Аварийное жилье под снос

Ситуация, которой занималась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, оказалась весьма распространенной.

Известно, что в стране полным ходом идет процесс сноса старых и ветхих домов, а их жителям предоставляются взамен нормальные квартиры. И хотя этот процесс идет уже несколько лет и на него государство выделяет большие деньги, аварийного жилья у нас остается еще много и ситуация с расселением касается сотен тысяч граждан.

Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко. Нередко встречаются ситуации, когда новые квартиры будущим новоселам по разным причинам не нравятся и граждане категорически отказываются переезжать. Итог — дом нельзя заселить, барак нельзя снести и весь процесс останавливается в лучшем случае на долгие месяцы. Вот тогда в дело включается суд, и переезд назначается вердиктом человека в мантии.

Разъяснение норм действующего законодательства, которое применяется при переселении жильцов из аварийных бараков и домов в нормальное жилье, может оказаться полезным не только судьям на местах, которые в последнее время все чаще решают эти споры, но и гражданам, перед которыми может встать или уже встала похожая проблема.

Вся проблема, с которой пришлось разбираться Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, коротко выглядит следующим образом. Большинство жителей старых домов и ветхих бараков уверены, что они при переселении должны улучшить свои жилищные условия по полной программе . То есть квадратных метров должно быть больше, а условия лучше, чем те, что были. Но Верховный суд РФ разъяснил, что по закону самым главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру.

Новая квартира должна быть благоустроенной, не меньше старой и в том же населенном пункте

Итак, власти Волгограда обратились в суд с иском к некой гражданке и ее дочери, жительницам города, и попросили переселить их в новую квартиру решением суда. Дом, в котором у женщины и ее взрослой дочери была квартира, шел на снос. Но новая же квартира переселенцам не понравилась — у них в старом доме были две изолированные комнаты, а в новом — те же две, но проходные. Хотя новое жилье было по квадратным метрам больше старого.

Районный суд, куда попал иск городских властей, принял решение — переселить строптивых жильцов.

Ну а апелляция это решение в пользу чиновников отменила и заявила, что новая квартира, по решению городского суда, хуже старой. И в иске городской власти — отказал.Так «переселенческий» спор дошел до Верховного суда РФ. Там дело изучили и сказали, что апелляция была не права, а районный суд, напротив, разобрал спор верно.

По разъяснению Верховного суда РФ в этой ситуации действуют следующие правовые нормы. Ответчица с дочерью жила в квартире в старом доме по договору социального найма и занимала помещение площадью 42 квадратных метра. Две комнаты в старой квартире были — изолированные.

Администрация города, после того, как приняла решение снести старый дом, предоставила женщинам квартиру в 44 квадратных метра, но с проходными комнатами. Районный суд, когда выносил решение о принудительном новоселье, сказал, что квартира равнозначная и благоустроенная. Апелляция напротив — заявила, что смежные комнаты «не улучшают жилищные условия семьи».

Верховный суд, соглашаясь с районными коллегами, напомнил, про статьи Жилищного кодекса — 85, 86 и 89. В них говорится следующее: когда людей выселяют из ветхого жилья, в котором они проживали по договорам соцнайма, то местная власть обязана предоставить им жилье также по договорам соцнайма. Новая квартира должна быть благоустроенной «применительно к условиям того населенного пункта», где люди жили. А еще должна быть не меньше старой по квадратным метрам и быть в границах того населенного пункта, в котором граждане живут.

Был специальный пленум Верховного суда (N 14 от 2 июля 2009 года) по делам о применении Жилищного кодекса и по делам о выселении. Там было подчеркнуто главное положение, которое касается именно таких переселенцев из аварийного жилья, — жилье им предоставляют равнозначное по площади, и дают не в порядке улучшения их жилищных условий, а из соображений безопасности. У тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, другие критерии предоставления жилья. И в случае переселенцев из бараков эти критерии для очередников во внимание не принимаются.

Именно поэтому, подчеркнул Верховный суд, выводы районного суда, слушавшего этот спор, были верными. А райсуд решил, что новая квартира «отвечает уровню благоустроенности применительно к условиям данного населенного пункта», да и по метражу новое жилье больше.

