Чек Яндекс такси

Через сервис Яндекс Такси можно быстро заказать такси и с комфортом доехать до пункта назначения. В критериях поиска клиент может выбирать класс машины, водителя, маршрут, а также получить доказательство совершенной поездки – чек. Данный документ не лишний и пригодится каждому пассажиру. Как обстоят дела с чеками в Яндекс Такси, разберёмся ниже.

Чек Яндекс Такси

Зачем может понадобиться чек за оплату в Яндекс Такси?

Документальное подтверждение заказа может пригодится в ряде случаев, но чаще всего он требуется клиентам в командировках. Например, вы отправились в рабочую поездку в другой город, пользовались там услугами Яндекс Такси.

По возвращению бухгалтер просит предоставить ему отчет на транспортные расходы в командировке, чтобы компенсировать траты частично или полностью. Тут вам и пригодятся чеки.

Бывают не самые приятные случаи, когда услугу перевозки оказали некачественно или, откровенно говоря, очень плохо. Пассажир хочет вернуть свои деньги. Чек – документ, который защищает права потребителя. Данный документ потребуется для решения проблемной ситуации.

Обязан ли таксист выдать чек?

В регламенте компании Яндекс Такси четко прописано, что пассажир обязан после каждого оплаченного заказа получить чек. Данный документ либо передаст водитель после окончания поездки, либо получите в электронном виде на почту, либо откроете в самом приложении. Однако все зависит от способа оплаты.

Согласно закону 54-ФЗ в случае, если была совершена безналичная оплата дистанционным способом, водитель обязан предоставить пассажиру документ, подтверждающий пользование услугами такси.

В приложении Яндекс Такси клиент привязывает свою карту, и деньги списываются автоматически после завершения поездки. Достаточно ли денег на карте клиента компания проверяет в течение поездки. После безналичной оплаты электронный вариант чека приходит либо на почту, либо его можно найти в своей учетной записи в разделе История поездок.

Если оплата совершена через приложение Google Pay или Apple Pay, отчет о совершенной поездке отправят в электронном виде на почту или найти его можно в Личном кабинете в приложении.

В том случае, если клиент оплатил наличными или скидочным купоном, водитель обязан сразу же предоставить бланк строгой отчетности (БСО) – квитанция, в которой указана вся необходимая информация. Стоит кипа таких бумажек недорого, а пассажир сможет получить от водителя такси легитимный документ, который защищает его права как потребителя.

Образец бланка строгой отчётности.

Если компания пользуется корпоративным тарифом от Яндекс Такси, просить у водителя чек не имеет смысла. Вся отчетность в электронном варианте автоматически отправляется в организацию.

Документ, подтверждающий совершение поездки, выглядит как обычный кассовый чек. В нем пассажир найдет следующую информацию:

  1. точное время и дата осуществления поездки;
  2. время, затраченное на совершение поездки;
  3. тариф, по которому везли;
  4. стоимость поездки;
  5. информация о таксопарке и партнёра;
  6. информация о водителе;
  7. информация о машине;
  8. количество пассажиров в машине, количество багажа, а также сопутствующая информация.

Как распечатать чек?

Чтобы распечатать чек не требуется наличие сложных устройств. Просто следуйте следующему алгоритму действий:

  1. запустите на своем смартфоне приложение Яндекс Такси;
  2. войдите в свою учетную запись;
  3. в левой верхней части экрана находится кнопка Меню – три полоски;
  4. найдите пункт «История поездок»;
  5. найдите в предложенном списке нужную поездку и откройте ее;
  6. в нижнем правом углу экрана находится необходимый нам пункт «Чек»;
  7. в результате на дисплее отобразится электронный документ;
  8. сделайте скриншот экрана и распечатайте его любым удобным для вас способом.

Найдите пункт «История поездок»

Существует еще один способ распечатать данный документ. При регистрации аккаунта в приложении требуется привязать адрес электронной почты. В настройках укажите, что хотели бы получать копии чеков на электронную почту. Копия документа будет отправлена пассажиру в течение нескольких минут после совершения оплаты. Найдите нужное письмо и распечатайте приложенный к нему файл.

