Cpt инкотермс 2017 условия поставки

Перейти на список всех условий Инкотермс

При осуществлении международной торговли стороны внешнеэкономической деятельности руководствуются правилами Инкотермс в редакции 2010 года. До 1 января 2011 года действовали термины Инкотермс 2000. Если в 2017 году предстоят импорт или экспорт, нужно будет ориентироваться на правила, принятые семь лет назад.

Всего в новой редакции количество терминов составляет 11 вместо 13 в предыдущей версии Инкотермс. Есть новые обозначения: DAT, регламентирующий поставку продукции на терминале, и DAP, который определяет доставку товара до пункта назначения. О последнем термине и пойдет речь в нашей статье.

Что означает DAP: расшифровка

Термин DAP буквально расшифровывается как «Delivered at Place» и означает поставку товара в место назначения, если выразить простыми словами. Он может использоваться независимо от того, какой способ перевозки был выбран. Это могут быть доставка на одном транспортном средстве или мультимодальная логистика. В качестве средства перевозки могут выступать и воздушное судно, и морское судно, а согласованного места – аэропорт в Москве, например, или порт в Новороссийске или в Калининграде. Так, во внешнеторговом договоре поставки из Китая в Россию местом назначения можно указать Владивостокский морской рыбный порт. В контракте указывается точный адрес: 690012, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Берёзовая, дом 25.

Термин DAP заменил собой термин DES, обозначающий поставку на судне и фигурировавший в Инкотермс 2000 года.

По условиям доставки DAP товар предоставляется покупателю в условленном месте. Он должен быть готовым для разгрузки.

На продавца возлагаются расходы по доставке продукции до места назначения. Таможенная очистка и уплата пошлин – обязанность покупателя.

Базис и условия поставки DAP

Базисные условия DAP согласно толкованию Инкотермс 2010 строятся на том, что обязательства продавца завершаются после поставки в место назначения. Товар должен быть упакован и промаркирован, пройти экспортные процедуры.

Договор с перевозчиком заключает продавец. Тем не менее покупателю стоит ознакомиться с маршрутом, используемыми в пути транспортными средствами, т.к. расходы на доставку в конечном счете ложатся на его плечи.

Согласно условиям поставки, ввозные пошлины уплачиваются импортером. Он также должен самостоятельно обеспечить таможенную очистку продукции.

По условиям DAP, все расходы, кроме уплаты импортных пошлин и таможенной очистки в стране ввоза, до доставки товара места назначения несет экспортер.

Отличие DAP от DDP

Близким по значению к термину DAP является термин DDP. Разница заключается лишь в том, что на продавца дополнительно возлагаются обязательства и расходы по выполнению таможенных процедур в стране, куда ввозится товар. Значит, покупатель ставится в еще более выгодное положение.

Отличие DAP от DAT

Таким же новым условием договора по правилам Incoterms 2010 является термин DAT. Он отличается от базиса DAP тем, что доставка груза выполняется до терминала. В случае с DAP, как мы рассмотрели, товар доставляется до конкретной точки.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Обязанности и риски сторон

Базисные условия термина DAP четко разграничивают обязанности и риски участников внешнеэкономической деятельности.

Обязанности и риски продавца (поставщика)

Главная обязанность продавца – это поставка товара, соответствующего по своим характеристикам, количеству/объему указанным в договоре купли-продажи сведениям. Также вместе с продукцией предоставляются подтверждающие документы:

  • Коммерческий счет-фактура;
  • Лицензия на товар, если она необходима;
  • Сертификат соответствия (также при необходимости);
  • Иные свидетельства (о безопасности, экологичности и пр.), в том числе и нужный для транспортировки через границу третьих государств.

Экспортные лицензии и свидетельства продавец получает сам, за свой счет.

Так как экспортер обязан доставить товар до условленного места назначения, он должен заключить договор с перевозчиком. Маршрут выбирается стандартный, чтобы не допустить удорожания товара за счет дорогой услуги по перевозке.

Отдельно следует остановиться на договоре страхования груза. Ни у одной из сторон нет обязательства застраховать товар. Тем не менее и покупатель, и продавец должны быть заинтересованы в том, чтобы при утрате или порче товара получить компенсацию за него. Поэтому рекомендуется не упустить из виду этот пункт при заключении договора купли-продажи и все же определиться со страховой компанией.

