Должностная инструкция старшего бухгалтера образец 2018

Обязанности бухгалтера по расчетам с подотчетными лицами разнообразны и многочисленны. Во избежание споров такие обязанности должны быть изложены в должностной инструкции. В чем заключается работа бухгалтера с подотчетными лицами? Всё это подробно рассмотрено в статье.

Обязанности бухгалтера по расчетам с подотчетными лицами

В обязанности бухгалтера по расчетам с подотчетниками входит:

  • осуществлять контроль первичной документации (заявления, приказы, авансовые отчеты и т. д.);
  • выдавать (перечислять) денежные средства подотчетникам (аванс/перерасход по авансовым отчетам);
  • соблюдать кассовую дисциплину;
  • отражать в бухгалтерской системе операции по расчетам с подотчетниками;
  • учитывать ТМЦ и ОС, купленные подотчетниками за наличный или безналичный расчет;
  • отслеживать задолженность по подотчетникам;
  • контролировать сроки предоставления подотчетными лицами отчетов и возврата неиспользованного остатка средств;
  • проверять корректность заполнения сотрудниками авансовых отчетов;
  • принимать и проверять подтверждающие документы, прилагаемые к отчету;
  • составлять аналитические отчеты в рамках участка по требованию руководителя;
  • проводить инвентаризацию по расчетам с подотчетниками, оформлять ее результаты;
  • участвовать в составлении рабочего плана счетов, форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы;
  • передавать отработанные и надлежащим образом оформленные документы в архив.

Должностная инструкция бухгалтера по подотчетным лицам

Вы спросите, что такое должностная инструкция (ДИ)? Это лишь свод внутренних правил фирмы по какой-то конкретной должности.

Казалось бы, нет ничего сложного — ее составить. Но многие руководители игнорируют это, считая, что такой документ необходим только на крупных предприятиях. Они пренебрегают составлением этого внутреннего административного документа.

Рассмотрим простую ситуацию. Устраивается бухгалтер на работу в небольшую фирму, и ввиду того, что для этого работника нет ДИ, все его обязанности объясняют ему в устном порядке.

Скорее всего, новый сотрудник будет работать хорошо и никаких проблем не возникнет. А возможно, он изначально неправильно поймет круг своих обязанностей. И как результат — совершенные ошибки, штрафы во время налоговых проверок.

Чтобы избежать ошибок и недопонимания, на фирме обязательно должны быть ДИ.

И конечно, такая инструкция должна быть на бухгалтера, работающего с подотчетными лицами (бухгалтера-кассира).

В ДИ бухгалтера по работе с подотчетниками рекомендуем указать:

  1. То, что в работе он подчиняется главному бухгалтеру.
  2. Все должностные обязанности, связанные с его работой (примерный перечень обязанностей приведен выше).
  3. Нормативные и другие документы, которыми бухгалтер должен руководствоваться в работе:
  • указание Банка РФ «О порядке ведения кассовых операций» от 11.03.2014 № 3210-У;
  • указание Банка РФ «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У;
  • закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • ПБУ;
  • КоАП РФ;
  • закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ;
  • иные законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухучета;
  • устав компании;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • локальные нормативные и организационно-распорядительные документы, касающиеся основной деятельности работника.

Подробнее о нормативных актах, регулирующих работу с подотчетниками, читайте в статье «Расчет с подотчетными лицами — нормативные документы».

  1. То, что с ним будет заключен договор о полной материальной ответственности.

Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности приведена в приложении № 2 к постановлению Минтруда РФ «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» от 31.12.2002 № 85.

  1. Права работника.
  2. Ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (ДО):

6.1. Работник несет дисциплинарную ответственность:

  • за невыполнение, недобросовестное выполнение своих ДО;
  • за искаженную информацию о ходе выполнения работ;
  • за недобросовестное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководителя;
  • за несоблюдение трудовой дисциплины;
  • за несоблюдение закона о защите персональных данных.

6.2. Работник несет материальную ответственность:

  • за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;
  • за несоблюдение кассовой дисциплины.