Если дома есть в наличии принтер, просто откройте нужный документ на компьютере и распечатайте. Скриншот документа также можно отправить на компьютер. Если принтера дома нет, скриншот можно закинуть на карту памяти и распечатать документ в специализированном терминале, копировальном центре или канцелярском магазине, который предоставляет подобную услугу.

Сервис Яндекс Такси строго следует законодательству Российской Федерации и предоставляет своим пассажирам чеки после каждой совершенной поездкой либо в виде бланка строгой отчетности, либо в электронном варианте. Нет ничего сложно в том, чтобы распечатать электронный чек из приложения.

Работа с федеральным партнером Яндекс Такси. Техническая поддержка 24/7. Автоматические выплаты бесплатно, комиссия на заказы 3%

Оставить заявку

Часто клиенты Яндекс Такси нуждаются в выдаче подтверждающих факт вызова машины бланков. Чек за поездку необходим гражданам, находящимся в командировках, для получения компенсации от работодателя. Каждый клиент агрегатора может легко получить платежный документ на бумажном носителе или в электронном виде.

Для чего может понадобиться платежка

Чек на такси — документ, с помощью которого можно подтвердить факт заказа и предоставления услуг агрегатора. Оформить его можно лишь в том случае, если таксист работает официально. Например, такая необходимость может возникнуть во время командировки, когда полученный чек — гарантия возврата денежных средств за поездку от компании-работодателя через бухгалтерию. В некоторых случаях командировочные выплаты работникам могут стать даже поводом для снижения налогооблагаемой базы, но поездка в обязательном порядке должны быть подтверждена бланком строгой отчетности.

Форма чека не закреплена законодательно, поэтому компания-перевозчик имеет право установить содержание бланка самостоятельно.

Чек после поездки в Яндекс Такси, который подтверждает факт оказания таксомоторных услуг, может быть выдан как в письменной, так и в электронной форме. Если документ выдается на бумажном носителе — его заполнение может производиться как от руки, так и с помощью печатных устройств. В последнем случае чек будет приравниваться к кассовым и выглядеть соответственно. После повсеместного внедрения онлайн-касс чеки заполняются в соответствии с той информацией, которая была введена в устройство.

В том случае, если компания-работодатель является корпоративным клиентом агрегатора, необходимости в предоставлении чека не возникает — полные отчеты по поездкам можно скачать в личном кабинете.

Где посмотреть электронный отчет за поездку

Пассажир после завершения проверки может ознакомиться с предоставленным чеком в приложении Яндекс Такси, установленном на своем мобильном устройстве. Тип устройства не важен: это может быть и планшет, и айфон, и телефон на базе Андроид.

Отчет содержит в себе полную информацию о совершенной поездке:

  • точную дату и время исполнения заказа;
  • адреса места посадки пассажира и конечного пункта поездки;
  • длительность поездки;
  • тариф, по которому была рассчитана конечная стоимость;
  • полная информация о таксомоторном предприятии-перевозчике;
  • персональные данные водителя такси;
  • данные об автомобиле, на котором была совершена поездка.

Приложение Яндекс Такси необходимо обязательно обновить, если используемая вами версия ниже 3.84 для iOS или 4.2 для Андроид. В противном случае получить чек в Яндекс Такси не удастся.

Электронные чеки после оплаты можно просмотреть в приложении. Для этого нужно:

  • открыть меню;
  • выбрать вкладку «История поездок»;

    Вкладка «История поездок» в «Меню»

  • нажать на кнопку «Карточка поездки»;

    Список поездок в «Истории поездок»

  • нажать кнопку «Стоимость поездки» в появившейся форме.

    Вкладка «Чек» в карточке поездки

В приложении существует также функция Push-уведомлений, отсылаемых после каждой транзакции. Если этого не происходит — проверьте настройки своего телефона и отметьте пункт «Разрешить Push-уведомления».

Как можно распечатать чек из приложения

Если у клиента возникла потребность в наличии чека — необходимо воспользоваться мобильным приложением. Чтобы распечатать чек Яндекс Такси:

  1. Запустите на своем мобильном устройстве приложение агрегатора и авторизуйтесь в нем, введя персональные логин и пароль.
  2. После того как вход в учетную запись пользователя осуществлен — нажмите кнопку «Меню». Она имеет вид трех параллельных полосок, расположенных в левом верхнем углу экрана.
  3. Выберите раздел «История поездок».
  4. Найдите ту поездку, по которой необходима распечатка платежного документа.
  5. Нажмите на нее, и в нижнем правом углу экрана воспользуйтесь кнопкой «Чек».
  6. На экране отобразится квитанция. После этого вы можете распечатать чек Яндекс Такси на обычном принтере.

