Что было единицей налогообложения в древней Руси

Евгений Сивков

Кто придумал налоги? Кому пришла в голову идея собирать с населения деньги на содержание чиновников и силовых структур? История не сохранила имени этого гениального человека. Скорее всего, в разных странах процесс изобретения налогов проходил по-разному. Как это происходило у нас, в России? Мы попросили рассказать об этом налогового консультанта, кандидата экономических наук, председателя Партии налогоплательщиков России Евгения Сивкова.

От белки до рубля

История государственности на Руси связана с иностранцами. Славяне были народом довольно мирным, им больше нравилось не воевать, а охотиться, рыбачить, огородничать и торговать. Но их земли окружали агрессивные соседи, которые предпочитали жить грабежом. Разумный человек всегда доверит решение проблемы профессионалам. Славяне обратились за услугами к зарубежному частному охранному предприятию «Рюрик и братья». Услуги оказались платными. Так на Русь пришли налоги.

Налоги тогда взимались натурой, поскольку денежное обращение ещё было не развито.

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях — например, с племени вятичей, — бралось по монете от рала ( плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов. Особый округ представлял собой богатый торговый город Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Сбор дани занимались налоговые инспекторы — отряды из нескольких сотен воинов. Приближённые князя – варяги-русь — выплачивали ему десятую часть от своих годовых доходов.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты» — крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские управляющие, и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались » повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что освобождало их от повторного сбора. Ольга хорошо помнила, чем закончилась попытка её мужа, князя Игоря, повторно собрать дань с древлян. Те восстали и убили жадного правителя.

Польза от этой системы была взаимная: славяне получили возможность спокойно жить и трудиться, а варяжские князья с дружиной в свободное от охранных мероприятий время ходили в завоевательные (и очень прибыльные) походы, что в свою очередь давало привилегии славянским купцам. История сохранила ряд торговых договоров между Русью и Византией, в которых упоминались такие привилегии. Организация торгового пути из варяг в греки сказочно обогатила и мирных славян, и воинственных князей-скандинавов. Арабские историки с изумлением описывают стены русских городов, завешенные роскошными тканями. Торговля приносила неплохие деньги, а потому и сбор налогов перешёл в денежную форму. На смену кунам пришли рубли. А в захоронениях русских князей встречаются и «доллары» того времени: золотые арабские дирхемы.

Но вот пришли монголы

Несколько столетий длилась эта идиллия. Государство, собирая с населения налоги, выполняло свои главные функции: обеспечивало оборону от внешнего врага и поддерживало прибыльную торговлю. Но в один печальный момент всё кончилось. И безопасность, и торговля. Пришли монголы. Последствия были ужасны: Батый за свой поход разрушил 40 русских городов. До этого те же шведы называли нашу страну Гардарики – страна городов. После Батыя перестали. Кроме того, кочевники обрушили всю существовавшую до этого систему мировой торговли. Путь «из варяг в греки» был нарушен. А завоеватели обложили Русь серьёзной данью: десятая часть доходов. Которых стало гораздо меньше. Исчезли нарядные ткани со стен оставшихся на Руси городов, в могилах тогдашних князей перевелись средневековые доллары-дирхемы. Население неоднократно восставало против тяжкого налогового бремени, завоеватели отвечали карательными походами. Русь за первые 80 лет татаро-монгольского ига 13 раз подвергалась жестоким погромам.

Но затем русские князья уговорили ханов Золотой Орды сменить систему сбора налогов на более эффективную. Вместо монгольских наместников (баскаков) роль налоговых инспекторов брал на себя великий князь.

Эта система в конечном итоге привела к освобождению Руси от ордынского ига. Московские князья собирали налоги в полном объёме: 10 %. А в Орду отправляли только часть. Благодаря этому Москва поднялась и объединила вокруг себя русские княжества.

Новые времена – новые налоги

Прошло несколько столетий. Московская Русь превратилась в могучую империя, начало которой положили реформы Петра Великого. Реформы эти стоили огромных денег, которые беспощадный царь немилосердно выжимал из населения всеми доступными способами.

Пётр ввёл военные налоги на содержание армии. А поскольку у великого реформатора было очень мало свободного времени – он ввёл должность налоговых криэйторов — прибыльщиков. Эти люди должны были изобретать новые налоги! И прибыльщики не подвели своего работодателя, они придумали налоги на такие вещи, до которых ни один нормальный человек никогда не додумается: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, с орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже религиозные взгляды. Так, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать, от которой огни старались забраться в глухие скиты в самых дремучих лесах.

И, наконец, вершина творческого усердия прибыльщиков: налог на бороду. Причём налог этот был дифференцированный: если бриться отказывался дворянин – с него казна брала 60 рублей, с купцов в зависимости от гильдии – от 60 до 100 рублей. А если бритву в руки отказывались брать мелкие людишки, то они обогащали казну государеву на 30 рублей ежегодно. С крестьян брали при въезде в город и выезде из него по 2 деньги с бороды. Что ещё взять с колхозника! А вот сибиряков от «волосатого» налога освободили. И правильно: попробуй на тамошних морозах с голой физиономией погулять. Учтите, что покупательная способность тогдашнего рубля была во много раз выше нынешней. 100 рублей в год – огромные деньги. Это можно сравнить только с нынешним транспортным налогом на «Ягуар».

В дальнейшем Пётр провёл серьёзную налоговую реформу. Он установил подушную подать, которую обязаны были уплачивать свободные крестьяне. А за крепостных её должен был платить помещик (как сегодня за своих работников перечисляет социальные взносы работодатель). И масса свободного населения России добровольно пошла в кабалу. Страна получила проблемы, с которыми не справилась и спустя 200 лет.

Государство ввело при Петре ещё одну интересную подать – налог с дыма, то есть с каждого отдельного дома. Вроде бы, уклониться от него в принципе невозможно. Ведь у каждого есть изба, в которой он живёт. Но русские крестьяне – люди смышлёные. Они начали селиться по нескольку семей в один дом. Такие сельские коммунальные квартиры получились. Однако и русские налоговые инспекторы тоже глупостью не отличались. Они в ответ стали облагать налогом каждую наружную дверь, поскольку именно их количеством определялось число семей в доме. Тогда крестьяне стали заколачивать лишние двери, потом вообще бросали дома и бежали, куда глаза глядят, становились вольными казаками.

Что интересно: император принципиально не вводил такой очевидный налог, как налог на наследство. Видимо, опасался недовольства богатого купечества и помещиков. Ведь эти люди и так вносили весомый вклад в пополнение государственной казны.

