Экологические нормативы

Экологические нормативы и требования – это расчетные величины использования природных ресурсов и (или) антропогенных нагрузок на них в планировании производственной и хозяйственной деятельности, составные части разработки и планирования оптимальных экологических условий при интенсификации антропогенной деятельности и техногенеза. Применяются индивидуальные (для предприятий), групповые, отраслевые, государственные и республиканские Э.н. и т. Они носят временный характер, обусловленный уровнем развития науки, технологии, экономики и состояния окружающей среды. Показатели Э.н. ограничивают вмешательство человека в экосистемы до максимально возможного уровня и ниже, обеспечивая сохранение экосистем желательной структуры и динамических качеств (например, воздействия, не ведущие к опустыниванию). Э.н. и т. в системе природоохранного права выполняют роль показателей, позволяющих свести комплексную экологическую ситуацию к нескольким числовым значениям. Цель разработки и принятия Э.н. и т. обеспечение устойчивости окружающей среды, охрана здоровья населения от различных загрязнений (химических, радиоактивных, шумовых и др.). Современная концепция экологического нормирования определяется как деятельность становления системы нормативов состояния и нормативов предельно допустимого воздействия на экосистемы для эффективного осуществления природоохранного управления. Нормативы состояния основываются на характеристиках антропогенного воздействия на экосистемы для оценки ее устойчивости. Нормативные значения предельно допустимых воздействий на экосистемы способствуют регулированию загрязнения окружающей среды, изъятия природных ресурсов, ограничению антропогенной трансформации экосистем. В соответствии с природоохранительным законодательством РФ нормирование качества окружающей среды осуществляется в целях установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и др. Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду. Э.н. и т. устанавливают допустимые нагрузки на экосистему, под воздействием которых отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и не вызывает нежелательных негативных последствий, не ведет к ухудшению качества окружающей среды. В основе санитарно-гигиенического нормирования (СГН) существует понятие предельно допустимой концентрации (ПДК).

ПДК — это нормативы концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или на поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства. Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы — нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей среды. В основу научно-технических нормативов положен принцип, согласно которому при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования. Научно-техническое нормирование предполагает введение ограничений деятельности хозяйственных объектов при загрязнении окружающей среды — предельно допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву. От предприятий требуется не обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение ПДВ и ПДС, установленных для объекта в целом или для конкретных источников, входящих в его состав. Случаи превышения величин ПДК в окружающей среде само по себе не является нарушением со стороны предприятия, хотя, как правило, служит сигналом невыполнения установленных научно-технических нормативов или свидетельством необходимости их пересмотра.

ОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООО 00 00 00 00

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ

В. Г. АБРАМОВ, аспирант

Институт нормирования качества окружающей природной среды играет весьма существенную роль в механизме правового регулирования экологических отношений. Элементами, образующими структуру данного института, выступают разнообразные экологические нормативы, особенности котоп рых проявляется в том, что по своей природе они представляют собой технические, технико-экономические нормы, не обладающие юридической силой и, соответственно, не относящиеся к числу правовых норм. Данные нормативы становятся юридически обязательными лишь с момента их утверждения компетентными органами. Именно с этого момента они могут выступать в роли критериев правомерности (неправомерности) поведения субъектов экологических отношений.

Основное назначение указанных нормативов состоит в поддержании надлежащего качества окружающей природной среды, т. е. «такого состояния ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии, в природе, между природой и человеком и воспроизводит жизнь» . Согласно ст. 25 Закона РСФСР «Об

охране окружающей природной среды» нормирование качества окружающей среды производится с целью установления предельно допустимых >норм воздействия на нее. В свете указанного положения нормативы качества предстают в виде предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека. Предельно допустимые нормативы, представляя собой своеобразный компромисс между экономикой и экологией, имеют конечной целью «обеспечение научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов

как основы общественного прогресса»

Данный закон подразделяет нормативы качества окружающей среды на три группы. Первую составляют санитарно-гигиенические нормативы, задачей которых является определение показателей качества среды применительно к здоровью человека. Эту группу образуют нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в природных объектах, окружающей среде в целом. ПДК можно определить как такую концентрацию химического или иного соединения, которая при воздействии на организм человека не вызывает в нем

«

патологических изменений .

