Договоры перевозки

Библиографическое описание:



Представленная статья раскрывает особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, исходя из его понятия, субъектного состава и содержания.

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, особенности договора перевозки грузов автомобильным транспортом, договор автоперевозки грузов, транспортные договоры.

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой отдельный вид значительной группы гражданско-правовых договоров, называемых транспортными. Сфера регулирования упомянутых договоров включает в себя разнообразные договорные обязательства, также обобщенно называемые транспортными. Ученые давно отмечали необходимость выделения обязательств транспортного характера в отдельный вид, что обусловлено спецификой основной функции транспорта — перемещения грузов и пассажиров в пространстве, которая является общепризнанной.

Связанные с перевозкой людей и грузов обязательства представляют собой важную составляющую системы правоотношений в сфере оказания услуг гражданско-правового характера. Обязательства, заключающиеся в оказании услуг, влияющих непосредственным образом на реализацию процесса перевозки на различных его этапах, представляют собой обязательства в сфере деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, а также обязательства, связанные с экспедиционным обслуживанием, буксировкой транспортных средств.

Как справедливо было замечено Д. А. Медведевым и В. Т. Смирновым, ядром обязательств транспортного характера следует называть обязательства, связанные с перевозкой. Так, как возникновение отношений по перевозке обусловлено наличием потребности в пространственном перемещении при помощи транспортных средств людей или объектов .

Как правило, участниками отношений по перевозке являются два субъекта: владелец транспортного средства (транспортная организация) и лицо, имеющее заинтересованность в процессе перевозки (грузовладелец или заказчик). Так как Гражданский Кодекс (ГК) не содержит специальных положений, касающихся перевозки грузов автомобильным транспортом, принципиальную важность приобретает рассмотрение правовой природы анализируемого договора, исходя из позиций общих положений, которые свойственны каждому договору из числа относящихся к перевозочным.

Глава 40 ГК закрепляет общее понятие перевозки груза. В качестве предмета договора перевозки определяется деятельность перевозчика, связанная с перемещением грузов к месту назначения, а также с выдачей багажа или груза лицу, обладающему правом на его получение, вне зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка, и от разновидностей этого договора.

В положениях п.1 ст. 785 ГК регламентированы обязанности сторон по договору перевозки груза автомобильным транспортом, заключавшиеся в доставке перевозчиком вверенного ему грузоотправителем груза и последующую передачу груза грузополучателю (лицо, управомоченное на получение груза), грузоотправитель же в свою очередь обязан оплатить предоставленные услуги по перевозке в установленном договором объеме.

В. А. Егиазаров отмечал, что приведенное законодателем определение свидетельствует о взаимном и возмездном характере договора перевозки. Возмездный характер ему придает то обстоятельство, что за предоставление услуг по перевозке грузов перевозчиком получается вознаграждение. Взаимный же характер договора определяется обоюдно связанными правами и обязательствами сторон: обязанность перевозчика по перевозке груза и право на получение соответствующей провозной оплаты, и обязанность внесения упомянутой провозной платы грузоотправителем и право на перевозку обозначенного в договоре груза. Начиная с момента принятия груза перевозчиком от грузоотправителя, договор может считаться заключенным и быть отнесенным к числу действительных договоров .

Это же положение подтверждают и другие ученые. Так, В. В. Витрянским было отмечено следующее. Квалификация договора перевозки груза в качестве реального обусловлена тем, что возникновение обязательств перевозчика распространяется только на грузы, сданные отправителем и принятые в соответствующем порядке перевозчиком с целью их доставки к месту назначения (вверенные перевозчику грузы) .

Однако, частные случаи таких договоров могут быть консенсуальными. Признание договора перевозки консенсуальным возможно при принятии перевозчиком на себя обязательств предоставления транспортного средства до вверения ему груза для перевозки.

Кроме перечисленных выше особенностей, договорам перевозки грузов присущ публичный характер. Стоит отметить, что признание договоров перевозки грузов публичными требует соблюдения некоторых условий, которые предусматриваются в ст.789 ГК.

Рассматривая другие положения гражданского законодательства, касающиеся договора перевозки груза, можно отметить следующие характерные его особенности.

