Безработица актуальность проблемы

И.А. Зайцева

БЕЗРАБОТИЦА КАК ОДНА ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

СОВРЕМЕННОГО МИРА

Аннотация

В современном мировом пространстве внутренняя политика государств сопряжена с решением таких проблем, как безработица, изменение климата, эпидемии, экономический кризис, которые угрожают стабильности государств и требуют сотрудничества для их решения. За последние три десятилетия, безработица стала одной из наиболее значимых проблем, не только в развивающихся, но и развитых странах. Безработица приводит к массовой нищете, к снижению заработной платы, угрожает социальной и политической стабильности. В статье дается оценка состояния безработицы на мировом и российском рынках труда. Используя данные Росстата, Евростата и ОЭСР, проблема безработицы анализируется на международном уровне. В статье проведен анализ уровня безработицы за 2015-2017 гг. Безработица представляет собой серьезную проблему в России, в ряде стран Европы, Азии, Америки. Безработица среди молодежи является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Во многих государствах это не новая проблема. Однако она обострилась в условиях экономического кризиса, и затрагивает широкий круг молодых людей, как высококвалифицированных выпускников вузов, так и молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Но каждой стране присущи определенные причины безработицы, уровень, её последствия. Еще одно отличие состоит в особенностях политики занятости, проводимой государствами в решении этой социально-экономической проблемы. Именно поэтому обеспечение и поддержание полной занятости рассматривается в качестве приоритетной цели для макроэкономической политики государств. Также в статье автор предлагает некоторые

I. Zaitseva

UNEMPLOYMENT AS ONE OF THE GLOBAL PROBLEMS OF THE MODERN WORLD

PolitBook — 2017 — 2 пути решения проблем безработицы.

Ключевые слова : Key words :

рынок труда, безработица, факторы без- labor market, unemployment, unemploy-работицы, виды безработицы. ment factors, labor market statistics.

В современном мире, в условиях глобального экономического кризиса, актуальна проблема занятости населения. Рынок труда играет очень важную роль в современной экономике. Как крайне сложный распределительный механизм, он обеспечивает соединение работников с рабочими местами. Тем самым оказывает влияние и на производительность, и на темпы роста, и на многие другие параметры экономики. Уровень безработицы является важным показателем уровня экономического развития страны. Уровень безработицы — экономический показатель, один из основных индикаторов на рынке труда. Он отражает соотношение между нетрудоустроенными гражданами в обществе и теми, кто имеет постоянную работу.

В современном обществе, когда мировая экономика вступила в новый период, характеризующийся сочетанием более низких темпов роста, усиления неравенства, появление новых рабочих мест не успевает за ростом численности рабочей силы. В мировом масштабе доля занятых в общей численности населения (доля населения трудоспособного возраста, имеющего работу), сократилась с 62% в 1991 году до 60% в 2015 году, при этом значительный спад пришелся на 2008-2009 гг. Возможности трудоустройства уменьшились как в развивающихся, так и в развитых регионах. В период 1991-2015 гг. доля занятых в общей численности населения развивающихся регионов сократилась на 3,3 процентного пункта, тогда как в развитых регионах этот показатель составил 1 процентный пункт. Наибольшее снижение наблюдается в Восточной Азии и Южной Азии, где уменьшение доли занятых в общей численности населения составили 6,7 и, соответственно, 4,6 процентного пункта. В Африке к югу от Сахары ситуация в области занятости немного улучшилась, но прогресс в обеспечении источниками средств к существованию устойчиво нивелируется высоким уровнем неполной и неофициальной занятости, а также низкой производительностью труда .

Согласно данным Международной организации труда, в 2015 году безработными являлись более 204 млн. человек. Это более чем на 34 млн. человек превышает уровень безработицы до начала экономического кризиса и на 53 млн. человек больше — уровень 1991 года.

По данным доклада Международной организации труда в 2017 году безработица в мире вырастет с 5,7 до 5,8% — до 201 млн. человек. В 2018

году цифра вырастет еще на 2,7 млн. человек. Главная причина увеличения числа безработных, отмечают авторы исследования, — в мире все больше рабочей силы, а рабочие места появляются недостаточно быстро .

Рис. 1 Уровень безработицы в мире. 2005-2016 гг. (% к рабочей силе)

Б А

5,2 5

2005 2006 2007 200S 200Э 2010 Z011 2012 2013 2014 2015 201G

Что касается Евросоюза, в мае 2017 года по сравнению с маем 2016 года коэффициент безработицы в странах ЕС понизился на 0,9% до 7,8%, что стало самым низким значением, начиная с декабря 2008 года. В Евро-зоне безработица понизилась с 10,2% в мае прошлого года до 9,7% в мае 2017 года. Самый низкий среди стран ЕС коэффициент безработицы в мае 2017 года зафиксирован в Чехии — 3%, Германии — 3,9% и на Мальте -4,1%, а самый высокий уровень безработицы — в Греции — 22,5% и Испании — 17,7% (см., рис. 2). За период с 2006 по 2016 годы Безработица в Польше уменьшилась на 7,66 п.п. Среднегодовое изменение значения безработицы в Польше за этот период составило -0,638% .

Рис. 2. Уровень безработицы в государствах — членах Европейского Союза в мае 2017 года (с учетом сезонных колебаний)

Неуклонно снижается безработица в Германии. За последние 10 лет она упала более, чем в два раза: с 10,2% в 2006 году до 4,3% в 2016 году . Низкий уровень безработицы в Германии стал одной из причин активно проводившейся канцлером А. Меркель политики открытых границ, что привело к огромному наплыву иммигрантов, которых привлекают высокие пособия по безработице.

