Электронные счет фактуры

С 2019 года при работе с электронными счетами-фактурами (ЭСФ) необходимо руководствоваться Правилами выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы (Приказ от 22 апреля 2019 года № 370).

Полезно

Подробнее о Приказе МФ РК № 370:

  • Утверждены Правила выписки и форма ЭСФ;
  • Кто обязан выписывать счета-фактуры в электронном виде (ЭСФ)?

Ознакомиться с Приказом«Об утверждении правил выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы»от 22.04.2019 года №370.

Ознакомиться с новой формой ЭСФ.

Содержание

Заполнение ЭСФ

В Правилах документооборота ЭСФ содержатся основные положения, руководствуясь которыми необходимо выполнять заполнение и выписку электронного счета-фактуры. Также Правилами утверждается и сама форма ЭСФ, применяемая всеми налогоплательщиками на территории РК.

Электронный счет-фактура состоит из 14 разделов, заполняя которые налогоплательщик отражает все необходимые сведения о реализуемом товаре, работе, услуге, о сторонах сделки и другие.

Некоторые разделы являются обязательными для заполнения, например, раздел для отражения реквизитов поставщика, реквизитов получателя, раздел с указанием общих сведений по документу и другие.

Часть разделов не является обязательными для заполнения в общих случаях. Например, раздел Реквизиты Государственного учреждения заполняется исключительно в случае, если реализация товаров, работ, услуг осуществляется в адрес государственного учреждения. Если реализация произведена в адрес физического или юридического лица – не ГУ, то раздел не заполняется.

Также в правилах содержатся положения по модулю ИС ЭСФ «Виртуальный склад», использование которого является обязательством для некоторых налогоплательщиков с 1 апреля 2018 года.

Полезно

По работе с модулем «Виртуальный склад» рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

  • Виртуальный склад — что это?;
  • Перечень товаров, которые необходимо отражать в Виртуальном складе с 1 апреля 2018 года;
  • Как ввести остатки по товару на Виртуальный склад?

Раздел А «Общий раздел»

В разделе отражаются данные, необходимые для идентификации документа, данные о дате выписки и виде электронного счета-фактуры.

Строки с указанием регистрационного номера и даты выпиcки ЭСФ заполняются автоматически информационной системой электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ) и не могут быть отредактированы вручную.

Остальные строки заполняются самостоятельно ответственным лицом, которое производит выписку ЭСФ.
Если выписывается дополнительный или исправленный документ, в разделе отражаются сведения о виде ЭСФ, а также данные об исходном документе, к которому выписывается текущий.

Полезно
Подробнее про выписку исправленного и дополнительного ЭСФ в статьях:

  • Дополнительный электронный счет-фактура;
  • Исправление электронного счета-фактуры.

Строка «Дата выписки на бумажном носителе» заполняется в следующих случаях:

  1. Если выписывается дополнительный или исправленный ЭСФ к счету-фактуре, выписанному на бумажном носителе, который не содержится в системе ИС ЭСФ и обязательство по оформлению которого в электронном виде не возникало на момент выписки;
  2. Если производится отзыв счета-фактуры, который выписан на бумажном носителе и не содержится в ИС ЭСФ, обязательство по выписке которого в электронном виде также не возникало на момент его оформления;
  3. Если в период выписки в ИС ЭСФ возникли технические проблемы, подтвержденные уполномоченным органом, то выписка счета-фактуры производится на бумажном носителе. После устранения технических ошибок, производится выписка ЭСФ с указанием даты выписки бумажного счета-фактуры.

Раздел В «Реквизиты поставщика»

В разделе указываются сведения о поставщике товаров, работ и услуг, которые позволяют идентифицировать его среди других налогоплательщиков (наименование, БИН/ИИН, адрес местонахождения, сведения о свидетельстве плательщика по НДС и другие). Если выписка ЭСФ производится структурным подразделением, в строке 6.0 может быть указан БИН структурного подразделения юридического лица.

Дополнительно в разделе указываются сведения о категории поставщика, которые оказывают влияние на заполнение ЭСФ. В документе можно указать, что поставщик является комитентом, комиссионером, экспедитором, лизингодателем, участником соглашения о разделе продукции, участником договора о совместной деятельности с указанием доли участия каждого, оказывает услуги по международной перевозке, является доверителем и т.д.

Если установлена отметка о том, что поставщик является участником соглашения о разделе продукции или участником договора о совместной деятельности, то дополнительно указывается количество участников. В зависимости от количества указанных участников, увеличивается количество В «Реквизиты поставщика», В1 «Банковские реквизиты поставщика» и Н «Данные по товарам, работам, услугам участников совместной деятельности», сведения в которых указываются по каждому участнику.

При указании сведений о том, что поставщик является участником соглашения о разделе продукции, экспортером или международным перевозчиком, разрешена выписка ЭСФ в иностранной валюте, если это не противоречит положениям Налогового Кодекса.

Также в разделе содержится специализированная строка «Дополнительные сведения», в которой можно указать дополнительную информацию, необходимую сторонам сделки. Строки для указания дополнительных сведений содержатся и в других разделах, состав отражаемых в них данных определяется поставщиком самостоятельно.

Раздел В1 «Банковские реквизиты поставщика»

Банковские реквизиты поставщика вынесены в отдельный раздел, в котором указывается номер банковского счета, наименование банка в котором он открыт, БИК банка и другие данные.

Раздел подлежит обязательному заполнению в случае, если получателем товаров, работ или услуг по данной операции является государственное учреждение (в разделе С отмечена категория получателя – Е «Государственное учреждение»). При реализации иным категориям получателей, раздел заполняется на усмотрение поставщика.

Раздел С «Реквизиты получателя»

В разделе С указываются сведения о получателе товаров, работ и услуг: ИИН/БИН получателя, его наименование, адрес местонахождения и другие данные. Если получателем ТРУ является структурное подразделение юридического лица, то в ЭСФ указывается БИН структурного подразделения.

Также в разделе указываются сведения о коде страны получателя в соответствии с классификатором стран мира, утвержденным . Данная строка заполняется при реализации на экспорт, либо при перемещении товаров за пределы РК одним юридическим лицом. В остальных случаях строка автоматически заполняется значением «KZ».

В разделе предусмотрено указание категории, к которой относится получатель. Выделены следующие категории: комитент, комиссионер, лизингополучатель, участник договора о совместной деятельности, государственное учреждение, участник СРП, доверитель, нерезидент, физическое лицо (с предоставлением чека ККМ, при расчете электронными деньгами, при реализации товара физ лицу, который также зарегистрирован в качестве ИП, работнику в счет заработной платы) и т.д.

В случае если получатель не относится ни к одной из данных категорий, строка не заполняется.

Если отмечено что получатель является нерезидентом (установлен признак в графе F), строка с указанием ИИН/БИН не заполняется.

