Что такое правовая оценка действий

Прошу дать правовую оценку действиям работодателя. Структурные подразделения одной организации находятся удаленно — в населенных пунктах всей области. Каждое структурное подразделение возглавляет начальник отдела, в должностные обязанности, которого входит руководство повседневной деятельностью личного состава. Может ли работодатель наделить начальника структурного подразделения полномочиями по вручению расчётных листов работникам под роспись, при условии, что это предусмотрено Коллективным договором учреждения и Положением о персональных данных работников? Не противоречит ли данное условие Коллективного договора Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»?

Да, можно, но при условии, что непосредственные руководители работников допущены к работе с персональными данными работников и будут потом выдавать расчетные листки своим подчиненным, соблюдая установленные сроки выдачи расчетных листков. Описанный Вами порядок выдачи расчетных листков работникам можно предусмотреть трудовым договором, коллективным договором, соглашением и/или локальным нормативным актом организации (например, положением об оплате труда).

Правовое обоснование:

Согласно ч. 1 ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (ч. 6 ст. 136 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно ч. 1 ст. 9 ТК РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», декабрь 2017 г.

Систематические проблемы, возникающие при реализации нормативных актов, приводят к необходимости переоценки деятельности по их подготовке, причем повышенное внимание сегодня уделяется проведению в отношении проектов нормативных правовых актов различного рода экспертиз.

При этом нужно констатировать, что отсутствие общей концепции института экспертизы привело к тому, что не имеется единых законодательно закрепленных задач, функций и принципов экспертной деятельности, ее четких отграничений от смежных видов, разнообразному пониманию ее в различных отраслях знаний.

Этимологически «экспертиза» как термин происходит от латинского ехреНиз (знающий по опыту, опытный, изведанный, испытанный) и в общем смысле понимается как «исследование специалистом — экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д.».

В настоящее время не имеется общего нормативного определения «экспертизы нормативного правового акта и (или) его проекта».

В рамках теоретических исследований предлагают следующее определение: экспертиза проекта нормативного правового акта — это проводимое специалистом-экспертом, обладающим специальными познаниями, в закрепленном процессуальном порядке исследование, имеющее целью установление необходимой информации об обстоятельствах, существенных для принятия уполномоченными субъектами качественного и эффективного нормативного правового акта.

Отметим, что эффективность проведения экспертизы может быть достигнута лишь при наличии соответствующей нормативной базы, придающей ей необходимый юридический статус.

Среди актов, касающихся вопроса проведения различного рода экспертиз, можно отметить следующие федеральные законы:

  • — от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», устанавливающий только правовые и организационные основы конкретного вида экспертизы нормативных актов и их проектов, не определяя ни понятия экспертизы, ни требования, предъявляемые к экспертам, ни ответственность лиц, эту экспертизу осуществляющих;
  • — от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», закрепляя возможность проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, также не определяет ее понятия, цели проведения, как и процедуры осуществления и принятия итоговых решений. Кроме того, общественная экспертиза ограничена только проектами актов, в отношении действующих актов ее проведение невозможно;
  • — от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», позволяет говорить еще об одной разновидности экспертизы, но также только проектов нормативно-технических актов и целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, на предмет соответствия экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и другими актами в области охраны окружающей среды;
  • — от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», в ст. 13 определяет, что к функциям данного органа относится экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, проектов законов о внесении в них изменений, а также экспертиза иных проектов в части, касающейся расходных обязательств России и государственных программ;
  • — от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривает необходимость проведения независимой экспертизы проектов административных регламентов, проводимой физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств, кроме тех, кто принимал участие в разработке исследуемого проекта, а также организаций, находящихся в ведении органа — разработчика регламента;
  • — от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», без подробностей устанавливает, что нормативные акты субъектов РФ, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативными актами субъектов РФ, а методическое обеспечение экспертной деятельности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России).

Действительно, в большей степени регламентация различных видов экспертиз осуществляется как раз на уровне подзаконных актов, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, палатами Парламента, а также федеральными органами исполнительной власти

Анализ этих актов позволяет выделить следующие виды экспертиз в отношении нормативных актов и их проектов (рис. 2.9), проводимых федеральными органами исполнительной власти:

правовая (юридическая, юридико-техническая) экспертиза — может осуществляться значительным кругом субъектов (к которым относятся правовые управления представительных (законодательных) органов власти, органы юстиции как на федеральном уровне, так и на региональном уровне, а также юридические службы других федеральных органов исполнительной власти, обладающих нормотворческими полномочиями в своей сфере) и включает в себя оценку проекта с точки зрения его соответствия правовым принципам; правильности использования правовых категорий; соотношения проектируемых решений с другими актами, включая международные; внутренней последовательности; обеспечения системности законодательства; обоснованности выбора формы акта, корректности применения тех или иных средств юридической техники; соответствия положений проекта современным достижениям правовой науки и практики;

