Приветствую посетителей «Блога Фискала»! В этой статье приведу теорию по вопросу целей налоговой политики государства.
Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:
- участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;
- обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
- обеспечение государственной политики регулирования доходов.
В теории налогообложения принято выделять фискальную, экономическую, стимулирующею, экологическую, контрольную и международную цели налоговой политики.
Основной целью налоговой политики является фискальная, она выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов.
Экономическая цель налоговой политики заключается в целенаправленном воздействии на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства.
Социальная цель заключается в сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.
Стимулирующая цель предполагает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики.
Экологическая цель ориентирована на охрану окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций.
Контрольная цель налоговой политики используется государством для принятия решений в области функционирования, как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы.
Международная цель выражается в введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.
Syda Productions / .com
Главной проблемой российской налоговой системы начиная с момента принятия Налогового кодекса была и остается налоговая неопределенность, уверен общественный бизнес-омбудсмен по налогам, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов. «Самая большая трудность на сегодняшний день – это не налоговые ставки и не количество налогов, а то, что мы часто меняем «правила игры». В течение непродолжительного времени закон может измениться несколько раз, о чем налогоплательщики обычно ставятся в известность за месяц-полтора до нового финансового года. В связи с этим налоги становятся немаловажным ограничителем для финансового роста в стране», – заявил он на конференции «Налоговые итоги года», организованной газетой «Ведомости». Так, в текущем году, по данным Комитета Госдумы по бюджету и налогам, был установлен рекорд по количеству изменений, внесенных в налоговое законодательство: рассмотрено более 100 законопроектов, принято более 40 законов.
3 июля 2017 года Правительство РФ внесло в Госдуму проект1, призванный определить основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов. Ключевым принципом любых возможных реформ в указанном документе объявлен принцип фискальной нейтральности – то есть неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Основным инструментом бюджетной политики проект называет улучшение налогового администрирования, в рамках которого планируется:
- полностью перейти на ККТ, обеспечивающую онлайн-передачу данных на сервер ФНС с 1 июля 2018 года;
- объединить информационные системы налоговых и таможенных органов;
- реализовать автообмен налоговой информацией с зарубежными юрисдикциями и др.
Помимо этого, документ предусматривает меры, направленные на снижение теневого оборота (пресечение злоупотреблений, связанных с использованием режима ЕСХН, патентной системы налогообложения, совершенствование мер по «обелению» рынка крепких алкогольных напитков и т. д.). А в рамках оптимизации налоговых льгот авторы проекта предлагают повсеместное внедрение правила «двух ключей» (отдельные виды льгот и преференций могут применяться на территории региона только в случае принятия соответствующего закона). Кроме того, льготы по налогу на имущество организаций в отношении энергоэффективных объектов планируется передать на региональный уровень. К этой инициативе Михаил Орлов отнесся весьма скептически, отметив, что по сути это означает отмену льгот по энергоэффективному оборудованию.
Все остальные тезисы проекта эксперт оценил позитивно, подчеркнув, однако, что в представленном перечне отсутствуют предложения по поддержке бизнеса и стимулированию деловой активности, о которых 1 декабря прошлого года говорил Президент РФ. Обращаясь к Федеральному Собранию, Владимир Путин провозгласил тонкую настройку налоговой системы, поставив задачу ориентировать эту систему так, чтобы она стимулировала деловую активность, рост экономики и инвестиций, а также создавала бы конкурентные условия для развития российских предприятий. Этому, по мнению Орлова, могли бы способствовать увеличение налоговых периодов, а также упрощение перечня документов, необходимых для применения «нулевой ставки» (ст. 165 НК РФ). Однако в документе не предусмотрено ни одной подобной меры.
Стоит отметить, что частичное упрощение перечня документов для подтверждения «нулевой ставки» предлагает законопроект2, представленный депутатом Андреем Макаровым. Например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, предлагается исключить из числа необходимых для предъявления документов копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия. Основными идеями этой законодательной инициативы, напомним, также являются:
- сокращение сроков камеральных проверок до одного месяца;
- ограничение предмета повторной выездной налоговой проверки в случае подачи уточненной налоговой декларации;
- введение обязанности налогового органа составлять акт о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
- повышение порогов для некоторых контролируемых сделок (между российскими лицами – до 3 млрд руб., а для сделок между взаимозависимыми лицами с иностранным участием – до 60 млн руб.).
