Дефицит бюджета 2018

Федеральный закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Бюджет сформирован исходя из прогнозируемого объема ВВП 97 462,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0 процента.

Предполагается, что общий объем доходов составит 15 257,8 млрд. рублей, что на 537 млрд. рублей больше показателя 2017 года (14 720 млрд. рублей).

Увеличение доходной части бюджета планируется за счет поступлений ненефтегазовых доходов, рост которых может быть обусловлен укреплением экономики и усилением налогового администрирования.

Расходы на 2018 год запланированы в сумме 16 529,2 млрд. рублей — несколько ниже, чем в 2017 году, — 16 728 млрд. рублей. В результате дефицит бюджета по сравнению с 2017 годом может сократиться с 2 008 до 1 271,4 млрд. рублей.

В плановом периоде 2019 — 2020 годов прогнозируется постепенное увеличение доходной части бюджета: в 2019 году — до 15 554,6 млрд. рублей, в 2020 — до 16 285,4 млрд. рублей.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2019 — 2020 гг. запланирован в сумме 16 373,7 млрд. рублей и 17 155,3 млрд. рублей соответственно.

С учетом данных показателей дефицит федерального бюджета в 2019 году может составить 819,1 млрд. рублей и в 2020 году — 869,8 млрд. рублей.

В числе приоритетных направлений расходования бюджетных средств — финансирование экономики, национальной безопасности и обеспечение социальных обязательств государства.

В 2018 году размер материнского (семейного) капитала останется на прежнем уровне и составит 453 026,0 рубля.

В 2018 году размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, увеличен с 260 141,0 до 268 465,6 рубля.

Установлена величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2018 год в размере 8 703,0 рубля (в 2017 году — 8 540,0 рубля).

Снижен с 1,058 до 1,032 коэффициент индексации компенсации и ежемесячного пособия детям, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 6 Указа Президента РФ от 26 января 2012 года N 110 «О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющим служебную деятельность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей».

УДК 336.221.262

И.М. Косарев

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАС «НАЛОГИ РФ»

Аннотация. В статье анализируется динамика налоговых поступлений субъектов Даль -невосточного федерального округа в 2012 г. с использованием функциональных возможностей разработанной автором информационно-аналитической системы ИАС «Налоги РФ». Выявлены зависимости между поступлениями по видам налогов и социально-экономическими показателями.

Ключевые слова: информационная система, статистические данные, налоги, налоговые поступления, структура налоговых поступлений, статистическая налоговая отчетность.

Ilya Kosarev

Представленные на сайте федеральной налоговой службы (ФНС) России формы статистических налоговых отчетностей № 1-НМ и № 1-НОМ являются свободно распространяемыми и могут быть использованы для научных исследований. Несмотря на то, что статистические налоговые отчетности, размещаемые на сайте www.nalog.ru, представлены в регламентированных ФНС России формах, их сбор, обработка и дальнейший анализ в научных и учебных целях затруднителен. Поэтому для консолидации вышеперечисленных данных и упрощения их дальнейшего исследования автором была создана информационно-аналитическая система «Налоги РФ» (патент для программ ЭВМ № 2013615883 Информационно-аналитическая система региональных поступлений Российской Федерации ИАС «Налоги РФ» от 21 июня 2013 г.).

Данная ИАС позволяет существенно увеличить скорость и качество обработки исходных данных, так как создана с применением OLAP технологий обработки информации, включающей составление и динамическую публикацию отчетов на основании сложных запросов. Исходные данные для ИАС взяты из отчетов о начислениях и поступлениях налогов, сборов и иных обязательных платежей (формы 1-НМ и 1-НОМ), а также из статистических сборников, включающие данные о социально-экономических показателях для регионов . Создание и использование информационно-аналитической системы «Налоги РФ» позволяет перевести проводимые исследования на более высокий качественный уровень. Существенно увеличились скорость и качество прикладных аналитических исследований в данной научной области.

Целью анализа налоговых поступлений и социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации является выявление особенностей налоговых поступлений по видам налогов в разрезе видов экономической деятельности. С использованием ИАС «Налоги РФ» произведена выборка сведений о совокупных налоговых поступлениях (СНП) субъектов Дальневосточного федерального округа (ДВФО). В таблицах 1 и 2 представлены данные о совокупных налоговых поступлениях субъектов ДВФО в период с 2006 по 2012 гг.

© Косарев И.М., 2014

Таблица 1

Сведения о совокупных налоговых поступлениях субъектов ДВФО, 2006-2008 гг.

Код субъекта Субъект СНП, в тыс. руб.