  • — научная экспертиза — осуществляется научными и высшими учебными учреждениями соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов. Выделяя данный вид экспертизы, нужно отметить, что в структуру федеральных органов исполнительной власти входят и образовательные учреждения, на которые и возлагается эта обязанность;
  • — экологическая экспертиза — установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную или иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области

Рис. 2.9. Виды экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

охраны окружающей среды. Объектами государственной экологической экспертизы являются: проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны

окружающей среды, проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, проекты соглашений о разделе продукции; материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и др. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является ее заключение. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), в отношении тех же объектов, за исключением составляющих государственную тайну.

Важным юридическим средством обеспечения соблюдения законодательства об экологической экспертизе является административная ответственность, которая может быть выражена в предупреждении или наложении административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; па юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ст. 8.4 КоАП РФ);

— антикоррупционная экспертиза — еще один вид экспертизы нормативных актов и их проектов, которая проводится прокуратурой, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, а также иными субъектами — в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливает ее правовые и организационные основы в целях выявления в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогеиных факторов и их последующего устранения. Правительством РФ на основании данного закона утверждены Правила и Методика, определяющие порядок проведения антикоррупционной экспертизы;

«рисковая» экспертиза, обязательность проведения которой закрепляется постановлениями Правительства РФ, в свою очередь подразделяется на экспертизу:

  • • но оценке финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • • по оценке регулирующего воздействия.

Проект нормативного акта, оказывающий влияние на доходы или расходы федерального бюджета и бюджетов других уровней, подлежит направлению в Минфин России на заключение, в котором дается оценка финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.

Проекты актов федеральных органов исполнительной власти, которыми регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства и т.д., подлежат направлению в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия, в котором дастся оценка регулирующего воздействия соответствующих решений с целью выявления положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней.

К проекту акта, направляемому на заключение, прилагается пояснительная записка, содержащая необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, по форме, устанавливаемой Минэкономразвития России;

— педагогическая экспертиза — проводится в отношении проектов актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения и условия их освоения обучающи-

мися. К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию.

Заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект акта или принявшим нормативный акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в течение 30 дней со дня получения заключения. Результаты рассмотрения заключения размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сети Интернет.

Итак, экспертиза проектов нормативных актов — это важное направление деятельности как федеральных органов власти, так и иных организаций и лиц, вовлеченных в этот процесс, способствующее обеспечению высокого качества, обоснованности, законности принимаемых нормативных правовых актов, а также выявлению возможных негативных социальных и иных последствий действия принимаемого акта.

Для соблюдения единства требований к проводимым экспертизам необходимо соблюдение следующих принципов:

  • — независимости субъектов, проводящих экспертизу, от субъектов нормотворчества;
  • — всеобщности — экспертиза должна проводиться по всем без исключения проектам законодательных актов, а также всем проектам подзаконных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций и имеющих межведомственный характер, могущих повлечь за собой неблагоприятные последствия для субъектов предпринимательства, окружающей природной среды;
  • — профессионализма — эксперты, привлекаемые для проведения экспертизы, должны быть признанными специалистами в соответствующей сфере регулирования общественных отношений;
  • — обязательности результатов экспертизы для субъекта нормотворчества;
  • — ответственности экспертов.

Данные принципы проведения экспертизы должны касаться всех видов нормативных правовых актов.

  • См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 1551.
  • Миронов А. Н. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // Административное право и процесс. 2012. № 2.
  • См.: Указ Президента РФ от 08.05.2001 № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов».
  • См.: постановления Правительства РФ от 02.08.2001 № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов»; от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»; от 29.07.2011 № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и др.
  • См.: постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-П ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
  • См., например: приказы Минэкономразвития России от 26.03.2014 № 159

    «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению про

    цедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»; от 27.05.2013 № 290 «Об утверждении формы свод

    ного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения

    об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия»; приказ Минюста России от 04.10.2013 № 187 «Об утверждении Порядка организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации» и др.

  • См.: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
  • См.: постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов).
  • См.: постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»; от 29.07.2011 № 633 О
  • См.: приказ Минэкономразвития России от 27.05.2013 № 290 «Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия «.
  • См.: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • О «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
  • Толстик В. А. Технико-юридические приемы выявления, устранения и преодоления формально-логических противоречий // Проблемы юридической техники : сборник статей / под ред. В. М. Баранова. Нижний Новгород, 2000. С. 110.