Базовый норматив затрат

Особенности определения базовых нормативов затрат для расчета нормативных затрат средних образовательных учреждений

Молчанова Ольга Владимировна Molchanova Olga Vladimirovna

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит», e-mail:

Асабаева Диана Жангирхановна

Asabaeva Diana Zhangirkhanovna

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», аспирант кафедры «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит», e-mail: d.asabaeva@mail. ru

Статья посвящена особенностям расчета базовых нормативов затрат для расчета нормативных затрат средних образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги на муниципальном уровне. Раскрываются основные этапы расчета базовых нормативов затрат на оказание образовательных услуг. Предлагается основная формула расчета базового норматива затрат. Проводится анализ преимуществ и перспектив применения базового норматива на практике.

Ключевые слова: базовый норматив затрат; субсидия; общехозяйственные затраты; затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги.

Деятельность средних образовательных учреждений финансируется за счет бюджетных ассигнований. Начиная с 2017 года объем бюджетных ассигнований должен быть рассчитан на основе нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.

Основополагающим этапом расчета нормативных затрат является расчет базового норматива затрат. С помощью базового норматива и вспомогательных коэффициентов высчитывается субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

На данный момент на этапе перехода от сметного бюджетного финансирования к нормативному бюджетному финансированию, главной проблемой остается эффективность распределения бюджетных средств, ведь при сметном бюджетном финансировании отсутствовал единый подход к расчету субсидии, которая определялась исходя из фактических данных с учетом индексации.

Базовый норматив представляет собой инструмент

систематизированного подхода к расчету затрат муниципальных учреждений.

Правильный его расчет способен решить вышеуказанные проблемы и добиться оптимизации расходов образовательных учреждений.

Данный процесс является достаточно трудоемким и на муниципальном уровне требует рассмотрения аналитической базы по всем образовательным учреждениям, находящимся в ведении муниципалитета. Целью данной статьи является рассмотрение основных этапов расчета базового норматива затрат на оказание муниципальных услуг и определение эффективности его использования для расчета затрат образовательных учреждений. Внедрение методики расчета базового норматива позволит повысить эффективность распределения бюджетных средств и обеспечить прозрачность бюджетного финансирования учреждений.

Согласно статье 69.1 БК РФ финансирование бюджетных учреждений происходит на основе предоставления субсидий, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания .

Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и работ.

Образовательные услуги, предоставляемые муниципальными образовательными учреждениями, содержатся в ведомственном перечне муниципальных услуг, который утверждается муниципалитетом. Муниципальные услуги, предоставляемые средними образовательными учреждениями, можно распределить на три основные группы в зависимости от трех ступеней общего образования. Градация в каждой из групп осуществляется исходя из характеристик обучающихся: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ);ученики, проходящие обучение по состоянию здоровья на дому и обучающиеся, у которых отсутствуют вышеперечисленные характеристики (далее — основная группа).

Нормативные затраты на оказание образовательной услуги

рассчитываются по следующей формуле:

Ы’ = К’ хК’ хЫ где:

отру отр теру баз •> ^^ •

— размер норматива затрат на оказание ьой муниципальной услуги с показателями отраслевой специфики в у-ой муниципальной организации;

— отраслевой корректирующий коэффициент к базовому нормативу затрат на оказание ьой муниципальной услуги;

К^ — территориальный корректирующий коэффициент к базовому

нормативу затрат на оказание ьой муниципальной услуги в у-ой муниципальной организации;

Ыбаз — значение базового норматива затрат на оказание ьой муниципальной услуги .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значение базового норматива затрат складывается из норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, и норматива затрат на общехозяйственные нужды на оказание услуги.

Расчет базового норматива представляет собой сложный и трудоемкий процесс, который сопряжен с отсутствием эмпирического опыта, так как на законодательном уровне повсеместное использование нормативного метода расчета затрат для формирования объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания утверждено с 2016 года.

На муниципальном уровне орган, курирующий деятельность образовательных учреждений, на первоначальном этапе осуществляет расчет затрат по каждому учреждению на плановый год. Затраты рассчитываются на основании постановлений Правительства РФ, приказов соответствующих министерств, санитарно-эпидемиологических правил. В случае их отсутствия нормативные затраты могут быть рассчитаны на основе экспертной оценки, учитывая при этом фактические показатели и опыт других регионов.

Затем расчетные затраты должны быть распределены на затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.

