Должностная инструкция учитель

Должностная инструкция учителя начальных классов

Новая инструкция!
Должностная инструкция учителя начальных классов (Профстандарт)
Данная должностная инструкция учителя начальных классов в школе разработана для педагогов, работающих в начальных классах общеобразовательной школы.

Общие положения должностной инструкции

1.1. Настоящая должностная инструкция учителя начальных классов в школе разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 (в ред. приказов на 31.12.2015г); на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года; Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Учитель начальных классов назначается и освобождается от занимаемой должности директором общеобразовательного учреждения на основании приказа из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению деятельности в общеобразовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Учитель начальных классов подчиняется непосредственно директору школы, выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, курирующему начальную школу.
1.4. В своей работе учитель начальных классов руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», указами Президента РФ, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, трудовым законодательством, Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными правовыми актами школы и трудовым договором, Конвенцией о правах ребенка.
1.5. Учитель начальной школы должен знать:

  • основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, методических и организационно-управленческих задач на ступени начального общего образования общеобразовательного учреждения, школьную педагогику и психологию, возрастную физиологию и школьную гигиену;
  • требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;
  • методики преподавания и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • основные направления и перспективы развития современного образования и педагогической науки;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации развивающего обучения;
  • методы подачи материала, аргументации своей позиции, установления контактов с учащимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), членами педагогического коллектива;
  • технологии разрешения конфликтных ситуаций;
  • основы экологии, экономики, социологии, а также трудовое законодательство РФ;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов согласно действующих СанПиН;
  • средства обучения и их дидактические возможности, в том числе средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • основы права, проектные технологии и эффективные средства делового общения.

1.6. Учитель должен знать правила, нормы и требования охраны труда, данную должностную инструкцию учителя начальных классов по ФГОС, строго соблюдать инструкцию по охране труда учителя начальных классов школы, требования пожарной безопасности и личной гигиены.
1.7. Учитель начальных классов должен уметь:

  • оценивать текущее положение, ресурс и потенциал развития ученика, находить и использовать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности каждого обучающихся в образовательной деятельности;
  • выбирать и использовать в обучении современные образовательные технологии и технологии оценивания, адекватные поставленным целям и задачам, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательной деятельности в школе;
  • эффективно использовать современные технологии проектирования образовательной среды, деловые и интерактивные игры, активные приемы обучения.
  • применять при обучении дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы учащихся в информационно-образовательной среде;
  • организовывать как совместную, так и индивидуальную деятельность учащихся;
  • использовать в планировании и реализации своей педагогической деятельности результаты психологического, социального и медицинского мониторинга;
  • использовать на уроках современные способы оценочной деятельности, корректно применять в оценивании работы ребенка разнообразные оценочные шкалы, формировать оценочную самостоятельность школьников;
  • реализовывать программы воспитания и социализации учащихся;
  • использовать в образовательной и воспитательной деятельности современные ресурсы на различных видах информационных носителей;
  • содействовать формированию позитивных межличностных отношений среди учащихся, психологического климата и организационной культуры в классе.

1.8. Педагогическому работнику запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.9. Учитель начальных классов должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.


скачать: Должностные инструкции для Школы
70 инструкций с учетом законов на 1 сентября 2020 г

Функции учителя начальных классов

Основными функциями деятельности учителя начальной школы являются:
2.1. Обучение и воспитание детей с учетом их возрастных особенностей.
2.2. Формирование умений и навыков согласно образовательной программе отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, развитие способностей ребенка, в том числе творческих.
2.3. Обеспечение соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности во время занятий, на переменах, внеклассных и воспитательных мероприятиях, обеспечение должного контроля за выполнением учащимися инструкций по охране труда и правил поведения в школе.
2.4. Организация внеурочной занятости обучающихся, исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Должностные обязанности учителя начальных классов

Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом их психолого-физиологических особенностей, с учётом специфики требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, способствует формированию у детей общей культуры личности.
3.2. Обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования на ступени начального общего образования.
3.3. Проводит занятия, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам в рамках ФГОС, эффективно используя современные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные и цифровые образовательные ресурсы.
3.4. Планирует учебную деятельность в соответствии с образовательной программой школы, разрабатывает рабочую программу для начального класса на основе примерных общеобразовательных программ отвечающих требованиям (ФГОС) и обеспечивает ее выполнение. Составляет тематические планы работы по учебной и внеурочной деятельности на учебную четверть и рабочий план на каждый урок и занятие.
3.5. Организует и осуществляет разнообразные виды деятельности учащихся, ориентируясь на личность и индивидуальность ребенка, развивает его мотивацию, познавательные интересы, способности, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую и творческую.
3.6. Выявляет образовательные запросы и потребности обучающихся, помогает в решении индивидуальных проблем, связанных с трудностями в освоении образовательных программ.
3.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся детей во время образовательной деятельности, внеклассных и воспитательных мероприятий, экскурсий и поездок.
3.8. Контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе локальным актом порядка их оформления, ведения и соблюдение единого орфографического режима.
3.9. В 1-4-х классах соблюдает следующий временной режим проверки рабочих тетрадей:

  • ежедневно все классные и домашние работы обучающихся;
  • к следующему уроку контрольные диктанты и контрольные работы по математике с обязательным проведением работы над ошибками.

3.10. Своевременно в соответствии с утвержденным графиком выполняет установленное программой и учебным планом количество контрольных работ.
3.11. Хранит тетради для контрольных работ учеников в кабинете в течение всего учебного года.
3.12. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещения учащимися занятий, в обязательном порядке выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации школы необходимые отчётные данные.
3.13. Организовывает совместно с библиотекарем школы, родителями внеклассное чтение учащихся.
3.14. Задействует школьников в различных формах внеурочной деятельности.
3.15. По возможности заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
3.16. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные педагогические приёмы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных и воспитательных целей.
3.17. Постоянно повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методического объединения учителей начальной школы и других формах методической работы, готовит доклады и анализирует свою работу.
3.18. Согласно годовому плану работы образовательного учреждения принимает участие в педагогических советах, рабочих совещаниях, совещаниях при директоре, семинарах, конференциях, внеклассных мероприятиях начальной школы, методических объединениях учителей начальных классов и классных руководителей, а также в методических объединениях, проводимых вышестоящей организацией.
3.19. Проходит обязательные медицинские обследования 1 раз в год.
3.20. В обязательном порядке сообщает дежурному администратору школы о каждом произошедшем несчастном случае, принимает меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.
3.21. Готовит и использует в обучении различный дидактический и наглядный материал.
3.22. Организует участие учащихся в различных конкурсах, фестивалях, концертах, ярмарках, соревнованиях, конференциях по защите исследовательских работ, в оформлении стенгазет и т.п.
3.23. Строго выполняет Устав, Правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию учителя начальных классов школы, Трудовой договор с работником, а также локальные акты образовательного учреждения, приказы директора школы.
3.24. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции о правах детей, этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении и общественных местах, является примером для обучающихся.
3.25. Проводит изучение и инструктажи с учащимися по охране труда, безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, антитеррористической безопасности и правилам поведения в школе и общественных местах с обязательной регистрацией в журнале инструктажа.
3.26. Принимает участие в смотре-конкурсе учебных кабинетов, готовит классный кабинет к приемке на начало нового учебного года.
3.27. Учителю начальной школы запрещается:

  • изменять по своему усмотрению расписание занятий;
  • отменять, удлинять или сокращать время продолжительности уроков (занятий) и перемен между ними;
  • удалять учащихся с уроков или не пускать на урок;
  • использовать в учебной деятельности неисправное оборудование или техническое оборудование с явными признаками повреждения;
  • курить в помещении или на территории школы.

Права учителя начальных классов

4.1. Учитель начальных классов пользуется правами, предусмотренными ТК РФ, Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором и настоящей должностной инструкцией учителя начальных классов школы.
4.2. Учитель начальной школы имеет право:

