Договор перевозки груза считается заключенным с момента

Статья содержит детальный анализ договора перевозки груза автомобильным транспортом. В частности, исследуются виды договора, анализируются существенные его условия, причем особое внимание уделяется моменту заключения договора. Особенный интерес публикация вызывает в связи с изучением судебной практики. Статья сопровождается базовой дефиницией: определением договора перевозки.

Жизнь — это движение. А движение транспортного средства, перевозящего груз с одной точки нашей страны в другую, начинается с договора. Или должно с него начинаться…

Виды договора перевозки

Действующее законодательство Ук­раины выделяет так называемые разовые и долгосрочные договоры перевозки.

Согласно пункту 3.9 Правил, перевозчики могут перевозить грузы по разовому договору, примерная форма которого указана в приложении к Правилам. Напомним, частью 4 статьи 179 ХК Ук­раины установлено, что при заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание на основе примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание. Применение примерной формы договора является, таким образом, правом, а не обязанностью сторон.

При осуществлении систематических перевозок грузов автомобильным транспортом заключается долгосрочный д­ого­вор, который ХК Украины определяет как годовой (часть 4 статьи 307). Значит ли это, что вышеуказанный договор должен заключаться на один год? Законода­тельство не содержит каких-либо императивных норм по этому поводу. Кроме того, в Едином государственном реестре судебных решений не удалось обнаружить решений суда о признании договора перевозки недействительным либо незаключенным вследствие подписания сторонами такого договора на иной срок.

До 23 марта 1998 года, согласно требованиям Правил, стороны обязаны были использовать форму Типового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом, условия которого можно было лишь конкретизировать. С отменой обязательности типовой формы субъекты хозяйствования получили право самостоятельно определять его условия, в том числе и касательно сроков. Поэтому название долгосрочного договора «годовым» не влечет обязанности заключать его на такой срок.

Форма и существенные условия договора перевозки

Статьей 50 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» (Закон) определено, что договор о перевозке груза автомобильным транспортом заключается в соответствии с гражданским законодательством между заказчиком и исполнителем в письменной форме (договор, накладная, квитанция и т.п.).

В соответствии со статьей 638 ГК Ук­раины договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями договора перевозки, согласно указанной статье 50 Закона, являются: наименование и мес­тонахождение сторон; наименование и количество груза, его упаковка; условия и срок перевозки; место и время погрузки и разгрузки; стоимость перевозки; другие условия, согласованные сторонами. Напомним, в соответствии со статьей 181 ХК Украины, если стороны не достигли согласия по всем существенным условиям хозяйственного договора, такой договор считается незаключенным (несостоявшимся).

В случае заключения разового договора перевозки, когда стороны заранее знают, что, куда и за сколько надо перевозить, сложностей не возникает. Но при намерении осуществлять систематические перевозки зафиксировать в момент подписания договора все вышеперечисленные существенные условия очень сложно исходя из их практической плоскости. Во избежание негативных последствий в виде признания договора незаключенным при ­каждой перевозке необходимо фиксировать указанные условия в отдельных приложениях либо в заявках к договору.

Момент заключения договора перевозки

Согласно части 2 статьи 307 ХК Ук­раины, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением перевозочного документа (транспортной накладной, коносамента и т.п.) согласно требованиям законодательства.

Возникает закономерный вопрос: с какого момента договор считается заключенным — с момента его подписания сторонами или с момента составления транспортной накладной, подтверждающей принятие груза?

ГК Украины устанавливает общее правило, согласно которому договор считается заключенным с момента достижения сторонами согласия (консенсуальный). Если же в соответствии с актом гражданского законодательства для заключения договора необходимы также передача имущества или совершение другого действия, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества или совершения определенного действия (реальный). Исходя из этого, можно сделать вывод, что договор перевозки относится к реальным договорам. Наличие подписанного договора на перевозку грузов еще не означает, что он является заключенным и влечет возникновение прав и обязанностей у сторон. Для этого необходимо составление товарно-транспортной накладной (ТТН), свидетельствующей о фактической передаче груза перевозчику.

С другой стороны, само по себе подписание договора перевозки все же иногда порождает возникновение прав и обязанностей у сторон. Договор перевозки считается консенсуальным в том случае, если перевозчик, например, обязуется предоставить транспортные средства раньше, чем произойдет передача груза.

