Должностная инструкция библиотекаря

Должностная инструкция заведующего школьной библиотекой

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик, согласованных постановлением Министерства труда РФ от 01 февраля 1995 г.№8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования РФ от 04 августа 1995 г. №58-М.

1.2. Заведующий библиотекой является руководителем структурного подразделения, назначается и освобождается от должности директором и подчиняется непосредственно директору школы.

«Примерное положение в библиотеке общеобразовательного учреждения» п.2 (приложение к Письму Министерства образования РФ от 23 марта 2004 г. № 14- 51- 70/13) подтверждает, что библиотека является структурным подразделением школы, учебного заведения.

1.3. Требование к квалификации — высшее профессиональное (библиотечное) образование и стаж работы по специальности не менее 1 года или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г.№ 37. Нормативный документ рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики, независимо от формы собственности и организационно-правовых форм.

«Тарифно-квалификационные характеристики (извлечение)п.5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.»

1.4. В своей деятельности заведующий библиотекой руководствуется законодательством РФ о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства РФ, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы, Положением о библиотеке образовательного учреждения и настоящей инструкцией.

1.5. Заведующий библиотекой имеет право на отпуск согласно законодательству: основной – 28 календарных дней, за работу в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня.

1.6. Оклад заведующего библиотекой, согласно штатному расписанию, персонального повышающего коэффициента, компенсирующих и стимулирующих надбавок и надбавки за непрерывный библиотечный стаж работы.

Следует знать, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда при переходе на новую систему оплаты труда, включая размер должностного оклада (оклады), повышающие коэффициенты к минимальным окладам, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера (за работу на крайнем севере и за работу в сельской местности), не могут быть ниже размеров заработной платы и условий оплаты труда, действовавших в IV квартале 2008 года

2. Функции

2.1. Организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения.

2.2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования средствами библиотечного и информационно- библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.

2.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, привитие навыков информационной грамотности, обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

2.4. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

3. Должностные обязанности

Заведующий библиотекой возглавляет структурное подразделение школы и выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Разрабатывает, утверждает, по мере необходимости вносит коррективы в Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой.

3.2. Составляет планы и отчеты, ведет учет работы библиотеки.

3.3. Ведет и несет ответственность за достоверность библиотечной документации.

· инвентарной книги, книг суммарного учета, дневника работы школьной библиотеки, тетради замены книг, утерянных читателями и принятых взамен утраченных, читательских формуляров, актов на поступление и списание документов, картотеки фонда учебников и учебных пособий.

3.4. На основе изучения состояния фонда и читательского спроса формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами школы:

· комплектует фонд научно-познавательных и художественных документов, оказывая предпочтение справочной литературе ;

· заказывает учебные и методические документы, контролирует поступление новых документов, пополняет фонд отсутствующими или недостаточно укомплектованными учебно-методическими документами;

· при наличии средств пополняет фонд аудиовизуальными документами (АВД), электронными документами (CD, DVD).

3.5. Организует библиотечный фонд :

· осуществляет учет: поступление, выдача, выбытие документов;

· организует техническую обработку полученных документов;

· обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в сочетании с организацией для учащихся тематических и жанровых выставок;

· предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда, проводит профилактические беседы с читателями, принимает меры по своевременному возврату читателями документов;

· организует фонд особо ценных документов;

· согласно инструкции организует размещение и хранение школьного фонда учебников;

· в часы внутренней работы и в санитарные дни проверяет правильность расстановки фонда, осуществляет просмотр документов для выявления устаревших, утративших научно-познавательную ценность и не используемых читателями, а также ветхих документов и нуждающихся в ремонте и реставрации;

· проводит периодические проверки фонда, согласно приказу, подписанному директором учреждения;

· обеспечивает требуемый режим хранения и физической сохранности библиотечного фонда, принимает меры противопожарной безопасности;

3.6. Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание на абонементе, в читальном зале, в классах, в учебных кабинетах общеобразовательного учреждения:

· изучает читательские интересы;

· проводит анализ читательских формуляров;

составляет коллективные и индивидуальные планы чтения;

3.7. Организует, ведет, редактирует и несет ответственность за справочно — библиографический аппарат на традиционных и машиночитаемых носителях с учетом возрастных особенностей читателей, организует справочно-информационный фонд.