«Надеюсь, что законопроект Андрея Макарова станет поводом для дискуссии о том, что налоговая реформа – это не только про бюджет, но и про поддержку бизнеса», – выразил надежду Михаил Орлов.
Власти думают передать в ФНС от Пенсионного фонда функцию администрирования социальных платежей. На базе Службы они предлагают создать единый фискальный орган, который по замыслу государственных мужей должен осуществлять функции по администрированию как налоговых, так и неналоговых платежей. В настоящее время страховые взносы собирает Пенсионный фонд.
Содержание
История вопроса
Напомним, что Президент РФ Владимир Путин еще в июне 2013 года поручил правительству определиться с целесообразностью передачи Федеральной налоговой службе функции администрирования страховых платежей во внебюджетные фонды. Однако кабмин так решение не принял.
В феврале этого года начали появляться новости, что депутаты выступили с инициативой передать налоговым органам администрирование страховых платежей. Соответствующую поправку они предложили к антикризисному плану правительства. Такой шаг, по мнению парламентариев, позволит в три раза сократить количество проверок бизнеса, так как число контролирующих органов уменьшится. Помимо этого, они считают, что мера повысит результативность ревизий, и в первую очередь в части доначислений.
Мнения и решения
Как сообщает «Интерфакс», руководитель ПФР Антон Дроздов и вице-премьер Ольга Голодец категорически против лишения Пенсионного фонда полномочий по сбору средств. А вот за создание единого органа вы-ступает финансово-экономический блок правительства, который таким образом хочет снизить фискальную нагрузку на бизнес.
Еще в 2013 году о целесообразности создания единого фискального органа высказалось бизнес-сообщество. Общественные организации «ОПОРА России» и «Деловая Россия» опросили коммерсантов. В голосовании приняли участие более 1300 представителей бизнеса. Тогда большая часть коммерсантов была всеми руками за эту идею. Предприниматели считают, что единый фискальный орган позволит уменьшить уровень административной нагрузки и снизить количество ревизий. В настоящее время компаниям приходится сдавать отчетность не только в налоговые органы, но и в фонды (ПФР и ФСС), что, естественно, создает определенные неудобства.
Отметим, некоторые СМИ в последнее время активно рассуждали о возможности возврата к единому социальному налогу. При этом правительство даже не обсуждает возможность возврата к единому социальному налогу, от которого власти отказались в пользу страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Об этом сообщил Forbes сотрудник Правительства РФ. «О возврате единого социального налога речи не идет. Никаких поручений на эту тему нет», – заявил собеседник издания.
Напомним, власти отказались от ЕСН с 1 января 2010 года. С этой даты вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В этом году общий тариф страховых взносов составляет 30 процентов и распределяется следующим образом: 22 процента – в ПФР; 2,9 процента – в ФСС; 5,1 – в ФФОМС.
Марина Скудутис, для журнала «Расчет»
Профессиональная пресса для бухгалтера
Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>
Составление бюджетов во многих организациях преследует две цели, которые не следует смешивать. Первая – это финансовый контроль, или управление финансовыми ресурсами предприятия. Вторая – общий менеджмент, как задача увязки разнообразных видов деятельности многих подразделений предприятия, в рамках единой стратегии и политики.
Отли, 1987
Общие принципы бюджетной политики
Процесс составления бюджетов сам по себе требует тщательной и аккуратной организации. В больших компаниях он часто находится в руках бюджетного комитета, который действует через соответствующего директора (или начальника бюджетного комитета) в чьи функции входит координация и управление процессом составления бюджетов во всей организации. Расчеты бюджетов отдельных департаментов запрашиваются руководителями дивизионов, которые на своем уровне объединяют информацию в сводные бюджеты дивизионов. Таким образом, расчеты (прогнозы) бюджетов основаны на информации, которая идет внутри организации снизу вверх от подразделений к бюджетному комитету. Бюджетный комитет отвечает за координацию этой информации и решение проблем увязки бюджетов путем консультаций с менеджерами всех подразделений, вовлеченных в процесс составления бюджетов. Финальный вариант консолидированного бюджета представляется совету директоров для утверждения.