Уровень безработицы в мае 2017 года вырос в Японии по отношению к 2014 году до 3,1%, но снизился: в Корее до 3,6%, Мексике до 3,5% .

Согласно данным бюро статистики Канады, число рабочих мест в Канаде в июне 2017 года выросло на 45 300. По сравнению с июнем 2016 года число рабочих мест выросло на 1,9%, что стало самым сильным годовым ростом с февраля 2013 года. Свыше 2/3 новых рабочих мест, появившихся в последние 12 месяцев, — это места с полной занятостью. Уровень безработицы в июне 2017 года упал до 6,5% с 6,6% месяцем ранее . С использованием системы подсчета, принятой в США, уровень безработицы в Канаде в июне 2017 года был равен 5,4% .

Число рабочих мест вне сельского хозяйства США в июне 2017 года с учетом коррекции на сезонные колебания выросло на 222 000 по сравнению с предыдущим месяцем. Уровень безработицы вырос до 4,4% против 4,3% в мае 2017 года ввиду того, что большее количество людей находилось в поиске работы .

В докладе МОТ «Перспективы занятости и социальной защиты в мире: тенденции 2017» прогнозируется, что если глобальный уровень безработицы, как ожидается, останется на относительно стабильном уровне в 2018 году, темпы роста тех, кто находится в поисках работы, будет опережать создание новых рабочих мест, что добавит еще 2,7 млн. безработных во всем мире. Увеличение уровня безработицы и рост числа безработных в 2017 году будет зависеть от ухудшения ситуации на рынке труда в развивающихся странах, что обусловлено многочисленными рецессиями, зарегистрированными в 2016 году и продолжающими наносить ущерб рынкам рабочей силы в 2017 году. Число безработных в развивающихся странах, как ожидается, увеличится примерно на 3,6 млн. между 2016 и 2017 гг., в течение которых уровень безработицы в развивающихся странах вырастет до 5,7%, по сравнению с 5,6% в 2016 году. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна ожидается, что уровень безработицы вырастет в 2017 году с 0,3% до 8,4% в основном из-за роста безработицы в Бразилии .

В развитых странах в 2017 году безработица, напротив, должна сократиться с 6,3% до 6,2%. В Европе, в особенности в северной, южной и западной ее частях, уровень безработицы продолжит свое снижение, однако замедлится общий темп роста и наметятся признаки ухудшения структурной безработицы. Подобная ситуация складывается в Канаде и США.

Табл. 1. Безработица, незащищенная занятость и работающие бедные — тенденции и прогнозы на 2016-18 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безработица (млн. чел.) Уровень ьезработицы (проценты)

2016 2017 2018 2016 2017 2018

В МИРЕ 197,7 201,1 203,8 5,7 5,8 5,8

Развитые страны 33,6 37,9 38,0 6,3 6,2 6,2

Страны с формирующимся рынком 143,4 147,0 149,2 5,6 5,7 5,7

Развивающиеся страны 15,7 16,1 16,6 5,6 5,5 5,5

Доля незащищенной занятости (проценты) Доля работающих бедных (проценты)

2016 2017 2018 2016 2017 2018

В МИРЕ* 42,9 42,8 42,7 29,4 28,7 28,1

Развитые страны 10,1 10,1 10,0

Страны с формирующимся рынком 46,8 46,5 46,2 25,0 24,3 23,7

Развивающиеся страны 78,9 78,7 78,5 69,0 67,9 66,7

Примечание: данные на 2017 и 2018 годы — это оценочный прогноз. Доля работающих бедных определяется как доля работающего населения, живущего в условиях бедности и крайней нищеты, т.е. с доходом или потреблением менее 3.10 долл. США на человека в день.* В сводные показатели по работающим бедным не включены развитые страны. Источник: ILO’s Trends Econometric Models, November 2016.

Таким образом, в Европе и в Северной Америке уровень длительной безработицы постоянно держится на высоком уровне по сравнению с докризисными показателями, а в странах Европы он продолжает расти, несмотря на снижение уровня безработицы. Доля безработных, находящихся в поиске работы в течение 12 месяцев и более, достигла 47,8% во втором триместре 2016 года, по сравнению с 44,5% за аналогичный период в 2012 году. Во втором триместре 2016 года примерно две трети из этой группы — в общей сложности около 6 млн. человек — числились безработными более двух лет.

Также, в 2017 году ожидается рост уровня безработицы в развивающихся странах, показатели безработицы в 2017 и 2018 гг. будут варьироваться в пределах 5,5%. Вместе с тем, для многих развитых и развивающихся стран основной проблемой останется низкий уровень занятости рабочей силы, а также высокая доля самозанятых работников и неоплачиваемых работников семейных предприятий, классифицированных в категории уязвимой занятости.

Одной из наиболее актуальных проблем в современном мире является безработица среди молодежи. Во многих государствах это не новая проблема. Однако она обострилась в условиях экономического кризиса, и затрагивает широкий круг молодых людей, как высококвалифицированных выпускников вузов, так и молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В докладе МОТ «Перспективы занятости и социальной защиты в мире 2016: тенденции для молодежи» показано, что в результате число безработных молодых людей в мире в 2016-2017 гг. вырастет на полмиллиона человек и составит 71 млн. чел. (табл. 2).

