Профилактическая работа
АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЫ
по профилактике правонарушений среди детей и подростков
В течение учебного года основной задачей школы являлась социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов школа руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти РФ, направленными на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, законами Астраханской областной думы, постановлениями и распоряжениями Правительства Астраханской области, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, Федеральным Законом №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
1.Основные цели и задачи работы щколы:
— Содействие саморазвитию личности, создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, особенностей и задатков ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
— Формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни обучающихся.
— Проведение мониторинга с целью своевременного выявления учащихся группы риска и неблагополучных семей.
— Профилактика девиантного и асоциального поведения обучающихся, социальная адаптация и реабилитация обучающихся группы «социального риска».
— Организация работы, направленной на помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и детям из неблагополучных семей.
— Отработка системы обратной связи между ведомствами системы профилактики правонарушений и безнадзорности в соответствии с ФЗ №120 «Об основах системы профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних», — Организация просветительской деятельности среди обучающихся и родителей.
— Проведение лекций и семинаров с педагогическим составом школы по правовым и организационным вопросам.
Работа велась согласно утвержденному плану работы на 2011-2012 учебный год по представленным направлениям:
1.Организационные вопросы.
2.Обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся.
3.Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом.
4.Индивидуальная работа с учащимися.
5.Работа с родителями обучающихся.
6.Работа с неблагополучными семьями.
7.Профилактическая работа.
8.Пропаганда правовых знаний.
9.Организационная и координационная деятельность.
10.Анализ статистических данных по спискам из базы данных МБОУ Наримановского района » СОШ № 5″.
11.Анализ затруднений в работе (проблемы и пути их решения).
2. Организационные вопросы.
Создана электронная база данных по следующим категориям обучающихся в соответствии с откорректированными списками:
· уклоняющихся от учебы в возрасте от 6 до 15 лет;
· подростков, находящихся в социально опасном положении;
· состоящих на внутришкольном учете;
· состоящих на учете в ОПДН ОМВД;
· проживающих в малоимущих семьях;
· проживающих в неполных семьях;
· учащихся из многодетных семей;
· детей-инвалидов;
· детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· учащихся, занимающихся в творческих объединениях, кружках, спортивных секциях.
Составлены социальный паспорт учреждения и социальные паспорта классов (18).
3. Обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся.
Основная работа была направлена на выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
Особое внимание уделялось учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социально-педагогическая защита прав ребенка выражалась в следующих формах работы: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных и малообеспеченных семей). Постоянно осуществлялось посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.
4. Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом.
В течение года проводилась работа по оказанию помощи классным руководителя и учителям-предметникам по следующим вопросам:
· составления социального паспорта класса;
· проведения диагностических мероприятий и тестирования;
составления педагогических характеристик и представлений на учащихся.
· организации работы с детьми, стоящими на внутришкольном учете;
· составления отчета об индивидуальной работе с подростками, находящимися в социально опасном положении.
· организации оздоровительной работы с детьми «группы риска», подопечных детей;
Проводились консультации для классных руководителей, педагогических работников по вопросам семейного права, профилактики побегов и бродяжничества, профилактики вредных привычек, формирования отношений между родителями и детьми, работы с детьми с девиантным поведением, школьной дезадаптации.
5. Работа с учащимися.
В течение 2011-2012 учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости обучающихся с отметкой в журнале учета, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями.
В случае длительного отсутствия обучающегося классный руководитель посещали обучающихся по месту их жительства с составлением акта обследования условий жизни и воспитания.
С родителями проводилась большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с педагогамишколы.По результатам этой работы ряд учащихся перестал пропускать уроки без уважительных причин. Несовершеннолетние подростки, которые склонны к прогулам занятий в школе, нарушениям дисциплины, неуспевающих или оставленных на повторный курс обучения ставятся на внутришкольный учет на основании решении педагогического совета и Совета профилактики.
По статистическим данным на внутришкольном учете состояли:
Образовательное учреждение |
Вид учета |
Количество учащихся на конец 2010-2011 учебного года |
Количество учащихся на начало 2011-2012 учебного года |
МБОУНаримановского района «СОШ № 5» |
внутришкольный учет |
0 |
Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.
