Что является официальным?

кредитование кассовый депозитный банк

Все операции банков (расчетные, кассовые, кредитные и др.) совершаются в банке и отражаются в бухгалтерском учете на основании расчетно-кассовых документов, оформленных в установленном законодательством порядке.

Расчетно-кассовые документы поступают в банк от клиентов, от других банков, а также составляются в банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить их законность и осуществлять банковский контроль.

Все расчетно-кассовые документы по характеру отражаемых операций подразделяются на:

— кассовые;

— мемориальные;

— внебалансовые.

Кассовые документы используются при оформлении операций, регламентированных нормативными правовыми актами Национального банка по ведению кассовых операций в банках Республики Беларусь.

Мемориальными документами производится оформление безналичных операций банка и его клиентов.

К мемориальным документам (бумажным или электронным) относятся расчетные документы, мемориальные ордера.

Мемориальные документы применяются для совершения и отражения в бухгалтерском учете операций банка и клиентов по безналичному перечислению средств в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка. Мемориальными ордерами также оформляются внутрибанковские операции.

Внебалансовыми документами оформляются все операции по внебалансовым счетам. К внебалансовым документам относятся приходные и расходные внебалансовые ордера.

При оформлении расчетно-кассовых документов должны соблюдаться следующие требования:

— при составлении расчетно-кассовых документов используются формы документов, изготовленные типографским способом либо составленные с использованием технических средств;

— расчетные документы (бумажные или электронные) должны оформляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка по осуществлению безналичных расчетов;

— документы по кассовым операциям должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Национального банка по ведению кассовых операций в банках;

— для осуществления валютных операций представляются документы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами Национального банка;

— денежные чеки и первые экземпляры расчетных документов, представляемые в банк клиентами, должны иметь подписи уполномоченных лиц и оттиск его печати, соответствующие карточке с образцами подписей и оттиска печати;

— исправления в расчетно-кассовых документах не допускаются;

— расчетно-кассовые документы составляются в количестве экземпляров, достаточном для совершения бухгалтерских записей по всем затронутым данной операцией лицевым счетам.

Банк отказывает клиенту в приеме расчетно-кассовых документов, если данные документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Беларусь либо когда удостоверение прав распоряжения счетом вызывает у банка сомнение.

Расчетно-кассовые документы, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должны иметь:

? контировку, то есть обозначение номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись;

? дату проводки;

? подпись ответственного исполнителя, а по операциям, подлежащим дополнительному контролю, — подпись контролера.

Электронные мемориальные документы удостоверяются электронной цифровой подписью соответствующих работников.

Предоставление работникам банка права единоличной или контрольной подписи на расчетно-кассовых документах оформляется приказом (распоряжением) руководителя банка с указанием:

— фамилии, имени, отчества должностного лица;

— наименования должности;

— характера предоставленного права подписи.

На основании вышеуказанного приказа (распоряжения) оформляются образцы подписей. Образцы подписей заверяются подписями руководителя банка и главного бухгалтера банка и печатью банка.

Право единоличной подписи на расчетно-кассовых документах предоставляется ответственным исполнителям.

Право контрольной подписи на расчетно-кассовых документах, подлежащих дополнительному контролю, имеют все ответственные исполнители, на которых возложено оформление операций в банке, а также по должности руководители и главные бухгалтеры банков, их заместители.

Образцами подписей работников банка с указанием характера подписи (единоличная или контрольная) снабжаются все работники, проверяющие и отражающие документы в бухгалтерском учете.

Контролеры должны пользоваться своими экземплярами образцов подписей работников банка, а также образцов подписей и оттисков печатей на документах, представляемых клиентами.

Контролерам запрещается пользоваться теми же экземплярами образцов подписей и оттисков печатей клиентов и образцов подписей работников банка, которыми пользуются ответственные исполнители.

Главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, обеспечивает своевременное внесение изменений в образцы подписей работников банка. Один комплект образцов подписей работников банка обязательно находится у главного бухгалтера для учета лиц, которым предоставлено право той или иной подписи на расчетно-кассовых документах.

Предоставление права контрольной подписи тому или иному должностному лицу не исключает возможности выполнения этим лицом (кроме главного бухгалтера) функций ответственного исполнителя по определенному кругу операций. В таком случае им контролируются документы по операциям, выполняемым другими работниками банка.

Должностное лицо банка, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой по этому документу бухгалтерской операции в банке.

Ответственные исполнители, которые подписали какой-либо расчетно-кассовый документ, не имея на то права, отвечают за этот проступок в дисциплинарном порядке, а при наличии в их действиях состава преступления привлекаются к уголовной ответственности. В таком же порядке несут ответственность ответственные исполнители, имеющие право подписи, в случае превышения ими своих полномочий.

Подписями ответственных исполнителей оформляются экземпляры документов, которые предназначены для хранения в банке в качестве оправдательных по совершенным операциям, а также экземпляры, подлежащие приложению к выпискам по счетам клиентов и отправляемые по межбанковским расчетам в другие банки.

Подвергаются дополнительному контролю расчетно-кассовые документы:

— по операциям с ценными бумагами;

— по размещению денежных средств банка во вклады (депозиты) и долгосрочные финансовые вложения;

— по операциям с текущими (расчетными), вкладными (депозитными), ссудными и другими счетами физических лиц;

— по возврату средств, привлеченных банком во вклады (депозиты);

— по списанию суммы неустойки (штрафа, пени), не взысканной одновременно с основным платежом;

— по перечислению средств с субсчетов;

— по операциям с основными средствами, нематериальными активами, материалами;

— по операциям финансовой аренды (лизинга);

— по суммам до выяснения;

— по транзитным счетам;

— по выданным гарантиям, поручительствам;

— по операциям с дебиторами банка;

— по операциям с бланками строгой отчетности;

— по доходам;

— по расходам, в том числе будущих периодов;

— по другим счетам и операциям на основании отдельных решений банка.

Подвергаются дополнительному контролю операции по выдаче расчетных чеков, чеков из чековых книжек, банковских пластиковых карточек.

Результат произведенной проверки удостоверяется подписью контролера на расчетно-кассовых документах.

Порядок осуществления дополнительного контроля по кассовым операциям определяется нормативными правовыми актами Национального банка по ведению кассовых операций в банках.

Контрольную подпись главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, должны иметь расчетно-кассовые документы:

? по операциям с фондами банка;

? по операциям с иностранной валютой;

? по операциям с драгоценными металлами, драгоценными камнями;

? по операциям использования прибыли;

? по операциям списания долгов в убыток;

? по операциям закрытия текущих (расчетных) счетов;

? по операциям исправления допущенных ошибок в бухгалтерском учете.

При совершении безналичных банковских операций должны соблюдаться основные правила документооборота и контроля.

Ответственный исполнитель, ведущий дебетуемый счет, принимает документы к проводу после проверки правильности оформления документов, в том числе по платежным поручениям и денежным чекам — соответствия подписи и оттиска печати заявленным образцам подписи и оттиска печати, и возможности списания суммы со счета. В удостоверение этой проверки ответственный исполнитель подписывает документ и его копию (копии), предварительно убедившись в их тождестве.

Кассовые расходные операции, выполняемые ответственными исполнителями, контролируются централизованно контролером. Контроль кассовых расходных операций должен быть организован так, чтобы была исключена возможность:

— оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттисками печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из чековой книжки, не принадлежащей данному клиенту;

— поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих ответственных исполнителей и контролера банка;

— внесения исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.

Документооборот и контроль по кассовым расходным операциям осуществляются в следующем порядке.

