Безопасность медицинской деятельности

Общие сведения о Всемирном дне безопасности пациентов

Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи.

Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.

Неблагоприятные реакции могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении (вне зависимости от того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность).

Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы здравоохранения – широкий спектр мероприятий по улучшению организации деятельности, в том числе инфекционный контроль, безопасное применение лекарственных средств и медицинских изделий, безопасную клиническую практику и безопасные условия для оказания помощи.

Отметим, что по оценкам ведущих мировых специалистов, в разных странах только при оказании стационарной помощи, возможно причинение вреда по меньшей мере каждому 10 пациенту.

Вместе с тем, почти половина нежелательных событий, которые могут повлечь причинение вреда, являются предотвратимыми. Как пример можно привести снижение распространённости внутрибольничных инфекций, которое на 55% связано исключительно с соблюдением правил гигиены рук медицинского персонала.

Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, в рамках 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 194 страны объявили 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.

Цель Всемирного дня безопасности пациента – повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения утверждён План мероприятий, посвященных «Всемирному дню безопасности пациентов» в 2019 году.

Ключевой лозунг текущего года в Российской Федерации: «Культура безопасности – ответственность каждого».

Приоритетным направлением деятельности Росздравнадзора является эффективный контроль за соблюдением прав граждан на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь.

Деятельность Службы направлена на обеспечение повышения эффективности, качества и безопасности системы здравоохранения для граждан Российской Федерации, что является официальной декларируемой Миссией Росздравнадзора.

Планомерно осуществляется государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок медицинских организаций, проверок соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья, порядков оказания медицинской помощи, медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований, внутреннего и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и выполнение иных контрольно-надзорных функций.

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

В 2018 году в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности проведена 10231 проверка по всем упомянутым предметам контроля, в ходе которых выявлено 4315 случаев нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, 11565 нарушений порядков оказания медицинской помощи, 4081 нарушение порядков проведения медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований, 131 нарушение организации и осуществления ведомственного и 1552 нарушения организации и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Важно отметить, что Росздравнадзором активно осуществляется превентивный и тематический контроль по различным аспектам организации и оказания медицинской помощи.

Так, ежегодный контроль Росздравнадзора за готовностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и медицинских организаций к сезонному подъёму заболеваемости населения острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом позволяет заблаговременно оценить готовность субъектов Российской Федерации к сезонному подъему заболеваемости гриппом, в том числе формирование запасов необходимых лекарственных средств (противовирусных препаратов, антибиотиков и др.), наличие и работоспособность реанимационной и дыхательной аппаратуры, проведение вакцинации различных категорий населения и др. вопросы.

Результаты проведенных Росздравнадзором внеплановых тематических проверок медицинских организаций, осуществляющих деятельность по работе (услуге) «пластическая хирургия», позволили сократить количество медицинских организаций, осуществляющих деятельность по данному профилю, за счет медицинских организаций, неспособных выполнять требования порядка оказания медицинской помощи по «пластической хирургии», и, как следствие, повысить качество и безопасность медицинской помощи гражданам по данному профилю.

Ежегодное проведение Росздравнадзором контрольных мероприятий, направленных на защиту прав ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в сфере охраны здоровья, позволило улучшить качество и повысить доступность оказываемой им медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

Итоги проводимого Росздравнадзора контроля за соблюдением порядков проведения медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований позволяют повышать уровень безопасности дорожного движения, а также защищать права работников, занятых на тяжелых работах и на работах с опасными условиями труда, своевременно выявлять лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к выполнению работ, опасных для окружающих граждан и самих работников.

Осуществляемый Росздравнадзором контроль за соблюдением медицинскими и фармацевтическим работниками профессиональных ограничений обеспечивает предоставление пациентам достоверной и объективной информации о необходимых для их лечения лекарственных препаратах и медицинских изделиях (вне зависимости от их торгового наименования и ценовой категории), препятствует лоббированию интересов определенных производителей лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Проводимая Росздравнадзором работа по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности способствует:

  • повышению в субъектах Российской Федерации доступности и качества медицинской помощи для различных категорий граждан;

  • снижению общественно опасных последствий, возникающих в результате несоблюдения подконтрольными объектами обязательных требований в сфере здравоохранения;

  • снижению младенческой смертности, смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний; увеличению выявляемости граждан с группой риска по развитию неинфекционных хронических заболеваний;

  • снижению доли медицинских организаций, допускающих нарушения прав ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в сфере охраны здоровья;

  • формированию системы оперативного реагирования на обращения граждан, в том числе с использованием возможностей «горячей линии» Росздравнадзора;

  • созданию комплексной системы профилактической работы, включающую выдачу предостережений подконтрольным субъектам в целях предупреждения нарушений ими обязательных требований.

