Без працы не бенды кололацы

Меня даже удивляет, что фильм «Монах и бес» не был осужден госпожой Поклонской. Как-то проскочил он мимо ее бдительного ока.
В последнее время я так редко вижу фильмы с приличными сценариями, что этот, по сценарию Юрия Арабова, порадовал несказанно. Фильм, правда, распадается на две неравные части, но его композиция, — это же Лесков и Гоголь взболтанные вместе, с похождениями Левши на чужбине и полетом кузнеца на черте в Санкт-Петербург. Вольное «цитирование» русской классики в фильме подобно интеллигентским разговорам в теплой компании, когда никто не собирается объяснять собеседнику откуда цитата, он вроде должен итак знать, раз сюда зашел. Даже кавычки вокруг цитаты не поставят.

Потому, когда герой говорит царю вдруг «без праци не бенде колораци», то человек образованный вспомнит блаженного Парамошу из «Истории одного города» , который эту польскую поговорку говорил. «Bez pracy nie bedzie kołaczy.» Аналогичная русская:»без труда не выловишь и рыбку из пруда». У Ивана сына Семенова и блаженного Парамоши один прародитель — Иван Яковлевич Корейша, который считался юродивым, сидел в психиатрической больнице и при этом был пророком. Это про него говорит Бальзаминов у Островского:»»…Солидные-то люди, которые себе добра-то желают, за всякой малостью ездят к Ивану Яковличу, в сумасшедший дом, спрашиваться…»
Польскую поговорку Корейша сказал одной даме невпопад на ее вопрос, после чего она стала мемом и синонимом бессмыслицы.
Слово «кололацы» было использовано Достоевским в черновиках к роману «Бесы» как характеристика деятельности Петра Верховенского: «Так вы думаете, что общее дело всё равно что кололацы? — Я думаю, что в том виде, в котором оно представляется, — кололацы»
Корейша в свободное от пророчеств и общения с публикой ( до 60 человек в день) был занят изгнанием бесов, стучал молотком и разбивал что мог. Кто-то считал его хитрым, а сумасшествие ненастоящим. Как бы ни было, Корейша был ярким феноменом, его описал Лев Толстой в «Юности» и Николай Лесков, к нему приезжал Достоевский и Гоголь за три недели до смерти, правда, так и не решившийся зайти.
Если нет пророка в своем отечестве ( да и в других отечествах не видно) , то потому, что пророк не от мира сего. Место ему в дурдоме.
Слышать в бессвязных выкриках умалишенного пророчества — история давняя и , кажется, непреходящая.Чем туманнее текст, тем больше толкований. Даже в 21 веке человек с айфоном, планшетом и ключами от ленд ровера в кармане может с утра открыть на удачу библию и попытаться по первой попавшейся фразе прикинуть итог деловой партнерской встречи. Вот и сам царь в фильме слышит то, что крутится у него самого в голове: праца, это правда. По правде надо жить, господа.
Итак, боровшийся с бесами Корейша опять возродился. Его, кстати, до сих пор поминают регулярно в день смерти 19 сентября в церкви Ильи Пророка в Черкизове, где он похоронен. Тимофей Трибунцев в роли Ивана даже похож немного на портрет Корейши.
История человека, которого взяли в плен бесы в литературе и кино, тоже не нова. Вспомним сильный фильм Ежи Кавалеровича по рассказу Ярослава Ивашкевича «Мать Иоанна от ангелов». Или милую комедию «Между ангелом и бесом». Фильм «Монах и бес» сложно назвать комедией или драмой, это скорее притча. Она про всех нас, потому что у каждого есть свой мелкий бес и каждый сам с ним борется. Кого соблазняют на ночной дожор, а кого отжать чужой бизнес. Большому человеку бес побольше полагается, по чину. И каждому бес является в своем виде, Ивану Карамазову в коричневом пиджаке от лучшего портного. У Ивана сына Семенова бес тоже франтоватый в исполнении Георгия Фетисова, с купеческим размахом и черными кудрями, прямо Рогожин, соблазняющий Настасью Филипповну большими деньгами. И она, ведь, тоже между ангелом и бесом металась. Николай Досталь не впервый раз снимает фильм про беса, в 1995 году он экранизировал «Мелкого беса» Федора Сологуба. На этот раз режиссер вдохновился историей Иоанна, архиепископа Новгородского, который по легенде летал в Иерусалим верхом на бесе. Дело было в 12 веке.
А затем вспомнился Пушкин и его стихотворение «Монах», в котором Панкратию виделась соблазнительная женская юбка. В фильме настоятелю видится расстегнувшееся платье на убегающей красотке. Понятно, что то и другое было бесовских рук делом. Юрий Арабов сумел сваять из всего этого свою историю. У меня, по размышлению после фильма , пришла в голову мысль ( бывает такое, грешна) , что было бы любопытно увидеть другое развитие сюжета, которого добивался бес, а именно: соблазненный Иван Семенов сын делает дальше чудеса и становится настоятелем монастыря.
Впрочем , тут фильм бы точно запретили стараниями госпожи Поклонской.
Отдельное спасибо Юрию Арабову за то, каким языком разговаривают его герои, но об этом напишу дальше, отдельно.