Дорогостоящее оборудование бухгалтерский учет

Как учесть дорогостоящее оборудование, приобретаемое для выполнения гособоронзаказа (оборудование не является специальным и может использоваться в будущем в деятельности организации, срок службы оборудования — пять лет, срок выполнения гособоронзаказа — один год)? Какие бухгалтерские проводки сделать?

15 мая 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оборудование, приобретенное для выполнения ГОЗ, учитывается в составе основных средств в общеустановленном порядке.
При этом организация вправе установить срок полезного использования оборудования, равный сроку исполнения ГОЗ. Однако, учитывая, что оборудование может использоваться в дальнейшей деятельности организации, срок полезного использования целесообразно установить как срок ожидаемого использования данного оборудования.

Обоснование позиции:
В обязанности исполнителя ГОЗ входит ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.
Конкретная методика ведения раздельного учета является элементом учетной политики организации (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 5, 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п.п. 2, 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Для разработки такой методики, кроме общих положений бухгалтерского учета, исполнителю ГОЗ следует руководствоваться утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее — Правила).
Правилами предусмотрено, что накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции.
Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержден приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 N 200 (далее — Порядок).
Согласно п. 12 Порядка на статью калькуляции «Общепроизводственные затраты» относятся в том числе затраты на амортизацию и ремонт производственных зданий и сооружений, оборудования, внутризаводского транспорта и других видов производственного имущества цехов, износ и затраты на восстановление приспособлений производственного назначения и т.д.
Номенклатура общепроизводственных затрат приведена в Приложении N 5 к Порядку.
Из п. 1 Приложения N 5 к Порядку следует, что начисление амортизации производится в порядке и по нормам, установленным законодательством РФ*(1).
То есть какие-либо особенности в части учета ОС и амортизации ОС (в частности оборудования, используемого при исполнении ГОЗ), ни Правилами, ни Порядком не установлены.
Напомним, что при организации бухгалтерского учета основных средств и начислении амортизации по объектам ОС следует руководствоваться нормами:
— ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, далее — Методические указания N 91н).
Названными нормативными актами также не установлены какие-либо особенности в части учета объектов ОС, используемых при исполнении ГОЗ.
В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 к основным средствам в том числе относится оборудование.
Если приобретенное оборудование отвечает условиям, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01, и при этом его стоимость составляет более 40 000 рублей, такое имущество подлежит учету в составе ОС (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01).
В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
На наш взгляд, данное оборудование отвечает всем приведенным условиям. Несмотря на то, что оборудование будет в данной ситуации использоваться в течение срока исполнения контракта (1 год), фактически оно предназначено для использования в течение длительного времени. Кроме того, из вопроса следует, что оборудование по стоимостным критериям также соответствует понятию ОС.
Поэтому в данной ситуации оборудование учитывается в составе ОС.
Актив принимается к учету в качестве ОС после завершения формирования первоначальной стоимости объекта.
Согласно п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Для учета ОС предусмотрен счет 01 «Основные средства», на котором они учитываются по первоначальной стоимости. Изначально первоначальную стоимость ОС формируют на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», как правило, в корреспонденции со счетами учета расчетов (60, 75, 76 и др.). И лишь после того, как первоначальная стоимость сформирована, ОС приняты в эксплуатацию и оформлены в установленном порядке, их стоимость списывается со счета 08 в дебет счета 01 (п.п. 27-29 Методических указаний, План счетов).
Таким образом, в общем случае поступление ОС отражается следующими записями:
Дебет 08 Кредит 60 (76…)
— затраты на формирование стоимости объекта ОС учтены в качестве вложений во внеоборотные активы;
Дебет 01 Кредит 08
— объект учтен в качестве ОС*(2).
Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01). Под амортизацией в бухгалтерском учете понимают процесс ежемесячного перенесения части стоимости основного средства на затраты текущего периода (в данном случае на затраты, связанные с выполнением ГОЗ).
Амортизация по ОС начисляется в течение срока их полезного использования. Под сроком полезного использования основного средства понимается период, в течение которого использование объекта приносит экономические выгоды (доход) организации (п. 4 ПБУ 6/01).