3.8. Способствует популяризации лучших образцов документов с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы: бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.

3.9. Обеспечивает знакомство учащихся с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда, справочно-библиографическим аппаратом, структурой и оформлением книги, справочными документами и т. д.

3.10. Обеспечивает библиотеку оборудованием, библиотечной техникой, организует современный интерьер, отвечает за художественно-оформительское обеспечение библиотеки, создает благоприятные условия для обслуживания читателей.

3.11. При наличии компьютера внедряет новые информационные технологии.

3.12. Обеспечивает в библиотеке соответствующий санитарно-гигиенический режим.

3.13. формирует библиотечный актив, привлекает читателей для участия в работе совещательного органа — библиотечного совета и актива читателей.

4. Права

Заведующий библиотекой имеет право:

4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать её исходя из общего плана работы школы.

4.2. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Педагогического совета школы.

4.3. Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности, а также на периодическое повышение квалификации.

4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.5. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

4.6. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.

4.7. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе и за не использование предоставленных прав, заведующий библиотекой несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заведующий библиотекой несёт частичную материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

6.1. Заведующий библиотекой работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

Номинальная продолжительность рабочего времени в библиотеке не более 40 часов в неделю. Ст. 91 Трудового кодекса РФ. Для женщин, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлена 36-часовая рабочая неделя. (ст.320 ТК, коллективные и трудовые договора).

6.2. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.3. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими) систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.4. Самостоятельно планирует работу библиотеки на каждый учебный год. План и отчет утверждается директором школы.

С инструкцией ознакомлена____________ подпись

дата

Должностная инструкция библиотекаря

1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики заведующего библиотекой и библиотекаря, согласованных Постановлением Министерством труда РФ от 1 февраля 1995 года №8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования РФ от 4 августа 1995 г. №58-М.
1.2. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.
1.4. Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией и Законами РФ, Указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, Уставом, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией.

2. Функции
Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.
2.2. Привитие учащимся навыков информационной грамотности.

3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.
3.2. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.
3.3. Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе и в читальном зале, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, викторины, и другие мероприятия по пропаганде книги); осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.
3.4. Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.
3.5. Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.
3.6. Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей и в связи с недостачей, утратой или порчей книг.
3.7. Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками.

3.8. Оформляет подписку школы на периодические издания, контролирует их доставку.
3.9. Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.
3.10. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.
3.11. Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.

4. Права.
Библиотекарь имеет право:

4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать её исходя из общего плана работы школы.

4.2. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Педагогического совета школы.

4.3. Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности, а также на периодическое повышение квалификации.

4.4. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

4.5. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.

5. Ответственность.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе и за не использование предоставленных прав, библиотекарь несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несёт частичную материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Библиотекарь:
6.1. Работает по графику, составленному из 40-часовой недели, и утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
6.2. Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.
6.3. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы и администрацией школы.