Квитанция за поездку

Также в некоторых регионах, где Яндекс Такси осуществляет свою деятельность, установлены специализированные терминалы, в которых можно напрямую распечатать информацию с мобильного устройства.

Еще один возможный вариант — сохранение чека на своем смартфоне (к примеру, как скриншот) и последующая передача его в один из сервисов, занимающихся печатью документов.

Многие современные устройства поддерживают функцию проводной или беспроводной печати напрямую с мобильного устройства пользователя.

Где еще можно взять чек за такси

Есть еще два варианта получить чеки в Яндекс Такси. Первый — подписаться на отчеты об использовании услуг такси. Второй — взять у водителя специальный документ — БСО. Его выписывают даже при расчете наличными.

Отчет на электронную почту

Яндекс Такси предполагает возможность прямого получения документов за осуществленные поездки на электронную почту пользователя. Однако, чтобы выгрузить отчет, функция должна быть включена клиентом предварительно в настройках приложения.

Для включения данной функции необходимо:

  1. Открыть на своем мобильном устройстве приложение агрегатора и войти в него, введя логин и пароль пользователя.
  2. После того как вход в учетную запись пользователя осуществлен — нажмите кнопку «Меню».
  3. Далее ищем раздел «Почта».
  4. Нажмите кнопку «Добавить почту». В появившейся форме вводим адрес действующей электронной почты, на которую и будут приходить письма от агрегатора, независимо от варианта оплаты — наличными или электронными деньгами.

Вкладка «Добавить почту» в приложении

БСО или квитанция

Бланк строгой отчетности — документ, выдаваемый пассажиру на руки по завершении поездки, своеобразный аналог товарного чека в магазине.

Согласно законодательным нормам РФ бланк строгой отчётности — это любой документ, подтверждающий факт получения денег за оказанные услуги от физического лица хозяйствующим субъектом.

На бланке в обязательном порядке должны присутствовать следующие данные:

  • отметка о том, что квитанция используется для оплаты факта пользования легковым автомобилем;
  • серия и номер документа;
  • название таксопарка или ИП;
  • контактный номер телефона и адрес организации;
  • ИНН таксопарка, к которому принадлежит водитель, или личный ИНН водителя-ИП.

По факту поездки водитель заполняет в чеке за поездку в Яндекс Такси графы «Дата» и «Стоимость поездки» цифрами и прописью.

На БСО обязательно должна быть проставлена подпись таксиста, иначе документ будет считаться недействительным.

Образец заполнения бланка строгой отчетности

Электронный чек и БСО в Яндекс Такси взаимодополняемы. Согласно стандартам агрегатора, водитель должен выдать клиенту заполненную квитанцию, и проинформировать его, что в приложении он найдет полный отчет о поездке.

Охота за шашечками

Самые распространенные нарушения в сфере легковых такси — отсутствие разрешения на перевозку пассажиров и невыдача кассового чека или бланка строгой отчетности при расчете за поездку. Чаще всего случается второе, ведь контрольно-кассовая техника в такси станет обязательной только с 1 июля 2018 года, а для индивидуальных предпринимателей (ИП) без наемных работников — с 1 июля 2019 года. Выписывать же бланк строгой отчетности на коленке никто из водителей не хочет.

— У меня и бланки в машине есть, но я же не буду их на ходу заполнять, а пассажир отдает деньги только при подъезде к конечной точке, вот и получается, что я нарушитель, — говорит один из остановленных сотрудниками ГИБДД феодосийских таксистов, ставший участником контрольной закупки.

Невыдача бланка строгой отчетности — нарушение вроде бы небольшое, но случаи такие сплошь и рядом. Не только в Феодосии, но и в других городах Крыма никто из таксистов их не выдает.