Индивидуальная профилактическая работа систематически проводится классными руководителями в форме профилактических бесед, диагностических исследований, привлечения к выполнению посильных поручений, вовлечения в различные виды положительной деятельности (кружки, спортивные секции, школьные мероприятия).
Педагоги школы ведут индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, которое заключается в следующем: посещение уроков с целью наблюдения за учебной активностью и поведением, выявление уровня самооценки и составления плана самовоспитания, проведение индивидуальных бесед (1 раз в две недели) и индивидуальных занятий по развитию памяти и мышления, тестирование. Психолог также проводит диагностические мероприятия с учащимися школы по параллелям.
№ п/п |
Темы диагностических мероприятий |
Кол-во уч-ся |
Сроки |
|
Изучение психологической готовности к школе у учащихся 1-х классов. |
56чел. |
Сентябрь |
|
Изучение мотивации обучения при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено (5 классы). |
27чел. |
Октябрь |
|
Изучение мотивации учения подростков (7-е классы) с целью подготовки рекомендаций по развитию у учащихся познавательных и социальных мотивов. |
27чел. |
Ноябрь |
|
Выявление дезадаптированных учащихся в 1-х классах с целью оказания помощи педагогам и родителям в устранении психологического неблагополучия. |
56чел. |
Декабрь |
|
Выявление темперамента у учащихся 6-х классов с целью подготовки рекомендаций по организации обучения. |
39чел. |
Декабрь |
|
Выявление уровня тревожности у учащихся 5-х классов с целью оказания помощи по формированию чувства защищенности и уверенности в себе. |
40чел. |
Февраль |
|
Проведение исследования толерантности у учащихся 5-6-х классов с целью оказания помощи межличностном взаимодействии. |
69чел. |
Февраль |
|
Исследование интересов, склонностей и способностей у учащихся 7-х классов с целью оказания помощи в выборе профиля обучения. |
27чел. |
Март |
|
Определение мотивации выбора будущей профессии у учащихся 9-11-х классов. |
44чел. |
Март |
|
Изучение самооценки творческого потенциала личности старшеклассников (9-10-е классы). |
42чел. |
Апрель |
|
Выявление мотивов курения и употребления ПАВ у учащихся 7-9-х классов с целью профилактики зависимости. |
93чел. |
Апрель |
|
Изучение учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-ом классе. |
56чел. |
Май |
> Согласно с планом в рамках профилактической работы были организованы и
проведены Дни профилактики среди несовершеннолетних с привлечением различных специалистов.
№ п/п |
Дата |
Тема |
Классы |
Количество учащихся |
|
Беседа по предупреждению проявлений экстремизма, терроризма, направленная на формирование толерантных отношений среди учащихся. |
8-9 классы |
85учащихся |
|
|
«Вредные привычки в нашей жизни». «Ответственность за преступления и правонарушения в сфере незаконных оборотов наркотиков». «Личная ответственность». Выставка рисунков и плакатов «Нет наркотикам!». |
5-е классы 8-кл, 9- классы 6-8 классы 8-11 классы |
40 учащихся 65 учащихся 119 учащихся 123 уч |
|
«Здоровый образ жизни». |
8-ей класс 9-11 классы |
25 учащихся 44 учащихся |
||
«Профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних». «Формирование толерантных отношений среди учащихся «Секреты общения». «Пивной алкоголизм». «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма несовершеннолетних». «СПИД не спит». |
6-7 классы 5-7 классы 8-10 классы 8-9 классы 10 классы |
76учащихся 99 учащихся 79 учащихся 65 учащихся 12 учащихся |
6. Работа с родителями.
Достижение положительных результатов в работе возможно только в том случае, когда в работе задействованы все субъекты образования и воспитания: учащиеся, педагоги и родители. Всеобучу родителей наших учеников отведено отдельное место в плане по воспитанию и обучению. На протяжении 2011-2012 учебного года с родителями была проведена следующая работа:
№ |
Форма работы |
Тема |
Время |
Охват |
Общешкольные родительские собрания |
1.Родителям об алкоголизме, наркомании, токсикомании, ПАВ и табакокурения. Как уберечь своего ребенка от соблазна? 2.Особенности поведения и общения школьников, поведенческаясаморегуляция. |
Ноябрь Январь |
8-11классы 5-8 классы |
|
Классные родительские собрания |
1.О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника. 2.Важность соблюдения режима дня детьми и их родителями для развития ребенка в целом. 3.Ознакомление родителей с Законом об образовании. 4.Формирование негативного отношения к вредным привычкам. 5.Ознакомление родителей с законом Астраханской области. |
Октябрь Февраль
Февраль Март
Апрель |
5-8 классы 5-8 классы 9-11классы 6-9 классы 5-10классы |
|
Индивидуальная работа, консультирование |
По запросу |
В течение года |
67чел. |
7. Работа с неблагополучными семьями.