Например, ст. 788 ГК устанавливает следующее правило: взаимоотношения организаций, оказывающих транспортные услуги в процессе перевозки пассажиров, багажа и грузов различными видами транспортных средств осуществляются согласно договору перевозки по единому проездному документу (так называемое — прямое смешенное сообщение).

В положениях ст. 793 ГК указано, что в случаях неисполнения обязательств по перевозке или их ненадлежащего исполнения, стороны должны нести ответственность, которая установлена гражданским законодательством и соглашениями сторон.

В заключение, ст. 797 ГК предусматривает обязательное предъявление перевозчику претензии прежде направления искового заявления в его адрес. Срок исковой давности по обязательствам, вытекающим из отношений, связанных с грузоперевозкой, составляет один год, начиная с момента возникновения обстоятельств, повлекших наступление гражданско-правой ответственности.

Повышение спроса на автомобильные перевозки и его массовый характер привели к тому, что договоры перевозки груза автотранспортом все чаще представляют собой не индивидуально-определенную сделку, а стандартизированный шаблон договора, соответствующий требованиям ст. 428 ГК, что влияет на качество упомянутых отношений исключительно негативным образом, провоцируя все большее количество споров.

Обобщая вышесказанное можно заключить следующее:

– отличительным свойством правовой природы договора перевозки грузов является реальный, возмездный, публичный, двухсторонний характер;

– урегулирование споров происходит в претензионном порядке;

– судебный порядок взыскания возможен только после соблюдения требований о предварительном претензионном порядке;

– срок исковой давности по спорам, вытекающим из договора перевозки грузов автотранспортом ограничен одним годом.

Принципиальную важность в процессе характеристики общих особенностей, присущих договорам перевозки грузов автомобильным транспортом, имеет вопрос отграничения рассматриваемого типа договора от смежных гражданско-правовых договоров, таких как договоры подряда, аренды, хранения и пр.

В этой связи профессором А. Г. Калпиным отмечалось, что отграничение договоров перевозки от части смежных договоров, относящихся к гражданскому праву, реализовывается в соответствии с особенностями предмета договора перевозки груза автомобильным транспортом .

Подрядными договорами опосредованы экономические отношения, которые формируются в связи с изготовлением или переработкой вещественных ценностей (отношения, которые существуют непосредственно в производстве). В отличие от подрядных, договор перевозки имеет связь с производственными процессами в сфере обращения.

Итоговый результат деятельности подрядчика имеет овеществленную форму. Тогда, как деятельность автотранспорта в осязаемую форму не воплощается.

Предоставление услуги хранения по договору заключается в сохранении и последующем возвращении передаваемого по договору имущества другой стороне в том же состоянии. Деятельность перевозчика в ходе процесса перевозки, направленная на сохранение груза и его последующую передачу грузополучателю, не представляет собой самостоятельную экономическую услугу, она является сопутствующим действием, подчиненным основной цели — перемещению объекта сделки.

В качестве предмета договоров аренды фигурирует предоставление арендатору индивидуально-определенных вещей во временное пользование или владение. В качестве предмета договоров перевозки фигурирует транспортная услуга, заключающаяся в деятельности по доставке грузов к месту назначения.

В юридической литературе было высказано мнение, гласящее, что одной из особенностей транспорта является то, что транспортный процесс во времени совпадает с процессом потребления продукции, которая производится. В качестве последней здесь фигурирует сама перевозка. Это действительно верно с экономической точки зрения. Только необходимо учитывать то, что грузоотправителю важен не только факт совершения работы по перемещению грузов, но и сам ее результат, который выражается в доставке груза в пункт назначения и вручении груза получателю. Достижение конечного результата этой работы возможно только в случае прибытия груза к месту назначения.

Однако наличие данного признака не позволяет отграничить перевозку от отдельных договоров, которые также направлены на перемещение грузов, но требуют к себе принципиально иного подхода в правовой регламентации. Так, работы по разгрузке/погрузке или подъем предметов интерьера в многоэтажный жилой дом тоже направлены на перемещение грузов, однако наличие этого признака не превращает перечисленные подрядные работы в перевозочные.