Таким образом, по общему правилу договор перевозки груза считается заключенным с момента составления ТТН. Однако в случае если на одну из сторон возложены определенные обязанности до передачи груза, он считается заключенным с момента его подписания сторонами.

Другой аспект рассматриваемой тематики состоит в ответе на вопрос: можно ли осуществлять перевозку грузов на основании одних только транспортных накладных, без подписания договора? Ведь статья 50 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» ТТН фактически приравнивает к договору перевозки. Как тогда быть с требованиями о существенных условиях договора перевозки, которые должны быть зафиксированы для того, чтобы договор считался заключенным?

Согласно Правилам, ТТН — единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы. В форме ТТН, утвержденной совместным прика­зом Минтранса и Минстата Украи­ны № 488/346 от 29 декабря 1995 года (которая в основном используется при перевозках), отражены не все существенные условия, установленные законодательством в частности отсутствуют условия относительно предмета, местонахождения сторон, условий и сроков перевозки, сроков действия договора.

Судебная практика также не восполняет этот пробел. Суды в одних случаях ТТН приравнивают к письменному договору перевозки (постановление ВХСУ № 10/46-10 от 22 августа 2011 года, решение Хозяйственного суда г. Киева № 53/339 от 13 декабря 2010 года), а в других случаях, при наличии подписанных ТТН, констатируют отсутствие заключенного договора перевозки либо признают его незаключенным из-за отсутствия необходимых существенных условий (постановление ВХСУ № 03/2502 от 13 февраля 2008 года, решение Хозяйственного суда Черкасской области № 03/2502 от 11 июня 2007 года, решение Хозяйственного суда г. Киева № 24/240 от 19 сентября 2011 года).

Из этого напрашивается вывод, что саму по себе ТТН нельзя считать договором перевозки в классическом смысле этого термина. Являясь первичным документом, она лишь подтверждает факт принятия груза к перевозке. Кроме того, ТТН не содержит всех предусмотренных существенных условий договора перевозки, а необходимость выполнения требований касательно таких условий никто не отменял.

Таким образом, правильно составленный договор перевозки грузов является одной из существенных гарантий защиты прав его сторон. При заключении указанного договора необходимо соблюдать установленную действующим законодательством форму договора, а также обязательно фиксировать все существенные условия, необходимые для таких видов договоров.

И. ТКАЧ — главный юрисконсульт ООО «Баядера Логистик», г. Киев

Заключение диссертации по теме «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», Горюнов, Алексей Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование, проведённое в соответствии с поставленными целями и задачами, позволило выявить частноправовые проблемы регулирования железнодорожной перевозки грузов на основе комплексного анализа правовой и социально-экономической сущности отношений, складывающихся в процессе возникновения и исполнения обязательств по перевозке грузов железнодорожным транспортом. При рассмотрении наиболее важных и спорных положений, касающихся регулирования правоотношений по железнодорожным перевозкам грузов, представилась возможной выработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства, а также практики его применения.

Проведённый в работе анализ позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Под правоотношением по железнодорожной перевозке груза следует понимать единое, сложное по структуре образование, состоящее из двух относительно самостоятельных обязательств: «обязательства по предъявлению груза и подаче транспортных средств» (заявка, являющаяся по своей правовой природе офертой, направляемой отправителем груза перевозчику) и «обязательства по доставке вверенного перевозчику груза железнодорожным транспортом» (вытекающее из заявки соглашение, оформляемое перевозчиком и отправителем груза в момент принятия груза к перевозке). При этом исполнение первого обязательства выступает в качестве юридического факта, обуславливающего возникновение второго обязательства.

2. Характерными чертами правоотношений по железнодорожным перевозкам грузов, отличающими их от иных гражданских правоотношений являются: во-первых, субъектный состав правоотношения по железнодорожной перевозке груза. Это транспортная организация, предоставляющая услуги по перевозке, грузоотправитель, грузополучатель, а также «владелец инфраструктуры». На сегодняшний день перевозчик (ОАО «РЖД») и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта совпадают в одном лице. То есть фактически наблюдается три участника перевозочного процесса. В связи с этим представляется необходимым внести изменения в ст. 2 УЖТ РФ, сформулировав понятие перевозчика в следующем виде: «перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или ином праве железнодорожным подвижным составом и оказывающие услуги по их использованию на основании соответствующих лицензии и договора, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю)».

