Деятельность уполномоченного экономического оператора

С введением ТК ТС институт участников ВЭД пополнился новым лицом — уполномоченным эконо­мическим оператором. Ранее льготный режим предоставлялся в рамках ТК РФ как «специальная упрощенная процедура». Целями нововведения являются: развитие полноценной системы взаимо­действия таможенной службы и участников ВЭД; упрощение и ускорение таможенных процедур; ослабление административного давления и др.

Несмотря на то, что определенный льготный режим существовал ранее, — это новый для России и стран ТС институт, имею­щий своими источниками нормы международного права, где применяется понятие «уполномоченный грузополуча­тель» (Международная конвенция от 18 мая 1973 года «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», Россия присоединилась к Конвенции в 2010 году), а также суще­ствовавшие до его введения определенные категории лиц, пользующихся льготами.

Уполномоченный экономический оператор в — это определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансо­вые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.

Получение статуса уполно­моченного экономического оператора предоставляет эко­номическому субъекту ряд су­щественных льгот. Нижеука­занные льготы (специальные упрощения) будут описаны более подробно.

В настоящее время право­вое регулирование института уполномоченного экономического оператора осуществля­ется на двух уровнях. В закреплены основные обя­зательные положения. На национальном уровне институт уполномоченного экономического оператора регулируется ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311 (приложение № 1).

Уполномоченный экономический оператор в Таможен­ном союзе — это юридическое лицо, которое должно отве­чать определенному перечню общих требований (наднацио­нальных) требований и соблюдать общие условия, а также отвечать дополнительным требованиям и соблюдать допол­нительные условия, которые могут быть установлены в стра­не Таможенного союза, в соответствии с законодательством которой уполномоченный экономический оператор создан как юридическое лицо. При условии выполнения всех тре­бований и соблюдения всех условий, а также включении в соответствующий реестр юридическое лицо приобретает статус уполномоченного экономического оператора и может пользоваться специальными упрощениями, предусмо­тренными в ТК ТС.

Статус уполномоченного экономического оператора признается только на территории того государства, которое присвоило данный статус.

Уполномоченный экономический оператор в РФ должен отвечать установленным в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в РФ» критериям, в том числе иметь надле­жащее досье соответствия требованиям таможенной служ­бы и удовлетворительную систему ведения коммерческой документации.

В Законе «» раскры­ваются (детализируются) требования и условия, перечис­ленные в ТК ТС, а также вводятся дополнительные.

Так, для того, чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора в РФ, необходимо:

— если юридическое лицо производит и/или экспорти­рует товары, не облагаемые пошлиной, и при этом товары соответствуют критериям, ко­торые дополнительно устано­вит Комиссия таможенного союза (до настоящего време­ни критерии не установлены), то юридическое лицо должно предоставить обеспечение в сумме, эквивалентной 150 тыс. Евро. Если под данные условия юридическое лицо не подпадает, то — 1 млн Евро;
— вести ВЭД не менее одного года;
— чтобы отсутствовали задолженности по уплате тамо­женных платежей и иных налогов;
— чтобы отсутствовало в течение одного года более одно­го факта привлечения к административной ответственно­сти по определенным статьям КоАП РФ (приложение № 1), при одновременном условии, что сумма штрафов в совокуп­ности составила бы не более 500 000 рублей;
— чтобы велась определенная в Законе «О таможенном регулировании в РФ» система учета товаров, которая имеет существенные особенности и отличия, при этом отчетность может представляться в электронном виде, если лицо обла­дает электронной цифровой подписью;
— чтобы система налогообложения не была упрощенной;
— чтобы отсутствовала судимость за экономические пре­ступления как у полномочных должностных лиц юриди­ческого лица, претендующего на статус уполномоченного экономического оператора, так и у таможенного представи­теля, который будет применять упрощения в случае поруче­ния ему декларирования;
— чтобы в собственности, хозяйственном ведении, опе­ративном управлении или аренде находились помещения/ открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения иностранных товаров. При этом такие территории должны отвечать определенным в Законе «О таможенном регулировании в РФ» требованиям.

Что касается процедуры получения статуса уполномо­ченного экономического оператора, то она представляет собой, во-первых, серьезную подготовительную работу и требует от юридического лица скрупулезности, внимания и, безусловно, финансовых затрат, во-вторых, по оценкам экс­пертов, реальный максимальный срок включения в реестр, не включая времени сбора и подготовки пакета документов, но с учетом сроков выездной внеплановой проверки, может составить около девяти месяцев.