Главной спецификой перевозки, которая требует установления особенного правового статуса, является характер выполняемой работы, заключающийся в пространственном перемещении пассажиров или грузов, которая осуществляется только с применением транспортных средств. Именно использование транспортных средств в качестве инструмента для достижения конечной цели перевозки — непосредственной передачи груза грузополучателю, является достаточным основанием для невозможности применения правовых норм о возмездном оказании услуг и договорах подряда к отношениям, связанным с автомобильной грузоперевозкой.

Стоит выделить отдельной особенностью договора перевозки грузов автомобильным транспортом и цель самой грузоперевозки, упомянутую ранее, а ею стоит определить — пространственное перемещение грузов от грузоотправителя к грузополучателю при помощи средств автомобильного транспорта.

Вышеизложенные положения дают основания сделать следующее заключение — договор перевозки грузов автомобильным транспортом является отдельной категорией в системе транспортных и иных смежных договоров в Российской Федерации. В связи с этим, он не может быть отождествлен с иными гражданско-правовыми договорами, а значит необходима модернизация действующего гражданского и транспортного законодательства с учетом указанной выше специфики предмета, субъектного состава и самого понятия договора перевозки грузов автомобильным транспортом, сложившейся в процессе правоприменения и развития предпринимательской деятельности в сфере автомобильной грузоперевозки.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): автомобильный транспорт, договор, договор перевозки грузов, перемещение грузов, место назначения, перевозка, автомобильная грузоперевозка, гражданское законодательство, исковая давность, отдельный вид.

Новая редакция Ст. 785 ГК РФ

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Комментарий к Ст. 785 ГК РФ

1. Договор перевозки груза является основным транспортным договором, обеспечивающим перемещение товаров. Договор является возмездным — размер и порядок провозной платы определяется сторонами, а плата за перевозку грузов (а также пассажиров и багажа) транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

2. По юридической природе договор перевозки грузов является:

— реальным;

— возмездным;

— двусторонне обязывающим.

Реальность договора перевозки груза обусловливается тем, что договор считается заключенным только после передачи груза перевозчику.

3. У двустороннего договора перевозки грузов три субъекта — грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причем грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) — профессиональная организация, юридическое лицо, действующее на основании лицензии. Субъектный состав договора перевозки грузов квалифицирует это соглашение как договор в пользу третьего лица — грузополучателя.

Грузополучатель, не являясь стороной в договоре перевозки, тем не менее обладает правами и обязанностями:

— правом требования к перевозчику о выдаче груза;

— требованием о возмещении ущерба вследствие утраты, недостачи или повреждения груза;

— обязанностью принять груз от перевозчика.

4. Договор перевозки груза требует письменной формы. Наименование и реквизиты оформляемых договоров регламентируются соответствующими транспортными уставами и кодексами.

5. Предмет договора перевозки грузов вытекает из основной обязанности перевозчика — в установленный срок доставить вверенный груз в пункт назначения и передать управомоченному лицу (грузополучателю). Правовое положение грузополучателя, его основные права и обязанности были рассмотрены ранее.

Судебная практика.

Между тем исходя из содержания пункта 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации стороной по договору перевозки является и грузоотправитель. Следовательно, в соответствии с положениями части пятой статьи 27 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров для перевозки конкретных грузов должна быть определена грузоотправителем. Возможность предъявления железной дорогой регрессного требования к грузоотправителю положениями Транспортного устава железных дорог Российской Федерации не предусмотрена (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2004 N 1901/04).

Другой комментарий к Ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор перевозки груза — реальный, возмездный, двусторонне обязывающий. Предмет данного договора — действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его грузополучателю. Стороны договора перевозки — грузоотправитель и перевозчик. Грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице, однако чаще — это разные субъекты.

Грузополучатель не является стороной договора перевозки, он — третье лицо (ст. 430 ГК РФ). Поэтому по общему правилу перевозчик не вправе требовать от него исполнения обязанностей по договору перевозки (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 6 февраля 2002 г. N 803/01). Исключение составляют случаи, когда это допускается законом. Так, по договору морской перевозки груза получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы перевозчика за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки либо в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которого перевозился груз, а в случае общей аварии обязан внести аварийный взнос или предоставить надлежащее обеспечение (ст. 160 КТМ). Данное право прекращается, если перевозчик выдал груз до уплаты фрахта, не реализовав предоставленную ему законом возможность обеспечить уплату фрахта путем удержания груза (п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; информационное письмо ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81 (Вестник ВАС РФ. 2004. N 10. С. 91)).