Ответственный исполнитель, принявший денежный чек или другой расходный денежный документ:

— убеждается в законности операции и возможности ее совершения по состоянию счета;

— проверяет оформление документа в соответствии с правилами совершения данной операции;

— сличает подписи и оттиск печати клиента на денежном чеке, а также номер денежного чека с номером, записанным в карточке образцов подписей и оттиска печати по счету чекодателя;

— подписывает документ;

— выдает получателю денег контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера для предъявления в кассу;

— направляет документ ответственному исполнителю, на которого возложен контроль кассовых расходных операций.

Контролер проверяет:

¦ правильность заполнения денежного чека или расходного кассового ордера;

¦ соответствие подписей и печати клиента образцам, представленным банку, соответствие номера представленного денежного чека номерам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати;

¦ наличие на оборотной стороне денежного чека разрешительной подписи на оплату денежного чека ответственного исполнителя и соответствие данной подписи образцам подписей работников банка, подписи получателя денег;

¦ подписывает документ;

¦ регистрирует документ в кассовом журнале по расходу;

¦ передает документ в кассу.

Порядок направления контролером кассовых расходных документов в кассу для оплаты устанавливается главным бухгалтером банка.

В конце операционного дня производится сверка кассовых оборотов, приведенных в справке кассира, с записями в кассовом журнале контролера. Сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале и контролера на справке кассира.

Документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу.

При приеме денег заполняется приходный кассовый документ и передается контролеру, который, проверив правильность заполнения документа, подписывает его, делает запись в кассовом журнале по приходу и передает документ в кассу в порядке, установленном главным бухгалтером банка.

В конце операционного дня производится сверка кассовых оборотов, приведенных в справке кассира, с записями в кассовом журнале контролера. Сверка оформляется подписями кассира в кассовом журнале и контролера на справке кассира.

В банке информация, предназначенная для обработки, должна проходить проверку на правильность оформления расчетно-кассовых документов и наличие необходимых подписей.

Банк должен организовывать и осуществлять внутренний контроль, соответствующий характеру и масштабам проводимых бухгалтерских операций.

Контроль осуществляется при открытии счетов, приеме расчетно-кассовых документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.

По операциям, требующим дополнительного контроля, бухгалтерские записи совершаются на основании расчетно-кассовых документов, имеющих подпись контролера. Оформление расчетно-кассового документа и его проверка удостоверяются подписями ответственного исполнителя и контролера, а в необходимых случаях — подписями других должностных лиц.

Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской работы возлагаются на главного бухгалтера (лицо, его заменяющее).

Руководитель банка или лицо, им уполномоченное, обязаны обеспечить контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков с тем, чтобы исключить возможность их утери или использования не по назначению.

Рабочие места сотрудников банка должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печатям, штампам, документам и бланкам банка, к автоматизированным рабочим местам сотрудников банка.

Обязательной и неотъемлемой частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль.

При проверках контролируется правильность учета и оформления надлежащими документами совершенных операций.

В процессе последующих проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета и приниматься меры к устранению недостатков.

Периодичность последующих проверок устанавливается главным бухгалтером банка.

Результаты последующих проверок должны оформляться справками. Руководитель банка или лицо, им уполномоченное, обязаны рассмотреть составленную справку и принять необходимые меры для устранения отмеченных недостатков.

Главный бухгалтер обязан осуществлять контроль за устранением недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку.

Качественное управления банком в условиях постоянного совершенствования законодательства, усложнения целевых ориентиров деятельности банка, возникновение ранее неучтенных рисков, наличие развитой подведомственной сети требует системного подхода к организации внутри банковского контроля.

Внутренний контроль — это процесс, осуществляемый руководством банка и сотрудниками всех уровней. Это не только и не столько процедура или политика, которая осуществляется в определенный отрезок времени, сколько процесс, который постоянно идет на всех уровнях внутри банка.

Процесс внутреннего контроля, который исторически служил в качестве механизма для минимизации случаев мошенничества, хищений или ошибок, приобрел более широкий характер, охватив все разнообразные риски, связанные с деятельностью банковских учреждений. Эффективный процесс внутреннего контроля играет важнейшую роль способности банка выполнять поставленные цели и сохранять финансовую жизнеспособность.

