративном законодательстве и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению корпоративных процедур в ПАО, а также в иных организациях, предоставить комментарии по спорным вопросам применения новых положений законодательства, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.

Положения Закона вступят в силу в дату его официального опубликования

Федеральный закон от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статья 64, часть 3, абзац 2; Федеральный закон от 19 июля 2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», статья 2, часть 3

Федеральный закон от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статья 87.1, часть 2; Федеральный закон от 19 июля 2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», статья 2, часть 3

Федеральный закон от 29 июня 2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», статья 27, часть 7

В соответствии с частью 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 N 51-ФЗ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах

Закон, статья 7

Закон, статья 12, часть 7

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» консолидированную финансовую отчетность обязаны составлять, в частности, кредитные, страховые, клиринговые организации; АО, акции которых находятся в федеральной собственности; организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов

Федеральный закон от 27 июля 2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», статья 4, часть 7

Федеральный закон от 27 июля 2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», статья 4, часть 7

Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», статья 30

Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», статья 30, часть 12

Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», статья 30, часть 12

Законом приостановлено действие второго и третьего предложений части 12 статьи 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также части 7 статьи 4 и части 5 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»