Только по итогам работы за прошлый год Росздравнадзором восстановлены права 7572 граждан на получение качественной и безопасной медицинской помощи, защищены права 8266 человек на получение качественной и безопасной медицинской помощи. Восстановлены права 11973 граждан на получение качественной лекарственной помощи, 5863 человека на получение положенных им бесплатных лекарственных препаратов, а также 386 человек на получение необходимых лекарственных препаратов в целях обезболивания.

Обеспечено соблюдение прав граждан на предоставление медицинской помощи в гарантированном объёме в рамках территориальных программ государственных гарантий. Изменены схемы маршрутизации пациентов (в том числе с ОКС и ОНМК) и включены в схемы маршрутизации всех муниципальных образований.

Оперативно устранялись факты простоя медицинского оборудования, что позволило увеличить эффективность его использования и сократить простой медицинского оборудования. Сократилось количество фактов списания льготных лекарственных средств и иммунобиологических препаратов.

Фармаконадзор

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» субъекты обращения лекарственных средств, включая производителей лекарственных препаратов, медицинских организаций и аптечных учреждений обязаны сообщать в Росздравнадзор о побочных действиях и нежелательных реакциях на лекарственные препараты, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных средств.

Росздравнадзор осуществляет сбор, обработку и анализ данных сообщений, а также проводит анализ поступающих от производителей периодических отчетов по безопасности лекарственных препаратов, направляемых в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

Результаты анализа данной информации направляются Росздравнадзором в Министерство здравоохранения Российской Федерации для рассмотрения вопроса о необходимости внесения изменений в инструкции лекарственных препаратов, изменения порядка обращения лекарственных препаратов, включая приостановление применения или отмену государственной регистрации.

Кроме этого, данная информация может послужить основанием для проведения Росздравнадзором дополнительных мероприятий по контролю качества, эффективности и безопасности соответствующих лекарственных препаратов.

В 2018 году поступило и рассмотрено 28116 сообщений субъектов обращения лекарственных средств о нежелательных реакциях и терапевтической неэффективности при применении лекарственных препаратов.

Заметно повысились качество и полнота направляемых извещений. Так, в
2016 году количество сообщенных случаев о серьезных нежелательных реакциях составляло 23% от общего количества извещений, в 2017 году — 39 %, а в 2018 году – 69% (из 28116 реакций 19463 относятся к категории серьезных согласно соответствующему определению Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»), что свидетельствует о повышении эффективности фармаконадзора.

В 2018 году держателям регистрационных удостоверений направлено 148 писем об актуализации сведений по безопасности инструкций по медицинскому применению в связи с ранее принятыми регуляторными решениями.

Государственный контроль за обращением медицинских изделий и мониторинг безопасности медицинских изделий

В рамках проведения государственного контроля за обращением медицинских изделий (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2012 № 970 «Об утверждении Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий») по результатам проверок за период
2018 – 2019 годов в целях безопасности пациентов в системе здравоохранения собираются и анализируются сведения о серьезных, непредвиденных (не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации) неблагоприятных событиях, особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, любых фактах и обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий в течение 20 рабочих дней с момента выявления события.

В течении 2019 года по результатам контрольно-надзорных мероприятий за указанный период на официальном сайте Росздравнадзора размещено 718 решений:

  • 55 писем о приостановлении применения медицинского изделия;

  • 5 писем о возобновлении применения;

  • 8 писем об изъятии медицинских изделий;

  • 209 писем о недоброкачественном медицинском изделии;

  • 170 письма о незарегистрированном медицинском изделии;

  • 8 писем о фальсифицированных медицинских изделиях;

  • 230 писем об отзыве медицинских изделий производителями в рамках коррекционных мероприятий.

Заключительные тезисы

Таким образом, в основе деятельности сотрудников Росздравнадзора находится человек – пациент, его нужды и стремления к сохранению и восстановлению здоровья.

Пациентоориентированность – основной принцип организации работы всех сотрудников Росздравнадзора, от центрального аппарата и территориальных органов до сотрудников подведомственных организаций.

Выражаем уверенность, что первый в истории Всемирный день безопасности пациентов привлечет внимание общественности к вопросам обеспечения безопасности, стимулирует совместную работу всех заинтересованных сторон и послужит основой для разработки программ по улучшению безопасности и качества жизни и здоровья граждан в Российской Федерации.

Постер для пациентов

Министерство здравоохранения Российской Федерации

П А М Я Т К А

для граждан

о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа), ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Основными государственными источниками финансирования Программы являются средства системы обязательного медицинского страхования и бюджетные средства.