Внутренний контроль состоит из пяти взаимосвязанных элементов:

— управленческий контроль и культура контроля;

— выявление и оценка риска;

— осуществление контроля и разделение полномочий;

— информация и взаимодействие;

— мониторинг и исправление недостатков.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы посредством создания и реализации определенных контрольных процедур, правил, политик и норм поведения.

Предварительный контроль используется в трех ключевых областях — кадровой, финансовой и материальной.

Предварительный контроль в области кадров достигается путем тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей, и отбора из числа кандидатов наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов.

В области финансовых ресурсов основным средством предварительного контроля является бюджет. Контроль в данной области включает предварительный анализ необходимости и эффективности проводимых операций путем определения оптимальных средств и методов для их выполнения с целью избежания либо минимизации возможных потерь.

Предварительный контроль в области материальных ресурсов состоит в обеспечении банка необходимой техникой, оборудованием, современными компьютерными системами и т.д.

Текущий контроль за совершаемыми операциями и сделками, соблюдением процедур санкционирования операций и установленного документооборота осуществляется в течение операционного дня банка, в процессе исполнения работниками возложенных на них обязанностей.

Текущий контроль проводится для предупреждения фактов отклонений от требований действующего законодательства и нормативных актов, своевременного и достоверного отражения операций в бухгалтерском учете, обеспечения целевого использования средств и сохранности имущества банка.

Порядок осуществления текущего контроля устанавливается банком самостоятельно в соответствии со спецификой решаемых задач, при безусловном соблюдении законодательства Республики Беларусь и нормативных актов Национального банка, и отражается в локальных нормативных правовых актах, операционных процедурах и графиках документооборота.

Составной частью текущего контроля является дополнительный контроль. Перечень операций, подлежащих обязательному дополнительному контролю, регламентирован нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь (Правила №288, Правила организации кассовой работы в банках Республики Беларусь от 27.12.2001г. №345). Данный перечень операций может быть расширен и дополнен контрольными функциями, закрепленными в локальных нормативных правовых актах банка, должностных инструкциях работников и (или) в приказах (распоряжениях) руководства банка (учреждения банка).

Последующий контроль осуществляется после завершения сделок и операций. В процессе последующего контроля проверяется обоснованность и правильность совершения операций, соблюдение установленного порядка документооборота, соответствие выполняемых работниками обязанностей их должностным инструкциям, анализируется распределение обязанностей между работниками, выявляются нарушения и недостатки, выясняются причины их образования и определяются меры по их устранению, корректируются планируемые и прогнозируемые показатели.

Проведенный контроль должен быть соответствующим образом документирован. Подтверждением предварительного и текущего контроля является подпись лица, проводящего контроль, на проверенном им документе. В подтверждение проведения последующего контроля составляется надлежащий документ (справка, акт, форма, отчет и т.п.) с обязательной удостоверяющей подписью контролирующего работника и отметкой о рассмотрении результатов контроля руководителем банка (учреждения банка) или лицом, им уполномоченным.

Программное и техническое оснащение рабочего места сотрудника банка обеспечено компьютером, на котором установлен необходимый программный пакет для выполнения соответствующих функций. Так, в стандартный программный пакет входит пакет программ MicrosoftOffice далее, в зависимости от специализации работника могут быть установлены: АРМ «Операционный день», «Клиент-банк», «Последующий контроль», «Кредитный портфель», «Коммунальный бухгалтер», и т.п. Каждый ответственный исполнитель имеет доступ к справочной правовой системе «Консультант плюс» и базе локальных правовых актов ЗАО «Идея Банк».

Поскольку банк состоит из множества отделов, занимающихся ведением и учетом различных по сути операций, это накладывает определенные требования и ограничения на автоматизацию документопотока в рамках каждого отдела.