Налоги наследников Петра

По-настоящему великого монарха после смерти Петра I Россия ждала довольно долго. Екатерина II продолжила дело своего предшественника, в том числе и в деле реформирования налоговой системы. До неё на протяжении многих поколений царская казна пополнялась за счёт казённых монополий, особенно на соль и на алкоголь. Екатерина снизила размер некоторых платежей, а отдельные монополии и вовсе отдала на откуп частным лицам. Например, на алкоголь. Это, пожалуй, было ошибкой. К чему приводит отказ государства от алкогольной монополии – мы видели на примере России 90-х годов прошлого века. Рост пьянства в сочетании со снижением налоговых доходов бюджета.

А ещё великолепная царица реформировала сбор налогов с купечества. Для зачисления в одну из трёх гильдий купчина должен был уплатить в казну взнос, размер которого зависел от заявленного им капитала. Ежегодные платежи составляли определённый процент от этого капитала. В дальнейшем императоры несколько раз повышали ставки этого налога.

Изменила Екатерина и систему сбора подушной подати. Крестьянская община получила право самостоятельно распределять размер платежей между односельчанами. Кроме того, размер ставки был в дальнейшем привязан к плодородию земель, на которых жили крестьяне. Современный земельный налог, кстати, учитывает кадастровую стоимость земли.

А главной особенностью налоговой системы императорской России было наличие большой группы косвенных налогов. Они составляли свыше 40 % от всей массы налоговых поступлений. И половина из таких налогов были налоги питейные. Кстати, уровень потребления алкоголя в дореволюционной России был в разы меньше, чем сейчас.

Вот где кроется огромный резерв пополнения напряжённого бюджета Российской Федерации!

Но в конце XIX века правительство России усваивает более прогрессивные методы налогообложения. Главными налогами взамен подушной подати стали налог со строений (крестьяне не могли уже заколотить избу и бежать в Сибирь, поскольку и туда добрались царские чиновники), а также налог за пользование землёй. Появились новые налоги, связанные с развитием рыночных отношений: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, промысловый налог. Так что в России всё шло как у людей: государство отслеживало изменение экономической ситуации и пыталось настроить на волну преобразований налоговую систему.

Продолжилась ли эта традиция в советское время? Об этом в следующем номере.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! Стоимость документа 150 тенге

Получить полный доступ к документу

Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

История возникновения и развития налоговой системы

История каждый раз доказывает, что любое теоретическое или практическое решение современных проблем является логическим продолжением научных выводов прошлого. Сегодня в условиях перехода от командно-административного типа хозяйствования к рыночной экономике стоит задача построения цивилизованной налоговой системы, налоги которой выполняют следующие основные функции. Во-первых, налоги изымают часть доходов налогоплательщиков, делая последних более бедными (эффект дохода). Во-вторых, налоги вызывают процесс перемещения экономической деятельности из одних сфер в другие, необлагаемые или облагаемые налогом с более низкой ставкой (эффект замещения). В-третьих, любые налоги вызывают у налогоплательщика желание уменьшить их путем перемещения доходов в необлагаемые сферы (фонд амортизации, отчисления на научно-исследовательскую работу, вкладывание средств в инвестиции и т.д.) (финансовый эффект). Именно в этих последних функциях проявляется экономическая сущность налога как регулятора общественного производства и его воздействия на политику капитальных вложений. При этом налоги должны удовлетворять четырем основным принципам налогообложения, сформулированным еще в XVII веке А. Смитом: принципу справедливости, принципу определенности, принципу удобства и принципу экономии, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни.

При централизованной системе хозяйствования налоги были заменены административными методами изъятия части доходов государственных предприятий у граждан. Практически рядовой гражданин никогда не сталкивался с налоговыми инспекторами, он никогда не подавал налоговых деклараций и в большинстве случаев даже не имел представления о существовании налогов. При этом существовала прямая связь между предприятиями и центральным банком, что исключало возможность неуплаты или уклонения от уплаты налогов. Таким образом, многие функции налоговых органов были переложены на государственное предприятие и центральный банк (монобанк).

Эффект замещения и финансовый эффект в социалистической системе практически не срабатывали из-за полной централизации денежных средств и отсутствия какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов. Такое положение не только лишало руководителей хозяйствующих субъектов всякой инициативы в поисках путей повышения эффективности хозяйствования, но и мешало сформироваться нормальному механизму перелива капитала между отраслями и предприятиями для формирования рынка капиталов. Формирование нормального налогообложения возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность хозяйствующих субъектов от государственного аппарата управления.

Согласно К.Марксу: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства». Действительно, каждому формационному типу государства соответствовала определенная налоговая система.

УДК 33

ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИИ ДО 1917 ГОДА

Башашкина Г.Ю., к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и управление банковской деятельностью», Военный университет

Министерства обороны РФ

В период становления государственности России начала создаваться налоговая система. К началу 19 века налоговая система России была полностью сформирована и представлена широким спектром прямых и косвенных налогов. Наибольшие поступления в казну давали акцизы и таможенные платежи. В конце 19 века налоговая система способствовала успешному развитию экономики России и укреплению государственных финансов.

Ключевые слова: косвенные налоги, казначеи, гостиная пошлина, посошныйналог,система государственных финансов.

HISTORY OF TAXATION. TAXATION IN RUSSIA BEFORE 1917

of the RF

Keywords: indirect taxes, treasurers, living-room duty, Pesochny tax, the system of public Finance.

Налоговая система на Руси начала складываться с конца 9 века, с периода объединения Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Первые упоминания о взимании дани относятся к периоду правления князя Олега (конец 9 начало 10 века). В Древнерусских летописных сводах дань упоминается в смысле военной контрибуции, которую побежденные славянские народы платили своим победителям варягам и хазарам. Первые русские князья также облагали данью покоренные племена.

По мере усиления Киевского феодального государства дань все более превращалась в прямой налог, т.е. регулярную подать, которую платило население. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью служили «дым» — т.е. количество печей и труб в каждом домохозяйстве или рало (примитивный плуг). Поскольку в этот период хозяйство носило натуральный характер, большая часть дани собиралась в натуральной форме, например, мехами. Но даже в этих условиях некоторая часть дани уплачивалась деньгами. Дань как регулярный прямой налог применялась на протяжении 11,12 и первой половины 13 веков.