Подробнее о нарушении кассовой дисциплины читайте в статье «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение».

6.3. Работник несет ответственность за разглашение информации, представляющей собой коммерческую тайну компании, ставшей известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в порядке, определенном действующим законодательством и соответствующими локальными актами компании.

7. Условия работы.

После составления ДИ руководитель издает приказ о ее утверждении.

Как его правильно составить, смотрите в статье «Приказ об утверждении должностных инструкций — образец».

Сотрудник знакомится с ДИ и подписывает ее. Копия инструкции остается у него.

Итоги

Обязанности бухгалтера по расчетам с подотчетными лицами разнообразны и многочисленны. Чтобы избежать ответственности за их невыполнение, необходимо иметь обширные знания основ бухгалтерского и налогового законодательства РФ, правил оформления авансовых отчетов и первичных документов, положений о соблюдении кассовой дисциплины.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Все бизнесмены пользуются услугами банков и ведут безналичные расчеты. Цена ошибки при работе с деньгами очень высока, поэтому здесь важно подробно регламентировать рабочий процесс. Рассмотрим обязанности бухгалтера по банковским операциям и их отражение в должностной инструкции.

Функциональные обязанности бухгалтера на участке банк-клиент

На сегодняшний день практически все бизнесмены взаимодействуют с банками в онлайн-режиме. Бумажные платежки встречаются крайне редко, обычно в случаях каких-либо сбоев или проведения нестандартных операций.

Поэтому участок работы бухгалтера «Банк» сейчас часто называют «Банк-клиент», по аналогии со стандартным наименованием программы для обмена информацией с кредитными организациями.

Специалист на этом участке отвечает за следующий функционал:

  1. Формирование и отправка в банк платежных поручений. Контроль за их прохождением.
  2. Получение выписок по банковским счетам и их отражение на счетах по учету безналичных денежных средств (51, 52).
  3. Контроль за своевременностью платежей по кредитным и другим подобным договорам, связанным с привлечением и выдачей заемных средств.
  4. Отражение расчетов по кредитам и займам, в т.ч. по начисленным процентам на счетах 58 (выдача) и 66,67 (получение).
  5. Оформление всех необходимых документов для проведения валютных операций.
  6. Взаимодействие с банками по всем вопросам, связанным с осуществлением валютного контроля.
  7. Подготовка информации о движении денежных средств, необходимой для формирования бухгалтерской и управленческой отчетности.

Иногда (обычно в небольших компаниях) бухгалтер, наряду с банком, ведет и кассовые операции.

Требования к бухгалтеру по банку

Квалификационных требований к рядовому бухгалтеру, обязательных для всех компаний, действующее законодательство не содержит.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (приказ Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н) для рядовых сотрудников носит лишь рекомендательный характер.

Но многие организации на практике при разработке внутренних документов отталкиваются от требований профстандарта. Для рядовых специалистов по учету они достаточно мягкие:

  1. Среднее специальное образование. Причем оно даже не обязательно должно быть профильным. Правда, в последнем случае кандидат должен пройти обучение на специализированных курсах.
  2. Стаж необходим только, если должность «категорийная» (бухгалтер 1 или 2 категории). В этом случае специалист должен отработать не менее года на предыдущей ступени. А на должность обычного бухгалтера может быть принят и кандидат без опыта работы. Про квалификационные требования к главному бухгалтеру мы рассказываем .

Однако на практике участок ведения расчетов редко доверяют неопытным сотрудникам. Обычно организации устанавливают для этой позиции как минимум обязательный стаж. Обычно он равен одному году, а нередко его повышают и до 2-3 лет.

Квалификационные требования к бухгалтерам 1 и 2 категорий

Из специфических для данной должности навыков нужно отметить умение работать с программой «Банк-Клиент». Если же компания ведет международные расчеты, то бухгалтер на этой позиции должен хорошо разбираться в валютном законодательстве.

Что же касается личных характеристик, то здесь на первый план выходят честность, порядочность и ответственность. Разумеется, все это работодатель по умолчанию хочет видеть в каждом сотруднике. Когда же речь идет о работе с деньгами, значимость таких качеств возрастает многократно.