К первой группе затрат относятся нормативные затраты на оплату труда работников, включая отчисления в фонды социального страхования, обеспечивающих предоставление муниципальной услуги; нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания муниципальной услуги; прочие нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги. Следует отметить, что помимо педагогов к работникам, обеспечивающим предоставление муниципальной услуги, относятся: административно-хозяйственный персонал (руководители, специалисты), учебно — вспомогательный персонал, медицинский персонал.

Во вторую группу затрат входят: затраты на коммунальные услуги; затраты на приобретение транспортных услуг; нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с содержанием зданий и особо ценного движимого имущества, также обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода для ьой муниципальной услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за образовательным учреждением; затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением; нормативные затраты на приобретение услуг связи; прочие затраты .

Для примера рассмотрим расчет некоторых затрат по статье 225классификации операций сектора государственного управления (далее -КОСГУ) «Работы, услуги по содержанию имущества» для образовательного учреждения средняя образовательная школа №47 с соответствующим распределением их по следующим видам затрат: затраты на содержание объектов недвижимого имущества (далее — СНИ), затраты на содержание особо ценного движимого имущества (далее — СОЦДИ), нормативные затраты на прочие общехозяйственные нужды (ПНЗ) (таблица 1).

Таблица 1

Затраты по статье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию

имущества»

Вид затра т Наименование показателя Периодичность Стоимость, руб. Значение натуральной нормы, ед. Сумма затрат, руб.

1. Содержание нефинансовых активов:

вывоз твердых бытовых отходов тариф на вывоз твердых бытовых отходов 460 руб. 460 137 62 843

СНИ дератизация 12 раз в год, относительно площади, согласно техническому паспорту, по тарифу 0,63 руб. 8 3 270 24 723

вывоз сухого мусора тариф 4418 руб., от количества рейсов 4 418 2 8 836

прочистка канализационных колодцев тариф 13 000 руб., от количества колодцев 13 000 2 26 000

Противопожарные мероприятия:

СНИ перезарядка углекислотных огнетушителей Перезарядка осуществляется 1 раз в 5 лет, стоимость 310 руб., годовая норма 310/5=62 руб. 62 4 248

перезарядка порошковых огнетушителей Перезарядка осуществляется 1 раз в 5 лет, стоимость 303 руб., годовая норма 303/5=61 руб. 61 19 1 159

Ремонт оборудования и инвентаря:

-медицинский кабинет

СОЦ ДИ Весы медицинские 7 800 1 7 800

Холодильник 21 400 2 42 800

Бактерицидный облучатель воздуха 1 150 1 1 150

СОЦДИ 123 803

СНИ 51 756

Итого 175 559

Стоимость по каждой статье затрат определяется либо ценой на приобретаемый ресурс, либо тарифом на необходимую услугу. При этом, фактическая рыночная цена ресурса, также как и тариф (при отсутствии утвержденного на планируемый год), должна быть принята с учетом индекс -дефлятора. Нормы (натуральные показатели) устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также федеральными органами исполнительной власти, государственными стандартами, строительными и санитарными нормами и правилами, федеральными стандартами и регламентами (паспортами) оказания государственных услуг

Подобным образом осуществляется распределение всех статей затрат по группам затрат по каждому учебному заведению.

Стандартный перечень расходов по образовательному учреждению включает в себя затраты по следующим статьям КОСГУ: 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда»; 220 «Оплата работ, услуг, включая подстатьи:221 «Услуги связи», 223 «Коммунальные услуги», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги»; 290 «Прочие расходы», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также необходимо отметить, что затраты первой группы погашаются за счет субвенций из регионального бюджета, тогда как затраты второй группы финансируются за счет субсидий из бюджета муниципального образования.

По каждому учреждению формируются нормативные затраты, распределяемые в соответствии с вышеуказанной группировкой. Затраты по каждому учреждению распределяются по группам учеников пропорционально количественному составу каждой из групп. Данное распределение требует тщательного анализа потребности конкретной группы в определенном виде затрат. Например, при формировании затрат на группу учащихся, проходящих обучение на дому по состоянию здоровья, не учитываются затраты на коммунальные услуги, затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, а также услуги связи, транспортные услуги и прочие общехозяйственные затраты. Рассмотрим распределение затрат по услугам,

предоставляемым образовательным учреждением средняя образовательная школа №47.