Если получатель является государственным учреждением, то в форме также заполняется разделС1 Реквизиты Государственного учреждения.

Если покупатель является участником договора о совместной деятельности или участником соглашения о разделе продукции, при отметке соответствующего значения становится доступной строка для указания количества участников. Для данных категорий увеличивается количество разделов С «Реквизиты получателя» и Н «Данные по товарам, работам, услугам участников совместной деятельности» для указания сведений по каждому участнику.

Раздел С1 «Реквизиты Государственного учреждения»

Данный раздел заполняется только в случае, если получателем товаров, работ или услуг по данной операции является государственное учреждение (в разделе С в строке 20 отмечена ячейка Е Государственное учреждение).

В разделе отражаются сведения о назначении платежа, БИК коде центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета и иные сведения.

Полезно

Подробнее про заполнение данного раздела в статье Заполнение электронных счетов-фактур в адрес государственных учреждений.

Раздел D «Реквизиты грузоотправителя и грузополучателя»

Раздел предназначен для указания данных о грузоотправителе и грузополучателе товаров. В разделе отдельно указываются необходимые данные грузоотправителя: ИИН/БИН, наименование, адрес, с которого произведена отправка товаров. А также отдельно указываются данные о получателе товаров: наименование, ИИН/БИН, адрес по которому доставлен реализуемый товар.

Если товар реализуется за пределы РК (на экспорт), а также передается в пределах одного юридического лица за пределы РК, то дополнительно заполняется строка «Код страны». В строке указывается буквенный код страны, в которую реализован (перемещен) товар в соответствии с классификатором стран мира, утвержденным . В иных случаях строка автоматически заполняется значением «KZ».

Данная строка является обязательной для заполнения. Остальные строки раздела заполняются на усмотрение поставщика.

Раздел E «Договор (контракт)»

В данном разделе указываются сведения о наличие, либо отсутствие заключенного договора на поставку товаров, работ, услуг, условиях оплаты, сведения о поставке по доверенности и другие.

Способ отправления товара указывается в виде цифрового обозначения в соответствии с классификатором видов транспорта и транспортировки товаров. Данный классификатор утвержден

В случае вывоза товаров с территории РК, в разделе заполняются сведения о пункте назначения товаров – административно-территориальной единице, на территорию которой осуществляется поставка товаров.

Сведения об условиях поставки заполняются в соответствии с классификатором условий поставки, утвержденным . Условия поставки обозначаются 3 заглавными буквами латинского алфавита.

В случае международных операций, условия поставки заполняются в соответствии с обычаями делового оборота (Инкотермс).

В данном разделе строка «Способ отправления» является обязательной для заполнения. Остальные строки заполняются на усмотрение поставщика.

Раздел F «Реквизиты документов, подтверждающих поставку товаров, работ, услуг»

В разделе указываются сведения о документе, подтверждающем поставку товаров, работ и услуг: его номер и дата.

Раздел G «Данные по товарам, работам, услугам»

В разделе отражаются все сведения о реализуемых товарах, работах, услугах: их наименование, единица измерения, реализуемое количество, цена, сведения о ставке и сумме акцизов, сведения по НДС и другие.

При оформлении ЭСФ в иностранной валюте, в разделе указывается код валюты и ее курс. Код валюты заполняется в соответствии с классификатором валют, утвержденным . По умолчанию строка заполняется кодом валюты-тенге и неактивна для редактирования. Изменить валюту документа можно в случае, если у поставщика установлена отметка в категориях «Участник СРП или сделки, заключенной в рамках СРП», «Экспортер» или «Международный перевозчик», либо если у покупателя установлена отметка в категории «Участник СРП или сделки, заключенной в рамках СРП».

В разделе в обязательном порядке указываются сведения о происхождении реализуемого товара. Графа для указания признака происхождения товаров, работ, услуг, заполняется цифровым значением по следующим правилам:

1 – при реализации товаров, включенных в Перечень изъятия, а также товаров, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которых включены в Перечень изъятий, которые ранее были ввезены на территорию РК из ЕАЭС;
2 – при реализации товаров, не включенных в Перечень изъятия, а также товаров, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которых не включены в Перечень, ввезенных на территорию РК из стран-членов ЕАЭС;
3 – при реализации товаров, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которых включены в Перечень, произведенные на территории РК;
4 — при реализации товаров, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которых не включены в Перечень, произведенные на территории РК;
5 – при реализации иных товаров, не предусмотренных значениями 1-4, а также при реализации здания, сооружения или земельного участка;
6 – при выполнении работ, оказании услуг.

Сведения о наименовании реализуемых товаров, работ, услуг, отражаются в специальных графах.

В случае если оформляется реализация товаров, произведенных на территории РК, реализация работ или услуг, наименование заполняется в графе «Наименование товаров, работ, услуг». В графе указывается наименование, используемое в учетных системах поставщика.

Если оформляется реализация товаров, ввезенных на территорию РК (признак происхождения = 1 или 2), наименование заполняется также в графе «Наименование товаров в соответствии с Декларацией на товары или Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов». Данные в графе заполняются исходя из наименования, отраженного в Декларации на товары (графа 31), либо в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (графа 2). По товарам, содержащимся в модуле «Виртуальный склад», данные в графе заполняются автоматически.

Для товаров, ввезенных на территорию РК (признак происхождения = 1 или 2), обязательно заполнение сведений по кодам «ТН ВЭД ЕАЭС». Коды ТН ВЭД ЕАЭС заполняются в соответствии с указанными кодами в Декларации на товары (графа 33) или Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (графа 3). Также графа заполняется при реализации товара, произведенного на территории РК (признак происхождения 3 и 4 (при экспорте в ЕАЭС)). По товарам, содержащимся в модуле «Виртуальный склад», данные в графе заполняются автоматически. В случае исключения кода ТН ВЭД ЕАЭС, в данной строке указывается код, действующий на дату выписки ЭСФ.

Полезно

Подробнее про код ТН ВЭД ЕАЭС в статье «Что такое код ТН ВЭД ТС (ТН ВЭД ЕАЭС) и как его определить самостоятельно?».

В графе «Единица измерения» указывается единица измерения реализуемых товаров, работ, услуг. Данная строка заполняется по товарам, для работ и услуг заполнение графы не является обязательным. По товарам, содержащимся в модуле «Виртуальный склад», данные в графе заполняются автоматически.

Графа «Ставка НДС» НДС по каждому товару (работе, услуги). Если ЭСФ выписывается на освобожденные обороты, либо налогоплательщик не состоит на учете по НДС, в графе указывается значение «Без НДС». При отражении в ЭСФ данных по реализации за пределами РК, в графе необходимо указать значение — «Без НДС – не РК».

Графа «№ Декларации на товары, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, СТ-1 или СТ-KZ» заполняется сведениями в зависимости от указанного признака происхождения товара.

