Частный извоз на своей машине в Москве

Самое частое нарушение у таксистов, по данным столичного Управления МВД, — это отсутствие лицензии.Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Самое частое нарушение у таксистов, по данным столичного Управления МВД, — это отсутствие лицензии. Вам такие бомбилы наверняка попадались. Отличить их просто. Не выезжает на выделенку (полоса для общественного транспорта) — значит, нелегал. Разрешение на ее использование есть только у обладателей лицензии.

ПОДПОЛЬНЫЙ РЫНОК

Получить лицензию на частный извоз сейчас можно двумя способами: либо оформив ИП (индивидуальный предприниматель), либо став наемным работником в таксопарке. Документ выдается на пять лет, и не на водителя, а на автомобиль. Таксисты признаются: само оформление довольно простое, но платить налоги им ох как не хочется.

— У меня была эта лицензия. В год на налоги уходило около тридцати тысяч рублей. Плюс из-за статуса такси страховка машины взлетела в цене вдвое. Итого: еще десятка в год, как с куста. Потом от коллег узнал, как работать без нее, и теперь горя не знаю. Могут, конечно, штрафануть, но пока не попадался. А про рейды мы узнаем от первого же пойманного «брата», — рассказал «КП» таксист Валерий Угольников.

Я решила на себе проверить, как устроен подпольный рынок таксистов-нелегалов.

По запросу «работа в такси без лицензии» интернет выдает сотни ссылок на сайты так называемых подключалок. Это фирмы, которые выступают посредниками между водителями и агрегаторами. Откликнулась на одно из таких объявлений с заманчивым предложением: «подключаем быстро, бесплатно, без лицензии». Далее перечислены топовые мобильные приложения, заказы от которых якобы будут доступны. Звоню менеджеру.

— Хочу работать в такси, но лицензии нет, — честно признаюсь в самом начале беседы.

— Нет проблем, главное, чтобы машина была. Присылайте нам фото водительского удостоверения и СТС, еще номер телефона, с которого будете заказы принимать.

На номер телефона менеджера в ватсап я отправила документы. В ответ пришла инструкция: «установите мобильное приложение (название специально не указываем. — Ред.) и пройдите регистрацию».

На процесс ушло минут пять. Пришлось загрузить тот же набор документов, а еще фотографии самого автомобиля. Тут же был и раздел «лицензия».

— Что загружать-то, если документа нет? — спрашиваю все у того же менеджера.

— Да хоть фото котика, но лучше вообще ничего. И без этого все будет работать. Вот только для первых заказов придется выехать за МКАД. Причем чем дальше, тем лучше!

Корреспондент «КП»: — Без документов не таксую! И вам не советую…Фото: Иван МАКЕЕВ

В Москве приложение действительно не работало. На экране красным светилась надпись «нет доступа». Но как только я отъехала от Московской кольцевой, глюк (так запрет на работу без лицензии назвал менеджер подключалки) исчез. Я припарковалась у продуктового магазина в городе Троицке, что в 20 километрах от МКАД по Калужскому шоссе, и принялась ждать заказы. И они буквально посыпались. Причем доступны были вызовы с конечным пунктом назначения на территории Москвы. Как так? Опять звоню представителю подключалки.

— То есть и по столице можно без лицензии?

— Да, главное, чтобы первые заказы поступили за территорией МКАД. А там уже не важно, куда ехать, хоть на Красную площадь! Ты поработай пока в таком режиме, исправно нам комиссию плати — 5 процентов от заказа, а потом откроем полный доступ, и будешь без лицензии бомбить в самом центре!

АГРЕГАТОР И САМ ОБМАНЫВАТЬСЯ РАД

Брать заказы без лицензии и тем самым нарушать закон я, конечно, не стала. Штраф за перевозку пассажиров без разрешения в Москве вдвое выше, чем в других регионах, — 10 000 рублей. Кроме того, машину заберут на штрафстоянку. Но таксистов-нелегалов это не останавливает. Причем описанный мной способ обмана системы далеко не единственный.