В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта ОС определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
По нашему мнению, в случае, если организация приобрела оборудование непосредственно для исполнения ГОЗ, она вправе установить срок полезного использования такого объекта исходя из срока исполнения контракта.
Однако в том случае, если организация планирует использовать данное оборудование в дальнейшей деятельности своей организации, то срок полезного использования целесообразно установить в течение ожидаемого срока использования, определенного организацией самостоятельно.
Суммы начисленной амортизации по объектам ОС отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (п. 25 ПБУ 6/01): по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат (20, 25 и др.).
В течение срока полезного использования ежемесячно оформляются следующие записи:
Дебет 20 (25…) Кредит 02
— начислена амортизация основного средства (ежемесячно).
Для целей ведения раздельного учета и формирования финансового результата по каждому госзаказу к счетам затрат следует ввести дополнительные субсчета.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Организация раздельного учета при исполнении госзаказов и оборонных контрактов;
— Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления основных средств в организацию;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет амортизации основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

18 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Приобретение дорогостоящего оборудования (Кудрявцев Н.)

Приобретение дорогостоящего оборудования бюджетными и автономными учреждениями, как правило, не предусматривается заданием учредителя. Для этих целей учредителем выделяются дополнительные финансовые средства в виде целевой субсидии. В данной статье подробно описаны процедуры приобретения дорогостоящего оборудования за счет средств целевой субсидии, осуществляемые учреждениями, сроки выполнения таких процедур, а также порядок их отражения в бухгалтерском учете.
Предположим, что руководителем учреждения в феврале 2012 г. принято решение о приобретении дорогостоящего оборудования ориентировочной стоимостью 12 млн руб. Приобретение такого оборудования было поддержано учредителем. На его приобретение учредителем были зарезервированы бюджетные ассигнования, которые учреждению могут быть выделены в виде субсидии на иные цели.
Руководитель учреждения поручил соответствующим службам выяснить, в какие оптимальные сроки оборудование может быть получено и введено в эксплуатацию, а также какие процедуры необходимо для этого исполнить (с учетом действующих нормативных документов). Специалисты учреждения изучили действующие нормативные акты и установили следующие обязательные процедуры.
Заключение соглашения о предоставлении целевой субсидии на приобретение оборудования. Целевые субсидии предоставляются на основании соглашения о ее выделении, заключенного между учреждением и учредителем. В соглашении о предоставлении целевой субсидии должны быть четко указаны цели применения выделяемых средств, сроки их перечисления, порядок отчетности и другие существенные условия предоставления данной субсидии.
Напомним, что формы соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение, выполнение государственного задания утверждены:
— для бюджетных учреждений совместным Приказом Минфина и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 138н/528;
— для автономных учреждений — Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 423.
Указанные формы соглашений могут быть взяты за основу при подготовке соглашения о предоставлении целевой субсидии.
На составление и подписание с учредителем соглашения о выделении целевой субсидии учреждению может потребоваться от трех до пяти рабочих дней.
Следует отметить, что суммы целевых субсидий включаются в план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) учреждения в соответствии с Требованиями к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее — Требования). Согласно п. 10 таких Требований сведения о суммах поступлений целевых субсидий формируются учреждением на основании информации, представленной учредителем на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год.
В бухгалтерском учете сумма утвержденных плановых назначений по приобретению основных средств текущего финансового года отражается следующим образом (п. 171 Инструкции N 174н <1>, п. 197 Инструкции N 183н <2>):
Дебет счета 5 504 10 310 «Сметные (плановые) назначения по приобретению основных средств на текущий финансовый год»
Кредит счета 5 506 10 310 «Право на принятие обязательств по приобретению основных средств на текущий финансовый год».
———————————
<1> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Составление формы 0501016 в целях зачисления целевой субсидии на лицевой счет. При предоставлении целевой субсидии учреждение составляет и представляет учредителю Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016) (далее — Сведения) (п. 13 Требований).
В соответствии с п. 8 Порядка N 72н <3> оплата денежных обязательств учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляется на основании Сведений, представленных учреждением в орган Федерального казначейства (ОФК).
———————————
<3> Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н.
На оформление и представление Сведений потребуются 10 рабочих дней.
Представленные в ОФК Сведения проверяются на соответствие Перечню целевых субсидий (ф. 0501015), который ранее направил учредитель.