В итоге, что дает юридическому лицу :

1. Прежде всего, речь идет о возможности хранить и осу­ществлять таможенное оформление ввозимых в Таможен­ный союз товаров на площадях (складах) оператора, выпу­скать и использовать иностранные товары до подачи на них таможенной декларации.
2. Уполномоченному экономическому оператору предо­ставляется возможность осуществления доставки иностран­ных товаров напрямую на его склады (помещения) без их предъявления в назначения (во внутрен­ний таможенный орган).
3. Отсутствуют ограничения по местам декларирования отдельных категорий товаров.
4. , в том числе с подачей неполной и (или) периодической деклара­ции; периодическое таможенное декларирование.
5. При применении уполномоченным экономическим оператором предварительного декларирования (т.е. подача таможенной декларации в отношении иностранных това­ров до их прибытия на таможенную территорию ТС) тамо­женный орган может уведомить оператора о проведении до прибытия таких товаров.
Это позволит оператору быть готовым к проведению таможенного досмотра и спланировать сроки таможенного оформления товаров.
6. Более того, уполномоченный экономический опера­тор имеет право «выпускать товары до подачи таможенной декларации с уплатой платежей», получая тем самым на срок от 10 до 40 дней беспроцентную отсрочку таможенного пла­тежа.
7. Уполномоченный экономический оператор может ука­зывать один в отношении товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз ко­торого предполагается несколькими 8. Кроме того, предусматривается возможность заключе­ния между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом специального соглашения, в котором будут определяться порядок их взаимодействия, регламент информационного обмена данными, порядок передачи та­моженных пломб и иные вопросы.
Важно отметить, что данное соглашение может быть использовано в качестве документа, предусматривающего условия применения оператором таможенных процедур переработки товаров (на таможенной территории, вне та­моженной территории и для внутреннего потребления). Таким образом, данное положение освобождает оператора от обязанности подготовки отдельного пакета документов в таможенный орган для получения разрешения на перера­ботку.
9. Относительно , уполномоченно­му экономическому оператору предоставлено право достав­ки иностранных товаров, следующих в его адрес от таможен­ного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа, на территории уполномоченного экономического оператора, имеющие статус зоны таможенного контроля и находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения, без доставления указанных товаров в место на­хождения таможенного органа назначения. Пределы такой зоны определяются в соглашении, о котором говорилось выше.
10. При осуществлении таможенного транзита не предо­ставляется .
11. Если уполномоченный экономический оператор осуществляет производственную деятельность, то у него появляются дополнительные возможности для того, чтобы процедура таможенного оформления и транзита была более упрощенной.

Справка:

* Правительство РФ в соответствии с таможенным за­конодательством Таможенного союза вправе определять пере­чень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору.

* Правительство Российской Федерации вправе опреде­лять порядок предварительного уведомления уполномоченного экономического оператора о проведении проверки товаров, вы­возимых из РФ, до их загрузки в транспортное средство для вывоза товаров из РФ.

* Особенности завершения таможенного транзита ино­странных товаров не применяются при таможенном транзи­те иностранных товаров, осуществляемом в соответствии с международными договорами, прямо устанавливающими, что местом доставки товаров является таможенный орган.

* В случае, если в соответствии с системой управления рисками таможенный орган примет решение о проведении таможенного контроля в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации, поданной уполномоченным эконо­мическим оператором или таможенным представителем по его поручению, такой проводится в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, где размещены такие товары, в приоритетном порядке.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Сейчас в списке лиц, пользующихся специальными упро­щенными процедурами таможенного оформления состоят 153 организации, которые в письменной форме проинфор­мировали ФТС России до 31.12.2010 о своем согласии быть включенными в реестр уполномоченных экономических операторов.

Такую возможность они получили благодаря переходным регулировании в РФ», и письму ФТС России от 17.12.2010 №01-11/61735.

Данные организации могут пользоваться установленны­ми в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в РФ» специальными упрощенными процедурами до истечения 90 дней после дня вступления в силу вышеуказанного Порядка.

К настоящему моменту порядок осуществления тамо­женными органами действий по включению в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также формы свидетельств и порядок их заполнения не определены. Предельный срок разработки и введения в дей­ствие такого порядка — 01.01.2012.