Таблица 2

Распределение нормативных затрат по услугам, предоставляемым образовательным учреждением средняя образовательная школа №47

Реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования Реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования

Основ-ная группа Проходящие обучение по состоянию здоровья на дому Обучающие-ся с ОВЗ Основная группа проходящие обучение по состоянию здоровья на дому обучающиеся с ОВЗ Итого

Итого прямые затраты 4 876 672 748 968 19 372 600 5 611 559 2 769 839 14 206 314 47 585 952

Количество учащихся (прямые затраты) 105 8 208 127 19 188 655

Оплата труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги 4 830 367 745 440 19 280 872 5 555 552 2 761 460 14 123 406 47 297 097

Материальные запасы, потребляемые в процессе оказания муниципальной услуги 46 305 3 528 91 728 56 007 8 379 82 908 288 855

Итого общехозяйственные затраты 658 293 0 1 304 047 796 221 0 1 178 658 3 937 219

Количество учащихся (общехозяйственные затраты) 105 208 127 188 628

Затраты на коммунальные услуги 132 969 0 263 406 160 830 0 238 079 795 284

Затраты на содержание недвижимого имущества 31 902 0 63 197 38 586 0 57 120 190 805

Затраты на содержание особо ценного движимого имущества 42 377 0 83 948 51 256 0 75 876 253 457

Затраты на услуги связи 2 403 0 4 760 2 906 0 4 302 14 371

Затраты на транспортные услуги 0 0 0 0 0 0 0

Затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с содержанием зданий и особо ценного движимого имущества 365 586 724 209 442 185 654 573 2 186 553

Прочие общехозяйственные затраты 83 055 0 164 528 100 457 0 148 708 496 748

Итого 5 534 965 748 968 20 676 647 6 407 780 2 769 839 15 384 972 51 523 171

Прямые затраты рассчитываются исходя из численности учащихся и норматива финансирования, устанавливаемого законодательными актами на региональном уровне.

Что касается общехозяйственных затрат, то общая сумма по каждой группе затрат распределяется пропорционально количеству учеников по каждой услуге.

Муниципальные органы осуществляют свод затрат по всем курируемым образовательным учреждениям в разрезе групп учеников, формируемых в зависимости от формы обучения.

Исходя из сводных данных по затратам и общему количеству учеников по определенной форме обучения, высчитывается средняя норма по статьям затрат. Таким образом, базовый норматив затрат на оказание ьой муниципальной услуги высчитывается по формуле:

где, 3)- общая сумма по >му виду затрат;

п1 — общее количество учеников по ьой муниципальной услуге.

В целом, базовый норматив складывается из усредненных нормативов по всем видам затрат по ьой муниципальной услуге и определяет среднюю стоимость содержания 1 ученика в год.

Затем усредненные нормы по статьям затрат суммируются по каждой группе учеников. Таким образом, высчитывается усредненный базовый норматив затрат.

Данный метод представляет собой медианный метод расчета базового норматива. Однако следует отметить, что также возможно применение метода наиболее эффективного учреждения, при котором нормы определяются на основе анализа и усреднения показателей деятельности учреждения, которое имеет минимальный объем затрат на оказание единицы услуги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, с помощью усредненного норматива затрат возможно высчитать субсидию по учреждениям, оказывающим одинаковую муниципальную услугу.

Рассмотрим нормативы затрат по группам затрат по программам начального общего образования, рассчитанные по 62 образовательным учреждениям города Астрахани, в расчете на 1 ученика (рис.1).

Прочие общехозяйственные затраты Затраты на оплату труда работников,…

Затраты на транспортные услуги Затраты на услуги связи

Затраты на содержание особо ценного.

Затраты на содержание недвижимого.

Затраты на коммунальные услуги

Материальные запасы, потребляемые в.

Оплата труда работников,.

0 2°<00о 4°>000 6°>000 8°>оо0 1о°.оо0

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

■ проходящие обучение по состоянию здоровья на дому

■ Основная группа

Рис.1. Структура базовых нормативов на оказание образовательных

услуг

Из рис. 1 видно, что наибольшую долю в общих затратах занимает норматив по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании образовательной услуги, максимальное значение которого характерно для группы обучающихся, проходящих обучение по состоянию здоровья на дому.

Таким образом, сопоставление составляющих базового норматива позволяет определить, какая статья затрат в той или иной образовательной услуге требует наибольшего финансирования, что, в свою очередь, дает возможность определить основные направления финансирования.