Обслуживание клиента в банке осуществляется в отведенный отрезок времени, называемый операционным временем. В этот период банк осуществляет основные операции по обслуживанию клиента. Операционное обслуживание происходит в рамках рабочего дня, который часто в системах автоматизации называется операционным днем.

В автоматизированных банковских системах учет операций ведется в нескольких областях: балансовые операции, внебалансовые операции, срочные операции, операции доверительно управления и т.д. Эти области могут быть разделены внутри себя по типу генерируемых в них документов. К примеру — на внебалансе отражается задолженность клиента — картотеки неоплаченных документов, которые затем списываются в баланс, то есть данная часть области внебаланса связана с балансовой областью.

Поскольку банк ведет учет операций на счетах клиентов, которые могут быть открыты в различной валюте, то предусматривается автоматизация переоценки остатков счетов в отличной от рублей валюте, связанной со сменой курса валюты, а также возможность представления остатка счета в любой из известных валют. Например, все остатки на всех счетах представить в долларах США, евро или рублях.

Все банки обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов и отчетности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Ответственность за организацию хранения документов бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель банка.

Приказом (распоряжением) руководителя банка должны быть определены места для хранения документов, назначены лица, ответственные за обеспечение их сохранности, которые под роспись знакомятся с действующим в банке порядком хранения документов.

На случай чрезвычайных обстоятельств должны быть разработаны и утверждены руководителем банка инструкции, определяющие порядок и очередность выноса документов в безопасные места.

Лица, на которых возложено хранение документов, обязаны обеспечить их полную сохранность.

Мемориальные документы в бумажном виде хранятся подшитыми за каждый рабочий день в отдельных папках. Формирование их производится ответственным исполнителем, на которого возложены эти функции.

Кассовые журналы по приходу и расходу кассы в документы дня не подшиваются, а хранятся отдельно.

Хранение электронных мемориальных документов осуществляется за каждый банковский день в отдельных файлах при выполнении требований законодательства Республики Беларусь в сфере обращения электронных документов.

Структура и содержание файлов должны соответствовать требованиям по формированию мемориальных документов в бумажном виде.

При этом в папку с мемориальными документами в бумажном виде за текущий день помещаются справки, подписанные ответственным исполнителем и главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным, о суммах документов в разрезе балансовых счетов по дебету и кредиту, хранящихся в файлах с электронными мемориальными документами, а также наименования данных файлов.

Все документы бухгалтерского учета до их сдачи в архив банка должны храниться в текущем архиве бухгалтерии, который находится в ведении специально выделенного работника. Архив должен быть оборудован стеллажами и обеспечивать сохранность документов. Доступ посторонних лиц к документам, хранящимся в архивах, должен быть ограничен.

Из-за недостатка мест в текущем архиве банка документы могут храниться в бухгалтерии в несгораемых сейфах или железных шкафах под ответственностью работника, на которого возложены функции обеспечения сохранности документов.

Добрый день! Вопрос. Обвиняют по ст. 327 ч. 1, якобы подделал доверенность для получения наложенных платежей на почте РФ , доверенность составлена от физического лица другому физическому лицу заверенная печатью ООО, в котором оба не работают. По данной доверенности сотрудник почты выдал деньги, после чего полиция задержала и предъявила обвинение. На следствие в показаниях начальника почты РФ есть «данная доверенность заполнена не верно, заверена должна быть нотариально либо глав врачом мед учреждения, выдавать деньги по такой доверенности запрещено» Вопрос может ли такая доверенность являться официальным документом ? Есть ли где то описание что является официальным документом и если не является официальным документом — в чем состав преступления?

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день!

Согласно ст.ст.185, 186 Гражданского кодекса, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Доверенности от имени малолетних (статья 28) и от имени недееспособных граждан (статья 29) выдают их законные представители.

Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя.

Письменное уполномочие на получение представителем гражданина его вклада в банке, внесение денежных средств на его счет по вкладу, на совершение операций по его банковскому счету, в том числе получение денежных средств с его банковского счета, а также на получение адресованной ему корреспонденции в организации связи может быть представлено представляемым непосредственно банку или организации связи.