Табл. 2. Тенденции и прогнозы на 2017 год в области молодежной безработицы и работающих бедных

Уровень чопоцежной Количество молодых безработных безработицы, ИЮ7-17 го 15-17 I «ли)

2007-14 2015 201″ 2017 2015 2016 2017

В мир» 12.9 13,1 13,1 та, 5 71,0 71.0

Развитые страны 15,0 14,5 14.3 10,2 9,8 9,6

С трапы с формирующимся рынком _—■ — 1Э,з 13.6 13,7 52,в 53,5 53,5

Раааиеащщиеся страны 9.4 9,5 9,1 7,4 7,7 7,9

Доля «работающих бедных» 2015-1! (%] количество молодых «работающих бедных1′ >г

Обеспокоенность вызывает и число молодых людей, как правило, в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах, живущих в условиях крайней или умеренной бедности, несмотря на наличие работы. Фактически 156 млн. или 37,7% работающей молодежи проживают в условиях крайней или умеренной бедности (по сравнению с аналогичным показателем в 26% среди работающих взрослых). Например, в странах Африки к югу от Сахары по-прежнему отмечается самая высокая в мире доля «работающих бедных» среди молодежи — почти 70%. Этот показатель также высок в арабских странах (39%) и странах Южной Азии (49%). В развитых странах наблюдается сдвиг в распределении бедных граждан по возрастным категориям, при котором в группе работников, подверженных наиболее высокому риску бедности, место пожилых все больше занимает молодежь (в развитых странах к этой группе относят лиц, чей доход составляет менее 60% от среднего). Так, в 2014 году в странах ЕС-28 доля молодых работников, подверженных высокому риску бедности, составила 12,9% по сравнению с 9,6% среди работников основного трудоспособного возраста (от 25 до 54 лет). Эта проблема стоит особенно остро в странах, где доля стоящих перед угрозой бедности молодых работников превышает 20% .

Значительные различия наблюдаются в положении молодых женщин и мужчин на рынке труда. Женщины нередко находятся в неблагоприятном положении на рынке труда. Во мире примерно 3/4 мужчин трудоспособного возраста принимают участие в трудовой деятельности, у женщин соответствующая доля составляет только половину . В 2016 году доля молодых мужчин в общей численности рабочей силы составляет 53,9%, а молодых женщин — 37,3%. Остро эта проблема стоит в странах Южной Азии, арабских странах и странах Северной Африки, где в 2016 году доля молодых женщин в общей численности рабочей силы составляла, соответственно, на 32,9%, 32,3% и 30,2% меньше, чем доля молодых мужчин .

Рост молодежной безработицы наиболее заметен в странах с формирующимся рынком. По прогнозам, уровень безработицы в странах с формирующимся рынком вырастет с 13,3% в 2015 году до 13,7% в 2017 году (что эквивалентно 53,5 млн. безработных в 2017 году по сравнению с 52,9 млн. в 2015 году). Согласно прогнозам, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна уровень безработицы вырастет с 15,7% в 2015 году до 17,1% в 2017 году; в странах Центральной и Западной Азии — с 16,6% до 17,5%; в странах Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона — с 12,4% до 13,6% .

Проблемы безработицы характерны и для России. Согласно опубликованным Росстатом основным социально-экономическим показателям раз-

вития страны в 2016 году уровень безработицы в России составил 5,5%. По данным Росстата, в стране насчитывается 76 млн. экономически активных, трудоспособных россиян, в их числе 4,2 млн. человек, не имеющих работы. В России численность рабочей силы по данным Росстата в мае 2017 года составила 52% от общей численности населения страны. Уровень занятости населения в возрасте от 15 лет составил 59,3%, уровень безработицы — 5,2%.

Рис. 3. Уровень безработицы

Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет по методологии МОТ,:

% (в 44 к численности рабочей силы;

б —

5: —————-

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V

2У7-

по фактический двн ньш с иатачениеиоеяивнэгэфЕсгэра — rpsh^

1) Оценка данных : жптшии сезонного фактора осуществлена : использованием «DEMETRA При поступлении новых, данных статистических наблюдений динамика может Stimt уточнена.

В мае 2017 года в качестве безработных в учреждениях службы занятости населения состояло 843 тыс. человек (это на 4,2% меньше по сравнению с апрелем и на 16,5% — по сравнению с маем 2016 года). Общая численность безработных в этот период превысила численность безработных, зарегистрированных в центрах занятости населения в 4,7 раза (по критериям МОТ) . В Северо-Кавказском федеральном округе отмечен самый высокий уровень безработицы — 11,3%, а в Центральном федеральном округе самый низкий — 3,2%.

Рис. 4 Уровень безработицы по ФО (данные за 2016 год пересчитаны с учетом сведений по Республике Крым и г. Севастополю, показатели численности рабочей силы, занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца)

Можно утверждать, что характерными для экономики России является структурная безработица, дополняемая безработицей циклической. Также остро стоит проблема неформальной занятости, то есть такой, которая не оформляется трудовым договором. Так как отсутствие письменного трудового договора или контракта максимизирует нарушения трудовых и социальных прав и гарантий, неформальная занятость определяется как незарегистрированная занятость в формальном и неформальном секторе. Также распространена практика заключения трудовых контрактов на срок в пределах двух лет, по истечении которых работники увольняются.

Анализ занятости и безработицы в РФ позволяет выделить ряд существующих на российском рынке труда проблем: «старение» трудовых ресурсов и сокращение численности населения в трудоспособном возрасте; нескоор-динированность функционирования системы образования и спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций, что сказывается, в первую очередь, на низком уровне занятости среди молодежи; сокращение численности занятого населения в ряде отраслей, приоритетных с точки зрения развития инновационной экономики; неоднородность распределения величин спроса на рабочую силу в территориальном разрезе; низ-

кий уровень трудовой мобильности населения; существенное расхождение между общей и официально регистрируемой безработицей .