1. Если указан признак 1 (товар, входящий в Перечень, ввезенный в РК из ЕАЭС или из третьих стран) графа заполняется:

  • Либо 20-значным регистрационным номером Декларации на товары;
  • Либо 18-значным регистрационным номером Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

2. Если указан признак 3 и товар реализуется на территорию ЕАЭС:

  • В случае экспорта товара – указывается 13-значный регистрационный номер сертификата происхождения товара (СТ-1);
  • В случае экспорта товара, произведенного на территории свободной экономической зоны или свободных складов – указывается 11-значный регистрационный номер сертификата происхождения товара (СТ-KZ).

3. (с 1 июля 2019 года) Если указан признак 2 (товар, НЕ входящий в Перечень, ввезенный в РК из ЕАЭС или из третьих стран) графа заполняется:

  • Либо 20-значным регистрационным номером Декларации на товары;
  • Либо 18-значным регистрационным номером Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

По товарам, содержащимся в модуле «Виртуальный склад», данные в графе заполняются автоматически.

В графе «Номер товарной позиции из Декларации на товары или заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» указывается порядковый номер товара, отраженный в Декларации на товары, либо в Заявлении о ввозе товаров. Строка обязательна для заполнения по товарам с признаком 1 и 2 (с 1 июля 2019 года). По товарам, содержащимся в модуле «Виртуальный склад», данные в графе заполняются автоматически.

В разделе также содержится графа для указания дополнительных сведений по реализуемым товарам, работам, услугам, необходимых сторонам сделки.

Раздел H «Данные по товарам, работам, услугам участников совместной деятельности»

Данный раздел становится доступным для заполнения, если в категориях поставщика установлена отметка о том, что он является участником договора о совместной деятельности или участником соглашения о разделе продукции.

Раздел заполняется по каждому участнику договора (соглашения) с учетом его доли участия.

Отражаемые в разделе данные аналогичны данным раздела G Данные по товарам, работам, услугам.

Раздел I «Реквизиты поверенного (оператора) поставщика»

Данный раздел заполняется в случае, если выписка ЭСФ производится юридическим лицом, которое является поверенным поставщика (оператором) по договору поручения.

В разделе указываются основные реквизиты поверенного лица: его БИН, наименование, адрес местонахождения, сведения о документе, которым назначается поверенное лицо и т.д.

Раздел J «Реквизиты поверенного (оператора) получателя»

Данный раздел содержит сведения о поверенном лице покупателя и заполняется аналогично разделу I.

Раздел К «Дополнительные сведения»

В форме выделен специализированный раздел, предназначенный для отражения дополнительных сведений по операции, которые необходимы сторонам сделки. В разделе могут быть указаны произвольные данные.

Раздел L «Сведения по ЭЦП»

В разделе отражаются сведения лица, которым произведена выписка и заверение электронного счета-фактуры: сведения об электронно-цифровой подписи и ФИО лица, которым произведена выписка документа.

Вопрос:

Важно!

С 2019 года действуют Правила выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы (Приказ от 22 апреля 2019 года № 370).

Согласно «Правил выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур», утвержденных приказом № 270 от 23 февраля 2018 года в пункте 63 в графе 17 «Идентификатор товара, работы, услуг» отражается идентификатор товара, работы, услуги из Справочника товаров, работ, услуг в ИС ЭСФ.

Ранее были даны разъяснения, что при выписке ЭСФ в графе 17 раздела G указывается значение «1».

  • Какое значение нужно указывать в графе 17 раздела G при реализации услуг с 1 января 2019 года?
  • Где можно найти Справочник товаров, работ, услуг?

Полезно

  • Кто обязан выписывать счета-фактуры в электронном виде (ЭСФ)?
  • Заполнение графы 17 «Идентификатор товара» в электронном счете-фактуре (ЭСФ)

Хотите узнать больше по работе с источниками происхождения? Предлагаем Вам прослушать видеосеминары от специалистов портала PRO1C:

  1. Источники происхождения в 1С:Бухгалтерия для Казахстана 3.0. Базовые знания (бесплатный доступ всем зарегистрированным слушателям);
  2. Работа с источниками происхождения в конфигурации «Бухгалтерия для Казахстана» в ред 3.0. Ответы на Ваши вопросы (доступ предоставляется на платной основе).

Ответ:

В соответствии пунктом 63 Правил выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2018 года № 270, в графе 17 «Идентификатор товара, работы, услуг» отражается идентификатор товара, работы, услуги из Справочника товаров, работ, услуг в информационной системе «Электронные счета-фактуры» (далее – ИС ЭСФ).

Данная строка подлежит обязательному заполнению с указанием значения «1».

Таким образом, при выписке ЭСФ на оказание услуг в графе 17 раздела G указывается значение «1».

Вместе с тем сообщаем, что при реализации товаров посредством модуля «Виртуальный склад» ИС ЭСФ данная строка заполняется автоматически путем выбора товара из Глобального справочника Виртуального склада.

С Глобальным справочником Виртуального склада Вы можете ознакомиться на портале Комитета государственных доходов МФ РК на странице .

Выставление электронных счетов-фактур – это низкозатратная система обработки транзакций, которая эффективно использует информационные технологии для преобразования ручного и бумажного процесса выставления счетов в более быструю и более эффективную электронную системы информационных сообщений и ведения учета. Определение «выставление электронных счетов-фактур» предоставлено в Директиве Совета ЕС 2001/115/EC : «отправка счет-фактур с помощью «электронных средств», т.e. передача получателю с использованием электронного оборудования для обработки и хранения данных». При выставлении электронного счета-фактуры традиционный бумажный счет-фактура заменяется электронной версией, что устраняет многие из его недостатков, при этом сохраняя счет-фактуру в неизменном виде.

Методика реализации

Идея электронных счетов-фактур берет свое начало с момента все более активного использования принципа безбумажной торговли. Понятие «безбумажная торговля» в широком его понимании можно определить как деловые операции, которые подразумевают обмен данными с помощью электронных средств. Это требует от всех участников торговой деятельности реализации и внедрения стандартного процесса обмена и акцептования контрактов или счетов, документирующих сделки между субъектами торговли. В зависимости от характера сделки, процесс безбумажной торговли может включать ряд агентов, таких как страховщики, транспортные организации, департаменты по вопросам акцизов и таможенных процедур, банки и финансовые организации. Правительственные органы (напр., клиринговые, потребительские, акцизные и налоговые службы) играют важную роль в этой цепи. Следовательно, чтобы способствовать большей эффективности всех участников, данные государственные ведомства должны установить определенные стандарты относительно компонентов и форматов электронных счетов/счетов-фактур, процессов их передачи и их правового статуса.
Полный цикл выставления электронных счетов-фактур включает следующие процессы:

  • преобразование бумажного документа в электронную версию,
  • создание электронного счета,
  • передача электронного счета,
  • получение электронного счета,
  • автоматический ввод в бухгалтерскую систему покупателя,
  • валидация ввода в бухгалтерскую систему,
  • выбор способа оплаты,
  • урегулирование спорных моментов, и
  • окончательное утверждение для оплаты.