Также не представлена на публичное ознакомление ти­повая форма соглашения, которое может быть заключено между уполномоченным экономическим оператором и та­моженным органом, и которое является важным элементом в технологии взаимоотношений уполномоченного экономи­ческого оператора.

Таким образом, институт уполномоченного экономиче­ского оператора в полной мере пока не заработал и, соот­ветственно, в настоящее время оценка закрепленных в зако­нодательстве технологий с точки зрения их эффективности представляется преждевременной.

Однако, несомненно, перечисленные выше преимуще­ства, которые предусмотрены для уполномоченного эконо­мического оператора, являются существенными и в случае успешной реализации данной новеллы, могут значительно облегчить деятельность определенной категории участни­ков ВЭД.

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕН­НОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА В РЕСПУБЛИ­КЕ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Для Республики Беларусь предусмотрено временное по­ложение относительно суммы обеспечения в 1 млн Евро, ко­торое начнет действовать только с 01.05.2012 года.

В Белоруссии действовал институт добросовестных участников ВЭД, который фактически в настоящее время продолжает действовать, так как он, по сути, был переиме­нован в институт уполномоченного экономического опера­тора.

Продолжает действовать Указ Президента Белоруссии от 28.01.2008 г. № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»

Для Казахстана не предусмотрены переходные положе­ния в применении норм ТК ТС об уполномоченном эконо­мическом операторе. Положения ТК ТС об уполномоченном экономическом операторе были восприняты и расширены в Кодексе РК о таможенном деле.

Имеются некоторые отличия от российского законода­тельства, в частности, юридическое лицо должно вести ВЭД не менее двух лет; факт отсутствия судимости важен также и в отношении учредителей юридического лица; факт при­влечения таможенного представителя к административной ответственности не имеет значения и др.

Ранее специальными упрощениями в Республике Казах­стан пользовались лица, именуемые как «участник ВЭД, от­носящийся к категории минимального риска», которые и становятся уполномоченными экономическими оператора­ми (Приказ Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 29 июня 2005 года № 240) при выполнении условий наднациональ­ного и национального законодательства Республики Казах­стан.

Как уже было отмечено, в странах Европейского союза достаточно давно и успешно осуществляет свою деятель­ность такой субъект правоотношений как «уполномочен­ный грузополучатель» — т.е. лицо, уполномоченное таможен­ной службой получать товары непосредственно по месту его нахождения без необходимости их предъявления в орган назначения.

Помимо этого, в Европейском союзе успешно работает «уполномоченный грузоотправитель» — лицо, уполномочен­ное таможенной службой отправлять товары непосредствен­но с места его нахождения без необходимости их предъявле­ния в орган отбытия.

Существенным отличием является то, что указанные категории лиц могут оказывать услуги по таможенному оформлению товаров в отличие от уполномоченного эконо­мического оператора, в остальном уполномоченный эконо­мический оператор соответствует институту европейского уполномоченного грузополучателя.

Взаимоотношения данных субъектов с контролирующи­ми органами строятся на основе закрепленных в , а также рамочных стандартах безопасности и облегчения ми­ровой торговли. Ключевыми элементами, которые должны применять таможенные администрации, являются:

— минимальное администрирование;
— применение технологии риск-менеджмента (риски уплаты налогов и выборочный контроль);
— максимальное использование автоматизированных си­стем;
— использование предварительной информации о прибы­тии грузов для внедрения программ выборочного контро­ля;
— использование электронной передачи данных;
— свобода перемещения товаров.

Проблемы унификации правового регулирования в рам­ках Таможенного союза.

Часть полномочий по правовому регулированию инсти­тута уполномоченного экономического оператора передана на национальный уровень. Как было сказано ранее, в зако­нодательствах трех стран имеются некоторые различия в требованиях, предъявляемых к уполномоченному экономи­ческому оператору, а также в его правомочиях.

Это связанно, в том числе, с различиями в подходах к определению ответственности участников ВЭД, особен­ностями сложившегося взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами, развитием реально действующей инфраструктуры, транспортного потенциала и др.

В настоящее время не порождает у его участников необходимость унифицировать все нормы об уполномоченном экономическом операторе. Главное условие — это соблюдение общих требований, в том числе принятие норм, которые бы не ослабляли наднациональное законодательство.