— В прошлом году в результате 12 проверок мы выписали штрафов за это нарушение на 214 тысяч рублей, — рассказывает начальник отдела оперативного контроля межрайонной инспекции N 4 ФНС России по РК Антон Костенко. — Плюс в суд направили два административных протокола за отсутствие регистрации в качестве ИП. Но у таксистов все равно есть соблазн заработать деньги, не уплачивая налоги в бюджет.

Всего в прошлом году сотрудники УФНС России по РК провели 112 проверок деятельности легковых такси и привлекли к ответственности за невыдачу бланков строгой отчетности 52 водителей (на сумму374 тысячи рублей), а за работу без регистрации — 59.

Без лицензии

Отсутствие разрешения на пассажирские перевозки — второе популярное нарушение.

— У меня была эта лицензия, но осенью прошлого года срок действия ее истек, — говорит таксист Александр Калинин. — На продление пока нет денег, ведь на доход в 10 тысяч рублей нужно жить всей семьей, а еще и коммунальные услуги оплачивать. Я инвалид второй группы, но пенсия у меня минимальная, потому что при начислении не учли шахтерский стаж, потерялись документы санатория минобороны Украины, в котором я работал, не учли предпринимательскую деятельность и работу по контракту в Польше и Германии. Я два года судился с Пенсионным фондом, но ничего не доказал. В результате пенсию начислили около шести тысяч рублей, плюс выплаты на ребенка и компенсация на покупку лекарств, в сумме получается около 10 тысяч рублей. На работу через центр занятости инвалиду второй группы не устроиться, вот и приходится третий год подрабатывать в такси.

По словам таксиста, если работать легально, нужно сначала зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, получить разрешение на перевозку (его стоимость 1,5 тысячи рублей) и платить фирме, которая обеспечивает заказами, около 5,5 тысячи рублей в месяц. А доходы от таксоперевозок в межсезонье не превышают 500 рублей в день, и из этой суммы еще нужно выделить деньги на бензин. В сезон заработки увеличиваются в 3 — 4 раза, но длится он всего 2,5 месяца. И в пример водитель приводит Москву, где рынок такси более конкурентный, но при этом таксисты за вычетом всех расходов в день зарабатывают 3 — 5 тысяч рублей.

Работать нелегально тоже накладно, ведь после оформления административного протокола таксисту грозят штрафы: за отсутствие разрешения на перевозку и за занятие предпринимательской деятельностью без регистрации ИП — от 500 до двух тысяч рублей, за невыдачу бланка строгой отчетности — на первый раз предупреждение, а при повторном правонарушении в течение года для ИП — до 10 тысяч рублей, для юрлиц — 30 тысяч.

Работники-курортники

— Нелегальных такси зимой немного, примерно 20 процентов от работающих в городе, — говорит Антон Костенко. — По информации на начало 2018 года, минтранс РК выдал в нашем регионе 535 разрешений на деятельность в сфере такси, а реально работает 600 — 700 автомобилей. Летом, по данным ГИБДД, их количество вырастет примерно до 1 — 1,2 тысячи.

Реальную же цифру, с учетом нелегалов, посчитать невозможно, ведь курорт притягивает в сезон желающих заработать из других регионов России. Заказы они получают через так называемые компании-агрегаторы, принимающие звонки от потенциальных пассажиров или сообщения через мобильные приложения и распределяющие их между таксистами.

— Мы проверяли такие местные компании, и у них, как правило, водители оформлены и имеют разрешение на перевозку пассажиров, — продолжает Костенко. — Их принимают на работу, оформляют аренду автомобиля и разрешение на работу, проводят предрейсовый осмотр автомобиля и водителя. Но проблема в том, что в Крыму начали действовать крупные агрегаторы с материка, у них диспетчерское управление осуществляется из других регионов, водителей привлекают, не обращая внимание на разрешения, потому что им можно меньше платить. Такие таксисты, как правило, работают с 4 — 5 агрегаторами, приобретая у них программное обеспечение для планшета или телефона, чтобы получать заказы.

Пассажир не застрахован

Помимо недополученных бюджетом доходов, есть у проблемы и еще одна сторона — безопасность пассажиров.