В случае их соответствия показатели Сведений отражаются ОФК на отдельном лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения (п. 13 Порядка N 72н).
Отметим, что Порядком N 72н предусмотрена возможность подачи Сведений и Перечня целевых субсидий в электронном виде, что позволит значительно сэкономить время на их оформление и представление.
В итоге только на мероприятия по согласованию с учредителем выделения целевой субсидии и зачисления ее на лицевой счет потребуются от 7 до 14 рабочих дней.
В бухгалтерском учете зачисление целевой субсидии на лицевой счет отражается следующей бухгалтерской проводкой (п. 94 Инструкции N 174н, п. 97 Инструкции N 183н):
Дебет счета 5 201 11 510 (000) «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит счета 5 205 81 660 (000) «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».
Одновременно поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
Согласование крупной сделки. Согласно п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) для совершения сделок, цена которых превышает 10% от балансовой стоимости активов, определяемой по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, необходимо согласие учредителя бюджетного учреждения.
Предположим, что в нашем случае по состоянию на 31 декабря 2011 г. согласно данным годового отчета бюджетного учреждения за 2011 г. балансовая стоимость активов составила 105 млн руб., поэтому сделка по приобретению оборудования стоимостью 12 млн руб. является для учреждения крупной сделкой (12 млн / 105 млн x 100 = 11,43%), требующей согласования с учредителем.
Нарушение правила о согласовании крупной сделки может повлечь признание ее недействительной по иску учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. Вместе с тем на отношения бюджетного учреждения и его учредителя можно распространить общие правила по аналогии с одобрением крупных сделок коммерческих организаций. Например, если к моменту рассмотрения иска о признании сделки недействительной учредителем бюджетного учреждения будет принято решение об одобрении крупной сделки, иск о признании ее недействительной не будет подлежать удовлетворению (Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 09.12.1999 N 90/14).
Напомним, что руководитель учреждения несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Порядок согласования крупных сделок устанавливается учредителем. Например, Приказом Минкультуры России от 10.09.2010 N 586 утвержден Порядок предварительного согласования совершения подведомственным Минкультуры России федеральным бюджетным учреждением крупных сделок (далее — Порядок N 586).
Согласно п. п. 4, 5 Порядка N 586 для получения предварительного согласия на совершение крупной сделки учреждение направляет в Минкультуры обращение, подписанное руководителем учреждения (лицом, исполняющим его обязанности), которое должно содержать следующую информацию:
— обоснование необходимости и цель совершения сделки;
— данные о сторонах сделки;
— предмет и цена сделки в рублях (числом и прописью), включая НДС;
— сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по сделке;
— источник финансирования сделки;
— наименование объекта, для которого осуществляется закупка товаров, выполнение работ, оказание услуг по сделке;
— иные существенные условия сделки, установленные законодательством РФ или иными правовыми актами либо относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
— информацию о финансовом состоянии учреждения и его способности исполнять свои обязательства по сделке с учетом оценки экономической эффективности деятельности учреждения;
— заверенную в установленном порядке копию бухгалтерского баланса учреждения на последнюю отчетную дату.
В случае если для совершения крупной сделки требуется проведение процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, согласно Закону о госзакупках <4> информация о сторонах сделки не предоставляется.
———————————
<4> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
К обращению прилагаются:
— копия проекта сделки (договора, государственного контракта, мирового соглашения) со всеми приложениями к нему, включая техническое задание, согласованное поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
— обосновывающие материалы по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя).
Такие документы не прилагаются, если для совершения крупной сделки требуется проведение процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно Закону о госзакупках.
На сбор и представление вышеназванных документов может потребоваться не менее 7 — 14 рабочих дней.
На рассмотрение представленных документов учредителю также потребуется определенное время. Так, согласно п. 8 Порядка N 586 общий срок рассмотрения в Минкультуры документов по предварительному согласованию крупной сделки не может превышать 10 рабочих дней со дня поступления обращения от учреждения на согласование.
Таким образом, подготовка всех документов и сам процесс согласования учредителем крупной сделки займут ориентировочно 20 — 25 рабочих дней.
Автономные учреждения также обязаны согласовывать крупные сделки в соответствии со ст. 14 и п. 1 ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ). Крупная сделка автономного учреждения совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.