Со второй половины 13 века в годы татаро-монгольского ига (1243 -1480) основным налогом на Руси был «выход» («выход ордынский»), который платили Золотой Орде. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Вначале «выход» собирался баскаками — уполномоченными чиновниками Золотой орды. В конце 13 века начались протесты и восстания против действий баскаков. В первой половине 14 века русские князья получили право самим собирать «выход» для отправки в Золотую Орду. Первым добился такого права Иван I (Калита), который стал собирать «выход» не только со своего княжества, но и от других удельных князей и отвозил его в Орду.

Кроме этого, существовали такая форма налогообложения, как «ям» — обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам.

Помимо ордынской дани в 14-15 веках со свободного населения взималась дань для княжеской казны. Дань собиралась преимущественно в натуральной форме. Но налоги, уплачиваемые Орде, сужали возможности пополнять казну за счет прямых налогов, поэтому главным источником внутренних доходов стали косвенные налоги.

Косвенные налоги существовали в виде различных торговых и судебных пошлин.

В число торговых пошлин входили:

— «мыт» — за провоз товаров через городские заставы. Первоначально «мыт» означал место, где останавливались возы и лодки, затем стал применяться только в значении проезжей (дорожной) пошлины. Мыт взимался с каждого воза и судна (лодки) на заставах у городов и крупных селений;

-гостиная пошлина — за право иметь склады; -торговая пошлина — за право устраивать рынки; -«вес» и «мера» — за взвешивание и измерение товаров. К судебным пошлинам относились «вира» — взималась за убийство и «продажа»- взималась за прочие преступления.

В конце 14 века возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами податей и вели книги и записи по этим сборам. Первоначально эти чиновники были дворцовыми холопами великого князя и содержались за счет великокняжеской казны. Впоследствии на их содержании учреждаются казначеевы, дьячьи и подьячьи пошлины.

В 1480 г. Иван III (1505-1533) прекратил уплату «выхода». Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей.

В 15 веке применялось прямое налогообложение, единицей обложения при котором служила соха — условная податная единица. Для торговых и промышленных людей (посадских и слободских) соха измерялась количеством дворов и ее размер (т.е. количество дворов) отличался в зависимости от состоятельности отдельных категорий плательщиков. Это объяснялось тем, что на соху устанавливался определенный налоговый оклад и для того, чтобы его могли уплатить люди различной состоятельности большее или меньшее число дворов, включалось в условную податную единицу. Историк В.О. Ключевский приводит пример обычных размеров сохи в зависимости от состоятельности плательщиков:

— 40 дворов лучших торговых людей;

— 80 дворов средних людей;

— 320 дворов молодящих посадских людей.

Размер сохи также различался для разных городов (т.е. зависел от местонахождения объектов обложения).

Сельская соха измерялась количеством пахотной земли (применялась единица измерения четверть или четь = 0,5 га) и зависела от качества почвы и принадлежности земель (служилым людям; монастырям, дворцовые и черные земли, обрабатывавшиеся крестьянами). Существенные отличия были и по местонахождению земель. Например, московская соха была больше новгородской.

Для определения размера прямых налогов применялось сошное письмо. В нем предусматривалось измерение земель, в том числе застроенных дворами в городах и перевод в условные податные единицы сохи.

Кроме того, были введены подати, имевшие специальное назначение: военное — ямские сборы предназначались для изготовления пушек, пищальные сборы — на приобретение огнестрельного оружия, жемчужные деньги — на изготовление пороха; военно-инженерное назначение — сборы на городовое и засечное дело направлялись на строительство засек (укреплений на южных границах Московского государства); административного назначения — казначеевы и дьяч-ные пошлины.

Становление налоговой системы России в 16 -18 веках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие налоговой системы в 16 — 17 веках привело к появлению новых видов налогов и созданию центральных органов управления, занимавшихся сбором налогов. В 16 веке многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме.

При Иване IV Грозном (1530-1584 г.г.) была введена стрелецкая подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2017 | 61

для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и угнанных в плен мирных жителей.

В 15 -16 веках существовала пошлина на право выделки алкогольных напитков так называемая «явка». При Иване Грозном выделка алкогольных напитков на продажу была запрещена. Продажа алкогольных напитков осуществлялась только через специальные питейные заведения — «царевы кабаки», которые были по существу казенными заведениями.

Доходы от продажи алкогольных напитков всегда занимали значительное место в поступлениях в казну и в отдельные периоды были основными поставщиками доходов казны. Форма привлечения этих доходов менялась: применялись монополия на изготовление и продажу, откупа, наконец, акцизы.

В 16 веке были созданы центральные органы управления, осуществляющие функции сбора налогов. Но сложившаяся система управления налогами оказалась сложной и запутанной, она включала в себя:

— приказ Большого прихода управлял сбором большинства прямых налогов.

— территориальные приказы (Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская и Костромская чети) управляли местными налогами;

— приказ Большого дворца собирал налоги с царских земель;

— приказ Большой казны осуществлял сбор налогов с городских промыслов;

— Казенный патриарший приказ — с церковных и монастырских Земель;

— отдельные виды налогов и сборов собирали Печатный, Стрелецкий, Ямской и Посольский приказы.

В 17 веке в период царствования второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича — «Тишайшего» (1645 -1676г.г.) были предприняты меры, направленные на увеличение доходов государства, результатом которых стали народные бунты.

Ведение войн с Речью Посполитой и Швецией во второй половине 17 в. привели к увеличению государственных расходов. Для финансирования возросших расходов были введены чрезвычайные налоги и сборы и расширена сфера применения косвенных налогов.

Чрезвычайные налоги были введены в форме деньги пятой, десятой и пятнадцатой. Они взимались с торговых людей в размерах соответственно 20, 10 и 6,67% и направлялись главным образом на военные нужды. Размер дохода и налоговый оклад каждого плательщика определялись выборными лицами на основе списков, по которым население уплачивало прямые подати.

Косвенным обложением были охвачены необходимые товары: соль, мед, квас, масло, рыба, хозяйственные товары, было разрешено употребление табака и установлена табачная монополия.

Таможенные, винные, соляные пошлины взимались на основе откупов (предоставление права сбора налогов откупщикам). Откупщики платили в казну определенную сумму, а разница между собранными налогами и уплаченной суммой доставалась им, т.е. по существу являлась их прибылью. Естественно откупщики стремились увеличить свои прибыли за счет увеличения сбора налогов, переданных им на откуп. Народ очень страдал от непомерно высокой тяжести налогообложения, от грабительских действий откупщиков.