При поставке на условиях DAP на продавца возлагаются следующие расходы:

  • Упаковка и маркировка груза;
  • Его погрузка и транспортировка до места назначения;
  • Выполнение экспортных таможенных формальностей;
  • Оплата пошлин при вывозе товара;
  • Получение лицензий, свидетельств, разрешений, сертификатов и пр.;
  • Расходы при транспортировке через территории третьих стран.

По прибытии товара в место назначения продавец извещает об этом покупателя и предоставляет ему транспортные документы, подтверждающие факт поставки груза:

  • Оборотный коносамент;
  • Морскую накладную;
  • Воздушную накладную;
  • Накладную, подтверждающую транспортировку на автомобиле или по железной дороге и пр.

Продавец помогает покупателю получить все необходимые документы в своей стране, если они нужны импортеру, а также должен представить всю информацию для страхования груза.

Обязанности и риски покупателя

Несмотря на то, что по условиям поставки DAP покупатель оказывается в выигрышном положении, и у него есть ряд обязательств, которые он должен выполнить, например, оплатить полную сумму за товар согласно договору купли-продажи.

Помимо этого, импортер обязан своевременно принять товар в месте назначения, осуществить отгрузку, иначе он понесет дополнительные расходы за аренду склада или задержку транспортного средства. Рекомендуется внимательно подойти к вопросу определения даты или периода поставки, чтобы оценить свои возможности и не попасть на штрафные санкции из-за несвоевременной отгрузки.

Также покупателю нужно организовать таможенную очистку товара, уплатить госпошлину, получить импортную лицензию и разрешения, если это требуется для ввоза продукции, согласовать дату/период поставки.

Главное для импортера – вовремя принять груз и обеспечить его таможенную очистку.

Переход права собственности и рисков

Согласно условиям DAP, переход рисков за товар осуществляется по прибытии товара в место назначения и готовности его к выгрузке. Это при условии, что поставка выполнена без опозданий, а обе стороны внешнеторгового сотрудничества исполняют свои обязательства в полном объеме. Если же покупатель просрочил приемку товара и выгрузку, тогда по истечении согласованной даты все риски также переходят к нему.

После извещения должным образом продавцом покупателя о прибытии товара и передаче ему груза, документов на него экспортер может считать выполнившим свои обязательства.

Момент перехода права собственности имеет определяющее значение, если экспортером или импортером является российская компания. Его следует отдельно обозначить в договоре, т.к. правила Инкотремс 2010 указывают лишь момент перехода рисков и расходов. В ином случае переход права собственности будет определяться согласно ГК РФ, и моментом его возникновения будет считаться момент передачи груза от продавца к покупателю.

Определите отдельным пунктом в договоре условия, при которых переходит право собственности от экспортера к импортеру.Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Договор поставки на условиях DAP

Чтобы не упустить основные положения при поставках на условиях DAP, предлагаем воспользоваться образцом контракта. Документ можно бесплатно скачать по ссылке. В нем уже отражены необходимые пункты, и вам остается только подвести договор под особенности вашей поставки.

Цена на условиях DAP

В договоре купли-продажи указывается окончательная стоимость товара. Но цена DAP включает не только фактурные расходы на продукцию. Ее составляющими являются также следующие расходы:

  • Упаковка и маркировка товара;
  • Транспортировка груза от завода-изготовителя до места назначения;
  • Уплата экспортных пошлин;
  • Расходы при прохождении товара в стране-экспортере;
  • Расходы при прохождении груза через территории третьих государств;
  • Получение экспортных лицензий, разрешений, свидетельств и прочего.

Это еще не окончательные расходы. Учтите, что вам нужно заплатить импортную пошлину, пройти таможню, разгрузить товар, вывезти с места назначения, если товар не доставлен прямиком на склад покупателя. Только тогда можно посчитать, во сколько обошелся импорт.

В целом поставки на условиях DAP привлекательны для импортера. Они минимизируют риски покупателя, в то же время не загружая поставщика вопросами таможенной очистки груза.

Список всех правил Инкотермс

17 Сентября 2019, 14:55 6572 Азбука зернотрейдинга — что изменится в условиях поставок по базисам Инкотермс-2020?
Источник фото: Elevatorist.com

Условия поставки во всем мире определяются по международным правилам Инкотермс (Incoterms). Они признаны правительствами, юридическими компаниями и бизнесом по всему миру, и Incoterms® является товарным знаком Международной торговой палаты.

Сейчас для всех экспортеров и импортеров действуют правила Инкотермс-2010. Но в 2020 году, с 1 января, будут введены новые условия. На сайте Международной торговой палаты (ІCC) есть сообщение о том, что Инкотермс-2020 уже подготовлены. Перед тем, как новые правила начнут действовать, МТП проведет обучающие семинары. Также новые правила сейчас переводят на 27 различных языков.