2. Договор перевозки груза считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Передачу груза перевозчику удостоверяют перевозочные документы, предусмотренные законодательством, — транспортная накладная, коносамент, чартер. Комментируемая статья не содержит исчерпывающего перечня видов перевозочных документов. Их виды и порядок оформления определяются транспортными уставами и кодексами. Составление документов, не отнесенных соответствующим транспортным уставом или кодексом к числу перевозочных, может повлечь признание договора перевозки груза незаключенным (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2004 г. по делу N А56-868/03). Применение последствий в виде признания договора незаключенным объясняется тем, что транспортные уставы и кодексы определяют виды документов, составляемых в подтверждение договора, исчерпывающе (п. 2 ст. 67 КВВТ, ст. 25 УЖТ). Однако п. 2 ст. 117 КТМ устанавливает, что наличие и содержание договора морской перевозки груза может подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Данная норма представляется более соответствующей подходу к подтверждающим заключение договора документам как особому способу письменного оформления договора. Несоблюдение письменной формы сделки по общему правилу влечет не материально-правовые, а процессуальные последствия (ст. 162 ГК РФ).

Транспортная накладная — основной перевозочный документ, определяющий взаимоотношения участников перевозки. Она заполняется грузоотправителем и передается перевозчику. За достоверность сведений накладной отвечает грузоотправитель. Транспортная накладная сопровождает груз на всем пути следования. В ней указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, ее стоимость.

На воздушном транспорте составляется не транспортная, а грузовая (при перевозке почты — почтовая) накладная (п. 1 ст. 105 ВК), на автомобильном — товарно-транспортная накладная (ст. 47 УАТ). Число экземпляров транспортной накладной определяется по числу участников отношений по перевозке. На основании транспортной накладной перевозчик выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза (п. 2 ст. 67 КВВТ, ст. 25 УЖТ).

При перевозке на внутреннем водном транспорте и по железной дороге на основе транспортной накладной перевозчик оформляет дорожную (железнодорожную) ведомость, отражающую сведения о грузе и расстоянии перевозки. Она сопровождает груз на всем пути следования; грузополучатель расписывается в ней в подтверждение получения груза. Дорожная (железнодорожная) ведомость как документ учета работы транспорта остается у перевозчика (п. 2 ст. 67 КВВТ).

Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ). Коносамент выдается перевозчиком по требованию отправителя. Он составляется на основании подписанного отправителем документа, в котором указываются отправитель, получатель, необходимые характеристики груза (наименование, качество, количество, особые свойства). Коносамент является товарораспорядительной ценной бумагой, т.е. закрепляет право ее владельца на распоряжение грузом (ст. 143 ГК РФ). Он может быть именным, ордерным или предъявительским (ст. 146 КТМ).

Отправитель вправе потребовать от морского перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа (ст. 143 КТМ). При линейной перевозке груза (перевозке судами, осуществляющими регулярные рейсы в установленные расписанием сроки и по предусмотренным им направлениям, с заходом в определенные порты) коносамент одновременно является и товарораспорядительным документом, и документом, подтверждающим заключение договора. При фрахтовании отношения сторон определяются в письменном договоре (чартере), а коносамент в этом случае выполняет лишь функции товарораспорядительного документа, регулирующего отношения между перевозчиком и третьим лицом — получателем груза. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них.

3. Законодатель не устанавливает требования о заключении договора перевозки путем оформления единого письменного документа.

Хотя, исходя из положений гл. 9 ГК, договор перевозки груза в большинстве случаев должен заключаться в письменной форме, стороны могут ограничиться составлением перевозочных документов, которые не рассматриваются как письменная форма договора перевозки груза, но служат доказательством его заключения.