К. Л. Курочкин,

руководитель Коллегии адвокатов «ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ», член Экспертного совета по таможенно­му регулированию Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Материал предоставлен журналом «ТАМОЖНЯ & БИЗНЕС. РЕВЬЮ»

Основание

Для предоставления государственной услуги по ведению Реестра при включении в Реестр Заявитель обращается в ФТС России с заявлением о включении в Реестр в письменной форме, содержащим требуемые сведения, и представляет документы, подтверждающие сведения, указанные в этом заявлении.
Условиями включения юридического лица в Реестр являются:
1) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии Таможенного союза, может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;
2) осуществление внешнеторговой деятельности не менее одного года до дня обращения в ФТС России;
3) отсутствие на день обращения в ФТС России неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;
4) отсутствие на день обращения в ФТС России задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
5) отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения лица в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9, 16.15, 16.17, 16.20 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям в совокупности составила 500 000 рублей и более;
6) условие о наличии системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций в соответствии с требованиями, определенными законодательством государств — членов Таможенного союза, которое считается выполненным, если Заявитель соблюдает следующие требования:
а) ведение бухгалтерского и налогового учета, а также учета для таможенных целей в соответствии со статьей 96 Федерального закона;
б) предоставление таможенным органам доступа в пределах их компетенции к базам и банкам данных таможенных операций автоматизированных информационных систем Заявителя с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации;
в) применение Заявителем системы учета логистических операций, связанных с транспортировкой и хранением товаров, предусматривающей раздельный учет совершения таких операций с иностранными товарами и товарами Таможенного союза;
г) применение автоматизированной информационной системы, содержащей меры защиты информации, обеспечивающие предотвращение несанкционированного доступа к информации, возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;
7) соответствие дополнительным условиям, которыми являются:
а) неприменение упрощенной системы налогообложения;
б) отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности у руководителя юридического лица, его сотрудников, в чьи должностные обязанности входят организация совершения таможенных операций и (или) их совершение, а также у руководителя и сотрудников, совершающих таможенные операции, таможенного представителя, который будет применять специальные упрощения от имени и по поручению юридического лица в случае присвоения ему статуса уполномоченного экономического оператора;
в) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения уполномоченным экономическим оператором иностранных товаров и отвечающих требованиям, установленным статьей 89 Федерального закона, — в случае применения уполномоченным экономическим оператором таможенной операции временного хранения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 86 Федерального закона.
Уполномоченный экономический оператор может осуществлять временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
Помещения, открытые площадки уполномоченного экономического оператора имеют статус зоны таможенного контроля. Пределы указанной зоны таможенного контроля определяются таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором в соглашении, предусмотренном частью 8 статьи 86 Федерального закона, и должны иметь специальные обозначения. Вывоз товаров, находящихся под таможенным контролем, за пределы указанной зоны осуществляется с разрешения таможенного органа.
Помещения, открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения уполномоченным экономическим оператором иностранных товаров, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить несанкционированный доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками уполномоченного экономического оператора), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
Допускается хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, и иных товаров, находящихся на хранении, в одном помещении при условии их раздельного размещения, которое обеспечивается любым приемлемым для уполномоченного экономического оператора способом, позволяющим визуально отличить товары, находящиеся под таможенным контролем, от других товаров (оградительная лента, перегородки, технологические проходы, обозначенные соответствующими табличками и надписями).
Допускается хранение насыпных, наливных товаров, находящихся под таможенным контролем, совместно с товарами того же вида и качества, находящимися на хранении.
Требования к обустройству и оборудованию помещений, открытых площадок и иных территорий уполномоченного экономического оператора, осуществляющего производственную деятельность, таможенными органами не устанавливаются.
Выполнение условий включения в Реестр подтверждается представленными вместе с заявлением документами.

УДК 339.543

ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРОЩЕНИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

С. А. Агамагомедова, И. Д. Черницова

LEGAL STATUS OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR AND SPECIAL SIMPLIFY CUSTOMS OPERATIONS

S. A. Agamagomedova, I. D. Chernitsova

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования и развития института уполномоченного экономического оператора в условиях Таможенного союза и Евразийского экономического пространства. Авторами выделены цели и условия получения данного статуса, определено понятие и виды специальных упрощений, которые предоставляются уполномоченным экономическим оператором. Приведен анализ деятельности уполномоченного экономического оператора, в том числе и в Пензенской области; определены перспективы развития данного института в современных условиях интеграции.

Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор, Таможенный союз, таможенные операции, специальные упрощения, юридические лица, Пензенская область.

В связи с развитием и совершенствованием таможенного регулирования в современных условиях интеграции таможенное законодательство ввело в правовую систему Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (ТС) новый правовой институт — институт уполномоченного экономического оператора (УЭО).

Целями введения статуса уполномоченного экономического оператора являются:

— развитие полноценной системы взаимодействия таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД);

— упрощение и ускорение таможенных процедур;

— ослабление административного давления и др.

По состоянию на 11 марта 2014 г. в реестре УЭО ФТС России находится 119 юридических лиц (при этом 9 из них имеют статус выданного свидетельства — «недействующий») .

В ТС деятельность УЭО регулируется ст. 38-41 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) , а в России — главой 6 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» .

Условиями получения статуса уполномоченного экономического оператора являются:

1) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей перед таможенными органами;

2) отсутствие фактов привлечения к административной ответственно -сти в течение одного года;

3) УЭО должен вести особую систему учета товаров, позволяющую сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении своих хозяйственных операций;

4) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при включении в реестр УЭО;

5) наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций;

6) осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств — членов Таможенного союза, но не менее одного года со дня обращения в таможенный орган.

Для включения в Реестр УЭО таможенные органы осуществляют проверку документов и сведений, а также выездную таможенную проверку в месте нахождения заявителя. Если все необходимые документы, включая документы, подтверждающие предоставление обеспечения, представлены в полном объеме вместе с заявлением и заявитель создал все необходимые условия для осуществления таможенным органом выездной таможенной проверки, то срок включения в реестр не превысит 90 дней со дня принятия заявления к рассмотрению.

До момента принятия заявления к рассмотрению даже при наличии всех необходимых документов ФТС России требуется время для направления запросов в МВД России и ФНС России для проведения проверки. Таким образом, срок рассмотрения заявления увеличивается примерно еще на один месяц.

Уполномоченный экономический оператор обязан информировать таможенный орган, выдавший свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, об изменении сведений, заявленных им для выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

В настоящее время приказом ФТС России от 14.09.2011 № 1877 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по ведению реестра УЭО . Регламентом определен порядок включения в реестр УЭО, в нем приводится образец заявления лица и перечень прилагаемых документов.

Согласно национальному таможенному законодательству РФ уполномоченным экономическим оператором может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производствен-

ной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из Российской Федерации, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов.

Форма и порядок выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, о приостановлении действия и отзыве этого свидетельства определяются законодательством государств — членов Таможенного союза.

Уполномоченный экономический оператор обязан информировать таможенный орган, выдавший свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, об изменении сведений, заявленных им для выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, ФТС России утверждена типовая форма соглашения, заключаемого между таможенным органом и УЭО, которая определяет порядок взаимодействия между таможенным органом и УЭО, а также регламент их информационного обмена .

Уполномоченный экономический оператор — это субъект, вовлеченный в международную торговлю товарами, чья деятельность получила одобрение таможенной администрации как соответствующая нормам ВТамО (Всемирной Таможенной организации) или стандартам обеспечения безопасной цепи поставки товаров. Уполномоченный экономический оператор в Таможенном союзе — это определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами.

Следует согласиться со специалистами, которые понимают «специальные упрощения» как исключительное право на совершение отдельных таможенных операций юридическими лицами, которые соответствуют условиям присвоения статуса УЭО, установленным таможенным законодательством Таможенного союза .

Суть создания института УЭО в Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана и России как раз и заключается в предоставлении определенной категории лиц, пользующихся доверием таможенных органов, возможности использовать специальные упрощения. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.

К специальным упрощениям, которые может использовать уполномоченный экономический оператор, относятся:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО (без приобретения УЭО статуса склада временного хранения);

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО (включая завершение таможенного транзита товаров, следующих в адрес УЭО при их ввозе). Причем право совершать таможенные операции на территории УЭО также распространяется на те товары, в отношении которых законом установлены особые места совершения операций с ними.