Источник: Лейнонен (2008 г.)

Выгоды

С точки зрения логистики, электронные счета-фактуры помогают уменьшить количество бумаги, используемой для документирования и хранения информации по сделкам. Посредством выставления электронных счетов-фактур продавцы могут обойтись без ряда ручных процессов, таких как печать, отправка почтой, документирование, хранение и выверка бумажных счетов-фактур. Принятие стандартов выставления электронных счетов-фактур позволяет осуществлять более быструю и более эффективную передачу данных, снижая, таким образом, продолжительность циклов выставления и отправки счетов. Своевременные уведомления и обновления статуса счета-фактуры, более быстрая передача счета-фактуры для утверждения плательщиком и более быстрые системы урегулирования спорных ситуаций улучшают обслуживание потребителей. Плательщики получают регулярные обновления по статусу счетов-фактур и срокам оплаты, что позволяет им оценивать отток денежных средств с большей определенностью и, таким образом, помогает им осуществлять более эффективное управление капиталом.

Хорошим примером является способность предоставлять скидки в случае быстрой (своевременной) оплаты. Некоторые поставщики дают скидки, если выставляемые ими счета-фактуры оплачиваются быстро. Многие потребители хотели бы воспользоваться преимуществом таких скидок. Выгоды выставления электронных счетов-фактур были «до недавнего времени» доступны лишь крупными компаниями с учетом значительных инфраструктурных приложений, требуемых для эффективного и беспрепятственного выставления электронных счетов-фактур по сделкам. Выгоды, связанные с выставлением электронных счетов-фактур, теперь становятся доступны и предприятиям малого и среднего бизнеса (МСП) по следующим причинам:

  • Эволюция моделей хостинга и предоставление программного обеспечения в качестве услуги все это позволило значительно снизить начальную стоимость внедрения автоматизированных решений и уменьшить трудности по их обслуживанию.
  • Скидки, предоставляемые в случае досрочного платежа, а также возможности финансирования цепей поставок, предлагаемые сетями электронных счетов-фактур, дают огромные стратегические выгоды, связанные с улучшением ситуации с оборотным капиталом компаний.

Внутренние ценности, связанные с выставления электронных счетов-фактур, побуждает многие страны применять такие способы, особенно от имени национальных малых и средних предприятий.

Проблемы

Один из самых больших барьеров, все еще препятствующих инициативам по выставлению электронных счетов-фактур и осуществлению электронных платежей – это неактивное принятие таких инициатив поставщиками. Заставить поставщиков изменить свои процессы, чтобы уравнять их с потребностями покупателей – дорогостоящий и затратный по времени процесс. Успех в значительной мере зависит от способности покупателей предоставить поставщикам убедительное и ценное предложение. Многие покупатели не смогли эффективно донести значимость автоматизации выставления счетов-фактур до своих поставщиков и, как результат, им пришлось приложить немалые усилия, чтобы получить результаты, которые они ожидали получить от внедрения системы выставления электронных счетов-фактур. Ценность системы выставления электронных счетов-фактур заключается в том, что она представляет собой подкрепляющий элемент финансирования цепей поставок.

Ссылки

Смотри также European market description and analysis for e-Invoicing of the Euro Banking Association (EBA)-Innopay (2008) (Описание европейского рынка и анализ выставления электронных счетов-фактур Ассоциации европейских банков-«Innopay» (2008 г.)) и research on e-Invoicing (исследование вопроса выставления электронных счетов-фактур Дойче Банка)

База знанийАналитика

Будьте в курсе событий:

  • Что скрывают новые форматы счетов-фактур

Событие, которого ждали многие плательщики НДС, наконец-то свершилось – Приказом ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@1 утверждены электронные форматы счетов-фактур. Теперь у компаний появилась возможность не только обмениваться электронными счетами-фактурами (в том числе корректировочными) с контрагентами, но и представлять их в налоговые органы по каналам ТКС. В статье мы рассмотрим как положительные, так и отрицательные стороны такого способа обмена документами (сразу оговоримся, что плюсов намного больше).

Законодательная база

Итак, Приказ ФНС России № ММВ-7-6/138@, по сути, завершил формирование нормативно-правовой базы для запуска электронного документооборота, используемых при расчетах по НДС. Теперь, для того чтобы данный способ обмена документами в полной мере заработал на практике, необходимы лишь определенные усилия со стороны компаний и их контрагентов.

Первым шагом на этом пути стал Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ, внесший в Налоговый кодекс дополнения, предоставляющие налогоплательщикам возможность выставлять счета-фактуры в электронном виде. Как гласит абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ, счет-фактура может быть выставлен плательщиком НДС в электронном виде. Здесь же указаны условия, соблюдение которых позволяет налогоплательщику реализовать данную возможность (подробнее о них поговорим чуть позже).

Как сделать обмен электронными документами юридически значимым?

Спустя некоторое время Приказом Минфина России от 25.04.2011 № 50н был утвержден Порядок выставления и получения электронных счетов-фактур (далее – Порядок).

Сама форма счета-фактуры, в том числе корректировочного, и правила его заполнения, применяемые в настоящее время, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Последним в череде нормативно-правовых актов по данному вопросу стал Приказ ФНС России № ММВ-7-6/138@, утвердивший электронные форматы (разработанные в соответствии с формами данных документов, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1137):

  • счетов-фактур (в том числе корректировочных);
  • журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур;
  • книг покупок и продаж, а также дополнительных листов к ним.

Здесь надо добавить, что месяцем ранее Приказом ФНС России от 30.01.2012 № ММВ-7-6/36@ были утверждены электронные форматы документов, подтверждающих факты отправки и получения электронных счетов-фактур участниками обмена.

Электронные счета-фактуры: преимущества

Несомненным плюсом электронного документооборота является его оперативность. Если раньше пересылка оригинальных (бумажных) документов контрагенту, находящемуся в другом регионе, занимала значительное время (дни, а то и недели), теперь на это у компании будут уходить буквально считанные минуты. Причем контрагент по правилам электронного документооборота должен оперативно (что также немаловажно) уведомить о получении того или иного электронного документа. Пересылать электронные счета-фактуры по каналам ТКС отныне можно и инспекторам, что также существенно упрощает процедуру проведения мероприятий налогового контроля.