С инструкцией ознакомлен: ________________ Подпись

дата

I. Общие положения.
1.1 Библиотекарь относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется приказом директора организации
1.2. На должность библиотекаря назначается лицо, имеющее:
-ведущий библиотекарь — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее 3 лет;
-библиотекарь I категории — высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее 3 лет;
-библиотекарь II категории — высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет
1.3. Библиотекарь должен знать:
— основы библиотечного дела, библиографии;
— основные библиотечные технологические процессы;
— формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями;
— правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется:
— Законами РФ «Об образовании» и «О библиотечном деле»;
— постановлениями правительства РФ;
— руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работ;
— правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;
— правилами по охране труда и технике безопасности и противопожарной защите;
— Уставом;
— Правилами внутреннего трудового распорядка организации;
— настоящей должностной инструкцией.
1.5. На время отсутствия библиотекарь (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности
2.1. Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
— обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей;
— формирование у читателей навыков независимого пользователя, обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации; — совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
2.2. Библиотекарь исполняет следующие обязанности:
2.2.1. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов).
2.2.2. Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.
2.2.3. Применяет научные методы и передовой опыт работы библиотечной деятельности.
2.2.4. Обслуживает читателей на абонементе и в читательском зале.
2.2.5. Занимается расстановкой и обеспылеванием фонда (детская литература, русская литература, справочная литература).
2.2.6. Занимается регистрацией и подшивкой периодических изданий.
2.2.7. Ведет индивидуальную и массовую работу с читателями.
2.2.8. Ведет обработку книг.
2.2.9. Проводит работу с задолжниками.

III. Права.
Библиотекарь имеет право:
3.1. Представлять на рассмотрение руководителя предложения по вопросам своей деятельности.
3.2. Получать от руководителей и специалистов информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
3.3. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

IV. Ответственность
Библиотекарь несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба в процессе своей деятельности, — в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Средняя заработная плата: 18000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 28% Оплачиваемость 32% Конкуренция 29% Входной барьер 38% Перспективы 9% Библиотекарь – это специалист, который занимется обработкой информации, ее организацией и поиском. Работая в библиотечных каталогах, он свободно ориентируется в массе печатных изданий и помогает посетителям отыскать нужные.

  • История
  • Описание
  • Где учиться и на каких специальностях
  • Кому подходит профессия
  • Востребованность и заработок
  • Перспективы карьерного роста

История

Профессия библиотекаря – одна из самых древних. Ее прообраз появился еще XXV веке до нашей эры у шумеров вместе с первыми клинописцами, которые выдавливали знаки на табличках из свежей глины и таким образом создавали письмена. Именно эти таблички и стали первыми библиотечными фондами. С изобретением папируса профессия хранителя этих фондов начинает стремительно развиваться, появляется больше возможностей накопления информации. Особенно развитой была письменность в Древнем Египте: так, у фараона Рамзеса II было около 20 000 папирусов. Само слово «библиотека» («βιβλιοθήκη») появилось много позже, в Древней Греции и означало «место хранения книг». Поначалу эти собрания текстов были исключительно частными, а функции хранителей выполняли рабы. Все изменилось, когда появилась первая публичная библиотека, основанная в VI веке до нашей эры афинским тираном Писистратом. Именно тогда должность хранителя книг стала почетной и уважаемой. Дело в том, что в древности круг обязанностей библиотекарей был намного шире, чем сегодня, и не ограничивался работой с книгами. Например, в Александрийской библиотеке они были еще и смотрителями, «экскурсоводами». Позднее они также начали заниматься исследованиями – описывать труды прошлого – и реставрацией – защищать письмена от воздействия времени.

В эпоху Средневековья профессия стремительно развивалась, но обучались ей преимущественно монахи. Поскольку роль церкви в государстве была огромна, священнослужители занимались в первую очередь религиозными трудами: хранили их, классифицировали, переписывали. В эпоху Возрождения появляются сразу две крупные библиотеки: Ватиканская и имени Лоренцо Медичи. Обе славятся разнообразием и богатством ценных старинных рукописей.

На территории современной России прообраз современного библиотекаря появился значительно позже, чем в Западной Европе. В 1037 году князь Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода и переписи книг Древней Греции. С тех пор и началось развитие профессии на Руси.

В наше время компьютерных технологий и интернета труд библиотекаря становится все менее востребованным. С появлением электронных книг читальные залы опустели, а из библиотек остались, в основном, крупные публичные и те, что относятся к учебным заведениями среднего и высшего образования. Профессия библиотекаря постепенно уходит в прошлое.