Исследователи отмечают, что «безработица возникает при различных обстоятельствах. В странах с высоким естественным приростом населения ключевой фактор ее возникновения — демографический, в странах с высокой заработной платой — степень этого завышения и т.д. В других случаях играют роль научно — технический прогресс, отраслевая реструктуризация экономики, массовый приток иммигрантов и другие причины» .

Безработица, в общем, имеет негативные политические, экономические, социальные и психологические последствия. К социальным последствиям безработицы можно отнести: усиление социальной напряженности; усиление социальной дифференциации; падение трудовой активизации; ослабление мотивации к труду; отток квалифицированных работников за границу. К экономическим: сокращение налоговых поступлений; уменьшение ВВП страны; падение жизненного уровня, потеря квалификации безработных. К политическим: акции протеста, митинги, погромы. К психологическим: психологический стресс, личная трагедия для человека. В результате -обесценивается человеческий трудовой потенциал, падает качество жизни безработных и их семей, снижается рождаемость, увеличивается смертность, наблюдается переезд квалифицированных специалистов из застойных регионов в более перспективные или за рубеж. Но можно выделить и положительные последствия безработицы, такие как усиление трудовой мотивации работающих, формирование мобильного «резерва» рабочей силы. Но всё же, негативных последствий безработицы значительно больше, чем положительных и они представляют угрозу национальной безопасности страны.

Безработица, представляя серьезную макроэкономическую проблему и выступая показателем макроэкономической нестабильности, предполагает реализацию определенных мер со стороны государства. Меры социальной поддержки, характерные для всех видов безработицы — это создание служб, центров занятости, выплата пособий по безработице. Стимулирующие меры налогово-бюджетной политики могут компенсировать краткосрочные издержки некоторых реформ (например, законодательства о защите занятости и систем пособий по безработице) и усилить позитивное воздействие других (например, сокращения «клина» налогов или увеличения расходов на активную политику на рынке труда) . К специфическим мерам борьбы с фрикционной безработицей можно отнести: создание специальных служб для этих целей, а также создание и функционирование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест. К мерам по борьбе со структурной можно отнести поддержку государством служб и

учреждений по переподготовке (повышению квалификации), переквалификации, профессиональному обучению (смена вида деятельности) безработных; организацию стажировки (для выпускников ссузов и вузов), общественных и временных работ; устранение препятствий мобильности рабочей силы (поддержка граждан при переезде в другую местность с целью временного трудоустройства). Средства борьбы с циклической безработицей включают: проведение антициклической (стабилизационной) политики (создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики), политика занятости, которая направлена на недопущение глубоких спадов производства, приводящей к массовой безработицы. В качестве дополнительных мер решения проблемы безработицы можно назвать: реализацию государственных программ по поддержке малого и среднего бизнеса, субсидии гражданам на развитие бизнеса; создание центров обучения молодых людей наиболее востребованным специальностям на рынке труда; помощь молодым специалистам в интеграции на рынке труда, квотирование рабочих мест для молодых специалистов, лиц с ограниченными возможностями, на иностранную рабочую силу; разработка нормативно-правовой основы для внедрения международной системы учета незанятых граждан согласно методике Международной организации труда; снижение налога для работодателей (уменьшение «клина налогов» на рабочую силу — разницы между стоимостью работников для работодателей и их чистыми доходами — снижает издержки найма, повышает спрос на рабочую силу).

Приведем примеры государственной политики занятости. В ЕС политика занятости включает такие направления (программы), целью которых является профессиональная подготовка, оказание помощи в поиске работы, поддержка работодателей, создающих новые рабочие места (employment incentives), создание стартапов, поддержка занятости и реабилитация безработных, временные работы и т.д. .

Во Франции в 2016 году был опубликован план занятости, стимулирующий работодателей (средние и малые предприятия) принимать на работу по фиксированным контрактам (продолжительностью контракта — шесть и более месяцев, или на постоянной основе) . Данный план предполагает реализацию различных форм профессиональной подготовки, в том числе подготовку пожилых и малоквалифицированных работников на рабочем месте. В 2017 году предполагается охватить поддержкой и консультированием до 470 тыс. чел. . Предпринимались и другие меры, в том числе и по расширению видов трудовых контрактов. Вводились такие виды контрактов: в 2008 году -«CAE-CUI» (контракты включенности для лиц, получающих социальное пособие). В 2012 году — «Contrats d’avenir» (контракт для молодежи, не имеющей

профессионального образования). B 2013 году — «Contrats de generation» (предусматривает налоговые вычеты для работодателей, которые нанимают молодежь до 26 лет и пожилых старше 57 лет) .

В Германии реализуются программа «Bundesprogramm zum Abbau der Langzeitarbeitslosigkeit» (Федеральная программа по сокращению долгосрочной безработицы), предназначенная: для длительно безработных (свыше 2-х лет) старше 35 лет, которым не нужна профессиональная подготовки; для безработных (от 5-ти лет), для которых предусмотрены курсы профессиональной подготовки. Программа «Soziale Teilhabe am Arbeitsmarkt» (социального участия на рынке труда), ориентированная на безработных ограниченными возможностями здоровья (от 4-х лет стажа безработицы), а так же для семей, получающих пособие по безработице (Familienbedarfsgemeinschaft) .