«Национальные комитеты ICC также будут предлагать широкий спектр учебных занятий и дополнительных услуг, связанных с Incoterms® 2020 . На сегодняшний день это 10 стартовых мероприятий и более 130 учебных семинаров в 20 странах и более 60 городах мира», — сообщается на сайте.

По интернет-источникам мы собрали изменения, которые ожидают экспортеров в новых условиях Инкотермс-2020.

Для контейнерных перевозок изменятся условия FOB и CIF

FOB и CIF являются двумя очень старыми терминами Incoterms. Базис FOB использовался в Англии еще в конце XVIII века, а Международная торговая палата опубликовала этот термин в первом издании правил Инкотермс в 1936 году. Об условиях продаж на этих базисах мы рассказывали вам в предыдущем нашем материале этой серии, поэтому сразу перейдем к изменениям, которые ожидают отправителей и получателей зерна в контейнерах.

Базисы FOB и CIF сейчас действуют в редакции Инкотермс-2010 и определяют правила продаж зерна и прочих грузов, которые перевозят водным транспортом. По этим условиям груз должен быть размещен продавцом на борту судна навалом или же в упаковке. Но если контейнеры продавец передает перевозчику на терминале, а не судне, то по правилам Инкотермс-2010 должны тогда применяться условия FCA или CIP.

Термин FCA Инкотермс 2010 — «Free Carrier» (named place) переводится как «Франко перевозчик» (название места) и означает, что продавец выпустит в таможенном режиме экспорта товар, и передаст его указанному покупателем перевозчику в названном месте.

Но термины FCA или CIP большинство участников международной торговли — банкиры, экспортеры, импортеры, логисты и экспедиторы — не применяют. Поэтому в Инкотермс-2020 условия поставки FOB и CIF смогут использоваться для транспортировки контейнеров. Помимо этого, в новых правилах изменят страховые обязательства для продавцов и покупателей при условиях поставок CIF и CIP.

Базис FCA (Франко перевозчик) разделится на два базиса поставки

Базис FCA очень универсален и дает возможность использовать любой вид транспорта и любое место доставки груза. Это может быть магазин, склад, морской порт, аэропорт, или просто адрес продавца. В Инкотермс 2020 предполагается разделения базиса FCA на два термина — один для наземной доставки, а другой для морских контейнерных поставок.

Базис EXW (франко-элеватор, самовывоз) исчезнет из правил

Во многих странах условия поставки EXW используется компаниями исключительно для внутренней торговли и не применяется в международной. Кроме того, он противоречит новому Таможенному кодексу Европейского Союза, потому как ответственность продавца груза на этих условиях наступает после экспортного таможенного оформления.

Термин FAS тоже уберут из правил

Действующий базис поставки FAS Инкотермс 2010 расшифровывается как «Free Alongside Ship» (named port of shipment) и переводится следующим образом — «Свободно вдоль борта судна» (указанный порт отгрузки). Эти условия означают, что продавец выполнил поставку, разместив груз вдоль борта судна на причале в порту.

Базис поставки FAS в основном используют при экспорте сыпучих товаров — зерна и минералов. Покупатель должен оплатить фрахт судна, погрузить на него товар и разгрузить в порту доставки. Кроме того, покупатель проводит импортное таможенное оформление груза, оплачивает импортные пошлины и сборы, а потом везет груз к месту назначения.

Если же продавец передает покупателю зерно в порту в контейнерах на причалах, то тогда это будет базис FCA, о котором мы писали выше.

Появится новый термин CNI

Новые условия поставки CNI расшифровываются как «Cost and Insurance» и переводитяся «Стоимость и страхование». По этим условиям считается, что продавец выполнил поставку, когда он разместил застрахованный товар в порту отгрузки.

По новому правилу риски транспортировки и повреждения товара будут передаваться продавцом покупателю в порту отправления. В отличие от базиса FCA, условия поставки CNI будут включать стоимость международного страхования за счет продавца-экспортера, но не будут включать фрахт, как в CIF . Новые условия можно будет использовать между базисами FOB и CIF.

На основе термина DDP создают два новых базиса поставок DTP и DPP

Помните базис EXW, который у нас часто называют «Франко-элеватор»? По этому базису на продавца возлагаются минимальные обязанности. У EXW есть антипод — базис DDP, по которому продавец ответственен по-максимуму.