На внутришкольном учете состоит 1 неблагополучная семья(1 родитель). На протяжении учебного года осуществлялся контроль за ситуацией в семье: проводились рейды по посещению этой семьи, составлялись акты ЖБУ, родительнице давались рекомендации, консультации, приглашалась на Совет профилактики.
8. Профилактическая работа.
В соответствии с планом в рамках профилактической работы в школе осуществляется работа Совета профилактики и педагогический совет.
В 2011-2012 учебном году проведено 22 заседания Совета профилактики, на которые были приглашены 17 учащихся и 5 родителей.
Из них:
-нарушение Устава школы – 8 учащихся;
-пропуски уроков без уважительных причин – 3 учащихся;
-неуспеваемость – 4 учащихся;
-снятие с внутришкольного учета -1 обучающийся;
-снятие с внутришкольного учета -1родитель.
А также проведено 2 заседаний педагогического совета, на которые были приглашены 5 учащихся.
Из них:
-неуспеваемость – 2 учащихся;
-пропуски уроков без уважительных причин – 1 учащихся;
-нарушение Устава школы – 2 учащихся.
В течение учебного года администрации школы, классными руководителями проводились индивидуальные беседы с обучающимися, имеющими трудности в обучении, с низким уровнем мотивации познавательных интересов.
Классными руководителями совместно учителями – предметниками проводились классные часы и беседы на темы:
-профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних («Подросток и закон»,»Если вас задержала милиция»,»Ответственностьнесовершеннолетних»,»Твои права»);
-профилактика употребления ПАВ, о вреде алкоголизма, наркомании и табакокурения («Вредным привычкам –нет!», «Осторожно наркотики», «Скажи «нет» табаку!», «Пивной алкоголизм».
9.Оздоровительная работа (в соответствии с программой «Здоровый ребенок»).
Проводились:
· беседы с врачами-специалистами, с врачом – дерматовенерологом из цикла «О профилактике СПИДа, венерических заболеваний»;
· беседы с врачом – наркологом «О вреде курения, употребления наркотических и токсических веществ»
· беседы с врачом – гинекологом «О профилактике женских воспалительных заболеваний»
· профилактические беседы со школьной медсестрой: «О первой помощи при несчастных случаях»; «О первой помощи при спасении утопающих и тепловом ударе»; «О гриппе» и др.
· Соблюдение санитарно — гигиенического и противоэпидемиологического режимов;
· Проведение физкультминуток на уроках;
· Обеспечение безопасности жизнедеятельности (беседы инспекторов ГИБДД); уроки по правилам дорожного движения; Беседы инспектора по противопожарной безопасности; Оформление материалов стендов: «Терроризму — нет!», «Если ты попал в чрезвычайную ситуацию…», «Будь здоров!» .
10. Пропаганда правовых знаний.
Оформлен стенд «Права и обязанности детей».
11. Координационная деятельность.
В начале 2010-2011 учебного года были согласованы и утверждены планы совместной работы школы с ОПДН ОМВД г.Нариманов. Согласно плану проводилась совместная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
>Обмен списками с ОПДН ОМВД, УО, отделом опеки и попечительства по базе данных о том, какие учащиеся стоят на разных видах учета (ВШУ, ОПДН ОМВД), обновление списков в течение учебного года.
>Предоставление в УО ежемесячных отчетов по работе по профилактике безнадзорности.
>Предоставление в УО ежеквартальных отчетов в рамках работы по реализации ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
> Подготовка и предоставление в УО, ОПДН ОМВД информации и материалов на несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
.
> Совместная работа с сотрудниками полиции по проведению таких профилактических мероприятий, как Дни профилактики, занятия с элементами тренинга и др.