Необходимо отметить весьма важную особенность, характерную для концентрации вредных веществ в окружающей -среде: она является перег менной величиной. Указанное обстоятельство объясняется тем, что при одном и том же количестве выбросов (сбросов) вредных веществ предприятиями и организациями показатели их концентрации в среде определяются разнообразными природными и климатическими факторами: особенностями ландшафта, температурой и влажностью воздуха, наличием или отсутствием ветра, его скоростью и направлением и т. п. Вот почему хозяйствующие субъекты, работая в заданном технологическом режиме, в принципе обеспечивающем соблюдение нормативов ПДК, могут при неблагоприятных ситуациях создать такую концентрацию вредных веществ, которая будет представлять угрозу как для оптимального состояния окружающей среды, так и для здоровья населения.

Вторая группа — производственно-хозяйственные нормативы, при помощи которых в зависимости от локальных условий устанавливаются требо-

вания к источникам вредного воздействия, ограничивающие возможность их влияния на состояние окружающей среды, отдельных природных объектов определенными пороговыми величинами. Эту группу образуют нормативы выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ), иных вредных физических воздействий на окружающую среду. Норматив ПДВ представляет собой устанавливаемую компетентным органом в области охраны природной среды динамическую норму выбросов (сбросов), производимых хозяйствующим субъектом и отдельными источниками загрязнения в единицу времени, обеспечивающую, с учетом известных условий распространения загрязнителей, соблюдение их ПДК. Динамичность нормы в данном случае означает, «что ее значение не остается постоянным, а варьируется в зависимости от условий рассеивания… выбросов в каждый конкретный период, с тем чтобы концентрация загрязнений в контролируемом районе не превышала предельно допустимую» . Так как на одном

предприятии может быть не один, а несколько источников выбросов или сбросов, нормативы ПДВ должны устанавливаться и для отдельных таких источников.

Норматив ПДВ не может являться произвольной величиной. Его значение предопределяется числом источников, вносящих в окружающую среду определенные виды загрязнения, и пороговой величиной возможного загрязнения. Однако данное положение вовсе не означает, что норматив ПДВ должен устанавливаться путем автоматического деления определенного объема выбросов на число источников загрязнения без учета отмеченной особенности концентрации вредных веществ в окружающей среде. Вполне обоснованно можно сделать вывод о том, что в сумме общий объем ПДВ должен обеспечивать соблюдение ПДК в регионе.

В связи с отмеченным ранее свойством экологических нормативов выступать в качестве критериев правомерности поведения субъектов в сфере взаимодействия общества и окружаю-

щей среды представляется необходимым указать на юридический аспект ПДВ, природа которого определяется путем следующей логической цепочки умозаключений. Вред, причиняемый

природной среде, является следствием превышения нормативов ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе, водоемах или почве. Превышение же ПДК выступает как следствие превышения нормативов ПДВ одним (иЛи несколькими) из источников выбросов (сбросов). В связи с этим необходимо выявить данный источник и привлечь к установленному виду ответственности ет владельца.

Наконец, в третью группу нормативов качества входят так называемые комплексные нормативы: предельно допустимая нагрузка (ПДН) окружающей среды, нормы защитных и санитарных зон и т. п. Нормативы ПДН представляют собой определенные ,,размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды» , т. е. устанавливающиеся с учетом ресурсного потенциала и емкости последней — ее- / тественной ее способности «претерпевать социально-экономическую нагрузку… без существенного нарушения выполняемых ею жизнеобеспечивающих функций» . Подобные нормы выступают своего рода синтезирующим, обобщающим показателем, сочетающим в себе признаки нормативов качества первой и второй групп.

Основываясь на том непреложном факте, что главными направлениями природопользования являются изъятие природного вещества из окружающей среды и внесение в нее антропогенного компонента, все экологические нормативы следует подразделить на две основные категории: нормативы воздействия на окружающую среду и нормативы использования (изъятия) природных ресурсов и природных объектов. Данная классификация экологических нормативов нашла отражение в проекте Федерального закона «Об охране окружающей среды в Россий-

ской Федерации», ст. 17 которого к нормативам воздействия на окружающую среду относит: а) производственные нормативы — предельно допустимые величины поступления вещества или энергии в среду от источника воздействия; б) территориальные нормативы — величины совокупного воздействия на нее различных хозяйственных и иных объектов в пределах административно-территориального образования. По существу, нормативы воздействия совпадают с рассмотренными выше нормативами качества природной среды.