2006 2007 2008 2009

77 Республика Саха (Якутия) 33 617 420 39 902 143 45 391 830 50 139 483

78 Камчатский край 11 239 516 13 097 749 11 534 250 13 027 817

79 Приморский край 35 665 111 41 987 564 46 338 091 46 963 164

80 Хабаровский край 33 840 128 45 721 738 49 363 774 48 483 261

81 Амурская область 13 036 983 15 711 292 21 565 034 23 688 806

82 Магаданская область 4 898 241 6 028 722 7 406 682 6 939 379

83 Сахалинская область 20 155 797 23 888 022 34 170 852 49 002 345

84 Еврейская автономная область 2 024 940 2 494 440 2 904 380 2 526 081

85 Чукотский автономный округ 4 489 804 2 574 668 8 312 240 9 310 612

Итого по ДВФО 158 967 940 191 406 338 226 987 133 250 080 948

Таблица 2

Сведения о совокупных налоговых поступлениях субъектов ДВФО, 2010-2012 гг.

Код субъекта Субъект СНП, в тыс. руб.

2010 2011 2012

77 Республика Саха (Якутия) 64 977 034 74 197 031 76 560 287

78 Камчатский край 16 129 551 18 335 613 20 684 683

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

79 Приморский край 54 472 322 65 704 832 70 482 528

80 Хабаровский край 61 157 989 73 626 827 88 182 827

81 Амурская область 26 433 970 28 905 889 31 809 779

82 Магаданская область 9 286 062 11 250 251 13 051 939

83 Сахалинская область 45 282 728 49 697 403 60 102 445

84 Еврейская автономная область 3 220 222 3 653 963 4 009 907

85 Чукотский автономный округ 9 317 691 13 051 635 9 329 806

Итого по ДВФО 158 967 940 250 080 948 290 277 569

С использованием инструментов ИАС «Налоги РФ» и данных о совокупных налоговых поступлениях из таблицы 1 произведем расчет цепных темпов роста совокупных налоговых поступлений для субъектов этого округа по формуле (1). В таблице 3 представлен цепной темп роста, который рассчитан по формуле (1), средний темп роста ДВФО за год (2) и средний темп роста субъекта за весь период (3).

к: =

У:

^ =

У:-1 1Я = 1

П

г ^

^ » г

(1) (2),

(3),

где 1 — период.

где п — количество субъектов в федеральном округе.

Таблица 3

Темпы роста совокупных налоговых поступлений для субъектов ДВФО, 2007-2012 гг.

Код субъекта Субъект 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Среднее

77 Республика Саха (Якутия) 1,19 1,14 1,10 1,30 1,14 1,03 1,15

78 Камчатский край 1,31 0,88 1,13 1,24 1,14 1,13 1,14

79 Приморский край 1,18 1,10 1,01 1,16 1,21 1,07 1,12

80 Хабаровский край 1,35 1,08 0,98 1,26 1,20 1,20 1,18

81 Амурская область 1,21 1,37 1,10 1,12 1,09 1,10 1,16

82 Магаданская область 1,23 1,23 0,94 1,34 1,21 1,16 1,18

83 Сахалинская область 1,19 1,43 1,43 0,92 1,10 1,21 1,21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

84 Еврейская автономная область 1,23 1,16 0,87 1,27 1,13 1,10 1,13

85 Чукотский автономный округ 0,57 3,23 1,12 1,00 1,40 0,71 1,34

Среднее по ДВФО 1,16 1,40 1,08 1,18 1,18 1,08

На основании таблицы 3 построим диаграмму, отражающую средний цепной темп роста субъектов ДВФО (см. рис. 1).

1,6 1,4 1,2

0,8 0,6 0,4 0,2 0

2007 2008 2009 2010

Год

■Темп

Рис. 1. Средний цепной темп роста совокупных налоговых поступлений ДВФО, 2007-2012 гг.

3,5 3 2,5 2 1,5

1 —

0,5

0 —

2007 2008

■РеспубликаСаха (Якутия) ■Хабаровский край ■Сахалинская область

2009 2010

Камчатский край Амурская область ■Еврейская автономная область

2011 2012 Приморский край ■ Магаданская область Чукотский автономный округ

Рис. 2. Цепные темпы роста совокупных налоговых поступлений для субъектов ДВФО, 2007-2012 гг.