В Австралии реализуются программы Generation Success, Corporate Champions programme, Indigenous Cadetship Support program, JobAccess, ориентированные на работодателей, принимающих на работу молодежь, лиц пожилого возраста, аборигенов и лиц с ограниченными возможностями. Действует программа «Работа за пособие по безработице» (Work for the Dole), которая предусматривает временную работу .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство Словакии приняло рад мер для решения этой проблемы, а именно: снизило налоги для низкооплачиваемых работников, предоставило льготы для «долгосрочных безработных», провело реорганизацию Центральной биржи труда. Наконец, были созданы специальные центры по оценке квалификации безработных, которые помогают им занять вакантные рабочие места .

В Швеции оказывается финансовая помощь людям с низким уровнем образования, с целью оказания поддержки в оплате учебы без займов и кредитов. На выделенные государством средства можно получить начальное или полное среднее образование. Еще одна инициатива — помощь при оплате обучения при получении водительских прав .

В Испании внедрена дуалистическая система образования, когда параллельно происходит обучение на производстве и в профессиональной школе .

Таким образом, безработица и занятость являются важными характеристиками рынка труда. Безработица, неполная занятость оказывают негативное воздействие на человеческий, политический, экономический и социальный капитал. Экономические проблемы при отсутствии у граждан возможности участия в жизни общества могут привести к политической нестабильности.

Литература

4. США, 2017: Число рабочих мест вне с/х https://wforex.com/node/17412 URL:https://wforex.com/node/17412 (дата обращения 30.02.2017).

5. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и пути решения. М.: Научный эксперт, 2008.

7. Перспективы развития мировой экономики. Слишком долгий период слишком медленного роста. International Monetary Fund. Перевод на русский язык. Международный Валютный Фонд, 2016.

8. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения / Доклад Центра трудовых исследований и лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ / Под ред. В. Гимпельсона, Р. Капелюшникова, С. Ро-щина. М., 2017.

11. ABS. Stat. 14.02.2016. URL: http://stat.data.abs.gov.au/ (дата обращения 30.03.2017).

dgreports/—dcomm/—publ/documents/publication/wcms_541211.pdf (дата обращения 30.03.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kashepov A.V., Sulakshin S.S., Malchinov A.S. Rynok truda: problemy i puti resheniya. M.: Nauchnyi ekspert, 2008.

11. ABS. Stat. 14.02.2016. URL: http://stat.data.abs.gov.au/ (data obrashcheniya 30.03.2017).

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Регулирование занятости и безработицы как социальных явлений на региональном рынке труда: На материалах Подмосковья»

Актуальность темы исследования

Проблема занятости и безработицы стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. И, к сожалению, в начале нового XXI века эта проблема не исчезла. Можно даже сказать, что она приобрела новую окраску.

Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во » Всеобщей декларации прав человека «, где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Принято считать, что безработица — это своеобразная плата за рынок, издержки рыночной экономики. И, скорее всего, так оно и есть. В любой конкурентной борьбе ( а рынок, как известно, без этого невозможен ) есть победители и проигравшие. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни.

Наша страна, как и большинство стран с рыночной экономикой, столкнулась со все более обостряющейся проблемой занятости населения, решение которой требует как значительных практических усилий, так и глубоких теоретических проработок. «Через.механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица — в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни»1. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Она представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, который соединяет в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большая часть социальных, демографических, экономических явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов, происходящих в сфере занятости.

Современная российская экономика встала на путь реформ, перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны миоа. являетсг прогрессивной.

Одной из таких особенностей рынка труда России является гипертрофированное развитие так называемой неучтенной его части, состоящей из скрытой безработицы и неформальной занятости. Хотя проблемы скрытой безработицы и неформальной занятости в последнее время стали объектом достаточно бурного обсуждения, глубина их проработки явно недостаточна.

Изменение социально-экономической структуры общества, структурная перестройка общественного производства привели к ухудшению состояния рынка труда, к росту безработицы в России. Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система,

1 См: Чижова Л .С. Новые реалии современного развития занятости./ Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М., 1998, С.9. создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Термин «безработица» — сложное, многоаспектное социально экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия (абсолютной или относительной нехватки) подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработанной платы как основного источника необходимых средств к жизни»‘. Безработица — не просто отсутствие работы. Она, как неизбежный спутник свободного предпринимательства, ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Безработица достаточно широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Это явление на нашем рынке труда обостряет социальную напряженность в обществе, способствует росту преступности, наркомании, болезней. Немалый урон безработица наносит жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том или ином роде деятельности, в каком можно наибольшим образом проявить себя. Очень длительный период отсутствия работы заканчивается серьезным психологическим стрессом. И хотя она может оказаться мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы несколько месяцев.

1 См: Колесников Ю.В. Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий.// Нива России, М.,1996, С.21.

Психологами и социальными работниками подтверждается, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на состоянии здоровья, средней продолжительности жизни, пристрастии к алкоголю, долголетии и уровню смертности, теряется самоуважение людей, осознается ощущение безнадежности. Человек теряет ориентиры и смысл жизни, у многих рушатся жизненные планы.

Проблема занятости является на сегодняшний день одной из самых актуальных в нашем обществе, и все связанные с ней вопросы требуют незамедлительного изучения и решения. Конъюнктура рынка труда сегодня складывается под влиянием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, резко сокращается спрос на рабочую силу, а с другой стороны, постоянно растет число лиц, ищущих работу.

