Чем отличается департамент от управления

Структура государственной власти в России достаточно сложна, и в состав министерств и ведомств могут входить департаменты и управления. Ещё со времён Петра I иерархия органов неоднозначна, но и спустя несколько столетий путаница в понятиях не стала меньше. Понять разницу между деятельностью и предназначением данных образований можно лишь путём тщательного анализа.

Определение

Департамент – структурная единица ведомств и министерств, а также их подразделений, объединённых по отраслевому признаку. В их состав могут входить другие, более мелкие образования (отделы, инспекции, службы, управления), а круг решаемых вопросов зависит от направления деятельности организации.

Управление – подразделение департамента, сформированное по функциональному признаку и предназначенное для реализации отдельных направлений деятельности. Данное образование может иметь в своём составе более мелкие единицы, которые находятся у него в подчинении.

Сравнение

Сравнивать указанные понятия есть смысл только в системе государственного управления. Если мы говорим о бизнесе, то здесь департаменты и управления могут находиться где угодно и как угодно – без какой-либо системы. Однако во властной иерархии всё более-менее прозрачно. Департамент – крупное образование, в состав которого может входить несколько управлений. Это определяет и его крупный, по сравнению с меньшей управленческой единицей, размер.

Департамент не только осуществляет надзорные и контрольные функции, но и определяет политику ведомства. Его руководитель обладает определённой свободой выбора стратегии достижения целей. Управление в этом смысле – исполнитель, круг вопросов которого сужен. В своей деятельности он должен опираться на департамент, реализуя «спущенные сверху» задачи.

к содержанию

В законодательстве нет жесткой регламентации наименований структурных подразделений Об-щества. Одним из способов установления наименований подразделений является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, который содержит наиме-нования руководителей общих для всех отраслей экономики подразделений. В то же время практикой выработаны емкие наименования без указания на вид подразделения — например, «канцелярия», «бух-галтерия», «архив» — такие подразделения должны быть приравнены к группировке подразделений, исходя из требований пп.4-6 настоящего раздела 1. Структурное подразделение Общества (далее подразделение) – утвержден-ный приказом генерального директора орган управления частью Общества не яв-ляющееся обособленным подразделением с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за выполнение возложенных на него задач. 2. Различают следующие виды структурных подразделений : 2.1. Департаменты 2.2. Управления. 2.3. Дирекции 2.4. Службы. 2.5. Отделы 2.6. Цеха. 2.7. Отделения 2.8. Бюро. 2.9. Лаборатории. 2.10. Секторы 2.11. Участки. 3. В настоящем Регламенте рассматриваются подходы к оптимальному по-строению структур подразделений исполнительного аппарата Общества, поимено-ванных в пп.2.1.-2.5., которые должны обеспечить выполнение целей (задач) Обще-ства, установленных Обществу Советом директоров. Организационная структура Общества, состоящая из структурных подразделений, утверждается генеральным директором Общества. 4. Департамент – подразделение Общества, ответственное за выполнение одного или нескольких конкретных стратегических (основных бизнес – процессов) направлений деятельности Общества, отвечает за выполнение одного или нескольких КПЭ Общества и/или КПЭ, установленного подразделению (руководителю) гене-ральным директором Общества. Департамент состоит из отделов. Для Департамента устанавливается минимальная численность работников 11 штатных единиц. 5. Управление – подразделение Общества, ответственное за выполнение кон-кретных бизнес целей (задач) Общества, отвечает за выполнение определенного КПЭ, установленного подразделению (руководителю) генеральным директором Об-щества. Управление может иметь в своем составе отделы. Для управления устанавли-вается минимальная численность работников 7 штатных единиц. 6. Служба/дирекция – подразделение Общества, ответственное за выполнение вспомогательных (сервисных) бизнес – процессов (работ) Общества, отвечает за вы-полнение определенного КПЭ, установленного подразделению (руководителю) ге-неральным директором Общества. Служба/дирекция не имеет в своем составе отде-лов. Для службы/дирекции устанавливается минимальная численность работников 5 единиц. 7. Отдел – подразделение в составе департамента или управления, с самостоя-тельными задачами, функциями и ответственностью за выполнение возложенных на него задач. Минимальная численность работников отдела — 5 штатных единиц. 8. Ключевой показатель эффективности (КПЭ) – важнейший показатель деятельности Общества, подразделения, конкретного должностного лица, отражаю-щий поставленные (Обществу, подразделению, должностному лицу) цели на данный период времени. 9. Основные бизнес – процессы — процессы, ориентированные на производст-во продукции или оказание услуг, представляющих ценность для акционеров, потре-бителей продукции или услуг и, обеспечивающих получение дохода Обществом. 10. Вспомогательные (сервисные) бизнес – процессы – процессы, которые предназначены для обеспечения основных бизнес – процессов.