В период с 2007 по 2012 гг. все субъекты ДВФО поддерживают довольно высокий уровень среднего цепного темпа роста налоговых поступлений: Чукотский автономный округ (1,34), Сахалинская область (1,21), Хабаровский край (1,18), Магаданская область (1,18), Амурская область (1,16), Республика Саха (Якутия, 1,15), Камчатский край (1,14), Еврейская автомномная область (1,13) и Пермский край (1,12). Однако при довольно высоких показателях наблюдается нестабльность динамики совокупных налоговых поступлений. Так, например, значение для Чукотского автономного округа в 2007 г. было 0,57, в 2008 г. — 3,23, в 2009 г. — 1,12, в 2010 г. — 1,00, в 2011 г. — 1,40, а в 2012 г. — 0,71. Также по ряду субъектов наблюдается спад налоговых поступлений в период с 2008 по 2010 гг., а некоторые из них оказались индикаторами предкризисного состояния. Например, в то время, как у большинства субъектов по цепному темпу роста наблюдается спад в 2009 г., то у Еврейской автономной области, Пермского края, Республики Саха (Якутия) и Камчатского края этот показатель начал изменяться в 2007-2008 гг. На конец 2012 г. лишь Хабаровский край сохранил и немного увеличил свой темп роста налоговых поступлений (1,20). Наиболее интересным в плане анализа темпа роста налоговых поступлений оказался Чукотский автономный округ, так как в данном регионе наблюдался скачкообразный цепной темп роста: в 2007 г. -0,57, в 2008 г. — 3,23, в 2009 г. — 1,12, в 2010 г. — 1,00, в 2011 г. — 1,40 и в 2012 г. — 0,71.

С использованием программного инструментария НАС «Налоги РФ» был проведен корреляционный анализ (коэффициенты корреляций Пирсона и Спирмена с уровнем значимости а<0,05) для выявления зависимости между налоговыми поступлениями по видам налогов и социально-экономическими .

В качестве социально-экономических показателей использовались численности общего, занятого, безработного и экономически активного населения, износ основных фондов, инвестиции в основной капитал, индекс потребительских цен, стоимость основных фондов, уровень безработицы, уровень собираемость налоговых поступлений, фактическое конечное потребление домашних хозяйств на территории субъектов. Анализ коэффициентов корреляции показал, что наблюдается сильная зависимость для стоимости основных фондов и инвестиций в основной капитал между такими видами налогов, как государственная пошлина, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, земельный налог, налог на имущество организаций, транспортный налог и упрощенная система налогообложения. Зависимость для налога на прибыль организаций между стоимостью основных фондов и инвестициями в основной капитал меньше, чем с другими налогами. Коэффициент корреляции в общем случае варьируется в пределах от 0,75 до 1. Отсюда можно сделать вывод: чем больше инвестиций в основной капитал, тем выше уровень налоговых поступлений и, как следствие, выше стоимость основных фондов.

Также в ряде случаев были выявлены отрицательные значения данного коэффициента для численности занятого и общего населения. Это свидетельствует о том, что при увеличении налоговых совокупных поступлений по определенному виду налога наблюдается уменьшение численности населения. Использование коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволило оценить степень нелинейной зависимости показателей. В качестве примера рассмотрим коэффициенты ранговой корреляции Спирмена для Чукотского автономного округа (см. рис. 3) и Амурской области (см. рис. 4) и отобразим их с помощью метода корреляционных плеяд.

С Износ осн. фондов )

Рис. 3. Корреляционные плеяды для Чукотского автономного округа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) 11=1 Р=0,ООО

2) 11=1 Р=0,000

3)11=1 Р=0,006

4) 11=0,93 Р=0,00б

5) 11=1 Р=0,000

6) 11=0,89 Р=0,012

7) 11=1 Р=0,000

8) 11=0,93 1М1.002

9) 11=0,93 1М1.006

10) 11=0,93 РК1.006

11) 11=0,79 Р=0,048

12) 11=0,93 Р=0,006

13) 11=0,79 Р=0,034

14) 11=0,79 Р=0,034

15) 11=0,93 Р=0,002

16) 11=1 Р=0,002

17) 11=1 Р=0,002

18) 11=0,93 РК1.002

19) 11=1 Р=0,006

20) 11=1 Р=0,012

21) 11=1 Р=0,000

22) 11=-0,89 М.002

23) 11=-1 Р=0,00<2

24) 11=-1 Р=0,0(И

25) 11=-0,93 М.ООб

26) 11=-1 Р=0,0(И

27) 11=-1 Р=0,002

28) 11=-1 Р=0,002

Таким образом, анализ коэффициентов корреляции с использованием ИАС «Налоги РФ» позволяет увидеть налоговую составляющую экономики региона и показать влияние налогов на основ -ные социально-экономические показатели субъектов Российской Федерации.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Сайт Федеральной налоговой службы . — Режим доступа: http://www.nalog.ru.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Статистический сборник . — М., 2012.

Рис. 4. Корреляционные плеяды для Амурской области

Прошлогодний госбюджет был построен на дефиците в 94 миллиарда гривен, а был сведен с дефицитом 56 млрд.