— В больших городах через агрегаторы делается до 90 процентов заказов легковых такси, — говорит вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар. — Мы вызываем такси в мобильном приложении или по телефону, и к нам приезжает машина неизвестного статуса: легально она работает или нет, никто не скажет. Но в случае ДТП водитель или собственник автомобиля сможет получить компенсацию по ОСАГО или ФЗ N 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», а пассажир такси — нет. При этом в легковом такси число перевозимых пассажиров растет примерно на 10 — 15 процентов в год.

Вышеназванный закон относит такси и метрополитен к исключениям, которые не подлежат обязательному страхованию гражданской ответственности перед пассажирами. Страховое сообщество выступает за включение такси в систему обязательного страхования ответственности перевозчиков. Более того, во второй половине 2017 года в Госдуму был внесен соответствующий законопроект, но даже в случае его быстрого принятия на реализацию потребуется время. «Серый» сектор в сфере такси очень большой не только в Крыму, но и на материке, а единого реестра выданных разрешений на осуществление перевозок в режиме такси в России нет. Свои базы отдельно у каждого субъекта РФ, в результате возникают сложности при проверке, особенно если таксист уезжает работать из одного региона в другой.

— По нашему мнению, в России необходимо создать единый реестр транспортных средств, владельцы которых получили разрешение на перевозку пассажиров, — говорит Светлана Гусар. — Также в законодательство необходимо вносить определение «агрегатор» и четко определить, за что он несет ответственность. Агрегатор, который распределяет такси по вызовам клиентов, должен будет убедиться, что водитель является легальным перевозчиком, имеет всю разрешительную документацию, в том числе два договора страхования: ОСАГО и страхование ответственности перевозчика перед пассажиром. И нести ответственность, если у работающих с ним водителей их не окажется.

Российский закон 54-Ф3 диктует такое условие: обязательно предоставлять электронный чек после оплаты товара или услуги безналичным способом. Яндекс, разумеется, соблюдает это требование, поездки в Такси не исключение. Однако многим нужен чек и при оплате наличными. Меняет ли что-либо способ расчета?

В каких случаях бывает нужен чек?

Таким образом соблюдается отчетность и можно предоставить доказательство совершенной поездки для бухгалтерии. Кто-то, возможно, хочет сохранять чеки для себя, чтобы контролировать расходы. Но чаще всего это требуется всё-таки в рабочих целях, например когда бухгалтерии нужен авансовый отчет. Тогда можно будет просить возмещение расходов на транспорт. Правда, в некоторых случаях компания использует корпоративный тариф от Яндекса, и необходимость в выдаче чеков отпадает.

Как выглядит чек?

Вот образец чека, тут же можно увидеть его номер.

Какие операции позволяют получить чек?

Речь идет о любых движениях финансов, связанных с использованием Яндекс Такси, в том числе оплате наличными. Водитель обязан предоставить чек по требованию пассажира.

При оплате наличными

В таком случае таксист может выбить чек с помощью специального устройства. Если же в автомобиле его нет, то просто вручную заполнить бланк строгой отчетности (БСО). Но, в любом случае, при оплате наличными чек тоже может предоставляться.

При оплате картой

Здесь немного меняется сам способ предоставления чека. Когда проходит оплата картой, картридер распечатывает его. Также он приходит на электронную почту или в личный кабинет.

А отчего зависит, где пассажир видит чек?

Где увидеть электронный чек от Яндекс Такси?

Приложение сервиса дает возможность увидеть чек.

В мобильном приложении

Вот первый способ, само приложение.

  • Сначала откройте в меню Историю поездок.
  • Выберите определенную поездку.
  • Далее кликните на карточку поездки, а после — на пункт «Чек”.

Возможно, вам будет интересно знать: Как очистить историю поездок Яндекс Такси

Еще чеки присылаются посредством Push-уведомлений. Однако для этого в настройках вашего гаджета они должны быть разрешены. Такие уведомления приходят после каждой проведенной транзакции.

На электронной почте

В настройках можно также выбрать функцию отправки чека на электронный адрес. Для многих это удобнее.

Как распечатать чек

Распечатывать можно двумя способами. Первый проще и обычно не вызывает вопросов.

С компьютера или ноутбука

Если вы получаете чек на электронную почту, то распечатать его можно, открыв на собственном компьютере и отправив на принтер, как это мы делаем с любым подобным документом.