Абсолютно необходима «банковскому» бухгалтеру точность в работе, даже доходящая до педантизма. Ведь на этом участке ошибка в одном знаке может обойтись очень дорого. А исправить ситуацию, если платеж уже отправлен, бывает очень сложно, а иногда — и вовсе невозможно.

Специалисту по расчетам также потребуются коммуникабельность и стрессоустойчивость. Ведь ему постоянно приходится взаимодействовать с коллегами из других подразделений, специалистами банков, сотрудниками компаний-контрагентов, с проверяющими.

Должностная инструкция бухгалтера по банковским операциям — образец 2019

Все требования к бухгалтеру по расчетам и его обязанности нужно отразить в должностной инструкции.

Единой установленной формы этого документа не существует, но обычно он имеет следующую структуру:

  • общие положения: статус должности, порядок оформления и увольнения, вышестоящий руководитель;
  • квалификационные требования;
  • должностные обязанности;
  • права (в этом разделе могут быть упомянуты как общие социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ, так и специфические права. Например, бухгалтеру может быть предоставлено право подписи некоторых первичных документов);
  • ответственность в соответствии с действующим трудовым, гражданским, а в отдельных случаях — административным и уголовным законодательством.

Пример должностной инструкции бухгалтера, ведущего безналичные расчеты

Как избежать форс-мажорных ситуаций при работе с банками

Ошибки при проведении расчетов обходятся компании очень дорого. Из-за просроченного или неверного платежа бизнесмену часто приходится платить неустойку, а иногда он и вовсе может лишиться важного контракта. Если речь идет о налогах, то ИФНС взыщет пени и штрафы за неуплату.

Чтобы разобраться, кто виновен в случившемся, необходимо четко регламентировать работу с платежами. И здесь один из основных документов — должностная инструкция бухгалтера, ведущего расчеты. Если же трудовой спор дойдет до суда, то и здесь инструкция будет одним из важнейших доказательств.

Важно!

В условиях штатной бухгалтерии исключить проблемы с банком нельзя. Хорошая новость — их можно свести к нулю другим способом. Например, когда платежами занимается солидная аутсорсинговая компания. Автоматизация рутинных процессов и многоуровневая система контроля не пропускают ни одной ошибки.

Вывод

Безналичные расчеты — один из важнейших процессов для любого бизнеса.

Чтобы обеспечить их безошибочное ведение, работу бухгалтера на этом участке нужно подробно регламентировать с помощью должностной инструкции.

Этот документ необходим не только в текущей работе, но при разрешении возможных конфликтов.

Заказать услугу

Крюкова Анна Павловна
консультант ЗАО «К-2″

Численность бухгалтеров в западных компаниях в 1% от общей численности сотрудников считается рациональной, а в 2% – большой. Рациональной бухгалтерией на западе считается та, которая обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, предоставление оперативной отчетности с минимальными затратами времени на ее понимание пользователями, а также относительно низкими затратами на учетный процесс – в 2% добавленной стоимости или ФОТа. Развитие психологии личности и компетенций бухгалтера открывает новые возможности для рациональной организации бухгалтерского учета на предприятии. О личности бухгалтера мы писали ранее, цель данной статьи – компетенции бухгалтера.

Понятия «компетенция» и «компетентность»