— Всего в столице выдано более 125 тысяч разрешений на работу такси, однако действительны из них меньше 50 тысяч. Многие оформляют ИП, получают разрешение, регистрируются в агрегаторе, а потом аннулируют документы. Так они уходят от налогов. Агрегаторы же не утруждают себя проверкой реестров: кому выдано разрешение, кому нет, у кого оно аннулировано за грубое нарушение, — объяснил президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Не менее популярный способ обмана — это покупка уже зарегистрированных аккаунтов. Цены от 500 до 1000 рублей.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Нужна государственная служба такси

— Таксистом сегодня может стать человек, у которого вообще нет водительского удостоверения, — говорит лидер «Синих ведерок» Петр Шкуматов. — Все это заканчивается авариями, и таких печальных примеров множество. Прибавьте к отсутствию лицензий и липовым аккаунтам массовые нарушения режима отдыха и работы. Единственный выход — это создание в Москве государственной службы такси. Насколько мне известно, сейчас этот вопрос рассматривается. Таксистов необходимо приравнять к водителям автобусов и троллейбусов и создать службу, которая будет следить за состоянием их здоровья, технической исправностью машин. А чтобы водители не перерабатывали, им стоит установить заработную плату, которая не будет завесить от количества принятых заказов.

Но я могу успокоить пассажиров. Независимо от того, есть у водителя лицензия или нет, ответственность, к примеру, в случае ДТП будет нести агрегатор.

ОФИЦИАЛЬНО

«От ручного режима — к автоматической системе проверки водителей»

— Возможность автоматизированной проверки разрешений на деятельность такси и водительских удостоверений очень важна для таксопарков и онлайн-сервисов. Но базы данных сегодня есть только у государственных органов, — прокомментировали в пресс-службе Яндекс.Такси. — Поэтому мы выступаем за предоставление таксопаркам и онлайн-сервисам доступа к таким базам. Важное условие — данные должны быть в машиночитаемом виде. Это даст возможность автоматически формировать запрос и интерпретировать ответ — «допущен к заказам» или «не допущен». С помощью такой программы проверку водительских удостоверений можно проводить в любом количестве, с любой частотой, даже ежедневно. Тогда будет можно оперативно ограничивать доступ к заказам, в случае если водитель утратил право на управление автомобилем или разрешение на перевозки. Этот вопрос поднимался участниками конференции «Такси-2019» в Сочи 10 октября.

— Общепризнанное мнение, что безопасность на дорогах — приоритет всех участников рынка. Мы, безусловно, его разделяем.

Со своей стороны, мы тщательным образом проверяем перевозчиков, которые хотят быть зарегистрированы в нашей системе — по своим правилам и стандартам, согласно законодательству РФ.

Реальной помощью в отслеживании нелегалов может быть инструмент автоматической проверки водительских удостоверений и выданных разрешений. Например, единая интерактивная база перевозчиков. О ней много говорят, но считаем крайне важным обратить внимание на соблюдение законных ограничений обработки персональных данных и на удобство получения этих данных, например, через API. Только машиночитаемый формат такой информации может сделать такую проверку оперативной и точной.

Также мы с коллегами по рынку вышли с инициативой об обмене данных загрузки водителей. Замечу, что это не законодательная обязанность, а наше добровольное желание — Зоя Австрийская, представитель сервиса «Везёт»

КСТАТИ

Может ли самозанятый получить лицензию?

Деятельность по перевозке пассажиров и их багажа в легковом автомобиле — предпринимательская. Для ее осуществления необходимо получить лицензию (разрешение) (ч. 1 ст. 9 закона «О внесении…» от 21.04.2011 № 69-ФЗ).

В законе сказано, что разрешение может быть получено только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. Самозанятые там не упоминаются.

Не регистрируясь в качестве предпринимателя, получить лицензию нельзя. В этом случае можно работать через посредника — таксопарк, который такую лицензию имеет. По этому принципу работают не только обычные наемные работники, но и самозанятые таксисты, принимающие заказы через посредника. Количество самозанятых таксистов постоянно увеличивается, потому что работать таким образом просто и выгодно.

Как самозанятому водителю работать в такси?

Чтобы работать в такси, не получая лицензию, нужно заключить договор с владельцем таксопарка.

Самозанятые по трудовому договору работать не могут — в этом случае теряется весь смысл самозанятости, а между таксистом и таксопарком возникают отношения работник-работодатель, регулируемые Трудовым кодексом.

Именно поэтому самозанятому гражданину нужно заключить с владельцем автопарка договор, в соответствии с положениями которого таксист должен за вознаграждение осуществлять услуги по перевозке граждан.

Небольшие таксопарки заключают такие договоры в индивидуальном порядке с каждым таксистом. Большие компании («Яндекс.Такси», «Максим», Uber и пр.) размещают на сайте договор-оферту – присоединиться к нему может любой желающий, подписав документ упрощенной электронной подписью (т. е. поставив галочку в соответствующем окне приложения).