При наличии договора между участниками отношений по перевозке об электронном обмене документами перевозочные документы могут оформляться в электронном виде. Возможность использования электронных перевозочных документов предусмотрена, в частности, Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 39 «Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом» (БНА. 2004. N 5).

Понятие и виды договора перевозки

Понятие договора перевозки включает в себя обязательства одного лица (перевозчика) по осуществлению действий по перемещению груза, физического лица (пассажира) или багажа в определенное место назначения (т. е. оказание транспортных услуг) и корреспондирующую обязанность отправителя груза / пассажира оплатить данные услуги перевозчика.

Одной из основных классификаций перевозки является следующее деление договоров по объекту транспортировки:

  • перевозка грузов;
  • перевозка пассажиров;
  • перевозка багажа.

Разделение договоров перевозки производится также по иным параметрам: типу транспорта, числу транспортных организаций, участвующих в перевозке, количеству груза и др., о чем более подробно рассказывается ниже.

Обратите внимание! Базовые положения договора перевозки регламентируются Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ). Вместе с тем в зависимости от вида перевозки при регулировании транспортных отношений следует руководствоваться специальными нормативными правовыми актами, а именно:

  • Воздушным кодексом РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее — ВК РФ);
  • законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ;
  • законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…» от 13.07.2015 № 220-ФЗ;
  • Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее — КТМ РФ);
  • Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ и др.

Понятие и виды договоров перевозки груза

Понятие договора перевозки грузов дано в ст. 785 ГК РФ, согласно которой перевозчик обязуется доставить переданное ему отправителем имущество (груз) по конкретному адресу и передать его уполномоченному лицу (получателю), а грузоотправитель должен внести соответствующую плату за оказанные транспортные услуги.

Договоры перевозки (в том числе грузов) разделяются по следующим основаниям:

  1. Типу транспорта:
    • перевозка железнодорожным транспортом;
    • перевозка внутриводным транспортом;
    • перевозка воздушным транспортом;
    • перевозка морским транспортом;
    • перевозка автомобильным транспортом;
  2. Количеству транспортных компаний, организующих перевозку:
    • перевозка в местном сообщении (транспортировкой занимается одна транспортная компания);
    • перевозка в прямом сообщении (транспортировка, совершаемая несколькими транспортными компаниями одного типа транспорта);
    • комбинированная перевозка (транспортировка несколькими транспортными компаниями и отличающимися типами транспорта).

В свою очередь, перевозки также могут быть классифицированы внутри некоторых типов транспорта. Например, перевозки автомобилем делятся:

  • на городские — транспортировка в границах города;
  • пригородные — транспортировка за границами города на расстояние до 50 км включительно;
  • междугородние — транспортировка за пределами города на расстояние более 50 км и др.

Рекомендуем! Подробнее об автомобильных перевозках рассказывается в статье Договор на перевозку грузов автомобильным транспортом (образец).

По количеству груза на железнодорожном транспорте выделяются перевозки:

  • мелкие;
  • повагонные;
  • перевозки полными составами.

Содержание договора перевозки груза

Договор перевозки считается заключенным с момента вручения груза перевозчику с сопутствующими транспортными документами (накладной, коносаментом).

Обратите внимание! Содержание договора перевозки груза составляют определенные сторонами условия, среди которых большое значение имеют предмет договора, срок и цена перевозки.

Предмет договора перевозки груза — транспортная услуга по перемещению имущества из одной точки координат в другую, хранению груза, осуществлению погрузочно-разгрузочных работ и иных действий. Для согласования предмета договора сторонам необходимо определиться со следующими моментами:

  • характеристиками груза (наименованием, количеством, весом, размером и т. д.);
  • адресами отправки и доставки груза.

Важным условием договора является также срок доставки и выдачи груза получателю. Данный период определяется транспортными уставами и кодексами исходя из типа и скорости транспорта, преодолеваемого расстояния и др. параметров. При отсутствии такого срока в законе применяется принцип разумности (ст. 792 ГК РФ).

Цена перевозки представляет собой провозную плату за оказываемые перевозчиком услуги. При наличии в законе специальных положений о стоимости перевозки и/или утвержденных государством тарифов (например, при перевозках общественным транспортом) стороны обязаны применять соответствующий расчет цены (ст. 790 ГК РФ).