  • На принятие адекватных решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Давать ученикам во время уроков, занятий и перемен распоряжения, относящиеся к организации учебных занятий и соблюдению ученической дисциплины.
  • На повышение квалификации с прохождением курсов в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
  • На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения.
  • Информировать с приведением аргументов директора школы, заместителя директора по АХР о необходимости приобретении для учебной деятельности технических, электронных обучающих средств, о проведении ремонтных работ оборудования и кабинета.
  • Вносить аргументированные предложения по улучшению условий учебной деятельности в классном кабинете, доводить до директора школы обо всех недостатках в обеспечении образовательной деятельности, снижающих работоспособность учащихся на уроках и повышающих усталость.
  • Участвовать в управлении учебным заведением в порядке, который определен Уставом общеобразовательного учреждения.
  • Выбирать для своей педагогической деятельности образовательные программы, методики обучения и воспитания учащихся, учебные пособия, учебники, методы оценки знаний и умений учащихся, рекомендуемые Министерством образования РФ или разработанные педагогом начальной школы и прошедшие необходимую экспертизу.
  • На ознакомление с жалобами и докладными, а также с другими документами в которых присутствует оценка работы учителя, давать по ним письменные объяснения.
  • На поощрения по результатам образовательной и воспитательной деятельности.
  • Определять и предлагать учащимся для использования в учебе полезные и интересные ресурсы Интернет.
  • На защиту профессиональной чести, достоинства и своих интересов как самостоятельно, так и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае служебного расследования в общеобразовательном заведении, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
  • На конфиденциальность служебного расследования, кроме тех случаев, которые предусмотрены законодательством РФ.

Ответственность учителя начальных классов

5.1. В установленном в законодательстве Российской Федерации порядке учитель начальных классов несёт ответственность:

  • за выполнение в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, расписанием и графиком учебной деятельности.
  • за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательной деятельности, внеклассных воспитательных мероприятий, проводимых учителем, экскурсий и поездок согласно приказа;
  • за нарушение прав и свобод учащихся, определённых в законодательстве Российской Федерации, в Уставе и локальных актах школы;
  • за нарушение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательной деятельности;
  • за несвоевременное принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, скрытие от администрации школы несчастного случая;
  • за нарушение установленного порядка и сроков проведение инструктажа учащихся по охране труда для учебных занятий, воспитательных мероприятий, экскурсий и поездок с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале инструктажа обучающихся по охране труда;
  • за организацию изучения детьми инструкций по охране труда и технике безопасности, дорожного движения, пожарной безопасности, антитеррористической безопасности, правил поведения с электроприборами и т.д., согласно разработанным и утвержденным в школе инструкциям и правилам;
  • за недостаточный контроль или его отсутствие за соблюдением правил и инструкций по охране труда.

5.2. В случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения без уважительных причин Устава учреждения, условий Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора школы и иных локальных нормативных актов учитель начальных классов подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
5.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п.2 ТК РФ.
5.4. За причинение школе или участникам образовательных отношений без уважительных причин материального ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей – несет ответственность в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель начальных классов школы:
6.1. Работает в режиме систематического выполнения объема установленной в школе учебной нагрузки в соответствии c расписанием уроков, дополнительных занятий, кружков. Принимает активное участие в общешкольных мероприятиях: педсоветах, семинарах, заседаниях методических объединений, общешкольных и классных родительских собраниях, производственных совещаниях и совещаниях при директоре, а также в самостоятельном планировании своей деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. Во время школьных каникул, не совпадающих с основным отпуском учителя начальных классов, привлекается администрацией школы к методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего его педагогической учебной нагрузки до начала каникул.
6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений, семинарах, других мероприятиях по профилю и специфике начальной школы.
6.4. При выявлении недостатков в техническом обеспечении образовательной деятельности в классном кабинете, снижающих активную учебную деятельность и работоспособность школьников, информирует директора школы, заместителя директора по административно-хозяйственной работе и вносит свои предложения по устранению таковых недостатков. Также, учитель начальных классов вносит предложения администрации школы по улучшению учебно-воспитательной деятельности и оптимизации работы учителя.
6.5. Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих педагогов начальной школы на условиях почасовой оплаты.
6.6. Получает от администрации учебного заведения информацию нормативно-правового и организационно-методического содержания, приказы директора и вышестоящих организаций, знакомится под личную подпись с соответствующей предоставленной документацией.
6.7. Систематически обменивается информацией с коллегами по школе и администрацией по вопросам, входящим в компетенцию преподавателя начальных классов. Работает в тесном контакте с педагогом-психологом, социальным педагогом, библиотекарем, родителями (лицами, их заменяющими).