Правила настоящего Кодекса о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.

В случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно.

Правила настоящей статьи соответственно применяются также в случаях, если доверенность выдана несколькими лицами совместно.

Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены администрацией этой организации или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий или на получение корреспонденции, за исключением ценной корреспонденции, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Такая доверенность удостоверяется бесплатно.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

Согласно ч.1 ст.327 Уголовного кодекса, подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков —
наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно п.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1671-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шишкина Виталия Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации», употребленный в оспариваемой В.Ю. Шишкиным норме термин «официальный документ», как и всякое оценочное понятие, наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этого законодательного термина в правоприменительной практике. Поэтому само по себе то, что в Уголовном кодексе Российской Федерации не содержится определение понятия «официальный документ», в том числе для целей его статьи 327, не может расцениваться как неопределенность уголовно-правового запрета и основание для произвольного применения данной статьи.

Таким образом, доверенность на получение работником корреспонденции от имени организации может быть удостоверена в данной организации. Доверенность на получение денежных средств от имени физического лица должна быть удостоверена нотариально либо иным приравненным способом. В законодательств понятие «официальный документ» является оценочным, решение о об отнесении того или иного документа к официальным зависит от обстоятельств дела.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Меморандум о намерениях — предварительный, не имеющий юридической силы документ, который предваряет контракты. Составляется он перед поглощением/слиянием, инвестированием, служит закреплению достигнутых при переговорах договоренностей по будущим контактам.

В англоязычной литературе чаще применяется другой термин — письмо о намерениях. LOI, или Letter of intent, в отличие от принятого в русскоязычной среде, содержит более обобщенные указания. Автор такого документа заявляет о том, что планирует:

  • закупить товар (определенное количество) — с указанием примерных условий;
  • подписать контракт;
  • купить/продать акции;
  • инвестировать средства в объект;
  • полностью либо частично войти в управление предприятием.

К целям такого документа относят обозначение условий соглашения:

  • количества продукции;
  • качества и характеристик приобретаемых товаров;
  • условий доставки;
  • стоимости, при которой сторона соглашается на сделку.

К целям также относят предоставление данных о покупателе, вплоть до реквизитов, обеспечение гарантий, уведомление о прочих намерениях по завершении сделки либо исполнении конкретного договора.

Случаи использования меморандума о намерениях

Оптимально использовать меморандум на этапе оценки предложений и выбора предполагаемого инвестора или продавца/покупателя. Стороны могут после анализа полученных предложений, согласования критериев сделки (сроков, условий, стоимости) и проведения проверок (Due Diligence) получить окончательные предложения и выбрать конкретного инвестора либо покупателя.

После этого заключается меморандум о намерениях (LOI), в других случаях его заменяет договор об условиях кредитования, так называемый term-sheet. На последний этап, включающий формирование и подписание меморандума, уходит в среднем 2–4 недели.

Такой документ позволяет:

  • фиксировать намерения сторон;
  • оформить конкретные параметры сделки (инвестирования, поглощения/слияния);
  • дать время и возможность по завершении переговоров изучить договоренности и принять окончательное решение;
  • формализовать и перенести в документальный вид устные договоренности.

Особенности документов

Имеют хождение одновременно несколько типов документов: LOI (письмо о намерениях), MOU (протокол о намерениях, memorandum of understanding), договор о намерениях (более четкий и содержащий более точное описание предмета договора, фактически — предварительный договор).

Письмо о намерениях фиксирует намерения сторон в случае инвестирования в объект, слияния и поглощения компаний. LOI никогда не становится юридически обязывающим, он лишь перечисляет условия и порядок сделки, примерные ее сроки. Если одна из сторон — банковская организация, такое письмо заменяют на Условия кредитования (Term Sheet). Важно: LOI подписывается обеими сторонами.