На основе Программы субъекты Российской Федерации ежегодно утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (далее – территориальные программы).

  1. Какие виды медицинской помощи Вам оказываются бесплатно

В рамках Программы бесплатно предоставляются:

1. Первичная медико-санитарная помощь, включающая:

– первичную доврачебную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара;

– первичную врачебную помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);

– первичную специализированную медицинскую помощь, которая оказывается врачами специалистами.

2. Специализированная медицинская помощь, которая оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами, и включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.

3. Высокотехнологичная медицинская помощь с применением новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники.

С перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим, в том числе, методы лечения и источники финансового обеспечения, Вы можете ознакомиться в приложении к Программе.

4. Скорая медицинская помощь, которая оказывается государственными и муниципальными медицинскими организациями при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При необходимости осуществляется медицинская эвакуация.

Для избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных пациентов гражданам предоставляется паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

Вышеуказанные виды медицинской помощи включают бесплатное проведение:

— медицинской реабилитации;

— экстракорпорального оплодотворения (ЭКО);

— различных видов диализа;

— химиотерапии при злокачественных заболеваниях;

— профилактических мероприятий, включая:

— профилактические медицинские осмотры, в том числе детей, работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме, в связи с занятиями физической культурой и спортом;

— диспансеризацию, в том числе пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью. Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь. Большинство мероприятий в рамках диспансеризации проводятся 1 раз в 3 года за исключением маммографии для женщин в возрасте от 51 до 69 лет и исследования кала на скрытую кровь для граждан от 49 до 73 лет, которые проводятся 1 раз в 2 года;

— диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.

Кроме того Программой гарантируется проведение:

— пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин;

— неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний у новорожденных детей;

— аудиологического скрининга у новорожденных детей и детей первого года жизни.

Граждане обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Программой.

  1. Каковы предельные сроки ожидания Вами медицинской помощи

Медицинская помощь оказывается гражданам в трех формах – плановая, неотложная и экстренная.

Экстренная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Неотложная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Плановая форма предусматривает оказание медицинской помощи при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В зависимости от этих форм Правительством Российской Федерации устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.

Так, сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме для:

— приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;

— проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;

— проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;

— проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 календарных дней, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – 14 календарных дней со дня назначения;

— специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями — 14 календарных дней с момента установления диагноза заболевания.

Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом в территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

  1. За что Вы не должны платить

В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан при оказании медицинской помощи в рамках Программы и территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

— оказание медицинских услуг;

— назначение и применение в стационарных условиях, в условиях дневного стационара, при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной форме лекарственных препаратов по медицинским показаниям:

а) включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

б) не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;

— назначение и применение медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям;

— размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;

— для детей в возрасте до четырех лет создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации, а для ребенка старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний;

— транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в случае необходимости проведения ему диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь.

  1. О платных медицинских услугах

В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

При этом платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме медицинской помощи, либо по Вашей просьбе в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств.

Медицинские организации, участвующие в реализации Программы и территориальных программ, имеют право оказывать Вам платные медицинские услуги:

— на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами. Вам следует ознакомиться с важным для гражданина разделом Программы и территориальной программы – «Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

— при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

— при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением:

а) самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, выбранную им не чаще одного раза в год (за исключением изменения места жительства или места пребывания);

б) оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме при самостоятельном обращении гражданина в медицинскую организацию;

в) направления на предоставление медицинских услуг врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом-специалистом, фельдшером, а также оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по направлению лечащего врача;

г) иных случаев, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.

Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках Программы и территориальных программ.

  1. Куда обращаться по возникающим вопросам и при нарушении Ваших прав на бесплатную медицинскую помощь

По вопросам бесплатного оказания медицинской помощи и в случае нарушения прав граждан на ее предоставление, разрешения конфликтных ситуаций, в том числе при отказах в предоставлении медицинской помощи, взимания денежных средств за её оказание, следует обращаться в:

— администрацию медицинской организации — к заведующему отделением, руководителю медицинской организации;

— в офис страховой медицинской организации, включая страхового представителя, — очно или по телефону, номер которого указан в страховом полисе;

— территориальный орган управления здравоохранением и территориальный орган Росздравнадзора, территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

— общественные советы (организации) по защите прав пациентов при органе государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и при территориальном органе Росздравнадзора;

— профессиональные некоммерческие медицинские и пациентские организации;

— федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор и пр.