Самозанятый в «Яндекс.Такси»

Сервис «Яндекс.Такси» позволяет самозанятым гражданам принимать заказы через мобильное приложение. Чтобы стать самозанятым в Яндекс-такси, необходимо:

  1. Скачать на телефон приложение «Таксометр».
  2. Зарегистрироваться в приложении, введя свой номер телефона и страну.
  3. В разделе «Водитель» выбрать опцию «Стать водителем-партнером».
  4. Скачать на телефон приложение «Мой налог» и с его помощью зарегистрироваться в качестве самозанятого.
  5. Связать приложения «Мой налог» и «Таксометр» в приложении «Таксометр». В приложении «Таксометр» прочитать соглашение об обработке персональных данных и договор-оферту и согласиться с их условиями, поставив галочки в соответствующих полях.

После этого можно приступать к работе.

На основании данных о поездках, которые совершил водитель, сервис «Таксометр» формирует чеки и автоматически отправляет их в налоговую через приложение «Мой налог». Выдавать чек пассажиру не нужно — он получит его автоматически, по электронной почте или через сервис заказа такси.

Больше информации о работе в «Яндекс.Такси» в качестве самозанятого можно получить на сайте компании. Там даны ответы на самые популярные вопросы.

Самозанятые в такси: плюсы и минусы

Чтобы понять, какой статус лучше для такси — ИП или самозанятый, рассмотрим и оценим преимущества и недостатки каждого из них.

Преимущества работы в такси в качестве самозанятого:

  • Пониженная налоговая ставка — 6% от дохода при работе с юридическими лицами и 4% при работе с физическими лицами.
  • Возможность получения налогового вычета на сумму до 10 000 рублей посредством применения пониженной налоговой ставки (3% при работе с физлицами и 4% при работе с юрлицами).
  • Налоги уплачиваются только при наличии дохода — если таксист временно не осуществляет перевозки, долга перед государством не возникнет.
  • Касса не нужна — обязанность по ее приобретению и использованию есть только у водителей-ИП.
  • Не нужно вести учет и составлять отчетность — приложение «Мой налог» всё сделает автоматически.
  • Можно заниматься перевозками в качестве подработки, совмещая ее с основной трудовой деятельностью.

Недостатки работы в такси в качестве самозанятого:

  • Не все регионы участвуют в эксперименте с самозанятыми — с января 2020 года к четырем пилотным регионам присоединились еще 19. Жители остальных субъектов получить этот статус пока не могут — предположительно, до середины года. Тогда планируется распространить действие закона о самозанятых на всю страну.
  • Нельзя устраиваться в такси на постоянную работу — подписав трудовой договор с таксопарком, таксист автоматически лишается права на осуществление перевозок в качестве самозанятого.
  • Годовой доход таксиста не может превышать 2,4 миллиона рублей — если заработок будет больше, придется регистрироваться в качестве ИП или заплатить НДФЛ в размере 13% с суммы, превышающей указанную.

Итоги

Лицензия такси для самозанятых не нужна — можно работать таксистом через организации-посредники, например «Яндекс.Такси». Крупные компании предоставляют пользователям возможность регистрации в качестве таксиста через приложение — достаточно подтвердить личность, а также предоставить данные об автомобиле и водительских правах.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

На основании ФЗ №69 «О такси», новая редакция которого начала действовать с 1 января 2015-го года, осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси разрешено только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям на основании полученной лицензии (разрешения). Получение этого разрешения – сложная юридическая и бюрократическая процедура, которую вам помогут пройти быстро и грамотно специалисты ООО «СОЮЗ»!

Как получить лицензию на такси?

Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Рязани выдает управление Министерства транспорта по области. Этот документ (лицензия на такси):

  • выдается только коммерческим юридическим лицам и ИП (необходимо зарегистрироваться в налоговой инспекции);
  • выдается только на один автомобиль, который будет использоваться как такси (не более 8-ми пассажирских мест);
  • действителен для осуществления пассажироперевозок на территории Рязанской области и в регионах, с которыми у Рязанской области есть соответствующее соглашение (см. на официальном сайте министерства транспорта Рязанской области);
  • действует 5 лет.

Получить лицензию на такси в Рязани могут только лица, имеющие право по закону на получение государственной услуги, или их представители на основании оформленной доверенности. При отсутствии разрешения на перевозку пассажиров в автомобиле, предусмотрены серьезные штрафы.

Чтобы получить лицензию такси, необходимо:

  1. Оформить и подать официальную заявку (ходатайство) в муниципальную администрацию.
  2. Предоставить пакет необходимых документов (документы заявителя, свидетельство о регистрации юридического лица или ИП, документы на автомобиль и т.д.).
  3. Оплатить государственную пошлину и предоставить квитанцию об оплате.
  4. Дождаться проверки документов и выдачи заключения уполномоченного органа (или отказа в лицензии).