Организационные предпосылки договора железнодорожной перевозки груза, характерные для правоотношения по железнодорожной перевозке груза не свойственны другим гражданско-правовым отношениям. Обращает на себя внимание и особое положение перевозчика в договорных отношениях. Речь идет о предусмотренной транспортным законодательством ограниченной ответственности, когда возмещению в соответствии со ст. 400 ГК РФ подлежит только реальный ущерб без учёта упущенной выгоды. Применительно к отдельным нарушениям условий договора железнодорожной перевозки груза ответственность установлена либо в форме возмещения прямого ущерба или его части (но не упущенной выгоды), например за несохранность груза, либо в форме исключительной неустойки, в частности за просрочку его доставки.

Порядок предъявления претензий и исков по железнодорожным перевозкам грузов носит особый характер. Предъявление претензии до возбуждения искового производства обязательно, это предусмотрено транспортным законодательством. Законодателем определён и особый срок исковой давности предъявления претензий к перевозчику — один год.

3. С учётом обновления транспортного законодательства и проведения структурной реформы железнодорожного транспорта РФ, отменено строгое государственное планирование перевозок. Долгое время основным актом в системе планирования перевозок грузов являлся месячный план. Имело место административное регулирование хозяйственных отношений, то есть сторонам в большинстве своём предписывалось вступить в договорные отношения по перевозке. На сегодняшний день подобная схема неприменима при регулировании гражданско-правовых отношений в области железнодорожных перевозок грузов. Отношения между грузоотправителем, перевозчиком, а также владельцем инфраструктуры по подаче и принятию заявки строятся по модели частноправовых отношений, в основе которых лежат автономия воли, имущественная самостоятельность и равноправие сторон.

Однако, несмотря на это, процесс организации грузовых перевозок, существующий на железнодорожном транспорте, включает в себя механизм планирования. Под механизмом планирования следует понимать комплекс действий перевозчиков, владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и грузоотправителей, совершаемых на стадии согласования объёмов железнодорожных перевозок. Совершение указанных действий необходимо для надлежащего исполнения указанными субъектами своих обязательств, а также для предупреждения возможных затруднений в эксплуатационной работе. Так, например, в соответствии со ст. 13 УЖТ РФ перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса и длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования в соответствии с планом формирования поездов. При этом план формирования грузовых поездов, следующих в пределах инфраструктуры, должен быть утверждён владельцем этой инфраструктуры.

На сегодняшний день не правомочно рассматривать механизм планирования как метод административно-хозяйственного воздействия со стороны государства на участников процесса перевозки. Официально закреплён отказ от государственного планирования перевозок грузов. Вместе с тем, отменив практически административные отношения, законодатель закрепил отношения партнёрского характера между контрагентами.

4. Особый интерес заслуживают отношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком на стадии согласования обязанностей по подаче перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявлению отправителем грузов к перевозке, а также порядка погрузки (выгрузки) груза в поданные транспортные средства. Данные взаимоотношения, складывающиеся между грузоотправителем и перевозчиком, на наш взгляд, имеют договорную основу.

Заявка на перевозку груза является юридическим фактом, обусловливающим возникновение договора перевозки, и за её невыполнение транспортным законодательством предусмотрена имущественная ответственность. Если же рассматривать заявку в качестве договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств, то тогда налицо случай обязательного заключения договоров в гражданском праве, поскольку направление заявки перевозчику грузоотправителем является обязательным в силу закона. В силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность предусмотрена законодательно или добровольно принятым обязательством. Нормами транспортного права императивно закреплено положение об обязательности подачи заявки грузоотправителем до заключения договора железнодорожной перевозки груза и её согласовании перевозчиком. Следовательно, участники грузоперевозочного процесса вступают в договорные отношения уже на стадии согласования объёмов перевозок. При этом полагаем, что заявка по своей правовой природе является офертой, направляемой отправителем груза перевозчику. Принятие перевозчиком заявки, согласованной с владельцем инфраструктуры, представляет собой акцепт, обуславливающий последующее заключение договора перевозки конкретного груза.

5. По обязательству, возникающему из заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором об организации перевозок, транспортные средства, а грузоотправитель обязан погрузить соответствующее количество груза или передать груз перевозчику для погрузки его силами.