Кроме того, обмен электронными счетами-фактурами и другими документами позволит компаниям перейти на безбумажную форму работы, что, в свою очередь, приведет к уменьшению как минимум двух статей затрат – канцелярских и почтовых расходов. Ведь в этом случае компании не придется оформлять большое количество бумажных счетов-фактур и тратиться на их доставку (передачу) контрагентам почтой или курьером. Кроме того, использование электронного документооборота позволит компании оптимизировать свой внутренний документооборот и улучшить качество управления, что в конечном итоге не может не сказаться на прибыльности ее бизнеса.

Помимо очевидных экономических и временных выгод, которые плательщики НДС могут извлечь из обмена электронными документами, есть еще один немаловажный фактор, свидетельствующий о бесспорном преимуществе данного способа обмена документами. Он позволит избежать ряда ошибок, допускаемых при составлении счетов-фактур, которые зачастую становятся причиной отказа плательщику в вычете «входного» НДС. Но, прежде чем анализировать эти ошибки, скажем несколько слов непосредственно об организации самого процесса обмена.

Счет-фактура в электронном виде: процесс обмена

Решение – переходить или нет на электронный документооборот – компания должна принять сама, такой переход не является обязанностью. Как подчеркнуто в Письме Минфина России от 01.08.2011 № 03-07-09/26, используемая в п. 1 ст. 169 НК РФ формулировка «по взаимному согласию сторон сделки» означает добровольность применения электронной формы составления и выставления счета-фактуры. Иными словами, в случае положительного решения компании необходимо согласовать указанный момент со своими контрагентами, которым она планирует направлять счета-фактуры по ТКС. При этом способ выражения взаимного согласия сторон сделок на составление счетов-фактур в электронном виде Налоговый кодекс не регулирует. Следовательно, такое согласие может быть оформлено с учетом применяемых в предпринимательской деятельности правил, обычаев делового оборота, то есть посредством обмена соответствующими документами, из которых явно следует волеизъявление сторон по данному вопросу.

Но это не единственное соглашение, которое надлежит оформить компании, решившей стать участником обмена электронными документами. Есть еще третий участник процесса – оператор, без которого обмен электронными счетами-фактурами невозможен (п. 1.3 Порядка). Стороны, участвующие в обмене электронными документами, вправе заключить соглашение как с одним оператором, так и с разными (то есть посредников в процессе обмена может быть два – оператор продавца и оператор покупателя). В любом случае для успешного обмена электронными счетами-фактурами необходимо, чтобы у операторов и участников обмена были совместимые технические средства и возможности для приема и обработки информации (это условие прописано в п. 1 ст. 169 НК РФ). Несомненно, этот вопрос компании нужно выяснить заранее, иначе обмен может просто не состояться.

Форматы электронных документов, передаваемых в процессе обмена, согласно Приказу ФНС России № ММВ-7-6/138@ должны содержать идентификатор оператора. Добавим, порядок присоединения оператора к сети доверенных операторов электронного документооборота также определен сравнительно недавно – Приказом ФНС России от 20.04.2012 № ММВ-7-6/253@.

Для полноценного обмена документами в электронном виде компания должна получить в удостоверяющем центре2 сертификаты ключей электронной подписи. Таких центров на сегодняшний день существует довольно много, с полным их перечнем можно ознакомиться на сайте ФНС. Как правило, сертификат ЭП выдается на имя руководителя компании или иного лица, которое имеет право подписывать счета-фактуры. Здесь нужно напомнить, что отношения в области использования ЭП при совершении юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Сам процесс электронного обмена довольно подробно прописан в Приказе Минфина России № 50н. При этом электронный документооборот по каждому счету-фактуре осуществляется отдельно (п. 1.9 Порядка). Это означает, что по каждому счету-фактуре необходимо произвести все действия и составить все сопутствующие документы, определенные данным приказом. В двух словах действия участников обмена выглядят так:

  • продавец составляет электронный счет-фактуру в формате,
  • утвержденном ФНС (то есть либо выгружает его из бухгалтерской программы, либо заполняет в специальной программе оператора), затем подписывает счет-фактуру при помощи ЭП, отправляет своему оператору и ожидает от него подтверждения получения (п. 2.4 Порядка). При поступлении указанного подтверждения продавец направляет оператору извещение о его получении;
  • оператор при получении от продавца файла счета-фактуры в электронном виде не позднее следующего рабочего дня направляет компании-продавцу подтверждение получения счета-фактуры. В подтверждении указываются время и дата поступления файла (п. 1.10 Порядка). Сам файл со счетом-фактурой пересылается оператору покупателя;
  • оператор покупателя пересылает файл со счетом-фактурой покупателю и ему же отправляет подтверждение (п. 1.11 Порядка);
  • покупатель, получив счет-фактуру, отправляет продавцу извещение об этом, которое проходит через двух операторов.

Отметим, все документы (а не только электронные счета-фактуры), составляемые сторонами в процессе выставления и получения счетов-фактур, подписываются ЭП соответствующего участника (п. 2.4 – 2.15, 2.17 Порядка). Как упоминалось выше, форматы документов, подтверждающих даты отправки и получения электронных счетов-фактур, утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/36@. Помимо этого, данным приказом утверждены форматы информационного сообщения об участнике электронного документооборота по счетам-фактурам, извещения о получении электронного документа и уведомления об уточнении электронного документа.

Здесь также нужно добавить, что компании выгодно переводить в электронный формат сразу весь документооборот. Нет смысла отправлять счета-фактуры через оператора, а первичные документы – накладные и акты – курьером или почтой, поскольку в таком случае ни экономии времени, ни снижения затрат на пересылку и хранение документов не будет. Тем более что этому в настоящее время ничто не препятствует – не так давно налоговое ведомство подготовило и утвердило Приказом от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@3 электронные форматы первичных документов, в частности акта приемки-сдачи работ (оказания услуг) и накладной по форме № ТОРГ-12.

Очевидно, возможности электронного документооборота будут расширяться и далее. Например, в Письме Минфина России от 11.01.2012 № 03-02-07/1-2 подчеркнуто, что первичный документ, оформленный в электронном виде и подписанный ЭП, является полноценным документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком. Подобный вывод чиновников обоснован ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ. В ней, в частности, сказано, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной ЭП, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе. Добавим, в новом Законе о бухгалтерском учете4, который начнет действовать 1 января 2013 года, требования об использовании официально утвержденных форм первичных документов больше нет. Остались лишь обязательные реквизиты, они приведены в п. 1 ст. 9. А в пункте 5 данной статьи прямо разрешено использовать при подписании первичной учетной документации ЭП. При этом обязанность делать бумажную копию электронного документа по требованию контрагента сохранилась (она определена п. 6 ст. 9 названного закона5). Впрочем, рассчитывать на то, что процесс внедрения электронного документооборота пройдет просто и быстро, нельзя. Причиной тому – как недостатки (нехватка) технической базы контрагентов (и операторов), так и определенные психологические барьеры – цифровой формат документа вызывает некоторое недоверие, поскольку опровергает уже устоявшийся принцип относительно «обязательного наличия бумажки». Поэтому какое-то время компаниям, решившим перейти на новый формат документооборота, по-видимому, придется совмещать электронные технологии и бумажный вариант обмена документами с контрагентами.