Суд разъяснил, что главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру

А вот апелляция, которая в смежных комнатах новой квартиры увидела ущемление жилищных прав новоселов, неправильно применила закон. Верховный суд напомнил, что в статье 89 Жилищного кодекса сказано следующее. При предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности «предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому».

Это условие закона городская власть выполнила, констатировал Верховный суд. А вот у апелляции «отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции».

Итог пересмотра спора таков: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила решение апелляции и оставила в силе вердикт Красноармейского районного суда Волгограда.

Инфографика «РГ»: Александр Смирнов/Елена Домчева

«Новые нормы по расселению аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки. Кроме того, у регионов появится возможность расходовать федеральные средства на строительство маневренного и наемного жилья, которое сейчас практически отсутствует», — пояснил министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев.

«В основном остается прежний порядок переселения граждан из аварийных домов, — говорит зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. — В частности, граждане могут по согласованию сторон выбрать либо переселение в другую квартиру, либо взять выкупную стоимость жилья. Но выкупная стоимость формируется теперь, исходя из рыночной стоимости не только самого жилого дома, но и участка под ним».

Предполагается, что выплаты расселяемым жителям в некоторых регионах заметно увеличатся — аварийное помещение зачастую стоит копейки, а вот участок может быть весьма дорогим. Те, кто приобрел квартиры в доме, ранее уже признанном аварийным, имеют право на выплату возмещения в размере, не превышающем затраты на приобретение этого жилья.

Разрешается теперь переселять жильцов аварийных домов в маневренный фонд, но не более чем на два года. «Этот срок вызвал дискуссию среди депутатов Госдумы, — отмечает Качкаев. — Но именно за это время в соответствии с действующими нормативами можно построить многоквартирный дом — от согласования его проектной документации до ввода в эксплуатацию».

Граждане, проживающие в аварийных домах (но только если аварийное жилье является у них единственным), также смогут получать субсидии — на приобретение другого жилья или на возмещение части процентов по ипотеке. Такие меры поддержки вправе установить регион.

Законом также предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий. «Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые захотят участвовать в программе. Они смогут компенсировать 25% затрат на расселение граждан. Такой подход к решению проблемы с расселением аварийных домов сэкономит 75% бюджетных средств», — поясняют в минстрое.

При этом установлено, что средства Фонда содействия реформированию ЖКХ можно будет направлять на строго целевое использование земельных участков под расселенными домами. На освободившейся территории разрешается возводить дома, которые строят за счет бюджета или по договору о развитии застроенной территории. Можно будет также размещать здесь объекты социального обслуживания, здравоохранения, образования, обустраивать места для занятий спортом, парки и скверы и т. п. Это сделано для того, чтобы решения об аварийном состоянии дома, который на самом деле, быть может, еще весьма крепкий, не принимались под давлением недобросовестных застройщиков, желающих построить на этом месте, например, торговый центр.

В то же время в окончательный вариант поправок не вошло положение о возможности выделения в отдельные подпрограммы капремонта тех домов, чей физический износ около 70%, а также тех, стоимость капремонта в которых в пересчете на квадратный метр значительно выше, чем в других домах (это, например, старенькие двухэтажки). Предполагалось, что в этих зданиях капремонт пойдет по особым правилам: будут проводиться только самые первоочередные работы, но ремонта наиболее «прохудившихся» систем можно будет дождаться гораздо быстрее, чем сейчас. Однако с введением этого положения решено было повременить — одной из причин стало предположение ряда СМИ о повышении в связи с этим взносов на капремонт. В минстрое заверили, что повышать взносы в связи с этими поправками не предполагалось. Но, как сказал недавно на пресс-конференции министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, в ближайшее время министерство не будет касаться нормативного регулирования капремонта. Программа, по его словам, требует определенной доработки, но в первую очередь, ведомство займется «техническими» вопросами, которые нужно решить в рамках действующего законодательства.

В данном разделе вы можете найти информацию о предоставлении жилых помещений гражданам при расселении домов, признанных непригодными для постоянного проживания; о домах, планируемых к сносу в текущем году, и т.д.