Применение базового норматива отражает общий, системный подход к расчету затрат для образовательных учреждений, находящихся на территории муниципалитета. Преимуществом использования базового норматива является возможность выявления среди образовательных учреждений максимальных

1,045 0

01 1,045

I/533 2,022

89,925

отклонений, что в последующем позволит выявить резерв снижения нормативных затрат на оказание образовательных услуг.

Заключение

В 2016 году повсеместно на муниципальном уровне произошло утверждение нормативно-правовых актов, регламентирующих расчет нормативных затрат для муниципальных учреждений, в том числе произошло утверждение базовых нормативов затрат для средних образовательных учреждений. В последующие годы эффективность использования нормативного метода для расчета затрат муниципальных учреждений будет проверена на практике. Однако на данный момент можно выделить несколько неоспоримых преимуществ расчета базового норматива затрат:

— возможность определения основных направлений финансирования;

— возможность проведения сравнительного анализа базовых нормативов затрат образовательных учреждений, находящихся в ведении муниципалитета;

— возможность выявления максимальных отклонений базовых нормативов, с целью последующей корректировки;

— возможность определения эффективности предоставления учреждением той или иной образовательной услуги.

Таким образом, с учетом вышеперечисленных возможностей, нормативный метод расчета затрат позволит усилить контроль за распределением бюджетных средств и оптимизировать затраты образовательных учреждений. Что, несомненно, поможет стимулировать учреждения к более эффективному расходованию бюджетных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение нормативного бюджетного финансирования в образовательных учреждениях является значимой ступенью к совершенствованию системы образования в Российской Федерации. Все вышеуказанные мероприятия способны повлиять на обеспечение прозрачности и эффективности бюджетного финансирования учреждений.

Список литературы

2. Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением: Приказ Минфина России от 01.07.2015 № 104н// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183863/

3. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н// URL: http://base.garant.ru/70408460/5/

В России и за рубежом накоплен большой опыт по определению нормативов и работе с ними. В рамках плановой социалистической экономики очень широко применялись различные методы нормирования труда и материальных затрат, а также учета затрат по нормативам, которые позднее были незаслуженно забыты российскими менеджерами. К сожалению, зачастую только для создания адекватной нормативной базы руководителям предприятия приходится пройти длительный путь, исходным пунктом которого становится попытка самостоятельно формулировать основные положения системы Тейлора, разработанной в конце позапрошлого века.

Организация и порядок расчета нормативных затрат

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные (стандартные) затраты, которые выражаются обычно в расчете на единицу готовой продукции.

В общем случае нормативные затраты включают три элемента производственных затрат. Каждый из них можно представить в виде двух составляющих — натуральной и стоимостной для прямых и переменной и постоянной для косвенных затрат.

1. Прямые материальные затраты.

1.1. Нормативная цена основных материалов.

1.2. Нормативное количество основных материалов.

2. Прямые затраты труда.

2.1. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).

2.2. Нормативная ставка прямой оплаты труда.

3. Общепроизводственные расходы.

3.1. Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов.

3.2. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов.

Если речь идет не только о производственных, но и об общехозяйственных затратах, должен появиться еще один (четвертый) элемент — общехозяйственные расходы.

Многие нормативы предприятие применяет длительное время без изменений. Необходимость пересмотра натуральной части нормативов вызывают только изменение конструкции или технологии производства изделия, модификация или освоение нового продукта.

Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются чаще, чтобы можно было отразить влияние инфляции и других факторов на цены приобретаемых материалов и стоимость рабочей силы.

Чтобы иметь возможность использовать нормативный метод с реальной отдачей, предприятию требуется не только создание отчетной базы для нормирования и планирования затрат. Необходимо также обеспечить:

  • сбор данных о фактических и нормативных производственных затратах;
  • регистрацию и учет в оперативном порядке изменений норм и нормативов, отклонений от норм по местам и причинам их возникновения (рабочим местам, бригадам, участкам, стадиям, переделам, цехам и проч.);
  • контроль и обобщение данных о фактических потерях и непроизводительных расходах, а также о неиспользованных резервах повышения эффективности деятельности;
  • определение рационального нормативного уровня затрат (себестоимости) на производство продукции;
  • исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на основе предварительно рассчитанных нормативных затрат.

При этом должны быть высоки достоверность, точность и оперативность учета.

Для введения на предприятии системы нормативного учета затрат надо решить ряд задач:

  • провести нормирование для создания нормативной базы;
  • организовать учет таким образом, чтобы обеспечить идентификацию и контроль отклонений;
  • определить процедуру работы с отклонениями, обеспечения регулирующих воздействий.