Должностную инструкцию учителя начальных классов разработал:
«___»____20___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ /______________________/


скачать: Должностные инструкции для Школы
70 инструкций с учетом законов на 1 сентября 2020 г

скачать: инструкции для Учителя Начальных классов
47 инструкций с учетом законов на 20 марта 2020 года

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям по охране труда учителей начальных классов
Должностным инструкциям для учителей школы по ФГОС

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработа­на на основе квалификационной характеристики учите­ля образовательного учреждения, утвержденной прика­зом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593 в составе раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квали­фикационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Настоящая инструкция является типовой, и ее дейст­вие распространяется на всех учителей школы.

1.2. Учитель назначается и освобождается от долж­ности директором школы.

1.3. Учитель должен иметь высшее профессиональ­ное образование или среднее профессиональное обра­зование по направлению подготовки «Образование и пе­дагогика» или в области, соответствующей преподавае­мому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополни­тельная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъ­явления требований к стажу работы.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

· лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

· имеющие не снятую или не погашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

· признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

· имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти.

1.4. Учитель подчиняется непосредственно заместите­лю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и города Санкт-Петербурга, органов управления образованием, Конвекцией о правах ребенка, Уставом ГОУ, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, другими локальными актами школы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; пра­вилами и нормами охраны труда, техники безопаснос­ти и противопожарной защиты, трудовым договором.

1.6. Учитель должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Функции

Основными направлениями деятельности учителя яв­ляются:

2.1. обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обуча­ющихся;

2.2. содействие социализации обучающихся, фор­мированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных об­разовательных программ;

2.3. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

3. Должностные обязанности

Учитель школы выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет обучение и воспитание обучаю­щихся с учетом их психолого-физиологических особен­ностей и специфики преподаваемого предмета, спо­собствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образо­вательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по ин­дивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образова­тельные ресурсы;

3.2. обоснованно выбирает программы и учебно-ме­тодическое обеспечение, включая цифровые образова­тельные ресурсы;

3.3. проводит учебные занятия, опираясь на дости­жения в области педагогической и психологической на­ук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;

3.4. планирует и осуществляет учебный процесс в со­ответствии с образовательной программой образователь­ного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеоб­разовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятель­ности обучающихся, ориентируясь на личность обучающе­гося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализу­ет проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности; Поддерживает одаренных и талантливых детей.

3.5. обеспечивает достижение и подтверждение обу­чающимися уровней образования (образовательных цензов);

3.6. систематически оценивает эффективность и результаты обуче­ния обучающихся по предмету (курсу, программе), учи­тывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного инте­реса обучающихся, используя компьютерные техноло­гии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности;

3.7. соблюдает права и свободы обучающихся, под­держивает учебную дисциплину, режим посещения за­нятий, уважая человеческое достоинство, честь и репу­тацию обучающихся;

3.8. осуществляет контрольно-оценочную деятель­ность в образовательном процессе с использованием традиционных и современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

3.9. вносит предложения по совершенствованию обра­зовательного процесса в образовательном учреждении;

3.10. участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других фор­мах методической работы, систематически повышает квалификацию;

3.11. проводит открытые занятия в соответствии с годовым планом работы школы;

3.12. обеспечивает охрану жизни и здоровья обучаю­щихся во время образовательного процесса;

3.13. осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);

3.14. выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности, проводит инструктаж обучающихся по бе­зопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регист­рации инструктажа;

3.15. допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;

3.15. заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора шко­лы по учебно-воспитательной работе с оплатой замены в установленном порядке;

3.16. дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств в перерывах между занятиями, а также за 20 минут до начала и в течение 20 минут по окончании сво­их уроков;

3.17. проходит периодические бесплатные медицин­ские обследования;

3.18. соблюдает этические нормы поведения в шко­ле, быту, общественных местах, соответствующие обще­ственному положению учителя, соблюдает деловой стиль в одежде;

3.19.обеспечивает светский характер образования (не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии);

4. Права

Учитель имеет право:

4.1.участвовать в управлении школой в порядке, оп­ределяемом Уставом школы;

4.2.на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3.знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объ­яснения;

4.4.защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дис­циплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

4.5.на конфиденциальность дисциплинарного рас­следования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. свободно выбирать и использовать:
методики обучения и воспитания, не противоречащие закону «Об образовании»;

методы оценки знаний;

учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной Образовательным Учреждением (выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждений, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определённым образовательным учреждением и допущенным к использованию Министерством образования и науки РФ);

4.7. принимать участие в разработке учебного плана и образовательной программы, в принятии решения в разработке Учебного плана.