Таким образом, автономные учреждения имеют возможность получить одобрение крупных сделок быстрее, чем бюджетные, поскольку 15 календарных дней «пролетают» быстрее, чем 15 рабочих дней. При этом рассмотрение такой сделки наблюдательным советом может быть рассмотрено и в более короткий срок.
Одобрение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Помимо процедуры согласования крупной сделки, в ряде случаев как бюджетные, так и автономные учреждения обязаны пройти процедуру одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. При этом критерии определения заинтересованности отдельных лиц в сделке для бюджетных и автономных учреждений различаются.
В соответствии со ст. ст. 16 и 17 Закона N 174-ФЗ для автономных учреждений лицами, заинтересованными в совершении учреждением сделок, признаются члены наблюдательного совета, руководитель учреждения и его заместители, если они сами, их супруги (в том числе бывшие), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:
1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более голосующих акций акционерного общества или превышающей 20% уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.
Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой или предполагаемой сделке.
Сделка с заинтересованностью, так же как и крупная сделка, совершаемая автономным учреждением, согласовывается с наблюдательным советом. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом учреждения не предусмотрен более короткий срок.
Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении этой сделки. Если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении такой сделки принимает учредитель.
Для бюджетных учреждений отнесение сделки к сделкам с заинтересованностью осуществляется согласно ст. 27 Закона N 7-ФЗ. Согласно п. 1 указанной статьи лицами, заинтересованными в совершении учреждением сделок, признаются руководитель (заместитель руководителя), а также лица, входящие в состав органов управления учреждения или органов надзора за его деятельностью, если эти лица:
— состоят с контрагентами учреждения в трудовых отношениях;
— являются участниками, кредиторами организаций-контрагентов либо состоят с гражданами-контрагентами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан.
При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров и услуг для учреждения, крупными потребителями товаров и услуг, производимых учреждением, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано учреждением или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом учреждения.
Заинтересованное лицо обязано сообщить о своей заинтересованности руководителю бюджетного учреждения. Сделка с заинтересованностью должна быть одобрена учредителем.
Порядок одобрения учредителем сделок бюджетных учреждений, в совершении которых имеется заинтересованность, устанавливается учредителем. Например, в отношении бюджетных учреждений, подведомственных Минкультуры, такой Порядок утвержден Приказом Минкультуры России от 10.09.2010 N 589 (далее — Порядок N 589).
Согласно п. 4 данного Порядка сделка бюджетного учреждения, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена только с предварительного одобрения Минкультуры как учредителя учреждения. Для этого учреждение и заинтересованное лицо обязаны сообщить в письменной форме о своей заинтересованности Минкультуры. В сообщении указываются обстоятельства, свидетельствующие о возможных действиях, в том числе сделках, которые могут повлечь за собой конфликт интересов заинтересованного лица и учреждения, с приложением заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих наличие заинтересованных в сделке лиц в соответствии с действующим законодательством, а также проект договора (контракта, мирового соглашения) и описание существенных условий сделки. Сообщение подписывается заинтересованным лицом и руководителем учреждения.
Принятие решения об одобрении (отказе в одобрении) сделки принимается Минкультуры в течение 10 рабочих дней со дня регистрации сообщения о сделке. Если для принятия решения об одобрении (либо неодобрении) сделки с участием учреждения, в совершении которой имеется заинтересованность, требуются дополнительные материалы и (или) разъяснения, департамент, курирующий деятельность учреждения, направляет в учреждение запрос об их представлении с указанием срока, в который необходимо представить материалы и (или) разъяснения. При этом срок рассмотрения документов приостанавливается до дня регистрации затребованных документов в Минкультуры.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об одобрении (либо неодобрении) сделки с участием учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, Минкультуры направляет в учреждение и заинтересованному лицу или вручает их уполномоченным представителям письма об одобрении (либо неодобрении) сделки с участием учреждения, в совершении которой имеется заинтересованность.
Таким образом, срок для согласования сделок с заинтересованностью может быть весьма существенным, особенно для бюджетных учреждений, и его также необходимо учитывать при планировании поступления оборудования за счет средств целевых субсидий.