DDP Инкотермс-2010 расшифровывается как «Delivered Duty Paid» named place of destination и переводится «Поставка с оплатой пошлины» (указанное название места назначения). Это означает, что продавец проведет все экспортные и таможенные процедуры с грузом, привезет его в порт назначения и доставит покупателю куда тот захочет.

В новых правилах Инкотермс-2020 базис DDP будет удален. Его заменят на два новых:

DTP Инкотермс-2020 (расшифровывается как «Delivered at Terminal Paid», переводится «Доставка на терминале с оплатой пошлин». Это означает, что продавец несет ответственность за любые транспортные расходы с оплатой таможенных пошлин, и доставки товаров до терминала (порт, аэропорт или логистический центр) в стране назначения покупателя.

DPP Инкотермс-2020 (расшифровывается «Delivered at Place Paid», переводится «Доставка до места с оплатой пошлин») означает, что продавец несет ответственность за любые транспортные расходы с оплатой таможенных пошлин, и доставки товаров до какого-либо места, которое не является транспортным терминалом (например, по адресу покупателя).

Вот такие изменения ожидаются в условиях международной торговли с начала 2020 года. До вступления их в силу осталось совсем немного времени. А потом будем смотреть, насколько удобны и эффективны эти новшества окажутся.

Подготовила Майя Муха, Elevatorist.com

Итак, что же нового принесут Правила Инкотермс® 2020 в международную торговлю? Какие изменения ожидают бизнес с появлением новой редакции правил и что следует учесть при составлении контрактов?
Прежде всего напомню, что появление новой версии Правил не отменяют их предыдущую версию. То есть, для заключения новых контрактов вы можете смело работать с предыдущими версиями Инкотермс® (например, 2000 или 2010). Самое главное заключается в том, что следует взвешенно оценивать что вы находите и что теряете при этом. Проведем аналогию с покупкой нового Iphone после релиза: вы в тренде, с лучшим девайсом в «линейке» и вопрос перехода на новую модель – лишь вопрос времени. Для принятия решения по использованию конкретной версии правил, следует понимать на какие вопросы отвечают правила Инкотермс®, что они регулируют и какие функции выполняют.
Применение Правил Инкотермс для внешнеэкономических контрактов и внутренней торговли регулирует следующие моменты:

  • Распределение ответственности и обязательств сторон: Кто за что отвечает в взаимоотношениях по поставке товара между продавцом и покупателем (оплата перевозки, страхование груза, подготовка транспортных документов, выполнение таможенных формальностей и т.д.).
  • Момент распределения рисков: где и когда продавец поставляет товары, в какой момент наступает переход ответственности за безопасную доставку.
  • Распределение затрат: какая из сторон несет ответственность и какие затраты, касающиеся поставки товаров (транспортировка груза в назначенное место, упаковка товара, погрузка в транспортное средство/выгрузка в пункте прибытия).

Ошибочно предполагать, что правила Инкотермс® касаются момента перехода права собственности на товары, могут действовать сами по себе и смогут заменить по своей сути внешнеэкономический договор. Правила разработаны с возможностью их применения для любого товара, поставляемом в любом виде (упакованный на паллету, насыпной в ж/д вагон или наливной в автоцистерну)
Для однозначного толкования применения правил Инкотермс® 2020 в своих внешнеэкономических контрактах следует принимать во внимание такие моменты:

  1. При ссылке в контракте на условия поставки согласно конкретных правил Инкотермс®, следует четко указывать «год выпуска» правил. Удаление «2020 года» может вызвать ненужные сомнения относительно того, какая версия правил использовалась и что входило в обязательства продавца и покупателя.
  2. В новой версии правил Инкотермс® 2020 появился значок торговой марки. Так, International Chamber of Commerce, защищает свои авторские права. Несмотря на это, для ссылки на правила Инкотермс® в договоре купли-продажи нет необходимости использовать данный значок. Он применим для использования в целях, как например упоминание в данной статье, или в других случаях, которые обозначены на сайте ICC (www.iccwbo.org).
  3. Чтобы нивелировать риски и однозначно трактовать обязательства сторон в контракте, стоит указать максимально географически точно порт, место, пункт в зависимости от обстоятельств, в выбранных правилах Инкотермс®2020.