С введением статуса уполномоченного экономического оператора участники ВЭД нацелены на получение данного статуса. УЭО использует специальные упрощения, которые оптимизируют и значительно ускоряют таможенные процедуры. Но при этом возникает множество возможностей для нарушения законодательства. Именно по этой причине вся деятельность УЭО, начиная с информации, предоставляемой в заявлении, и заканчивая контролем получаемых товаров, находится под пристальным вниманием таможенных органов.

Институт УЭО — одна из новелл таможенного законодательства ТС. В условиях формирования Евразийского экономического пространства дальнейшее развитие данного института связано с решением целого ряда проблем. Одной из них является, например, возможность предоставления специальных преимуществ экономическим операторам, совершившим правонарушения в другом государстве, входящем в Таможенный союз . Решение этой и других проблем в рассматриваемой области основано на изучении положений ВТамО и зарубежного опыта таможенного администрирования с целью внедрения положительного опыта в сфере взаимодействия таможенных органов и бизнеса на национальную почву государств, образующих Евразийское экономическое пространство.

Национальным законодательством государств — членов ТС, установлены основания приостановления действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, что в свою очередь влечет приостановление статуса УЭО и невозможность применения специальных упрощений. Традиционно к ним относят подачу заявления юридического лица о приостановлении его деятельности, нарушение условий присвоения статуса УЭО, возбуждение дела об административном правонарушении в области таможенного дела, а также возбуждение уголовного дела в отношении субъектов управления юридического лица. Вместе с тем в законодательстве государств — членов ТС, и по этому вопросу имеются свои особенности.

Так, в России статус УЭО будет приостановлен в случае возбуждения в отношении юридического лица процедуры банкротства, непредставления отчетности по установленным формам. Следует отметить, что российский закон строго не устанавливает, какое количество условий о присвоении статуса УЭО должно быть нарушено для приостановления рассматриваемого статуса. Очевидно, что формулировка «в случае выявления несоблюдения уполномоченным экономическим оператором одного или нескольких условий» активирует субъективный фактор при принятии соответствующего решения по УЭО в таможенном органе.

Статьей 86 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес УЭО, при их ввозе в РФ в соответствии с ч. 3 ст. 87 № 311-ФЗ является специальным упрощением. Заметим, что это упрощение не содержится в перечне специальных упрощений, установленных ст. 41 ТК ТС. Более того, российское законодательство к иным специальным упрощениям относит предварительное таможенное декларирование товаров, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование в соответствии со ст. 193 и 194 ТК ТС и со ст. 211-215 № 311-ФЗ.

Проведенное Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) исследование правовых актов и правоприменительной практики в ТС выявило и другие особенности правового регулирования статуса УЭО. Отличительные особенности выявлены относительно требований и условий включения в реестр УЭО, вида деятельности юридического лица, количества сведений и документов, представляемых в таможенный орган для включения в реестр УЭО, гарантий статуса УЭО и возможности применения специальных упрощений, компетенции таможенных органов в рамках правоотношений, участником которых является УЭО.

Таким образом, с одной стороны, согласно ТК ТС институт УЭО как правовой инструмент содействия внешней торговле и упрощения таможенных процедур функционирует на таможенной территории ТС, а с другой -имеет национальные особенности и действует строго в рамках территорий каждого из государств — членов Таможенного союза.

Анализ деятельности отдельных предприятий Поволжского региона в статусе УЭО позволяет говорить о значительной экономии расходов и существенной оптимизации механизма «таможенной очистки». Так, за четыре месяца работы в статусе уполномоченного экономического оператора ОАО «ТД «Воткинский завод» — первый уполномоченный экономический оператор Удмуртии — сэкономило порядка 3 млн руб.

Основная экономия — 2,6 млн руб. — приходится на хранение импортных грузов, перемещаемых железнодорожным транспортом, в зонах таможенного контроля на станциях. До получения статуса УЭО зона таможенного контроля на станции время от времени не вмещала весь объем поступивших импортных контейнеров. В результате возрастало время хранения и, соответственно, увеличивались расходы предприятия. Возможность хранить товары на своих складах существенно облегчила жизнь предприятия: транспортные средства, перевозящие внешнеторговые грузы, следуют не в место нахождения таможенного органа, как это принято при применении общеустановленного порядка, а непосредственно на производственные объекты, в места хранения, определенные оператором.