Описание

Библиотечное дело предполагает в основном бумажную работу, связанную с постоянным поиском и сортировкой книг, а также работу с каталогами – в первую очередь электронными, поскольку большинство библиотек (исключая те, что находятся в мелких населенных пунктах) оснащены компьютерами. Спектр обязанностей сотрудника:

  • Поиск требуемых изданий. Специалист должен хорошо ориентироваться на просторах подконтрольной библиотеки, точно знать расположение каждого типа карточек и каждого раздела фонда.
  • Учет и классификация. Это не такое уж и простое дело. Изданий может быть большое количество – сотни и даже тысячи. Библиотекарь должен их рассортировать таким образом, чтобы любую книгу было легко найти.
  • Составление библиографических указателей. Это особые справочники, в которых книги и периодика сгруппированы по определенному признаку, чтобы читателю было легче их найти.
  • Контроль состояния книг. Сотрудник библиотеки не только следит за сохранностью изданий, но и выполняет при необходимости легкий ремонт – например, подклеивает порванные страницы. Это довольно кропотливая работа, которая требует усидчивости, аккуратности и внимательности.
  • Правильное хранение изданий. Бумага подвержена старению и разрушению. Библиотекарь знает все о том, как нужно хранить новые и старинные книги.
  • Общение с посетителями, выявление их потребностей, помощь в поиске нужной литературы. Для этого нужно не только прекрасно ориентироваться в огромном подчас разнообразии книг, но и обладать развитыми коммуникативными навыками, уметь вести грамотный диалог.
  • Прием новой литературы. Библиотекарь вносит данные нового экземпляра в картотеку и помещает само издание на полку в соответствии с каталогом. Это требует времени, ведь новую книгу нужно правильно оформить.

В целом работа библиотекаря довольно рутинная. Она требует внимательности, усидчивости, кропотливости, педантичности и подойдет далеко не каждому.

Где учиться и на каких специальностях

Чтобы получить возможность работать библиотекарем, необязательно поступать в вуз. Соответствующую специальность можно получить в колледже или техникуме, но стоит иметь в виду, что у выпускника ссуза профессиональные возможности будут ограничены, и на руководящую должность он рассчитывать вряд ли сможет. Специальностей, на которые стоит поступать, не так мало, как может показаться. Вот лишь несколько примеров: «библиотечно-информационная деятельность», «документоведение и архивоведение», «информационно-аналитическая деятельность», «технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов», «современные технологии управления документацией», «библиотековедение», «документационное обеспечение управления и архивоведение». А вот примеры высших и средних специальных учебных заведений, где эти специальности можно получить:

  • Московский государственный институт культуры;
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры;
  • Алтайский государственный институт культуры;
  • Белгородский государственный институт искусств и культуры;
  • Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации (Москва);
  • Свердловский колледж искусств и культуры (Екатеринбург);
  • Новосибирский областной колледж культуры и искусств.

Кому подходит профессия

Библиотечное дело подходит в первую очередь спокойным, сдержанным и вдумчивым людям, не любящим спешки. Важны интеллект и эрудированность: специалист должен хотя бы поверхностно ориентироваться в литературе по совершенно разным направлениям и уметь быстро подобрать нужное издание по запросу читателя. А чтобы держать в голове огромные объемы информации, нужна хорошо развитая память.

Востребованность и заработок

Профессия библиотекаря уже отходит в прошлое, и востребованной ее не назовешь. Но это все же не значит, что человек, искренне преданный делу просвещения, не сможет найти работу. Сегодня библиотеки зачастую выполняют функции еще и культурных центров: проводят встречи с интересными личностями, организуют интерактивные мероприятия для читателей – словом, делают все, чтобы вернуть угасающий интерес публики к книгам на бумажных носителях и к чтению как таковому. Это значит, что творческий, предприимчивый и вдохновленный просветитель вполне способен найти себе работу в библиотеке и реализовать там свои благородные стремления.