В литературе существует множество разных взглядов на понятие «компетенция». В терминологическом словаре Финансовой Академии написано, «компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Понятие, пришедшее в Россию из англосаксонской традиции образования» . В.Г. Гетьман дает такое определение, «компетенция – это неотъемлемая часть знаний, навыков и установок, относящихся к конкретной профессиональной ситуации» . У Я.В. Соколова мы находим такую трактовку, «квалификация – это умение хорошо, профессионально работать делать дело, а компетенция – это умение глубоко понимать это дело, разбираться в его результатах» .
В книге Лайла М. и Сайна М. Спенсеров «Компетенции на работе» дано следующее определение, «компетенция – базовое качество индивидуума, имеющее прямое отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению на работе или в других ситуациях. Базовое качество означает, что компетенции являются очень глубоко лежащей и устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве ситуаций и рабочих задач. Причинное отношение означает, что компетенция предопределяет или вызывает определенное поведение и исполнение. На основе критериев – значит, что компетенция действительно прогнозирует хорошее или плохое исполнение, которое измеряется при помощи конкретного критерия, или стандарта» . Стив Уиддет и Сара Холлифорд в «Руководстве по компетенциям» пишут, что компетенция – «способность, отражающая необходимые стандарты поведения» .
Следует отличать компетенции от компетентности. Компетентный (лат. competens, competentis надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо . Дж. Равен описывает компетентность как явление, которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, некоторые компоненты относятся к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной, эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения . Ж. Делор дает такое определение: «компетентность дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе» . С. Уиддет и С. Холлифорд пишут, что компетентность – «способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы»
В соответствии с международным стандартом образования для профессиональных бухгалтеров №3 Профессиональные навыки (Professional Skills and General Education): компетентность – возможность выполнять функциональную роль по определенным стандартам с учетом реальной рабочей обстановки. Компетентность предполагает действия, которые выполняет человек для определения того, действительно ли он может работать по указанным стандартам. Когда человек, благодаря способностям, выполняет указанные задачи по указанным стандартам, компетентность считается достигнутой (т.е. человек становится компетентным) .
Обобщая подходы к пониманию компетенций, можно выделить два: личностный и функциональный. Личностный подход основывается на характеристике личности, позволяющей ей добиваться успешных результатов в работе, а функциональный подход – на описании задач и ожидаемых результатов.
Личностный подход к компетенциям
Личностного подхода при определении компетенций придерживаются зачастую американские исследователи . Например, Лайл М. Спенсер и Сайн М. Спенсер, опираясь на методологию Дэвида К. Макклелланда по оценки рабочих компетенций, выделяют центральные и поверхностные компетенции личности (Рисунок 1).

Рисунок 1 Центральные и поверхностные компетенции

Мотивы – то, о чем человек думает или чего хочет постоянно и что вызывает действие. Психофизические особенности (или свойства) – физические характеристики и соответствующие реакции на ситуации и информацию. Я – концепция – установки, ценности или образ – Я человека. Знание – информация, которой обладает человек в определенных содержательных областях. Навык – способности выполнять определенную физическую или умственную задачу. Поверхностные компетенции (знания и навыки) относительно просто развивать, например, путем тренинга. Центральные компетенции (мотивы и свойства), лежащие в основе айсберга личности, оценить и развить труднее, рентабельнее отбирать людей по наличию этих характеристик. Компетенции на основе Я – концепция лежат посередине. Установки и ценности можно изменить при помощи психологических тренингов .

Компетенции, имеющие в своей основе мотив, свойство и Я-концепцию, прогнозируют навык поведенческих действий, который, в свою очередь, прогнозирует результаты исполнения работы, как мотив/свойство > поведение > результат в модели причинного потока (Рисунок 2).

Рисунок 2 Модель причинного потока компетенции

Модели причинного потока можно применять для анализа «оценки рисков». Например, компания, которая не выбирает, не развивает или не стимулирует мотивацию достижения у своих сотрудников, может ожидать меньше улучшений качества, продуктивности, объема продаж и финансовых результатов. Критерии, применяемые при изучении компетенций, следующие:

— наилучшее исполнение, определяемое статистически как одно стандартное отклонение от среднего исполнения (Рисунок 3), уровень которого достигается приблизительно один лучший человек из десяти в конкретной рабочей ситуации;

— эффективное исполнение, то есть «минимально приемлемый» уровень работы, ниже которого сотрудник будет считаться некомпетентным для этой работы.

Рисунок 3 Во что обходится наилучшее исполнение

В рассмотренном подходе используют небольшое количество компетенций и определяют качества, которые являются необходимыми и достаточными для прогноза эффективности сотрудника на определенной должности. Методы оценки компетенций следующие: центры оценки, интервью (поведенческие и неповеденческие), тесты с использованием рабочих примеров, тесты способностей, современные личностные тесты, биографические данные и рекомендации. Подход методически сложен, а гибкость современных организаций затрудняет его применение.