Структурно — регрессивный спад производства может подвести Россию к той черте, за которой наступает массовая безработица со всеми присущими ей последствиями. Одной из главных задач в изучении проблемы безработицы является выяснение / роли и места человека в общественном воспроизводстве. Не выяснив этого, мы не сможем понять, почему для одного человека экономические (материальные) стимулы к труду являются приоритетными, в то время как для другого эти мотивации отсутствуют; почему распределение доходов в обществе неравное; почему происходят социальные конфликты и т.д.

До недавнего времени экономическая наука рассматривала человека лишь как один из элементов производительных сил общества, то есть исходила из принципа — «человек для производства». Результат таких обоснований — экономика, работающая не на человека, а против него: убогие жилища, некачественная продукция, высокозатратное производство и т.д.

Важнейший показатель состояния рынка труда — уровень безработицы, которая определяется как удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения.

Уровень безработицы представляет собой один из ключевых макроэкономических показателей, и правильное его определение необходимо для осмысления и прогнозирования результатов социально-экономической политики. Вместе с тем современный рынок труда характеризуется постоянными динамическими изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния занятости в другое.

Оценка динамических потоков на рынке труда позволяет выявить факторы, в наибольшей степени детерминирующие изменения в структуре безработицы. Так, высокий ее уровень в какой — либо социально — экономической группе населения может быть связан не только с большой вероятностью потери работы, но и с частой переменой места работы, с низкой социально- экономической мобильностью и недостаточной активностью в поиске работы, с длительным периодом безработицы, малой вероятностью сохранения полученного рабочего места и т.п. Для целей макроэкономической политики важно не только правильно оценить уровень безработицы в той или иной группе населения, но и установить, какие из потоков рабочей силы на рынке труда приводят к такому уровню безработицы.

В условиях устойчивого спада производства нарастание напряженности на рынке труда неизбежно. Неблагополучная ситуация на рынке труда отражается и на настроениях населения. Если в преддверии экономических реформ, по данным ВЦИОМ, 27 % респондентов придерживались мнения, что безработица в определенной степени даже полезна и необходима, то к 1997 году их доля уменьшилась до 19% , а доля граждан, считающих безработицу недопустимой, возросла за тот же период с 39% до 52 %

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых — изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентноспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддерживании сбалансированности социальных и экономических приоритетов занятости в программах социально — экономических преобразований.

Поэтому теоретическое видение и практическое решение проблемы занятости и безработицы на современном российском рынке труда имеет большое значение не только для разрешения экономических запросов населения и сбалансированного функционирования рынка труда. Но и весьма важно, чтобы основным направлением социальной политики государства в сфере занятости было максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Все вышеизложенное предопределяет актуальность и важность данной проблемы, что и повлияло на выбор темы настоящей диссертации.

1 См : Социальное положение и уровень жизни населения в России./ Статистический сборник. М., 1997, С.49.

Степень научной разработанности проблемы

Состояние рынка труда в Российской Федерации, острые проблемы занятости и безработицы диктуют необходимость теоретической разработки этой темы. Решение проблем занятости волнует не только простых людей, но и специалистов : социологов, социальных работников, психологов, экономистов тех, которые работают над этими вопросами. Поэтому в работе над диссертацией использовались научные труды специалистов различных сфер социального знания, начиная от классиков и заканчивая современными учеными. Вопросам занятости, безработицы и рынка труда уделяли большое внимание Э. Гидденс, Дж. — М. Кейнс, Т.Мальтус, К. Маркс, А. Маршалл, Т.Маршалл, Р.Мертон, А. Пигу, А. Смит, Р. Стендинг и другие.1

Так, большую популярность в послевоенной Англии приобрели серии проблемных эмпирических обследований, проведенных группой социологов под руководством Т.Маршалла. Целями исследования были изучение демографических проблем, исследование положения бедноты и среднего класса, определение роли социальных служб в решении проблем безработицы, преступности и образования.

Среди российских ученых, внесших заметный вклад в исследование проблем занятости и рынка труда можно выделить известного общественного деятеля В.В. Берви-Флеровского и его работу «Положение рабочего класса в России» (1869 г.). В этом исследовании автор обобщил статистический материал и личные

П.Сорокин 1 выявил и раскрыл сущность такого важного явления для исследования рынка труда как «социальная мобильность». Сорокин считал социальную мобильность одним из важнейших факторов, характеризующих состояние занятости населения. На сегодняшний день проблема социальной мобильности населения практически не изменила своего определения и не потеряла актуальности. Кроме того, рамки этого понятия существенно расширились. В настоящее время оно затрагивает миграционные процессы. Население активно ищет места с лучшими социально-экономическими условиями для применения своих профессиональных навыков, меняя тем самым свой социальный статус.

Так, исследования в области рынка труда дореволюционной России и их анализ содержится в работах таких ученых как А.А. Кауфман, А.А. Чупров и Ю.Э. Янсон

В советские времена появились первые профессионально выполненные эмпирические исследования, ориентированные на разработку фундаментальных проблем социального развития советского общества. Поскольку в те времена проблема безработицы в советском обществе не существовала вообще, то ученые исследовали проблемы труда, заработанной платы, научно-технического прогресса и т. п3.

В начале 90-х г.г. появляются публикации отечественных ученых, изучающих исторический аспект проблемы занятости и безработицы с точки зрения современности. Особого внимания : .-.-.•:у:г:ивает раоота и. Заславского «Труд. Занятость. Безработица». В

1 Сорокин П.А. Общедоступный учебник по социологии — М., Наука, 1994.