Аналогичный подход (рациональность которого несомненна) используется в указанном проекте закона и при классификации другой категории экологических нормативов, которые также подразделяются на производственные, представляющие собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, определяемые для каждого хозяйствующего субъекта-природопользователя, и территориальные — суммарные объемы возможного использования природных объектов и ресурсов всеми при-родопользователями, осуществляющими свою деятельность в пределах административно-территориальной единицы.

Анализ сущности и природы каждого вида нормативов приводит к выводу о следующем их соотношении: территориальные нормативы предопределяют, обусловливают показатели производственных нормативов. Такая зависимость характерна для обеих рассмотренных категорий экологических нормативов, которые, как уже было отмечено, выступают в качестве критериев противоправности деяний. Данное обстоятельство требует остановить-

ся на вопросе, касающемся их юридической силы. Последняя видится далеко не одинаковой, поскольку различные виды экологических нормативов

представляют собой различные уровни правового регулирования: нормативный* который осуществляется посредством установления территориальных нормативов воздействия на окружающую среду и использования природных объектов и ресурсов, и индивидуальный, формами «выражения которого служат устанавливаемые отдельным субъектам экологических отношений Производственные нормативы воздействия на природную среду и изъятия ее ресурсов. Территориальные нормативы как проявление нормативного уровня регулирования, в свою очередь, могут различаться в зависимости от границ действия общеобязательности предписаний (запретов) — от уровня субъектов федерации до местного, локального.

Значение подразделения экологических нормативов по уровням правового регулирования велико, поскольку тем

самым устанавливается субъектный состав возможных делинквентов — участников соответствующих отношений, возникающих при нарушении нормы права (которая в данном случае принимает форму экологического норматива). Таковыми могут являться как конкретно определяемый субъект (при индивидуальном уровне регулирования), так и какой-либо (больший или меньший) круг субъектов (при нормативном уровне регулирования экологических отношений).

Такова основная специфика сущности и правовой природы анализируемой категории.

БИПЛИОГРЛФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Петро» Н. II. Экологическое право России: УчеГ). для иудой. М.: \ШКУ 1995. 557 с.

3. Шемшучснко Ю. С., Муитяи В. Л., Ро-

зоиский Б. Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев: Наук, думка, 1978. 280 с.

Нормативы качества окружающей среды представляют собой критерии для оценки ее состояния по химическим, физическим, биологическим параметрам. Нормативы качества окружающей среды являются формализованными признаками благоприятной окружающей среды, право на которую гарантировано в ст. 42 Конституции РФ.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона об охране окружающей среды целями установления нормативов качества окружающей среды являются: оценка состояния окружающей среды, сохранение естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных, и иных организмов.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в окружающей среде, а также нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.

ПДК и ПДУ как элементы состояния окружающей среды формируются при суммарном воздействии на нее определенной совокупности антропогенных (созданных человеком) объектов. Например, на территории населенного пункта функционируют несколько фабрик. В результате их суммарных выбросов концентрация, к примеру, химических веществ в атмосферном воздухе не должна превышать установленных пределов. ПДК и ПДУ содержатся в санитарных правилах и нормах (СанПиН), санитарных правилах (СИ), гигиенических нормативах, в технических регламентах.

Допустимые химические и биологические показатели состояния окружающей среды устанавливаются в виде ПДК вредных веществ. ПДК вредных химических веществ, а также вредных микроорганизмов и иных биологических веществ представляет собой норму нахождения какого-либо вещества в определенном компоненте окружающей среды (атмосферном воздухе, воде, почве). Например, установлены максимальная концентрация бензола в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, среднесуточная концентрация диоксида серы в атмосферном воздухе населенного пункта.

Нормативы ПДК вредных веществ дифференцируются в зависимости от природно-климатических условий, назначения природных или природно-антропогенных объектов. Они предназначены для оценки воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, в том числе оценки возможности реализации такой деятельности. Например, в ряде особо крупных городов в настоящее время формально невозможно размещение нового предприятия, так как в компонентах окружающей среды города уровни ПДК уже превышены.

Окружающая среда должна также соответствовать допустимым физическим показателям ее состояния. Для оценки состояния окружающей среды по физическим показателям (уровень шума, тепла, радиоактивного воздействия) действуют нормативы ПДУ.