Перевозчик обязан подать грузоотправителю вагоны, контейнеры не только в определённом количестве, но и в надлежащем состоянии. Предоставленные транспортные средства должны быть в исправном техническом состоянии, а также быть пригодными для перевозки соответствующего груза. Пригодность вагонов, контейнеров в коммерческом отношении может определяться лишь применительно к конкретным грузам и при условии, что указанные транспортные средства технически исправны. Подача неисправного подвижного состава свидетельствует о ненадлежащем исполнении перевозчиком обязательств, возникающих из согласованных объёмов перевозок.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные нормативно-правовыми актами документы. При исполнении этой обязанности грузоотправитель должен соблюдать условия о роде и количестве груза; сдать груз в надлежащем состоянии, таре и упаковке, которые обеспечивают его сохранность при перевозке; рационально использовать предоставленные для погрузки транспортные средства; правильно оформить документы на отгрузку. Состояние предъявляемого к перевозке груза должно определяться качественными удостоверениями или сертификатами, которые грузоотправитель обязан предъявить вместе с железнодорожной накладной в момент приёма груза перевозчиком. Поскольку обязанность представления сертификатов качества возложена на грузоотправителя, перевозчик не может быть обязанным удостоверять качество принятого к перевозке груза, а потому ответственность за качество груза в этих случаях должна быть возложена на грузоотправителя.

Грузоотправитель должен указать в накладной массу перевозимого груза, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. В соответствии с п. 1 ст. 27 УЖТ РФ, перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителем в транспортных железнодорожных накладных. Для устранения случаев необоснованного привлечения перевозчиков к ответственности за несохранную перевозку грузов в вагонах, контейнерах представляется целесообразным установить в законодательстве (внесением дополнений в ст. 27 УЖТ РФ) предел стоимости груза или количества груза, при превышении которого грузоотправителем перевозчик будет обязан в обязательном порядке проверить достоверность сведений, указанных грузоотправителем в накладной в отношении данного груза. Условие об обязательной достоверности сведений, указанных грузоотправителем в перевозочных документах, необходимо для обеспечения сохранности принятого к перевозке груза до выдачи его грузополучателю, так как перевозчик несёт ответственность за исправную доставку к месту назначения лишь того груза, который предусмотрен договором перевозки.

6. Среди установленных в ст. 11 УЖТ РФ оснований к отказу в согласовании заявки грузоотправителя на перевозку груза как со стороны перевозчика, так и со стороны владельца инфраструктуры имеется немало обстоятельств, не связанных с действиями самого грузоотправителя. Например, отсутствие между перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры или отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки, что не способствует развитию имущественного оборота в области железнодорожных грузовых перевозок. Предлагается исключить абз. 1 п. 8 ст. 11 УЖТ РФ, поскольку положения данной нормы нарушают права и законные интересы отправителей груза, а также не способствуют развитию имущественного оборота в области железнодорожных грузовых перевозок.

7. Следует различать техническую и коммерческую неисправность подаваемых под погрузку вагонов и контейнеров. Под технической исправностью перевозочных средств понимается такое их состояние, которое полностью отвечает требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог РФ. Коммерческая исправность, а точнее коммерческая пригодность вагонов, контейнеров должна обеспечить сохранность перевозимых грузов. Но перевозочные средства в коммерческом отношении могут быть пригодны для одних грузов, но в них нельзя перевозить другие. Поэтому транспортное законодательство требует, чтобы подвижной состав в коммерческом отношении был пригоден для перевозок данного груза. Таким образом, пригодность вагонов, контейнеров в коммерческом отношении может определяться лишь применительно к конкретным грузам и при условии, что указанные транспортные средства технически исправны. Подача неисправного подвижного состава свидетельствует о ненадлежащем исполнении перевозчиком обязательств, возникающих из согласованных объёмов перевозок. Вагоны и контейнеры, от погрузки которых вследствие их неисправности отказался грузоотправитель, не могут быть засчитаны в число поданных для выполнения заявки. Вместо них перевозчик должен подать грузоотправителю пригодный подвижной состав.