> Совместная работа со инспектором ОПДН ОМВД, по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Кол-во информации (ходатайств, докладных и пр.),
направленной в УО, ОПДН ОМВД, Орган опеки и попечительства, ГИБДД, Прокуратуру и др. ведомства профилактики.
Образовательное учреждение |
УО |
ОДН |
ОРГАН ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА |
ГИБДД |
ПРОКУРАТУРА |
МБОУНаримановского района «СОШ № 5» |
12. Анализ статистических данных по спискам из базы данных МБОУ Наримановского района «СОШ № 5».
> Сводная таблица количества учащихся МБОУ Наримановского района «СОШ№ 5», стоящих на учетах разного уровня:
Вид учета |
Количество учащихся на начало 2011-2012 учебного года |
Количество учащихся на конец 2011-2012учебного года |
ВШУ |
||
ПДН ОВД |
ПРИЧИНЫ постановки на учет разного уровня:
Прогулы |
|
Девиантное поведение |
К сожалению, несмотря на активную систематическую профилактическую работу по профилактике правонарушений, мы наблюдаем рост количества учащихся, поставленных на учет в ПДН ОВД. Это объясняется большим перечнем тех социальных проблем, которые имеет место в нашей реальной действительности: занятость родителей на работе, вынужденных уезжать из города и работать, чтобы обеспечить семью материально, осуществить все необходимые выплаты; как следствие, бесконтрольность детей в свободное от занятий время; ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;безответственность родителей; злоупотребление родителей спиртными напитками; неполные семьи; недостаточное количество кружков и секций, отвечающих запросам и интересам подростков; отсутствие специально организованных мест, например, детских спортивных площадок, для активного отдыха и времяпрепровождения; а также трудности, связанные с кризисом в стране со всеми вытекающими последствиями – увольнениями, сокращениями заработной платы и т.п., не говоря уже о пагубном действии средств массовой информации.
13. Анализ затруднений в работе (проблемы и пути их решения).
В работе с подростками используются различные формы и методы профилактической работы: проведение индивидуальных бесед, консультации с учащимися, их родителями, посещение уроков, проведение обследования жилищно-бытовых условий учащихся, состоящих на внутришкольном учете, совместно с инспекторами ПДН ОВД ведется разноплановая работа с семьей, проводятся мероприятия по возрастным группам и т.п. Регулярно, согласно планам, проводятся заседания советов по профилактике правонарушений, работают педагогические консилиумы, малые педагогические советы, школьные методические объединения. В рамках школьных программ профилактики правонарушений среди несовершеннолетних проводятся различные мероприятия воспитательного характера. Работа ежегодно ведется огромная. В этой нелёгкой работе зачастую приходится сталкиваться с трудностями, преодолеть которые не всегда возможно в необходимые сроки. Трудности разные: не всегда согласованное взаимодействие с инспектором ОПДН ОМВД, недостаточное понимание проблемы безнадзорности со стороны классных руководителей, которые являются связующим звеном между учащимися и социальным педагогом, вследствие чего происходит затягивание решения проблемной ситуации, ослабленная ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей, сложное социальное положение в условиях кризиса, труднопреодолимое негативное влияние СМИ, отрицательный пример взрослых, недостаточность знаний законов РФ, касающихся несовершеннолетних, их прав и обязанностей, как со стороны педагогов, так и со стороны детей, и т.д.
В новом учебном году необходимо скоординировать направления деятельности с учетом озвученных проблем, выработать определенные стратегии действий в затруднительных ситуациях, разработать планы совместных действий с разными ведомствами системы профилактики для увеличения эффективности профилактической работы как с несовершеннолетними, так и с их родителями и педагогическим составом школы. В следующем учебном году следует обратить особое внимание педагогов из центров дополнительного образования, подростковых клубов и т.д. для усиленной рекламы работающих на их базе кружков и секций с целью привлечения подростков к организации свободного времени.
13.Перспективы воспитательно-профилактической деятельности на 2012-2013 учебный год.
— Продолжать работать по всем перечисленным выше направлениям, по возможности новые формы работы, т.к. контингент учащихся каждый учебный год обновляется на 60%, пополнение 8-9 классов идет за счет отчисленных из других школ подростков «группы риска» с низкой социальной адаптацией.
— Продолжить деятельность социально-психологической службы школы по вопросам реабилитации учащихся, преодоления их внутреннего и внешнего дискомфорта, снижения уровня тревожности.