Терпению населения пришел конец, когда в 1646 г. была повышена ставка соляной пошлины с 5 до 20 коп. за пуд. Результатом этого стали так называемые «соляные бунты». Пришлось отменить соляную пошлину, вместе с этим была отменена табачная монополия и восстановлен запрет на употребление табака.

В 1651 г. она была отменена откупная система, применявшаяся при взимании винных пошлин. Алкогольные напитки могли продаваться только в казенных «кружечных дворах, которые создавались в посадах и крупных селах. В дальнейшем (1663г.) в некоторых местностях была восстановлена откупная система.

В 1653г. многочисленные торговые пошлины для торговых людей были заменены единой пошлиной — 10 денег (5 копеек с рубля оборота).

В 1655 г. был создан Счетный приказ. Он занялся проверкой финансовой деятельности других приказов, анализом приходных и расходных книг. Проведенный анализ доходов государственного бюджета за 1680г. показал, что основную долю поступлений (свыше 50%) давали косвенные налоги, а из них выделялись таможенные и кабацкие сборы — около 49% всех доходов бюджета. На долю пря-

мых налогов приходилось около 45 % в доходах государственного бюджета, около 3% доходов обеспечивали чрезвычайные сборы и прочие доходы.

Прямое налогообложение, сложившееся в 15 веке и сохранялось до середины 17 века. Недостатками посошного налогообложения были нечеткость в распределении категорий налогоплательщиков, субъективизм в оценке доходности земельных участков, возможность злоупотреблений чиновников при составлении писцовых книг.

Во второй половине 17 века (1679г) посошное налогообложение заменяется подворным, единицей налогообложения становится двор, а количество дворов определяется по числу ворот. Подворный налог взимался на основании данных подворной переписи, проведенной в 1646г.

В 1679 -1681г. проводится реформа финансовых учреждений российского государства. Основным органом, осуществляющим сбор пошлин и податей, становится приказ Большой казны.

Развитие налоговой системы в 18-19 веках.

Значительные изменения в сфере налогообложении произошли в годы правления Петра I (1682-1725г.г). К ним относятся:

-введение большого количества новых налогов;

-замена приказов коллегиями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-замена подворного налогообложения подушным.

Ведение войн, большое строительство и крупномасштабные государственные преобразования, проводимые Петром I, требовали увеличения государственных расходов.

Для покрытия дополнительных расходов были введены чрезвычайные налоги: драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей.

Для того, чтобы изыскивать средства пополнения казны Петр I учредил особую должность прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», то есть находить новые источники доходов. «Находками прибыльщиков» стали гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды, а также удвоение подати для раскольников — староверов.

Основным организационным преобразованием в области налогообложения стала замена приказов коллегиями. В 1717 году создаются финансовые коллегии — центральные правительственные учреждения, управлявшие государственными доходами и расходами, в том числе Камерколлегия, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. Камер-коллегия надзирала за окладными и неокладными доходами.

Взимание подушной подати было возложено на Военную коллегию, поскольку подушная подать направлялась на содержание армии и флота.

Штатс-контор-коллегия управляла государственными расходами.

Коммерц — коллегия управляла таможенными сборами и таможенными тарифаи.

Ревизион-коллегия была учреждена для ревизии и контроля расходования денежных средств.

Главным изменением в области прямых налогов стала замена подворного налогообложения подушным. Подушная подать — прямой налог, плательщиками которого в России были все разряды крестьян (зависимые, черносошные, бобыли), посадские люди и купцы. Для целей налогообложения использовались понятия ревизская душа — единица учета мужского населения, подлежавшего обложению подушной податью и ревизские сказки — списки (реестры) мужского населения для целей обложения подушной податью.

До 1710г. прямое налогообложение применялось подворное налогообложение на основе данных подворной переписи, в 1710г. проводится новая перепись, учитывающая не только количество дворов, но и количество душ. По результатам переписи выяснилась убыль населения и принимается решение о сохранении подворного налогообложения и использовании старой переписи, причем населению вменялось обязанность по уплате налогов за опустевшие дворы.

С 1718 по 1724г.г., несколько раз проводились уточняющие переписи населения. В 1724г. проверка ревизских сказок была закончена. Численность податного населения (крестьян и посадских людей мужского пола) составила 5 570 458 чел., при общей численности населения России 15 500 тыс.чел. С 1724г. в российских губерниях была введена подушная подать. Подворное налогообложение сохранилось для населения Украины и Белоруссии.

62 ТКЛШРОЮ» БШШБББ Ш КиББ1Л | №4 2017 |

Размер подушной подати для крестьян был определен путем раскладки на них расходов по содержанию армии — получилось 80 коп. с души в год. Позднее ставки были уменьшены. Расходы по содержанию флота распределили на посадское население, подушная подать с посадского населения была установлена в размере 1руб.20коп. В дальнейшем она также была уменьшена.

Основным недостатком подушного налогообложения было то, что подушная подать налагалась не на реально существующих людей, а на условную единицу — ревизскую душу. Совпадение реального количества людей и ревизских душ возможно только на момент составления ревизских сказок.

Впоследствии в результате рождений и смертей реальные данные начинали расходиться со списками, в которые не включались новорожденные и из которых не исключались умершие. Всем хорошо известно произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души», главный герой которого Чичиков Павел Иванович покупал умерших, но еще не исключенных из ревизских списков крестьян, планируя в дальнейшем заложить их для получения денег.

В то же время введение подушной подати было прогрессивным шагом по сравнению с подворным налогообложением. Переход на подушное налогообложение способствовал росту числа крестьянских и посадских дворов, увеличению площадей обрабатываемых земель, поскольку устранялась зависимость между размерами налоговых платежей и количеством дворов, построек, площадью обрабатываемой земли. В доходах казны поступления по этому виду налогообложения достигали 50%. Впоследствии доля поступлений подушной подати постепенно снижалась в результате освобождения отдельных категорий населения от ее уплаты и возрастания роли косвенных налогов.

В 18 веке налоговая система сохранялась в основном в том виде, в каком она сложилась при Петре I, но некоторые изменения проводились.

Наиболее значительные изменения произошли в период правления Екатерины II (1762 -1796).

Основным прямым налогом по-прежнему оставалась подушная подать. Подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным сбором. От уплаты подушной подати в 1775г. было освобождено купеческое сословие, для него вводился самостоятельный налог — гильдейская подать. Все купцы были распределены по трем гильдиям в зависимости от имущественного положения. Лица, имевшие капитал менее 500руб., не признавались купцами, а считались мещанами и платили подушную подать. Ставка гильдейской подати устанавливалась в процентах от капитала. Все существовавшие до этого времени промысловые сборы были отменены.