Более гибкий, но менее точный способ заключается в установлении статистических связей между успешным профессиональным поведением и показателями психологического теста. Например, «эталонные» профили опросника «16 факторов личности» (16 PF) Р.Б. Кеттела с дополнительными шкалами MMPI, разработанными для прогноза успешности деятельности в разных областях, а также методика определения психологических типов личности Д. Кейрси .

Личностный подход в подборе бухгалтера затруднителен, так как не позволяет понять сможет ли человек выполнить работу на нашем предприятии работу так, как требуется; насколько высока его профессиональная подготовка; есть ли у него достаточный опыт и способности.

Функциональный подход к компетенциям

Функционального подхода при определении компетенций придерживаются чаще англичане . Например, С. Уиддет и С. Холлифорд представляют компетенции в форме структуры, в которой поведенческими индикаторами являются элементы каждой компетенции. Родственные компетенции объединены в кластеры (наборы тесно связанных между собой компетенций) (Рисунок 4).

Рисунок 4 Типичная схема структуры компетенций

Поведенческие индикаторы – это стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Каждая компетенция – это набор родственных поведенческих индикаторов, которые объединяются в блоки в зависимости от смыслового объема компетенции. Когда модель компетенций охватывает широкий спектр работ или профессиональных качеств с различной категоричностью требований, поведенческие индикаторы разделяются по уровням. Модель компетенций – это полный набор компетенций (с уровнями или без них) и индикаторов поведения (Рисунок 5). Модели компетенций можно использовать при отборе, обучении и развитии, вознаграждении сотрудников.


Рисунок 5 Типичное содержание модели компетенций

Компетенции – это способности бухгалтера выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности – это задачи и стандарты их выполнения, принятые на предприятии (Рисунок 6).

Рисунок 6 Компетенции и требования должности бухгалтера

Специальная модель компетенций бухгалтера

На основе функционального подхода к модели компетенций С. Уиддета и С. Холлифорд мы разработали специальную модель компетенций бухгалтера (Таблица 1).

Таблица 1 Специальная модель компетенций бухгалтера

Кластер компетенций и компетенции бухгалтера Уровни компетенций и индикаторы поведения бухгалтера
РАБОТА С ЛЮДЬМИ