Лицензия на такси – официальный государственный документ, в котором содержится вся информация о владельце, автомобиле, данные о службе такси и органе, выдавшем разрешение, индивидуальный номер, дата выдачи и срок действия документа. Лицензия должна находиться в автомобиле и предоставляется по первому требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа власти, сотрудника ГИБДД или Транспортной инспекции.

Важно! Водитель такси должен иметь водительский стаж не менее 5-ти лет, профессиональный стаж не менее 3-х лет и возможность проходить медицинский и технический осмотр перед рейсом. Автомобиль каждые полгода должен проходить техосмотр и комплектоваться таксометром и оранжевым фонарем с шашками.

Лицензия такси в Рязани от ООО «СОЮЗ»

Процедура получения разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси достаточно сложна и требует опыта и подготовки. Из за неправильно оформленного заявления, неполного пакета документов или неточности указанных данных, региональное представительство Минтранса может отказать в получении лицензии.

Чтобы пройти процедуру оформления лицензии на такси быстро и сэкономить время и деньги, вам лучше обратиться в ООО «СОЮЗ», которое поможет вам гарантированно получить разрешение! Мы оказываем услугу получения лицензии комплексно:

  1. Помогаем грамотно оформить и подать заявку.
  2. Помогаем подготовить пакет документов в зависимости от юридического статуса заявителя.
  3. Контролируем процесс рассмотрения документов и получения разрешения.

При необходимости, вы можете оформить лицензию для деятельности такси на ООО «СОЮЗ» бесплатно, не открывая юридического лица (госпошлину мы оплачиваем за свой счет). Мы также оказываем юридическую и консультативную поддержку клиентам, предлагаем услуги предрейсового/послерейсового медицинского и технического осмотра для такси, уже получивших лицензию (на основании заключаемого договора).

Наш опыт получения лицензий на такси и знание транспортного и лицензионного законодательства позволят вам существенно сократить процессуальные и технические процедуры получения необходимых разрешений и быстрее начать работать!

В каждом салоне автомобиля, который занимается перевозками пассажиров, обязательно должна быть карточка водителя такси на видном месте для клиента. Но далеко не все таксисты это соблюдают.

Для чего нужен бейджик таксисту

На любом общественном транспорте, будь то автобус, троллейбус, трамвай – есть карточка водителя. Она располагается на видном месте. И если ты зайдешь в первую дверь, то обязательно увидишь ее на стекле. Такси – такой же общественный транспорт, и требования к нему точно такие же. Клиент имеет право знать, какая организация и что за водитель его обслуживает.

Также и в салоне такси, тебе необходимо разместить ее на видном месте. Желательно на торпеде. А приклеить ее можно обычным двустороннем скотчем.

Образец карточки водителя такси

Закон необходимо чтить. И у таксистов возникает резонный вопрос: «Как должна выглядеть карточка водителя такси»? Давай узнаем.

  1. Фотография водителя;
  2. ФИО водителя;
  3. Контактный номер водителя;
  4. Название таксопарка;
  5. ИНН для Юрлиц и ЕГРНИП для ИП;
  6. Юридический адрес и контактный телефон компании;
  7. Данные о контролирующем органе, название, адрес и телефон;
  8. Тарифы компании за перевозку, например, Дневной и Ночной;
  9. Тарифы компании за оказание дополнительных услуг;

Штраф за отсутствие карточки водителя такси

Проверки контролирующих органов (МАДИ для Москвы) и сотрудников ГИБДД проходят регулярно. И бейджик таксиста проверяют с большим удовольствием, а все потому, что штраф за его отсутствие составляет:

  1. 1.000 рублей для водителя;
  2. 30.000 рублей для юридического лица.

Догадайся, кто заплатит штраф полностью?

Как сделать бейджик таксиста?

Ты можешь пойти в любую типографию, заплатить денег и тебе напечатают, что угодно.

Но есть вариант лучше…

  1. Скачай карточку водителя такси здесь;
  2. Заполни ее всеми необходимыми данными;
  3. Распечатай на обычном принтере;
  4. Наклей свою фотографию;
  5. Заламинируй в ближайшем фотоателье.

Это очень простой, а самое главное дешевый способ обзавестись карточкой водителя. А у сотрудников из проверяющих органов не будет дополнительного шанса выписать тебе штраф.