4.8. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами поведения учащихся.

4.9. приглашать от имени Школы родителей (законных представителей) для информирования об успехах и нарушениях их детей.

4.10. на сокращенную рабочую неделю, удлинённый оплачиваемый отпуск, пенсию за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством РФ;

4.11. получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста;

4.12. длительный отпуск со сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, в порядке, определённом Администрацией района на основании разработанном Администрацией района;

и иные дополнительные льготы и права, предусмотренные законодательством РФ.

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться на добровольной основе на со­ответствующую квалификационную категорию и полу­чить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9 давать обучающимся во время занятий и пере­мен обязательные распоряжения, относящиеся к органи­зации занятий и соблюдению дисциплины, применять к обучающимся меры педагогического воздействия в слу­чаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы;

4.10 подать комиссии по расчету критериев оценки качества труда учителей подтверждающие документы о результатах эффективности своего труда для установления доплаты за показатели и критерии эффективности деятельности учителя.

5. Ответственность

5.1. В установленном законодательством Российской
Федерации порядке учитель несет ответственность за:

реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графи­ком учебного процесса;

жизнь и здоровье обучающихся во время образова­тельного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных ак­тов, должностных обязанностей, установленных насто­ящей Инструкцией, учитель несет дисциплинарную от­ветственность в порядке, определенном трудовым зако­нодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, мето­дов воспитания, связанных с физическим и (или) психи­ческим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель мо­жет быть освобожден от занимаемой должности в соот­ветствии с трудовым законодательством и Законом Рос­сийской Федерации «Об образовании».

5.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполне­нием (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель песет материальную ответственность в поряд­ке и в пределах, установленных трудовым и (или) граж­данским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель:

6.1.Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ) и включает преподавательскую работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

6.2.Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. №69, зарегистрированного в Минюсте РФ 26 июля 2006г. (рег. №8110).

6.3.Выполнение педагогической работы педагогическими работниками включает нормированную часть рабочего времени и другую часть педагогической работы:

· Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом и другими локальными актами образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

· Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:

выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

6.4.в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогичес­кой, методической или организационной работе в пре­делах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается приказом директора школы; в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы). Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул обучающихся, воспитанников, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.

6.5.в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе.

6.6.заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, име­ющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;

6.7.получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методичес­кого характера, знакомится под расписку с соответству­ющими документами;

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГОВ

УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:

1. На участие в работе органов управления школы в порядке, предусмотренном Уставом школы.

2. На уважение своих профессиональных и личных качеств чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей.

3. На защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

4. Самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся, учебники и учебные материалы, методы оценки знаний учащихся.

5. На получение любой информации от администрации школы, органов управления.

6. На свободное выражение своего мнения.

7. На участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений.

8. На моральное и материальное поощрение своего труда.

9. На бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний.

10. На создание моральной рабочей обстановки на уроке.

11. На свободное и безопасное пребывание в стенах школы

12. На неприкосновенность личной собственности.

13. На участие в работе общественных организаций.

14. На охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда.

15. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и устава школы может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме

УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

1. Выполнять Устав школы, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, «Правила школьной жизни».

2. Быть примером достойного поведения в школе и общественных местах.

3. Заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений.

4. Уважать права родителей или заменяющих их лиц.

5. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.

6. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися.

7. Выполнять обязанности дежурного учителя. В случае невозможности дежурным учителем выполнять свои обязанности, он должен заблаговременно поставить об этом в известность администрацию с целью своевременной его замены.

8. Аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся.

9. Своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах.

10. Обязан отпускать учащихся на перемену вовремя.

11. Учитель может впускать учащихся в класс на перемене (по своему усмотрению).

12. Учитель обязан оценивать в журнале ответ ученика, а не его поведение.

13. Не превышать объём домашнего задания более чем на 50 % объёма аудиторной нагрузки. Учитель обязан защищать ученика от перегрузок.