Если принтера дома нет, сохраните чек на карту памяти, а потом закажите подобную услугу в специализированном сервисе. Часто принтеры есть в канцелярских магазинах и копировальных центрах.

С телефона

Во многих местах есть и специальные терминалы, где чек можно распечатать сразу с телефона. Также некоторые современные гаджеты имеют функцию беспроводной печати. Если у вас такой современный девайс, то проблем быть не должно.
Тем не менее, технические трудности порой возникают.

Возможные проблемы

Бывает такое, что вам нужен чек за поездку, а его нет. Как вариант, вы его не видите или не можете открыть. Что можно сделать?

Нет кнопки чека или он не открывается

Возможно, что-то не так с мобильным устройством, например старая версия ОС.

Для получения электронных чеков лучше использовать максимально новые версии приложения Яндекс Такси. Так, например, версия 3.84 для iOS требует обновления. Также в той же ОС (версии 8 и 9) не всегда отображаются Пуш-уведомления: пользователь их видит только при свернутом либо закрытом приложении. Если же версия iOS будет самой свежей, то технических трудностей быть не должно.

Еще может быть так, что поможет подключение через Wi-Fi, а не через мобильные данные.

Ошибка 404

На устройстве могут быть установлены ограничения. Снимите их и повторите попытку позже. Если не помогло, пишите в техподдержку. В определенный период действительно была техническая проблема, но разработчики постарались ее устранить.

Итоги

Служба Яндекс Такси четко следует законодательству РФ и с готовностью предоставляет чеки после любой поездки. Если невозможно получение электронного его варианта, то всегда у водителя можно попросить заполнить бланк строгой отчетности. А распечатать документ позволяют и само приложение, и компьютер, если вы используете отправку на email.

Вводная информация

Все многообразие ситуаций, когда работники обращаются к службам такси, можно условно разделить на три группы. Первая, пожалуй, самая традиционная — это использование такси командированными сотрудниками. При этом зачастую машина берется не только для проезда к аэропорту или вокзалу и обратно, но и для поездок непосредственно в месте командировки.

Вторая группа — это использование такси в качестве повседневного транспорта для служебных поездок сотрудников. Например, менеджеров — к клиентам, руководителей — на переговоры и деловые встречи, бухгалтеров — в контролирующие органы и т.д.

И, наконец, третья, наиболее редкая, но тоже встречающаяся на практике группа — это использование такси для проезда к месту проведения отпуска и обратно теми работниками, которым положена оплата данных расходов (т.е. работниками, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Остановимся на каждой из указанных групп подробнее.

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Контур.Путевые листы»

Расходы на такси в командировке

Как известно, затраты на командировки можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом установлено, что в состав данных затрат включаются расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Каких-либо ограничений по учету расходов на такси для проезда командированного работника Налоговый кодекс не содержит. Следовательно, оплата такси, которым работник воспользовался для проезда на вокзал или в аэропорт, либо обратно (как в пункте отправления, так и в пункте назначения), является частью расходов на проезд к месту командировки и обратно. А значит, если затраты на такси экономически обоснованы и подтверждены документами, их можно учесть в составе командировочных расходов (письмо Минфина России от 10.06.16 № 03-03-06/1/34183; см. «Минфин сообщил, какими документами можно подтвердить расходы на проезд на такси в командировке»).

Несколько сложнее обстоит ситуация с расходами на такси, которое работник берет для поездок в месте командировки. Подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ не относит такие расходы к числу командировочных. Но при этом сам перечень расходов, приведенный в данной норме, является открытым (при перечислении расходов использован оборот «в частности»). А на основании статьи 168 Трудового кодекса РФвозмещению подлежат любые расходы, которые работник произвел во время командировки с согласия или ведома работодателя. Таким образом, согласованные с работодателем расходы на такси, которые работник понес во время командировки, должны быть ему компенсированы. В целях применения ТК РФ это будут именно расходы, связанные с командировкой. И нет никаких оснований менять эту квалификацию для целей налогообложения.

Следовательно, расходы на такси, понесенные работником в месте командировки и возмещенные работодателем, можно списать на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ, несмотря на то, что в данной норме они прямо не названы. Этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 02.03.17 № 03-03-07/11901 (см. «Для подтверждения командировочных расходов на такси необходим кассовый чек или БСО»). В нем как раз был рассмотрен вопрос учета расходов на такси, которым работник воспользовался в месте командировки. По мнению авторов этого письма, такие затраты учитываются на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ при условии их документальной подтвержденности.