Госбюджет за прошлый год выполнен с дефицитом 59,2 млрд грн при прогнозируемом уровне в 94,1 млрд грн. Об этом сообщае Государственная казначейская служба.

При этом, общий фонд госбюджета в 2018 году был сведен с дефицитом 45,1 млрд грн при плане 58 млрд грн.

Как сообщается, приватизация в 2018 году принесла стране 268,7 млн грн при утвержденном парламентом в законе о госбюджете плане 18,8 млрд грн, тогда как финансирование по долговым операциям составило 52 млрд грн, в том числе по общему фонду – 43 млрд грн.

В минувшем году заимствования составили 286,4 млрд грн при плане в 308,3 млрд грн, из которых внутренние – 174,2 млрд грн.

Согласно информации казначейства, сводный бюджет-2018 году сведен с дефицитом 67,7 млрд грн, однако профицит общего фонда составил 22,6 млрд грн.

Местные бюджеты закрыли год с дефицитом 8,5 млрд грн, тогда как профицит общего фонда составил 67,7 млрд грн за счет дефицита спецфонда в 76,3 млрд грн.

Доходы госбюджета в 2018 году составили 928,1 млрд грн при утвержденных законом о госбюджете 918 млрд грн, в том числе общий фонд получил 833,6 млрд грн при плане 842,8 млрд грн. При этом налоговые поступления в общий фонд достигли 716,5 млрд грн при ожидаемых 724,7 млрд грн.

В то же время спецфонд перевыполнен по доходам, которые составили 94,5 млрд грн при утвержденных парламентом 75,1 млрд грн.

Расходы госбюджета в 2018 году составили 985,8 млрд грн, По общему фонду было израсходовано 884,1 млрд грн при утвержденном парламенте плане 906 млрд грн.

Доходы местных бюджетов в 2018 году достигли 562,4 млрд грн, в том числе по общему фонду – 519,1 млрд грн, расходы, соответственно, 570,6 млрд грн и 451 млрд грн.

Напомним, Минфин в конце года закрывал «дыру» в бюджете продажей гособлигаций.

Отметим, доходы и расходы бюджета в 2019 году превысят триллион гривен. Объем дефицита определили в размере почти 90 миллиардов гривен.

Доходы составили 4 439 млрд. рублей с ростом на 23% (+819 млрд. рублей).

Поступление налоговых и неналоговых доходов возросло на 23% (+709 млрд. рублей), составив 3 810 млрд. рублей.

Поступление налога на прибыль увеличилось на 47% (+449 млрд. рублей) по сравнению с 2018 годом, объем которого составил 1 413 млрд. рублей.

Поступление НДФЛ возросло на 10% (+107 млрд. рублей) относительно уровня 2018 года, составив 1 161 млрд. рублей.

Поступление акцизов увеличилось на 26% (+47 млрд. рублей) по сравнению с 2018 годом, объем которых достиг 230 млрд. рублей.

Поступление налога на имущество организаций выросло на 9% (+30 млрд. рублей) относительно уровня 2018 года, составив 350 млрд. рублей.

Доходы от других налогов поступили в сумме 410 млрд. рублей и выросли на 14% (+50 млрд. рублей).

Неналоговые доходы возросли на 12% (+26 млрд. рублей), составив 247 млрд. рублей

Безвозмездные поступления из федерального бюджета поступили в объеме 586 млрд. рублей, с ростом на 17% (+86 млрд. рублей), что составляет 13% доходов.

Расходы профинансированы в объеме 3 487 млрд. рублей, с ростом на 13% (+394 млрд. рублей).

Профицит консолидированных бюджетов 952 млрд. рублей (в 2018 году профицит — 527 млрд. рублей). С дефицитом исполнены бюджеты 3 регионов (против 14 в 2018 году), с суммарным дефицитом 0 млрд. рублей. С профицитом исполнены бюджеты 82 регионов (против 71 в 2018 году), с суммарным профицитом 953 млрд. рублей.

Привлечение кредитов кредитных организаций составило 126 млрд. рублей, погашение — 367 млрд. рублей (в 2018 году – 298 и 529 млрд. рублей соответственно).

Остатки средств бюджетов на 1 мая 2019 года составили 2 911 млрд. рублей и возросли с начала года на 47% (+930 млрд. рублей).

Государственный долг субъектов Российской Федерации составляет 2 045 млрд. рублей и снизился с начала года на 7,3% (-161 млрд. рублей).

Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017-2019 годах

Налоговые и неналоговые доходы в 2017-2019 гг.

Налог на прибыль организаций в 2017-2019 гг.

Налог на доходы физических лиц в 2017-2019 гг.

Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 апреля 2018 и 2019 гг.

на 1 мая 2018 года

на 1 мая 2019 года

Расходы в 2017-2019 гг.