Важно! В судебной практике прослеживается неоднозначная позиция об указании в договоре перевозки таких условий, как срок и цена транспортировки, поскольку они могут быть определены на основании положений закона.

Рекомендуем! Автомобильные транспортные средства, перевозящие детей и опасные грузы, с 31.05.2020 должны быть в обязательном порядке оснащены системой ГЛОНАС. Это условие можно также прописать в договоре.

Виды договоров перевозки: разовый и долгосрочный договор

В зависимости от длительности отношений между отправителем и перевозчиком выделяются следующие виды договора перевозки:

  • разовый договор;
  • договор об организации перевозок.

Разовое соглашение предполагает транспортировку конкретного груза с индивидуальными (например, спортивный инвентарь) или родовыми признаками (продовольственная продукция). Как правило, для разовой перевозки не обязательно составлять документ в письменной форме. Перевозка осуществляется по заявке (заказу) и подтверждается транспортной накладной.

Подробнее о перевозке по заявке рассказывается в статье Договор-заявка на перевозку груза (образец).

Обратите внимание! Договор перевозки пассажира и багажа также подпадает под признаки разовой перевозки. Обычно заключение такого договора осуществляется в устной форме, а оказание транспортных услуг подтверждается пассажирским билетом, багажной квитанцией и др. документами.

Подробнее о перевозке пассажира рассказывается в статье Договор перевозки пассажиров и багажа (образец).

О перевозке детей автобусами читайте статью на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Договор об организации перевозок носит долгосрочный характер и имеет целью оптимизировать процесс повторяющейся транспортировки грузов. По нему в обязанности перевозчика входит приемка груза в определенные сроки, а в обязанности грузоотправителя — своевременное представление к перевозке имущества (товаров) в соответствующем количестве (ст. 798 ГК РФ).

В договоре об организации перевозок определяются, как правило, следующие условия:

  • количество перевозимого груза;
  • сроки отправки и доставки;
  • порядок осуществления расчетов;
  • иные условия, согласованные сторонами.

Образец договора морской перевозки груза

Договор морской перевозки груза предполагает транспортировку перевозчиком имущества после его получения от отправителя в конкретное место (порт назначения) и его дальнейшую передачу уполномоченному лицу. За перевозку груза должна быть внесена соразмерная плата — фрахт.

Важно! Морская перевозка может осуществляться с предоставлением для транспортировки целого корабля или его части (палубы, трюма и др.). Такой договор именуется чартером (ст. 115 КТМ РФ), а перевозка — трамповой. Договор перевозки груза может и не содержать такое условие, и тогда будет иметь место линейная перевозка.

Помимо стандартных условий договора перевозки (предмета, срока и цены), стороны договора морской перевозки согласовывают также следующие условия:

  • сталийное время (период, в течение которого перевозчик подает судно для погрузки груза и ожидает его получения без взимания дополнительной платы);
  • контрсталийное время (период, когда за дополнительное время ожидания взимается установленная плата);
  • размер компенсации за убытки перевозчика в случае задержки судна свыше контрсталийного срока;
  • обязательства перевозчика обеспечить мореходное состояние судна (ст. 124 КТМ РФ) и др. условия.

Образец договора морской перевозки груза можно скачать по ссылке: Договор морской перевозки груза (образец).

Договор воздушной перевозки пассажира

В зависимости от территории перемещения воздушные перевозки подразделяются:

  • на внутренние, при которых пункты посадки и прибытия расположены в пределах РФ;
  • международные, при которых любой из вышеуказанных пунктов находится за пределами РФ.

Порядок осуществления перевозок воздушным транспортом регламентирован ВК РФ, а также Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок…», утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82.

Договор воздушной перевозки пассажира заключается между перевозчиком, имеющим лицензию в области авиации, и физическим лицом — пассажиром и подтверждается билетом и багажной квитанцией.

Важно! Согласно авиационным правилам определенные категории граждан вправе рассчитывать на льготы при покупке билета, например при перевозке несовершеннолетних детей и др.