Муниципальная адресная программа по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2018-2020 годы, утвержденная постановлением города Перми от 28.03.2018 № 184

Постановление администрации города Перми от 30.12.2019 № 1121 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2021 годы», утвержденную постановлением администрации города Перми от 28.03.2018 № 184

Постановление Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019 – 2025 годы»

Постановление Правительства Пермского края от 25.07.2019 № 512-п «О внесении изменений в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2021 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2018 года № 217-п

Постановление администрации города Перми от 31.07.2019 № 436 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2021 годы, утвержденную постановлением администрации города Перми от 28.03.2018 № 184»

Постановление администрации города Перми от 31.05.2019 № 238 «Об утверждении муниципальной адресной программы по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы»

Постановление администрации города Перми от 30.12.2019 № 1122 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением администрации города Перми от 31.05.2019 № 238

Реестр домов, подлежащих расселению в 2020 г. в рамках Национального проекта и муниципальной адресной программы от 31.05.2019 № 238

Признание дома непригодным для постоянного проживания

  • О процедуре признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания граждан
  • Предоставление жилых помещений гражданам, проживающим по договорам социального найма, при расселении домов, признанных аварийными или непригодными для проживания
  • Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при расселении из аварийного жилья​

Реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания и аварийных многоквартирных домов по состоянию на 01.10.2020 (дата размещения — 06.10.2020), отображение на карте.

Порядок признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (дата размещения — 27.12.2019)

На 1 января 2012 года, по данным территориальных органов администрации города Перми, 217 многоквартирных домов общей площадью 103,89 тыс. кв. м отнесены к категории аварийных и подлежащих сносу. В период с 2009 года по 2013 год администрацией города Перми было утверждено пять адресных муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В данные программы включено 195 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, общей площадью 59,29 тыс. кв. м. С 2009 года расселено 236 аварийных многоквартирных домов.

Правом на предоставление иного жилого помещения обладают граждане, проживающие на условиях договора социального найма в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, а также граждане, проживающие на условиях договора социального найма, и собственники жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными.

Информацию о планах администрации города по расселению непригодных для проживания и аварийных домов, а также ответы на интересующие вопросы можно получить в управлении жилищных отношений.

Предоставление жилых помещений из маневренного фонда для лиц, проживающих в аварийных домах осуществляет специалист управления жилищных отношений Дмитриенко Елена Геннадьевна ежедневно с 10 00 до 12 00, с 13 00 до 17 00 по адресу ул.Ленина,34 кабинет 301д, телефон 210 18 06.

В связи с передачей в управление жилищных отношений администрации города Перми полномочий по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а так же приватизацией жилых помещений с 10 марта 2020 года прием заявлений будет производится по адресу: ул. Екатерининская, д. 63.

Прием документов на социальную выплату по аварийным многоквартирным домам, расселяемым в 2020 году на территории города Перми в рамках региональной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018 № 217-п «Об утверждении региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2021 годы» продлен до 01 ноября 2020 года.

— приемные дни отдела содействия реализации программ: с понедельника по четверг без обеда с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 17.00. Кабинет № 15, телефон 207 50 19;

— приемные дни отдела расселения жилищного фонда: вторник, четверг с 10.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.00. Кабинеты № 6, № 7. № 12.

Телефон 8 909 107 8212. По предварительной записи.

Верховный суд РФ запретил брать доплату с переселенцев из аварийных домов: возмещение гражданами разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилья не предусмотрено ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой.

Суть дела

До высшей инстанции дошёл спор жителей Архангельской области с местными властями. Заявителей обязали внести доплату за квартиру, в которую истцы должны были переехать из аварийного жилья. Своё требование чиновники объяснили разницей рыночной стоимости между новой и ветхой недвижимостью.

Согласно материалам дела, администрация сочла, что многоквартирный дом, в котором проживали заявители, необходимо снести, поскольку он признан аварийным. В связи с чем стороны заключили договор об изъятии старой квартиры и предоставлении нового жилья. В этом же документе администрация прописала обязанность переселенцев доплатить примерно два миллиона рублей — разницу между рыночной стоимостью предоставляемого и изымаемого жилого помещения.