14. Учителю запрещается удалять ученика с урока во время учебных занятий. Если учащийся дезорганизует работу всего класса, вызвать дежурного администратора и передать ему нарушителя дисциплины.

15. Учитель несёт ответственность за здоровье ученика на уроке.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:

1. Получать регулярно информацию о состоянии психофизического здоровья детей.

2. Выносить на рассмотрение администрации, педсовета или Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса.

3. Разрабатывать (совместно с социально-психологической службой, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и их родителями.

4. Получать своевременную помощь от руководства учреждения, от объединений, работающих в нём.

5. Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение.

6. Определять форму плана воспитательной работы с классом (с учётом принципов общешкольного планирования).

7. Отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные обязанности поручений.

8. Защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы в данном классном коллективе.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПРАВО:

1. Унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его словом и действием.

2. Использовать оценку (шкальный балл) для наказания ученика.

3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение.

4. Намеренно использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.

5. Обсуждать за глазами своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

1. Систематически анализировать состояние успеваемости и динамику общего развития своих воспитанников.

2. Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.

3. Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи.

4. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классных и школьных коллективов.

5. Изучать детей, условие их жизнедеятельности в школе и в семье.

6. Фиксировать отклонение в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию.

7. Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем.

8. Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, работающих в классе, родителей учащихся.

9. Информировать родителей (лиц их заменяющих) об успехах или неудачах учащихся, собирать плановые и, в исключительных случаях, внеплановые родительские собрания, заседания родительского комитета.

10. Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся), и документацию, требуемую администрацией учреждения (например, справки отчёты, планы, карты изучения личности учащегося, папки с разработками воспитательных мероприятий и т.д.).

11. Организовывать охрану здоровья, укреплять здоровье школьников, вовлекать учеников в физкультурную, спортивную работу.

12. Организовывать дежурство по классу, школе, столовой.

13. Осуществлять строгий контроль за посещаемостью учащихся.

14. Выявлять и вести учёт детей из неблагополучных и социально незащищённых семей.

15. Осуществлять наблюдение за поведением «трудных подростков», детей, «группы риска».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы законных распоряжений директора школы иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством;

3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, классный руководитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РБ.

4. Обязан выявлять семьи, находящиеся в социально- опасном положении.

Приведенный образец должностной инструкции учителя – лекало, которое поможет вам создать свой уникальный документ. Дополните должностные обязанности учителя (с учетом специфики работы вашего учреждения), уточните требования к кандидатам на должность и т.д . Главное, чтобы получившаяся должностная инструкция учителя была рабочим документом, а не лишней бумагой в архиве.

К списку должностных инструкций

Должностная инструкция учителя

1. Общие положения

1.1. Учитель относится к категории специалистов.
1.2. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя учреждения.
1.3. Учитель подчиняется непосредственно руководителю учреждения.
1.4. На время отсутствия учителя его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность учителя назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы от года.
1.6. Учитель должен знать:
— законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по вопросам образования;
— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
— педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
— методику преподавания предмета и воспитательной работы;
— средства обучения и их дидактические возможности.
1.7. Учитель руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности учителя

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета.
2.2. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ.
2.3. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
2.4. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учетом специфики преподаваемого предмета.
2.5. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.6. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

3. Права учителя

Учитель имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность учителя

Учитель несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

К списку должностных инструкций

Председатель профкома: Утверждаю:

директор школы:

«___» ___________ 200__г. «__» ___________ 200__г.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

учитель физической культуры

Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя физической культуры, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации.

1.2. Учитель физической культуры назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Учитель физической культуры должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.

1.4. Учитель физической культуры подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности учитель физической культуры руководствуется Конституцией и законами РФ, Уставом школы и другими локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, трудовым договором (контрактом).