Реализация процесса разработки, сбора, консолидации и утверждения бюджетов разнится в зависимости от типа и размера предприятия. В настоящее время для Группы компаний наиболее удобной и просто реализуемой является корпоративная схема, при которой составляются бюджеты не отдельных предприятий, входящих в группу компаний, а функциональных структур (закупки, отдел продаж, производство, и т.д.), определяющих процесс закупки сырья, производства и продаж готовой продукции. При этом принадлежность статей затрат к тем или иным предприятиям, подразделениям и проектам учитывается в виде дополнительных признаков. Подобная организация составления бюджетов обладает рядом преимуществ:
- Схема привязана к бизнес-логике, а не к конкретной организации взаимодействия предприятий. Любые изменения в схеме учета и составления бюджетов требуют достаточно большого времени на перенастройки и переобучение персонала. Независимость от физических предприятий позволяет свободно менять как их количество, так и организацию взаимодействия без потерь времени и дополнительных расходов на перенастройку и переобучение, что в целом удешевляет процесс сопровождения схемы.
- Ориентация на реальные бизнес-процессы, связанные с производством и продажей готовой продукции, а не на деятельность отдельных предприятий, входящих в ГК, позволяет упростить схему учета и выявить наиболее важные элементы этих процессов. Это, в свою очередь, делает управление финансами и общий менеджмент всей группы компаний более прозрачными и позволяет проводить более глубокий анализ вопросов, связанных с себестоимостью продукции, эффективностью производственных процессов и организации продаж.
Самым важным этапом в процессе составления бюджета является определение ключевых факторов или ограничений, влияющих на план бюджета. К таким факторам можно отнести возможности предприятия по выпуску продукции, размер доступных финансовых средств и текущее состояние рынка. В сумме эти три показателя образуют общий лимит возможностей компании по продаже продукции. Обычно, с точки зрения менеджмента, наиболее важным вопросом является: «каков может быть объем продаж компании в бюджетном периоде?». Данный вопрос объединяет все ограничения бюджетного плана. В общем, бюджет предприятия может быть условно разделен на базовую и расширенную части.
Базовая часть консолидированного бюджета содержит план продаж, план/бюджет производства и бюджеты на закупку сырья и материалов. Процесс увязки данных элементов является последовательным и предполагает проведение консультаций с целью учета всех возможных ограничений. Общая схема разработки и принятия базовой части бюджета компании представлена на Рисунок 1:
Рисунок 1. Общая схема разработки бюджета предприятия.
Расширенная часть бюджета включает в себя расчет статей расходов, не связанных с основным производством, а также планирование кредитных и иных финансовых операций. Расчет статей бюджетов, входящих в расширенную часть, производится по остаточному принципу, путем распределения свободной прибыли исходя из установленной (планируемой) цены на готовую продукцию. На этом этапе принимается решение о размере цен на реализуемую продукцию, уровне необходимых затрат на продажи (зависит от плана продаж и принятой маркетинговой политики), ограничениях на бюджеты накладных расходов и развития. С этой задачей тесно связана функция бюджетирования на предприятии.
На этапе составления бюджетов расширенной части производится предварительный расчет прогноза прибылей и убытков и движения денежных средств. Это необходимо для принятия решений по бюджетам кредитных операций и резервных фондов, учитывающих возможные финансовые риски бюджетного периода. В целом, процесс сбора информации и составления консолидированного бюджета представлен на Рисунок 2:
Рисунок 2 Составление консолидированного бюджета предприятия
Процесс составления консолидированного бюджета предприятия завершается расчетом прогнозов прибылей и убытков, баланса и движения денежных средств. Отдельные бюджеты, входящие в общий бюджет предприятия, проходят утверждение и вводятся в учетную систему (Navision Attain) для последующего осуществления контроля их выполнения и генерации необходимой отчетности.
По окончании бюджетного периода проводится анализ выполнения всех бюджетов и формируется сводный отчет для высшего руководства компании. Бюджетный отчет должен быть частью консолидированного финансового отчета. В нем должна отражаться следующая информация:
- Сравнение плана бюджета и отчета о его выполнении с целью выявления ошибок первоначального планирования (завышенные и заниженные бюджеты).
- Анализ и описание причин срыва или отклонений выполнения бюджетов.
- Анализ и описание возникших в бюджетном периоде финансовых рисков.