Собственники выразили несогласие с доплатой и оспорили данное требование договора в суде и даже получили поддержку при разбирательстве в первой инстанции. Суд указал, что, поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу, а истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления нового жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования администрации о выплате разницы в цене являются незаконными. В связи с чем районный суд обязал власти предоставить истцам жилые помещения.

Однако апелляционная инстанция отменила это решение, сославшись на нормы жилищного законодательства об обязанности оплатить разницу в цене: при отсутствии соглашения сторон и в случае предоставления жилого помещения стоимостью выше выкупной цены. Областной суд счёл, что раз заявители не согласились с формулировками договора, значит стороны не достигли согласия об условиях изъятия у них недвижимости и предоставления новой квартиры.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда с такой трактовкой законов не согласилась.

Позиция ВС

ВС напоминает, что в соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, а также повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства законодательство устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, указывает ВС.

Он напоминает свою правовую позицию, изложенную в обзоре судебной практики по делам о жилищных правах граждан от 29 апреля 2014 года: в случае если жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, то собственник помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилья в собственность либо его выкуп.

«При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав», — отмечает ВС.

Региональная же программа переселения регламентирует, что после 1 августа 2013 года оплата разницы по площади между расселяемым и получаемым жильем осуществляется за счет средств фонда и областного бюджета.

В случае если стоимость приобретаемого или строящегося жилого помещения превышает стоимость переселения, то оно оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального образования, на территории которого находится расселяемый многоквартирный дом, говорится в положениях программы.

Права переселенцев из аварийного жилья закреплены и в соответствующем кодексе, нормы которого также определяют, что собственники получают либо новое жилье, либо выкуп за старую непригодную к жительству недвижимость.

«Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого», — подчёркивает ВС.

В связи с чем судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (определение №1-КГ19-9).

Алиса Фокс

Итак, начнем с того, что жильё может быть в собственности или предоставляться по договору социального найма. Если жилье в собственности, оно принадлежит собственнику, и никто просто так не может взять и забрать его. В муниципальном жилье, предоставленном по договору соц. найма, проживающие только зарегистрированы (прописаны), но никаких прав собственности у них на это жилье нет. Даже, если ваша семья живет в этой квартире бог знает сколько лет, это жильё вы просто арендуете у государства. В зависимости от того в собственности квартира или нет, решается вопрос предоставления другого жилья взамен подлежащего сносу.

Если жилье в социальном найме…

Итак, если ваше жилье, находящееся в соц. найме, сносится или признано непригодным для проживания, то согласно статьям 86 (Жилищный кодекс Статья 86) и 87 ЖК РФ, вам должны предоставить другое благоустроенное жилое помещение также по договору соц. найма. При этом выделяемое жилье должно находиться в черте того же населенного пункта. Важным условием здесь является слово «благоустроенное». Это значит, что предоставляемое жилое помещение не должно быть менее благоустроенным, чем то, которое было у вас раньше. Под благоустроенностью понимается наличие коммунальных удобств, соответствие санитарно-техническим требованиям, при которых возможно проживание без причинения вреда здоровью. Санитарные и технические требования к жилым помещениям можно найти в дух документах.

  1. Положение об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529.
  2. Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Действие второго документа распространяется на все находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации жилые помещения независимо от формы собственности. Если дело о выселении и предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма рассматривается в суде, суд обязан проверить, отвечает ли предоставляемое помещение степени благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта. Обратите внимание — п. 3 статьи 89 ЖК РФ предусматривает, что предоставляемое жилое помещение должно быть обязательно указано в решении суда о выселении. Также жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилью. А вот с количеством комнат и выделением отдельной квартиры, если до этого люди проживали в коммуналке, в законе есть определенный подвох. Сначала процитирую закон (п. 2 ст. 89 ЖК РФ): «Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире». Итак, что всё это значит? А значит это что:

  1. Если вы жили в отдельной квартире, то вам обязаны предоставить отдельную квартиру той же общей площади. Но при этом закон не говорит о том, что количество комнат в предоставленной отдельной квартире должно соответствовать количеству комнат в жилье, из которого вас выселили.
  2. Если выселяемый наниматель и члены его семьи занимали не менее двух комнат в коммуналке, то и получить он может те же две комнаты в коммуналке.