Второй вариант подписывается после проведения Due Diligence, практически обязательной стадии венчурного инвестирования. Деятельность компании всесторонне изучается, а аспекты деятельности выявляются как на основании предоставленного бизнес-плана, так и из меморандума о продажах. После этого подписывается юридический документ — Memorandum of understanding, или MOU. Меморандум о понимании также указывает условия соглашения, обязанности сторон, требования. По факту это разумная документальная форма «джентльменского соглашения». В меморандуме намечают совместные действия и определяют их порядок и согласованность.

Ни один вид меморандума (о намерениях, предварительный, письмо) не требует обязательного исполнения (не включает юридически обязательных норм).

Основные причины подписания меморандума о намерениях

Обоснований для применения документа несколько, основных — два.

  1. Фиксация конкретных договоренностей (границы цены, неподходящие варианты, порядок совместных действий).
  2. Психологический аспект (страх сторон потерять репутацию, если условия были изменены / не выполнены).

Юридическая сторона вопроса

Не стоит рассчитывать, что соглашение/письмо/договор/меморандум о намерениях позволит принудить вторую сторону подписать соглашение или совершить сделку. Обязательства в документе не указываются. Кроме того, письменный документ не имеет четкого описания и подкрепления в законодательстве. Гражданский кодекс РФ вовсе не описывает такой ситуации, помимо указания на предварительный договор. ГК РФ содержит лишь описание такого договора, согласно которому стороны обязуются в будущем совершить определенное действие (заключить сделку). В ст. 429 ГК РФ указываются возможные в будущем:

  • передача имущества;
  • выполнение работ / оказание услуг.

При этом условия сделки берутся из предварительного договора. Если же сторона или обе стороны уклоняются от сделки, рекомендуется применение норм из п. 4 ст. 445. Однако соглашение или меморандум о намерениях не равняется предварительному договору (ст. 431, где указано, что опираться в подобном документе нужно на однозначность выражения обязательности заключения договора после меморандума или прочего предварительного документа).

В итоге единственный описанный ГК РФ инструмент — так называемый предварительный договор, однако он служит гарантией обязательного совершения сделки, поэтому не является прямым аналогом меморандума о намерениях.

Возврат к списку

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

НАУКА: ТЕОРИЯ ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ: ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ?

ДИАНА ГЕННАДЬЕВНА СМИРНОВА

Магистрант кафедры теории и истории государства и права Юридического факультета Ленинградского государственного

университета им. А. С. Пушкина, e-mail: dbarkova@mail. ru

Исследуются значения терминов «юридическая сила» и «юридическое значение». Приводятся правовые нормы, в которых используются данные понятия.

Ключевые слова: документ, юридический документ, официальный документ, юридическая сила, юридическое значение

В российском законодательстве отсутствует определение термина «юридический документ». На данный момент это абстрактное понятие, к которому относят любой документ, имеющий хоть какое-либо отношение к правовой сфере. Но границы данного понятия определить сложно, ибо есть сомнения в необходимости его существования. Зачастую юридический документ считают документом, имеющим правовое значение. Однако это определение никак не раскрывает содержания понятия и его признаки, так как правовое значение имеют и нормативный правовой акт, и договор дарения, и паспорт гражданина, и учебник по правовой дисциплине. Этот вопрос становится актуальным и в связи с введением в правовой сфере электронных документов и развитием электронного документооборота.

Для начала необходимо разобраться в таких терминах, как «юридическая сила» и «юридическая значимость», применяемых по отношению к юридическим документам.

ГОСТ Р 7.0.8-20131 содержит определения следующих понятий: документ — зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; юридическая сила документа — свойство официального документа вызывать правовые последствия; юридическая значимость документа — свойство документа выступать в качестве подтверждения деловой деятельности либо событий личного характера.