В качестве еще одного бонуса от работы в статусе уполномоченного экономического оператора в ТД «Воткинский завод» отмечают сокращение времени выпуска импортных товаров таможенным органом. Дело в том, что для уполномоченных экономических операторов предусмотрено специальное упрощение — завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в их адрес. В этом случае товар не предъявляется таможенному органу для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а сразу направляется на площадку оператора. Выпуск товаров также осуществляется в упрощенном порядке: как только УЭО получил товар от перевозчика и направил соответствующее уведомление в таможню, товар считается выпущенным. Однако есть одна оговорка: это упрощение распространяется на товар в том случае, если речь идет о выпуске до подачи декларации или о предварительном декларировании.

Руководство ОАО ТД «Воткинский завод» отстаивает позицию, выражающуюся в необходимости отрабатывать взаимодействие с таможенными органами постепенно, шаг за шагом .

В настоящее время в реестр уполномоченных экономических операторов ФТС России включены два пензенских предприятия — участника внешнеэкономической деятельности: ОАО Птицефабрика «Васильевская» (в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 23 ноября 2012 г. № 2400) и ОАО «Биосинтез» (в соответствии с приказом ФТС России от 6 декабря 2013 г. № 2307) (табл. 1).

Таблица 1

Выдержка из реестра уполномоченных экономических операторов ФТС России

Номер свидетельства ОРГАНИЗАЦИЯ УЭО (Наименование, ИНН)

10000/0067Б ОАО Птицефабрика «Васильевская» (ИНН 5809022198)

10000/0115 ОАО «Биосинтез» (ИНН 5834001025)

Как мы видим, это крупнейшие предприятия Пензенской области. Открытое акционерное общество Птицефабрика «Васильевская» — одно из крупнейших в Поволжском регионе агропромышленных предприятий с 40-летней историей. Предприятие, созданное в 1974 г., специализируется на производстве мяса птицы с законченным технологическим процессом. В 1990 г. к птицефабрике «Васильевская» был присоединен Государственный племенной птицезавод «Светлополянский». В 2010 г. приобретена птицефабрика «Заречная». В 2011 г. птицефабрикой введена в эксплуатацию площадка «Кома-ровская» (34 птичника), в 2012 г. — площадки «Восточная-2» (21 птичник) и «Степановская» (12 птичников). «Васильевская» птицефабрика — это крупнейшая в Пензенской области компания — производитель мяса птицы, которая обеспечивает продукцией не только рынок города, но и рынки Центрального и Поволжского регионов. Войдя в состав группы предприятий АПК «Черкизовский», птицефабрика активнее начала применять новейшие технологии выращивания птицы .

Акционерное общество «Биосинтез» — одно из старейших предприятий фармацевтической отрасли, созданное 50 лет назад как предприятие для производства субстанций антибиотиков. Сегодня это современное, динамично развивающееся предприятие полного технологического цикла — от производства субстанций до производства готовых лекарственных средств в различных формах выпуска. ОАО «Биосинтез» — это одна из немногих российских компаний, сохранивших производство субстанций, входящее в десятку крупнейших компаний — производителей фармацевтической продукции .

По мнению представителей данных предприятий, говорить о реальных выгодах, экономии и достижениях с учетом статуса УЭО говорить пока рано. Так, ОАО «Биосинтез» только получило данный статус и воспользоваться преимуществами пока не успело, так как необходимое соглашение о взаимодействии с таможенным органом находится в стадии разработки. Но следует подчеркнуть, что получение предприятиями данного статуса позволяет данным участникам ВЭД оптимизировать экспортно-импортные операции, сократить издержки на основе использования определенных упрощений. Так, для ОАО «Биосинтез» наиболее привлекательным специальным упрощением является возможность хранить товары на собственных территориях и площадках, не прибегая к складам временного хранения, а для ОАО Птицефаб-

рика «Васильевская» таким упрощением является возможность завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в их адрес, при предварительном декларировании. В целом необходимо развивать данный институт на региональном уровне, что безусловно позволит усилить внешнеэкономическую активность предприятий Пензенской области.

Таким образом, УЭО в России, Беларуси и Казахстане имеют разные статусы, элементы которых обладают своей спецификой и отличиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате процесс развития статуса УЭО в странах Таможенного союза имеет разноускоренный характер. По состоянию на 28.10.2013 в Российской Федерации в реестр УОЭ было включено 106 субъектов таможенных правоотношений, по состоянию на 26.11.2013 в Республике Беларусь в реестр УОЭ было включено 333 субъекта, по состоянию на 04.11.2013 в Республике Казахстан в реестр УЭО было включено 14 субъектов .