В обязанности перевозчика по договору перевозки воздушным транспортом входят:

  • транспортировка пассажира по указанному в билете рейсу в пункт назначения с предоставлением ему конкретного места на воздушном транспорте;
  • перемещение багажа пассажира в пункт назначения и выдача его пассажиру или другому уполномоченному лицу;
  • оказание пассажирам сопутствующих перелету услуг согласно правилам данного перевозчика (регистрация пассажиров, погрузка в самолет и т. д.);
  • информирование пассажиров о правилах полета и безопасности на борту воздушного транспорта и др.

В обязанности пассажира входят:

  • оплата перевозки его самого;
  • оплата транспортировки багажа;
  • соблюдение установленных правил поведения во время полета и др.

Образец договора воздушной перевозки пассажира можно скачать по ссылке: Договор воздушной перевозки пассажира (образец).

***

Итак, основными видами договоров перевозки являются:

  • в зависимости от объекта перемещения — договор перевозки груза, пассажира или багажа;
  • исходя из типа транспорта — договор перевозки автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутриводным или морским транспортом.

Общие правила перевозок регулируются ГК РФ и специальными законами, действующими в отношении перевозок разного типа транспорта.

Предмет договора перевозки груза, его особенности.

Если говорить о договоре перевозки, прежде всего хотелось бы отметить, что их правила будут отличаться в зависимости от того каким транспортом она будет осуществляться (воздушным, железнодорожным, автотранспортом). Все нюансы тех или иных видов перевозок в одной статье охватить невозможно, в связи с чем, речь пойдет о перевозке грузов автомобильным транспортом.

Согласно ч. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По общему правилу заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом), однако, как указано в абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

Таким образом, заключая договор перевозки груза важно обратить внимание на то, что помимо договора с общими условиями, подписанными сторонами, необходимо получить накладную или иной документ в подтверждение заключения договора, при этом, как указано в Постановлении Пленума, такими документами могут служить любые письменные доказательства. Именное данные документы подтвердят получение товара грузоперевозчиком и как следствие заключение договора.

Особенностью вышеуказанного правила является то, что даже отсутствие самого договора (единого документа, выражающего его содержание и подписанного сторонами), не свидетельствует о том, что договор не заключен если имеются транспортная накладная или иные вышеуказанные документы. Это означает, что в случае возникновения спора между отправителем и перевозчиком такими документами можно доказать о том, что договор был заключен и потребовать возместить причиненные убытки в судебном порядке.

Важно отметить, что законодательство предусматривает не только такое понятие как «договор перевозки груза», но и такое понятие как «договор об организации перевозок грузов». Их отличие главным образом состоит в том, что в первом случае договор заключается на разовую перевозку, в то время как во втором предполагается, что перевозка груза будет осуществляться систематически. Стоит обратить внимание на данное различие хотя бы потому, что в подтверждение заключения договора перевозки груза, может быть предоставлена транспортная накладная, в то время как, по договору об организации грузоперевозок достаточно заявки грузоотправителя.

Одним из дискуссионным вопросом стал: будет ли являться договор перевозки груза, составленный в простой письменной форме заключенным (без передачи транспортной накладной и иных других документов в подтверждение его заключения)? Ведь таким договором может быть предусмотрено, например, время и дата, когда транспорт должен быть предоставлен для погрузки груза. Практическая значимость заключается в том, что только в случае признания такого договора заключенным можно будет взыскать убытки в случае нарушения указанных в договоре сроков перевозчиком, в связи с чем хотелось бы отметить следующее.

Если договор заключен в простой письменной форме, это не значит, что он не является заключенным, так как отсутствуют товарные накладные и прочие документы. Такие документы подтверждают, прежде всего, передачу товара грузоперевозчику, а в случае отсутствия договора (как единого документа) подтверждают заключение договора.

Данное обстоятельство, также подтверждаются положениями ГК РФ о подачи транспортных средств, погрузки и выгрузки груза, о чем будет сказано дальше.

Таким образом, при заключении договора переводки грузов следует обратить внимание на наличие договора (как единого документа, подписанного сторонами и в котором отражены все условия). При передаче груза грузоперевозчику должна быть оформлена товарная накладная или иной документ, подтверждающий передачу груза. В случае отсутствия договора такие документы подтвердят заключение договора перевозки груза.