До принятия в 2005 году нового жилищного законодательства, в Жилищном кодексе РСФСР существовали и дополнительные правила. Так, при предоставлении нанимателям жилых помещений по аналогичным основаниям не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. Также учитывалось состояние здоровья граждан, а также другие «заслуживающие внимания обстоятельства». Как мы видим, в новом ЖК РФ данные обстоятельства при предоставлении жилья в связи с переселением не учитываются. Однако на местном уровне субъекты РФ могут самостоятельно определять нормы, по которым выделяется жилье при переселении в связи со сносом домов. Эти нормы не могут быть хуже условий, обозначенных в федеральном законодательстве, к которому в том числе относится и Жилищный кодекс. Так, например, в Москве, в попытках избавиться от коммуналок, местное законодательство предусматривает выделение отдельного жилья каждой семье, проживающей в выселяемом жилом помещении. Этим активно пользовались граждане, желающие расширить свои квадратные метры за счет государства. Самая распространенная схема с советских времен, до сих пор пользующаяся популярностью: супруги разводятся и делают из квартиры коммуналку путем разделения лицевых счетов. Разведенные супруги по закону — два чужих человека, две семьи, соответственно имеющие право претендовать на отельное жильё. Но несмотря на то, что статья 89 ЖК РФ не обязывает государство учитывать интересы граждан при предоставлении другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением, не стоит забывать о существовании статьи 58 Жилищного кодекса. Статья называется «Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма». Данная статья по своей сути обозначает условия, которые необходимо учитывать при предоставлении жилых помещений по договорам соц. найма. В ней нет ограничений по тому, в каких ситуациях она применяется, а в каких нет. А значит, она применима для любой ситуации, когда гражданину предоставляется жильё в соц. найм. П. 1 ст. 58 ЖК РФ говорит о том, что заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Это значит, что имея разнополых детей, семья, проживающая в двухкомнатной квартире, вполне может претендовать на дополнительную комнату при переселении. Да и схема с разводом может сработать. Также п. 2 ст. 58 предусматривает, что если семья проживает в комнате в коммуналке или в однокомнатной квартире, то жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза. Иными словами, жители коммуналок всё-таки могут надеяться на расселение в отдельные квартиры. А у семей с детьми, ютящихся в «хрущевских однушках», есть надежда получить при переселении квартиру с отдельной комнатой для ребенка (детей). Учтены и интересы граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Для них тоже предусмотрено выделение жилого помещения с превышением норм.

А если жильё в собственности….