1. Управление отношениями

Уровень 1. Строит отношения с коллегами отдела бухгалтерии
¨ Приспосабливает особенности личности к развитию отношений с коллегами-бухгалтерами.
¨ Устанавливает и поддерживает контакты с бухгалтерами, от которых зависит и которые влияют на его аспекты работы.
Уровень 2. Строит отношения с коллегами других отделов
¨ Учитывает свое влияние на установление контактов с коллегами других отделов.
¨ Поддерживает регулярные двусторонние контакты с коллегами других отделов.
Уровень 3. Поддерживает внешние контакты
¨ Устанавливает и поддерживает внешние контакты, которые могут быть полезны для организации.
¨ Активно управляет внешними контактами и использует любой случай для их развития.
2. Работа в команде Уровень 1. Является членом команды
¨ Активизирует коллег для внесения посильного вклада в работу команды и отмечает их вклады.
¨ Делится информацией и опытом с коллегами.
Уровень 2. Поддерживает членов команды
¨ Определяет, какая помощь нужна членам команды, и оказывает (организует) помощь.
¨ Положительно реагирует на личный вклад бухгалтеров в работу команды.
Уровень 3. Предлагает направление команде
¨ Использует знание личностных особенностей бухгалтеров для определения персональных задач в общекомандной работе.
¨ Добивается понимания бухгалтерами личной и коллективной ответственности.
¨ Регулярно представляет обратную связь членам команды.
3. Влияние Уровень 1. Создает положительный образ бухгалтерии
¨ Четко формулирует устную и письменную информацию с учетом ее влияния на пользователя.
¨ Положительно относиться к организационной культуре, ее структуре коммуникаций и фирменному стилю.
Уровень 2. Влияет на образ мыслей коллег
¨ Представляет обоснованные аргументы.
¨ Убедительно излагает собственную точку зрения.
¨ Для достижения желаемого результата адаптирует и развивает аргументы.
Уровень 3. Изменяет мнения коллег
¨ При решении спорных и нетипичных ситуаций стремиться к достижению обоюдовыгодного результата.
¨ Проводит ротацию функций бухгалтеров для развития их активности.
¨ Выявляет и использует мнения коллег для развития контраргументов или новых подходов.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
4. Сбор, обработка, хранение и анализ информации
Уровень 1. Собирает, обрабатывает и сохраняет информацию
¨ Пользуется регламентированными источниками информации, методами, способами и средствами ее обработки и хранения.
¨ Использует различные источники информации, устанавливает и выбирает способы ее обработки и хранения.
¨ Находит и использует различные источники информации, разрабатывает способы ее обработки и хранения.
Уровень 2. Проверяет и анализирует информацию
¨ Устанавливает соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерской информации.
¨ Выявляет и отражает нетипичные факты хозяйственной жизни.
¨ Определяет существенность информации.
Уровень 3. Использует информацию для анализа деятельности
¨ Использует обширную информацию для оценки деятельности организации.
¨ Использует информацию и разрабатывает предложения по рациональной организации бухгалтерского учета.
5. Составление отчетности Уровень 1. Составляет первичные документы и регистры
¨ Составляет первичные документы и регистры.
¨ Контролирует правильность составления первичных документов и регистров.
Уровень 2. Составляет финансовую, налоговую, статистическую и управленческую отчетность
¨ Составляет один вид отчетности.
¨ Составляет все виды отчетности.
¨ Контролирует правильность составления отчетности и пишет комментарии к ней.
Уровень 3. Разрабатывает первичные документы, регистры и управленческую отчетность
¨ Разрабатывает новые формы первичных документов и регистров.
¨ Разрабатывает новые формы управленческой отчетности и рекомендации по их внедрению (автоматизации).
6. Принятие решений Уровень 1. Ежедневные решения
¨ Следует заранее установленным процедурам принятия решений.
¨ Собирает и использует всю информацию, необходимую для принятия решений.
¨ Делегирует принятия решений другим, если это возможно, и пересматривает пределы принятия решений в соответствии с ролью.
Уровень 2. Обеспечивает выполнение решений
¨ Ищет различные варианты выполнения решений.
¨ Принимает непопулярные решения, если этого требует ситуация.
¨ Берет ответственность за принятое решение на себя.
Уровень 3. Высокий уровень риска
¨ Решения принимаются в условиях неопределенности и с допустимым уровнем риска.
¨ Доказывает необходимость поддержки исполнения решения у руководства.
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА
7. Личное развитие
Уровень 1. Развивает себя
¨ Ищет возможность развивать собственные знания и навыки.
¨ Составляет, анализирует и совершенствует планы личного развития.
Уровень 2. Развивает других
¨ Стремится установить и предоставить положительную обратную связь.
¨ Поддерживает желание людей внедрить в практику полученные знания.
Уровень 3. Развивает культуру обучения
¨ Обеспечивает обстановку, способствующую обучению.
¨ Разрабатывает способы обучения бухгалтеров.
8. Генерирование и обоснование идей Уровень 1. Участвует в генерировании идей
¨ Активно участвует в совещаниях по поводу генерирования идей.
¨ Обеспечивает конструктивной критикой идеи.
Уровень 2. Развивает идеи в решения
¨ Развивает новые методы учета и практику их внедрения в деятельность организации.
¨ Оценивает рациональность внедрения новых методов учета.
Уровень 3. Вдохновляет коллег на развитие идей
¨ Создает атмосферу для проникновения новыми идеями.
¨ Поддерживает коллег, обеспечивающих конструктивной критикой новых и устоявшихся идей.
Достижение результатов
9. Планирование
Уровень 1. Расставляет приоритеты в ежедневной работе
¨ Составляет ежедневные планы и расставляет приоритеты.
¨ Избегает негативного влияния собственных действий на других.
Уровень 2. Составляет планы, отвечающие задачам отдела
¨ Точно оценивает ресурсы выполнения планов.
¨ Сообщает планы сотрудникам отдела и в случае необходимости корректирует их.
Уровень 3. Корректирует планы отдела с планами предприятия
¨ Определяет вклад отдела бухгалтерии в достижение целей предприятия
¨ Согласовывает планы отдела с деятельностью других отделов
10. Четкость управления Уровень 1. Берет на себя ответственность за выполнение задач
¨ Берет на себя ответственность за то, чтобы все задачи отдела были выполнены.
¨ Оценивает выполнение задач.
Уровень 2. Рационально использует ресурсы
¨ Разумно поручает задачи конкретным исполнителям.
¨ Информирует другие отделы о взаимных обязательствах.
¨ Согласовывает изменения с установленными планами.