Таким образом, если стороны хотят, чтобы правила Инкотермс®2020 или в их другой редакции, например Инкотермс®2010 применялись к их контракту, необходимо это четко указать.
Ниже привожу список некоторых изменений в правилах Инкотермс®, которые ожидают бизнес в версии от 2020 года:

  • Термин FCA и бортовые коносаменты. Если коносамент нужен для оформления инкассо или документарного аккредитива, с указанием что товары помещены на борт судна – есть дополнительная опция по договоренности сторон, покупатель может дать инструкции своему перевозчику и выдать коносамент продавцу.
  • Теперь есть разные уровни страхового покрытия в правилах CIF/CIP. Использование разных оговорок для этих правил, что существенно отличает новую версию Инкотермс®2020 от предыдущих. В этом случае грамотно отобранная практика ведения внешней торговли позволила сформировать условие, идущее в ногу со временем в части страхования грузов.
  • Возможность организовать перевозку товара своим транспортом и покупателю, и продавцу для терминов группы D, а именно: DAP/DPU/DDP.
  • Исключение термина DAT и его замена на DPU в новой версии правил Инкотермс®2020 ( Delivered at place unloaded, Поставка в место с разгрузкой).
  • Включение требований, связанных с безопасностью к статьям о перевозке и затратах.

Независимо от того, какую версию правил вы будете использовать с нового года, продолжать использовать Инкотермс 2010 или идти в ногу со временем и применять для контрактов Инкотермс®2020, следует придерживаться простых «правил безопасности» ведения внешнеэкономической деятельности, выполнение которых сэкономит вашему бизнесу время, деньги и потраченные силы. При составлении договоров купли-продажи настоятельно рекомендую учесть такие моменты:

  • Фиксировать положением договора важные юридические и коммерческие вопросы фактического исполнения контракта, а именно, подробно указывать момент и место исполнения обязанностей сторон, и переход рисков.
  • Максимально точно указывать место поставки, в котором переходят риски потери и повреждения товара.
  • «Не придумывать» свои версии сокращенного/полного указания термина в контракте. Свежий случай из практики: вместо EXW | Ex Works в контракте указаны условия Ex-warehouse INCOTERMS 2010. Риск такой самодеятельности очевиден. В случае спора и с отсутствием четко прописанных обязательств сторон в контракте в части риска, затрат и момента перехода ответственности – шансы выиграть спор с максимальной выгодой для себя приравниваются нулю.
  • При заключении сделок, ссылаясь на любую редакцию правил Инкотермс, обязательно указать ее в договоре, потому что действовать правила Инкотермс будут только при наличии соответствующей оговорки в контракте на поставку товара.
  • Тот термин, который используется для поставки товара, должен соответствовать способу его транспортировки и обязанностям сторон, которые подразумевают использование данного термина. Иными словами, указание в дополнительных обязательствах продавца необходимости выполнения экспортных таможенных формальностей для выбранного термина EXW вызывает вопрос: почему не используется правило FCA?
  • Если выбранные условия поставки согласно правил Инкотермс и контракта не совпадают, в практике по умолчанию приоритет отводится последнему, то есть контракту. То, что закреплено контрактом в обязанностях сторон для выполнения поставки будет являться догмой.
  • Если в процессе поставки товара существуют риски, которые могут нести потенциальную угрозу (сроки поставки, особенности вида транспорта, сезон поставки) и для этих целей выбираются условия поставки со страхованием CIP или CIF, следует детально их изучить и сопоставить со своими ожиданиями – как правило, они не оправданы. Известно, что минимальный объем страхового покрытия в случае утраты/порчи товара составляет 110% от цены товара и такие условия покрытия предусмотрены «Оговорками института лондонских страховщиков», что сигнализирует о необходимости серьезно присмотреться к коммерческому страхованию грузов и страховать риски, которые не покрывают страховые полисы по выбранным условиям поставки исключительно ради страхования.
  • При выборе для контракта условий поставки DDP следует хорошо понимать возможности исполнения такого контракта и продавцу и покупателю товара для поставки в Украину. Ведь нерезидент, в чьи обязанности входит доставить и оплатить налоги в Украине должен иметь для этого не только возможность, но и законодательную возможность. Как правило, без посредника в таких случаях не обойтись

Преследуя долгосрочные цели, связанные с ведением максимально защищенной внешнеэкономической деятельности, наша Компания активно готовится к старту новой эпохи международной торговли уже сейчас, не дожидаясь вступления в силу, мы изучаем и обучаем особенностям применения правил Инкотермс®2020.

Материал статьи был подготовлен на основании издания ICC INCOTERMS®2020 «Правила МТП з використання термінів для внутрішньої та мїжнародної торгівлі».