Key words: document, legal document, official document, legal force, legal significance

Как видим, и юридическая сила, и юридическая значимость — это прежде всего свойства документов. Но различие данных свойств существенно: если в первом случае документ по сути является юридическим фактом, влечет юридические последствия, и его несомненно можно назвать юридическим документом, то во втором случае документ лишь подтверждает какие-либо обстоятельства деловой деятельности или личного характера. Из дефиниции юридической значимости следует, что документ, обладающий этим свойством, не порождает юридических последствий, а лишь подтверждает обстоятельства, которым в определенной ситуации придается статус юридических. Возникает вопрос: является ли юридическим документ с таким свойством? И если является, то может ли это служить критерием классификации юридических документов?

Еще одно различие в указанных понятиях: говоря о юридической силе, следует иметь в виду только официальные документы, в то время как юридическая значимость может относиться к любому документу. По ГОСТу официальный документ — это документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке.

Таким образом, в Государственном стандартом четко разграничены документы, которым можно придать статус юридических или имеющих юридическую силу, тем самым содержание такого документа связывается с деятель-

НАУКА: ТЕОРИЯ ПРАВА

2015. № 1

ностью государства. У юридически значимых документов таких рамок нет, следовательно, свойство «юридическая значимость» придается документу в процессе его использования и зависит от конкретной ситуации. Неясно, нужно ли относить данные документы к юридическим, ведь тогда возникает проблема их классификации в связи с невозможностью предусмотреть все ситуации, в которых документу можно придать свойство юридической значимости. Очевидно лишь то, что документ, имеющий юридическую силу, — это юридический документ. Открытым остается вопрос включения в понятие «юридический документ» свойства юридической значимости.

Такие выводы можно сделать, исходя из текста ГОСТ Р 7.0.8-2013. Однако, на мой взгляд, также необходимо рассмотреть, в каком контексте используются эти два понятия. Из анализа нормативных правовых актов видно, что понятия «юридическая сила» и «юридическая значимость» встречаются примерно в 50 источниках.

Понятие «юридическая сила» чаще всего связано с выражением «юридическая сила решения». Приведем примеры:

ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»2 (ст. 79 «Юридическая сила решения»);

ФКЗ от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме РФ»3 (ст. 83 «Вступление в силу и юридическая сила решения, принятого на референдуме»);

ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»4 (ст. 73 «Юридическая сила решения, принятого на референдуме»);

КоАП РФ (ст. 29.1.3 «Доказательства, полученные на территории иностранного государства… пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса»);

ФЗ от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»» (пп. 1 и 2 ст. 12: «Документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС «Выборы» в соответствии с федеральными законами, приобретает юридическую силу после его подписания соответствующими должностными лицами… Электронный документ, подготовленный с использованием ГАС «Выборы»», приобретает юридическую силу после его подписания электронными подписями соответствующих должностных лиц).

Из примеров видно, что понятие «юридическая сила» применяется к конкретным видам документов и носит субъектный характер, установленный государством. Иными словами, только определенные государством документы могут

иметь свойство юридической силы и, следовательно, являться юридическим документами. Таким образом, одним из признаков юридического документа может служить его государственно-властный характер.

Понятие «юридическая значимость» наиболее часто встречается в конструкции «юридически значимые факты или действия»: гл. 27 АПК РФ и гл. 28 ГПК РФ; ГК РФ (ст. 1651: «Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сдел-

Только определенные государством документы могут иметь свойство юридической силы и, следовательно, являться юридическим документами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю»);

информационное письмо Президиума Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2004 г. № 76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение»5 («Заявитель должен доказать, что факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и отсутствует возможность получить или восстановить удостоверяющие факт документы»).

Проанализировав законодательство, можно сделать вывод, что понятие «юридическая значимость» носит процессуальный характер, а документ признается юридическим в результате определенных действий и при доказанности его юридической значимости. Таким образом, остается открытым вопрос, можно ли юридически значимые документы включать в состав юридических документов? Вопрос этот представляется довольно сложным, так как влечет за собой проблему классификации юридических документов и в связи с этим требует дальнейшего исследования.