8. При возникновении споров между перевозчиком и грузоотправителем в связи с невыполнением принятой заявки на перевозку грузов нормы ст. 94 УЖТ РФ заставляют собирать и представлять доказательства виновности (или невиновности) грузоотправителя в неисполнении перевозчиком своих обязательств по подаче вагонов, контейнеров, что не имеет никакого значения для разрешения таких споров. Представляется необходимым возложить на перевозчика бремя доказывания надлежащего исполнения своих обязательств на стадии согласования объёмов железнодорожных перевозок грузов. Кроме того, предлагается внести в п. 11 ст. 94 УЖТ РФ дополнения об ответственности перевозчика в виде штрафа за каждый день просрочки в случае неправомерного отказа в согласовании заявки, поданной грузоотправителем в соответствии с требованиями УЖТ РФ и Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом.

9. Предлагается следующее определение договора железнодорожной перевозки груза: договор железнодорожной перевозки груза — это реальный, возмездный, двусторонне обязывающий договор об оказании услуг, по которому одна сторона — перевозчик обязуется доставить вверенный ему другой стороной — отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу -грузополучателю, а отправитель груза обязуется оплатить перевозку с соблюдением условий, предусмотренных договором.

Конструкция договора в пользу третьего лица оптимально подходит к определению правового положения грузополучателя в договоре перевозки груза. Договором в пользу третьего лица признаётся договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (п. 1 ст. 430 ГК РФ). Применительно к договору перевозки конкретного груза перевозчик обязан выдать принятый к перевозке и доставленный в пункт назначения груз именно грузополучателю (управомоченному им лицу) и только грузополучатель вправе требовать от перевозчика выполнения этой обязанности.

10. Порядок заключения договора железнодорожной перевозки груза состоит из двух неразрывно связанных действий: фактической передачи груза перевозчику и составления транспортной накладной. Договор железнодорожной перевозки груза является по своей правовой природе реальным. Он признаётся заключенным с момента передачи одной стороной (грузоотправителем) соответствующего имущества другой стороне (перевозчику), который выдаёт грузоотправителю грузовую квитанцию. Реальность договора железнодорожной перевозки груза предполагает не только общеизвестные положения о реальной сдаче груза к перевозке. Для того чтобы заключение договора железнодорожной перевозки считалось завершённым недостаточно простой передачи (принятия) груза. Для этого необходимо ещё, чтобы стороны достигли соглашения об условиях перевозки и выразили его в определённой законом установленной форме. Реальный характер договора перевозки груза вовсе не исключает необходимости соблюдения требований, предъявляемых к форме сделок. В силу п. 1 ст. 161 ГК РФ такие сделки, как договор перевозки, должны заключаться в простой письменной форме.

В целях ускорения товарооборота и упрощения процесса распоряжения грузом отправителем или получателем при перевозке, необходимо в законодательном порядке повысить значение транспортной железнодорожной накладной, установив, что письменным документом, подтверждающим договор железнодорожной перевозки груза, является транспортная железнодорожная накладная, составляемая в двух экземплярах, один экземпляр которой должен передаваться грузоотправителю, а другой следовать вместе с грузом до станции назначения и передаваться грузополучателю. Во избежание неоднозначных толкований относительно формы договора и роли накладной, а также в целях единообразного понимания и применения ч. 2 ст. 785 ГК РФ о заключении договора перевозки груза следует уточнить её редакцию и привести в соответствие с действующим транспортным законодательством. Предлагается изложить п. 2 ст. 785 ГК РФ в следующей редакции: «Договор перевозки груза должен быть заключён в письменной форме путём составления и выдачи отправителю груза транспортной накладной (или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим уставом или кодексом).

11. Договор перевозки груза заключается в письменной форме посредством составления транспортной накладной. Железнодорожная накладная имеет доказательственное значение в отношении заключения договора перевозки. Кроме того, она является товаросопроводительным документом, то есть сопровождает груз на протяжении всего пути его следования, а также документом, удостоверяющим ход исполнения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки. Накладная имеет и финансовое значение, так как в ней отражаются расчёты с перевозчиком по провозным платежам как при сдаче груза к перевозке, так и при получении. В определённых случаях, например, при недостаче, порче или повреждении груза, представление накладной является необходимым при предъявлении к перевозчику претензии.

Грузовая квитанция, выполняя функцию расписки перевозчика в принятии груза, не является формой договора перевозки, а только подтверждает факт принятия перевозчиком груза от грузоотправителя, и тем самым факт заключения договора перевозки. Дорожная ведомость является внутренним документом, используемым перевозчиком для отражения процесса исполнения условий договора перевозки груза.