Каких проблем с вычетом НДС можно избежать

Теперь, как было обещано ранее, проанализируем, каких распространенных ошибок при составлении счетов-фактур можно не опасаться (в рамках реализации права плательщика НДС на вычет), если использовать электронные счета-фактуры.

  1. Неверное указание обязательных реквизитов
  2. На практике при заполнении счета-фактуры (в том числе корректировочного) могут быть допущены различные ошибки, однако только некоторые из них являются основанием для отказа в вычете НДС покупателю или продавцу. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ в вычете может быть отказано, если ошибки в счете-фактуре (корректировочном счете-фактуре) не позволяют налоговым органам при проведении проверок идентифицировать продавца или покупателя (Письмо Минфина России от 24.04.2012 № 03-07-09/41). В частности, в счете-фактуре обязательно должны быть указаны ИНН продавца и покупателя (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ). Подобные ошибки, конечно, не носят систематического характера, тем не менее налогоплательщики их допускают. И такие ошибки зачастую выявляются не сразу. В лучшем случае они влекут (если их выявят сами контрагенты) внесение исправлений в выставленные счета-фактуры (или их замену на правильно оформленные документы), в худшем – такие ошибки (в случае их выявления налоговым органом в ходе налоговой проверки) чреваты гарантированным отказом в вычете.

    При обмене электронными счетами-фактурами подобная ошибка в принципе невозможна, так как при отправке документа программа сверит указанные в нем сведения со справочником ЕГРЮЛ. Помимо этого, программное обеспечение не допустит отправки документа, если в нем не будут заполнены все обязательные реквизиты (поля) или допущены иные ошибки при их заполнении. Например, указана ставка налога 10%, а сумма налога рассчитана исходя из ставки 18% или по расчетной ставке 18/118. При составлении счетов-фактур вручную вероятность совершения подобных ошибок достаточно велика.

  3. Отсутствие подписей или их расшифровки
  4. По общему правилу счет-фактура должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иными уполномоченными на то лицами (п. 6 ст. 169 НК РФ).

    Обратите внимание:

    Если подпись на документе могут ставить и другие уполномоченные лица, это право должно быть закреплено приказом или доверенностью от имени компании. В главе 21 НК РФ не запрещается указывать в счетах-фактурах дополнительные реквизиты (сведения), в том числе должность уполномоченного лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру (Письмо Минфина России от 23.04.2012 № 03-07-09/39).

    Однако отсутствие подписи главного бухгалтера может лишить компанию возможности применить вычет (постановления ФАС ПО от 19.05.2011 № А65-20359/2010, ФАС СКО от 09.04.2010 № А15-2130/2008). Исключением является ситуация, когда в штате налогоплательщика такая должность отсутствует (см. Постановление ФАС ВСО от 12.04.2011 № А19-11133/08). Помимо проверки самого факта наличия подписей, контролирующие органы во время проверок зачастую сверяют подписи на экземплярах покупателя и поставщика (см., например, Постановление ФАС МО от 10.03.2010 № КА-А40/1521-10).

    Неоднозначна ситуация и с использованием факсимильной подписи на счетах-фактурах – налоговики нередко отказывают в вычете по таким документам, и их поддерживают суды (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 4134/11, ФАС СЗО от 11.04.2012 № А56-69600/2010, ФАС ВВО от 11.07.2011 № А11-4080/2010). Это объясняется тем, что налоговым законодательством возможности использовать факсимиле не предусмотрено, вследствие чего контролирующие органы считают наличие факсимиле на счете-фактуре нарушением п. 6 ст. 169 НК РФ. Помимо упомянутых решений, вывод о неправомерности подобного подписания счетов-фактур содержится в Письме Минфина России от 01.06.2010 № 03-07-09/33. Однако в арбитражной практике до сих пор встречаются противоположные решения (см., например, Постановление ФАС МО от 07.03.2012 № А40-128912/10-127-739).

    В электронном счете-фактуре допустить все вышеперечисленные ошибки невозможно. На электронном документе ставится только одна электронная подпись – руководителя организации или уполномоченного лица. Такая подпись изначально уникальна для каждого владельца и содержит исчерпывающие сведения о лице, подписавшем документ, – ФИО, должность, которые заполняются при выдаче электронной подписи владельцу. Подобная информация позволяет достоверно установить лицо, подписавшее счет-фактуру. Значит, претензии насчет расхождений в подписях одного и того же уполномоченного лица исключены вовсе. Более того, электронный счет-фактура составляется в одном экземпляре, хотя доступ к нему имеют все участники электронного документооборота. Впрочем, даже если экземпляров документа будет два, электронные подписи одного владельца, проставленные на них, будут абсолютно идентичны.

    Электронный документооборот также позволит избежать претензий контролирующих органов по поводу того, что документ подписан не уполномоченным на совершение подобных действий лицом (в частности, при отсутствии приказа или доверенности, подтверждающих его полномочия), поскольку сертификат ЭП выдается на имя лица, обладающего соответствующими полномочиями. До сих пор споры по этому поводу разрешаются в пользу как налогоплательщиков (постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09,ФАС УО от 13.02.2012 № Ф09-10074/11, ФАС СЗО от 25.01.2012 № А05-2340/2011, ФАС ЦО от 05.08.2011 № А64-4898/20106), так и налоговых органов (постановления ФАС ПО от 07.02.2012 № А55-11080/2011, ФАС ДВО от 29.08.2011 № Ф03-3821/20117,ФАС МО от 20.05.2011 № КА-А40/4356-11). Добавим, исход подобных споров в суде зависит от их конкретных обстоятельств, а также от того, насколько убедительные доводы представит каждая из сторон.

  5. «Опоздавшие» счета-фактуры
  6. На практике довольно часто возникают ситуации, когда счета-фактуры поступают покупателю с опозданием, то есть в налоговом периоде, следующем за периодом, когда товары (работы и услуги) были им приобретены и оприходованы. Налоговый кодекс данный момент (в части периода применения вычета) не определяет. Официальная позиция Минфина на этот счет заключается в следующем: вычет нужно заявлять в том налоговом периоде, в котором фактически был получен счет-фактура. Даты выставления счетов-фактур и оприходования товаров (работ, услуг) значения в данном случае не имеют (письма от 03.02.2011 № 03‑07‑09/02, от 22.12.2010 № 03-03-06/1/794). Правомерность такого подхода подтверждает и арбитражная практика, в которой высказывается мнение, что вычет «входного» налога может быть заявлен лишь в том периоде, в котором выполнены все перечисленные в ст. 172 НК РФ условия (см. постановления ФАС СКО от 21.04.2011 № А53-14613/2010, ФАС МО от 24.08.2011 № КА-А41/9191-11). Например, в Определении ВАС РФ от 19.07.2010 № ВАС-8735/10 высказана следующая точка зрения: по смыслу ст. 171 и 172 НК РФ налогоплательщик не вправе применить налоговый вычет до того момента, когда будет соблюдена совокупность условий: поступление к нему счета-фактуры и принятие им товара к учету. Эти события могут не совпадать по времени, но получение выставленного счета-фактуры не в том налоговом периоде, в котором была совершена операция, а в более позднем не исключает возможности применения налогового вычета (см. также Постановление ФАС СКО от 04.04.2012 № А20-246/2011).