2 История русской социологии 19-20 веков /Под общ. ред. Голосенко И.А.- М., Онега, 1995.

3 Здравомыслов А.Г. Человек и его работа-М.,1967;Осипов Г.В. Рабочий класс и технический прогресс.- М., 1965. ней автор сделал ретроспективный анализ политики занятости в СССР, начиная с 1917 года и заканчивая началом 90-х. В России в настоящее время проблемы развития рынка труда сложны, поскольку еще не закончен переход экономики к рыночным отношениям. Поэтому, как и в любой цивилизованной стране, государство уделяет большое внимание вопросам занятости и безработицы.

Существенным аспектом формирования рынка труда является то, что радикальные социально-экономические преобразования принципиально меняют общую картину занятости: от преобладающей ситуации трудодефицита в основных отраслях промышленности и строительства — к трудоизбытку’. Острой остается проблема нахождения и сохранения рабочего места.

1 См.: Российский рынок труда. Становление и развитие. ФГСЗН, М., 1995 .

2 См: Батяева Т. А Регулирование рынка труда в России.- М., 2002;Боровик B.C., В.А. Похвощев

За последние пять лет появились работы, где авторы исследуют процессы массового высвобождения, происходящие на рынке труда под влиянием экономических и институциональных преобразований. Труды многих специалистов помогают получать реальное представление о мотивации труда как инструмента социально-экономической политики. К ним можно отнести работы : Т.Бабушкиной, Т. Батяевой, Е. Варшавской, М. Гарсии-Исер, М. Гильдингерш, Ю. Герция, JI. Гордона, И. Доновой, И.Золотовой, В. Кабалиной, А. Кашепова, Э. Клопова, С.Козиной, С.Кузнецова, А. Семенова, Е. Синдяшкиной, С. Смирнова, Н. Черниной , JI. Чижовой и других

Исследования проблем занятости отечественными и зарубежными специалистами, отслеживание их трансформации в зависимости от условий социально-экономического и политического развития, позволяют всесторонне и реально оценить современную ситуацию на рынке труда и сформулировать национальные

Проблемам безработицы и рынка труда посвящается большое количество опубликованных научных трудов, но социологических исследований региональных рынков труда недостаточно. Все это в целом обусловило выбор темы исследования, определило его цели и задачи.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в теоретическом осмыслении понятий занятости и безработицы как социальных явлений и раскрытии механизма их регулирования на рынке труда Подмосковья, а также разработке рекомендаций по оптимальному решению этой проблемы. Для достижения поставленных целей, требовалось решить следующие задачи:

1. изучить, обобщить и систематизировать имеющиеся в научной литературе социально — экономические, социологические, философские и психологические подходы отечественных и зарубежных ученых к исследованию проблем рынка труда;

2. исследовать тенденции роста безработицы, изменения в ее структуре и составе, роль и место распространения безработицы в различных слоях населения в Подмосковном регионе и ее социальные последствия ;

3. выявить особенности безработицы и занятости в контексте общих социальных процессов, протекающих в российском обществе;

4. проанализировать социальную сущность безработицы и занятости населения в Подмосковье ;

5. показать социальную динамику рынка труда Подмосковья .

6. осуществить сравнительный анализ эффективности работы государственной службы занятости и частных структур

Московской области, исследовать нововведения в их деятельности и сформулировать практические рекомендации для муниципальных органов власти по проблемам функционирования рынка труда Московского региона. Объектом исследования выступают занятость и безработица как социальные явления на рынке труда в период реформирования отечественной экономики.

Предметом исследования является механизм регулирования занятости и безработицы, а также влияние социально-экономических преобразований на структуру и особенности регионального рынка труда Подмосковья.

Теоретике — методологическая и эмпирическая основа исследования

В диссертации используются фундаментальные общенаучные теории с учетом системного подхода к исследованию проблем занятости, безработицы и рынка труда.

Теоретическую основу исследования составили работы зарубежных и отечественных ученых по проблемам занятости, безработицы, функционирования рынка труда, методологии социологического и социально — экономического анализа проблем экономически активного населения.

В частности: общая теория занятости, процента и денег Дж.-М. Кейнса, исследование Т.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения», экономическая теория благосостояния и работа «Неполная занятость, занятость и равновесие» А. Пигу, исследование экономических причин безработицы в «Капитале» К.Маркса, теория сегментирования рынка труда Г. Стендинга,,теория социальной мобильности П. Сорокина, теория о существовании «естественного уровня безработицы» М. Фридмена.

Также в данной работе рассмотрены методологические подходы современных российских экономистов и социологов, таких как Гарсия — Исер М., Гордон JI., Заславский И., Золотова И. Чижова JI. и многих других.

Выбор методов исследования определяется целью, предметом, задачами и научной гипотезой. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация социологической, философской, экономической, социально-психологической и методической информации.

Эмпирические: опрос методом анкетирования, в отдельных случаях проведение интервью, метод сравнительного анализа, экспертный опрос, наблюдение и анализ деятельности работников государственных и частных служб занятости, выборочный метод исследования, контент-анализ документов, социометрический метод.

В качестве эмпирической основы диссертации были использованы данные социологического опроса населения, который был проведен при участии автора на ярмарке вакансий Пушкинского района Московской области.

Основная часть анализируемых материалов собрана в ходе социологического мониторинга «Социальная динамика безработицы в Подмосковье», проведенного по теоретическим и методическим разработкам автора в 1998г., 2000г., 2002г., 2003г. в Мытищинском, Пушкинском, Щелковском, Химкинском районах, а также в городах: Ивантеевка, Королев, Фрязино, Юбилейный.