Завершая рассмотрение этого блока ситуаций, заметим, что компании на общей системе налогообложения могут учесть расходы на такси в месте командировки также на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Такое право им дает пункт 4 статьи 252 НК РФ. Согласно этой норме, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, в составе какой именно группы он учтет такие затраты.

Бесплатно заполнить, проверить и сдать через интернет декларацию по налогу на прибыль

А вот у плательщиков единого налога по УСН подобной возможности для маневра нет, так как перечень расходов, учитываемых «упрощенщиками» при определении объекта налогообложения, является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Командировочные расходы списываются на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Иного основания для учета таких расходов в налоговой базе по УСН подобрать не удастся.
В любом случае и компаниям на УСН, и тем, кто применяет ОСНО, можно рекомендовать включить положение о порядке учета данных расходов в учетную политику для целей налогообложения.

Вести учет, готовить и сдавать отчетность по УСН

Расходы на такси в служебных целях по месту нахождения

Следующий блок ситуаций, когда перед организацией возникает вопрос об учете расходов на такси, — это использование данного вида транспорта для служебных поездок работников. Здесь на помощь придут разъяснения Минфина России, приведенные в письме от 20.10.17 № 03-03-06/1/68839. В нем сказано, что организации могут использовать такси в качестве служебного транспорта. В этом случае затраты, связанные с перевозкой работников в корпоративных целях службами такси, можно учесть на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ как расходы на содержание служебного транспорта (конечно, при выполнении требований статьи 252 НК РФ).

Плательщики единого налога по УСН также могут списать затраты на перевозку работников на такси, поскольку расходы на содержание служебного транспорта включены в перечень, предусмотренный пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ. Данные затраты «пройдут» на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Вне зависимости от того, какой режим налогообложения применяет организация, мы рекомендуем документально зафиксировать тот факт, что в качестве служебного транспорта используется такси. Это можно сделать соответствующим распорядительным документом организации (приказом или распоряжением руководителя). В нем также следует прописать порядок действия работников, которым необходимо осуществить поездку (заявка, согласование, визирование и т.п.).

Есть и второй вариант учета данных затрат. Согласно пункту 25 статьи 255 НК РФ, в расходы на оплату труда включаются любые виды расходов, произведенных в пользу работника, которые предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором. В то же время, в пункте 26 статьи 270 НК РФ сказано, сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом. Однако это правило не действует в отношении сумм, которые включаются в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, а также случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Минфина России от 27.11.15 № 03-03-06/1/69181, при расчете налога на прибыль организации вправе учесть расходы, связанные с перевозкой работников службами такси. Но при соблюдении следующих условий: данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (См. «Минфин сообщил, в каком случае расходы на такси для работников уменьшают налогооблагаемую прибыль»).

Таким образом, организация вправе учесть затраты на услуги такси в составе расходов на оплату труда (подп. 25 ст. 255 НК РФ), если выполняются указанные выше условия. В частности, если организация расположена далеко от остановок общественного транспорта или имеются иные технологические особенности производства, в силу которых работники пользуются услугами такси для служебных поездок, а оплата указанных расходов предусмотрена трудовыми договорами. Поскольку правила статьи 255 НК РФ действуют и при определении объекта налогообложения по УСН, все вышесказанное актуально и для налогоплательщиков, применяющих этот спецрежим (подп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ)

Но при таком подходе к учету рассматриваемых затрат надо быть готовыми к возможным претензиям налоговиков в части начисления НДФЛ и страховых взносов. Поэтому мы рекомендуем учитывать затраты на такси для служебных поездок по первому варианту, то есть как расходы на содержание служебного транспорта. При таком способе учета направленность затрат на интересы организации, а не физлиц, очевидна, что снимает вопросы и по НДФЛ, и по страховым взносам.