Были проведены и организационные преобразования в системе управления налогами. В 1775г. учреждены губернские финансовые органы — Казенные палаты, которым передавались дела по финансовому управлению. При Казенных палатах находились податные инспектора и податное присутствие. В подчинении Казенных палат были губернские и уездные казначейства. В 1780г. создана Экспедиция о государственных доходах, занимавшаяся доходами, расходами и взысканием недоимок.

Во второй половине 18 века основное место в доходах казны заняли косвенные налоги. Это соответствовало представлениям императрицы Екатерины II о справедливой налоговой системе, которая считала, что: «В любом государстве налог наименее тяжелый это тот, который падает на товары, потому, что гражданин уплачивает его, не замечая».

В конце 18 века на долю подушной подати приходилось немногим более 30% государственных доходов, на долю косвенных налогов свыше 40%, из них более половины давали питейные сборы, взимаемые на основе откупов. Служба откупщиков признана государственной, с 1775г. местное управление откупами поручено Казенным палатам. С 1781г. вино стало отпускаться откупщикам только из казенных складов (магазинов) и должно было продаваться по казенной цене.

Важные мероприятия в налоговой сфере были проведены в период правления Александра I (1801-1825).

В 1802г. по его указу было образовано Министерство финансов, которому отводилась центральная роль в управлении доходами и распределении всех доходов по направлениям расходования средств. Первым министром финансов был назначен граф А.И.Васильев. Окончательно Министерство финансов было сформировано только в 1811 году. Структурным подразделением Министерства финансов, ответственным за сбор налогов, первоначально стал Департамент

податей и сборов, а затем Департаменты окладных и неокладных сборов.

Другим значимым мероприятием в начале 19 века было введение нового налога — процентного сбора с дохода от недвижимого имущества.

В 1817 году изменена система получения дохода от продажи спиртных напитков — введена казенная оптовая продажа вина. Система государственной монополии просуществовала 10 лет до 1827г. и принесла большие доходы казне.

В дальнейшем в связи с сокращением питейного дохода казны был восстановлен винный откуп и введены акцизы с ведра на пиво, мед, брагу, сусло и медовый квас, а также введены акцизы на табак и сахар.

В первой половине 19 века окончательно сформировалась система государственных финансов, частью которой является налоговая система. В доходах казны преобладали поступления косвенных налогов, из них наибольшая доля приходилась на питейный сбор и соляной налог. В целом поступления косвенных налогов вдвое превышали сумму прямых налогов. Основным прямым налогом оставалась подушная подать, ее доля вместе с оброчной податью составляла 70% в прямых налогах. Основная тяжесть налогообложения приходилась на крестьянство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во второй половине 19 века произошли значительные изменения в налоговой системе. Введены поземельный налог, величина которого устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между землевладельцами и подомовой налог, которым облагались строения в городах (жилые дома, фабрики, заводы, театры, бани и др. строения). Винные откупа заменены акцизными сборам со спиртных напитков — винным акцизом.

Наиболее значимым изменением стала отмена подушной подати, которая проводилась поэтапно с 1883 по 1893г.г. В1883г — отменена для некоторых сословий; в 1885г. отменена для всех сословий на территории Европейской России, а позднее и для других территорий России.

В конце 19 века произошли следующие изменения в сфере налогообложения:

— повышаются ставки акцизов (на спирт сахар, табак), таможенных пошлин, налога с недвижимых имуществ в городах;

— в 1,5 раза увеличен поземельный налог;

— введены новые налоги, такие как нефтяной и спичечный акцизы; налог на денежный капитал (объектом обложения по нему были проценты по ценным бумагам, доходы по вкладам в банках, прибыль и дивиденды); система пошли с имуществ, переходящих безвозмездными способами (наследование, дарении, пожалование и т.п.).

На этом этапе развития налоговой системы ведущее место в государственных доходах заняли акцизы и ввозные таможенные пошлины. Таможенные платежи к началу 20 века обеспечивали почти 14% всех доходов государственного бюджета.

В этот период России удалось добиться активного торгового баланса, пополнить золотой запас и укрепить государственные финансы. В то же время произошло существенное увеличение налогового бремени за счет акцизного и таможенного обложения.

Литература:

1.Брокгауз Ф.А. «Энциклопедия налогового развития» 2000 г.

2.Толкушкин А.В. «История налогов в России» 2001 г

3.Барулин С.В. «Теория и история налогов» 2006 г.

ТКАШРОКТ ВШШЕББ Ш КШБТА | №4 2017 | 63

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

УДК 657.1:336.221

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Башкатов Вадим Викторович аспирант кафедры теории бухгалтерского учета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье приведен всесторонний анализ исторических аспектов становления и эволюции системы налогового учета в России и в мире

Ключевые слова: НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ, КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА, НАЛОГОВАЯ МОДЕЛЬ, СОБСТВЕННИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, МСФО, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

UDC 657.1:336.221

HISTORY OF TAX ACCOUNTING FORMATION AND DEVELOPMENT

Bashkatov Vadim Viktorovich postgraduate student of the accounting theory subfaculty

Kuban State Agrarian University,Krasnodar, Russia

Для того чтобы правильно и последовательно понимать сущность какого-либо явления необходимо подробно рассмотреть историю его становления и развития. В связи с этим, считаем необходимым обратиться к истории эволюции налогового учета с тем, чтобы определить предпосылки его становления в учетной системе. В данной статье мы рассмотрели исторические аспекты развития учета для целей налогообложения применительно к мировой учетной практике, а также российскому налоговому учету на основе всестороннего анализа подходов ученых экономистов к проблемам становления системы налогового учета и законодательных норм в области налогообложения и бухгалтерского учета.

Необходимо отметить, что ряд положений могут оказаться спорными, однако их обсуждение в конечном итоге поможет определить правильное решение в области рассматриваемых проблем.

Во-первых, необходимо понять, когда впервые возник налоговый учет? Фактическое появление учета для целей налогообложения не обязательно связано с законодательным закреплением обязательности его ведения. На первоначальном этапе ведение такого учета для государства не представляло никакого интереса. В связи с этим, рассматривая налоговый

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

учет в широком смысле, как систему фиксации имущества налогоплательщика, совершаемых им хозяйственных операций и их результатов для определения показателей, необходимых для исчисления суммы налога, логично было бы предположить, что налоговый учет возник с началом развития налогообложения. В связи с этим, необходимо обратиться непосредственно к истории налогообложения. Английский экономист С. Паркинсон писал: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход купцов и путешественников». Однако убедительных доказательств существования такого первобытного налогообложения у нас нет. Более того, реконструкции древнейшей истории человечества, которые предлагает нам историческая наука, изобилуют неточностями и не имеют четкой доказательной базы.