12. Ответственность в обязательствах по железнодорожным перевозкам имеет значительную специфику. Прежде всего, она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Применительно к отдельным нарушениям условий договора перевозки груза ответственность установлена либо в форме возмещения прямого ущерба или его части (но не упущенной выгоды), например за несохранность груза, либо в форме исключительной неустойки, в частности за просрочку его доставки. Такой подход законодателя основан на положении ст. 400 ГК РФ, согласно которому по отдельным видам обязательств законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне нормативной: соглашения перевозчиков с грузоотправителями (грузополучателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда такие соглашения допускаются транспортным законодательством. Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может быть повышен.

13. Особенностью ответственности за нарушение обязательств по железнодорожным перевозкам грузов является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение или ненадлежащее совершение действий, связанных с организацией перевозок. Именно на первой стадии перевозочного процесса (по обязательству, возникающему из заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом) может иметь место ответственность без вины перевозчика, на второй же стадии (по договору железнодорожной перевозки конкретного груза), — применяется ответственность перевозчика лишь в случае его виновного поведения.

Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств строится на иных, нежели принцип вины, основаниях. Указанная ответственность конструируется следующим образом: ответственность наступает за сам факт нарушения обязательства, а основаниями, освобождающими от ответственности, служат определенные обстоятельства, прямо названные в качестве таковых в законе. Причем причины появления соответствующих обстоятельств (например, виновные или невиновные действия нарушителя) не имеют никакого правового значения. Так, например, временное прекращение или ограничение отгрузки грузов в определенных направлениях, может явиться следствием виновных действий перевозчика, которые привели к крушению поезда или иной аварии на железной дороге, однако это не лишает данное обстоятельство качества основания освобождения железной дороги от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов.

14. Требованиями ст. 120 УЖТ РФ установлено, что до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно должна быть предъявлена претензия. Претензией является письменное требование, направленное перевозчику, об уплате денежной суммы за невыполнение по перевозке грузов. При этом полагаем, что запись в книге жалоб и предложений, обращение в вышестоящие органы не исключает необходимости предъявления претензии. Перевозчик должен быть уведомлен о конкретных притязаниях в свой адрес, должен ознакомиться со всеми документами, подтверждающими предъявленные требования, дабы дать надлежащий ответ в установленные сроки заявителю. Говоря же о книге жалоб, то запись в ней не отражает доказательственной базы материалов дела, на основе которых сторона обращается с жалобой.

Правовые основания предъявления исков и сроки исковой давности установлены в ст. ст. 125, 126 УЖТ РФ. Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензий. Указанный срок исчисляется в отношении штрафа за невыполнение заявки — по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа, в иных случаях — со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков. Норма ст. 125 УЖТ РФ, закрепляющая положения о начале течения срока исковой давности, ущемляет права и законные интересы грузоотправителей (грузополучателей), поскольку срок исковой давности по искам грузоотправителей к перевозчику исчисляется с момента, когда появляются основания для предъявления претензии. То есть фактически от годичного срока исковой давности, предусмотренного законом, остаётся пять месяцев (должно пройти тридцать дней — срок, по истечении которого не выданный груз может быть признан утраченным и у грузоотправителя появится право на предъявление претензии, затем — шесть месяцев, в течение которых грузоотправитель (грузополучатель) правомочен предъявить претензию). Налицо ситуация, при которой право на иск возникло, а в арбитражный суд с исковым заявлением обращаться нельзя. Предлагается изменить п. 2 ст. 125 УЖТ РФ и изложить его в следующей редакции: «Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков».

Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который ис­пользуется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предос­тавить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вмести­мости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для мор­ской перевозки груза всего судна, части его или определенных судо­вых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются от­ношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

Форма договора перевозки груза

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза

  • транспортной накладной,
  • коносамен­та или
  • иного документа на груз,

предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК).

Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

Оформление договора перевозки груза железнодорожным транспортом

При перевозках грузов железнодорожным транспортом наклад­ная не только представляет собой письменную форму договора, но и является товаросопроводительным документом, т.е. сопровожда­ет груз на протяжении всего пути его следования, а также докумен­том, удостоверяющим ход исполнения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки. Вместе с дорожной ведомостью накладная следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответст­вующей графе корешка дорожной ведомости, который остается на станции отправления.