К сожалению, сыт одними лишь высокими идеалами не будешь, и с точки зрения заработка профессия библиотекаря в России – одна из бесперспективных. Если в Москве и Санкт-Петербурге опытный специалист теоретически может получать порядка 30 000 рублей, то в удаленных от центра регионах зарплата будет вдвое, а то и втрое ниже. Конечно с гуманитарным образованием можно найти себя и в более перспективных с финансовой точки зрения областях, но если вы намерены с библиотечным образованием работать по специальности, то от надежд на высокий достаток стоит отказаться сразу.

Перспективы карьерного роста

Как ясно следует из сказанного выше, библиотекарь – профессия не для карьеристов. Если вы будете жить и работать в крупном городе, то сможете устроиться в публичную библиотеку со множеством подразделений, и тогда кое-какие возможности для роста появятся. Что же касается жителей небольших населенных пунктов, то они, работая библиотекарями, вряд ли поднимутся выше должности заведующего. С другой стороны, если вы человек предприимчивый и активный, то сможете начать собственное дело, связанное, например, с книготорговлей, и тогда полученные в вузе или колледже знания вам, безусловно, пригодятся. Но если вы изначально нацелены на бизнес, пусть даже связанный с литературой, вам стоит выбрать другую специальность – например, «издательское дело».

Читайте далее

В чем состоят должностные обязанности библиотекаря

Профессия библиотекаря при всей своей очевидности заключается не только в выдаче и приемке книг. Круг трудовых обязанностей библиотекаря значительно шире и включает в себя следующие функции:

  • обслуживание посетителей и заполнение читательских билетов;
  • оформление заказов на новую литературу;
  • обработка поступившей литературы;
  • составление каталогов;
  • регистрация и подшивка периодических изданий;
  • соблюдение условий хранения книг.

Точный перечень своих должностных обязанностей каждый работник может узнать из должностной инструкции. Поскольку должностная инструкция – локальный документ предприятия, каждая организация самостоятельно определяет ее внешний вид и содержание. Однако специалистами в области кадрового делопроизводства разработана универсальная структура должностной инструкции, которая максимально учитывает все нюансы работы сотрудника в компании.

Должностная инструкция для библиотекаря: основные положения

Стандартная структура должностной инструкции библиотекаря может включать в себя:

  1. Общие положения. Этот раздел инструкции составлен из основополагающих условий и требований, выполнение которых необходимо соискателю для работы в должности библиотекаря. К таким положениям относятся:
    • требование к образованию, опыту работы и профессиональным навыкам работника;
    • перечень законодательных и внутренних документов, с которыми должен быть ознакомлен специалист перед началом трудовой деятельности в организации;
    • порядок приема, увольнения и замещения сотрудника;
    • определение места штатной единицы в организационно-штатном расписании организации;
    • назначение непосредственного начальника работника.
  2. Должностные обязанности и права работника. Это основная часть документа, требующая особенной щепетильности при разработке. Должностные права библиотекарей из разных организаций, как правило, одинаковы. К ним относятся:
    • право знакомиться с решениями руководства в отношении своей трудовой деятельности;
    • право в рамках своей компетенции сообщать руководству о выявленных недостатках в трудовом процессе;
    • право подписывать и визировать документы в рамках своих полномочий;
    • право получать от прочих служб организации необходимую для работы информацию и привлекать сотрудников для решения своих трудовых задач.

    Должностные обязанности библиотекаря в своей совокупности могут различаться в зависимости от предприятия, где трудится специалист, и от конкретной должности, которую он занимает.

  3. Ответственность работника. Эта часть документа конкретизирует положения законодательства об ответственности сотрудника.