Самые ранние достоверные свидетельства о налогообложении дошли до наших дней из ХШ — XII вв. до н.э., когда в Вавилоне стал взиматься первый в истории подушный налог. Столь же древними являются упоминания о практике взимания поголовного налога в Персии и Китае, а также использования земельного налога первыми династиями египетских фараонов.

Однако формирование и развитие научной основы налогообложения возникло лишь во второй половине XVIII века с выходом в свет трудов шотландского экономиста Адама Смита. В его знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.) он сформулировал не устаревшие и по сей день основополагающие принципы налогообложения, а также раскрыл экономическую сущность налогов и определил их место в хозяйственной жизни.

Проведя анализ порядка становления системы налогового учета, можно прийти к выводу, что возникновение такого учета напрямую не

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

связано с развитием налогообложения. На наш взгляд, становление налогового учета в мире происходит лишь с середины XIX века, когда в связи с распространением акционерного капитала и изменениями в налогообложении произошло резкое усиление налогового законодательства. В.Ф. Палий отмечает «государственные органы начали активно регулировать бухгалтерский учет не только в России, но и во многих других странах только в фискальных интересах на рубеже Х1Х и ХХ вв., когда объектами налогообложения стали обороты предприятий, их выручка, прибыль и другие показатели, информацию о которых можно получить в системе бухгалтерского учета». Л.З. Шнейдман также считает, что система бухгалтерского учета принимает на себя функцию исчисления величины налоговой базы в XIX веке.

Некоторые ученые-экономисты относят возникновение налогового учета к периоду начала XX века. Т.В. Бодрова, Н.А. Нестеренко связывают появление налогового учета с финансовыми проблемами, возникшими у правительств стран-участниц Первой мировой войны 1914 — 1918 гг. В это время поиск новых источников финансирования колоссальных бюджетных дефицитов привел к появлению налога на доходы предприятий. Именно с этого периода государство в лице налоговых органов начало проявлять интерес к источникам информации о финансах предприятия, то есть к данным бухгалтерского учета. Таким образом, бухгалтерский учет, изначально не предназначенный для целей налогообложения, стал выполнять несвойственные ему функции.

В мировой практике налоговая система окончательно выделяется в качестве самостоятельного инструмента экономического регулирования государства с конца 60-х гг. XX века. Формируются правила, исходя не из экономической сущности отношений, выступающих в качестве объекта регулирования, а исходя из потребностей налогообложения. Подобное искажение правил бухгалтерского учета стало идти в разрез с интересами

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прочих пользователей финансовой отчетности — инвесторов и кредиторов. Таким образом, остро обозначилась необходимость разделения двух систем учета — бухгалтерского и налогового.

Однако и до последнего времени во многих странах предпринимались усилия для того, чтобы не разделять полностью налоговый и бухгалтерский учет. Как правило, это был путь поиска компромиссов — где можно поступиться фискальным интересом, а где можно допустить деформацию показателей финансовой отчетности.

Рассмотрение эволюции системы налогового учета в отрыве от бухгалтерского абсолютно необоснованно, поскольку исторически налоговый учет формируется путем отделения от бухгалтерского учета, который является для него первичным.

Такие известные зарубежные авторы, как Э.С. Хендриксен и М.Ф. Ван Бреда, определяя налоговый учет, оценивают его с позиции противопоставления учету финансовому: «…конечные цели налогового учета существенно отличаются от целей финансовой отчетности…».

В разных странах мира развитие налогового учета и построение системы взаимоотношений его с бухгалтерским учетом развивались в зависимости от политических, социально-экономических и даже географических факторов, предопределяясь историей становления учетной системы и налоговой средой каждой страны. Безусловно, определяющими из них являются социально-экономические факторы, такие как количество кредиторов и инвесторов, участие в международных рынках капитала, организационная структура и масштабы предприятий и др.

В связи с этим выделяют модели взаимодействия бухгалтерского и налогового учетов. Теоретически модели взаимодействия систем бухгалтерского и налогового учетов варьируются от абсолютной зависимости до абсолютной независимости. Надо отметить, что такое разделение является весьма условным, так как на практике трудно, и, как

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

правило, невозможно однозначно классифицировать модель, применяемую в том или ином государстве.

С появлением и развитием в XIX веке системы налогового учета в мировой практике выделились две противоположные концепции взаимодействия систем бухгалтерского и налогового учетов, основанные на различном подходе к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности и налогооблагаемой величины, а также степени соответствия и взаимного влияния двух систем учета:

1. Налоговая (континентальная, европейская) концепция впервые возникла в Пруссии и основывалась на равенстве бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли. Эта модель в различных модификациях преобладает в странах континентальной Европы (Германии, Франции, Италии, Швеции), а также Аргентины, Бразилии, Японии и в других странах. Ее отличительная особенность состоит в том, что финансовая отчетность составляется в интересах государства в лице налоговых органов. Достоинствами этой концепции являются ее логичность и простота, а также тот факт, что она опирается на единственный авторитетный источник — закон.

2. Собственническая (англо-саксонская, англо-американская)

концепция получила распространение в Великобритании и заключается в том, что сумма бухгалтерской прибыли принципиально отличается от налогооблагаемой величины. Она характерна для англо-говорящих государств, таких как США, Великобритания, Нидерланды, Канада, Австралия, ЮАР и др. В противоположность первой концепции, главная особенность собственнической модели взаимодействия систем учета состоит в том, что любой финансовый отчет должен быть составлен в интересах собственников (инвесторов), а зависимость системы бухгалтерского учета от налогообложения крайне слабая. Неоспоримыми достоинствами этой концепции являются здравый смысл при оценке

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

имущества и обязательств, ее справедливость, реалистичность и независимость бухгалтерского учета от государства.

Рассматривая особенности собственнической модели, необходимо отметить, что, несмотря на то, что в налоговом законодательстве США и Канады заложено два вида учета и учетных данных (налоговый и бухгалтерский учет), на практике налогооблагаемая прибыль исчисляется исходя из данных бухгалтерского учета. Причем, вместе с декларацией о налоге в США контролирующие органы требуют от налогоплательщика объяснений разницы между прибылью для целей бухгалтерского учета и заявленной величиной прибыли в целях налогообложения. Таким образом, между бухгалтерским и налоговым учетом существует устойчивая и контролируемая связь.