Если же квартира или другое жилое помещение находится в вашей собственности (куплено, приватизировано, получено в наследство и т. д.), то всё вышесказанное не имеет к вам никакого отношения. Выселение из собственности регулируется статьёй 32 Жилищного кодекса РФ. И если из жилья, предоставляемого по соц. найму, можно выселить без согласия зарегистрированных в нем граждан, то выселение из жилого помещения, находящегося в собственности, происходит только по согласию с собственником этого жилого помещения. На каких же условиях происходит выселение из собственности? П. 1 статьи 32 ЖК РФ гласит: «Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника». Иными словами, если государству понадобилась земля под вашим домом, то оно имеет право предложить вам выкуп за вашу собственность. Многие собственники в таких ситуациях больше всего опасаются, что предложенная государством сумма выкупа не будет соответствовать рыночной цене, что не даст возможность собственнику приобрести жилье, равноценное изымаемому. Посмотрим, что говорит закон о выкупной цене. П. 7 статьи 32 Жилищного кодекса оговаривает, что должна включать в себя выкупная цена жилого помещения: 1. рыночную стоимость жилого помещения; 2. убытки, которые несет собственник в связи с изменением места жительства; 3. расходы собственника на временное пользование иным жильем до приобретения в собственность другого помещения (в случае если соглашением не предусмотрено сохранение права пользоваться изымаемым жилым помещением до приобретения нового); 4. расходы на переезд; 5. расходы на поиск другого жилого помещения для приобретения в собственность; 6. расходы, связанные с оформлением права собственности на другое жилое помещение. Итак, выкупная цена вашей собственности по закону должна покрывать все ваши расходы, связанные с переменой места жительства. Если исходить из текста статьи, то при выкупе вашей собственности государство должно в том числе оплатить все ваши расходы. Вплоть до услуг агентов по недвижимости, осуществляющих поиск для вас нового жилья, и расходов на съем другого жилья, если новое вы ещё не приобрели, а из старого уже выселены. Всё это подразумевает значительные затраты. И поэтому, законом предусмотрена возможность предоставления по соглашению с собственником взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Что это значит? А значит это, что взамен вашей квартиры, государство вам может предложить другую квартиру. Но если рыночная стоимость предлагаемой квартиры будет выше рыночной стоимости изымаемого жилья, вам предложат доплатить. Например, есть у вас однокомнатная квартира в «хрущевке». Старая, с обшарпанными стенами и потрескавшимся потолком. Естественно стоимость такой квартиры значительно отличается от стоимости однокомнатной квартиры в новостройке. Так вот, перед вами могут поставить выбор: либо компенсация, на которую ничего приличного вы себе приобрести не сможете, либо доплачивай за новую квартиру. В ситуации, когда у человека небольшие доходы, оба варианта тупиковые. И доплачивать нечем, и на выделенные деньги за ветхое жилье ничего не купишь. И обратите внимание, нигде в Жилищном кодексе не указано, что предлагаемое собственнику жилье должно быть того же метража или с тем же количеством комнат. Там лишь сказано, что стоимость предлагаемого на замену жилья может быть засчитана в стоимость выкупа. Конечно, собственник может и отказываться от предлагаемого выкупа или от предлагаемых взамен вариантов жилых помещений. Однако, не достигнув соглашения с собственником, государство имеет право решить вопрос в судебном порядке. Здесь стоит отметить следующие моменты:

  1. О том, что его квартира изымается, собственник должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за год.
  2. До истечения года со дня получения собственником такого уведомления выкуп жилого помещения допускается только с согласия собственника (п. 4 ст. 32 ЖК).

Подвох: Значит по истечении года, если не будет достигнуто соглашение с собственником, выкуп может осуществляться в судебном порядке. Если вы внимательно почитаете статью 32 Жилищного кодекса, то вероятно обратите внимание, что всё вышесказанное относится к случаям сноса недвижимости собственника по причине изъятия земли под ней для нужд государства. А как регулируются правоотношения, если дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции? П. 10 ст. 32 ЖК гласит: «Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме…». Звучит как-то не очень… Совсем непонятно, в каком порядке происходит изъятие собственности в случае, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В этом случае мы обращаемся к статье 7 Жилищного кодекса, где в части 1 сказано: «в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)». Следуя этой норме, при сносе дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилищные права собственников жилых помещений обеспечивают, руководствуясь положениями статьи 32 ЖК РФ. Таким образом, по какой бы причине не сносился дом, изъятие помещений у собственников производится только путем выкупа или предоставления другого жилого помещения по соглашению с собственником или через суд.

Практика применения

На практике жилищный вопрос при сносе и выселении решается самым разнообразным способом. И если по Москве или Петербургу законодательство в этой сфере как-то отрегулировано на местном уровне, то в некоторых субъектах РФ муниципалитет руководствуется только Жилищным кодексом. Многое зависит от бюджета субъекта. Где-то проще выделить гражданам жилье взамен изымаемому под снос. Где-то выкуп жилья для государства более выгоден, чем предоставление другого. Часто и сами граждане, ожидая сноса дома, регистрируют в свои квартиры или дома большое количество родственников или фиктивно разводятся, а потом требуют от государства выделение жилплощади гораздо большей, чем имели в сносимом жилье. В любом случае недовольство присутствует с обеих сторон. Как будут развиваться события в отдельно взятой ситуации, сказать сложно. И если вы не согласны с условиями выкупа или обмена, предложенными местными властями, а сами власти не хотят идти вам на встречу, ищите хорошего юриста и готовьтесь к судам.