Организация процесса составления бюджета предприятия
Консолидированный бюджет предприятия составляется для бюджетного периода на основе начальных приходных и расходных бюджетов, поступающих от служб и подразделений. В зависимости от периода консолидированный бюджет может быть годовым (с разбивкой по кварталам), квартальным (с разбивкой по месяцам) и месячным (с разбивкой по неделям). В начале года составляется годовой бюджет, который затем уточняется и изменяется при составлении квартальных и месячных бюджетов. Очевидно, что составление бюджета на год и квартал основано на среднестатистических данных и может расцениваться как финансовое обоснование общего плана работ предприятия. Бюджеты на месяц являются точными и содержат действительные приходные и расходные статьи. Данные этих бюджетов вводятся в учетную систему для контроля выполнения. По окончании бюджетного периода создается отчет о выполнении соответствующего бюджета (годового, квартального, месячного).
Начальные бюджеты являются документами, включающими в себя список приходных и расходных статей, а также план-график планируемого движения денежных средств. Вторая часть является необязательной. В ней отражаются прогнозы по срокам выполнения платежей или получения денежных средств. В случае отсутствия плана-графика реальное распределение прихода и расхода по времени делается сотрудниками подразделения, ответственного за консолидацию и утверждение бюджета (финансово-аналитический отдел). Статьи начальных бюджетов формируются на основе общего справочника и описываются следующими признаками:
- Номер (код) статьи.
- Тип статьи (приход/расход).
- Наименование статьи.
- Предприятие.
- Подразделение или проект.
- Группа.
Все расходные статьи, входящие в начальные бюджеты, делятся на пять групп. Номер группы определяется приоритетностью планируемых платежей (чем выше номер, тем ниже приоритет).
- Группа 1. Бюджеты приобретения сырья и материалов.
- Группа 2. Бюджеты производственных затрат.
- Группа 3. Бюджеты затрат на продажи, резервных фондов и кредитных операций.
- Группа 4. Бюджеты развития, новых проектов и капитального строительства.
- Группа 5. Бюджеты накладных расходов.
При составлении бюджетов для отдельных статей расходов возможно изменение номера группы на более, или менее приоритетный. Например, покупка компьютерной техники по умолчанию проводится по группе 5 (накладные расходы), но при установке ее на производстве для управления производственным оборудованием группа может быть изменена на 2, а при использовании в местах продаж готовой продукции на 3.
Составление консолидированного бюджета может быть представлено в виде следующих этапов:
- Формирование бюджета (плана) продаж.
- Расчет плана производства и бюджета закупок сырья и материалов.
- Формирование бюджетов производственных расходов, оплаты труда в производстве.
- Формирование бюджета затрат при продажах.
- Предварительный расчет прибылей и убытков и движения денежных средств.
- Предварительное распределение прогнозируемой свободной прибыли между остальными бюджетами.
- Формирование бюджетов кредитных операций и резервного фонда.
- Формирование бюджетов развития и накладных расходов.
- Утверждение бюджета.
- Окончательный расчет планируемых прибылей и убытков и движения денежных средств.
- Формирование и утверждение плана платежей.
Консолидацией бюджета в рамках группы компаний занимается финансово-аналитический отдел. Распределение средств по статьям расходов 3,4 и 5 групп и утверждение бюджета и плана платежей производится директором по развитию.
Ниже представлен список начальных бюджетов с разбивкой расходных статей по группам и указанием подразделения, ответственного за подготовку бюджета:
Таблица 1. Начальные бюджеты.
Бюджет/План/Прогноз |
Группа |
Источник |
Бюджет (план) продаж
|
Отдел продаж |
|
Прогноз склада готовой продукции
|
Плановый отдел |
|
План производства
|
Плановый отдел |
|
Прогноз потребности в сырье и материалах
|
Плановый отдел |
|
Прогноз склада сырья и материалов
|
Плановый отдел |
|
Бюджет производственных расходов
|
Бухгалтерия Отдел главного механика |
|
Бюджет оплаты труда в производстве
|
Бухгалтерия |
|
Бюджет закупок сырья и материалов
|
Отдел ВЭД Плановый отдел ВЭД Отдел закупок |
|
Бюджет затрат при продажах
|
Плановый отдел |
|
Бюджет кредитных и иных финансовых операций
|
Финансово-аналитический отдел Бухгалтерии предприятий |
|
Бюджет резервных фондов
|
Финансово-аналитический отдел |
|
Бюджет развития, новых проектов и капитального строительства
|
Отдел развития КБ, Лаборатория, Отдел АСУ, Отдел маркетинга |
|
Бюджет накладных расходов
|
Бухгалтерии предприятий, Отдел закупок, Отдел АСУ, Финансово-аналитический отдел |
Формирование бюджетов производственных и накладных расходов производится на основании предварительно поданных и утвержденных заявок от подразделений. В связи с большим объемом заявок их обработка и учет должны быть реализованы в рамках учетной системы (см. описание системы сбора/утверждения/обработки/учета заявок).