Обобщенный анализ вышеназванных концепций взаимодействия бухгалтерского и налогового учета приведен в таблице 1.

Такие авторы как К. Ноубс и Р. Паркер не дают прямой классификации стран, однако, по тексту разделяют страны с высокой степенью взаимосвязи налоговых и бухгалтерских правил, и страны с низкой степенью взаимосвязи.

Для стран романо-германского (кодифицированного) права (Западная Европа) обычно характерна высокая степень взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета, а для стран англо-саксонского (общего, прецедентного) права (США, Англия и др.) — низкая.

Как отмечают К. Ноубс и Р. Паркер, высокая степень связи налоговых и бухгалтерских правил в первую очередь относится к индивидуальной отчетности, которая служит базой для исчисления налогов. Консолидированная отчетность, которая не является базой для налогообложения, может формироваться по иным правилам.

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

Таблица 1 — Характеристика концепций взаимодействия систем

бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения

Отличительные признаки Концепция взаимодействия бухгалтерского и налогового учета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговая (континентальная, европейская) Собственническая (англосаксонская, англоамериканская)

Правовая семья Романо-германская правовая семья (кодифицированного права) Англо-саксонская правовая семья (общего, прецедентного права)

Предпосылки становления 1. Ориентация учета на фискальные интересы государства; 2. Детальный юридический регламент учета и отчетности; 3. Наличие жесткой регламентации правил ведения бухгалтерского учета на законодательном уровне; 4. Высокая зависимость учета от банковской системы и государства. 1. Сильная связь с акционерным капиталом и ценными бумагами, наличие развитого рынка ценных бумаг; 2. Наличие большого числа транснациональных корпораций и организаций; 3. Внедрение МСФО.

Характерные черты 1. Тесная степень взаимосвязи систем бухгалтерского и налогового учета; 2. Сумма бухгалтерской прибыли должна быть равна налогооблагаемой величине; 3. Бухгалтерский и налоговый учет фактически совпадают; 4. Система учета и отчетности ориентирована на удовлетворение фискальных потребностей государства, а также государственное управление налогообложением и макроэкономическое планирование; 5. Регулирование методологии учета осуществляется на государственном уровне; 1. Слабая (или практически отсутствующая) связь бухгалтерского и налогового учета; 2. Сумма бухгалтерской прибыли принципиально отличается от налогооблагаемой прибыли; 3. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета; 4. Ориентация финансового учета на удовлетворение интересов собственников, инвесторов и кредиторов; 5. Учетные правила и стандарты разрабатываются негосударственными органами, профессиональными организациями бухгалтеров;

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

Продолжение таблицы 1

Отличительные признаки Концепция взаимодействия бухгалтерского и налогового учета

Налоговая (континентальная, европейская) Собственническая (англосаксонская, англоамериканская)

Характерные черты 6. Показатели бухгалтерского учета корректируются в целях налогообложения; 7. Доминирующим принципом в учете является принцип осмотрительности. 6. Налогообложение осуществляется по особым правилам, которые не зависят от бухгалтерского учета.

Преимущества 1. Логичность и относительная простота; 2. Экономность учета; 3. Отсутствие необходимости расчета отложенных налогов; 4. Нацеленность на минимизацию налогов; 5. Детальная юридическая регламентация учета и отчетности; 6. Создаются условия для сопоставимости данных, представленных в финансовой отчетности различных фирм и предприятий. 1. Достоверность, реалистичность отражения финансового состояния и результатов деятельности организации; 2. Высокий уровень профессиональной подготовки бухгалтера.

Недостатки 1. Отсутствие нацеленности на отражение реальной экономической ситуации, финансового состояния и результатов деятельности организации; 2. Доминирование налогового учета над бухгалтерским, опасность вытеснения бухгалтерского учета налоговым. 1. Относительная дороговизна параллельного ведения двух видов учета, а также аудита; 2. Необходимость расчета отложенных налогов; 3. Сопоставимость отчетных данных различных фирм и предприятий достигается не автоматически, а за счет дополнительной обработки.

Подтверждением этого факта являются тенденции развития зарубежной учетной практики. В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века ряд компаний Западной Европы в добровольном порядке начали составлять консолидированную отчетность по отличным от национальных стандартов правилам (в частности, по американским или по международным стандартам), что было обусловлено необходимостью привлечения финансирования на рынках капитала.

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

В конце 90-х годов в ряде европейских стран кодифицированного права были приняты законы, разрешающие составлять

консолидированную отчетность листинговым компаниям в соответствии со стандартами, отличными от национальных.

С 1 января 2005 года Европейский Союз вынес решение об обязательности составления консолидированной отчетности в соответствии с МСФО европейскими листинговыми компаниями. Такой подход обоснован тем, что консолидированная отчетность направлена на потребности инвесторов, кредиторов и не оказывает влияние на формирование налогооблагаемой базы, базирующейся на индивидуальной отчетности. Вопрос применения МСФО при составлении индивидуальной отчетности оставлен на усмотрение каждой отдельной страны.

Все более широкое распространение МСФО в мире особенно остро обозначило конфликт бухгалтерского и налогового учета, так как МСФО никак не регламентируют формирование налогооблагаемой базы и не допускают никаких компромиссов между бухгалтерским и налоговым учетами. МСФО требуют от составителей отчетности представления информации в совершенно независимой от налоговых правил форме. В связи с этим компании, претендующие на соответствие своей отчетности МСФО, вынуждены абсолютно отказаться от корректировки бухгалтерского учета под налоговые требования, а налоговый учет либо полностью обособить, либо разработать методику соответствующей трансформации независимо сформированных бухгалтерских показателей.

Таким образом, внедрение МСФО в последние десятилетия существенным образом сблизило учетную систему кодифицированного права с системой общего права.

В России учетная система по степени взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета в 1991 — 1995 гг. относилась к континентальной

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

(налоговой) модели, а после 1995 г. постепенно начала

трансформироваться в сторону англо-саксонской (собственнической).

Схематично этапы формирования налогового учета в России представлены в таблице 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 — Этапы становления налогового учета в России

Период Основные характеристики периода

I этап. Налоговый учет — встроенный элемент бухгалтерского учета, производный от него

I период (1991 — 1994 гг.) Бухгалтерский и налоговый учет едины и базируются на налоговой концепции. Бухгалтерский учет ведется в целях исчисления налогов. Единые методы признания доходов и расходов.