Из представленной таблицы видно, что специальная модель компетенций бухгалтера состоит из следующих кластеров компетенций и компетенций:

  • работа с людьми (управление отношениями; работа в команде; влияния);
  • работа с информацией (сбор, обработка, хранение и анализ информации; составление отчетности, принятие решений);
  • развитие бизнеса (личное развитие; генерирование и обоснование идей);
  • достижение результатов (планирование; четкость управления).

Таким образом, специальная модель бухгалтера составлена с учетом требований должности. Определение компетенций бухгалтера происхо-дит метод интервью самого бухгалтера и его коллег в отделе и руково-дства компании (экспертов), а также применением элементов технологии формирования и развития компетенций бухгалтера. В дополнение к описанной модели, необходимо учитывать особенности личности бухгалтера.

Резюме

Компетенции бухгалтера становятся важным стратегическим ресурсом компании, стремящейся к устойчивому успеху на рынке. Компания, которая сможет управлять компетенциями бухгалтера, обеспечит себе адаптацию к неопределенности и нестабильности экономики в течение длительного периода времени. В организации бухгалтерского учета необходимо: обоснованно и сознательно выбирать сотрудников бухгалтерии, а также постоянно осуществлять процесс мониторинга и развития компетенций бухгалтеров.

Если Вы хотите обсудить статью, пишите на адрес krukova@cor-tec.ru

1. Гетьман В.Г. Вузовская подготовка бухгалтеров и аудиторов в современных условиях и ее проблемы // СПС КонсультанПлюс. Все для бухгалтера. – 2009. – №12 (240).
2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для ХХI века. – ЮНЕСКО, 1996. http://www.ifap.ru/library/book201.pdf
3. Коул Д. Управление персоналом в современных организациях. – М.: Вершина, 2004. – 352 с.
4. Краткий словарь иностранных слов. – М.: ГИИНС, 1952. – 539 с.
5. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В.. Типы темперамента в практической психологии.- СПб.: Речь, 2006. – 282 с.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002. – 396 с.
7. Современные образовательные технологии: Терминологический словарь / Под ред. проф. В.К. Поспелова. М.: Финакадемия, 2009. – 92 с.
8. Соколов Я.В. Квалификация и (или) компетенция? // Бухгалтерский учет. – 2010. – №3. – С. 96 – 97.
9. Спенсер Лайл М. -мл., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе. Пер. с англ. А. Яковенко. – М.: ГИППО, 2010. – 384 с.
10. Уиддет С. и Холлифорд С. Руководство по компетенциям : Пер. с англ. Н. Друговейко, 3-е издание. – М.: Издательство ГИППО, 2008. – 228 с.
11. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с.

Вы можете скачать должностную инструкцию бухгалтера расчетчика расчетной группы бесплатно. Должностные обязанности бухгалтера расчетчика расчетной группы

Утверждаю

_____________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее ________________________________

организационно — правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)

00.00.201_г.

м.п.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

БУХГАЛТЕРА РАСЧЕТЧИКА РАСЧЕТНОЙ ГРУППЫ

——————————————————————-

(наименование учреждения)

00.00.201_г. №00

1. Общие положения

1.2.На должность бухгалтера расчетчика расчетной группы назначается лицо с высшим профессиональным (экономическим) образованием и стажем финансово-хозяйственной работы не менее 2 лет.