Основные должностные обязанности библиотекаря школы

Рассмотрим круг стандартных должностных обязанностей библиотекаря на примере функций библиотекаря школы. К основным должностным обязанностям школьного библиотекаря могут быть отнесены:

  1. Планирование и организация работы библиотеки, выдачи и сбора книг, просветительской работы, контроля над сохранностью библиотечного фонда, взаимодействия библиотек.
  2. Разработка правил пользования библиотечным фондом, составление каталогов, картотек.
  3. Обеспечение посетителей-учащихся необходимой литературой.
  4. Своевременное комплектование библиотеки, оформление подписок на периодические издания.
  5. Анализ и прогнозирование в отношении формирования школьного библиотечного фонда, результатов работы библиотеки.
  6. Контроль за соблюдением в библиотеке и книгохранилищах правил техники безопасности, противопожарной безопасности, правил пользования библиотекой.
  7. Контроль за сохранностью книг, сдаваемых в библиотеку.
  8. Списание устаревших и ветхих изданий.
  9. Принятие мер по возмещению ущерба, причиненного утерей или порчей литературы.
  10. Организация читательских конференций.

Как видно, перечень обязанностей является достаточно общим и может быть использован для определения обязанностей библиотекаря в должностной инструкции любой библиотеки.

Основные должностные обязанности методиста библиотеки

В штате библиотек могут быть не только библиотекари, но и методисты. Круг должностных обязанностей этих работников пересекается с должностными обязанностями библиотекарей и в то же время отличается от них.

К типовым должностным обязанностям методиста библиотеки могут быть отнесены:

  1. Ведение самостоятельного участка работы, общее руководство отделом.
  2. Проведение анализа состояния библиотечно-библиографического обслуживания региона, разработка предложений по его улучшению.
  3. Участие в научно-исследовательской работе.
  4. Координационная работа с другими библиотеками.
  5. Маркетинговые исследования потребностей пользователей библиотеки.
  6. Сбор сводных заказов на издания и контроль их выполнения.
  7. Получение литературы и ее распределение по отделам библиотеки.
  8. Участие в работе культурно-просветительского направления, выявление творческих коллективов, достойных присвоения звания «народный» и «образцовый».

Из этого следует, что в деятельности методистов координационная и организационная работа превалирует над практической рутинной работой библиотекаря в бытовом понимании.

Требования к образованию библиотекаря и ответственность сотрудника

Несмотря на кажущуюся простоту выполняемой работы, профессия библиотекаря подразумевает наличие специального профильного образования, полученного либо в вузе, либо в техникуме или колледже. При этом среднее специальное образование (техникум или колледж) даст возможность работать лишь помощником библиотекаря или методистом, отвечающим за один определенный участок работы.

Кроме того, высшее профильное образование, как правило, исключает предъявление требований к опыту работы, тогда как специалисту со средним специальным образованием потребуется подтвердить стаж работы по специальности, составляющий от 1 до 3 лет.

При работе над разделом об ответственности библиотекаря необходимо помнить, что законодательство запрещает внутренним документам предприятия ужесточать положение сотрудника по сравнению с нормами трудового кодекса. В раздел об ответственности могут быть включены:

  • ответственность за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих должностных обязанностей;
  • ответственность за причинение материального ущерба работодателю;
  • ответственность за совершение правонарушений, предусмотренная нормами уголовного, административного или гражданского законодательства.

Порядок оформления должностной инструкции

Правильно оформленная должностная инструкция для библиотекаря должна содержать информацию о ее утверждении, которая располагается в начале документа и содержит:

  • дату утверждения;
  • сведения о руководителе, утвердившем документ;
  • подпись руководителя.

Кроме того, в должностной инструкции (как правило, в конце) может ставиться подпись работника, подтверждающая его ознакомление с документом. Правилами организации может быть предусмотрен специальный журнал для фиксации фактов ознакомления с должностными инструкциями.

Таким образом, грамотное составление должностной инструкции для библиотекаря предполагает скрупулезную работу в отношении содержания документа, а также внешнее оформление, соответствующее обычаям кадрового делопроизводства.