  1. Что Вам следует знать о страховых представителях страховых медицинских организаций

Страховой представитель – это сотрудник страховой медицинской организации, прошедший специальное обучение, представляющий Ваши интересы и обеспечивающий Ваше индивидуальное сопровождение при оказании медицинской помощи, предусмотренной законодательством.

Страховой представитель:

— предоставляет Вам справочно-консультативную информацию, в том числе о праве выбора (замены) и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, а также о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;

— информирует Вас о необходимости прохождения диспансеризации и опрашивает по результатам ее прохождения;

— консультирует Вас по вопросам оказания медицинской помощи;

— сообщает об условиях оказания медицинской помощи и наличии свободных мест для госпитализации в плановом порядке;

— помогает Вам подобрать медицинскую организацию, в том числе оказывающую специализированную медицинскую помощь;

— контролирует прохождение Вами диспансеризации;

— организует рассмотрение жалоб застрахованных граждан на качество и доступность оказания медицинской помощи.

Кроме того, Вы можете обращаться в офис страховой медицинской организации к страховому представителю при:

— отказе в записи на приём к врачу специалисту при наличии направления лечащего врача;

— нарушении предельных сроков ожидания медицинской помощи в плановой, неотложной и экстренной формах;

— отказе в бесплатном предоставлении лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания – всего того, что предусмотрено Программой;

— ситуации, когда Вам предложено оплатить те медицинские услуги, которые по медицинским показаниям назначил Ваш лечащий врач. Если Вы уже заплатили за медицинские услуги, обязательно сохраните кассовый чек, товарные чеки и обратитесь в страховую медицинскую организацию, где вам помогут установить правомерность взимания денежных средств, а при неправомерности – организовать их возмещение;

— иных случаях, когда Вы считаете, что Ваши права нарушаются.

Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и ( или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская помощь в РФ оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

В рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются следующие виды медицинской помощи:

  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
  • скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
  • паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи, осуществляется по территориально- участковому принципу с учетом реализации прав граждан на выбор медицинской организации и врача, в том числе врача общей практики 4 (семейного врача), и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Стандарты специализированной медицинской помощи

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

В БУЗОО » Клинический диагностический центр» (в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности) оказываются следующие виды медицинской помощи:

  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Закон № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Основы), принятый 21.11.2011, вводит новую классификацию медицинской помощи по видам, формам и условиям оказания. К видам медицинской помощи отнесены:

1. первичная медико-санитарная помощь;

  1. специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
  2. скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
  3. паллиативная медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь (далее — ПМСП) является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно- гигиеническому просвещению населения. Согласно Основам ПМСП разделяется:

  • на первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием;
  • первичную врачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами- терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами- педиатрами участковыми и врачами общей практики (оказывается в условиях поликлиники);
  • первичную специализированную медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (оказывается в условиях поликлиники).

Понятие «первичная специализированная медико-санитарная помощь» является новым не только для российского законодательства, но и для всей теории организации здравоохранения.

Специализированная медицинская помощь в настоящее время рассматривается как вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно- профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля больным с определенной патологией в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения.

Специализированная помощь, оказываемая врачами-специалистами в специально предназначенных для этого специализированных стационарах, имеющих соответствующее оснащение, и носит исчерпывающий характер.

Основными видами специализированной медицинской помощи являются: хирургическая, в т. ч. нейрохирургическая, офтальмологическая, челюстно-лицевая,
оториноларингологическая, торакоабдоминальная, урологическая, помощь обожженным и легкопораженным; терапевтическая, в т. ч. радиологическая, токсикологическая, психоневрологическая, дерматовенерологическая, помощь больным с соматическими заболеваниями и инфекционным больным; помощь больным туберкулезом. Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Правовое регулирование оказания специализированной медицинской помощи осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья) и Порядком организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2014 года N 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» (с изменениями на 27 августа 2015 года)

Специализированная медицинская помощь может оказываться населению:

а) в качестве бесплатной — в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) в качестве платной медицинской помощи — за счет средств граждан и организаций.

Специализированная медицинская помощь прикрепленному к поликлинике контингенту оказывается в условиях ФКУЗ «Главный клинический госпиталь МВД России», ФКУЗ «Центральная клиническая больница МВД России», ФГКУ «Главный военный клинический госпиталь внутренних войск МВД России» по направлению врача- специалиста поликлиники.

При отсутствии определенного вида специализированной медицинской помощи в указанных медицинских организациях оказание специализированной медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел осуществляется в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.201 1 №1232 в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения путем заключения Договора между территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинской организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения. Для пенсионеров и членов семей в данном случае специализированная медицинская помощь оказывается в соответствии с Порядком организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2014 года N 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» (с изменениями на 27 августа 2015 года).