Бесплатно рассчитать зарплату, взносы и НДФЛ в веб‑сервисе

В отпуск на такси

И, наконец, заключительная ситуация: использование такси для проезда к месту проведения отпуска и обратно работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Как быть с расходами на такси в этом случае?
Напомним, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Такая возможность установлена статьей 325 ТК РФ. и статьей 33 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
При этом согласно статьей 325 ТК РФ., организации, финансируемые из бюджета, оплачивают работникам стоимость проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси). То есть в данном случае запрет на использование такси установлен на уровне закона.
«Северные» организации, не финансируемые из бюджета, принимают решение об оплате работникам проезда к месту проведения отпуска и обратно самостоятельно. Такое решение нужно закрепить в коллективном договоре, локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения первичных профсоюзных организаций, и (или) трудовых договорах (ч. 8 ст. 325 ТК РФ.). И в этом случае закон не запрещает работодателям оплачивать услуги такси. А значит, такие организации вправе предусмотреть в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре порядок компенсации расходов работников на проезд к месту проведения отпуска и обратно при использовании различных видов транспорта, в том числе такси.

Теперь обратимся к положениям Налогового кодекса. Если организация не финансируется из бюджета, то затраты на оплату проезда работников и лиц, находящихся у них на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников «северных» организаций) учитываются в составе расходов на оплату труда в порядке, предусмотренном работодателем. Об этом сказано в пункте 7 статьи 255 НК РФ. Как видим, данная статья не содержит положений, запрещающих «северным» организациям учитывать расходы на такси для проезда работников в отпуск и обратно.

Таким образом, коммерческие организации могут списать указанные расходы. Отметим, что такое право есть не только у тех, кто находится на ОСНО, так и у тех, кто применяет УСН, так как в последнем случае расходы на оплату труда также учитываются по правилам статьи 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Но тут надо помнить, что положения статьи 255 НК РФ применяются с учетом положения статьи 252 НК РФ об экономической обоснованности расходов. Поэтому отнести затраты на оплату проезда в отпуск на такси в расходную часть налоговой базы можно только при условии экономической обоснованности таких затрат. Это правило актуально как для общей системы налогообложения, так и для УСН, поскольку положения статьи 252 НК РФ распространяются и на «упрощенщиков» (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Документальное подтверждение расходов на такси

Отдельно остановимся на вопросе документального подтверждения затрат на такси. Широкое распространение онлайн-сервисов по заказу такси привело к тому, что далеко не в каждой поездке пассажир получает соответствующий подтверждающий документ. И если в ситуациях, когда такси используется «для себя», отсутствие такого документа не имеет существенного значения, то в случае служебной поездки учесть ее стоимость при налогообложении без подтверждающего документа не получится ни в одном из вышеописанных случаев. Ведь по правилам пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Эти положения актуальны для любых видов расходов и, как уже упоминалось, должны применяться также плательщиками единого налога по УСН (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Документы, подтверждающие оказание услуг такси, должны быть оформлены в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.09 № 112). Согласно пункту 111 этих Правил, перевозка в такси оформляется кассовым чеком или квитанцией в форме бланка строгой отчетности. Указанная квитанция должна содержать следующие данные:

— наименование, серию и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

— наименование фрахтовщика;

— дату выдачи квитанции на оплату;

— стоимость пользования легковым такси;

— ФИО и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

В квитанции на оплату такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия перевозки пассажиров и багажа.

Таким образом, учесть расходы на такси без кассового чека или квитанции, оформленной в указанном выше порядке, не получится. Заменить их какими-то другими документами (распечатками с сайта или мобильного приложения, банковскими выписками и т.п.) нельзя, поскольку законодательством это не предусмотрено. Соответственно, налогоплательщикам нужно быть крайне осторожными при заказе такси через онлайн-сервисы. Следует заранее уточнить, что вам понадобится документ, подтверждающий оплату поездки. Либо организация может заключить договор с таксопарком, на основании которого ей будут подаваться машины. В договоре нужно предусмотреть обязательную выдачу водителем кассового чека или квитанции. Работник, который воспользуется услугами такого такси, должен будет получить от водителя необходимый подтверждающий документ.

Рекомендуем разъяснить работникам, что без правильно оформленных подтверждающих документов компания не сможет возместить им соответствующие расходы. При этом в локальном акте организации, регламентирующем порядок использования работниками такси, нужно зафиксировать, какие именно документы должен представить сотрудник, претендующий на компенсацию расходов на такси.