Грузоотправитель несет имущественную ответственность за достовер­ность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную наклад­ную, а железные дороги вправе выборочно проверять их соответствие данным, внесенным грузоотправителями в накладные (ст. 27 УЖТ).

Аналогично значение транспортной накладной и при внутренних водных перевозках (ст. 67 КВВТ) и грузовой накладной, оформляющей договор воздушной перевозки груза (ст. 105 ВК).

Оформление договора морской перевозки груза

Оформление договора морской перевозки груза зависит от его ви­да: перевозки по коносаменту или чартерной перевозки.

Коносамент

Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанно­го грузоотправителем документа (погрузочного ордера), в котором со­держатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка. Коносамент на экспортные грузы выписывается после погрузки грузов на судно на основании штурманской расписки. Отправитель гарантирует перевоз­чику достоверность данных, предоставленных для включения в коно­самент, и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных (п. 2 ст. 142 КТМ).

Коносамент не только является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свидетельствует о получении груза перевозчиком, а также является товарораспоряди­тельным документом (ценной бумагой) (ст. 143 ГК). В этом качестве он должен иметь ряд обязательных реквизитов, содержащих сведе­ния:

  • о перевозчике, отправителе и получателе груза;
  • о портах отгрузки и выгрузки;
  • о характеристике и состоянии груза и его упаковки;
  • о размере фрахта;
  • о времени и месте выдачи коносамента и числе его оригиналов.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные дан­ные и оговорки. Коносамент подписывается перевозчиком или дейст­вующим от его имени лицом (например, капитаном судна).

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить за проезд (а при сдаче багажа – и за провоз багажа) установленную сумму (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

В тех случаях, когда перевозка пассажира осуществляется транспортом общего пользования, договор является публичным. Перевозчик может отказать пассажиру в заключении договора лишь в случае отсутствия свободных мест и иных обстоятельств, объективно препятствующих доставке пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира подтверждается выдачей проездного документа.

Как и в сфере действия других публичных договоров, Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон данного договора. Например, в настоящее время перевозка пассажиров на железнодорожном транспорте регламентирована Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 N 111.

Документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажира, является билет.

По способу заключения договор перевозки пассажира относится к числу договоров присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых транспортными министерствами и ведомствами, и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).

Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 3 ст. 786 ГК РФ):

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
  • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Договор перевозки багажа реальный, двусторонне обязывающий, возмездный.

Заключение договора перевозки багажа подтверждается выдачей багажной квитанции. При перевозке багажа тем же транспортным средством, которым следует пассажир, принятие багажа может быть оформлено выдачей пассажиру ярлыка установленной формы. Талон ярлыка в таких случаях прикрепляется к грузу.

Для выдачи багажа в пункте назначения необходимо предъявить багажную квитанцию.

Порядок перевозки мелких домашних животных, собак и птиц определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа с особенностями, установленными транспортным законодательством, в частности в части соблюдения требований ветеринарного контроля, наличия специальных клеток, контейнеров, сроков принятия к перевозке и востребования в пункте назначения и т.д.

Перевозка диких животных в качестве багажа допускается при наличии специального разрешения.

Пассажиру, который приобрел проездной билет, а стало быть, заключил договор перевозки, предоставлено право в определенных рамках в дальнейшем в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора перевозки. В частности, пассажир вправе:

  • провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места;
  • делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на десять суток;
  • продлевать срок действия проездного билета в случае болезни в пути следования и в случае непредоставления пассажиру места в поезде на время до отправления следующего поезда;
  • выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен билет;
  • возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты (вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда);
  • переоформить проездной билет для выезда в первом отходящем поезде, в котором будут свободные места;
  • продлить срок действия билета на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов.

Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, то есть вправе расторгнуть его в одностороннем порядке. Так, при морской перевозке пассажир вправе отказаться от договора до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. Если пассажир отказался от договора морской перевозки не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам (перенос отхода судна на другой срок, отмена рейса и т.п.), ему возвращаются плата за проезд и за провоз багажа (ст. 183 КТМ).

На железнодорожном транспорте пассажир вправе:

  • не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • менее чем за восемь, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
  • менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда, задержки его отправления, непредоставления указанного в билете места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира, а также при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железнодорожного перевозчика.