Предварительный перечень работ по внедрению бюджетной политики
- Подготовка базовых номенклатурных справочников в информационной системе:
- Готовая продукция с разбивкой по группам
- Полуфабрикаты
- Ингредиенты
- Упаковка
- Этикетка
- Рецептуры полуфабрикатов и готовой продукции
- Предприятия ГК
- Подразделения и проекты
- Бюджетные статьи
- Подготовка финансовых модулей информационной системы для обработки бюджетов.
- Разработка подсистемы оперативного сбора прогнозов по ценам на сырье и материалы.
- Разработка подсистемы сбора/утверждения/обработки/учета заявок на закупки.
- Разработка подсистемы финансового планирования и прогнозирования.
- Разработка и утверждение плана-графика и порядка подачи и обработки заявок и бюджетов.
- Определение лиц ответственных за сбор, утверждение и отчетность по бюджетам.
- Разработка шаблонов бюджетных документов:
- Заявки на закупки
- Бюджеты по статьям
- Планы-графики бюджетов
- Консолидированный бюджет для утверждения
- Разработка форм отчетов и подсистемы электронных отчетов по выполнению бюджетов и заявок на закупки.
- Разработка форм консолидированной отчетности по выполнению бюджета.
- Обучение сотрудников.
Номенклатура готовой продукции может объединяться в группы.
Расчет выполняется исходя из плана продаж, расчета минимальных запасов готовой продукции на складе и операционных расходов в виде готовой продукции.
Составляется постоянно вне зависимости от типа бюджета.
Устанавливаются исходя из плана продаж
Учитывается готовая продукция, используемая для выплат премий и оплаты услуг. Учет ведется в количественном и ценовом выражении.
т. 9, вып. 27, июль 2016 |
![]() |
Получена: 21.06.2016
Получена в доработанном виде: 30.06.2016
Одобрена: 07.07.2016
Доступна онлайн: 28.07.2016
Рубрика: Экономическая политика
Страницы: 51-62
Швандар К.В. доктор экономических наук, руководитель Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация
shvandar@nifi.ru
Анисимова А.А. младший научный сотрудник Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация
Предмет. В последние два десятилетия можно наблюдать изменения в политике расходов и налогообложения многих развитых стран. Это связано с необходимостью финансирования дефицита бюджетов, увеличивающихся в том числе вследствие растущих государственных расходов на различные государственные программы. Долговые кризисы были следствием подобных политик развитых стран. В связи со сложившейся ситуацией в этих странах были предприняты попытки осуществления фискальной консолидации.
Цели. Анализ процесса осуществления фискальной консолидации в мировой практике, а также обзор основных причин ее проведения.
Методология. В первой части работы представлены теоретические аспекты фискальной консолидации, а также основные стратегии ее осуществления в мировой практике в зависимости от экономической ситуации. Во второй части представлены примеры стран, осуществивших фискальную консолидацию, проведен анализ мер фискальной консолидации, а также анализ дополнительных реформ.
Результаты. На основе проведенного анализа примеров осуществления фискальной консолидации в мировой практике были выявлены: основная цель фискальной консолидации; необходимые факторы для достижения долгосрочного положительного эффекта от фискальных реформ и экономического роста, а также основные проблемы, с которыми сталкивались страны, осуществлявшие фискальную консолидацию.
Выводы. Основной целью проведения фискальной консолидации являлось сокращение дефицита бюджета и уменьшение уровня государственного долга. Для достижения положительного эффекта от фискальных реформ, а также экономического роста в долгосрочном периоде необходимы также дополняющие реформы (реформы социального обеспечения и финансовой системы, рынка труда и т.п). Анализ фискальной консолидации в приведенных примерах выявил, что в долгосрочном периоде сложно сохранить положительные результаты реформ (только в Чили это удалось осуществить в полной мере).
Ключевые слова: фискальная консолидация, реформы, налоговые доходы, дефицит бюджета, государственный долг
Список литературы:
Посмотреть другие статьи номера »