Проведение торгов на право заключения договора о поставке оборудования. Приобретение бюджетным учреждением оборудования с ориентировочной стоимостью 12 млн руб. возможно только с учетом требований Закона о госзакупках. Следовательно, учреждению необходимо подготовить соответствующую документацию, разместить заказ на официальном сайте, провести торги.
Как правило, на проведение всей процедуры торгов требуются не менее 2 — 3 месяцев.
Обратите внимание также на то, что торги могут сорваться или могут быть признаны несостоявшимися, победитель торгов может уклониться от заключения договора и т.п. Можно предположить, что при неблагоприятном стечении обстоятельств срок проведения торгов может затянуться еще на 1 — 2 месяца, что значительно увеличит срок поставки оборудования в учреждение.
Напомним, что учреждение в течение трех дней с момента принятия решения о закупке должно внести изменения в план-график размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг). Такое требование содержится в Порядке размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденном совместным Приказом Минэкономразвития и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н.
Заключение договора с поставщиком оборудования. В соответствии с положениями Закона о госзакупках при проведении конкурса определяется срок заключения контракта после объявления победителя конкурса. Обычно он составляет порядка 10 — 20 календарных дней.
Отметим, что приобретение дорогостоящего оборудования, особенно если оно не является серийным или производится за пределами России, может потребовать достаточно длительного времени. Другими словами, при планировании таких закупок следует учитывать срок поставки оборудования согласно заключенному договору. Как правило, срок поставки дорогостоящего оборудования составляет не менее 30 календарных дней.
Таким образом, для заключения и исполнения договора требуется около 1 — 2 месяцев.
Процедура заключения договора с поставщиком в бухгалтерском учете, как правило, соответствует операциям по принятию бюджетными и автономными учреждениями обязательств, которые отражаются следующим образом (п. 167 Инструкции N 174н, п. 193 Инструкции N 183н):
Дебет счета 5 506 10 310 «Право на принятие обязательств по приобретению основных средств на текущий финансовый год»
Кредит счета 5 502 11 310 «Принятые обязательства по приобретению основных средств на текущий финансовый год».
В случае если в договоре прописана обязанность учреждения уплатить аванс в счет предстоящей поставки оборудования, в бухгалтерском учете необходимо отразить операцию по принятию денежного обязательства в сумме аванса:
Дебет счета 5 502 11 310 «Принятые обязательства по приобретению основных средств на текущий финансовый год»
Кредит счета 5 502 12 310 Принятые денежные обязательства по приобретению основных средств на текущий финансовый год».
Осуществление расчетов с поставщиками оборудования. Целевые расходы осуществляются в пределах средств, отраженных по соответствующему коду субсидии на отдельном лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения, на основании представленных учреждением Заявок на кассовый расход (ф. 0531801) или Заявок на кассовый расход (сокращенных) (ф. 0531851).
Работники ОФК проверяют поданные учреждением заявки на кассовый расход в части подтверждения оснований возникновения денежного обязательства по поставке товаров. Для этого учреждение представляет в ОФК вместе с Заявкой на кассовый расход указанные в ней документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства. Кроме того, работники ОФК проверяют соответствие содержания операции кодам Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
В бухгалтерском учете операции по расчетам с поставщиками отражаются так:
— перечислен аванс за поставку оборудования (п. 97 Инструкции N 174н, п. 100 Инструкции N 183н):
Дебет счета 5 206 31 560 (000) «Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств»
Кредит 5 201 11 610 (000) «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»;
— зачтен ранее выплаченный аванс при поставке оборудования (п. 98 Инструкции N 174н, п. 101 Инструкции N 183н):
Дебет счета 5 302 31 830 (000) «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит счета 5 206 31 660 (000) «Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств»;
— приняты денежные обязательства по осуществлению окончательного расчета с поставщиком на основании накладной, подтверждающей поставку оборудования (п. 167 Инструкции N 174н, п. 193 Инструкции N 183н):
Дебет счета 5 502 11 310 «Принятые обязательства по приобретению основных средств на текущий финансовый год»
Кредит счета 5 502 12 310 Принятые денежные обязательства по приобретению основных средств на текущий финансовый год»;
— перечислены денежные средства в счет окончательного расчета с поставщиком (п. 129 Инструкции N 174н, п. 157 Инструкции N 183н):
Дебет счета 5 302 31 830 (000) «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит счета 5 201 11 610 (000) «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства».