В диссертации используются данные социологического опроса «Изучение состояния занятости населения Пушкинского района Московской области», который был проведен при участии диссертанта в июне 2002г. Всего было опрошено 1440 респондентов.

После проведения серийной выборки 165анкет оказались годными к обработке данных.

В исследовании обобщен опыт российских и зарубежных руководителей и специалистов, работающих непосредственно на местах ( в региональных отделениях Федеральной Государственной Службы Занятости Населения ) и исследующих проблемы занятости и безработицы как на федеральном, так и на региональном уровнях .

В интересах изучения проблемы занятости и безработицы на территории Подмосковья автором были использованы материалы социологического опроса, проведенного группой ученых Института сравнительных исследований. Исследование было проведено в рамках проекта «Государственные и частные службы занятости: эффективность формальных каналов трудоустройства на российском рынке труда» (проект SP-99-1-6) при поддержке программы Московского общественного научного фонда «Социальная политика XXI века».

В диссертационной работе автор опирается на законодательно — нормативные акты, статистическую информацию и специализированную литературу. Также использовались материалы годового отчета Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Московской области за 2001 год и статистические данные 2002-2003 г.г.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом.

Безработица и занятость — важнейшие аспекты социального развития человека, связанные с общественно полезной деятельностью в сфере труда. Два этих явления составляют очень важную часть нашей жизни. В современных условиях переходной экономики они напрямую зависят от социальной, экономической и демографической ситуации в стране. Занятость и безработица трансформируются под влиянием происходящих в обществе процессов: наблюдаются качественные изменения в самом слое безработных, появляются новые разновидности занятости.

Отсутствие четкой государственной политики занятости в нашей стране, не дает возможности региональным и муниципальным органам труда и занятости проводить более эффективную политику в этой сфере и разрабатывать действенный механизм регулирования рынка труда. Именно поэтому необходимы новые теоретические и практические подходы к решению данной проблемы. Научная новизна исследования состоит в следующем :

• уточнено понятие сущности безработицы и занятости как социальных явлений в контексте изучаемой проблемы;

• исследованы особенности рынка труда подмосковных городов; проведен сравнительный анализ эффективности работы государственных и частных структур, занимающихся трудоустройством граждан Московского региона;

• обоснованы рекомендации по реализации политики занятости в Московской области с учетом различных факторов: социального, территориального, экономического.

Положения, выносимые на защиту:

• Современный российский рынок труда довольно разнообразен и контрастен. Он складывается под влиянием ряда факторов: социального, экономического, демографического. Комплексное изучение этих факторов открывает нам ряд новых, еще мало изученных, но уже закрепившихся на отечественном рынке труда явлений, таких как социальная мобильность кадров, миграция рабочей силы, неформальная и вторичная занятость.

• Четкая стратегия политики занятости должна быть разработана на принципе достижения и поддержания эффективной занятости, допускающей безработицу в социально приемлемых пределах. Реализовать его можно путем оптимального сочетания экономической эффективности и социальных результатов различных регионов.

• Безработица в России — явление со сложными социальными процессами с неоднозначными последствиями. Безработные -это часть экономически активного населения, составляющая особый слой, разнородный по своему составу и противоречивый по интересам. За последние годы в этом слое происходят значительные изменения. Появился такой тип безработицы, как «застойная», прогрессирует «женская» безработица. Увеличивается число безработных среди выпускников вузов и колледжей. Эти проблемы в последнее время стали очень актуальны.

• Концепция регулирования рынка труда должна учитывать все особенности социально — экономического развития занятости. А также исходить из того, что, развиваясь, рынок труда трансформирует занятость, оставаясь при этом под большим влиянием ее особенностей.

• Ключевое место в создании условий для занятости населения и поддержки безработных отводится региональным и муниципальным органам труда и занятости.

Наряду с государственными органами значительную положительную роль играют частные агентства по трудоустройству. Эти службы способствуют повышению социальной активности населения, ведут активную профориентационную работу, активно занимаются проблемами трудоустройства, оптимизируют отношение к труду у безработных.

• Региональные и муниципальные органы труда и занятости внедряют новые технологии в работе с обратившимися к ним гражданам, нуждающимся в трудоустройстве. Это оказывает положительное влияние как на состояние и самочувствие самих безработных, так и на состояние безработицы по всей Московской области.

Практическая значимость

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные рекомендации и выводы могут быть реализованы в деятельности органов социального управления, в первую очередь государственной службы занятости.

Материалы данного исследования использовались при разработки программы курса «Занятость населения и ее регулирование» для студентов факультета «Социальная работа» Московского государственного университета сервиса и Орловского государственного университета. Они легли в основу курса лекций по данной проблематике.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций по теории и методике социальной работы для студентов ВУЗов, специалистов в области труда и занятости, а также специалистов по социальной работе.

Апробация работы

Результаты диссертационного исследования апробированы в выступлениях на научно-практической конференции МГУСа «10-летие социальной работы в России: итоги, проблемы и перспективы», состоявшейся в г.Пушкино Московской области в 2002 г.

Основные положения и выводы диссертации использовались при формировании программы курса «Занятость населения и ее регулирование» для студентов факультета «Социальная работа»

Московского государственного университета сервиса. Они легли в основу курса лекций по данной проблематике.

Ход и итоги диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социологии и социальной работы МГУСа.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.