    В любом случае в качестве доказательства правомерности применения вычета (особенно на стыке налоговых периодов) налогоплательщику приходится хранить конверты со штемпелем почтового отделения, вести журналы входящей корреспонденции. Плательщику НДС сложнее доказать свое право на вычет в спорной ситуации, если эти документы утрачены или отсутствуют вовсе.

    Проблема вычета по «опоздавшему» счету-фактуре решается довольно легко, если использовать электронный формат документов. В пункте 1.11 Порядка введено понятие «дата получения счета-фактуры» – это дата, которую оператор фиксирует в подтверждении, направляя электронный счет-фактуру покупателю. Именно ее необходимо указывать в журнале учета полученных счетов-фактур, она и будет являться доказательством момента получения документа. При этом счет-фактура считается полученным при наличии извещения покупателя (подписанного ЭП) о получении данного документа, подтвержденного оператором.

  7. Несвоевременное выставление счета-фактуры
  8. Конечно, нарушение установленного п. 3 ст. 168 НК РФ срока для выставления счета-фактуры нельзя назвать типичной причиной отказа налогового органа в предоставлении покупателю вычета «входного» налога. Однако судебная практика убеждает нас в том, что такие споры все же случаются. Их суть состоит в следующем.

    Пункт 5 ст. 169 НК РФ содержит перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать счет-фактура. Среди них указана лишь одна дата – составления счета-фактуры (пп. 1 названного пункта), то есть та дата, когда документ был оформлен или выписан8. А в пункте 3 ст. 168 НК РФ говорится о необходимости соблюдения пятидневного срока со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) для выставления счета-фактуры покупателю.

    Глаголы «составлять» и «выставлять», используемые в приведенных нормах, являясь однокоренными, все же несут разную смысловую нагрузку, поэтому теоретически даты могут не совпадать. Как следствие – при бумажном документообороте счетов-фактур возникают споры о том, действительно ли счет-фактура был выставлен (отправлен) получателю в пятидневный срок.

    Минфин, в свою очередь, в Письме от 09.11.2011 № 03-07-09/39 высказал мнение, что счет-фактура, выписанный с нарушением пятидневного срока со дня отгрузки, не может служить надлежащим подтверждением права покупателя на вычет (см. также Письмо от 17.02.2011 № 03-07-08/44). (Правда, речь в письмах шла о выписке документа до того момента, как товар был отгружен покупателю). Впрочем, в Письме Минфина России от 26.08.2010 № 03-07-11/370 были сделаны аналогичные выводы без указания конкретных обстоятельств, приведших к нарушению срока, установленного п. 3 ст. 168 НК РФ. Значит, выводы, сделанные в последнем письме, можно считать более универсальными.

    Все же имеющаяся судебная практика, как правило, указывает на несостоятельность подобных доводов. Суды, принимая решение в пользу плательщиков НДС, обосновывают его тем, что нарушение пятидневного срока для выставления счета-фактуры не указано в п. 2 ст. 169 НК РФ в качестве основания для отказа в вычете «входного» налога (см., например, постановления ФАС ПО от 08.09.2010 № А55-14066/2009, ФАС СКО от 24.08.2009 № А53-19676/2008-С5-239).

    Несмотря на то что судебная практика по данному вопросу в большинстве своем складывается в пользу налогоплательщиков, применение электронных документов позволит избежать подобных проблем вовсе. Так, в п. 1.10 Порядка определено, что датой выставления электронного счета-фактуры считается день поступления файла счета-фактуры оператору электронного документооборота. То есть в реквизитах электронного счета-фактуры указывается дата составления, а дата выставления определяется и вносится в журнал на основании сведений, указанных в подтверждении оператора, через которого отправлен документ. При этом счет-фактура считается выставленным, если продавцу пришли от оператора подтверждение и от покупателя извещение о получении файла со счетом-фактурой.

    Что касается бумажного оформления счетов-фактур, плательщик НДС также может минимизировать вышеназванные риски, если воспользуется разъяснениями, данными в Письме Минфина России от 16.05.2012 № 03-07-09/57. В нем, в частности, чиновники рекомендуют в графе «Дата выставления» в журнале учета счетов-фактур10 указывать дату составления счета-фактуры.

  9. Внесение исправлений в счет-фактуру
  10. Как известно, счет-фактура составляется (в бумажном варианте) в двух экземплярах: один для покупателя, другой для продавца. Оба обладают одинаковой юридической силой и являются подтверждающим документом факта совершения сделки для каждой из ее сторон. Оба экземпляра, разумеется, должны быть идентичными. То есть счет-фактура, по которому покупатель предъявляет НДС к вычету, должен полностью соответствовать счету-фактуре, на основании которого продавец начисляет налог в бюджет (письма УФНС по г. Москве от 30.01.2008 № 19-11/007720, от 14.06.2007 № 19-11/055846).

    Тем не менее практика показывает, что сведения, указанные в них, могут отличаться. Если экземпляры счетов-фактур продавца и покупателя не идентичны из-за внесенных в них одной из сторон сделки исправлений, налоговые органы могут отказать в вычете, правда, лишь в случае исправления тех сведений, которые абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ указаны в качестве оснований для отказа в вычете (например, расхождения в наименовании товара, его стоимости, налоговой ставке). Если расхождения являются незначительными, суды не усматривают оснований для отказа в вычете «входного» налога. Как подчеркнуто в Постановлении ФАС МО от 09.03.2010 № КА-А40/1449-10, действующее налоговое законодательство не устанавливает обязанности налогоплательщика и не предоставляет ему возможности проверять правильность оформления экземпляра счета-фактуры, остающегося у контрагента.

    Таким образом, уж если вносить исправления, то в оба экземпляра (Письмо Минфина России от 20.08.2010 № 03-07-11/359). Однако и в этом случае плательщику НДС не гарантировано отсутствие споров с контролерами, поскольку возникает другой вопрос: в каком налоговом периоде нужно применять вычет по исправленному счету-фактуре?