В случае отказа от договора перевозки в пути следования пассажир вправе получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за проследованное им расстояние. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железнодорожного перевозчика, пассажиру возвращается стоимость проезда непроследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от перевозчика, – вся стоимость проезда (ст. 83 УЖТ).

К основным обязанностям перевозчика, вытекающим из договора перевозки пассажира, относятся его обязанность доставить пассажира в пункт назначения и в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки, причем уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта – в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату.

Транспортным законодательством предусмотрены следующие обязанности транспортной организации-перевозчика:

  • своевременная подача транспортных средств для посадки пассажиров и их отправки в соответствии с расписанием движения;
  • предоставление пассажиру места, соответствующего приобретенному проездному документу (билету);
  • доставка пассажира и его багажа в пункт назначения в установленный срок;
  • обеспечение безопасности пассажира и сохранности его багажа в пути следования;
  • оказание пассажиру комплекса услуг, оплаченного при приобретении билета, а также дополнительных услуг на платной основе.

Законодательство устанавливает и последствия нарушения этих обязанностей. Так, согласно ст. 84 УЖТ при невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан с согласия пассажира предоставить ему место в другом вагоне, в том числе более высокой категории, без взимания доплаты либо место, стоимость которого ниже стоимости купленного им билета, с возвратом разницы в стоимости проезда. На морском транспорте пассажир в этом случае наделяется правом по своему выбору либо отказаться от поездки, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом.

Исполнение перевозчиком обязанности по обеспечению безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей охватывает и некоторое время до посадки пассажира в транспортное средство. Безопасность пассажира обеспечивается также страхованием жизни и здоровья пассажиров (ст. 80 УЖТ), в том числе добровольным страхованием пассажиров и их багажа в порядке, предусмотренном гл. 48 ГК.

В случае сдачи пассажиром багажа перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу (ст. 786 ГК, ст. 82 УЖТ, п. 1 ст. 103 ВК, п. 1 ст. 177 КТМ).

Пассажир вправе объявить ценность своего багажа, как общую для всех сданных к перевозке мест багажа, так и для каждого места в отдельности. Сведения о сумме объявленной ценности багажа вносятся в багажную квитанцию.

Согласно ст. 89 УЖТ срок доставки багажа определяется временем следования поезда, которым отправлен багаж, до железнодорожной станции назначения. Прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия и выдается предъявителю багажной квитанции и проездных документов (билетов).

За хранение багажа сверх установленного срока взимается плата, а багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня прибытия, подлежит реализации перевозчиком (ст.ст. 91, 92 УЖТ). В случае неприбытия багажа на станцию назначения по истечении десяти суток после окончания срока доставки он считается утраченным, а на перевозчика возлагается обязанность возместить его стоимость. Если он все же будет доставлен на станцию назначения, получатель может получить багаж, возвратив перевозчику ранее выплаченную сумму за его утрату.

Исходя из смысла ст. 103 ВК, вещи, перевозимые пассажиром на воздушном судне, вообще не различаются по правовому режиму как ручная кладь и собственно багаж: все они составляют «багаж”, часть которого (в пределах весовых норм) пассажир перевозит на борту самолета бесплатно, а другая часть (за пределами этих норм) перевозится в том же самолете, но отдельно от пассажира за отдельную плату. Данное обстоятельство подтверждает вывод о том, что правоотношение по перевозке багажа не образует отдельного договора, а представляет собой элемент договора перевозки пассажира.

Основная обязанность пассажира по договору перевозки пассажира состоит в уплате им перевозчику установленной суммы за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа. Как правило, эту обязанность пассажир исполняет приобретая проездной документ (билет), то есть практически в момент заключения договора перевозки, либо при сдаче багажа.

Транспортное законодательство возлагает на пассажира и ряд иных обязанностей, в частности обязанность надлежащего поведения и соблюдения интересов других пассажиров. Так, на железнодорожном транспорте пассажир может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел, если при посадке в поезд или в пути следования он находится в состоянии опьянения и нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров. При этом деньги в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимость перевозки багажа не возвращаются.

На воздушном транспорте невыполнение пассажиром обязанностей, возлагаемых на него законодательством, в определенных случаях также может служить причиной прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика (п. 1 ст. 107 ВК).