Учитель физической культуры соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Функции

Основными направлениями деятельности учителя физической культуры являются:

2.1. Обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся;

2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе;

Должностные обязанности

Учитель физической культуры выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре);

3.2. организует учет успеваемости и посещаемости занятий учащимися;

3.3. внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки;

3.4. организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования обучающихся по физической подготовке;

3.5. отвечает за организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий в каникулярное время, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей;

3.6. принимает меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку;

3.7. организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья;

3.8. осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных сооружений и помещений, соблюдением правил техники безопасности, за хранением и правильным использованием спортивной формы, инвентаря и оборудования;

3.9. составляет отчетность по установленной форме;

3.10. соблюдает Устав и правила внутреннего трудового распорядка школы, иные локальные правовые акты школы;

3.11. осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину;

3.12. реализует применяемые в школе образовательные программы в соответствии с учебным планом, собственным поурочным планом и расписанием занятий, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;

3.13. обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

3.14. выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

3.15. оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.16. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся;

3.17. участвует в установленном порядке в итоговой аттестации обучающихся;

3.18. допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;

3.19. заменяет на уроках временно отсутствующих учителей физической культуры по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;

3.20. соблюдает законные права и свободы обучающихся;

3.21. готовится к проведению занятий, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы, принятых в школе;

3.22. участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;

3.23. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.24. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя физической культуры;

3.25. обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании подотчетного имущества;

3.26. разрабатывает и периодически пересматривает (не реже одного раза в пять лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;

3.27. контролирует оснащение противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;

3.28. не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;

3.29. вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда;

3.30. Учитель 2-й квалификационной категории выполняет следующие должностные обязанности:

3.30.1. Учитель 2-й квалификационной категории отвечает всем требованиям должности «учитель». Обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся в школе. В процессе работы применяет:

— широкий набор методов, приемов и средств обучения, обеспечивающий вариативность образовательного процесса;

— элементарные методы и средства педагогической диагностики;

— основные формы дифференциации учащихся;

— основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры учащихся.

3.30.2. Должен знать (дополнительно):

— основы валеологии;

— содержание базового компонента преподаваемого предмета.

3.30.3. Требования к квалификации по разрядам оплаты:

— оплата труда учителя 2-й квалификационной категории производится по 12-му разряду ЕТС.

3.31. Учитель 1-й квалификационной категории выполняет следующие должностные обязанности:

3.31.1. Учитель 1-й квалификационной категории отвечает всем требованиям учителя 2-й квалификационной категории. В процессе работы:

— применяет современные педагогические технологии, элементы технологий педагогики развития личности;

— проводит отбор содержания, методов и форм образовательного процесса с учетом психологических особенностей учащихся;

— решает педагогические задачи с учетом уровня развития, способностей детей, в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ;

— обеспечивает по своему предмету высокий уровень подготовки учащихся в районе.

3.31.2. Должен знать (дополнительно к требованиям учителя 2-й квалификационной категории):

— основы технологий индивидуализации образовательного процесса;

— современные методы психолого-педагогической диагностики;

— базовый компонент содержания преподаваемого предмета и смежных с ним дисциплин.

3.31.3. Требования к квалификации по разрядам оплаты:

— оплата труда учителя 1-й квалификационной категории производится по 13-му разряду ЕТС.

3.32. Учитель высшей квалификационной категории выполняет следующие должностные обязанности:

3.32.1. Учитель высшей квалификационной категории отвечает всем требованиям учителя 1-й квалификационной категории. Он:

— осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения или самостоятельно разрабатывает, апробирует и успешно применяет педагогические технологии (их элементы), которые могут быть рекомендованы к распространению;

— создает условия для реализации творческих возможностей учащихся, владеет и применяет на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения, приемы организации самообразования учащихся, управления и прогнозирования развития педагогического процесса;

— обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся по своему предмету в республике.

3.32.2. Должен знать (дополнительно к требованиям учителя 1-й квалификационной категории):

— новейшие достижения педагогической науки и практики в области своего предмета.

3.32.3. Требования к квалификации по разрядам оплаты:

— оплата труда учителя высшей квалификационной категории производится по 14-му разряду ЕТС.

Права

Учитель физической культуры имеет право:

4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

Ответственность

В установленном законодательством РФ порядке учитель физической культуры несет ответственность за:

5.1. Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, учитель физической культуры несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение аморального проступка учитель физической культуры может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель физической культуры несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Взаимоотношения. Связи по должности.

Учитель физической культуры:

6.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;

6.2. в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя физической культуры в каникулы утверждается приказом директора школы;

6.3. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих учителей физической культуры на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);

6.4. заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;

6.5. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;