II период (1995 — 2001 гг.) Ориентация на собственническую концепцию взаимодействия бухгалтерского и налогового учетов. Постепенное формирование системы учета для целей налогообложения путем утверждения нормативно-правовых актов, приводящих к отделению бухгалтерского учета прибыли от порядка ее налогообложения. Признание доходов методом начисления, а также упразднение нормирования расходов в бухгалтерском учете. Вариантность методов признания доходов в налоговом учете. Нормирование расходов в налоговом учете.

II этап. Выделение системы налогового учета в связи с введением главы 25 Налогового кодекса РФ

III период (2002 — 2004 гг.) Законодательно закреплена обязательность ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций. Обособление системы налогового учета от бухгалтерского учета. Усложнение законодательно-нормативной базы бухгалтерского и налогового учета стало причиной отдаления двух информационных систем. Возникновение учетной категории отложенных налоговых обязательств и активов, что позволило устанавливать взаимосвязь между бухгалтерским и налоговым учетом.

IV период (2005 — 2008 гг.) Сближение правил ведения бухгалтерского и налогового учета путем внесения поправок в нормативно-правовые акты.

V период (2009 — 2011 гг.) Антикризисные поправки в Налоговый кодекс РФ способствовали отдалению правил бухгалтерского и налогового учета расходов экономических субъектов.

На первом этапе формирования налогового учета (1991 — 2002 гг.) Россия находилась под влиянием идей немецкого законодательства,

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

характерных для континентальной школы. Принятие в 1991 г. Закона РФ № 2116-1 от 27.12.91 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» ознаменовало появление первых элементов корректировок бухгалтерской прибыли для целей налогообложения при определении выручки по отдельным видам реализации в расчете произвольной формы.

В 1995 г. сделаны решающие шаги на пути к отделению бухгалтерского учета прибыли от ее налогообложения и, по сути, возникло новое самостоятельное направление — налоговый учет. В 1997 г. корректировок бухгалтерской прибыли в целях налогообложения стало столько, что назрела необходимость в специализированной форме, где бы они отражались. В 2000 г. была утверждена очередная форма Справки по корректировке бухгалтерской прибыли, в которой количество строк корректировки уже приближалось к ста.

Начало второго этапа формирования налогового учета ознаменовалось введением в 2002 г. 25 главы Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций».

В ней была законодательно закреплена обязательность ведения особого вида учета — налогового. Однако, опираясь на вышеприведенный ретроспективный анализ эволюции налогового учета в России, можно с уверенностью утверждать, что это событие касается больше формы, нежели содержания данного явления. По существу, в 2002 г. никакого введения налогового учета не было. Он уже задолго до этого существовал де-факто под вывеской «бухгалтерского учета».

Фактически обязанность по организации и ведению налогового учета появилась одновременно с формированием новой системы налогообложения — в начале 90-х годов. С выходом первых глав части второй НК РФ в деловой оборот было введено понятие «учетная политика для целей налогообложения». Таким образом, элементы налогового учета должны были появиться еще до принятия главы 25 НК РФ.

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

Уже к середине 90-х гг. можно было констатировать факт существования в России налогового учета, который возникнув из бухгалтерского учета, очень быстро начал выходить на первый план. В российском законодательстве переходного периода понятие налогового учета воплотилось в термине «учет для целей налогообложения».

На сегодняшний день статус налогового учета и его взаимодействие с системой бухгалтерского учета в России на законодательном уровне до конца не определены и требуют дополнительной работы законодательных органов власти и профессиональных объединений бухгалтеров.

Если смотреть в глобальном смысле, то, на наш взгляд, сближение систем бухгалтерского и налогового учета невозможно и ненужно, поскольку в современных условиях на основе компьютерных технологий возможно использование единой информационной базы первичных документов, на основе которой возможно автоматизированное ведение и бухгалтерского, и налогового учета. То есть постепенно снижается трудоемкость от ведения одновременно двух видов учета. А существование отдельно налогового и бухгалтерского учета необходимо, так как они преследуют разные цели.

Проведенное исследование мировой и отечественной эволюции налогового учета позволили сделать следующие выводы:

1. Впервые налоговый учет возникает и начинает развиваться с середины XIX — начала XX вв.

2. Теоретически можно выделить две концепции развития налогового учета и взаимосвязи его с бухгалтерским учетом — налоговую (континентальную) и собственническую (англо-саксонскую).

3. Основное различие концепций — степень зависимости систем бухгалтерского и налогового учета и противоположный взгляд на исчисление учетной (бухгалтерской) прибыли и налогооблагаемой величины.

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Собственническая концепция получила развитие в странах общего права (Великобритания, США, Канада и др.), а налоговая концепция утвердилась там, где сильны позиции кодифицированного права (Западная Европа).

5. В результате широкого распространения МСФО в мире намечается явная тенденция разделения бухгалтерского и налогового учета и сближение двух концепций учета.

6. В России учетная система по степени взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета в 1991 — 1995 гг. относилась к континентальной модели, а после 1995 г. постепенно начала трансформироваться в сторону англо-саксонской (собственнической) модели.

7. Обязательность ведения налогового учета в России была закреплена в 2002 г. с принятием главы 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций».

8. Фактически обязанность по организации и ведению налогового учета появилась одновременно с формированием новой системы налогообложения — в начале 90-х годов.

9. В российском законодательстве переходного периода понятие

налогового учета воплотилось в термине «учет для целей

налогообложения».

Список литературы

2. Бодрова Т.В. Налоговый учет и отчетность. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. 480 с.

4. Захарьин В.Р. Налоговый учет. — М.: ГроссМедиа, 2006. 368 с.

5. Майбуров И. А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.

6. Мэтьюс М.Р., Перера М.Х.В. Теория бухгалтерского учета. М.: ЮНИТИ, 1999. с. 545.

Научный журнал КубГАУ, №68(04), 2011 года

7. Нестеренко Н.А. Налоговый учет. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 412 с.

8. Палий В.Ф. О государственном суверенитете в области регулирования бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет, 2006. N 1, с. 48

9. Теории и модели бухгалтерского учета: курс лекций / Ю.И. Сигидов, М.С. Рыбянцева, С.А. Чернявская и др. — Краснодар: КГАУ, 2011. — 130 с.

10. Тумасян Р.З. Бухгалтерский и налоговый учет расходов организации. М.: ООО «Нитар Альянс», 2005.

12. Шнейдман, Л.З. Бухгалтерский учет и налогообложение // Бухгалтерский учет, 1995. N 5, с. 10-14