Постановка на учет приобретенного оборудования. В бухгалтерском учете учреждения приобретенное оборудование должно быть отражено по соответствующей группе основных средств. Для этого бухгалтеру необходимо получить заключение от комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее — комиссия).
Заключение комиссии, оформленное Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), является основанием для принятия оборудования к бухгалтерскому учету (п. 34 Инструкции N 157н <5>).
———————————
<5> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Комиссия также должна установить, относится ли данное оборудование к особо ценному движимому имуществу (далее — ОЦДИ) учреждения. Критерии отнесения нефинансовых активов к ОЦДИ устанавливаются учредителем. Предположим, что оборудование соответствует критериям ОЦДИ и решением комиссии отнесено к данной группе основных средств.
Обратите внимание! Решение об отнесении оборудования к ОЦДИ может быть принято комиссией и раньше момента его поступления, а именно — в любой момент после принятия решения о выделении целевой субсидии на его покупку. Однако в данном случае на сроки постановки оборудования на бухгалтерский учет этот факт не влияет, так как заседание комиссии о принятии к учету поступившего оборудования все равно необходимо провести.
Кроме того, об отнесении объекта к ОЦДИ учреждение должно известить учредителя для включения его в перечень ОЦДИ.
На созыв заседания комиссии, составление и утверждение Акта (ф. 0306001), утверждение протокола об отнесении оборудования к ОЦДИ, внесение изменений в перечень ОЦДИ учредителем, передачу документов в бухгалтерию и на осуществление необходимых записей в бухгалтерских регистрах может потребоваться около 14 — 21 рабочих дней.
Таким образом, бухгалтерская запись по отражению в учете поступления оборудования, отнесенного к ОЦДИ, будет выглядеть следующим образом (п. 51 Инструкций N 174н, N 183н):
Дебет счета 5 106 21 310 (000) «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит счета 5 302 31 730 (000) «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств».
Принятие оборудования на балансовый учет по сформированной первоначальной стоимости отражается так (п. 116 Инструкции N 174н, п. 119 Инструкции N 183н):
Дебет счета 4 101 24 310 (000) «Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит счета 4 210 06 660 (000) «Уменьшение расчетов с учредителем».
Одновременно уменьшаются вложения, произведенные за счет целевой субсидии:
Дебет счета 5 401 10 180 «Прочие доходы»
Кредит счета 5 106 21 310 (000) «Уменьшение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения».
Заполнение отчета об использовании субсидии. Учреждение должно представить учредителю соответствующий отчет об израсходованных средствах целевой субсидии. Порядок представления такого отчета должен быть предусмотрен соглашением о выделении целевой субсидии. Отметим, что нормативными документами в настоящий момент не утверждена какая-либо типовая форма такого отчета.
В сумме целевых расходов, подтвержденных отчетом, в бухгалтерском учете учреждения отражается начисление доходов по предоставленной целевой субсидии (п. 93 Инструкции N 174н, п. 96 Инструкции N 183н):
Дебет счета 5 205 81 560 (000) «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит счета 5 401 10 180 «Прочие доходы».
* * *
После подсчета всех сроков получается, что оборудование поступит в учреждение не ранее чем через 8 — 10 месяцев с момента принятия руководителем решения о необходимости приобретения такого оборудования.
Так, например, если руководителем учреждения решение о приобретении оборудования было принято в феврале 2012 г., то электронный магнитометр поступит в учреждение при благоприятном развитии событий только в октябре — ноябре 2012 г. В противном случае оборудование поступит в учреждение только в 2013 г.
В заключение отметим еще один важный факт: все поступающее в учреждение оборудование требует определенных затрат на его содержание. Если учреждение планирует в текущем году приобретение новых объектов ОЦДИ, оно должно было предусмотреть увеличение субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в части содержания имущества.
В случае когда решение о приобретении оборудования было принято в текущем году и в этом же году оборудование было принято в эксплуатацию, субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания в части содержания имущества следует пересчитать.
Субсидия на содержание имущества должна быть увеличена на сумму налога на имущество, который будет начислен по окончании текущего года на приобретенное за счет целевых средств имущество.