    Минфин настаивает, что право на вычет «входного» НДС у покупателя возникает только в том налоговом периоде, когда был получен исправленный (бумажный) счет-фактура. При этом чиновники считают, что любое исправление в счете-фактуре должно осуществляться через процедуру аннулирования его и дополнительных листов книги покупок (письма Минфина России от 26.07.2011 № 03-07-11/196, от 13.11.2010 № 03-07-11/436, от 23.07.2010 № 03-07-11/305). То же самое было сказано в Письме ФНС России от 01.04.2010 № 3-0-06/63.

    Арбитражная практика по данному вопросу представлена решениями, в которых высказаны различные мнения относительно периода применения вычета. Есть решения, в которых суды поддерживают чиновников (см. постановления ФАС ПО от 30.11.2010 № А65-17164/2009,ФАС ВСО от 02.07.2010 № А19-4798/10). Иная точка зрения (заключающаяся в том, что момент применения налоговых вычетов не связан с моментом внесения исправлений в счета-фактуры) отражена, например, в Определении ВАС РФ от 12.07.2010 № ВАС-9262/10, постановлениях ФАС УО от 24.05.2011 № Ф09-1652/11-С2, ФАС СКО от 11.03.2010 № А15-1709/2009). Ранее аналогичные выводы были сделаны высшими арбитрами в постановлениях от 03.06.2008 № 615/08, от 04.03.2008 № 14227/07.

    В случае с электронным документом создается единственный файл со счетом-фактурой, доступ к которому имеют оба участника документооборота. Поэтому расхождений в сведениях, отраженных в нем, технически быть не может. Покупатель получает тот вариант документа, который подготовил и отправил продавец. Что касается процедуры внесения исправлений в счет-фактуру, она регламентирована п. 1.12 Порядка и осуществляется с ведома обоих участников обмена электронными документами. Так, покупатель, желающий внести исправления в полученный документ, направляет через оператора уведомление об уточнении. Продавец, в свою очередь, исправив указанные в уведомлении ошибки, направляет исправленный счет-фактуру покупателю, совершив заново все действия, предписанные настоящим Порядком. При этом оператор документально фиксирует каждый этап корректировки (п. 2.16, 2.18, 2.20, 2.23 Порядка).

«Ложка дегтя»

Теперь об обещанной «ложке дегтя». Как это ни странно, именно преимущества электронного документооборота – оперативность, достоверность и предельная прозрачность – являются и негативной (если можно так выразиться) стороной процесса обмена электронными документами. Дело в том, что процедура оформления и пересылки электронных счетов-фактур, определенная порядком, не позволит контрагентам выставить счет-фактуру задним числом. При обмене бумажными документами такой способ используется налогоплательщиками достаточно активно (поскольку позволяет скрыть определенные огрехи, допущенные при оформлении документов), тогда как процесс обмена электронными документами довольно прозрачен, более того, все действия фиксируются не только непосредственными участниками обмена, но и независимой стороной – оператором. Поэтому абсолютно все варианты составленных счетов-фактур будут доступны для налогового контроля. Следовательно, плательщикам НДС нужно уделять пристальное внимание порядку отражения исправленных электронных документов в книгах покупок и продаж, а также в соответствующих журналах. Кроме того, цифровой формат документов не позволит применить вычет по НДС в месяце предоставления услуг (например, услуг связи) их приобретателю, поскольку счет-фактура в любом случае поступит от контрагента, скорее всего, в следующем месяце, а дата получения документа Порядком теперь фиксируется.

  1. Документ опубликован в «Российской газете» 12 мая 2012 года, вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.
  2. Порядок аккредитации таких центров утвержден Приказом Минкомсвязи России от 23.11.2011 № 320. В Минюсте данный приказ зарегистрирован 04.05.2012.
  3. Вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. На момент выхода журнала приказ опубликован не был.
  4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  5. Эта обязанность закреплена в п. 7 ст. 9 ныне действующего Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  6. Определением ВАС РФ от 01.12.2011 № ВАС-15570/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
  7. Определением ВАС РФ от 23.12.2011 № ВАС-14481/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
  8. В прежней редакции говорилось о дате выписки. Изменения внесены Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ.
  9. Определением ВАС РФ от 17.12.2009 № ВАС-16581/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
  10. Форма журнала утверждена Постановлением Правительства РФ № 1137.

О.П. Гришина
Источник: Издательство Аюдар

С 2019 года все плательщики НДС при реализации товаров, работ и услуг обязаны выписывать счета-фактуры в электронной форме (далее – ЭСФ) посредством информационной системы ИС ЭСФ.

Департаменты налогообложения и малого бизнеса НПП РК «Атамекен» подробно рассказали кто и в каких случаях должен выписывать ЭСФ.

Требование по выписке ЭСФ предусмотрено для следующих трех категорий налогоплательщиков вне зависимости от их постановки на учет по НДС:

— налогоплательщики при реализации товаров, включенных в Перечень изъятий;

— комиссионеры и экспедиторы, не являющиеся плательщиками НДС;

— налогоплательщики при реализации импортированных товаров.

В связи с вступлением Казахстана в ВТО, а также международными обязательствами перед государствами-членами Евразийского экономического союза, Казахстану необходимо обеспечить прослеживаемость товаров, включенных в Перечень изъятий (со списком таких товаров можно ознакомиться на веб-сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов во вкладке «ВТО»).

Действующим Налоговым кодексом предусмотрены случаи, при которых предприниматель может не выписывать счет-фактуру:

— при реализации товаров, работ, услуг, расчеты за которые осуществляются наличными деньгами или безналичный расчет с представлением покупателю чека ККМ;

— в случае реализации товаров, работ, услуг физическим лицам, расчеты за которые осуществляются электронными деньгами или с использованием средств электронного платежа;

— при осуществлении расчетов через банки второго уровня, оператора почты за предоставленные физическому лицу коммунальные услуги, услуги связи;

— оформление перевозки пассажира на железнодорожном или воздушном транспорте проездным билетом на бумажном носителе, электронным билетом или электронным проездным документом;

— при безвозмездной передаче товара физическому лицу, не являющемуся ИП или лицом, занимающимся частной практикой.

Таким образом, предприниматель вправе не выписывать счет-фактуру в вышеуказанных случаях, за исключением, если осуществлялась реализация товаров, включенных в Перечень изъятий. По товарам, включенным в Перечень изъятий, в соответствии с Правилами выписки ЭСФ установлено, что при продаже в течение дня физическим лицам товаров, включенным в Перечень изъятий, можно выписать один общий ЭСФ, в которой указывается общее количество реализованного товара по каждому виду раздельно.

При этом Кодексом РК об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за не выписку или не своевременную выписку ЭСФ (статья 280-1):

— Невыписка налогоплательщиком счета-фактуры в электронной форме — влечет предупреждение;

— Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере сорока МРП…

— Выписка налогоплательщиком счета-фактуры в электронной форме с нарушением срока — влечет предупреждение.

— Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере двадцати МРП…