Нормирование

Учет нормативных прямых затрат и учет косвенных расходов по нормативам различны. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозных данных о потреблении, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых материалов.

Нормативы косвенных расходов основаны, как правило, на более простых предположениях — на базе данных о прошлых затратах.

Нормативное количество основных материалов — оценка ожидаемого количества материалов, которое будет использовано с учетом отходов и прочих потерь.

Нормативное количество основных материалов определяется исходя из норм расхода и нормативов использования основных материалов.

Под нормой расхода материала понимается его максимально допустимое количество для производства единицы продукции или работы установленного качества при определенных организационно-технических условиях производства.

Система норм расхода и нормативов использования материалов включает следующие разновидности:

  • нормы расхода на единицу продукции или работы;
  • нормы расхода на ремонтно-эксплуатационные нужды;
  • нормы расхода на единицу технического параметра;
  • нормы потерь и отходов в производстве;
  • нормативные показатели рационального использования сырья и материалов (коэффициент использования материала, выход годного, процент извлечения и т.п.);
  • нормативные коэффициенты эффективности мероприятий (коэффициент экономии, коэффициент замены и т.п.).

В норму расхода включают максимально допустимую величину потерь и ту часть отходов, которую нельзя использовать по прямому назначению на данном предприятии.

Нормы расхода материалов устанавливают при максимальной дифференциации элементов затрат, которые в своей совокупности образуют состав нормы.

Состав нормы расхода в общем виде для большинства процессов производства, а также подавляющей части сырья, материалов, топлива, энергии формируется:

  • из полезного расхода;
  • технологических отходов и потерь;
  • организационно-технических отходов и потерь.

Полезный расход включает такое количество материала, которое непосредственно входит в готовое изделие, и представляет собой конструкционную материалоемкость, то есть чистую массу изделия.

Технологические отходы и потери характеризуют затраты материальных ресурсов, обусловленные видом технологического процесса, а также уровнем технологии производства.

Организационно-технические отходы и потери непосредственно не связаны с технологией обработки материалов и зависят от организационных условий производства и организации материально-технического снабжения. Такие затраты нельзя считать неизбежными, но нередко определенная их часть неустранима в рамках существующих правил поставки и хранения и должна быть учтена в норме. Это, например, отходы металлопроката и пиломатериалов при их раскрое.

В нормы расхода материалов нельзя включать потери и отходы, вызванные отступлением от технологических процессов, режимов работы, установленных форм организации производства и снабжения. Потери, вызванные отступлениями от установленных стандартов качества сырья и материалов, а также затраты, вызванные браком, тоже не учитывают в составе нормы расхода материала.

Все виды нормируемых отходов и потерь подробно анализируются и классифицируются, чтобы можно было рассчитать их предельно допустимую величину. При этом необходимо учитывать возможность вторичного использования отходов и утилизации по прямому назначению в процессе производства.

Методы установления технически обоснованных норм

Важнейшим требованием, предъявляемым к системе норм и нормативов расхода материальных ресурсов, является научная обоснованность их разработки. Именно поэтому в процессе разработки норм расхода материала огромное значение имеют применяемые методы.

Основными методами установления технически обоснованных норм расхода материалов считаются расчетно-аналитический и опытный методы.

Опытный метод позволяет установить норму расхода материала по протоколам, фиксирующим количество израсходованного материала при опытах в лабораторных или цеховых условиях. При этом необходимо, чтобы процесс потребления материала при наблюдениях и замерах максимально соответствовал регламентированным организационно-техническим условиям производства на текущий период и не допускалось необоснованных затрат материала.

Нормообразующие элементы затрат материальных ресурсов определяют на основе замеров по результатам опыта (эксперимента), которому предшествует анализ резервов экономии.

Расчетно-аналитический метод наиболее прогрессивный. Он основан на расчете нормообразующих элементов затрат и технико-экономическом обосновании нормативов потерь и отходов. Расчетный метод разработки норм не исключает, а, напротив, предполагает в конкретных случаях проведение специальных производственных наблюдений или экспериментов.

Часто применяемый в практике предприятий отчетно-статистический способ нормирования основывается на отчетных данных о фактическом расходе материалов за прошедший период, которые могут включать разнообразные необоснованные потери. Этот метод не позволяет правильно выявить размеры отходов и потерь, установить причины их возникновения и не дает возможности определить меры, необходимые для их ликвидации или сокращения в будущем.