1.3.Бухгалтер расчетчик расчетной группы принимается на должность и освобождается от нее по приказу директора по предоставлению главного бухгалтера.

1.4.Бухгалтер расчетчик расчетной группы находится в подчинении у Главного бухгалтера.

1.5.В период временного отсутствия бухгалтер расчетчик расчетной группы (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности возлагаются на лицо, назначенное приказом директора, несущее ответственность за их должное использование.

1.6.Бухгалтер расчетчик расчетной группы должен знать:

-финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

-гражданское право;

-законодательство о бухгалтерском учете;

-распоряжения, приказы, постановления и прочие руководящие, методические и нормативные материалы контрольно-ревизионных и финансовых органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

-структуру предприятия;

-штатное расписание предприятия, профиль, перспективы развития и специализацию;

-порядок приемки, учета, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и иных ценностей;

-положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения;

-порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;

-формы и порядок финансовых расчетов;

-методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов;

-правила расчета с дебиторами и кредиторами;

-условия налогообложения юридических и физических лиц;

-правила списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и прочих потерь;

-средства вычислительной техники,

-средства коммуникаций и связи, а также возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

-правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;

-порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

-правила проведения проверок и документальных ревизий;

-передовой зарубежный и отечественный опыт совершенствования организации бухгалтерского учета;

-трудовое законодательство;

-законодательство об охране труда РФ;

-экономику, организацию производства, труда и управления;

-основы технологии строительства и производства;

-рыночные методы хозяйствования;

-нормы и правила охраны труда.

2.Должностные обязанности

Бухгалтер расчетчик расчетной группы обязан:

2.1.Производить начисления заработных плат работникам предприятия, осуществляет контроль расходования фонда оплаты труда.

2.2.Принимать, анализировать и контролировать табели учета рабочего времени и подготавливать их к счетной обработке.

2.3.Принимать и контролировать правильность оформления листков о временной нетрудоспособности, справок по уходу за больными и других документов, подтверждающих право на отсутствие работника на работе, подготавливать их к счетной обработке, а также для составления установленной бухгалтерской отчетности.

2.4.Осуществлять регистрацию бухгалтерских проводок и разноску их по счету «№ 71».

2.5.Производить начисления и перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, заработных плат служащих и рабочих, прочих выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

2.6.Подготавливать периодическую отчетность по ЕСН в установленные сроки.

2.7.Следить за сохранностью бухгалтерских документов и оформлять их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.

2.8.Принимать участие в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники и информационных технологий.

2.9.Оказывать работникам подразделений предприятия методическую помощь в вопросах бухгалтерского учета, отчетности, экономического анализа и контроля.

2.10.Систематически повышать свою квалификацию, посещая курсы и семинары по бухгалтерскому учету.

2.11.Вести на основе ведомостей выплату зарплаты работникам предприятия.

2.12.Контролировать соблюдения кассовой дисциплины, расчеты с подотчетными лицами.

2.13.Подготавливать данные для составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах денежных средств.

2.14.Выполнять другие поручения главного бухгалтера (его заместителя).

3.Права

Бухгалтер расчетчик расчетной группы вправе:

3.1.Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.2.Вносить собственные предложения, направленные на усовершенствование работы, связанной с предусмотренными данной Должностной инструкцией обязанностями.

3.3.По поручению руководства запрашивать у подразделений предприятия информацию и документацию, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.4.Требовать от руководства предприятия помощи в выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.5.Подписывать организационно-распорядительные документы по вопросам, входящим в его функциональные обязанности, платежных и прочих финансовых документов.

4. Ответственность

Бухгалтер расчетчик расчетной группы ответственен за:

4.1.Необеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины.

4.2.Правовые нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в определенных действующим административным, гражданским и уголовным законодательством РФ рамках.

4.3.Невыполнение или недолжное выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных, данной должностной инструкцией в определенных действующим трудовым законодательством РФ рамках.

4.4.Нанесение материального вреда работодателю в определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ рамках.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)