Каждая из стран ТС имеет представление о перспективах статуса УЭО с учетом особенностей национальной экономической системы. В одних случаях УЭО — это субъект таможенной инфраструктуры, уполномоченный таможенным органом на выполнение операций, оказание услуг с товарами, находящимися под таможенным контролем, а в других — это только пользователь таможенными привилегиями с целью сохранения конкурентоспособности производителя (продавца) или товара на рынке ТС.

В этой связи каждая страна ТС имеет свое представление о перспективах статуса УЭО в ТС. Так, Российская Федерация обозначила два основных направления перспективы развития для УЭО:

— унификация специальных упрощений для УЭО производственного или иного типа при условии, что такая унификация не приводит к сокращению преимуществ, льгот и привилегий для УЭО. При этом ожидаемый результат — сокращение издержек добросовестных участников ВЭД, связанных с хранением товаров и с простоем транспортных средств;

— осуществление выпуска товаров до подачи декларации на товары без расчета сумм обеспечения по конкретной товарной партии для всех УЭО. Ожидаемый результат — сокращение издержек УЭО и обеспечение выпуска товаров в сроки, не превышающие двух часов.

По мнению экспертов, для развития и совершенствования статуса УЭО в ТС на современном этапе могут быть предложены следующие направления:

— расширение перечня специальных упрощений для УЭО;

— категорирование статуса УЭО (по аналогии с ЕС);

— совершенствование требований и условий предоставления статуса УЭО, в том числе посредством формирования единых требований и условий в ТС;

— разработка единой программы УЭО на территории ТС;

— разработка единой процедуры авторизации (предоставления статуса УЭО) таможенными органами государств — членов ТС;

— взаимное признание правового статуса УЭО таможенными органами Беларуси, Казахстана и России;

— предоставление УЭО специальных упрощений на всей территории ТС;

— создание единой информационной системы взаимодействия таможен и операторов в рамках программы УЭО;

— организация взаимодействия УЭО с АЕО (Authorised Economic Operator) Европейского союза .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что введенный таможенным законодательством ТС новый институт — институт уполномоченного

экономического оператора — сформировался прежде всего на основе рамочных стандартов безопасности Всемирной торговой организации. Данный институт активно развивается и совершенствуется в условиях стремительных процессов экономической интеграции и формирования Евразийского экономического пространства. Правовой статус УЭО в государствах — членах ТС, несколько различается, при этом главным остается одно: возможность получения специальных упрощений для крупного, стабильного и законопослушного бизнеса. Что касается регионального рынка, то институт УЭО здесь только зарождается. Тем не менее, необходимо содействовать увеличению числа УЭО в регионе, что позволит усилить внешнеэкономическую направленность предприятий Пензенской области.

Список литературы

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СПС «Гарант». — URL: http://base.garant.ru/12171455/

3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» // СПС «Гарант». — URL: http://base.garant.ru/12180625/

4. Приказ ФТС России от 14.09.2011 № 1877 (ред. от 10.09.2013) «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.11.2011 № 22310) // СПС «Гарант». — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12091983/

5. Приказ ФТС РФ от 20.09.2011 № 1914 «Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.11.2011 № 22420) // Российская газета. — 2011. — № 278. — 9 дек.

7. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2012/11/28/0005 (дата обращения: 27.03.2014).

8. Официальный сайт ОАО Птицефабрика «Васильевская». — URL: http://vpf-penza.ru/about_us/history.php (дата обращения: 28.03.2014).

9. Официальный сайт ОАО «Биосинтез». — URL: http://biosintez.com/ (дата обращения: 28.03.2014).

11. URL: http://www.customs-academy.net/?p=4370 (дата обращения: 28.03.2014).

Агамагомедова Саният Абдулганиевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пензенский государственный университет E-mail: saniyat_aga@mail.ru

Agamagomedova Saniyat Abdulganievna candidate of sociological sciences, associate professor,

sub-department of state-legal disciplines, Penza State University

Черницова Ирина Дмитриевна Chernitsova Irina Dmitrievna

студентка, student,

Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: i-rn93@yandex.ru

УДК 339.543 Агамагомедова, С. А.