Принимая решение об использовании на предприятии нормативного метода учета затрат, следует задаться вопросом: окупятся ли затраты на разработку и внедрение теми результатами, которые планируют получить от реализации нормативного метода?

Справка

Нормирование — процесс разработки нормативов и установления норм.

Нормативы — установленные требования к чему-либо, а также представленные в виде таблиц, графиков, номограмм, формул и т.п. взаимосвязи, с помощью которых определяются применимость норм и их изменения.

Пример 1

Расчет нормативной себестоимости на единицу продукции по составляющим

*За базу распределения переменной и постоянной частей общепроизводственных расходов в примере принято количество прямых трудозатрат в часах (0,01 + 0,05 = 0,06).

Пример 2

Состав нормы расхода металла в литейном производстве:

Qм = Qг + Qл + Qу,

где Qм — вес металлозавалки;

Qг — вес годного литья;

Qл — вес возвратных отходов (литники);

Qу — вес безвозвратных потерь (угар).

Пример 3

Определение нормы расхода ткани при пошиве брюк

Нормы расхода рулонных материалов устанавливают вычерчиванием деталей изделия с наиболее эффективной укладкой. Нормы могут различаться для разных размеров брюк. Для определения нормы расхода к чистой площади добавляют установленный процент площади межлекальных отходов. Отходы устанавливают по данным многолетних наблюдений фактического расхода материалов.

В связи с поступающими вопросами, связанными с расчетом объема субсидии на выполнение федеральными государственными учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — государственное задание) на основании базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг и отраслевых корректирующих коэффициентов к ним Министерство финансов Российской Федерации сообщает.

В соответствии с пунктами 22 и 26 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 (далее — Положение N 640, Постановление N 640), значения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг (далее — базовый норматив затрат) и отраслевых корректирующих коэффициентов к ним утверждаются, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (далее — соответствующие федеральные органы исполнительной власти), путем проставления грифа утверждения, содержащего наименование должности, подпись (расшифровку подписи) уполномоченного лица и дату утверждения, общей суммой, с выделением:

суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;

суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.

При определении базовых нормативов затрат в соответствии с пунктом 18 Положения N 640 применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере.

При этом согласно пункту 8 Постановления N 640 до принятия нормативных правовых актов, предусмотренных пунктом 18 Положения N 640, но не позднее срока формирования государственного задания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, нормы затрат, выраженные в натуральных показателях, определяются с указанием наименования нормы, ее значения и источника указанного значения в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, при определении общих требований, предусмотренных абзацем вторым пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем в настоящее время Минпромторгом России, Минприроды России, Минздравом России, Минкомсвязи России, Минобороны России, Минтрансом России, Минтрудом России, Минэкономразвития России, Минстроем России и Росархивом не утверждены (утверждены не в полном объеме) значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к ним.

Согласно пункту 10 Постановления N 640 значения базовых нормативов затрат и значения отраслевых корректирующих коэффициентов к ним при формировании государственного задания в период до начала срока формирования государственного задания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти определяются федеральным органом исполнительной власти (государственным органом), осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного или автономного учреждения (далее — орган-учредитель), а для федеральных бюджетных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации, значение базового норматива затрат и значение отраслевого корректирующего коэффициента к базовому нормативу затрат определяются соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Учитывая, что не все соответствующие федеральные органы исполнительной власти в настоящее время утвердили значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к ним Министерством финансов Российской Федерации подготовлен проект постановления «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640», которым продлен срок для возможной передачи полномочий соответствующими федеральными органами исполнительной власти по утверждению значений базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к ним органам-учредителям — до начала формирования обоснований бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Учитывая изложенное, и в целях формирования обоснований бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов соответствующим федеральным органам исполнительной власти, не утвердившим базовые нормативы затрат и отраслевые корректирующие коэффициенты к ним, необходимо уведомить органов-учредителей о планируемой передаче им полномочий по утверждению указанных значений.

В этой связи в целях обеспечения расчета органами-учредителями объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания соответствующим федеральным органам исполнительной власти необходимо утвердить значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к ним и разместить их на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в соответствии с требованиями пунктов 22, 26 и 27 Положения N 640.

Одновременно обращаем внимание, что Министерством финансов Российской Федерации показатель по утверждению базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к ним будет учитываться при оценке качества финансового менеджмента, проводимой в соответствии с Положением об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2009 N 34н.

A.M. Лавров